Государственный долг представляет собой результат производимых государством финансовых заимствований (как накопленная, но не погашенная сумма – с учетом начисленных и не выплаченных процентов за пользование денежными средствами).
Важным делением для целей управления государственным долгом является разграничение внутреннего и внешнего долга.
Эта классификация требует введения четкого признака, по которому конкретный долг можно отнести к той или иной категории. Существует несколько подходов:
В мировой практике встречается разделение как по валютному, так и по субъектному признакам. Второй встречается чаще. В России в соответствии с Бюджетным Кодексом применяется валютный подход с одной оговоркой.
По Бюджетному Кодексу, внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований)
Таким образом, если субъект федерации или муниципальное образование получает в долг средства в иностранной валюте от Российской Федерации, они не входят в состав внешнего долга. Это логично, поскольку позволяет избежать двойного начисления. Целевой иностранный кредит уже учтен как внешний долг Российской Федерации перед иностранным кредитором (международной организацией или другим государством), поэтому дальнейшее его движение внутри бюджетной системы является сугубо внутренним долгом.
Государственный долг должен рассматриваться как комплексный финансово-правовой институт.
Внешний государственный долг – это система норм и правил, касающихся взаимоотношений между органами государственной власти и международными экономическими агентами.
В соответствии с этим определением, внешний государственный долг включает в себя такие компоненты:
В Российской Федерации структуру внешнего государственного долга регламентирует Бюджетный Кодекс. В соответствии со ст. 98, в состав внешнего долга входят следующие обязательства:
Бюджетное законодательство признает только денежную форму внешних заимствований (не рассматривает заимствование товарных ценностей).
По форме различают следующие формы внешних заимствований:
Государственные внешние заимствования производятся в соответствии с Программой государственных внешних заимствований Российской Федерации. Это Программа входит в федеральный закон о бюджете на предстоящий финансовый год и плановый период.
Программа государственных внешних заимствований – это перечень внешних заимствований России, в котором отражается разница между объемом привлекаемых и объемом выплачиваемых для погашения основного долга средств в разрезе видов долговых обязательств.
В рамках Программы государственные внешние заимствования делятся на:
В Программе по каждому заимствованию указываются определяющие сведения:
В структуре внешних заимствований преобладают государственные займы, выпущенные в форме долговых ценных бумаг (с указанием номинальной стоимости в иностранной валюте).