Антропология Канта


Антропология Канта

Собственную антропологию философ Иммануил Кант построил на понятии свободы и законодательства человеческого разума. Он определил свою антропологию в виде учения, которое изложено в систематическом виде. Оно предлагает вариант знания о человеке.

Подобное учение не строится с прагматической или физиологической точки зрения, так как проводится исследование того, что он в роли свободного активного существа может или должен сделать из себя сам.

В широком смысле антропология призвана рассматривать «знание мира», но только тогда, когда нужно знать только о «вещах мира». Кант рассуждал иначе и дал собственное определение антропологии. Философ утверждал, что антропология обретет истинный смысл, когда она будет дополнена определенным практическим аспектом.

Антропология с прагматической точки зрения

Замечание 1

Немецкий философ считал, что знать мир и владеть им – это не идентичные понятия. Они в значительной степени отличаются друг от друга по своей смысловой нагрузке.

При использовании выражения «знать мир» человек понимает, в чем состоит игра, за которой он наблюдает. Когда употребляется понятие «владеть миром» - человек непосредственно участвует в игре.

Такое положение напоминает установки современной культурной антропологии. Кант допускал в роли метода наблюдения путешествие, а также чтение художественных произведений литературы. В предисловии к его трудам по антропологии можно найти важное методическое замечание. Оно говорит о причинах воспрепятствования адекватного наблюдения. Кант среди этих причин называет:

  • невозможность или нежелание человека представить из себя то, чем он является по своей сути;
  • наличие у человека привычек и аффектов;
  • влияние судьбы.

Философ предлагает рассмотреть в качестве предмета дисциплины вопрос о сущности человека в разрезе практической деятельности.

Под практической деятельностью Кант подразумевает:

  • наблюдение;
  • собственный опыт с целью систематического описания человека.

Трактат о происхождении и развитии человека рассматривает темы, которые касаются только познавательных способностей людей в общих чертах, а также возможности на осуществление познания себя. Для этого философ дает и выявляет многочисленные описания того, что есть человек и что ему принадлежит.

Исследование Канта продолжается описанием человека. В его тексте можно найти различные рассуждения относительно природы игры, языка и сна. Он дает описание характеров индивида, пола, народа. В том числе подробно останавливается на эгоистическом типе личности. Для таких людей философ делает ряд субъективных замечаний. Он говорит об отличительных чертах самонаблюдения и разделяет его от простого замечания фактов о себе. Кант стремится больше понять о природе человека с ясным мышлением, противопоставляет их простофилям людям с ограниченным умом. Особое внимание исследователь уделяет широко образованным индивидуумам и их роли в познании окружающего мира.

Аффекты и страсти

Работа «Антропология с прагматической точки зрения» рассматривает аффекты и страсти души в разделе, где производится анализ способности желания. В системе Канта способность желания определяется разумом. Страсти и аффекты противостоят разуму. Ученый оценивает действие страстей и аффектов на человека с негативной стороны, так как резюмирует, что это все болезни разума.

Кант сравнивает аффекты с апоплексическим ударом, так как их действие проявляется внезапным образом, и человек попросту не может им противостоять.

Замечание 2

Страсти философ сравнил с истощением и чахоткой, так как они действуют медленно и постоянно. Человек с ними еще может бороться, если будет предпринимать определенные усилия и волю.

Аффекты, по мнению Канта, способны сделать человека слепым. При их проявлении люди теряют возможность здраво рассуждать и поступать. Известный философ, впрочем, делает оговорку, когда речь заходит об опытных представителях ораторского мастерства. Проповедники подобного типа могут сознательно вызывать состояния аффекта у слушателей для того, чтобы оживить их представления о моральных ценностях, добре, поднять энтузиазм. «Аффектами сопровождается революция в сердце верующего человека. Он сильнее осознает свою готовность служить добру», - говорит Кант.

Служение же в полной мере может эффективно осуществляться только под руководством разума. Если в религии преобладают аффективные проявления души и им отдается предпочтение, то это ложная религия. Она, по Канту, противостоит религии в пределах только разума.

Страсти автор трактата по антропологии определяет в виде склонности. Они непременно мешают разуму в процессе выбора, и сравнивает их с суммой других склонностей. Страсть – это предпочтение склонностей в ущерб разуму. Кант сравнивал страсть с действием раковой опухоли, которая направлена на уничтожение чистого практического разума.

Кант разделил страсти на виды:

  • естественные страсти;
  • страсти, связанные с культурой;
  • склонность к иллюзиям.

Естественные страсти выражаются в виде жажды свободы и сексуального влечения. Страсти, которые связаны с искусством, представлялись в виде властолюбия, честолюбия и корыстолюбия.

Чрезмерная склонность к иллюзиям оказалась вне классификации, однако некоторые приверженцы идей Канта также ставят ее в один ряд со страстями.

Страсти оборачиваются рабством внешних целей, внутренним отсутствием свободы, а также злым и морально плохим поведением. В прагматических целях использовать страсти нельзя. Их необходимо только обуздывать.

Страсти в религии способны рождать лжеслужение Богу, то есть религию, где основными элементами культа становятся практики низкого морального уровня.

В своей исследовательской работе Кант подверг критике страсть к фальшивому благочестивому смирению перед священником. Такое поведение связано с честолюбием и ложью. Философ также разрушает понятие умерщвления плоти отшельником. По его мнению, это ложная склонность, которая преступила меру и превратилась в обычную разрушительную страсть.

Склонность к иллюзии

Кант описывает такое понятие, как склонность к иллюзии. Он определяет ее в качестве способности человека принимать субъективное в побудительной причине за нечто объективное. Немецкий философ в другой своей работе утверждает, что моральная религия нуждается для оживления моральной практики в виде Бога. Бог же выступает в религии в роли морального идеала.

Кант считает, что успехи в культуре, служащие школой для человека, имеют цель применять к жизни приобретенные знания и навыки. Человек – это самый главный предмет, к которому эти познания направлены, поскольку он является для себя конечной целью. Поэтому знание родовых признаков людей, которые одарены разумом, заслуживает название мироведения, даже в тех случаях, когда человек является частью земных созданий.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :