Внешним долгом России называют возникающие в иностранной валюте обязательства Российской Федерации.
Внешним долгом, как правило, называют совокупный долг резидентов страны (включая коммерческие и государственные структуры). Иногда отдельно рассматривают государственный внешний долг, то есть долг:
С момента формирования Российской Федерации основу внешнего государственного долга составлял долг бывшего СССР (Россия стала правопреемницей, бывшие союзные республики отказались от причитающейся им доли зарубежных активов СССР и от обязательств по его долгу).
В 1990-е годы Россия активно набирала новые, уже собственные долги. Это привело к росту внешнего государственного долга, который достиг максимума после дефолта 1998 года. С этого момента началось постепенное погашение государственного внешнего долга. Ключевые выплаты:
С начала 2000-х превалировать в общем внешнем долге начинает не государственный, а коммерческий кредит. Хотя государственный долг уменьшался, общий внешний долг возрастал вплоть до начала кризиса 2008 года. В этом году наблюдалось уменьшение объема внешних заимствований, однако уже в 2009 году рост возобновился, а в 2012 году был достигнут докризисный уровень. Новый пик наблюдался в 2014 году, когда снижение долга стало обусловлено санкциями (западные финансовые институты перестали предоставлять россиянам кредиты). Вследствие проведенных крупных выплат в России развился валютный кризис, курс рубля резко обрушился.
Хотя абсолютные показатели внешнего долга улучшаются (объем задолженности снижается), для оценки состояния экономики более показательны относительные величины; а они демонстрируют негативную динамику:
Основные внешние долги России:
Программа кредитования Россией иностранных государств является засекреченной информацией, в открытом доступе находятся только обобщенные сведения о ней. Это связано с тем, что часть кредитов выдается в рамках программ военно-технического сотрудничества (средства являются целевыми на закупку российского оружия).
В структуре внешнего долга могут быть выделены различные категории долга.
По заемщику:
По кредитору (и времени возникновения долга):
Негативной тенденцией является увеличение доли просроченной задолженности: страны-заемщики не выполняют в срок взятые на себя обязательства.
Весьма дискуссионной является российская практика списания долгов заемщикам. После очередного списания эта тема регулярно обостряется и активно обсуждается в средствах массовой информации. Граждане подсчитывают, сколько школ, больниц и других учреждений можно было бы построить на деньги, от получения которых государство отказалось. Политики и экономисты обосновывают решение безнадежностью должников, невозможностью получить с них хоть какие-то деньги или товары. В то же время мировой практикой является получение преференций (политических или экономических) в благодарность за прощение долга.
Некоторые списания долгов Российской Федерацией (как по выданным СССР кредитам, так и по российским кредитам):
В целом было списано более 140 миллиардов долларов, которые более 20 стран должны были России (или России как правопреемнице СССР). Вопросы корпоративных долгов регулируются в рамках коммерческих отношений, но регулирование государственного долга прямым образом затрагивает граждан государства. Очень много вопросов вызывает повторная выдача кредитов странам, получившим списание как безнадежные должники.