Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Предмет и методология теории государства и права 2

--PAGE_BREAK--
4. Сущность права

Право регулирует общественные отношения в интересах общества в целом и в интересах определенных социальных сил. Соотношение этих интересов может быть различным в разные периоды развития общества. В современных обществах приоритет имеют интересы всего общества.

НОРМЫ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, СТРОЕНИЕ

1. Понятие нормы права

Норма права есть отдельная клетка единого организма — системы права.

Таким образом, признаки нормы права совпадают с признаками права:

а) непосредственно исходят от государства и им же охраняются;

б) общеобязательны;

в) взаимосвязаны, составляют многоуровневую систему;

г) регулируют общественные отношения, устанавливая права и обязанности участников.

2. Строение нормы права

Норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза — место, временя и другие обстоятельства, при которых действует правило поведения данной нормы.

Диспозиция — само правило поведения или деятельности.

Санкция — меры принуждения, применяемые в случае несоблюдения данного правила поведения.

Соотношение нормы права и статьи закона

Включение в одну статью закона всех трех элементов нормы права не практикуется. Обычно в одной статье излагаются либо два, либо один элемент нормы, либо часть одного элемента. Остальные элементы располагают либо в других статьях того же закона, либо в других законах. Это обусловлено: а) системностью права (связью норм разных отраслей друг с другом); б) необходимостью компактного изложения текста закона.

В связи с этим на практике различаются:

а) норма-предписание — положение статьи закона, которое обычно содержит отодного до трех элементов правовой нормы;

б) логическая норма — находится в системе законодательства, всегда содержиттри элемента.

Статья закона может содержать одну или несколько норм. Норма же в свою очередь может располагаться в одной или нескольких статьях закона.

3. Классификация норм права

По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):

а) конституционные;

б) гражданские;

в) уголовные;

г) и других отраслей права.

По роли норм в регулировании общественных отношений:

1. Типичные — содержат правило поведения (деятельности)

а) Регулятивные — рассчитаны на правомерное поведение;

б) правоохранительные — рассчитаны на неправомерное поведение (деятельность);

2. Нетипичные — не содержат правила поведения, а обеспечивают действие типичных норм:

а) общезакрепительные — закрепляют определенное состояние общественных отношений;

б) нормы-принципы — закрепляют принципы поведения (деятельности);

в) нормы-определения — определяют политико-правовые понятия и обязывают применять их в юридической практике только в установленном значении;

г) коллизионные — определяют порядок выбора между нормами, противоречащими друг другу.

По возможности выбора участниками правоотношения (по степени обязательности):

1) императивные — не позволяют выбирать. Жестко предписывают определенный вариант поведения;

2) диспозитивные — позволяют выбирать участникам правоотношений применение тех или иных норм;

3) поощрительные — санкция этих норм содержит не меры наказания, а меры поощрения за общественно-полезную деятельность;

4) рекомендательные — рекомендуют определенное поведение (деятельность); не содержат санкции.

По способу воздействия на поведение (деятельность) участников общественных отношений

1) управомочивающие — описывают права одной из сторон правоотношения;

2) обязывающие — описывают обязанности одной из сторон правоотношения;

3) запрещающие — описывают обязанность обязанной стороны правоотношения в форме запрета на совершение определенных действий.

ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА

1. Понятие источников права Источник права в буквальном смысле — общественные отношения.

Источник права в теории права — внешнее выражение права. Используется в виде ответа на вопрос: «Где находятся нормы права?»
2. Классификация источников права

По виду регулируемых общественных отношений (по отраслям права):

а) источники конституционного права;

б) источники уголовного права;

в) источники гражданского права;

г) источники трудового права;

д) и др.

По субъектам правотворчества

Правотворчество (законотворчество) — деятельность, связанная с установлением, изменением и отменой норм права, о также признанием правовыми уже сложившихся правил поведения.

Субъектами правотворческой деятельности могут выступать:

а) государство — в лице своих органов;

б) негосударственные организации — если им предоставлено такое правомочие;

в) народ — при принятии конституций и законов на референдуме.

Нужно подчеркнуть, что государство не творит закон, а всего лишь формулирует его, основываясь на объективных законах функционирования общества.

По субъектам правотворчества выделяются следующие виды источников права:

1. Правовые обычаи

Правовые обычаи — обычаи, санкционированные (утвержденные) государством. Государство признает уже сложившиеся в обществе правила поведения и в дальнейшем обеспечивает их исполнение своей принудительной силой. Происходит это двумя способами:

а) в ходе судебной практики;

б) путем включения в закон.

2. Судебные и административные прецеденты

Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.

В некоторых странах этот источник права является основным. Суд в этом случае становится правотворческим органом. При этом существуют две квалификации подобной деятельности суда: а) подтверждающая наличие правотворческой функции суда; б) утверждающая, что суд не занимается правотворчеством, а лишь формулирует нормы естественного права.

В советское время наличие такого источника права отрицалось, однако некоторые ученые полагали, что независимо от официальной позиции этот источник существует объективно — в практической деятельности судов.

В современной России правотворчество судов существует в ограниченной форме.

Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

3. Нормативные правовые акты

Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:

а) рассчитан на многократное применение;

б) рассчитан на неопределенный круг лиц;

в) принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме);

г) принят в специально установленном порядке.

Нормативный правовой акт как официальный документ обладает следующими обязательными реквизитами:

а) наименование вида акта (закон, указ и др.);

б) наименование органа, принявшего акт;

в) дата принятия документа и его регистрационный индекс;

г) заглавие акта;

д) текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы;

е) подпись управомоченного лица.

. Нормативные договоры

Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.

Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так и источником международного права.

5. Другие источники права

а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение.

Существуют не во всех правовых отраслях.

б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.

По широте охвата различают следующие виды правосознания:

общественное — взгляды, теории, убеждения, которые распространены в данном обществе;

групповое — взгляды, теории, убеждения, которые отражают положение данной группы в обществе;

индивидуальное — содержит групповое правосознание, скорректированное личным жизненным опытом.

в) юридическая доктрина — система научных юридических знаний и основанных на них убеждений.

Юридическая доктрина была значимым источником права в Древнем Риме. В V в. до н. э. в специальном законе о цитировании утверждалось, что на труды пяти выдающихся римских ученых-юристов можно ссылаться как на закон.

В настоящее время широкое распространение юридическая доктрина получает в мусульманском праве, где труды юристов по толкованию Корана рассматриваются как источник права.

Ученые полагают, что в настоящее время юридическая доктрина источником права не является4.

3. Классификация нормативных правовых актов

По субъектам правотворчества:

а) государство;

б) негосударственные организации;

в) народ непосредственно.

По времени действия:

а) неопределенно-длительного действия;

б) временного действия.

По юридической силе

Юридическая сила — место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.

1. Законы — это нормативные правовые акты, которые:

а) принимаются парламентами — выборными представительными органами государственной власти;

б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией — законодательном процессе;

в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются:

— на основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;

— во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;

— должны закону соответствовать — не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных.

2. Подзаконные акты — нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.

Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.

СИСТЕМА ПРАВА

1. Понятие системы права

Система права — это система всех норм права, существующих в данном государстве.

Системность норм права выражается в том, что они:

а) иерархичны;

б) специализированы по отраслям;

в) одни нормы конкретизируют положения других норм;

г) одни нормы гарантируют реализацию других норм.

В строении системы права можно выделить следующие основные уровни:

а) отрасли,

б) подотрасли,

в) институты,

г) отдельные нормы права.

2. Критерии деления норм права на отрасли, подотрасли и институты…

Увы, на этом наши лекции были завершены. — А.Ю.
Глава 4. Понятие, сущность и функции государства

25. Краткая характеристика различных подходов к понятию государства

Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как «государство», основные и наиболее разработанные взгляды получили название «подходов» и были закреплены в научной литературе:
Теологический подход.Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле. Юридический подход.Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Арифметический.Государство это совокупность трёх элементов: власть, территория, население. Кибернетический.Государство — система, в рамках которой происходит движение информации, с «обратными» и «прямыми» связями, система имеет точки «ввода» и «вывода». Марксистский.Государство — это машина для подавления одного класса другим классом. Социологический.Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства:
а) государство = обществу.

б) существует две отдельные организации гражданское общество и государство.
Либеральный:
а) Концепция государство — ночной сторож. Государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно.

б) Концепция государство — менеджер. Государство это нейтральный управляющий общественными делами.

в) Концепция государство — социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).

Государство — это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

26. Взаимодействие государства и экономики


Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.
Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения). Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого). Государство является также и субъектом экономических отношений. Государство воздействует на экономику путём публичного права (борьба с монополизмом).
Когда государство чрезмерно вмешивается в экономику, то:
Отключается механизм спроса и предложения (так как государство берёт на себя определение потребностей). Устраняется экономическая ответственность предпринимателя (предприниматель на заинтересован в производстве продукта, так как ничего «не поимеет» с излишков, и ничего не потеряет, если не выполнит норму).
С точки зрения марксизма, экономика обуславливает государство, и определяет его тип.

27. Признаки государства


Государство — это суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельностью людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций. Признаки:
Государство — единственная универсальная организация на территории страны. Охватывает всё население, устанавливает административно-территориальное деление, институт гражданства и негражданства. Суверенитет— верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость её в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Налоги -это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата. Публичная (государственная) власть — власть, не совпадающая с населением, но выступающая от его имени, обеспечивает государственное принуждение. Легализованное принуждение(насилие) — государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. Право— государство немыслимо без устанавливаемого им права.
28. Сущность государства


Сущность государства— смысл, главное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным в государстве является власть. Вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах. Теории государства и права известно множество теорий по вопросу о принадлежности государственной власти определённой массе:
Теория элит— предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «безмозглыми» массами. Технократическая теория— предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами. Эти две теории носят явно антидемократический характер. Демократическая доктрина— первоисточником и носителем власти является только народ. Марксистская теория— власть принадлежит господствующему классу, который осуществляет её в своих интересах. Из этой теории вытекает классовая сущность государства, и это верно, поскольку классовая сущность — основное начало любого государства, которая явно доминирует в недемократических государствах, хотя даже и в таком случае, господствующий класс действует и в интересах угнетённых, поскольку стремится сохранить стабильность и порядок в государстве.
В демократических же государствах классовая сущность отступает на второй план, государство выступает гарантом общественного компромисса, и на первое место, таким образом, выходит общесоциальная сторона, то есть общесоциальная сущность. В результате можно сделать вывод, что сущность государства складывается из классовой и социальной сущности. Классовая сторона присутствует всегда, просто если «у руля» находится средний класс, то и государство действует в интересах среднего класса, то есть в интересах практически всех.

29. Понятие и классификация функций государства


Функции государства— особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом. Функции государства тесно связаны с характеристиками государства, его типом и формой. С эволюцией государства, эволюционируют и его функции. Классификация функций государства:
По времени действия: постоянные ивременные. По сфере политической направленности: внутренние и внешние. По сферам общественной жизни:экономические (развитие экономики), социальные (охрана прав и свобод), политические (охрана суверенитета), идеологические (образование, наука). По значимости:основные и неосновные (другая точка зрения — глобальные и региональные). По процессу реализации государственной власти:законодательные, управленческие, правоохранительные, информационные.
Формы реализации функций государства— представляют собой деятельность конкретных государственных органов по их реализации, бывают двух (трех) видов:
Правовые
: а) правотворческая; б) правоисполнительная; в) правообеспечительная; г) правоохранительная.
Неправовые или организаторские
.
Антиправовые(выделяются Венгеровым)
— это формы реализации функций государства противоположные праву и противопоставленные ему. Примером может послужить судебное разбирательство над государственным служащим в связи с осуществлением последним своей деятельности не надлежащим способом (не соответствующим закону). Следует добавить, что эти формы возникают в результате противоправных действий государственных органов.

.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 5. Форма государства

30. Форма государства: общая характеристика

Существует два подхода к форме государства:
Элементный подход.Форма государства — это единство трёх её основных элементов: формы правления, формы государственного устройства, политический режим + (некоторые ученые предлагаю присовокупить) политическую динамику. Этот подход весьма удобен, так как он отличается чёткостью, удобен для анализа и запоминания. Однако он не даёт синтезированного представления о форме государства в целом. Системный подход.Форма государства — это такая структура, которая включает не только организационные элементы, но и связи между ними, а также элементы функциональные (методы деятельности).
Общепризнанная классификация форм государства отсутствует. В последние годы в отечественной литературе предложена новая классификация форм государства, опирающаяся на признаки собственно формы.

Монократическая (единовластная) форма государства:

Главным для такой формы является принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека (монарх), либо в руках определённой группы (партия, военно-революционный совет и т.д.). Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не признаются и всячески нарушаются, существует обязательная идеология или государственная религия. Давление на органы государственной власти со стороны различных «заинтересованных групп» отсутствует. Выделяют следующие подвиды монократической формы государства:

а) теократическая (Саудовская Аравия).

б) экстремистская (фашистская).

в) милитаристская (правление военного центра).

г) монократическая в условиях тоталитарного социализма.

Поликратическая (многовластная) форма государства:

Все признаки монократической формы, только с обратным знаком, то есть главным является принцип многовластия, принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но и реально действуют и так далее. Выделяют следующие подвиды поликратической формы государства:

а) традиционная (США, Англия).

б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря).

Сегментарная (смешанная) форма государства:

Это промежуточная форма между поликратической и монократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти, местное управление носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве, давление на органы государственной власти носит частичный характер. Примером сегментарной формы могут послужить такие государства, как Египет, Иордания, Марокко.

31. Форма правления: понятие и виды

Существует два подхода к пониманию формы правления: узкий — под формой правления понимается лишь положение главы государства, широкий — в форму правления помимо прочего (см. ниже) также включают политическую среду. В итоге, в науке под формой правления понимается нечто среднее. Форма правления - представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образование и распределение компетенции между ними.

В рамках данного понятия выделяют монархическую и республиканскую форму правления.

Монархическая форма правления:

Монархия — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется (1) единолично и переходит, как правило, по (2) наследству. Исключением из данного правила являются Малайзия (нарушен второй пункт, монарх переизбирается через каждые 5-ть лет) и Объединённые Арабские Эмираты (власть осуществляется не единолично, а в коллегиально — 7-мь человек). Наблюдается общемировая тенденция уменьшения государств с такой формой правления, при этом в государствах которые сохраняют монархическое устройство, идёт активное ограничение прав монарха. На данный момент в мире 1/6 всех государств это монархии. Существуют следующие виды монархий:
Абсолютная монархия (к сегодняшнему дню уже не существуют)- такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу. Конституционная монархия (Осман, Саудовская Аравия, Катар и др) представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Теократическая(в мусульманских странах) — монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной При дуалистической монархии (Монако, Лесото, Бутан) государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. В парламентарных монархиях (Великобритания, Япония, Швеция и др) право формировать правительство принадлежит не монарху, а парламенту. Монарх царствует, но не правит, хотя и имеет определённые права, но попросту не использует их, наиболее полно ситуацию отражает словосочетание — «спящий лев».
Республиканская форма правления:

Республика — это такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Существует должность президента, который избирается на срок от 3-х до 7-ми лет, переизбрание президента обычно не ограничивается (хотя в России не более 2-ух раз). Существуют следующие виды республик:
Президентская республика(США, Бразилия, Мексика, Египет и др) — одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. На данный момент в мире насчитывается довольно много президентских республик. При такой форме правления законодательствует парламент, а управляет страной президент через подчинённых только ему министров. Парламент не может сместить министров, а президент не может распустить парламент. Президент обладает правом отлагательного вето. Правительство формирует та партия, которая победила на президентских выборах. Выделяют также три модификации данной формы правления:
а) Суперпрезидентская республика (в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии) — президент, опирающийся на армию, является единовластной фигурой.

б) Президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак) — свою роль президент осуществляет пожизненно.

в) Милитарно-президентская республика — вся власть принадлежит военному (революционному) совету.
Парламентская республика(Болгария, Венгрия, Индия, Италия и др) — разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Главная отличительная черта данного вида республики, это способ формирования правительства, правительство формирует партия (коалиция партий) имеющая большинство в парламенте. Правительство несёт ответственность только перед парламентом. Всё чаще создаются смешанные формы правления: в парламентскую республику включат некоторые элементы президенцианизма, в президентскую — парламентаризма. Возникают полупрезидентские, полупарламентские республики.
32. Форма государственного устройства: понятие и виды

Форма государственного устройства— это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти. Существуют следующие формы государственного устройства: 1) Унитарное государство 2) Федеративное государство 3) Конфедеративное (на данный момент не существует в природе) 4) Региональное государство.
Унитарное государство — это единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. В свою очередь унитарное государство может быть:
а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) — сложным (Финляндия, Дания). Автономия — это самоуправление определённой части территории государства, отличающейся национальными, бытовыми, географическими условиями.

б) Централизованным — управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) — наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) — управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.
Федеративное государство— представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство, государство, состоящее из государств — членов или государственных образований (субъектов федерации). На данный момент в мире насчитывается 24-ре федерации. Федерации бывают:
а) Договорные и конституционные. Федерации созданные на основе союза, путём объединения ранее самостоятельных государственных образований получили название договорных (США, Танзания, ОАЭ). А федерации созданные «сверху», актами государственных органов (обычно конституциями), разделяющих территорию страны на субъекты федерации, получили название конституционных (Индия, Пакистан). Нередко те и другие процессы объединялись, в результате чего многие федерации являются договорно-конституционными (Россия, Югославия, Мексика).

б) Национальные, территориальные и комплексные федерации. Федерации созданные на основе или с учётом национального(языкового, лингвистического) признака получили название национальных (Югославия, Бельгия). В основе таких федераций как США, Бразилия, Мексика, ОАЭ лежит территориальный признак, поэтому они получили название территориальных. Однако чаще в структуре федерации учитываются этнические, бытовые, экономические, даже географические моменты, такие федерации носят комплексный характер.

в) Симметричные федерации — все их составные части являются субъектами с одинаковым конституционно-правовым положением (Австралия, Германия). Асимметричные федерации — объём полномочий разных субъектов неодинаков (Индия, США).
Конфедерация— это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. Последняя конфедерация, Сенегамбия, распалась в 1988 году. Региональное государство— вся его территория целиком состоит из автономных образований, имеющих право собственного (местного) законодательства. Представителями данной новой формы государственного устройства являются такие страны как Италия, ЮАР, Испания.
33. Политический режим: понятие и виды

Политический режим— представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что «политический режим» это слишком широкое понятие для данного явления и предпочитают использовать несколько иное — «государственный (государственно-правовой режим)». В отличии от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства, термин государственный режим характеризует её функциональную сторону — формы и методы осуществления государственной (а не иной) власти. Выделяют следующие разновидности политических режимов:
Демократический
— присущ, прежде всего, странам с социально ориентированной экономикой, где существует сильный «средний класс». Государственная власть осуществляется с учётом конституционных положение о разделении властей, системы сдержек и противовесов и т.д. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается. Государственная власть применяет различные методы прямых и обратных связей с населением. Можно выделить две группы признаков, присущих данному виду политического режима. Первая группа это формальные признаки: а) народ — основной источник власти; б) юридическое равенство всех граждан; в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений; г) выборность основных государственных органов. Вторая группа это реальные признаки: а) развитые институты представительной и непосредственной демократии; б) гарантирование гражданам политических прав и свобод; в) свобода информации и независимость СМИ; г) партийный и политический плюрализм; д) разделение властей; е) независимость профсоюзов; ж) местное самоуправление; з) сильная ограниченность политического и правоохранительного насилия; и) признание этнических и других социальных меньшинств. Демократический государственный режим существует в США, Великобритании, Франции, Японии, Канаде, Австралии, ряде стран Европы. Авторитарный— при таком режиме преобладают методы принуждения, но при этом сохраняются некоторые черты либерализма. Выборы в различные органы государственной власти, это лишь пустая формальность. Существует «искажённый» принцип разделения властей, и как результат этого искажения, явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства (если это президент) не ограничено. Тоталитарный— режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Законом устанавливаются различные градации прав граждан. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует. Переходный— в некоторых странах существуют промежуточные, полудемократические режимы (Турция), в других — режимы переходные от тоталитаризма к авторитаризму (страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма к демократии (постсоциалистические государства Азии).
34. Легитимация и легализация государственной власти


Легализация государственной власти— как юридическое понятие означает установление, признание, поддержку данной власти законом, прежде всего конституцией, опору власти на закон.

Легитимация государственной власти — это принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться. Легитимация не может быть всеобщей, поскольку в стране всегда найдутся определённые социальные слои, недовольные существующей властью. Легитимацию нельзя навязать, поскольку она связана с комплексом переживаний и внутренних установок людей, с представлениями различных слоев населения о соблюдении государственной властью, ее органами норм социальной справедливости, прав человека, их защитой.

Глава 6. Государственный аппарат

35. Понятие государственного аппарата


Государственный аппарат— это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Государственный аппарат есть та реальная организационная материальная сила, располагая которой государство осуществляет власть. Можно сказать, что государственный аппарат суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства.

Признаки:
Государственный аппарат, это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность её обеспечивается едиными принципами, задачами и целями. Первичными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работаютгосударственные служащие. Государственные органы связаны между собой на началах субординации и координации. Для обеспечения государственно-властных велений государственный аппарат имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения. Без них не может обойтись не одно государство. При помощи государственного аппарата практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Между функциями государства и государственным аппаратом существует прямая связь, так как он создаётся как раз для выполнения функций государства. Поэтому с изменением функций государства неизбежно следует и изменение государственного аппарата.
В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объёму и содержанию. Поэтому «механизм государства» = «государственный аппарат».

36. Принципы организации деятельности государственного аппарата

Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны.

Принципы:
Территориальности— каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории. Иерархичности— органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации. Централизма и децентрализма— по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять. Выборности и назначаемости — в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату. Коллегиальности и единоличия — в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало. Гласности и тайны — безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности государственного аппарата, когда без второго просто не обойтись. Законности — которая выражается в организации и деятельности органов государства: а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона. Принцип разделения властей — см. вопрос 37.
37. Понятие и классификация органов государства


Государственный орган — это часть государственного аппарата, наделённая государственно-властными полномочиями. Государственный орган, это первичный и важный структурный элемент государственного аппарата.

Признаки:
Хотя государственный орган и обладает определённой автономией, но он всегда часть единой системы. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и государственным органом, права и обязанности (компетенция) служащих строго определённы законом. Содержание государственных служащих лежит на обществе. Органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они скреплены единой целью. Государственные органы обладают определённой компетенцией — властными правомочиями (которые складываются из совокупности прав и обязанностей). Компетенция обусловлена предметом ведения (задачи и функции). Государственные органы обладают властными полномочиями, которые выражаются: а) возможности издания нормативно-правовых актов или актов применения права; б) в обеспечении выполнения нормативно-правовых актов путём использования методов принуждения. Органы государства имеют определённую материальную базу, финансы, счёт, источники финансирования. Активно участвуют в реализации функций государства.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Классификация органов государства:

По способу возникновения:
Первичные органы— никакими другими органами не создаются, такие органы получают властные полномочия непосредственно от избирателей. Производные органы— создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями.
По месту в иерархии государственного аппарата:
Центральные. Региональные.
3.                  
Местные.

По широте компетенции:
Органы общей компетенции— решают широкий круг вопросов (правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции— специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство юстиции).
По способу формирования:
Избираемые— для них характерно выборности и сменяемость. Назначаемые— при назначении к кандидату выдвигаются более жёсткие профессиональные требования. Характерно отсутствие ограничений на сроки пребывания в должности.
По порядку принятия решений:
Единоличные— органы принимают решение путём самостоятельного императивного волеизъявления. Коллегиальные— такие органы принимают решение большинством граждан, уполномоченных на то законом.
Предложенные выше классификации органов публичной власти систематизируют теоретические знания о них, но не позволяют на практике образовать систему этих органов. Это позволяет сделать только теория разделения властей:

Законодательная власть. Цель данной власти — издание законов. В данной ветви публичной власти отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. Исполнительная власть.Главная цель — исполнять законы принятые законодательными органами. В системе органов исполнительной власти существует единая вертикаль органов власти, административное подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Судебная власть.Цель — установление истины в юридическом смысле слова. Учредительная власть.Функции публичной власти могут быть осуществлены народом непосредственно в форме не только референдума и выборов, но и учредительных органов публичной власти (собрания, конференции, сходы граждан). В итоге этими формами непосредственной демократии принимаются основополагающие нормативно-правовые акты. Контрольная власть.Цель выделения этой ветви власти в качестве самостоятельной — обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счётные палаты, иные контрольные органы. Информационная власть.Средства массовой информации.
Глава 7. Гражданское общество и правовое государство

38. Государство и гражданское общество


Первоначально государство и гражданское общество отождествлялись, затем уже в XVII Руссо высказал предположение, что гражданское общество может существовать лишь в прогрессивных формах государственного устройства. Гумбольдт развивая философское учение Канта окончательно «развёл» государство и гражданское общество, к первому он относил: а) систему государственных институтов б) позитивное право в) гражданина; к гражданскому обществу же: а) систему общественных учреждений, формируемых самими индивидами б) естественное право в) человека. Гегель определил гражданское общество как сферу действия частного интереса.

Современное понимание гражданского общества предполагает наличие у него определённых признаков:
Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, каждый индивид является собственником. Такой собственник является не только социально не привязанным, но и независимым от государства. Гражданское общество — это открытое социальное образование. В нём обеспечивается свобода слова, информации, контактов с остальным миром и т.д. Это сложноконструированная плюралистическая система. Это означает наличия в таком обществе множества общественных форм (объединения, клубы), многообразия форм собственности. Саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Такая система независима от государства, в ней присутствует ярко выраженная гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. Это правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретённых прав человека и гражданина. Развитие и формирование правового государства напрямую зависит от гражданского общества. В свою очередь, правовое государство создаёт благоприятные условия для функционирования гражданского общества.
Современное российское гражданское общество находится лишь на стадии развития, но вполне возможно, что «светлое будущее» уже не за горами.

Таким образом, гражданское общество — это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономию, «застрахованную» от произвольного вмешательства государства.

39. Правовое государство: понятие и принципы


До образования государства сложились нормы естественного права, которые гармонично регулировали отношения между индивидом и обществом. Но государство разорвало эту гармоничную связь, став посредником между индивидом и обществом. Идея о правовом государстве как раз и направлена на возрождение этой связи, но при этом, не устраняя посредничество государства. Первоначальное учение о правовом государстве связано с идеей о незыблемости и верховенстве закона. Сократ, Платон, Аристотель, Монтескье, Кант и множество других великих умов интересовались проблемой правового государства. Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны немецким учёным Робертом фон Молем (1832).

Правовое государство— это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Принципы:
Верховенство правового закона— всё в государстве должно соответствовать закону, но и закон должен быть правовым (соответствовать естественным правам). Разделение властей— см. вопрос 37. Взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами. Гарантированность прав и свобод граждан. Соответствие национального законодательства общепризнанным международным нормам.
Сейчас во многих развитых странах мира сложились такие типы правовых и политических систем, которые во многом отвечают идее правового государства.

Глава 8. Система права и система законодательства

40. Основные направления взаимодействия государства и права


Связь между государством и правом замечена довольно давно. Государство единственный творец права, поэтому они не могут не взаимодействовать.

Причины взаимодействия:
В основе их возникновения находятся общие причины. Целый ряд общих закономерностей обуславливает их взаимодействие. Общее социальное предназначение.
Воздействие права на государство:
С помощью права государственная воля становится общедоступной и общеобязательной. С помощью права становится возможным создание эффективной системы государственных органов, их компетенции. Право позволяет государству управлять обществом, учитывая интересы всех (практически всех). Право является тем фактором, который ограничивает произвол государственного аппарата.
Воздействие государства на право:
Государство участвует в процессе создания юридических норм. Государство создаёт условия для реализации юридических норм. Государство обеспечивает защиту и охрану права.
Монархия и ее виды
Различают следующие разновидности монархии:
V абсолютная (неограниченная);
V конституционная (ограниченная);
V дуалистическая;
V парламентарная.
Что же такое монархия?
Термин «монархия» греческого происхождения («монос»- один, «архе»

— власть) и означает единовластие, единодержавие. Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть наследуется на всю жизнь одним лицом, пользующимся ею по собственному усмотрению. Лицо, имеющее титул монарха, принадлежит роду или «царствующему дому» и является свободным от какой-либо ответственности за свои действия.

Эта власть нередко обожествляется (монарх — помазанник Божий). На сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Так, согласно ст.1 Конституции Японии 1946г. «Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть»1. Символом единства и постоянства государства называет короля ст. 56 Конституции Испании 1978г.
Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх.
_______________

1 Современные зарубежные конституции. М., 1992.
6
Бельгийская Конституция 1831 г. например, вообще такой характеристики не содержит. Главное- в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы они, различают выше перечисленные разновидности монархии.
Абсолютная монархия типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Т.е. монарх персонифицирует государство, сплачивая граждан, объединяя их в единое целое. «Государство — это Я», — формула государства короля Франции Людовика 14. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере, юридических, хотя политические, морально этические, религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монарх не наделил их какими- то правами и не отобрал эти права.
В современных условиях абсолютная монархия чрезвычайная редкость. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут сегодня иметь даже октроированные «конституции», однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха. Такой «конституцией» можно, например, считать

Временную Конституцию Катара 1972г.
Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.
7
Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом.
Если вместо интересов всех монарх преследует личные, корыстные интересы, правит по произволу, то монархия превращается в тиранию и деспотию,
Дуалистическая монархия — это первоначальная форма ограниченной, или конституционной монархии. Она распространена в Пруссии, Австрии,

Италии, Румынии — в прошлом. Здесь наблюдается уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной их частью, если избирательное право- цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето, т.е. без его утверждения закон в силу не вступит (Лат. veto — запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1874г. очередные парламентские выборы состоялись в 1898г.
Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом.

Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а, кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
8

Как и для абсолютной монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Парламентарная форма правления существует обычно в высоко развитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям

(Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и т.д.)
Здесь наблюдается развитое разделение властей при признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократической или, по крайней мере, либеральный демократический режим.
Верховенство парламента выражается в том, что правительство, которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партии, таким большинством располагающей.
Монарх при данной форме правления «царствует, но не правит».

Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы.
9

Тем самым глава правительства или министр принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответственен (в Великобритании это выражается принципом « Король не может быть не прав»),
Главный отличительный признак парламентарной монархии политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы с тем, чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.
Такая система отношений между монархом, парламентом и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм.

Однако этот государственный режим действует только при условии, что в парламенте ни одна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство» Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993г. сложилась и в Японии. Чем шире партийная коалиция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой либо партии отозвать своих представителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуждено уйти в отставку.
10
Напротив, в странах, где существует двухпартийная система

(Великобритания, Канада, Австралия и др.) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония в 19554993гг.) и правительства в принципе однопартийные, парламентарная модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность.

Юридически парламент осуществляет контроль за правительством, однако, на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.
Следовательно, при одной и той же форме правления парламентарной монархии возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.
Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.
Три разновидности монархической формы правления представляют только основную классификацию. Наряду с ними, а также в их рамках существуют и другие. Выше Я уже упоминал о выборной монархии в Малайзии, где пост главы государства выборный, но его фактически занимают по очереди в соответствии с особым списком султаны 9 штатов из 13 (в 4 штатах нет султанов, их представители участие в коллегии выборщиков не принимают).

Отчасти похожий порядок существует в Объединенных Арабских Эмиратах, но здесь во главе государства находится «коллективный монарх»- совет правителей (эмиратов) семи членов Федерации, которые его выбирают своим председателем тоже на пяти летний срок одного из них. В отличие от Малайзии на практике постоянно избирается правителей крупнейшего эмирата Абу- Даби.
11

По конституции он выполняет главным образом правительские функции от имени

Объединенных Арабских Эмиратов, но в реальной жизни его роль гораздо весомее, если учесть, что Абу- Даби- крупнейший эмират, он занимает 86% территории федерации.
Особая форма монархии, существующая в ряде мусульманских стран связана с концепцией халифата- справедливого государственного строя, который, по преданию, был основан пророком Мухаммедом. В замощении поста монарха здесь особая роль принадлежит семейному совету правящей семьи- неофициальному, но очень важному учреждению. Он определяет правопреемника монарха (не всегда это старший сын), может заставить монарха отречься от престола (это имело место в последние десятилетия в Саудовской Аравии). В управлении государством применяется концепция аш- шура (консультации правителя с авторитетными людьми, ибо в мусульманской доктрине считается, что выборы- не самый надежный институт: выбранными могут быть не самые достойные). Характерными чертами этой формы являются: институт Маджилиса- право доступа любого мусульманина со своими нуждами к правителю (практически это осуществляется не всегда, раз в неделю, а иногда ежедневно просьбы принимает особый чиновник, хотя нередко сам правитель и особенно члены его семьи выслушивают посетителей); неравноправие граждан в отношении занятия государственных должностей.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :