Реферат по предмету "Иностранные языки"


Почему повесть Княжна Мери занимает центральное место в романе Герой нашего времени

Реализм, какнаправлениев литературе, имеет оченьдолгую историю.Ещё АлександрСергеевичПушкин изобразилсложный ипротиворечивыйхарактер ЕвгенияОнегина, главногогероя одноимённогоромана в стихах.Великий поэтпоказал, каквлияет на Онегинаокружающееего общество, как оно формируетхарактер молодогочеловека. МихаилЮрьевич Лермонтовразвивает этутрадицию Пушкина, но если Онегинизображён состороны, о нёмрассказываетавтор, то ГригорийАлександровичПечорин, главныйгерой романаЛермонтова, показан с разныхточек зрения, что намногоусиливаетглубину раскрытияего сложногохарактера. Вэтом смыслеЛермонтов былноватором.
Сам М.Ю. Лермонтовопределил цельромана «Геройнашего времени»как изображениевсего поколения.Он подчёркивал, что «историядуши человеческой, хотя бы самоймелкой души, едва ли не любопытнееи не полезнееистории целогонарода». Нодуша ГригорияАлександровичаПечорина отнюдьне мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человекнеобыкновенный.Именно поэтомудля Лермонтоваважно как можноглубже раскрытьхарактер Печорина.Поэтому он иприбегает квесьма необычномупостроениюромана. Каковаже особенностьего композиции?
При описанииважнейшихсобытий в жизниглавного герояавтор нарушилхронологическуюпоследовательность.Если её восстановить, то первое местов романе должназанять повесть«Тамань», ведьименно в ТаманиостанавливаетсяПечорин, следовавшийна Кавказ. Послеслужбы в действующемотряде онотправляетсяна «воды», живётв Пятигорскеи Кисловодске, убивает надуэли Грушницкого.За участие вдуэли его высылаютв крепость, гдемолодой человеквстречаетсяс МаксимомМаксимычем.Оттуда прапорщикна короткоевремя отправляетсяв станицу. ПотомПечорин едетв Петербурги через пятьлет снова оказываетсяна Кавказе, отправляясьв Персию. Наобратном путииз Персии онумирает. Нопочему же Лермонтовотказываетсяот такой последовательностиизложения? Делов том, что авторуважно показатьсвоего герояс разных точекзрения, в новойобщественнойсреде, в окружениилюдей, занимающихразличноеположение вобществе.
В роман ГригорийАлександровичПечорин входитчеловеком«странным».Рассказчикомв первой повестиромана — «Бэле»- выступаетМаксим Максимыч, старый офицер, проведшийбольшую частьсвоей жизнина Кавказе, гдедослужилсядо чина штабс-капитана.У Максима Максимычанет основательногообразования, он не был в высшемсвете. Однимсловом, переднами обыкновенный, простой человек.
Штабс-капитанполюбил молодогочеловека. Онпонял незаурядность, силу натурыглавного героя, его железнуюволю, способностьвсех подчинятьсебе. Однако, что важно, длястарика егосослуживецтак и осталсячеловеком«странным».Послушав его, мы и сами начинаемсчитать Печориназагадочнымчеловеком, нопонять и объяснитьэтот характермы не в состоянии.Это ли не лучшееначало романа?
Во второйповести, гдедействие происходитуже через пятьлет, мы застаёмглавного герояна его пути вПерсию. Здесьуже о нём рассказываетстранствующийофицер, человек, безусловно, образованныйи относящийсяк тому же кругу, что и сам Печорин.С его помощьюмы получаемдовольно подробныйпортрет ГригорияАлександровичас некоторымипсихологическимизамечаниями.Автор рисуетфигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лицамолодого человека, уделяя особоевнимание описаниюглаз, которые«не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак- или злого нрава, или глубокойпостояннойгрусти». Портретнастолькокрасноречив, что перед намивстаёт зримыйобраз человека, много пережившегои опустошённого.
Здесь же мыузнаём о чрезвычайностранном поведениисослуживцаМаксима Максимыча.Почему, прекраснозная, что штабс-капитанждёт его наужин, Печоринне пришёл? Почемуон сухо подалруку старику, когда тот готовбыл броситьсяему на шею? Почемудаже не поговорилс бывшим приятелем? Но зачем емуэто? Вновь ворошитьдавно прожитое, вспоминатьжизнь в крепости, Бэлу, он не хотел.Дружескихчувств к старику(как, впрочем, и к кому-нибудьдругому) неиспытывал. Такзачем же?
Повесть этаразжигает нашелюбопытствок главномугерою, порождаетвопросы о причинахформированиятакого характера.Однако ответана эти вопросыздесь мы найтине можем.
Познакомившисьс ГригориемАлександровичемПечориным израссказовдругих людей, мы понимаем, что имеем большевопросов, чемответов. Теперь-топришла пораузнать главногогероя изнутри.Так перейдёмже к дневнику, или журналу, самого Печорина! Дневник этотпредставляетиз себя большуюценность, таккак является«следствиемнаблюденийума зрелогонад самим собою».И действительно, далеко не каждыйсможет раскрытьсебя, свой внутренниймир с такой жеоткровенностьюи полнотой, какэто сделалПечорин. И вэтом величайшеедостоинстводневника молодогочеловека.
Первая повестьжурнала Печорина,«Тамань», являетсяромантическойпо характеру.Здесь описываетсяистория, приключившаясяс ним во время пути на Кавказ.И уже в этойповести становитсяявным одно изосновных качеств, свойственныхэтому человеку,- любопытство.Именно онопомогло главномугерою разгадатьтайну прекраснойундины, разрушивпри этом «мирныйкруг честныхконтрабандистов».Однако самПечорин отэтого глубокорасстроен.«Зачем?»- задаётон себе вопроси не находитна него ответа.
Следующаяповесть («КняжнаМери») даётответы на большинствопоставленныхнами вопросов.В ней намечаютсяосновные мотивывсего «Журнала»: стремлениеПечорина кактивным действиям, любопытство, толкающее егок экспериментированиюнад окружающимии над собой, его безрассуднаяхрабрость истремлениепонять, чтодвижет людьми, выявить мотивыих поступков, постичь ихпсихологию.
«Княжна Мери»построена надневниковыхзаписях, этопочти ежедневнаялетопись жизниПечорина. Приэтом главныйгерой описываетне столько самисобытия (похоже, они вообще егоне интересуют), сколько своимнения, чувства, словно он тщательноисследует, анализируетсвою душу и техлюдей, с которымисталкиваетего жизнь.
Повесть этаначинаетсянеобычно. Вотличие от«Тамани», гдеПечорин чрезвычайнодеятелен, никогдане сидит наместе, здесьмы видим еголюбующимсяпейзажемнаслаждающимсявидом цветущейчерешни ииспытывающимотрадное чувство, когда «веселожить в такойземле» понимаем, что молодойчеловек в душепоэт. Однаков эту идиллиюврываетсяпроза: ГригорийАлександровичидёт к Елисаветинскомуисточнику, гдесобираетсяводяное общество.Печорин даётметкие характеристикистепным помещикам, что характеризуетего как человеканаблюдательного, умного, хорошоразбирающегосяв людях.
До этой повестимы ни разу невстречалиГригорияАлександровичав толпе людей.Здесь же этодовольно частоеявление. Так, может быть, среди такогоколичествалюдей у молодогочеловека естьдрузья? Ведьздесь, на «водах», он встречаетсяс юнкером Грушницким.Однако Печориначто-то раздражаетв Грушницком.Почему же этот21-летний мальчишкатак не нравитсяпрапорщику? Да, он мечтаето славе, обофицерскихэполетах, новедь кто обэтом не мечтаетв столь молодыегоды? Да, он наивный, недалёкийчеловек, но иэто ему можнопростить. То, с чем Печоринне может примириться,- это его некотораяпохожесть наэтого глупогоюнца. ГригорийПечорин действительнопереживаетчувство глубокогоразочарованияв жизни, котороедля юнкера лишьпоза. Грушницкийнасквозь фальшив, а фальши, неискренностинаш герой невыносит. Кактут не вспомнитьстихотворение«Как частопёстрою толпоюокружён»: вокругмолодого человека«мелькаютобразы бездушныелюдей, приличьемстянутые маски», что ему, конечно, неприятно.Раздражённый, Печорин желаетдосадить бывшемусослуживцу.К этому молодогочеловека подталкиваети скука. Безкаких-либоугрызенийсовести онвмешиваетсяв судьбу юнкера, влюбляет в себяМери, чем восстанавливаетпротив себяГрушницкого.
В повести естьещё один человек, с которым, кажется, главный геройдружен. Этодоктор Вернер.В докторе егопривлекаетскептицизми материализм, а также то, чтов душе тот поэт.Конечно, Печоринунравятся этикачества Вернера, ведь они посути являютсялучшими чертамиего собственногохарактера.Однако у доктораесть и главноеотличие отмолодого человека:у него естьдело, ведь онврач. Как мыувидим в дальнейшему Печорина-тодел не было.
Возможна лидружба междутакими умными, понимающимидруг другалюдьми? Оказывается, нет. Во-первых, как говоритсам Печорин, к дружбе он неспособен, потомучто «из двухдрузей всегдаодин раб другого»(я осмелюсь несогласитьсяс такой точкойзрения, ведьнастоящиедрузья равны).Во-вторых, по словам молодогочеловека, он(да и доктор)относится клюдям, которые«по правде…ко всему довольноравнодушныкроме самихсебя». А такиелюди не могутдружить, немогут жертвоватьчем-либо радидружбы. ДневникПечорина мнене раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешьсяв правильностистрок
К добру и злупостыдноравнодушны...
… И ненавидиммы, и любим мыслучайно,
Ничем не жертвуяни злобе, нилюбви...
Это равнодушиеникому не мешает, пока всё идётгладко. Но чтоделать, когдаслучается буря? А буря случается, ведь Печоринне может житьбез них, он самих создаёт (наум приходятстрочки излермонтовского«Паруса», прекраснохарактеризующиемолодого человека:«А он, мятежный, просит бури, как будто вбурях естьпокой»). Таквот, в такойситуации холодноеравнодушиеПечорина можетобернутьсязлом и оборачиваетсязлом (вспомним, например, «Тамань»).
От доктораВернера молодойчеловек узнаёто приезде наКавказ Веры.Когда он встречаетсяс ней, то мыпонимаем, чтоеё-то он любит, понимаем потому, что пишет онтеперь в томже тоне, в какомописывал природуКавказа. Непрочитав этуповесть, сомневаешься, что Печоринспособен налюбовь: Бэлаему вскоренадоела, к МаксимуМаксимычу оннисколько непривязан. АВера — его давняялюбовь. Однакоже любит он её«для себя», недумает о ней, о том, что мучитеё. Налицо явноепротиворечие: если он любитВеру, то зачемухаживать заМери? Так какже обстоят делас Мери?
16 мая молодойчеловек делаетв своём журналеследующуюзапись: «Впродолжениедвух дней моидела ужаснопродвинулись».Что же это задела? Он заняттем, что влюбляетв себя княжнуиз желанияразвеять скуку, досадить Грушницкомуили бог знаетиз какого другого.Ведь даже онсам не понимает, зачем он этоделает: Мери, считает Печорин, он не любит.Главный геройверен себе: ради развлеченияон вторгаетсяв жизнь другогочеловека.
«Из чего жея хлопочу?» — спрашиваетон себя и отвечает:«Есть необъятноенаслаждениев обладаниимолодой, едвараспустившейсядуши!» Это жеэгоизм! А кроместраданий онничего не можетпринести ниПечорину, ниокружающим.
Комедия, задуманнаяПечориным, превращаетсяв трагедию.Защищая честьоклевётаннойМери, он вызываетГрушницкогона дуэль. И здесь, на дуэли, онпроводит такойэкспериментнад юнкером, на которыйрешится далеконе каждый. Онстоит под дуломпистолета, желая проверить, насколькоГрушницкийподчинён злу, хватит ли унего сил и подлостиубить безоружного(мы ведь знаем, что пистолетмолодого человекане был заряжен).Чудом он остаётсяв живых. Однакооказываетсявынужденнымубить юнкера.Грушницкийпогибает.
Итак, в «КняжнеМери» намраскрываетсядуша человеческая.Мы видим, чтоГригорийАлександровичПечорин — человекпротиворечивый, неоднозначный.Сам он переддуэлью говорит:«Одни скажут: он был добрыймалый, другие- мерзавец. Ито и другоебудет ложно».И действительно, эта повестьнам показываети хорошие качествамолодого человека(поэтичностьнатуры, незаурядныйум, проницательность)и плохие чертыего характера(ужаснейшийэгоизм). И действительно, настоящийчеловек небывает исключительноплохим илихорошим.
Эта глава играетглавнейшую, центральнуюроль в романе, так как позволяетнам самим (безкаких-либопосредников, как в первыхдвух повестях)проследитьразвитие характераглавного героя, узнать о формированииего натуры,«себялюбивойи сухой», каксказал бы А.С.Пушкин. Об этоммы узнаём изего исповедиМери: молодойчеловек признаётсяей, что такоевот обществоГрушницкихсделало из него«нравственногокалеку». Видно, что эта «болезнь»прогрессирует: изнуряющеечувство пустоты, скуки, одиночествавсё большеовладеваетглавным героем.В конце повести, уже находясьв крепости, онуже не видиттех ярких красок, которые такрадовали егона Кавказе.«Скучно»,-заключаетон.
«Княжна Мери»показываетнам истиннуютрагедию ГригорияПечорина. Ведьтакую недюжиннуюнатуру, огромнуюэнергию онтратит на пустяки, на мелкие интриги.Это ли не трагично?!
Все основныевопросы романа- социальные, психологическиеи философские- поднимаютсяименно в этойповести (вотпочему оназанимает центральноеположение вромане) и плавнопереходят взавершающуюновеллу «Фаталист», где герой сновапытается решитьважную загадку: в чём истинноепредназначениечеловека, каковсмысл бытия, какую роль вжизни человекаиграет свобода, судьба, вера.Становитсяпонятно, чтосвоим поведениемПечорин вомногом обязанотсутствиюнравственныхзаповедей, выработанныхверой в какую-товысшую идею.
Таким образом, читая роман, мы понимаем.Что ГригорийАлександровичПечорин какбы поднёс зеркалоко всему своемупоколению. Ядумаю, что неплохобы и нам посмотретьсяв это зеркало, тем более, чтои мы ведь живёмв то время, когда, разрушив старыепринципы, ещёне выработалиновые, когдацарят разочарованиеи безверие. Нетеряем ли мычеловеческогооблика? Не становимсяли «нравственнымикалеками»? Наэти вопросыпоможет найтиответ роман«Герой нашеговремени» иособенно повесть«Княжна Мери», ведь, как мывидим, онадействительнозанимает центральноеместо в романе.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.