Детская психология по Фрейду


Детская психология по Фрейду

В соответствии с теорией детской психологии З. Фрейда, каждый человек в своем развитии проходит 5 стадий:

  • оральная;
  • анальная;
  • фаллическая;
  • латентная;
  • генитальная.

Рассмотрим их особенности.

Оральная стадия

Данная статьия длится от рождения до 1 года. Ее характеризует кормление, как основной источник удовольствия и потенциальной фрустрации, сосредоточение всей активности. Оральная стадия включает две фазы – раннюю и позднюю, которым отводится первое и второе полугодия жизни. Ее характеризует два последовательных действия – сосание и укус. Ведущей эрогенной областью является рот.

По Фрейду, сосание – это разновидность сексуального проявления ребенка.

Сначала акт сосания связан с удовольствием от пищи, но позже сосание становится либидонозным действием, базисом для закрепления инстинктов Оно. Иногда ребенок начинает сосать пальцы при отсутствии пищи. По Фрейду, такое поведение – это своего рода сексуальное наслаждение, которое выражается в стимуляции собственного тела, поэтому, иное название данной стадии – аутоэротичная.

В первые месяцы жизни, ребенок еще не может отделить свои ощущения от объекта, которые их вызвали. Ребенок пребывает в состоянии первичного нарциссизма, когда им не осознается наличие в мире других объектов.

Вторая фаза младенческого возраста характеризуется формированием у ребенка представлений о другой объекте – матери, как существе, не связанном с ним. Отмечается беспокойство ребенка, если мать уходит и вместе нее появляется кто-то незнакомый.

В зависимости от удовлетворения развиваются следующие черты характера:

  • ненасытность;
  • жадность;
  • требовательность.

Если человек «застревает» на данной стадии развития, во взрослом возрасте у него формируется:

  • привычка курить;
  • алкоголизм;
  • гурманство.

А также такие черты характера, как пассивность и зависимость от окружения.

Анальная стадия

Анальная стадия – от 1 до 2 лет. Этой стадии характерна концентрация либидо вокруг ануса, который привлекает внимание ребенка, приучаемого в этом возрасте к опрятности. Теперь детская сексуальность заключается в овладении им актами дефекации. Здесь ребенка ждет ряд запретов, поэтому внешний мир является неким барьером, который необходимо преодолевать.

Ребенок на этой стадии полностью контролирует импульсы Оно, научается разрешению конфликтов, нахождению компромиссов между стремлением к наслаждениям и окружающей действительностью. Этот период является началом формирования Сверх-Я ребенка, в котором закладываются авторитеты, влияние взрослых, имеющих важную воспитательную функцию в жизни ребенка.

На анальной стадии формируются следующие черты характера:

  • опрятность;
  • аккуратность;
  • пунктуальность;
  • упрямство, скрытность и агрессивность;
  • накопительство, коллекционирование.

Эти качества выступают следствием отношения ребенка к естественным телесным процессам, ставшим объектом его внимания при приучении к опрятности.

Если родители слишком строги или непоследовательны в воспитании, могут возникнуть нарушения при прохождении данной стадии из-за страха потерять контроль над выделительными процессами.

Фаллическая стадия

Фаллическая стадия – от 3 до 5 лет – высшая ступень детской сексуальности.

Ведущая эрогенная зона – генитальные органы. До этой стадии детская сексуальность была аутоэрогенной, теперь же она становится предметной, дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым.

Определение 1

Либидозная привязанность к родителю противоположного пола называется Эдипов комплекс у мальчиков, и комплекс Электры у девочек. Этот комплекс определяет мотивационно-аффективное отношение ребенка с родителем противоположного пола.

В конце этой стадии происходит освобождение от Эдипова комплекса, и ребенок начинает идентифицировать себя с родителем своего пола. При вытеснении данного комплекса формируется новая инстанция Сверх-Я.

В соответствии с Фрейдом, наиболее важные периоды детской жизни заканчиваются до пяти лет, именно в этом периоде формируются все основные личностные структуры. Фаллической стадии характерно появление таких черт характера, как:

  • самонаблюдение;
  • рациональное мышление;
  • благоразумие.

Латентная стадия

Продолжительность стадии – от 5 до 11 лет. Ей характерно снижение полового интереса. Все импульсы Оно полностью контролируются психической инстанцией Я. Либидозная энергия, полностью оторванная от сексуальной цели, переключается на освоение опыта всего человечества, который закреплен в культуре и науке, а также на установление приятельских отношений со сверстниками и взрослыми, не входящими в круг семьи.

Генитальная стадия

Данная стадия длится от 11 до 18 лет. Ей характерен возврат детских сексуальных стремлений. На данной стадии объединяются все бывшие эрогенные зоны и, с позиций Фрейда, подросток стремится к единственной цели – нормальному сексуальному общению. Но осуществить нормальное сексуальное общение может быть затруднительно. В этом случае отмечаются феномены фиксации или регрессии к какой-либо из предыдущих стадий со всеми их особенностями, на протяжении генитальной стадии. Инстанция Я в этом случае должна побороть все агрессивные импульсы Оно, которые снова выходят на поверхность.

Например, на этой стадии снова может возникнуть Эдипов комплекс, толкающий юношу к гомосексуальности, то есть предпочтение в выборе отдается лицам своего пола. Инстанция Я начинает использовать два новых защитных механизма в борьбе с импульсами Оно. Это механизмы аскетизма и интеллектуализации. Аскетизм посредством внутренних запретов тормозит развитие данного феномена, а интеллектуализацией он сводится к простому представлению в воображении. Таким путем подросток может избавиться от своих навязчивых желаний.

Травматические переживания, возникающие на генитальной стадии, в основном вызваны непониманием, попустительством, либо, напротив, гиперопекой родителей.

Замечание 1

Таким образом, любые проявления детской психики объяснялись Фрейдом с позиций сексуального удовлетворения. Это доказывают его положения о том, что ребенок получает удовольствие от отправления своими физиологическими потребностями. Многие из его разработок по исследованию подсознания ребенка, включая механизмы развития психики детей, и в современном мире используют психологи.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :