Неотъемлемой частью макроэкономики любой страны являются деньги. Деньги – это своеобразная кровеносная система экономики: они обеспечивают перенос ценности между отраслями, между регионами, между отдельными субъектами экономических отношений. Деньги выступают мотиватором экономической деятельности:
Чтобы экономика стабильно функционировала, количество денег должно быть четко выверено:
В денежно-кредитной политике страны есть два важных взаимосвязанных понятия:
Первое из них – денежная база – первично. Само слово «база» указывает, что она лежит в основе, в фундаменте. Денежная масса формируется из денежной базы с помощью механизма банковского мультипликатора – иными словами, денежная база умножается на некоторый коэффициент, свойственный конкретной экономике.
Формирование денежной базы – это прерогатива центрального банка данной страны.
Под денежной базой понимаются обязательства центрального банка, служащие основой для образования денежной массы.
Центральный банк устанавливает целевые показатели для денежной массы, а чтобы повлиять на ее объем, может оперировать как денежной базой, так и мультипликатором. Но воздействие на мультипликатор в определенной степени носит косвенный характер (центральный банк может только ограничить его сверху), а на денежную базу – абсолютно прямое.
Денежная база представлена двумя компонентами:
С наличными деньгами мы сталкиваемся каждый день. Хотя доля безналичных платежей увеличивается, даже в бытовых расчетах все чаще применяется оплата по карте, наличность сохраняет существенное распространение.
Наличные деньги – это деньги, представленные банковскими билетами (банкнотами) и разменной монетой.
Регулирование наличного денежного оборота лежит на центральном банке. Именно центральный банк:
Эмиссия наличных денег – это выпуск денег в обращение, приводящий к увеличению денежной массы.
Выполняя две противоположно направленные операции (выпуск денег и изъятие денег), центральный банк может уменьшать или увеличивать денежную базу в соответствии с целями кредитно-денежной политики.
Следует отметить, что постоянно происходит процесс замены ветхих, исчерпавших свой ресурс купюр на новые. Эта операция также производится центральным банком, но на объем денежной базы (и денежной массы) не влияет.
В России Центральный банк обладает монопольным правом эмиссии наличных денег. В других странах система выпуска денег может быть организована иначе (этим правом могут быть наделены другие органы), но в любом случае она производится во взаимодействии с центральным банком как органом денежной власти.
Центральные банки имеют собственные хранилища денег. Это позволяет оперативно влиять на денежную базу:
Суммы, находящиеся в хранилищах, не учитываются в составе денежной базы. Проиллюстрируем это на бытовом примере. Если вы каждый день покупаете пирожок в буфете на работе, а в один день, не имея денег, пишете для буфетчицы расписку: «Я, Иванов Иван Иванович, должен в буфет 10 рублей за пирожок с капустой», - это эмиссия (у вас возникло долговое обязательство). Если же вы, ожидая, что такая ситуация может возникнуть, пишете заготовку расписки и кладете в ящик своего стола, обязательство еще не возникло, эмиссия не произошла.
Особую роль в формировании денежной массы играет такой компонент денежной базы, как обязательные резервы коммерческих банков. Они включаются даже в узкое понимание денежной базы.
Современная банковская система строится на принципах обязательного частичного резервирования. Если клиент вносит депозит в банк, тот не может распоряжаться всей суммой, а должен произвести частичное резервирование (зачислить часть клиентских денег на счет в центральном банке). Это необходимо для обеспечения стабильности, если вдруг клиенты захотят снять свой вклад, а у банка не будет свободных средств для выплаты. Например, 100 клиентов принесут в банк вклады по 1000 рублей. Банк отчислит 5% (5000 рублей) в центральный банк, а оставшиеся 100 тысяч раздаст в кредит. Даже если 5 клиентов захотят досрочно получить свои деньги назад, у банка будет «запас прочности». Нормы обязательных резервов определяет центральный банк, исходя из статистики и оценок стабильности системы в целом.