Кредитная политика предприятия


Кредитная политика предприятия

Разработка кредитной политики предприятия

Прежде чем переходить к описанию кредитной политики предприятия, необходимо дать терминологическое пояснение. По российскому законодательству, собственно кредитованием могут заниматься только специализированные кредитные организации.

Замечание 1

В соответствии с Гражданским кодексом, по кредитному договору банк или небанковская кредитная организация, называемая кредитором, предоставляет кредит (денежные средства) заемщику, а заемщик впоследствии возвращает полученную сумму денег и уплачивает проценты за ее использование.

Однако имеются исключения – коммерческий и товарный кредит. В этом случае кредитором может выступать не только кредитная организация. Однако товарный и коммерческий кредит имеют свою специфику – они должны быть неразрывно связаны с иной сделкой. Кредитор не просто передает заемщику денежные средства, а либо перечисляет их в виде предоплаты (аванса) за будущую поставку товара (оказание услуги) – если кредитором выступает покупатель (заказчик), либо, напротив, отгружает товар (оказывает услугу) на условиях отсрочки (рассрочки) платежа – если кредитором выступает продавец (подрядчик).

Кредитная политика предприятия позволяет ответить на три вопроса:

  • кому должен предоставляться кредит,
  • на каких условиях он должен выдаваться,
  • какой объем предоставления кредита оптимален для компании.

Теоретически предприятия могут вообще никому не предоставлять кредит. В некоторых сферах такой подход оправдан, например, в розничной торговле продуктами питания (человек сразу расплачивается за свои покупки на кассе). В некоторых сферах, напротив, почти невозможно найти покупателя продукции, если не предоставить ему кредит. Так, все крупные торговые сети работают с поставщиками исключительно на условиях отсрочки платежа.

Эффективность кредитной политики определяется по основному критерию – росту доходности компании. Он обеспечивается либо путем увеличения объема продаж (если начинает применяться более мягкая кредитная политика), либо путем ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности (если начинает применяться более жесткая кредитная политика).

Разработка кредитной политики предприятия состоит в поиске оптимального соотношения между мягкостью и жесткостью с учетом как макроэкономических (внешних), так и микроэкономических (внутренних) факторов. Если использовать математический аппарат, выражающийся в предельном анализе, то искомая точка равновесия по объему и срокам предоставления кредита должна определяться следующим образом: кредитную политику следует либерализовать до тех пор, пока издержки предоставления кредита не сравняются с получаемыми от его предоставления выгодами для компании.

Кредитная политика не должна быть излишне детализированной. Конкретный перечень контрагентов с указанием сроков и лимитов кредитования относится уже не к разработке, а к реализации кредитной политики. На стадии разработки могут быть определены лишь критерии оценки контрагентов, отнесения их к той или иной группе, для которой устанавливаются определенные правила кредитования.

Инструменты кредитной политики предприятия

Определение 1

Инструменты кредитной политики – это оценочные шаблоны для потенциальных дебиторов, а также регламент и процедуры работы с задолженностью (начиная с этапа ее возникновения).

Первый вопрос кредитной политики предприятия – кому целесообразно предоставлять кредит – определяется рисками невозврата (или несвоевременного возврата) задолженности. В связи с этим одной из базовых задач кредитной политики является разделение заемщиков по группам риска. Одним из популярнейших методов решения этой задачи является кредитный скоринг.

Определение 2

Под кредитным скорингом понимают систему оценки кредитных рисков (кредитоспособности) заемщика (физического или юридического лица), основанную на численных статистических методах.

Потенциальному дебитору выставляются оценки в баллах (английское score – от этого и название «скоринг») по различным показателям. Затем баллы суммируются, и итоговый балл позволяет присвоить некий класс кредитоспособности. В случае кредитования предприятием в качестве параметров могут использовать такие показатели:

  • период функционирования предприятия (как давно оно действует),
  • продолжительность работы с данным предприятием,
  • объем накопленной дебиторской задолженности,
  • среднемесячный объем продаж и т.д.

Если скоринг позволяет взвесить риски, связанные с предоставлением кредитов отдельным покупателям, то метод определения оптимального срока кредита (the economic time of credit) дает представление об эффективности коммерческой сделки, отвечая на вопрос об условиях размещения коммерческого кредита.

Предоставление коммерческого кредита чаще всего производится на беспроцентной основе (либо по ставкам ниже, чем на денежном рынке). Соответственно, кредитор отвлекает денежные средства из своего оборота, упускает возможность получить прибыль от их использования, подвергает себя риску невыплаты кредита за небольшое или отсутствующее вознаграждение. Разумеется, совершает такое «нелогичное» действие он не из альтруизма или доброго отношения к заемщику, а ради увеличения объема продаж и прибыли от продаж. Тем не менее, если предоставлять кредиты на долгий срок, издержки могут превысить эту прибыль. Необходимо помнить, что самой компании тоже нужны финансовые ресурсы, за которыми она нередко вынуждена обращаться к третьим лицам (банкам или собственным поставщикам).

Важным инструментом реализации кредитной политики является работа с уже имеющейся дебиторской задолженностью, особенно просроченной. Осуществляется как досудебное урегулирование (напоминание о необходимости оплаты, приостановка отгрузок до погашения задолженности и т.д.), так и судебное регулирование задолженности. Если не проводить эти мероприятия, то собираемость задолженности будет намного ниже.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :