Человек, подобно любому иному биологическому виду, был сформирован в процессе эволюции и представляет результат взаимодействия ее движущих сил. В качестве главных биологических факторов антропогенеза ученые называют: естественный отбор, а также изменчивость и наследственность.
Осуществление антропогенеза становится возможным под воздействием факторов:
Биологические факторы считаются в истории эволюции общими для всей природы, в частности, для самого человека. Роль в эволюционном процессе биологических факторов раскрыл в своих научных трудах Ч. Дарвин. Они стали определяющими в человеческой эволюции, в особенности, - на ранних стадиях ее становления.
Рисунок 1. Факторы антропогенеза
Социальные факторы включают в себя общественный образ жизни, труд, речь и развитое сознание. Их значимость в антропогенезе раскрыл в своей работе Энгельс в 1896 году. Данные факторы сыграли свою ведущую роль на более поздних стадиях становления человека.
Важнейшим фактором эволюции человека выступает труд, поскольку способность к изготовлению орудий труда может быть присуща исключительно человеку. Животные способны только применять в своей жизни отдельные предметы в целях добывания пищи (обезьяна, например, может взять палку и достать свое любимое лакомство с дерева).
Трудовая деятельность человека поспособствовала закреплению морфологических и физиологических изменений (антропоморфозов) у его предков.
Рисунок 2. Антропоморфозы
Важнейшим антропоморфизмом в человеческой эволюции стало прямохождение. В течение многих поколений вследствие естественного отбора сохранялись биологические особи с наследственными изменениями, которые в дальнейшем способствовали прямохождению. Постепенно их организм адаптировался к переходу на этот новый этап. Так, появилась S-образная форма позвоночника, стопа приобретает сводчатую форму, расширились грудная клетка и таз, а кости нижних конечностей стали более массивными.
Прямохождение способствовало высвобождению руки. Изначально ей были доступны только примитивные движения. В процессе труда происходило ее совершенствование, и действия стали более сложными. В развитой форме она позволила человеку заниматься изготовлением примитивных орудий труда, что дало ему существенные преимущества в его борьбе за существование в дикой природе.
Трудовая деятельность в совместном формате помогла сплотить членов коллектива, так возникла потребность в обмене звуковыми сигналами. Общение спровоцировало развитие второй сигнальной системы (словесная речь). Изначально нашим предкам удавалось общаться только посредством жестов и нечленораздельных звуков.
Результатом мутаций и естественного отбора стало преобразование гортани и ротового аппарата в формирование речи. Труд и речь повлияли на развитие мозга и мышление человека. Так на протяжении длительного времени, благодаря взаимодействию биологических и социальных факторов, осуществлялась эволюция в дикой природе человека.
Согласно выводам ученых, морфологические и физиологические особенности передаются наследственным образом, а вот способность к трудовой деятельности, развитие мышления и речи – факторы, способные развиваться исключительно в рамках воспитательного и образовательного процесса. Это, в свою очередь, объясняет негативные последствия длительной изоляции для ребенка в виде плохого развития речи и приспособленности к жизни в обществе.
К определяющим факторам биологической эволюции относятся следующие: