Современная мировая система построена таким образом, что государства активно пользуются заемными средствами – в связи с этим возникает такая финансовая и правовая категория, как государственный долг.
Государственный долг представляет собой результат взаимодействия исполнительных органов государственной власти с юридическими и физическими лицами, являющимися или не являющимися резидентами данной страны, международными финансовыми организациями и исполнительными органами других государств по вопросам формирования фонда заемных средств для удовлетворения потребностей государства.
Государственный долг включает в себя:
Итак, ключевым является материальное содержание долга – сумма задолженности, займов, масса заимствованного капитала.
Государственный долг может быть разделен на два типа:
Разные авторы в основу разделения государственного долга на внутренний и внешний помещают разные основания:
В разных странах применяются разные подходы; в настоящее время сложно говорить, что один из них является доминирующим.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать определение внутреннего государственного долга. Первым приведем определение, исходя из валютного признака.
Государственный внутренний долг – это задолженность государства по внутренним займам и государственным гарантиям, включая невыплаченные по ним проценты, оформленная в соответствии с законодательством как обязательства перед физическими и юридическими лицами, международными финансовыми организациями, иностранными государствами, выраженная в национальной валюте.
Если исходить из резидентского признака, определение будет отличаться. В Бюджетном кодексе используется смешанный подход.
Под государственным внутренним долгом понимают урегулированные нормами права публичные долговые обязательства по отношению к неограниченному кругу кредиторов в национальной валюте (рублях), а также обязательства субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте.
На первый взгляд может показаться странным, что между Российской Федерацией и ее субъектами ведутся расчеты в иностранной валюте. Чаще всего такая ситуация возникает при использовании целевого иностранного кредитования.
Прекращение обязательств может быть произведено двумя способами:
Государственный долг можно разделить на две категории:
По видам обязательств государственный внутренний долг подразделяется на следующие категории:
Преобладающей в Российской Федерации является облигационная форма обязательств. В рамках программ государственный внутренних заимствований в России, закрепляемых федеральными законами о бюджете, используется именно этот подход.
В зависимости от срока, на который оформлен долг, различают:
По способу размещения различают виды государственного внутреннего заимствования:
В современной России все государственные заимствования носят сугубо добровольный характер. Если лицо не желает приобретать государственные облигации, никто не может его заставить. Но в некоторых странах (и в некоторые периоды истории нашей страны) практиковались принудительные подписки на выпуски государственных облигаций.
Все государственные обязательства учитываются и регистрируются в Государственной долговой книге соответствующего уровня. В книге фиксируется информация о сумме долга, дате его возникновения и об этапах исполнения обязательств (полное погашение или частичные выплаты). В книгу вносятся такие виды внутренних долговых обязательств, как: