Денежное обращение – это непрерывное движение денег в безналичной и наличной формах, позволяющее им реализовать свои функции.
Денежное обращение включает в себя разнообразные потоки денег:
Денежная система – это закрепленный законодательно способ устройства денежного обращения.
Исходя из самого определения денежной системы, она представляет собой объект правового регулирования. Нормативно-правовое регулирование денежной системы (и денежного обращения) осуществляется с целью обеспечения стабильного функционирования денежного обращения, что является необходимым условием эффективного развития экономики в общем.
В качестве главной задачи правового и финансового регулирования денежного обращения может быть выделено поддержание правильного соотношения между стоимостью предлагаемых на внутреннем рынке товаров и услуг с одной стороны и доходами организаций и населения, выраженными в денежной форме, с другой стороны. Именно поддержание баланса между этими показателями позволяет обеспечить необходимое и достаточное количество денег в обращении.
Платежные, покупательные и накопительные средства, требуемые для удовлетворения потребностей населения и организаций, а также для развития экономики государства, определяются как денежная масса – совокупность наличных и безналичных денег в обращении.
Денежное обращение не является в полной мере саморегулируемым. Особая роль в регулировании этой сферы общественных отношений отводится Центральному банку. Центральный банк (или орган, выполняющий его функции – например, Федеральная резервная система в США) задает «правила игры» на денежном рынке, определяет целевые ориентиры и проводит денежно-кредитную политику.
Среди источников правого регулирования денежного обращения в российском праве можно выделить пять основных групп актов. Приведем их в порядке убывания юридической силы и возрастания детализированности объекта регламентации:
Расположенные на более низком уровне документы не могут противоречить расположенным на более высоком – только дополнять их, уточнять некие положения. Так, например, Центральный банк определяет максимальный наличный платеж между юридическими лицами – 100 тысяч рублей по одному договору. Директор ООО «Ромашка» для своего предприятия может установить лимит в 50 тысяч рублей и не одобрять наличные платежи на большую сумму, а лимит в 200 тысяч установить он не имеет права.
Акты более низкого уровня могут в принципе регламентировать не рассмотренные в актах более высокого уровня положения. Так, например, Центральный банк определяет в общем, что для осуществления наличных платежей в организации должна быть учреждена касса и назначено лицо. Организация может самостоятельно определить требования к кассиру и не назначать на эту должность (связанную с материальной ответственностью), к примеру, лиц, проработавших в организации менее определенного срока, либо не сдавших квалификационный экзамен.
Наиболее общие характеристики денежного обращения (денежной системы) Российской Федерации устанавливает Конституция. Статья 71 относит к ведению Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики. В статье 75 провозглашены следующие положения:
Огромное значение в системе правового регулирования денежного обращения имеет Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). В этом законе, среди прочего, имеются следующие главы:
Этот закон, в частности, более детально описывает порядок эмиссии наличных денег (еще раз утверждая монопольное право Центрального банка в этом процессе), порядок изъятия денег из обращения и другие аспекты деятельности Банка России.
Примером Постановления Правительства может служить Постановление «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Среди актов Центрального банка можно отметить следующие:
Некоторые положения, сформулированные Центральным банком, прямо указывают на необходимость формирования предприятиями собственных локальных актов, действующих исключительно для принявших их предприятий (например, определение кассового лимита).