Под целью денежно-кредитной политики понимают фиксированный количественный показатель, на достижение которого ориентируются денежные власти при выборе инструментальных переменных и инструментов монетарной политики.
Иными словами, цель денежно-кредитной политики – это то, ради чего проводится эта политика. Выбирая, как действовать, денежные власти оценивают, позволит ли действие приблизиться к желаемому результату.
Цель должна иметь количественное выражение. Целью не может служить «улучшение благосостояние населения» или «ускорение экономического роста» - по таким целям невозможно оценить эффективность проводимой политики. Например, темп экономического роста увеличился на 2% - это могло стать следствием как очень эффективной экономической политики (если до этого темп был нулевым и страна находилась в кризисе), так и крайне неэффективной (если страна находилась в фазе подъема и без вмешательства денежных властей темп бы составил 5%).
Исследователи предлагают пользоваться иерархией целей монетарной политики:
Под конечными целями денежно-кредитной политики понимают глобальные макроэкономические цели, постоянные для экономики.
Наиболее распространенными конечными целями являются:
Полной занятостью называют такой уровень занятости, при котором отсутствует циклическая безработица (существует только фрикционная и структурная безработица). В таких условиях реальный чистый национальный продукт совпадает с потенциальным, поскольку экономика использует все доступные ресурсы в производстве товаров и услуг.
Конечные цели характеризуются относительной статичностью (редко изменяются), большим отставанием от даты применения того или иного инструмента денежно-кредитной политики. Импульс к конечным целям передается достаточно долго, что затрудняет оценку конкретных мероприятий по конечным целям политики.
Даже на бытовом уровне люди, поставив себе какую-то глобальную цель, разбивают ее на более мелкие цели или подцели. Например, если человек хочет научиться готовить блюда высокой кухни, сначала ему необходимо освоить базовые кулинарные навыки и приготовление по более простым рецептам. Аналогично ситуация выглядит и с целями денежно-кредитной политики – наряду с конечной целью денежные власти формулируют набор промежуточных целей.
Эффективность реализации денежно-кредитной политики в целом существенно зависит от адекватности (по отношению к реальным экономическим условиям) поставленных промежуточных целей. Формулирование промежуточных целей важно как для реализации стратегии развития экономики, так и для формирования у денежных властей понимания по основным направлениям деятельность на ближайший год или более длительный период.
Выбор промежуточных целей – достаточно сложная задача, поскольку необходимо:
Критерии, применяемые при выборе промежуточных целей:
Формулирование промежуточных целей может носить как качественный, так и количественный характер.
Промежуточные цели условно можно поделить на две категории, полярные точки которых характеризуются следующими признаками:
Таким образом, денежные власти нередко не имеют возможности достижения даже промежуточных целей с помощью прямого применения доступных инструментов. Это порождает необходимость более глубокой декомпозиции и выделения операционных (тактических) целей.
Набор переменных, позволяющий достичь промежуточных целей и подверженный непосредственному влиянию со стороны денежных властей, называется операционными целями денежно-кредитной политики.
Наиболее типичными операционными целями являются:
Денежная база — совокупность обязательств центрального банка, которые могут быть использованы для создания денежной массы. Включает в себя наличные деньги в обращении и обязательства центрального банка перед кредитными организациями.
Банковские резервы — средства коммерческих банков и других кредитных институтов, которые они обязаны хранить в центральном банке в качестве обеспечения некоторых своих операций в соответствии с нормами обязательных резервов.
Операционные цели тесно связаны с конкретными инструментами, доступными денежным властям. Так, к примеру, Центральный банк может прямым образом влиять на денежную базу (в силу монопольного права эмиссии наличных денег), на резервы (поскольку устанавливает нормативы обязательного резервирования для коммерческих банков – обобщенные или дифференцированные для разных видов вкладов) и на процентные ставки путем определения ключевой ставки или ставки рефинансирования.