Одна из форм государственного кредитования – это заем, осуществляемый с помощью инструментов рынка капитала, в частности, ценных бумаг.
Под государственными займами понимают денежные ресурсы, которые привлекаются от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций, иностранных государств на основании заключенных договоров, в результате чего у страны или ее субъектов возникают долговые обязательства. При этом государство может выступать заемщиком или гарантом (когда заем предназначен третьему лицу, которое должно самостоятельно исполнять обязательства по нему, а при неисполнении таковых они перекладываются на государство).
Государственные займы делятся на две категории:
Внутренние займы осуществляются в национальной валюте, а внешние – в иностранной.
Государственные займы применяются для покрытия дефицитов бюджетов, а также для финансирования расходов по ранее принятым долговым обязательствам.
От имени государства осуществлением заимствования может заниматься правительство или специально уполномоченный на это орган государственного управления. Эти же институты обладают правом предоставления государственных гарантий. Аналогично существуют органы и на уровне субъектов страны.
В каждой стране законодательно устанавливается предельный объем заимствований. По достижении этого объема либо требуется увеличение лимита (как несколько раз за последние годы происходило в США – Сенат принимал решение об увеличении суммы, а президент его подтверждал), либо страна не берет новые займы до погашения действующих, либо объявляет технический дефолт.
Технический дефолт — это ситуация, когда заёмщик не выполняет условия договора займа, но физически он этот договор может выполнить в будущем.
Несмотря на вероятность дефолта, государства являются одними из самых надежных заемщиков. Тем не менее, по международным займам нередка ситуация, когда государство прощает другим государствам – своим должникам – безнадежные долги в обмен на политические преференции.
Государственные займы могут быть классифицированы по различным основаниям. В зависимости от того, кто осуществляет заем, различают:
По рынку, на котором осуществляется привлечение ресурсов, различают:
По форме осуществления заимствования различают:
Чаще производится эмиссия государственных ценных бумаг.
По сроку займы бывают:
В России предельный объем заимствования определяется в законе о федеральном бюджете (принимается отдельно на каждый финансовый год). Нормированию подлежит объем платежей на обслуживание и погашение внешнего государственного долга. В случае реструктуризации долга, влекущей снижение расходов по его обслуживанию, допустимо превышение предельного объема заимствования. Соответственно, заимствования сверх установленного лимита разрешены в том случае, если это способствует экономии средств на обслуживание долга.
Процесс проведения займа происходит в форме выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации или ее субъекта (в случае муниципальных займов – от имени муниципального образования). Соответственно, Российская Федерация, ее субъекты или муниципальные образования выступают эмитентом ценных бумаг и заемщиком, а приобретатель этих бумаг – инвестором (кредитором).
Для заключения договора государственного (муниципального) займа следует приобрести выпущенные государством (его субъектом, муниципальным образованием) облигаций (реже – других видов долговых ценных бумаг). Эти ценные бумаги удостоверяют, что у инвестора есть права по получению от заемщика предоставленных ему денежных ресурсов (иногда – другого имущества), а также процентов за их использования на условиях, устанавливаемых для конкретного выпуска займа. После заключения такого договора условия меняться не могут. Участие в займах в настоящее время добровольно (в советском периоде практиковались меры принуждения, обязательные подписки).
Программы государственных внешних и внутренних заимствований утверждают на финансовый год.
В части программ внешних заимствований происходит деление их на две категории:
Для несвязанных заимствований определяются следующие характеристики:
По целевым заимствованиям определяются:
Ратификация договоров о государственных внешних заимствованиях необходима в следующих случаях:
В части программ внутреннего заимствования составляется перечень форм и видов планируемых в будущем финансовом году заимствований, в котором указывается общий объем займов, предназначенных для покрытия бюджетного дефицита и погашение возникших ранее обязательств.