Под государственным (и муниципальным) кредитом понимают денежные отношения, в рамках которых государство, его субъекты или муниципальные образования предоставляют свободные денежные средства, находящиеся в их распоряжении, во временное пользование на платной, срочной, возвратной основе экономическим субъектам, международным организациям или иностранным государствам либо привлекают на основе тех же принципов во временное пользование средства экономических субъектов, международных организаций или иностранных государств.
Итак, у отношений государственного кредита есть как минимум две стороны:
При этом государство может выступать как кредитором, так и заемщиком. Это порождает двойственность трактовки термина.
Если государство берет деньги в долг, формируются долговые обязательства. Накопленную кредиторскую задолженность в таком случае называют государственным (или муниципальным) долгом.
Во втором случае – если государство (муниципалитет) предоставляет денежные средства – возникают требования к заемщикам, или дебиторская задолженность. Она формирует активы органов власти.
Государственный кредит тесно связан с бюджетными отношениями, но выходит за его рамки. Государственное кредитование расширяет возможности финансировании бюджетных расходов (для бюджетов разных уровней). Полученные кредиты не включают в состав бюджетных доходов – их или относят к расходам с отрицательным знаком (в случае предоставления кредита – с положительным), либо учитывают как источник финансирования бюджетного дефицита в виде сальдо привлеченных и погашенных кредитов. Конкретный способ оформления зависит от вида кредита:
Независимо от условий предоставления кредита, расходы по его обслуживанию признаются бюджетными расходами. Аналогично – с доходами, если государство выступает кредитором.
На рынке капиталов выделяется специфический сегмент – рынок государственного и муниципального кредитования, рынок государственных долговых ценных бумаг.
Кредиторы государства могут быть поделены на сегменты:
В первом случае (когда один бюджет кредитует другой) характер отношений меньше всего можно назвать рыночным. Факторами выбора являются не рыночные, конкурентные (более выгодные предлагаемые условия как со стороны спроса, так и со стороны предложения), а сугубо обусловленные необходимостью решить поставленную задачу внутри бюджетной системы. При этом перераспределение средств внутри бюджетной системы не оказывает влияния на общий спрос и предложение со стороны государственного экономического сектора.
Для корпоративного и индивидуального секторов экономики предоставление временно свободных ресурсов в пользование государству является одной из альтернатив (наряду с размещением их на других сегментах финансового рынка). Государство может регулировать свои потребности в заемных ресурсах через рыночные механизмы:
Если бюджет выбирает рыночные заимствования, он неизбежно несет расходы по их обслуживанию. Поэтому заимствования не могут быть безграничными: бюджет должен быть способен обслуживать долг и своевременно (в соответствии с заключенными соглашениями) его погашать. Если заимствования были чрезмерными, и в один момент государство оказалось неспособно выплачивать проценты и погашать долг, оно даже может объявить о своей финансовой несостоятельности. Как правило, в таких случаях производится реструктуризация долга, предоставляется отсрочка платежа.
Одним из основных способов получения средств от корпоративного и индивидуального сектора для государства является выпуск долговых ценных бумаг (облигаций).
Кредиты, получаемые от внутренних финансово-кредитных организаций, обычно носят краткосрочный характер. Ставки по ним обычно достаточно высоки (кредитные организации дают деньги в долг примерно на тех же условиях, что и другим заемщикам).
Внешние заимствования привлекаются государством из иностранного сектора (и от международных организаций). Недостатки внешних займов: