Становление современной кредитной системы Казахстана, так же как и других стран СНГ, началось сравнительно недавно на базе кредитной системы СССР, имеющей плановый централизованный характер.
Начало трансформации может быть датировано 1987 годом – началом банковской реформы. Сравнительно недолгое время в стране параллельно существовали старые и новые банковские структуры, и за несколько лет была образована отвечающая рыночным требованиям двухуровневая банковская система:
В реформировании кредитной системе Казахстана могут быть выделены три этапа:
В целом произошел переход от высокомонополизированной административно-управляемой государственной кредитной системы к гибкой и динамичной, ориентированной на рыночный успех системе кредитных учреждений. В то же время поиск оптимальной формы институционального устройства кредитной системы в Республике Казахстан еще не завершен, механизмы работы на денежном рынке меняются, появляются новые методы обслуживания, новые услуги.
Ядро кредитной системы образует банковская система (она дополняется парабанковской системой – другими кредитными институтами).
Главным банком Казахстана является Национальный банк, находящийся в государственной собственности. Положение центрального банка двояко:
Среди основных задач Национального банка можно отметить:
В банковской системе Казахстана можно найти признаки старой советской системы, но в основном она функционирует как классическая рыночная двухуровневая банковская система, представленная центральным банком и системой коммерческих банков. «Пережитком прошлого» является кредитование бывшими специализированными отраслевыми банками своих старых клиентов (крупные предприятия с государственным участием) на льготных условиях. Это заставляет другие банки снижать ставки по кредитам в конкурентной борьбе. Что касается вкладов населения, здесь так же сильны традиции и доверие к сберегательному банку (сохранность вкладов в котором по-прежнему гарантируется государством). Еще одним фактором выбора этого банка является оставшаяся с советских времен разветвленная филиальная сеть (ни один новый коммерческий банк не открыл столько отделений в стране). В новых условиях он активно кредитует население, в то время как большинство других банков ориентировано на кредитование юридических лиц как более крупных клиентов. Тем не менее, тенденции к демонополизации работы с населением имеют место.
Сфера расчетного обслуживания предприятий более высококонкурентна: банки заинтересованы в солидных клиентах с большими оборотами. Если говорить о кредитовании юридических лиц, в условиях экономической нестабильности и инфляции преобладают краткосрочные кредиты (на 3-4 месяца). При этом имеется существенная дифференциация кредитных ставок в зависимости от различных показателей:
Ориентиром при определении ставок по кредитам и депозитам выступает учетная ставка Национального банка.
Коммерческие банки активно вкладывают средства в свободно конвертируемые валюты (что связано с нестабильностью курса тенге – девальвации валюты Казахстана связаны с девальвациями российского рубля; даже в условиях плавных изменений курс тенге постепенно снижается).
Значительную часть средств коммерческие банки размещают на резервных и корреспондентских счетах в Национальном банке.