Философская антропология длительное время изучалась многими учеными, в том числе и учеными Германии. Особый интерес к данному направлению проявляли М. Шелер, А. Гелен, Х. Плеснер, Э. Кассирер. Они говорили о том, что наука о человеке возможна и необходима для изучения его природы в целом.
Прежде всего, изучением человека занимался Макс Шелер, который определял его положение в космосе, утверждая, что человек взаимосвязан с границами и основами естества, являясь неполноценным животным. Например, он приводил такие доводы, что человек менее приспособлен к окружающей среде, чем животные. Так, в частности, у него имеются следующие отличительные особенности:
При наличии всех указанных признаков, живя в естественной среде в одиночку, человек был бы давно истреблен.
Важной отличительной чертой человека является его разум, который не только отличает его от других животных, но и позволяет самостоятельно принимать какие-либо усилия в определенных сферах.
С одной стороны, человек является несколько несовершенным существом, так как он недостаточно защищён. С другой стороны, разум является своеобразной природной компенсацией за все несовершенства человека.
По мнению Макса Шелера, у человека имеется разум, так называемый дух, который отличает его от всех живых существ, включая в себя акты доброты, почитания, раскаяния, познание добра и зла, волей и иные компоненты.
Эволюция человека не сводится только к естественнонаучной эволюции. Помимо того, что человек эволюционировал внешне, эволюционировал и его разум. Человек, имея разум, просто обречен действовать, это касается не только его естественной природной среды обитания, но и общества, в котором он проживает, поэтому все институты, который окружают человека, имеют антропологический характер.
Определяя значение человека в космосе, необходимо упомянуть о роли духа, который упоминает Макс Шелер. Он говорит о предметности как о важной черте человека, так как окружающий мир состоит из предметов, которые имеют для человека важное значение. Человек опредмечивает мир, познаёт его, что позволяет ему создать полную картину имеющейся действительности.
У человека имеются и другие признаки, которые характеризуют его дух.
Например, среди этих признаков можно выделить следующие:
Таким образом, у человека можно выделить некоторый импульс влечения, который не позволяет ему, достигнув конкретной цели, остановиться. Он неизменно стремится познать что-то другое, данный процесс протекает без каких-либо остановок. У познания нет границ, оно ограничено только временем нашей жизни.
Поэтому многие ученые говорят о том, что человек открыт этому миру и безгранично пытается познать его. Однако некоторые ученые говорят об алчности человека, который не удовлетворяется достигнутыми целями, ему всегда нужно что-то новое, и этим негативным фактором он отличается от животных. Человек никогда не достигнет покоя, никогда не успокоится, он выступает в качестве вечного протестанта, зверя, «воющего на Луну».
Человеку дано самосознание, с помощью которого он одушевляет неодушевлённое, придумывает ему определенные физические качества. Однако человек не может отождествить свой дух, он не знает кто он в этом мире, что затрудняет осознание внешнего мира. Однако, по мнению философов, если бы человек понял свою роль в этом мире, он бы перестал существовать.
В качестве основных положений, которые поддерживал данный ученый, можно назвать некоторые идеи, объясняющие суть человека в нашем мире. Одну из основных идей обосновывала наука естествознания и антропологии, которая проводила тончайшие исследования в данной сфере. В философском смысле слова смысл жизни человека заключается в том, что он стремился познать свою сущность, это являлось основной идеей и целью суще человека. Человек способен овладеть своей сущностью, и в этом учёный видел его предназначение. Кроме того, человек оказался вне времени и пространства - по мнению учёного существуют другие миры и измерения, и человек устремляется к ним как «в никуда». Это дает возможность достичь абсолютного «ничего». Таким образом, человек приходит к религии, будучи убежденным в своём перемещении на другую сторону.
Он рассматривал религиозную идею об Адаме и Еве, о рае и аде, о грехах. Это позволило ему сделать вывод относительно наличия у человека разума; речи как способа познания окружающей действительности; способности запоминать информацию. Также он затрагивает основы естествознания и генотип психологии, вопросы эволюции человека, которые по-прежнему волновали умы всех ученых. Он говорит о том, что не существует единой идеи относительно того, какими путями появился человек, исходя из этого до конца не определено и его место во Вселенной. Он сравнивает человека с животными, приводит особые метафизические понятия, которые обосновывают роль человека.
Уже само по себе слово человек имеет два смысла, если ученые не понимают их, то бессмысленно изучать антропологию. С одной стороны, человек это животное, которое подчиняется инстинктам, законам природы, имеет схожие с остальными животными привычки и манеры поведения. С другой стороны, человек является высшим существом, что обуславливает особый интерес ученых к нему.
Человек выступает в качестве высшего млекопитающего, он возвышается над царством животных, так как никакие другие животные не имеют близкого сходство с ним. На сегодняшний день он представляет собой вершину эволюции, высший уровень развития мозга и преобразования органов вследствие прямохождения.