Даже в условиях рыночной экономики вмешательство государства неизбежно – хоть и не в таком масштабе, как при плановой экономике. Государство осуществляет макроэкономическую политику.
Макроэкономическая политика – это государственная политика, направленная на поддержку экономического роста, ограничение уровней инфляции и безработицы, обеспечение экономической стабильности и предотвращение кризисов.
Основные компоненты макроэкономической политики:
Таким образом, если рассматривать внутреннюю экономическую политику, регулирование налогов и денежного обращения представляют собой два важнейших инструмента государственного регулирования.
Фискальной (налогово-бюджетной) политикой называется деятельность государства, нацеленная на смягчение экономических циклов через изменение параметров совокупных издержек.
Инструменты фискальной политики:
Осуществление фискальной политики для государства проще, поскольку речь идет о прямом воздействии. Правительству не приходится принимать специальных решений, связанных с ее исполнением и проведением в жизнь. Направления проведения фискальной политики:
По механизму реализации различают два вида фискальной политики:
Монетарной (денежно-кредитной) политикой называется деятельность государства, нацеленная на смягчение экономических циклов через изменение предложения денег. Проводником монетарной политики выступают денежные власти (чаще всего Центральный банк).
Центральный банк может осуществлять различные мероприятия для изменения объема денежного предложения:
Монетарная политика в первую очередь оказывает влияние на банковскую систему. При этом реакция экономики в целом на монетарную политику наступает медленнее, чем на фискальную.
Налоговая и денежная политика должны быть согласованы между собой, в противном случае их эффект будет нивелироваться.
Система финансовых отношений между государством и сектором предприятий представлена различными платежами:
Эти платежи имеют различное отражение на ценах:
Максимально влияют на структуру и уровень цен следующие платежи:
В некоторых сферах деятельности перечисленные платежи могут составлять более половины выручки, что неизбежно приводит к существенному повышению цен.
Рассмотрим простейший пример установления равновесной цены под действием рыночного механизма. Допустим, спрос задан функций Qd = 10 -2P, а предложение Qs = 7 + P. Равновесная цена в таком случае составит 1 денежную единицу, равновесный объем – 8 единиц товара.
Теперь предположим, что государство устанавливает налог в 1 денежную единицу с каждой единицы товара, и этот налог уплачивает продавец. Тогда продавец себе получит не P денежных единиц, а (P - 1) денежную единицу. Объем предложения будет описываться как Qs = 7 + (P - 1) = 6 + P. При неизменном спросе равновесная цена составит уже 1,33 денежных единицы. При этом хуже станет как для покупателя (придется платить больше на 0,33 денежных единицы), так и для продавца (он будет получать меньше на 0,67 денежных единиц, чем до введения налога).
Уровень цен прямым образом влияет на денежное обращение. В соответствии с уравнением обмена Фишера, необходимая для денежного обращения сумма определяется по формуле:
M = P • Q / V, где:
Итак, если цены увеличиваются, то для функционирования хозяйственной системы требуется больше денег (либо при том же количестве денег должен снижаться объем производства для сохранения равенства правой и левой части).
Кроме того, излишнее повышение налогов приводит к таким последствиям:
Иными словами, возникает парадоксальная ситуация: увеличение ставки налогов ведет к снижению собираемых сумм.