Особенности и предмет детской психологии


Особенности и предмет детской психологии

Понятие и периоды детской психологии

Определение 1

Детская психология – это отрасль психологической науки, занимающаяся изучением факторов, закономерностей и условий психического развития детей.

Возрастная динамика развития человеческой личности, его психические процессы и особенности от рождения до старости изучаются возрастной психологией. Детская психология изучает именно закономерности психического развития детей.

Детская психология, вместе с некоторыми другими науками, такими как педагогика, физиология, педиатрия и пр., изучает ребенка. Но ей свойственен свой особый предмет, которым является процесс развития психики в детском возрасте. По периодизации, которая была принята Д.Б. Элькониным, детство – это период, охватывающий три больших периода:

  • раннее детство – период от рождения и до трех лет;
  • детство – от 3 лет до 10;
  • отрочество.

Предмет детской психологии

Определение 2

Предметом, в общем смысле, являются особенности поведения ребенка, закономерности его психического и социального развития, взятые в их возрастной целостности.

По Марцинковской, предметом детской психологии являются закономерности формирования детской психики, исследование механизмов и движущих сил этого процесса, анализ различных подходов к пониманию природы, функций и генезиса психики, различные стороны становления психики, то есть, все ее изменения в ходе деятельности, общения и познания.

Также к составляющим частям предмета детской психологии относят:

  • факторы, закономерности и условия психического развития ребенка;
  • периоды развития, их смена и переход от одного возрастного периода к другому;
  • развитие психики в связи с развитием деятельности детей, их общением с окружающими детьми, познание ими окружающей действительности и формирование его личности (Мухина В.С.).

Особенности детской психологии

Психическое развитие ребенка состоит из трех частей:

  • развитие деятельности ребенка;
  • психические процессы;
  • процесс формирования личности.

Развитие деятельности. В процессе развития ребенком осваиваются разнообразные типы деятельности – предметная, игровая, продуктивная, элементы трудовой и учебной деятельности.

Каждому возрастному этапу соответствует один вид деятельности, который является ведущим, определяющим первостепенные изменения в детской психике. В процессе развития происходит не просто освоение ребенком той или иной деятельности, но и совершенствование психики при осуществлении этой деятельности.

Развитие психических процессов. Как известно, ребенок не рождается с готовым набором психических процессов: по мере его развития, возникает, изменяется и совершенствуется внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь, чувства и воля ребенка. Психические процессы приобретают все большую произвольность.

Формирование личности. При взрослении у ребенка происходит процесс формирования достаточно устойчивых внутренних психологических качеств, которыми начинает определяться поведение и поступки ребенка, которые дают ему возможность оценить себя, осознать свое место, которое он занимает в системе общественных отношений. Старший дошкольник уже является личностью, имеющий собственные намерения, потребности, свое отношение к окружающему миру, как материальному и социальному.

Замечание 1

Таким образом, в ходе детского развития, претерпевают изменения виды его ориентирования в окружающей действительности, формы психической регуляции деятельности, изменяется место, занимаемое им в обществе и в системе социальных отношений. Ребенок превращается из беспомощного существа в субъект многообразной человеческой деятельности, по мнению Эльконина Д.Б.

Итак, детская психология является наукой, которая изучает факты и закономерности психического развития ребенка от момента рождения до его поступления в школу, отслеживая процесс развития его деятельности, его психические процессы и качества, формирование его личности.

Детская психология во многом базируется на общей психологии. Сопоставляя те или иные психические явления в их полной и развернутой форме начальными ранними стадиями, можно понять перспективы и содержание процесса их становления и развития в детском возрасте. Данные детской психологии, в свою очередь, крайне значимы для общей психологии, так как они дают возможность раскрыть законы развития психических процессов и свойств личности, и этим глубже и подробнее понять их динамику, структуру и содержание.

Детская психология имеет тесную связь с педагогикой в целом, а также с дошкольной педагогикой, в частности Ушинским К.Д. было подчеркнуто, что если педагогика желает воспитать человека во всех отношениях, то ей необходимо, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях. Детская психология имеет тесные связи с анатомией, физиологией и гигиеной, так как развитие детской психики неразделимо с созреванием коры больших полушарий, нервной системы и органов чувств.

На сегодняшний день, предпринимаются попытки расширения предмета детской психологии за счет введения в исследовательское поле периода внутриутробного развития плода. Шаграевой О.А. приводится как доказательство необходимости исследования этого периода, работы Филипповой Г.Г.. В ее работах объект исследования – это система психического взаимодействия матери и ребенка, автор считает, что ребенок, как элемент этой системы, формируется в момент, когда у него появляется психическое отражение в пренатальном, или внутриутробном, развитии.

Аналогичная позиция характерна для некоторых зарубежных психологов, что доказывается введением в классификацию возрастных периодов пренатального развития. К таким ученым можно отнести Валлона А., Бромлея Д. и пр. Эта точка зрения имеет место быть, но большинство ученых считают, что внутриутробное развитие подчиняется иным, в первую очередь, биологическим закономерностям, тогда как после появления на свет весь процесс развития ребенка протекает в социальных условиях, в ходе взаимодействия не только с матерью, но и с достаточно широким кругом людей.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :