В древнейшие времена распространенным было натуральное хозяйство – люди стремились максимально самостоятельно производить все необходимое для жизни. Постепенно технологии усложнялись, стало невозможно уметь абсолютно все и иметь необходимые для производства всех изделий инструменты. Стала развиваться торговля – сначала локальная, а по мере совершенствования транспорта на все более отдаленные территории. Международная торговля расширила возможности людей – разные страны обладают разными природными и климатическими условиями, что сделало возможным производство принципиально разных товаров. Даже производство товаров, доступное в обеих странах, обычно выгоднее осуществлять в одной из них.
В современных условиях страны связаны теснейшими экономическими связями. Речь идет уже не только о движении товаров, но и о движении капиталов (механизм инвестирования), и о движении трудовых ресурсов (причем люди могут не только становиться гражданами нового государства, но и ездить на заработки временно, отправляя деньги семье, оставшейся в другом государстве). Однако в каждой стране (или объединении стран) действует своя валюта. Чтобы приобрести товары, сырье, финансовые активы или что-либо еще за рубежом, необходимо сначала обменять национальную валюту на валюту целевого государства.
Для осуществления обмена должно быть установлено соотношение – сколько единиц одной валюты необходимо отдать для получения валюты другого государства.
Под валютным курсом понимают цену (котировку) денежных единиц одного государства, выраженную в денежных единицах другого государства.
Валютные курсы могут устанавливаться двумя способами:
Первый режим установления международных валютных курсов базируется на понятии золотых паритетов. В условиях действия золотого стандарта (до Первой мировой войны) каждой валюте было назначено золотое содержание. Правительства достаточно редко меняли золотое содержание через механизмы девальвации и ревальвации. Фиксированное золотое содержание выступало автоматическим регулятором валютных курсов: если в одной денежной единице заложен один грамм золота, а в другой – 5 граммов, то стоимость второй денежной единицы составить 5 первых денежных единиц. Незначительные колебания могли быть обусловлены транспортными расходами на доставку золота за границу.
В условиях Бреттон-Вудской валютной системы (после отказа от золотого стандарта) система международных валютных курсов трансформировалась:
В настоящее время большинство международных валютных курсов является плавающими. В результате колебаний спроса и предложения на свободном рынке устанавливается равновесная цена.
В условиях плавающих валютных курсов конкретные их значения определяются лишь соотношением спроса и предложения на валюту. При этом существует как реальный спрос (когда некое лицо нуждается в валюте другой страны для проведения финансовых операций), так и спекулятивный (когда лицу в целом все равно, какой валютный актив приобретать – лишь бы он показал прогнозируемую динамику – рост или снижение стоимости).
Сделки осуществляются на международном валютном рынке. Международный валютный рынок – это не какое-то специальное здание и даже не одна информационная система. Международный валютный рынок является распределенным, торги ведутся на разных площадках. Однако возможность перевода средств через банковскую систему с одной площадки на другую приводит к выравниванию курсов (если на одной площадке курс доллара составит 60 рублей, а на другой – 70 рублей, сразу найдутся желающие приобрести доллары на первой площадке и продать на второй. Это повысит курс на первой и понизит на второй за счет изменения объемов спроса и предложения соответственно). Международный рынок существует везде, однако выделяются финансовые центры, на которые приходятся наибольшие объемы валютных сделок:
На рынке действует огромное количество участников. Но не все они одинаковы – можно выделить две крупные категории:
Маркет-мейкеры имеют большие запасы активов, благодаря чему могут оказывать влияние на валютные курсы. К маркет-мейкерам относятся крупные финансовые корпорации, центральные банки разных стран. Для них рынок валют в какой-то степени является олигополистическим: они могут вступать в сговоры между собой с целью оказания мощного влияния на валютные курсы.
Маркет-юзеры – это более мелкие игроки. Для маркет-юзеров рынок валют представляет собой рынок совершенной конкуренции, цена на котором воспринимается как данность. Маркет-юзеры не могут оказывать сколь бы то ни было значимого влияния на цену.
Таким образом, маркет-мейкеры могут управлять ценой в своих интересах – как самостоятельно, так и вступая в сговор между собой. Именно этим пользуются центральные банки, осуществляя валютные интервенции. Еще одним способом оказания влияния является формирование ожиданий у маркет-юзеров. Хотя отдельные маркет-юзеры на цену не влияют, своей совокупностью при синхронных действиях они могут задать курс. Центральный банк может не осуществлять никаких действий, а лишь опубликовать заявлении о намерении их совершить – это уже повлияет на действия маркет-мейкеров и, как следствие, на равновесную цену.