Реферат по предмету "Иностранные языки"


ВВ Докучаев

Рефератна тему:
В. В.Докучаев

Смоленск,
2000г.ПЛАН
Стр. ВВЕДЕНИЕ
3 ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ НАТУРАЛИСТА
3 ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ
11 ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ ЗАНЯТИЙ НАУКОЙ
13 НАУКА О ПОЧВЕ
16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
24 ЛИТЕРАТУРА
25
ВВЕДЕНИЕ
Земля— словоособенное. Такназываетсянаша планета, обитаемыйостровок средимиллиардовкилометровкосмическо­гопространства.
Издавнамногие народыпоклонялисьЗемле. В ДревнейГреции ее чтилив образе богиниГеи, прародительницывсего живого.Имя ее звучитв названияхмногих наук, называемыхгеологическими.
В Россиис глубокойдревностиземлей называлисамый верхнийслой, по которомуступает ногачеловека. Слойнепрочный иживотворный, из которогопо весне зеленымиогонькамивозникаютростки. С особымуважениемотносилисьроссияне ктруду земледельца, помогающегоземле родитьрастения, полезныечеловеку. Землясчиталасьсвятыней, обладающейчудодейственнойсилой. Поней волхвы-колдуныгадали о будущем.В спорах клялисьземлей и дажеели ее, скрепляяклятву. Уходяна чужбину, наши предкибрали с собойгорсть роднойземли и хранилиее как святыню.Считалось, чтоона и сил прибавляет, и сулит возвращениена родину. И неслучайно именнов нашей странеболее ста летназад былосоздано учениео почве. И неслучайно создателемего был самобытныйрусский человек, даже внешнепохожий налегендарногоземледельца, Василий ВасильевичДокучаев— крупный, физическисильный, муже­ственный, трудолюбивый, мудрый. Егобольше знаюти ценят каквеликого почвоведа.А ведь он, крометого, был замечатель­нымгеографом игеологом. Нои это еще неглавное. Какимибы наукамиВасилий Васильевични занимался, он всегда оставалсяприродоведом, натуралистом: стремилсяпознать окружающиймир во всейсложности ивзаимосвязичастей, какединое живоецелое. Для негородная, земля, почва, быланеразрывносоединена спланетой Земля, с географическойсредой, деятель­ностьюживых организмови трудом человека.

ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО, ЮНОСТЬ НАТУРАЛИСТА
Родилсяон1 марта1846 годав селе МилюковеСычевскогоуезда Смоленскойгубернии. Отец, Василий Сергеевич, был сельскимсвященником— небогатым, добросовестными скром­ным, дожившим допреклонныхлет. В семьеДокучаевыхбыло семеродетей: три брата(Тимофей, Никифор, Василий) и четыресестры (Анастасия, Мария, Ефросиния, Анна). Матьсемейства, Пелагея Трофимовна, была женщинойдоброй и умной, дети ее оченьлюбили!
О детствеВасилия Васильевичаизвестно совсемнемного. Ни самон, ни его сверстникивоспоминаниине оставили.И все-таки коео чем нетруднодогадаться, читая его сочинения.Ведь первуюсвою научнуюстатью посвятилон родным местами с детствазнакомой речкеКачне.
Родинабыла для негоне просто местностью, где он родился, где обитал егород. Она всегдаоставаласьчастью егодуши, роднойс детства землей, которую помнишьдо мельчайшихдеталей, любишьи желаешь понять.
А что этоозначает— понятьземлю? Это значитнаучить­сячитать, какчудесную книгу, слои на речныхберегах, зигзагистариц, пятнаболот, скопленияхолмов— всето, что каким-тообразом возникло, имеет своюисторию и неразрывносвязано с жизньюлюдей.
Вряд ликто-нибудь изродных и близкихмог рассказатьобо всем этомВасилию Докучаеву.Пожалуй, некомубыло даже озадачитьего подобнымивопросами.Детство своепровел он прикрепостномправе, средидетей крестьян, принадлежавшихпомещику. Резкаягрань отделяласвободныхграждан страныот крепостных, привязанныхк родной землене только духовнымисвязями, но иподневольнымтрудом, волейсвоих хозяев.
Ребенкуприходитсярано или поздноподчинятьсяжестким правилами требованиям, которые накладываетобщество накаждого человека.Надо обучаться, чтобы статьнормальнымчленом общества, толковым работником, служащим. Илиприходится— таковабыла судьбамногих детейстарой Рос­сии— заниматьсятяжким трудом.
Вот иВасилию Докучаевупришла порапрощаться сбосоно­гимвольным детством.Отец обучилего грамоте, заставил прочестьсамостоятельновсе церковныекниги, а когдасыну исполнилосьодиннадцатьлет, отдал егов Вяземскоедуховное училище.Так уж повелосьв семьях священников: сыновья шлипо стопам отцов.В полуфеодальномрусском обществесохраня­лосьстрогое разделениена классы, слои, каждому изкоторых былаопределеначеткая рольв государственнойсистеме.
Из ВязьмыВасилия Докучаева, учившегосяуспешно, перевелив Смоленск, гдеон, окончив в1861 годудуховное училище, поступил вдуховную семинарию.Жизнь его покатилась, можно сказать, по наезженнойколее. От неготребовалосьтолько послушаниеи усердие, адальнейшаясудьба былапредопределена: церковныхслужителейтребовалосьмного, но толькотолковых, грамотных.Времена менялись, в народе сталараспространятьсяграмотность, а с ней и свободомыслие, сомнения вверности церковныхдогм. Надо былопротиводействоватьэтим новымвеяниям, умелодоказываяистины священногописания, а непросто бубнитьи повторятьих на разныелады без толкуи смысла.
Требованиябыли новые. Аобучали в семинарии, в бурсе, по старинке.Царила зубрежка.Требовалосьпересказыватьпрочи­танноеназубок, словов слово, автоматически.По словам про­шедшегобурсу писателяН. Г. Помяловского,«главное свойствопедагогическойсистемы в бурсе— этодолбня, долбняужасаю­щаяи мертвящая.Она проникалав кровь и костиученика. Про­пуститьбукву, переставитьслово считалосьпреступлением».
Вообще-тосамо по себедуховное образованиевовсе не былобестолковым.Бурсакам преподавалине только различныецер­ковныепремудростиили священную(библейскую)историю, тол­кованиясвященногописания. Ихобучали языками целому ря­дунаук. Тольковот главноебыло не в том, чему обучали, но как обучали!
Нравыбурсы былижестокие. Доводилосьотведывать«май­ских»(то есть розг)и безо всякойпровинности, по причудепьяного учителя, и во время «великихсечений», когданаказываливсех без разбора.Понятно, чтоесли за плохоезнание законабожьего ребенкаистязали, тоистинную веруэтим не укрепляли.Ведь даже прекрасныехристианскиезаповеди всеобщейлюбви и прощения, непротивлениязлу насилиемпревращалисьв пустые звуки, лицемерныеслова, потомучто опровергалисьдействиями, поведениемтех самых учителей, которые ихпровозглашали.Физическисильные ученикичастенькопоколачивалисла­бых, отнималиу них гостинцыи деньги. Игрыобычно былине только наловкость иудачу, но и навыдержку, когдаприходи­лосьтерпеть сильныеудары, щипкии шлепки, издевательстваи оскорбления.Правда, с ВасилиемДокучаевымдаже забиякипредпочиталине связываться: обладал онбольшой силой, и если уж выходилиз себя, то, вспылив, мог разбросатьтрех-четырехобидчиков.
При своемвысоком ростеон нередкосиживал назадних.партах,«на Камчатке».Аборигены этихмест былипреимуще­ственновеликовозрастнымиоболтусами.Время свое онипроводили«балдежно»: раскладывалипод партамипальто, заваливалисьи шепотомпересказывалибыли и небылицы, порой закатываясьот смеха.
Бурсауродоваласлабых, безвольных, но закалялатвердых духом, волевых. ВасилийДокучаев былфизическикрепок, могпостоять засебя. Но и этомогло обернутьсяему же во вред: молодой, человек, привыкшийсилой подавлятьдругих, переста­етрассчитыватьна свой разум, плохо понимаетокружающихлюдей, а в трудныемоменты жизнитеряется, неумея противостоятьнеудачам...
ВасилийДокучаев выдержалиспытаниебурсой. Врядли он точнознал, какуювыбрать дорогув жизни. Он былвполне подготовленк профессиисвященнослужителя.Успешная учебаупрощала дальнейшеепродвижениепо этому пути.Можно былопоступить вдуховную академию, где его принималина полное казенноеобеспечение», что было оченькстатидля семьи Докучаевых.Академия— этоуже серьезнаянадежная ступень, приближающаяк высоким должностями полной материальнойобеспеченности.
Как быть? Кем быть?
ВасилийВасильевичДокучаев могбы считать себяпредста­вителемсвоеобразногодеревенскогопролетариата(есть доку­мент, подтверждающий, что заштатныйсвященник В.С. Доку­чаевценных вещейкак из движимого, так и недвижимогоимущества неимел). Семейныеусловия и положениев об­ществезаставлялиюных братьевДокучаевыхполучать духов­ноеобразование.Старший братТимофей первымокончил учи­лище, семинарию ипоступил вдуховную академию.Млад­ший брат, как мы знаемуспешно продвигалсяпо стопам старшего.
И вдругВасилий неожиданнокруто сворачиваетс прото­ренногопути. Поступаетв Петербургскийуниверситет, где по крайнейбедности емудо третьегокурса, по еговыражению,«неизвестнобыло употреблениечулок».
«Чтопобудило Докучаеваперейти вуниверситет, обречь себяна полуголодноесуществование?»— спрашиваетего био­графГ. Ф. Кирьянов.И отвечает:«Материаловили свиде­тельств, раскрывающихпричины такогошага, нет.… Повсей вероятности, тут сказалосьвынесенноеиз семинарииотвраще­ниек богословиюи схоластическимнаукам».
Однакопочти все бурсакипитали отвращениеили лютую ненавистьк богословиюи схоластике, которые имприходилосьдолбить доотупления, получая занеточные ответы«майских». Ноглавное дажене в этом. ВаттестатеВасилия Докучаеваоб окончаниисеминариисказано, чтоон выказалспособности«весьма хорошие»при поведениии прилежании«отлично хорошем».Выходит, училсяон очень прилежно.
Правда, почти все биографысчитают своимдолгом под­черкнутьего особенныеуспехи в естественныхнауках. «Егоаттестат пестритблестящимиотметками поестественнойистории, физике, алгебре игеометрии»,—писали, например, Б. Б. Полынов, И. А. и Л. А. Крупенниковы.В действитель­ности, однако, единственнаяхорошая (длянего— самаянизкая) отметкаДокучаева былапо еврейскомуязыку, а наивысшие(«отлично хорошие»)— погомилетике(изучениюхристианскойпроповедническойдеятельности), по учению обогослужебныхкнигах. В остальныхцерковных, атакже светскихнауках он имелодинаковые— «весьмахорошие»от­метки.Следовательно, даже по невысокимтребованиямсеми­нарии, Докучаев неособенно отличалсяв естественныхнауках, а стеоретическимбогословиемсправлялсясовсем неплохо,
По-видимому, близок к истинебыл ученикДокучае­ваП. В. Отоцкий, по мнению которогона решениеВасилия Васильевичаподействовалиобщая «весенняя»социальнаяобстановка60-х годов (освобождениекрестьян, демократизацияобщества) ивлияние старшегобрата. Однакоблагоприятнаясоциальнаясреда сложиласьдля всех бурсаковРоссии, из которыхвеликими ученымистали, пожалуй, только В. В.Доку­чаев даИ. П. Павлов. Вотпочему следуетвсерьез задуматьсяо роли братаТимофея в судьбеВасилия Докучаева.
Впрочем, первый решительныйшаг ВасилияДокучаева— решениевместо духовнойакадемии поступитьв универси­тет— вполнемог быть вызванличным примеромстаршего брата.Поступили онив университетв один и тот жегод, хотя и наразные отделения. Последнееобстоятельствовесьма поучительно.Тимофей Васильевичне тянул братаза собой, посвоим стопам, хотя, как мызнаем, Василийвполне успешносправлялсяс гуманитарныминауками, вовсяком случаене хуже, чем сестественными.
УчебаВасилия Докучаевав университетепрошла поднеглас­нойопекой брата.Но недостатоксредств сказывался: порой Ва­силийбедствовал, находясь наматериальномобеспеченииТимофея, которыйи сам жил оченьскромно. Впорубыло отча­яться.Но тут как бынеожиданноВасилию Докучаевубыло пред­ложеноместо репетиторав богатой княжескойсемье Гагариных.(Произошло этоблагодаряпротекциипедагога-словесникаН. X.Весселя, близкогознакомого Т.В. Докучаева.)
Известно, что старшийбрат внимательноследил за жизньюмладшего (живявдали от него, в Москве). Обэтом можносудить по некоторымписьмам Н.X. Весселя.Так, он писалТ. В. Докучаеву:«Ваш брат значительнопообтерся, поживя в домеГагариных, научилсявыдержанностии т. п.». Как быто ни было, аТ. В. Докучаевпостаралсяпробудить вбрате интереск наукам о Земле, прислав емуработы геологаи популяризатораГ. Е. Щуровского.Вновь—нена­вязчиваяопека, и вновьочень кстати: в то время ВасилийДокучаев впервыеощутил интереск изучениюистории Землии жизни.
Закончивуниверситет, надо былоокончательнорешать, какбыть дальше.Он порываетс прежними«веселыми»друзьями, вкруг которыхпопал в домеГагариных.Вновь— крайняябедность, обитаниев «хижине» наОфицерскойулице (где нищиевстречалисьчаще, чем офицеры), питание в дешевых«обжорках».Возникла мысльпоступить вМедико-хирургическуюакадемию. Ноеще сильнеебыло желаниепоехать в Москву, к брату, и статьпреподавателемсредней школы.Самый простойи надежныйпуть. Тут братмог оказатьсущественнуюпомощь, и сделалбы это с удоволь­ствием...
Василийпишет письмостаршему брату, делясь с нимсвоими сомнениями.Ответ был вобщем-то неожиданный.Брат, верныйсвоему педагогическомупринципу, нестал даватьразумных советов.Он писал: «Твоеписьмо возбудилово мне сильнуюжалость: я оченьживо представилсебе теперешнеетвое положение: ты нахо­дишьсяна распутиимира сего и незнаешь, кудаброситься, чтобы послене раскаиваться».
ЖизньВ. В. Докучаевабыла на редкостьплодотворна, насыщена научнымтворчествоми мощной общественнойдеятельностью.Василий Васильевичоставалсяличностьюцельной, сильной, самобытной.Быть может, ив этом сказалосьвлияние старшегобрата, еговоспитательнойметоды, котораяразвива­лав подопечномне поклонениеи послушание, не безогляд­нуюверу в авторитет, а самостоятельность, ответственность, мужество человека, идущего в жизнисвоим путем.Оказыва­ется, на этом путичеловек можетпреодолеватьне только жизненныетрудности, нои иллюзиювседозволенности, не­укротимогоэгоизма. Правда, и Василий, иТимофей Докучае­выв конечномсчете ориентировалисьна высшие ценности: служение Родине, стремлениек справедливостии правде.
ВасилийВасильевич, можно сказать, входил в наукуне парадногоподъезда, а счерного хода.Потому, что стретьего курсаучебу запустил, попал под влияниебогатых студентов-гуляк, а заработокрепетитораиспользовалсамым легкомысленнымобразом. Дажедобрый надзорсо стороныстаршего братаоказался бы.бесполезным, если б не нашелВасилий в себесамом силыпреодолетьтрясину «легкойжизни». Помоглаему в этом роднаяприрода. Напоследнем курсетребовалосьопределитьсебе тему дипломнойработы. По рассказусамого Докучаева, ему довелосьсдавать экзаменпо геологиипрофессоруП. А. Пузыревскому, лекции которогонравилисьстудентамживостью иостроумием.
Путь вгеологию началсяу Василия Докучаеваот береговничем не примечательнойречки Качни.Вооружившисьлопа­той, карандашоми блокнотом, он с восходомсолнца отправ­лялсяк речке. Писатьприходилосьмало, значительноболь­ше— раскапыватьобрывы. Древниекоренные слоилишь кое-гдена крохотныхучастках выходилина поверхность.Обычно их перекрывалнемалый потолщине покровсклоновых болеемолодых накоплений.
Не простые, и не тольконаучные, задачипришлось всерьезрешать молодомуВасилию Докучаеву.К счастью, егопервая научно-учебнаяработа оказаласьуспешной, получилахороший отзывпреподавателей.Докучаевувручили диплом, в которомуказывалось:"… попредставлениюдиссертациипризнан достойнымученой степеникандидата, вкоей он и утвержденпостановлениемСовета Университета20 сентября1871 г. ".
К своейпервой научнойработе самВасилий Докучаевотносился ссомнениями: мог ли он, студент, внести что-нибудьновое в познаниеЗемли? Однаков этот важныймомент егожизни, когдатак нужна уверенностьв своих силахи возможностях, его поддержалП. А. Пузыревский, предложивдоложить освоих исследованияхна заседанииПетербургскогообществаестествоиспытателей.
Оченьважно, чтобыкто-то из специалистовповерил в твоиспособности, тем более когдаеще сам в нихне уверен. Первоенаучное сообщениеВ. В. Докучаева, посвященноенаносным отложениямречки Качни, состоялось15 декабря1871года и былоопубликованов трудах Петербургскогообществаестествоиспытателей. Выпускникуниверситетав своей первойже научнойработе выглядитзрелым, проницательными независимымисследователем.Он совершенноне стараетсяпродемонстрироватьсвою начитанность, не ссылаетсяна мненияавторитетов.Впрочем, в одномслучае оговаривается:«АкадемикФридрих Богдано­вичШмидт премногообязал меняопределениемвсех этих раковин»(речь идет обископаемойфауне). Ссылкаэта показывает, помимо всегопрочего, насколькопросто и по-деловомуобщались в тевремена признанныйученый и начи­нающийисследователь.
Хотяпервое научноесообщение В.В. Докучаевапрошло успешно, никакой определенностив его положениии планах набудущее небыло. И все-такисуществовалисилы, направ­лявшиеего в сторонунаучной работы.Кроме братаТимофея, поддерживалиего ученые, объединенныеПетербургскимобще­ствоместествоиспытателей.В марте 1872 годаон был избрандействительнымчленом этогообщества. Летомтого же годабыл командированобществом вСмоленскуюгубернию дляпродолженияначатых ранееисследований.Существеннымподспорьемдля него стали250 рублей, ассигнованныеобще­ствомна поездку.Трудно сказать, какие научныерезультатыожидались отэтой геологическойэкскурсии, проводимойначинающимспециалистомв одиночку, безкаких-либотехни­ческихсредств и опытныхруководителей.Скорее всего, это было своеобразнойформой материальнойпомощи, поощряв­шейинтерес к научнымизысканиямталантливогомолодого натуралиста.
Осенью1872 годаВ. В. Докучаевпо предложениюА. А.Иностранцевазанял должностьконсерватора(храните­ля)при ГеологическомкабинетеПетербургскогоуниверситета.
Он раноначал проводитьсамостоятельныегеологическиеисследованияна севереевропей­скойчасти России, добился немалыхуспехов, стажировалсяза границей; с 1870 года читаллекции подинамическойгеологии ипетрографиив Петербургскомуниверситете, а впоследствии, защитив диссертациюи став докторомгеологии, былудостоен должностипрофессораПетербургскогоуниверситета.
Постепеннорос авторитетВ. В. Докучаевакак ученого.В 1873году он становитсядействительнымчленом Петербург­скогоминералогическогообщества. Вначале следующегогода его избираютсекретаремОтделениягеологии иминералогииПетербургскогообществаестествоиспытателей.Узкаянаучная специализацияне привлекалаДокучаева. Спервых же своихисследованийон старалсяизучать неотдельныенауки, а реальныепроблемы познанияприроды идеятельностичеловека, привлекаядля этого самыеразличныесведения. Оноставалсяприродоведом.Более всегоон интересовалсядинамическойгеологией, формированиемрельефа (гео­морфологией)и новейшихотложений(четвертичнаягеология). А вконце1874 годасделал своепервое научноесообщение, посвященноепочвам: «О подзолеСмоленскойгубернии ".ПЕРВЫЕДОСТИЖЕНИЯ
Отделениегеологии иминералогииПетербургскогообществаестествоиспытателейпоручило В. В.Докучаевусоставитьдо­клад попредварительнымрезультатамработы экспедицииЖилинского.В результатев 1875 году появилосьпервое крупноепроизведениеВ. В. Докучаева:«По вопросуоб осуше­нииболот вообщеи в частностиоб осушенииПолесья»
Докучаевсразу же заявляет, что будетрассматриватьболота с точкизрения геолога, натуралиста.Они его интересуюткак явленияприроды.
0н отметилочень важнуюособенностьболот: «… разболота сформировались, когда на нихуспел ужеобразоватьсяболее или менеетолстый рыхлыйторфянистыйпокров,тогда они могутподдерживатьсвое существованиеи даже развиватьсяи независимоот притока воды— ввиде источниковили выпадающегодождя». Торфяникистановятсянакопителямии регуляторамиводы, поглощаяее отчастинепосредственноиз воздуха.
Болотамв природе определенаочень важнаяроль: они подпитываютручьи и реки, подобно лесам, регулируютповерхностныйсток. С необычайнойпрозорливостьюДокучаев отметил:«… преждечем затрачиватьмиллионы наосушение болот, необходимоположительнодоказать, чтореки, берущиесвое началов торфянистыхболотах, могутобойтись и безних. Иначе нампридется ещебольше затратитьи труда и средств, чтобы обводнитьосушеннуюместность».
С этихпозиций, Докучаевкритическиразобрал первыерезультатыработ экспедициипо осушениюПолесья и пришелк выводу, чтоубедительногонаучного обоснованияпроект не имеет.Ученый несомневается: благодаряуспехам техникиосушить болотаПолесья возможно.Нет сомненийи в том, чтонекоторы' идалее значительныеучастки Полесьянуждаются восушительныхмероприятиях.«Мы толькосчитаем,—пишет он,—безусловнонеобходимымдля такогопредприятияпредва­рительноенаучное исследованиегеологическихи метеорологи­ческихособенностейстраны».
Тольконедавно, околодесятилетияназад, рекомендацииДокучаева былиосуществлены.Признано, чтов Полесье главнаязадача состоитне в перестройкеландшафтов, а в сохра­ненииих там, где этовозможно. Выяснилосьмного такого, чего не зналини Докучаев, ни последующиеисследователиПолесья. Началасьактивная эксплуатацияполесских недр, содержащихнефть и каменнуюсоль.
Чем детальнеепроводилосьизучение природыПолесья, темочевиднеевыясняласьопасностьгрубого вмешательствав ее жизнь.Осушительныемероприятиястали сопровождатьсяоросительными; обращено вниманиена разумнуюрегуляциюповерхностныхи подземныхвод; под распашкуопределенытолько те участки, где нет опасностибыстрой эрозиипочв. К сожалению, немалая частьполесскихземель ужесерьезно испорчена, ухудшена из-занерациональногохозяйничанья, и в частностинепродуманногопереосушения.Идеи Докучаевав конце концовпобедили, жальтолько— черезсто лет.
В. В. Докучаевпо-прежнемуработал вуниверситете, одно­временновыполняя ряднаучных работпо поручениюобще­ственныхорганизаций.Он продолжаллетние экскурсиипо ЦентральнойРоссии, не забываяпосещать иродные смоленскиекрая. Его теоретическиеисследованияохватили огромныетерритории.В 1876 году он выступаетс большим докладом«Предполагаемоеобмеление рекЕвропейскойРоссии» Публи­куетстатью о формированиии значенииоврагов, наконец, пишет крупныйтруд «Способыобразованияречных долинЕвропейскойРоссии». Этимиработами завершаетсяпервый периодего научноготворчества.Уже с этоговремени онсвязываетнеразрывнотеоретическиеисследованияс практиче­скимизадачами рациональнойэксплуатацииприродныхре­сурсов, сохраненияокружающейсреды.
Проблемаоврагов, ихзарожденияи перехода приблаго­приятныхусловиях вречные долиныбыла подробнорассмот­ренаДокучаевымв монографии«Способы образованияреч­ных долинЕвропейскойРоссии». Этобыла диссертацияна степеньмагистра минералогиии геологии.Поэтому дискусси­онныевопросы ученыйоставил навтором плане, уделив многовнимания изложениюсобственныхполевых наблюденийи анализу взглядовспециалистовна данную проблему.Он убедительнопоказал, чтовопрос остаетсянерешенным, а су­ществующиегипотезы вызываютсерьезныесомнения. Выдви­нули обосновалсвою идею: дляформированиярек европей­скойчасти Россииглавное значениеимели озера, болота и овраги.
Труд этотбыл оцененположительно.Взгляды Докучаеваполучили признание.И в последующемони сохранялисвое значение.Но только содной оговоркой: некоторые изгипотез, оспоренныеДокучаевым, также не отвергнуты.Например, большуюроль в жизнирек играютглубокие долины, выпа­ханныевеликими ледниками, которые двигалисьсо стороныСкандинавии, Кольскогополуострова.СеверногоУрала. Меж­дупрочим, образование оврагов, каквыяснилось, во многом зависитот деятельностичеловека, такчто совсем необяза­тельноовражек можетстать истокомреки.
Успешнозащитив магистерскуюдиссертацию, Василий Васильевичполучил возможностьчитать лекциипо минерало­гиии геологии. Вчастности, онедва ли не первымв мире прочелкурс лекцийпо четвертичнойгеологии игеоморфоло­гии, то есть о формированииновейших отложенийи происхождениисовременногорельефа.ПЕРВОЕДЕСЯТИЛЕТИЕЗАНЯТИЙ НАУКОЙ
--PAGE_BREAK--
В 1879году освободилосьместо заведующегокафедрой минералогииПетербургскогоуниверситета.Докучаевупредло­жилиэту должность.Он стал доцентом(с1883 года— профессором).Появиласьвозможностьвырваться изтисков бедности, иметь собственнуюнаучную базу(лабораторию)и учеников.
Однакотак уж случилось, что минералоги гео­лог В. В.Докучаев нелюбил… минералогию, а тем болеекристаллографию(в те временаэти два курсасчиталисьединой дисциплиной).
Почемуже ему, геологу, не нравиласьминералогия, наука о видахи свойствахособых мертвыхтел природы— минера­лов? Специалистысоставлялиподробныеописания, каталогиминералов, исследовалиотдельныеобразцы, вырванныеиз живой природыи превращенныев архивныеколлекции.Василий Васильевичшутил: Надоеловертеть в рукахкакую-нибудьчурбашку икричать поэтому поводукараул.
Специальныйраздел посвятилДокучаев образованиюи превращениямминералов. «Мыможем признатьтело вполнеизученным,—утверждаетон,—только тогда, когда мы узнаемточно егопроисхождение».
«Осаждениеминералов израстворов, безвсякого сомне­ния,—считал Докучаев,—наиболеераспространенныйв при­родепроцесс ихобразования».
Не ограничиваясьописаниемминералов, Докучаев уделяетвнимание формамзалегания ираспространенияминеральныхтел, скопленийминералов вземной коре.Если выражатьсясовременнымязыком, он описываетэкологию минералов(«эйкос» в переводесгреческого«дом»), их взаимосвязии «места обитания»в природе, связываетминералогиюс учением ополезных ископаемых, называя этотраздел геологииучением о залеганииминералов. Ондостаточноподробно (потем временам)анализируетподземные иназемные превращенияминералов(говоря на­учнымязыком, метаморфизми выветривание).О выветрива­нииВасилий Васильевичупоминал ираньше и все-такисчел нужнымобособитьспециальныйраздел: «Явлениямета­морфизмав минералахвообще и выветриваниеих в частно­сти».
Минералогическиетруды Докучаеваоказалисьчрезвычай­ноплодотворны, несмотря нато что он относилсяк ним как к занятиювторостепенномуи даже не побеспокоилсяоб оформленииих в виде солиднойнаучной монографии.
ОднакоДокучаев, какни странно, неособенно увлекалсямысленнымипутешествиямив давние геологическиеэпохи и глубиныземной коры.Начал он своинаучные исследова­ниясо сравнительномолодых осадковэпохи мамонтов(ледниковой).От них перешелне к более древним, а, напро­тив, к еще болеепоздним, чтобы, в конце концов, особенно внимательноприсмотретьсяк самым верхним, значит, чащевсего и самыммолодым природнымобразованиям— почвам.
Знакомясьсо взглядамиДокучаева наминералогию, мы забежалинескольковперед. Выработалон эти своивзгляды несразу. Курслекций поминералогии, имеющийся внашем распоряжении, относится ктому времени, когда ВасилийВасильевичуже стал докторомминералогиии геологии.Получил он этозвание за свойтруд«Русскийчернозем» в1883году.
К этомувремени Докучаевуже стал достаточноавтори­тетнымспециалистомпо изучениюпроисхождениярельефа и геологииотложенийпоследнегогеологическогопериода (четвертичного, плейстоцена, ледникового).Более всегоинте­ресовалего вопрос: каквозникли речныеобширные доли­ны— характернаядеталь пейзажаВосточно-Европейскойрав­нины?
Еще в1875 году, внимательнообследуя верховьядолины Днепра, Докучаев пришелк следующимвыводам:
— на местедолины Днепранекогда существовалряд озер, соединявшихсямежду собойболее или менееузкими прото­ками;
— Днепрникогда незаполнял своимиводами долинуцеликом (следовательно, речные — аллювиальные— осадкинакапливалисьв долине несразу, а постепенно);
— современныерезко очерченныеберега Днепрасформи­ровалисьпосле того, каквозникла самарека;
— образованиерезко очерченныхберегов произошлов ре­зультатемногократных, непрекращающиесяи теперь переме­щенийречного руслав пределахдолины.
Надозаметить, чтоДокучаев вовсене всегда шелв своих рассужденияхот частногок общему, бывалои наоборот.Так, в декабре1879 годаон сделал доклад:«О доисторическомчеловеке окскихдюн» Тему эту, относящуюсяк археологиии антропологии, он постаралсяраскрыть сточки зрениягеологии ипалеогеографии.Он дал общееописание природыЦентральнойРоссии во временадоисторическогочеловека. Этатерриториятогда быласплошь покрытадремучимилесами, болотами.Только рекии озера моглислужить главнымитранспортнымипутями. Людямбыло наиболееудобно селить­сяпо берегам реки озер, на возвышенныхучастках, которыене затоплялисьво время паводков.Здесь же следуетискать и остаткидоисторическихлюдей, следыих деятельностии орудия труда.
Обычноученый, набираясилу и знания, постепеннорасширяетобласть своихисследований.С Докучаевымбыло иначе. Впервое десятилетиезанятий наукойему довелосьвыступать какгеологу, минералогу, кристаллографу, болотоведу, даже археологу.Но затем он всебольше и большеувлекалсяизучением почв.
НАУКАО ПОЧВЕ
Итак, ещедо работ В. В.Докучаева былонакопленомножество самыхразнообразныхсведений остроении, хими­ческомсоставе, физическихсвойствах почвы—преимуще­ственнос точки зренияземледелия.Выясниласьогромная рольживых организмовв почвенномплодородии.Иначе говоря, определилсяобъект исследованийи были использова­нынаучные методыдля его изучения.Вот толькособранныесведения ещене были обобщены, приведены вединую систему, сведены вубедительноеучение, пронизанноесквоз­ной идеей.Почва рассматривалась, по существу, как верхний, разрушенныйвнешними силамислой горныхпород. Еще невыработалисьпредставленияо жизни почв, их происхождениии развитии.
Сделатьэто предстоялоВ. В. Докучаеву.
В1875 годуЧаславскийобратил вниманиена работы Докучаеваи решил, чтоэтот энергичныйи самостоятельномыслящий ученыйспособен помочьв составленииописаний иклассификациипочв. Докучаевприступил кэтой работе, знакомясь ссоответствующейлитературойи внимательноприсматриваяськ почвенномуслою во времясвоих посто­янныхгеологическихэкскурсий.
Перваянаучная работаДокучаева, посвященнаяпочвам. относитсяк 1874году: «О подзолеСмоленскойгуберний»Ощутив поддержкуи доверие состороны Вольногоэкономическогообщества, онстрастно взялсяза работу. Вкороткое времяразработалпрограммуизучения чернозема.Для этого пришлосьдополнительнопознакомитьсяс научнойлитерату­рой, относящейсяк почвам вообщеи к черноземув частности.Результатыон сообщил вдокладе «Итогио русскомчернозе­ме».В нем содержатсявсе основныеположения, которые До­кучаевпозже разовьетв объемистыхтрудах. Несмотряна огром­ноетеоретическоезначение статьи, она содержалакак бы предварительныйнабросок, эскизбудущего ученияо почве.
Летом1877 годаВасилии Васильевичвпервые очнопознакомилсяс чернозёмом.Сначала онобследовалюго-западнуюполовину черноземнойполосы, передвигаясьглав­ным образомна бричках ипешком. В Тульскойгубернии онпроследилпереход отлесных почвк черноземам.Особенно многоколесил и ходилпо территорииУкраины, а такжеМолдавии.
Летомследующего1878 годаДокучаевупредстоялообсле­доватьширочайшиепространстваюго-восточнойчасти черно­земнойзоны. 0н вынужденбыл взять помощника, молодого ученогоП. А. Соломина.На этот разДокучаев побывали в Крыму, и наСеверном Кавказе, и даже пересекпо Военно-Грузинскойдороге ГлавныйКавказскийхребет.
Горы егопоразили нетолько своимвеличием икрасотой, нои скоротечностьюпроисходящихздесь геологическихпроцессов. Поэтой причине, несмотря дажена благоприятнуюгеографическуюобстановку,«ни о какихнормальнолежащих почвахни в гористойчасти Крыма, ни в ЦентральномКавказе неможет быть иречи».
Полевымиработами Докучаевохватил огромныетеррито­риимеждуречьяВолги и Дона, Заволжья, Предуралья.За два полевыхсезона он сумелобследоватьне только всючерно­земнуюзону России, пересекая еенесколько разв разных направлениях, но и прилегающиетерритории.Помимо описа­ний, он отобралпочти полтысячиобразцов почв, преимуще­ственночерноземных.Несмотря нагигантскийобъем работ, он не упускализ виду исоциально-экономическиевопросы. Так, в России бытоваломнение, чторусский крестьянинживет хуже, беднее украинскихказаков илинемецких колонистовиз-за своейнациональнойлени, беззаботностии склонностик пьянству.Докучаев специальноотметил:«….замечаемоекое-где в Россиибольшое благосостояниенекоторыхиностран­ныхколоний в сравнениис русскимипоселениямиобъясня­етсяне национальнымхарактером, не большимитрезвостьюи трудолюбиемколонистов, но исключительноразличногорода привилегиямии особеннобольшими наделами.Это как раз таименно разница, которая замечается, в житье-бытьемежду бывшимикрепостными, получившимичетыре десяти­нына душу, и егососедом, станичнымказаком»пользую­щимсячасто15—20-десятиннымнаделом».
В предварительномотчете Докучаевпостаралсядать определениечерноземови охарактеризоватьих. Он под­черкнул, что настоящаянаучная обработкаматериаловеще впереди.Работа этавскоре быласделана.
Как мыуже знаем, врусском обществево второй половинепрошлого векасложилисьусловия, способствующиепочвен­нымисследованиямДокучаева. Былаострая потребностьв этом для нужднародногохозяйства.Появилисьхорошиеспециалисты-почвоведы(точнее, агрономыи агрохимики).Вдобавок судьбакак бы выдвигалаДокучаева напередовыепозиции русскогопочвоведения.После смертиВ. И. Чаславскогор1878 годуДепартаментземледелияпоручил В. В.Докучаевузавершитьиздание почвеннойкарты и составитьк ней объяснительнуюзаписку.
В концеконцов, написатьпояснительнуюзаписку к по­чвеннойкарте— задачавполне заурядная.Взявшись занее, Докучаевсоздал в1879 годукрупное теоретическоесочинение«Картографиярусских почвоюнем он дал наиболееточное (длятого времени)определение:«….Всякаяпочва естьпродукт совокупнойдеятельностиматеринскихгорных пород, климата, растительностии рельефаместности…Почвоведе­ниевообще и знакомствос географиейпочв в частностинаходятся всамой теснейшейгенетическойсвязи с историейнашей планеты».
Ученыйприходит кубеждению, чтодля почвообразованиярешающее значениеимеют климатическиеусловия. (В этомсмысле почвадействительноподобна живомуорганизму, строение ижизнь которогоопределяютсякомплексомгеогра­фическихусловий среды, обязательновключающимклимат.) И делаетвывод: «Нужнополагать, чтоза весь длинныйпериод образованиянашего черноземаклимат ЕвропейскойРоссии оставалсяв общем тот же, что и теперь».
Заключаясвой труд, Докучаевподчеркнул, что многие имногие районыземного шара»….никогдапри данныхклиматическихусловиях неувидят тойблагодатнойпочвы, котораясоставляеткоренное, нис чем не сравнимоебогатствоРоссии и котораяявляется, ещераз повторяю, результатомудивительносчастливогои весьма сложногокомплекса рядафизическихусловий!".
«В отличиеот своих предшественников, Докучаев видити заставляетвидеть новымобъект, которыйон изучаетглобально сприменениеморигинальногометода; в результатевместо неяснообразующегосяобъекта путем«выветриванияпород» (и поэтомуявляющегосяобластью геологии)возникает новоепредставлениео почве. Человек, создавший новуюконцепцию, становитсяв ряды великихнатуралистоввека».
К счастью, наиболее авторитетныеспециалистыодобрили результатыего работ. Вольноеэкономическоеобщество утвер­дилоотчет. А черезмесяц ВасилийВасильевичблестяще защитилдиссертациюпо этому отчету.Вольное экономическоеобщество сочлонеобходимымотметить трудученого специаль­нойграмотой, гдевыносило ему«торжественнуюи глубокуюблагодарность».
Но главныепротивникиДокучаеваактивно выступалипротив негововсе не потому, что были неквалифицированныили глупы. Емупротивостоялонемало влиятельныхученых, практическихдеятелей, а ещебольше—администраторов, крупных чиновников.
На общемсобрании Вольногоэкономическогообщества онвыступал в1880 годус докладом:«Какие общиемеры могли быспособствоватьподнятию крайненизкого уровняпочвове­денияв России».
И все-такик мнению Докучаеваприслушались.Была созданаспециальнаякомиссия, котораяобсудила и вконце концоводобрила егопредложение.Правда, оно ещене скоро былореализовано.(Десятилетиеспустя образцырусских почв, представленныеДокучаевымна Всемирнойвыставке вПари­же, вызовутвосхищение; за них он будетудостоен золотоймедали. Впрочем, еще раньше, в1882 году, почвеннымобразцам икартам Докучаеваприсуждендиплом первогоразряда наВсемирнойхудожественно-промышленнойвыставке.
В начале1881 годаДокучаев выступилв Петербургскомобществеестествоиспытателейс докладом оподмеченнойим закономерностисмен почв вширотном направлении.
Докучаев—представительнаук о Земле— осмысливалчернозем вмасштабахпреимущественноглобальных: в систе­меприродныхгеографическихзон, климатическихфакторов, геологическихусловий. Какистинный натуралист, он рас­сматривалпочву как особоеприродное тело.
Инойподход к проблемечернозема былу Костычева— агротехника, химика, геоботаника.Он детальноисследовалмикробиологиюи биохимиюпочв, избегалшироких обобще­ний, прежде чем неудалось провестимножестворазно­образныхподробнейшиханалитическихработ.
«Русскийчернозем» В.В. Докучаеваво многом егоне удовлетворил.По существу, в ответ на этукнигу и в полемикес ней он в1886 годувыпустил монографию«Почвы черноземнойобласти России, их происхождение, состав и свойства".Задумана онабыла как двухтомник.Изданная перваячасть называлась«Образованиечернозема».Во вторуюпредполага­лосьвключитьмногочисленныеанализы почв, данные микро­биологии, ботаники ибиохимии, позволяющиеоценить всеразнообразиечерноземови генетическисвязанных сними почв. Однакозавершить свойзамысел авторутак и не удалось; первая частькниги осталасьединственной.
В1880 годужизнь ВасилияВасильевичаизмениласьк луч­шему. Ондобился признаниякак специалист, достиг опреде­ленногоматериальногоблагосостояния, необходимогодля научныхисследований.Главное, однако, не в этом. Препода­ваякосмографиюи физическуюгеографию вчастном жен­скомпансионе, онполюбил оченьобаятельную, деятельную, прекраснообразованнуюначальницупансиона АннуЕго­ровнуСинклер. Онасогласиласьстать его женой.Как во всякойнастоящейлюбви, в ихотношенияхприсутствовалидружба (и взаимопомощь.Анна Егоровнаприобрела совре­менеместественнонаучныезнания и помогаламужу в работе.
Другойважной вехойв его жизнистал1882 год, когда ему былопредложенопроизвестипочвенное ипопутно
геологическоеобследованиеНижегородскойгубернии. Цельэтих работ былаобщенаучнаяи агрономическая, а также социально-экономическая: требовалосьупорядочитьналоги с землевладельцев, в частностис крестьян. Вэтом делесуществовалауравниловка: нередко владелецплодородныхугодий выплачивалтакой же налог, что и арендаторхудших земель; понятно, происходилообогащениепервого и разоре­ниевторого.
«Не безсильных колебанийи сомнений япринял на себяэто лестное, но чрезвычайнотрудное предложение»,—признавалсяДокучаев. В тупору не существовалони разработаннойметодики работы, ни почвенныхкарт Нижегородскойгу­бернии. Всеэто приходилосьделать, какговорится, снуля самомуДокучаеву, вдобавок вовремя завершения«Русскогочернозема».Однако ученыйнаходился наподъеме творче­скихсил и верил вуспех.
Внушительныйоблик ВасилияВасильевича, убедительныедоводы, рассудительность, умение понятьсобеседника, твер­достьхарактера ичувство юморарасполагалив его пользу.Он и его сотрудникиполучали необходимуюпомощь или, вовсяком случае, встречалипониманиеместных жителей.Доку­чаев проявилсебя как прекрасныйорганизатори руководи­тель.И результатыработы комплекснойэкспедицииоказа­лисьочень внушительными.В 1886году былиопубликованычетырнадцатитомные«Материалык оценке земельНижегород­скойгубернии», атакже геологическаяи почвеннаякарты.
Еще в1891 годуученый считалодним из главныхфакторов низкогоуровня сельскогохозяйства встране «нашепоразительноеи, говоря правду, мало понятноеи мало извинительноенезнакомствос Россиейотносительноее про­изводственныхсил» (заметим: через три десятилетияученик ДокучаеваВ. И. Вернадскийстал инициаторомсозданияакадемическойкомиссии поизучению естественныхпроизво­дительныхсил России).
Важнымпрактическимделом сталодля Докучаевасоздание русскойпочвоведческойшколы и подготовкаспециалистов— теоретикови практиковсельскогохозяйства, познание ипреобразованиеприроды.
Осенью1891 годаон выехал вкачестве ревизораот Министерстванародногопросвещенияв Ново-Александрийскийинститут сельскогохозяйства, расположенный в бывшей Люблинскойгубернии нынег. Пулавы в Польше).Предполагалосьзакрыть институ.Уже был прекращенпирием в негостудентов.
Докучаеврешился намужественныйшаг. Он вступилв борьбу заинститут. И емуне только удалосьотстоять этовысшее сельскохозяйственноеучебное заведение, но и добить­сядополнительныхсредств на егорасширение.
К началу1895 годаон неимоверноустала Особенномного хлопот, усилий требовалоруководствоим возрожденнымНово-Александрийскиминститутом.Студенты ибольшинствопрепо­давателейподдерживалии глубоко уважалиего. Но были идругие, поройвесьма влиятельные, чиновники, которых онлишил некоторыхнезаслуженныхпривилегийи доходов. Этилюди изо всехсвоих силенокстаралисьмстить, действуядоносами, клеветой, интригами. Водном из писемДокучаев признавался:«Мне оченьздесь надоело(слишком многодрязг и мелочей), и я принимаюрешительныемеры, чтобывозможно скорееубраться отсюда.А то совсемпридется заброситьнауку! Здесь, даже читатьнет времени! Да и отчаяннаяглушь!»
В мае1895 годаего посетилв Новой Александрииученик и соратникпо Особой экспедицииГ. И. Танфильев.Он с удивлениеми грустью увиделВасилия Васильевичаутомленным, разбитым, «совсемне похожим набогатыря теломи духом». Взявпо состояниюздоровья (нервноепереутомление)отпуск, Докучаевуехал с женойв Крым. В НовуюАлександриюуже не вернулся.Отказавшисьот работы винституте, онне смог продолжитьее и в учебныхзаведенияхПетербурга.Он не был в состояниивести научныеисследования.В отчаянии дажебыл близок ксамоубийству.Для леченияпришлось побыватьза границей.Лишь к весне1896 годаему стало лучше.Он написал А.А. Измаильскому: «… весь прошедшийгод я провелкак в тумане, все время страдаясильнейшимрасстройствомнервов и полнымупадком сил; апатия к жизнипринималавременамибезумные размеры».
ВасилийВасильевичпонимал, чтоему грозитбезумие. И все-таки, вопреки советамврачей, едвалишь справившисьс бо­лезнью, вновь началработать вполную силу.Да и не мог ониначе. Жизньдля него быласамоотдачей.Он торопилсяисчерпать всесвои возможности.
Его научныедостиженияи практическиемероприятияполучали высокиеотзывы, награды.Однако впередиждали и новыеиспытания.Осенью1896 годатяжело заболелаего сестра, онаумерла 2 февраляследующегогода. Во времяее болезниДокучаев находилсяв таком подавленномсостоянии, чтобыл помещенв больницу. Впоследующеевремя до концажизни его опекалаплемянница(дочь сестры)Антонина ИвановнаВоробьева—учительница.
В 1897 годунаступилозаметное улучшениездоровья Докучаева.К этому сроку, проработавв Петербургскомуниверситетечетверть века, он вышел в отставку.Теперь все егоусилия былинаправленына научную иорганизационнуюработу. А сил, оказывается, осталось немало!
Докучаеввновь возглавилПочвеннуюкомиссию ипрочел десяткипопулярныхлекций, пользовавшихсябольшим успехому публики. Пропагандупочвоведенияи агрономиисчитал он чрезвычайноважным делом.Поэтому чтениепопулярныхлекций он продолжилв Москве. Одиниз его молодыхслушателей, С. А. Захаров, вспоминал:«Впечатлениеот лек­ций В.В. Докучаевабыло исключительное, я бы сказалпотрясающее, если бы не спокойныйи какой-то величавыйтон лектора… Послелекций Докучаевая сделалсяубежденнымпочвоведом».
Летом1898 годаВасилий Васильевичвновь руководилполевыми почвеннымиисследованиями, на этот раз вБессара­бии(Молдавии). 0нполучил приглашениеот Закавказскогостатистическогокомитета обследоватьпочвы Кавказаи Закав­казья.Предложениеон принял ивскоре отправилсяв экспеди­цию.
В этовремя у негоокончательноскладываютсянаучные идеио зонах природы(более точно, говоря современнымязыком,—о зонах биосферы, области жизни).
К этомувремени в наукеуже укоренилисьпредставленияо климатическихи растительныхзонах Земли, закономерноменяющихсяот экваторапланеты к полюсами от горныхдолин к вершинам.Об этом еще вначале прошлоговека писал А.Гумбольдт.Однако никтоне обращалвнимания наизменения погоризонталии вертикаливсего, комплексагеографическихусловий, включаяпочву. Скажем, А. Гум­больдтвообще не признавалзональногораспространенияпочв.
Как обычно, у Докучаевановые идеиоформилисьв обще­нии сприродой. Впоследние тригода прошлоговека, в последниетри года активнойсознательнойтворческойжизни ВасилияВасильевича, он трижды посетилКавказ и побывалдаже в пустынеКаракумы. Трагическизаверши­ласьего жизнь: сконца1900 годаон был безнадежноболен, работатьне мог, постепеннои мучительнотерял рассудок;
скончалсяВ. В. Докучаев23 октября1903 года.«В полном сознанииоткрытого передним ужаса,—писал В. И. Вернад­ский,—он напрасностарался, ужебольной, найтиспасение
в энергичной, широкой научнойработе, с трогательнойсилой обращалсямыслью и сердцемк самым глубокимтайникам человеческойдуши…Казалось, онстремилсяпротивопоста­витьнадвигающемусянесчастью всюсилу, всю полнотусвоей личности».
Поздниенаучные работыДокучаева, невсе из которыхоказалисьзавершенными, открыли путьнаукам о Землев XXвек.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Талантученого-натуралистанаиболее яркои полно выража­етсяв умении ставитьнаучные проблемы, разрабатыватькоторые доведетсяне одному поколениюисследователей.Это самое настоящееоткрытиеновых путейисканий. Подобныйталант первооткрывателя— редкость, и очень немногие, даже из числавеликих ученых, обладали им.
Докучаев, постигшийискусствообщения с природой, умел выведатьу нее такиетайны, размышлятьо которых полезно, поучительнои в наши дни, на исходеXX века.Современнымгеологам порабы уже основательновзяться запознание глубиннойзональностиземной коры.Кстати, ставяэтот вопрос, Докучаев обронилмысль об иномраспределенииматериков какважную, но все-такивторостепеннуючасть болеекрупной проблемы.
Дарпровидения, способностьоткрыватьперспективные, уводящие кдальним горизонтампути познанияделают многиенаучные трудыВасилия Васильевичаисточникомновых идей дажев наше время.А некоторыеиз вопросов, поставленныхим, остаютсяне просто научными, но и по-человеческизлободневны­мидля современнойтехническойцивилизации, для каждогоиз нас: «… всостоянии лиеще, в силах линаши Наука итехника, совсеми их успехами, со всей европейскойкультурой, помочь этойроковой нужде, этой безысходнойборьбе человекасо стихиямиприроды,—помочь в целомили, по крайнеймере, для мало-мальскизначительногопроцента стольстрашно обреме­ненного, даже закабаленногоприродойчеловечества? Не слишком лисовременнаянам культурагромоздкаи дорога,особенноввиду тогобесспорногофакта, что жизньименно цивилизованногочеловека делаетсяс каждым годомболее и болеетребовательной, а ее стоимостьрастет ещебыстрее? Хватитли, наконец, естественныхприродныхбогатств настоль
ко чтобырост их шелпараллельнохотя бы с мало-мальскизначительнымраспространениемблаг цивилизациина массу человечества?»
ЛИТЕРАТУРА
1)БаландинР. К. , В. В. Докучаев: Кн. для учащихся.—М.: Просвещение,1990.—96с.: ил.— (Людинауки).—ISBN5-09-001478-7
2) ЕвдокимовМ. Ю., Географиясмоленскойобласти: Уч. для учащихся.—М.: Просвещение,1990.—96с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :