Аннотация.: | Монография посвящена проблеме «познание и ценности», которая становится все более значимой в философии и методологии науки. Всему исследованию предпослано рассмотрение этой проблемы в трудах крупнейших европейских философов-Декарта, Канта, неокантианцев, М.Вебера, М.Шелера, Н.Гартмана и др. Впервые исследованы ценностные составляющие таких фундаментальных операций познания, как репрезентация, категоризация, интерпретация и конвенция. Ценности в форме мировоззренческого и методологического знания рассмотрены как явные и неявные предпосылки и способы социокультурной обусловленности научного познания. Широко привлекается материал из истории науки. Особо исследуется специфика гуманитарного знания и ценностей в таких областях, как язык, текст и дискурс, теоретическая социология, филология, философия образования, систематическая теология (Р.Бультман, П.Тиллих). |