В настоящее время наличные деньги подавляющего большинства стран являются неполноценными. Это значит, что их изготовление стоит намного меньше, чем номинал. Это делает процесс изготовления денег выгодным за счет получения сеньоража.
Сеньораж – получаемый от выпуска денег доход. Вычисляется как разница между номиналом изготовленных денег и их себестоимостью.
Когда деньги были полноценными, не играло особой роли, кто их производит. В некоторых странах свободное хождение имели иностранные деньги (при условии, что золотое или серебряное содержание их было достаточным). Монетные дворы свободно производили чеканку монет «из материала заказчика». С неполноценными деньгами такая система работать не может. Для примера достаточно указать, что производство 5000 рублевой банкноты стоит менее 10 рублей, а 100 долларовой купюры – около 12 центов – сложно представить другое производство с подобной рентабельностью. Если в соответствии с рыночными законами инвестиции будут перетекать в наиболее доходную отрасль и все желающие займутся производством денег, а не других товаров и услуг, общество не сможет функционировать – нечего будет есть, нечего будет носить, в принципе нечего будет обменивать на деньги. Поэтому возможности выпуска денег ограничиваются, назначаются ответственные органы, имеющие монопольное право эмиссии.
В России – в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» правом монопольной эмиссии денег обладает Центральный банк. Вообще возложение эмиссионных функций на центральный банк государства или надгосударственного образования (или органа, выполняющего его функции – как Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки) достаточно типично, но возможны и иные эмиссионные схемы (например, эмиссия Казначейством или несколькими уполномоченными на это коммерческими банками).
Если деньги выпускает лицо (организация), не имеющая на это права, такая деятельность преследуется по закону. Для облегчения выявления незаконно изготовленных денег используется множество степеней защиты, усложняющих изготовление денег в кустарных условиях.
Изъятие из обращения денег также регламентируется. Здесь следует различать две схемы изъятия:
Текущие денежные операции могут осуществляться между разными субъектами:
В денежных операциях могут участвовать и государственные органы, но они почти полностью переведены на безналичные расчеты.
Если в наличное денежное обращение вовлечена организация, то все расчеты должны вестись через кассу (и в бухгалтерском учете отображаться на соответствующем счете). Кассовые операции регламентируются Указанием Банка России от 11.03.2014 N 3210-У (ред. от 19.06.2017) «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства».
Деньги в кассу организации могут поступать из разных источников, в частности:
Юридические лица (кроме малых предприятий) должны определить лимит кассового остатка, и если в кассе оказывается больше наличных денег – сдавать их в банк. Сама процедура сдачи может производиться как непосредственно представителем организации в кассу банка (или через автоматический депозитор, если такая опция предусмотрена договором банковского обслуживания), или инкассаторам – в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка.
Существуют ограничения на расчеты наличными деньгами для юридических лиц. Так, другому юридическому лицу можно производить оплату наличными деньгами, но в размере не более 100 тысяч рублей в рамках одного заключенного договора.
Выдача наличных денег из кассы может оформляться по разным документам, в частности:
Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.