История философской антропологии


История философской антропологии

Истоки философской антропологии

Слово антропология происходит от двух греческих корней: «антропос», который расшифровывается как «человек», и «логос» - «учение».

Замечание 1

Антропология как наука известна еще с древних времен, однако особое направление философской антропологии сформировалось лишь в XX веке. При этом необходимо различать философскую антропологию как самостоятельную науку, и как направление философии.

Если мы говорим об антропологии как самостоятельной науке, то нам необходимо учитывать специфический антропологический подход ко всей философской проблематике, ко всем вопросам изучения человека, так как абсолютно во всех точках зрения на данный вопрос просматривается идея антропоцентризма. Задачей данной науки является изучение человека и проблемы его существование во всей его многоликости и многомерности.

К XX веку философская антропология возникла именно в свете интересов изучение человека как феномена, опираясь на философские идеи ученых того времени. Например, учеными, которые активно изучали антропологию человека, на тот момент являлись Макс Шелер и Хельмут Плеснер. Данные ученые в своих работах выдвигали основополагающие идеи относительно вопросов существования человека и всей полноты его бытия.

Актуальность изучения науки также связана со следующими вопросами:

  • проблемой сущности человека, его ролью во Вселенной;
  • смыслом его существования на нашей планете, а также внутренними и внешними факторами, оказывающими влияние на его развитие, в том числе и антропологическими.

В этом свете актуальны исследования не только психологов, философов, но и представителей естественных наук.

История философской антропологии - основные моменты

По мнению таких ученых, как Шелер И Плесснер, базисная структура человеческого бытия и означала философский анализ вопросов актуальности его существования на земле. Основной целью философской антропологии является выявление специфических черт и характеристик человека, как живого существа и как существа, который обладает духом, то есть разумом. Согласно их точке зрения, человек является несовершенным существом, у которого отсутствуют элементарные механизмы защиты, имеющиеся у животных:

  • когти;
  • рога;
  • копыта;
  • волосяной покров всего тела.

Это обуславливает его низкую выживаемость в окружающей среде. Однако все указанные моменты компенсирует наличие разума у человека, за счёт которого он смог социализироваться, выжить и стать самым развитым существом на нашей планете.

Замечание 2

В отличие от животных, человек осознаёт себя и свою сущность, и, следовательно, творит себя сам. Человек имеет право прожить свою жизнь, как он сам этого захочет. Однако, совершая те или иные поступки, человек сам создает свой жизненный путь, и сам несет за него ответственность.

Карл Маркс, рассуждая относительно человеческой сущности, приходит к выводу о том, что человек в любые моменты истории формирует себя сам своим поведением и принимаемыми решениями. Однако некоторое влияние на человека оказывает и окружающая среда, а именно то общество, в котором он живёт. Это связано с тем, что человек является социальным существом и не может существовать без общества.

Проблема сущности человека

Э. Фромм также изучал актуальные вопросы в данной сфере, в частности, он пытался решить проблему сущности человека на нашей планете и во Вселенной в целом, выявляя ряд противоречий, имеющихся в человеческом существовании. Человек находится выше любой иной формы жизни, так как он является сущностью, осознающей себя. Человек находится и живет в природе, он подчиняется ряду ее законов и случайностей, однако имеет возможность возвыситься над ней, потому что у него нет неосознанной связи с природой, в отличие от животных.

Человек осознает свою связь, и стоит перед страшным выбором превращение в узника природы, оставаясь в тоже время свободным внутри самого себя, внутри своего сознания. С одной стороны, он является частью природы, с другой стороны, ей же выделен в отдельную ветвь. Человеческое самосознание, с одной стороны, сыграло положительную роль в развитии всего человеческого общества. С другой стороны, человек имеет большие страхи относительно своего места в окружающем мире, своего одиночества как вида на нашей планете, учитывая масштабы Вселенной. То есть перед человеком встает вопрос, что он может сделать для того, чтобы обрести гармонию с природой, освободив себя от внутреннего одиночества в ней?

Замечание 3

Необходимо учитывать, что ещё Аристотель человека рассматривал в качестве разумного животного. Долгое время все философские школы приводили это определение в качестве классического. Однако не следует забывать существенные различия, которые имеются между животными и человеком, что обуславливает различие их бытия.

Таким образом, стоит вопрос о метафизической структуре бытия человека, внутренних и внешних характеристиках данного бытия, актуальных вопросах самореализации личности не только в обществе, но и в природе. Поэтому необходимо более подробно рассматривать характеристики личности, присматриваясь к особенностям каждого конкретного человека. Ведь каждый из нас проживает свою неповторимую судьбу, каждый из нас уникален как личность, как существо, обладающее разумом. Все мы имеем разные мысли, совершаем разные поступки, руководствуемся разными мотивами. У каждого из нас есть нечто особенное, что присуще только ему и выделяет нас из окружающих людей, например, наличие особых талантов, умений, манер, чувств, мыслей, и даже внешности, каких-либо особых морфологических признаков, характера.

Человек бесконечно индивидуален, и в этом заключается культурное богатство человеческого рода. В особенности это проявляется в следующих направлениях жизнедеятельности человека:

  • искусство;
  • наука;
  • политика;
  • творчество и так далее.

При этом индивидуальность человека - это нечто абстрактное и невидимое нам. Индивидуальность может проявляться не в какой-то определенный период времени, а ежедневно, в том, как мы ходим, разговариваем, одеваемся, какие поступки совершаем, каким образом выполняем свою работу.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :