Реферат по предмету "Иностранный язык"


Лексические и фонетические основы русского языка

1. Происхождениеязыка. Искусственные языки
Теории происхожденияязыка: — теория детского лепета как первичной знаковой системы, — междометнаятеория, — звукоподражательная теория, — теория трудовых выкриков. Современныеисследователи считают, что зарождение языка произошло уже у пятикантропов. Наранней стадии средсва коммун-ии были пркр-ны к предметам, затем звукиразобщались и приоб-ли самост-сть.Мин. единица рчи – слог.
Ис-ные языки-спец.языки,в отличие от ест.языков, конструируемые цел-но, применяются для выполненияотдельных функций ест-го языка. Различают информационные языки имеждународно-вспомог-ные. «волапюк» — 1880 Шлейер. Эсперанто – самый известный,получил широкое распространение. Из поздних «интерлингва» 1922 Валь, новиаль1928 Есперсон. По структуре: — априорные языки – на основе лог-х илиэмпирических класс-ций понятий (ро\соль), — смешанные (волапюк), — языки,построенные на основе интернациональной лексики (эсперанто, идо, интерлингва)
2. Генеалогическаякласс-ция языков
Г. класс-ция языковподраз-ет изучение и группировку языков на основании определения родств.связеймежду ними., т.е.на основе происх-ния из предполагаемого праязыка. Каждая семьяпр-дит из разошедшихся диалектов одного языка(латынь=>романские языки).Индоев-кие языки – первая яз.семья, которая объединила языки по их ген-кимсвязям. Составл-ние класс-ции (Шлегель, Боппо, Гумбольт): индийская (хинди,урду), — тохарская (армянский), — киммерийская (албанский, венецский), — греческая, — романская (испанский, порт.), — италийская, кельтская (ирландский,шотл.), — балтийская (литовский, латыш), — германская, славянская (юг-слав,зап-слав: чешский, польский, вост-слав: русский, украин, белор.). Междуевропейскими яз-ми сщ-т фонетич-е, морфем-е, орф-кие и др. различия. М.В.Ломоносов в труде о росс-м языке верно опред-лил типы слав-х языков.
3. Типол-каяклассификация языков
Наука, из-щая сходства иразличия в структурных особ-х родств-х и нерод-х языков, их взаимосвязи –типология. нач. развития – 19век. Шлегель, исходя из измен-й в корне: все языки– флексивные и аффлексирующие. Все типы яз-в нельзя подвести под эти 2 группы,поэтому введены аморфнве языки. Во фл-х: 2 возм-сти грам-го строя –синтетич-кие и аналитич-кие. Флективные-славянские, балтийские(есть типологиясклонения и спряжения), — аморф: китайский(отс-вие грам.значимости порядкаслов, слаб.против-ние знам-х и служ-х слов), — агглютинир-щие языки –тюркские(единый тип склонения и спряж-я, развитая система словообраз-я исловоизменения), — инкорпарирующие – индейцев С.Америки, Чукотка – опр.законысочетаемости)
4. Фонетика как разделязыкознания, её предмет и задачи. 3
аспекта изуч-я Ф
Ф.(phono-звук, phoneticos-звуковой).Ф.-это учение о звуковойстороне языка, наука, из-щая звуки и их закон-ные черед-я. Кроме того,Ф.изучает ударение, интонацию, особенности членение звук-го потока на слоги иболее крупные отрезки.Разделы Ф.: — описат-я-установ-е звук-й сис-мы яз-ка наопред.этапе его развития, — истор-кая – изменение звук-й сис-мы, измен-ечеред-ний, — сопоставительная – фонет-кое сопоставление разных языков, — общая– строение реч.аппарата, его исп-ние в разных языках. аспекты:1) анатомо-физиол-кий(артикуляционный)
Исследует звук речи сточки зрения его создания:
2) акустический(физический)
Рассм-вает звук какколебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту),силу (амплитуду), длительность.
3)функциональный (фонологический)
Изучает функции звуков вязыке, оперирует фонемами.
5. Звуковое членениеречи. фон-кие средства оформления речи
Наша речь пред-ет собойпоток звуков, звук-ю цепь, кот-я членится на отрезки: Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.
/>Сегментные единицы
— единицы, которые можновыделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмическиеструктуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).
Фон.фраза —отрезокречи, предст-щий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеихсторон паузами.Синтагма (речевой такт) — отрезок фон. фразы, хар-ся особойинтонацией и тактовым ударением… Фон. слово— часть фразы, объединенная однимсловесным ударением.Слог — наименьшая единица речевойцепочки.Звук —мин. фон. единица.
/>Суперсегментные единицы(интонационные средства)
— единицы, которыенакладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические(ударение) и темпоральные (темп или длительность).
Ударение — выделение вречи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности(энергии) звука.
Тон —ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звуковогосигнала.
Темп — скорость речи,которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицувремени.
Длительность — времязвучания сегмента речи.

6. Звук-осн.фонет.единица.Акустич-кие св-ва. Звук и фонема
Акустически звуки речиразделяются на сонорные (звучные) и шумные. Сонорные определяютсярезонаторными тонами, шумы в них или вовсе не присутствуют (гласные), илиучаствуют минимально (например, в [р] разного типа); в шумных (а это толькосогласные) тембр определяется характером данного шума. Самый сонорный звук:[а], самый шумный: [п].
В пределах шумныхвыделяют:
-Звонкие шумныедлительные (пр.: [в],[з],[ж])
-Звонкие шумныемгновенные (пр.: [б],[д],[г])
-Глухие шумные длительные(пр.: [ф],[с],[ш], [х])
-Глухие шумные мгновенные(пр.: [п],[т],[к])
Фоне́ма (др.-греч.«звук») — мин. единица звукового строя языка. Ф. как абстрактная единица языкасоот-ет звуку речи как конкретной единице, в кот-й ф. материально реализуется.Строго говоря, звуки речи бесконечно разнообразны; достаточно точный физическийанализ может показать, что один человек никогда не произносит одинаково один итот же звук (например, ударный [а́]). Однако пока все эти вариантыпроизношения позволяют правильно опознавать и различать слова, звук [а́]во всех его вариантах будет являться реализацией одной и той же фонемы.
7. Москов. и Ленингр-яфон-кие школы
М: Фонемами называются самостоятельные звуковые различия,служащие знаками различения слов языка[ (на основании данногоположения звучание [ы] в р. язке относится сторонниками МФШ к фонеме )
-Каждая фонемареализуется в своих разновидностях, каждая из которых выступает в определённыхфонетических условиях; в одной и той же позиции всегда выступает одна и та жеразновижность, в различных позициях — разные
-Позиция наименьшейобусловленности разновидности (и различения наибольшего числа фонем) называетсясильной, иные позиции — слабыми
-В сильной позициивыступает основной вариант фонемы, в остальных позициях — её модификации; срединих выделяются вариации (разновидности фонемы, выступающие в позициях, где непроисходит совпадения в звучании данной фонемы и какой-либо другой) и варианты(выступают в позиции, где реализации двух или более фонем совпадают взвучании). Слабые позиции именуются перцептивно слабыми и сигнификативно(«обозначательно») слабыми соответственно
Л: выявлении общихзакономерностей исторического развития грамматического строя языка. признавалисистемный характер языка и не считали разработку генетической классификацииязыков приоритетной задачей; не считали приоритетной задачей синхронноеописание языка и отрицательно относились к попыткам строгого разграничениясинхронии и диахронии, к сужению объекта лингвистических исследований и кформализации метаязыка лингвистики. Придавали значение иссл-ю так наз. фил-хпроблем яз-ния, связи языка и мышления, социальной природе языка.
8. Акуст-артикул-наяхар-ка гл. звуков
гласные-чистые тоновыезвуки. Класс-ция 3 признака: — степень подъема яз-ка по отн-нию кнёбу(гл.верхнего п.и, ы, у, гл. среднего подъема-э, о, ниж-а), — степеньпродвинутости языка вперед или отодвин-сти назад по гориз-ли.(пер.ряда-и, э,сред. – ы, а, заднего-у, о), — по участию губ – лабиализ(о, у) и нелабиал.
9. Акуст-артикул-наяхар-ка согл-х звуков.
класс-тся по: — местуобразов-я(какой активный орган совершает работу и с каким пасс-м органом онсближается), — по способу обр-ния: (хар-ка препятствия во рту на путивозд.струи): полная смычка органов речи(смычные [п], [б], [т], [д], [к], [г],)и щель между ними(щелевые ф], [в], [с], [з], [ш], [ж], [j], [х). – по участиюголоса и шума: произн-мые с голосом и без голоса: 1.сонорные согл, шумныезвонкие, ш.глух.), — по твердости/мягкости
10. Звук. законы вобласти гласных звуков
Гласные звуки подвлиянием соседних согласных сильно изменяются и особое влияние оказываютмягкие. Изменение комбинаторное – выражается в процессе аккомодации. Сфонетической точки зрения аккомодация – приспособление для всех языков, носпецифичное для каждого.
Редукция гласных –изменение, ослабление гласных в безударном положении. Различают позицию гласныхв первом предударном слоге и позицию в остальных безударных слогах. Гласныеслабой позиции второй степени подвержены большей редукции. Безударны менеедлительны и отличаются качеством звучания. Гласные верхнего подъема (и, ы, у) вбезударном положении изменяют длительность но не качество. Гласные неверхнегоподъема (э, о, а) изменяются по длительности и качественно.
11. Звук. законы вобласти согласных звуков
Фонетический закон концаслова:
Закон ассимиляциисогласных по звонкости и глухости
Сочетание согласных,когда один звонкий, а другой – глухой несвойственно СРЯ. Поэтому если в словеоказывается подряд два разных по звонкости звука, происходит уподоблениепервого второму. По этому закону звонкие согл. перед глухими переходят в парныеглухие, а глухие в таком же положении переходят в звонкие. Озвончениевстречается реже, чем оглушение. Сбор. Перед санорными и звонким В глухиеостаются без изменений. Звонкие или глухие согласные ассимилируются в след.случаях:
— на стыке морфем
— на стыке предлога ислова
— на стыке знаменательныхслов, произносимых без паузы.
Ассимиляция звуков помягкости
При сочетании согласных,второй из которых – мягкий, мягкость распространяется на предшествующий согласный.Не все согласные парные по тв. мягк. смягчаются и не все мягкие согласныевызывают смягчение предыдущего звука. Все согласные парные по тв-мягксмягчаются перед е, ю, я, и, ё. Наиболее подвержены смягчениюпереднеязычные-зубные з, с, д, т, н, р – небозубные и губные б, п, м. Не смягчаютсяперед мягкими согласными г, к, х, л
12. Комбинаторныевзаимодействия гл-х и согл-х
аккомодация – этокомбинаторное изменение звуков разных характеристик. Влияют друг на другагласный и согл., кот-е оказ-ся рядом. Для аккомодации типично, когда предш-йсогл оказывает влияние на посл-щий гласный (подыскать, лес и дол, ход игры, подивой)
13. Фонет-киечередование диахронич-го плана
Типология ист-хчередований: 1.чер-ния гласных(зову-звать). 2. черед-я согл-х (теку-течь, жгу-жечь,рука-ручной, княгиня-князь). 3.чередования одного звука с сочет-мизвуков(дюбить-люблю). 4. сочет-я с другими соч-ми(город-градостроители(оро-ра)). Воснову древнер.яз. лег праславянский яз., укот-го буквы имели латин.обозначение. Самые древние чер-ния связаны с тем, чтов праслав.яз.было 5 гласных.Они могли быть в словах долгими и краткими. этигласные сокращ-сь и удлин-сь что дало нам чер-ния: нести-носить, везти-возить,носить-нашивать, беру-брать и т.д. Прасл-кие гласные видоиз-сь, результат-сис-ма гласных древнерусского языка.
Образ-сь сис-ма гласных:
в конце 11-12сверхкраткие гласные в сил.позиции перех-ли в гл.полного образ-ния(ъ-о, ь-э) вслаб.позиции они исчезали-процесс падения редуцир-х. Под влиянием глас-х согл.смяг-сьи меняли свое качество – переходное смягчение(рука-рученька, грех-грешить). –Влияние [ ] на губные(любить-люблю, ловить-ловлю), зубные (возить-вожу),СТ-щ(пустить-пущу)в русск.яз. [э] чер-ся с [о] – первонач-но в этих словах былЭ.
14. Фонологическаясистема языка
Изучением звуков с точкизрения их функций в процессе общения, в социальном аспекте занимается функциональнаяфонетика, или фонология. Фонема– минимальная единица языка, способная различать звуковые оболочки разных слови морфем.
Например: в словах мол,мал, мул в функции различителей звуковых оболочек выступают фонемы //о//,//а//, //у//; //дом/ком/лом/ром/сом/том// ® //д//, //к//, //л//, //р//, //с//,//т//; Понятие фонемы не следует отождествлять с понятием звука, т.к. всякаяфонема является звуком, но не всякий звук речи может выступать в роли фонемы. Звуковое значение фонемы зависит от позиции, которую оназанимает в слове. Различают сильную и слабую позиции фонем. Позиция, в которойразличается наибольшее число фонем, называется сильной, фонема в этойпозиции тоже сильная; позиция, в которой различается меньшее число фонем,называется слабой, фонема в этой позиции – слабая.
Сильная позиция – позициямаксимальной различительности и минимальной обусловленности.
Сильная позиция длягласных – это позиция под ударением; для согласных абсолютно сильная позиция –позиция перед гласными [а], [о], [у]: //са́н/со́н /сы́н//- //сам/зам/дам/там//.
В слабой позиции фонемытеряют часть своих признаков, меняют свой облик и случается, что две и даже трифонемы совпадают в одном звуке: [л'э́с/л'и́сы] — [л'иса́] ® //э//, //и//® [и]; [пло́т] ®//д// и //т// — [т].
Неразличение фонем вслабой позиции называется нейтрализацией.
Таким образом, фонемысовременного русского литературного языка не просто набор мельчайших языковыхединиц. Они образуют фонологическую систему, все компоненты котороговзаимосвязаны, взаимообусловлены и противопоставлены друг другу.
15. Слог как фон-каяединица. Теории слога. Особенности
слогораздела
1.экспираторная теория –в речи возд.струя выходит не плавно, а идет толчками, и каждому толчкусоответс-ет слог. Граница слога-момемнт самого слабого выдыхания. Слух-этоэкспираторный толчок.2. акустич-ятеория(сонорности)-вершина слогаобраз-сятолько звуком, облад-щим опрд.звучностью.Слоговая граница проходит рядомсо звуком наимен-й звучности.Звуч-сть-слыш-сть звука на расст-нии.Слоговойзвук(гласные)-наиб.звучный, неслоговые вокруг него.Ид.слог-мо/ло/ко, сочетаниешум-х между глас-ми к след.слогу(мо/ста, кА/ска)+шумные с сонор.+несколькосонорных между глас.Если сон+шумная-слогораздел между членами сочет-я(кар-та)+йс шум. и сонорными так же.Неначал-й слог слова включает в себяшум+гл, шум+шум+гл(до-ска)Есперсен-в России Аванесов и Гвоздев.3.Теориямускульного напряж-я(во время артик-ции м.напряжене неодинаково). В отнош-ислогораздела важно учит-ть различное произ-е согласных по силе муск.напряж-я.1й тип-сильноначальные согласные(с, -ус, т-, рад) 2й тип –конец согласногосильнее его начала-сильноконечные согл-е(р, м, н) 3й тип-двухвершинныесогл-е.Граница слога распред-ся между ними(ванна, вилла, труппа)
16. Ударение.Словесное ударение
Ударе́ние —выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи:
-слога в составефонетического слова — словесное ударение,
-слова в составе синтагмы— логическое ударение,
-синтагмы в составе фразы— синтагматическое ударение.
В рус.яз. уд. гл-йотличается от безударного сил-ми, колич-ми и каче-ми характеристиками.В среднемударный гласный в 1,5-2 раза длиннее безударного. Ударение может стоять налюбом слоге и любой части слов (пра́вило, а́збука, буржуази́я);в разных грамматических формах одного и того же слова ударение может переходитьс одного слога на другой (нога́ — но́гу, при́нял —приняла́). Тем не менее, есть определённые закономерности: так, в русскомязыке (в отличие от близкого ему современного церковнославянского) не можетбыть ударным окончание «-ый»/«-ий», Некоторые сложные слова, а также слова сприставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс- и др. могутиметь, кроме основного, побочное (или второстепенное) ударение. Побочноеударение обычно по порядку бывает первым (ближе к началу слова), а основное —вторым (ближе к концу слова): кля́твопреступле́ние,о́колозе́мный, ви́це-президе́нт.
17. Ударение фразовое,тактовое, логическое
Фр.-создает общийритмич-кий рисунок фразы. Синтагма-группа слов, предст-х единое смысловое целоедля данного контекста.Синтагма фон-ки оформлена.Напр., Высокая длинноногаяблондинка/прошла рядом. 2 синтагмы, в осн.каждой единый смысл.С членениями насинтагмы связано синтагматич.ударение.От этого зависит смысл высказ-я. Недавно/ приехавший доктор выступил в печати. Недавно приехавший доктор / выступил впечати. С вопросм о членении синтагм связан вопрос о безуд-х словах(клитики).
Логическое уд-ние — средствосмыслового выделения какой-либо значимой единицы высказывания. Накладываясь наобязательное словесное ударение, Л. у. обычно усиливает фонетическиехарактеристики слова, подчёркивая информацию, новую или спорную для одного изсобеседников. Например, во фразе «Твоя сестра пришла» Л. у. можетвыделить любое из трёх слов.
Речевой такт – частьфонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационнойнезаконченностью. Грамматически речевой такт соотносится с распространённымичленами предложения. Если речевой такт состоит из нескольких фонетических слов,выделение одного из слов (наиболее важного) в пределах речевого такта называютсигматическим ударением.
-Фразовое ударение –выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, такимударением является одно из тактовых.
18. Понятие оборфоэпии. Русское литер-ное произношение в его
ист-м развитии
Орфоэпия-буквальноправильное произ-ние. 1) Р.о.-это раздел науки о языке, посвящ-й нормамлит.произ-и 2) Р.о. – сов-сть правил нормативного лит-го произн-ния. Наука,кот.изучает варьирование произ-х норм р.я. и выраб-ет произн-ные рекомендации.Орфоэпия: 1. звук.оформление слов. 2. произн-ние группы слов(нога за ногу) 3.произн-ние отд-х грам.форм. 4. акцентология.
Важн.яз-е черты сложилисьеще в 1й половине 17 в в составе разговорного языка г.Москвы.С 18в.с Москвойсоперничает С.Петербург.Эта борьба продол-ся и в 19в. Сейчас произ-ния Ми Лпочти не различ-ся
19. Орфоэпическаянорма. Варианты норм. Стили произношения.
Тенденции в развитии русскоголит. произн-ния
Под орф.нормой поним-сяединственно возможный или предпочтит-й вариант произн-я по сравнению с другими,менее соответс-ми системе произношения. шкала нормативности: 1й уровень –словобез вариантов(опека, алкоголь).2й – равноправные варианты(«и») искристый,залитый, решетчатый. 3й – один –осн.вариант, второй – допустимый(‘отдал – доп.от’дал).
Стиль-объедин-я опред-мфунк-м назначением система яз-х элементов.Можно различать стили произ-ния:нейтральный, высокй, разговорный.
20. Понятие о лексикеи лексикологи. Слово. Лекс. и грам-е
значения слов
Л.-разделязыкозн-я, из-щий словарный состав языка, лексику. В широком см. Л.-учение ословах и об устойч-х словосочетаниях. Вузком, Л.-заним-ся только словами…Выделяют описат-ю и диахр-ю Л.+сопостав. Слово осн. структ-семант-яединица языка, служащая для именования предметов и их св-в.С-имеетмногообр.хар-ки.Фонетич.ур-нь- слово оформлено при помощи звука. Словообр-йУр-нь-корни-база для создания новых слов. Морф-й Ур-нь-слова обр-ют опред.системныегруппы.
— по способу номинации:1. самостоят-ные, 2.служебные, 3. местоименные, 4. междометия.
— по фонет-му признаку:одноудао\рные, безударные(клитики), многоударные
— по морф-му признаку:изменяемые, неизменяемые.
С.имеют лекс.играмм.значения. Л.значение слова отражает то или иное явл-е действит-сти,хар-ет отдельное слово и индив-ет его; Г.значение-хар-ка его как элементаопред.грамматич.кл.
21. Типы лекс. значений
1) по степени семан-коймотивированности: непроизвольные/произвольные
2) по способуноминации(прямоеЪпереносное) 3) по возможности лекс-й сочетаемости или видуотн-ний между словами 4) по хар-ру выполняемых функций.
22. Однозначные слова.Явление полисемии. Типы переноса
значения слова
Однозн.слова- четковыраженная предметная соотнес0сть( термины, названия деревьев, имена собств.)Полисемия – св-во слов иметь несколько значений.Л.полисемия – СП-сть одногослова служить для обозначения разных предметов и явлений действит.сти
23. Системныеотношения в лексике. Синонимия. Син-кий ряд.
Типы синонимов
Между словами,образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как похарактеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е.по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языканаблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические(совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические(тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические(противоположное значение слов при различии их звучания).С.-тип семант-хотношений яз=х единиц, заключ-ся в полном или частичном совпадении их значений… Видысинонимов: — семантич-обозн-ют одно и то же явление и выд-ют в нем разныестороны или разные степени проявления(страх-ужас); — стилистические; — семантико-стилистические; семант-стил-кие
24. Системныеотношения в лексике. Антонимия. Типы антонимов
Между словами,образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как похарактеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е.по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языканаблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические(совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические(тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические(противоположное значение слов при различии ихзвучания).А.-яз.явление, отражающее отношение яз-х единиц с противопол-мзначением. 2 типа: — контрарная А.( слова с полным противопол-м щначением) икомплементарная А. (между лексемами, кот-е занимают промеж-ное положение)
Энантиосемия-внутисмысловаяантонимия(одолжить)
25. Системныеотношения в лексике. Омонимия. Типы омонимов
Между словами,образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как похарактеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е.по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языканаблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические(совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические(тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические(противоположное значение слов при различии их звучания) О.-единицы, одинаковозвучащие, не имеющие общих смыс-х элементов и не связанные ассоциативно.О: лексические и нелекс.-кие.
26. Системныеотношения в лексике. Паронимия. Типы паронимов
Между словами,образующими словарный состав языка обнаруживаются определенные отношения как похарактеру выражаемых ими значений, так и по их фонетическому оформлению, т.е.по сходству их звукового состава. С этой точки зрения в лексике русского языканаблюдаются три типа системных отношений между словами: омонимические(совпадение звучания слов при различном их значении), синонимические(тождество или сходство значения слов при полном различии их звучания), антонимические(противоположное значение слов при различии их звучания) П.-явление частичногозвукового сходства слов при их семант.различии. 2 группы П.: 1) однокоренные(культивация-культивирование) 2) разнокоренные (экскалатор-экскаватор)
27. Ономастика. Типыонимов
Ономастика – разделязыкознания, изучающий имена собственные.
1) Антропонимика – именалюдей
2)Топонимика-назв-ягеогр.объектов
3)зоонимика- кличкиживотных)

28. Признакистарославянизмов
 
Старославянизмы имеют звуковые (фонетические),морфологические и семантические признаки. К основным звуковым признакамотносятся:
-неполногласие,наличие сочетаний -ра-, -ла-, -ре-, -ле- на месте русских -оро-, -оло-, -ере-,-оло- в пределах одной морфемы: врата, злато, чреда, плен (сравните: русскиеворота, золото, очередь, устаревшее полон);
-сочетания ра-, ла- вначале слов на месте русских ро-, ло-: равный, ладья (сравните: ровно, лодка);
-в известных условияхсочетание жд на месте русского ж: хождение (хожу), вождение (вожу);
-согласный щ наместе русского ч: освещение (свеча);
-звук е под ударениемперед твердыми согласными на месте русского ё (о): небо (нёбо), перст (напёрсток);
-звук е в начале слова наместе русского о: есень (осень), езеро (озеро), единица (один).
Морфологическимипризнаками являются старославянские словообразовательные элементы:
-приставки воз- (воздать,возвратить), из- (со значением «направления откуда-то изнутри»: изгнать,излить, извергнуть), низ- (низвергнуть, ниспадать), чрез- (чрезмерный), пре-(презреть, преемник), пред- (преднамеренный);
-суффиксы -стви(е)(блогоденствие, бедствие), -ч(ий) (ловчий), -знь (казнь жизнь), -те (а)(битва), -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- (сведущий, тающий, лежащий, говорящий);
-характерные длястарославянского языка первые части сложных слов: благо-, бого-, добро-, зло- идругие (благодать, богобоязненный, добродетель, злонравие, жертвоприношение,единообразие).

29. Фразеология какраздел языкознания. Основ.признаки фр-мов.
Класс-ция ф. с точкизрения мотивированности компонентного
состава
Ф-раздел яз-ния, изуч-щийустойчивые идиоматические выражения. Предмет Ф.-исслед-ние признаков фраз-мов.Признаки фр-мов: воспроиз-сть, раздельно оформленность, семантичес.целостность.Принято выделять 3 осн-х типа ФЕ: -ф.срощения, — ф.единства, — ф. сочетания.
1.срощения-такиеединицы, значения кот-х не выводятся из значений образ-щих компонентов(наличиеустаревших слов, фон.архаизмов)
2. единства-значениеможет быть мотивированно значением компонентов (водить за нос, мокрая курица).
3. сочетания-Ф.обороты, всостав кот-х входят слова со свободным и фраз-ки связанным значением, целостноезначение вытекает из значения отд-х слов(воздушный замок)
30. Фразеология какраздел языкознания. Семантико-грам-я класс-
ция Ф. Хар-ка ФЕ сточки зреня происх-ния и стил. окраски
Ф-раздел яз-ния, изуч-щийустойчивые идиоматические выражения. Предмет Ф.-исслед-ние признаков фраз-мов.Признаки фр-мов: воспроиз-сть, раздельно оформленность, семантичес.целостность.
 -предметные ФЕ- обозначающиепредмет (в широком смысле слова), объединяются в класс предметных. ПредметныеФЕ имеют три субкатегории – лица, предмета, отвлеченного понятия.
— процесс-ные- общеепонятие процесса. В настоящее время фразеологи выделяют три наиболее общихзначения деятельности, состояния и отношения
-качественно-обстоят-ныеобстоятельства и качества действия, а также степень проявления действия илипризнака.
-призначные- Фразеологизмы такого типа характеризуют предмет или лицо поразличным признакам.
-модально-междометные- выражают отношение говорящего к предмету высказывания,собеседнику или ситуации общения, т.к. основная сфера их применения – речеваякоммуникация.
31. Историческиеизменения словарного состава русского языка
Лексика русского языкапостоянно изменяется, беспрерывно обогащается, обновляется. Одни слова живут напротяжении веков, другие — отмирают, не успев родиться, иногда приобретаютдругие значения. Словарный состав языка условно делят на активный и пассивный.В активный словарь входят слова часто употребляемые, хорошо известные носителямязыка. Пассивный словарь состоит из слов либо устарелых, либо, наоборот, толькочто появившихся и поэтому не вошедших в активный словарь, не ставшихобщеупотребительными. Среди устаревших слов различают историзмы и архаизмы.
Многие слова исчезают изязыка потому, что перестает существовать то, что обозначалось этим словом.Например, нет слов кивер (военный высокий головной убор из толстой кожи), конка(вид городского транспорта), гридь (воин-телохранитель князя в Древней Руси).Эти слова — историзмы. Они и им подобные перестали употребляться в активномзапасе, поскольку исчезли те реалии, которые они обозначали. Они употребляютсялишь в научной, специальной или художественной литературе в качестве средстваобразного воссоздания исторической эпохи, объективного ее отражения.
Некоторые слова исчезлипотому, что не выдержали конкуренции с другими, более употребительными: выя —шея, десница — правая рука, тать — вор, ланиты — щеки. Это архаизмы. Архаизмыпридают речи торжественность, приподнятость, поэтому часто используются вхудожественной литературе. Например, стихотворение А. Пушкина «Пророк» насыщеноархаизмами:
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной явлачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими, каксон,
Моих зениц коснулся он...
слово пошлый утратилозначение обычный, неоригинальный, избитый, и поэтому современный читатель можетнеправильно понять Пушкина, читая «Евгения Онегина»:
Онегин с Ольгою пошел;
Ведет ее, скользянебрежно,
И, наклонясь, ей шепчетнежно
Какой-то пошлый мадригал.
Архаизмы могут отличатьсяот современных слов не целиком, а лишь некоторыми звуками: огнь — огонь, пиит —поэт, вран — ворон. Иногда они отличаются ударением: символ (вместосовременного символ), призрак (см. у М. Лермонтова: Его насмешливый призрак иднем и ночью дух тревожит). У некоторых архаизмов устарела морфемная структура:сейчас не говорят свирепство (свирепость) или нервический (нервный).
Таким образом, причиныпоявления историзмов в изменении быта, обычаев, в развитии науки, техники,культуры. На смену одним вещам приходят другие, а вместе с ними и слова.Например, исчезли такие виды одежды, как кафтан, армяк, камзол, вышли изупотребления и их названия.
Причины появленияархаизмов в другом — в развитии языка, в обновлении его словаря: на смену однимсловам приходят другие.
32. Лексикография. Историяразвития. Типы словарей
 
Лексикогра́фия (греч.— словарь + пишу) — разделязыкознания, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения. Наука,изучающая семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование.
У истоков словарного делана Руси, как и на Западе, стоят рукописные глоссарии; самый ранний изсохранившихся глоссариев содержит 174 слова и датируется 1282. В 16 в.формируются новые принципы составления словарей, в частности постепенноутверждается алфавитный принцип расположения материала. С появлениемкнигопечатания выходят в свет и печатные словари. Первый из них, Лексис, сиречьречения вкратце собранны и из словенского [т.е. церковнославянского, не путатьс современным словенским] языка на просты русский диялект истолкованы ЛаврентияЗизания Тустановского был опубликован в Вильно (Вильнюсе) в 1596. В 1627 вКиеве вышел гораздо больший по объему (около 7 тыс. слов) Лексиконславеноросский и имен толкование Памвы Берынды, переизданный в 1653 и оказавшийзначительное влияние на последующие словари. В тот же период появились многочисленныепереводные словари. В 19 в. словарное дело в Россиидостигло значительного развития. Были созданы словари, и прежде всего Толковыйсловарь живого великорусского языка В.И.Даля (первое издание – 1863–1866;третье под ред. И.А. Бодуэна де Куртенэ – 1903–1911), которые активноиспользуются и поныне и занимают важное место в современной русской культуре.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.