Денежные власти развитых стран имеют в своем арсенале разнообразные инструменты монетарной политики:
Денежные власти не ограничиваются выбором инструментов какой-то одной категории, эффект можно получить, только применяя их в совокупности и взаимодействии. При этом ориентация разных методов не должна быть противоречивой.
Административно-количественные инструменты (инструменты прямого контроля) реализуются в форме инструкций, директив Центрального банка (или другого органа денежной власти), нацеленных на ограничения сферы деятельности кредитных институтов для осуществления контроля над количеством или ценой денег, находящихся в коммерческих банках и небанковских кредитных организациях, а также предоставляемых ими кредитов.
В качестве примеров инструментов этого класса можно привести:
Инструменты прямого контроля могут затрагивать отдельные банки, группы кредитных организаций или отдельные виды банковских операций, т.е. носить селективный характер – например, лимиты по ставкам кредитования по ипотечным кредитам.
Чаще всего прямой контроль применяют в странах, где финансовые рынки развиты недостаточно, что делает применение других инструментов монетарной политики неэффективным, либо в ситуациях кризиса, когда необходимо быстрое и жесткое воздействие на сферу финансов. Однако если на протяжении длительного срока применяются преимущественно административные инструменты регулирования, происходит искажение рыночной ситуации, отток ресурсов на «серые» или «черные» рынки (теневой сектор экономики, другие страны), формирование привычки использовать денежные суррогаты вместо денег и прочие негативные явления.
К инструментам рыночного регулирования (косвенного воздействия) относят инструменты, оказывающие влияние путем формирования на рынке капиталов и денежном рынке определенных условий, обуславливающих мотивацию хозяйствующих субъектов к желаемым денежными властями действиям.
Косвенные инструменты являются более гибкими, чем прямое регулирование, но результаты их использования более сложно прогнозируются, не всегда оказываются адекватными исходя из намеченных целей. Однако в мире наблюдается тенденция к финансовой либерализации, т.е. переходе от прямых инструментов к косвенным.
Финансовая либерализация содействует повышению эффективности распределения сбережений в рамках экономики, гармоничному развитию рынков капитала и финансовых инструментов.
В статье 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» перечисляются основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:
Таким образом, список не является исчерпывающим – Банк России может применять разнообразные инструменты на свое усмотрение. Тем не менее, наиболее популярные и часто используемые инструменты в законе перечислены.
Первым инструментом является оперирование процентными ставками, основной из которых выступает ключевая ставка Банка России. Уровень ключевой ставки оказывает влияние на различные процентные ставки, используемые в экономических отношениях, в частности на:
Трансляция решения об уровне ключевой ставки в экономику осуществляется как по чисто информационным каналам (ставка публикуется на сайте Центрального банка и в различных средствах массовой информации), так и путем поведения Банком России операций с коммерческими банками по предоставлению или привлечению у них денежных средств. Этот процесс называется «управление банковской ликвидностью».
Смысл изменения нормативов по обязательным резервам состоит в следующем. Все кредитные организации обязаны отдавать определенный процент привлеченных средств на хранение в Центральный банк – это служит своеобразной гарантией безопасности вкладчиков. Чем больше средств следует «заморозить» таким образом, тем меньше их остается в распоряжении коммерческого банка, тем меньше средств участвует в процессе банковской мультипликации и тем меньше предложение денег в экономике.
Центральный банк осуществляет операции по покупке и продаже ценных бумаг на открытом рынке, что также позволяет абсорбировать излишнюю ликвидность, или, напротив, осуществить вливания денег.
Таргетирование, или установление ориентиров роста денежной массы, позволяет регулировать количество обращающихся денег (денежный агрегат М2) исходя из предполагаемой динамики валового внутреннего продукта, скорости обращения денег и уровня инфляции.
Прямые количественные ограничения в основном применяются в кризисных ситуациях – например, в 1991 году была установлена предельная ставка по выдаваемым коммерческими банками кредитам, а в 1994 году – предельный размер маржи (разницы между ценой привлечения коммерческими банками ресурсов и их перепродажи в форме кредита).
В условиях структурного профицита ликвидности Банк России только абсорбирует средства кредитных организаций на длительные сроки с помощью аукционов по размещению облигаций Банка России (ОБР).