Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Общие тенденции в развитии и совершенствовании нормативной базы исполнительного производства в х

--PAGE_BREAK--

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1 Правовое регулирование исполнительного производства
Исполнение судебных постановлений по хозяйственным (экономическим) спорам регулируется Хозяйственным процессуальным кодексомРеспублики Беларусь (далее ХПК), Положениемо Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 1998 г. № 147, иными актами законодательства, в том числе и международными договорами, участницей которых является Республика Беларусь.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий регулируется Процессуально-исполнительным кодексомРеспублики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП), ХПК и иными актами законодательства, регулирующими порядок и условия исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях (статья 14.1ПИКоАП).

Порядок проведения действий судебными исполнителями хозяйственных судов Республики Беларусь на стадии исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, постановлениям по делам об административных правонарушениях осуществляется в соответствии с законодательством и Инструкцией по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь.

Принудительному исполнению не подлежат судебные акты хозяйственных судов, которые не устанавливают обязанности каких-либо лиц (например, о признании права, об установлении юридических фактов). Если для реализации таких прав и законных интересов вне хозяйственного суда необходима деятельность компетентных государственных органов, то эти действия осуществляются по заявлению заинтересованных лиц с приложением копии судебного акта в силу его обязательности для всех государственных и иных органов, должностных лиц и граждан на территории Республики Беларусь. Такая деятельность не носит характера принуждения и не регулируется исполнительным производством. Отказ в совершении действий (или несовершение их вообще) государственными и иными органами, их должностными лицами, например, по регистрации подтвержденных хозяйственным судом прав, может быть обжалован в судебном порядке.

Судебными исполнителями хозяйственных судов исполняются прежде всего судебные акты в виде решений хозяйственных судов о взыскании денежных сумм, о присуждении к выполнению определенной обязанности, а также дополнительное решение (ст. 165 ХПК), решение вместе с определением об исправлении описок, явных арифметических ошибок и разъяснении решения (ст. 166 ХПК) и др.

Кроме того, подлежат исполнению судебные акты в виде определений: об утверждении мирового соглашения и о судебном приказе, о судебных штрафах, о применении ареста как меры обеспечения доказательств, о применении мер по обеспечению иска, о распределении ивзыскании судебных расходов, об отсрочке, рассрочке исполнения и изменении способа и порядка исполнения идр.

Правовое регулирование исполнительного производства в хозяйственном процессе осуществляется также Инструкцией о ведении исполнительного производства по хозяйственным (экономическим) спорам, утвержденной постановлением Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28 июня 2002 г. № 1

Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (граждан), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательствомРоссийской Федерации.

Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
2.2 Исполнительные документы
Исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. Исполнительные документы — это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке.

Перечень исполнительных документов, возбуждающих исполнительное производство, дан в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Исполнительными документами являются:

1) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

— принимаемых ими судебных актов;

— решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

— решений иностранных судов и арбитражей;

— решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

2) судебные приказы;

3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

4) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

5) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

6) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

7) постановления судебного пристава – исполнителя;

8) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

К числу исполнительных документовсогласно ст. 329 ХПК отнесены:

1)      приказы хозяйственных судов, выдаваемые на основании решений, определений, постановлений;

2)      определения о судебном приказе;

3)      постановления судебных исполнителей и судебных
приставов;

4)      решения третейских судов Республики Беларусь;

5)решения иностранных и международных арбитражных (третейских) судов;

6)исполнительные надписи нотариальных учреждений;

7)постановления государственных органов и должностных лиц в части имущественных (экономических, финансовых) взысканий;

8)другие акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению хозяйственными судами.

В указанной норме имеет место подмена и смешение понятий «исполнительный документ» и «акт, подлежащий, исполнению». Следует отметить, что при выдаче приказа на основании других актов (кроме судебных) судья хозяйственного суда обязан проверить их законность, в пределах своей компетенции проверить правомерность исполнения на территории Республики Беларусь решений иностранных, в том числе международных арбитражных (третейских) судов и вынести мотивированное определение о выдаче или об отказе в выдаче приказа. Данное определение может быть обжаловано. Таким образом, к числу исполнительных документов относятся приказы хозяйственного суда и определения о судебном приказе.

Приказ на основании судебного акта выдается хозяйственным судом взыскателю после вступления судебного акта в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения, когда приказ выдается немедленно по вынесении решения.

Приказ на взыскание денежных средств взыскатель направляет банку, обслуживающему должника, а в остальных случаях — судебному исполнителю, если иное не установлено законодательством.

Если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, выдаются приказы с указанием той части, которая подлежит исполнению по данному приказу.

При солидарной ответственности должников выдаются приказы по числу солидарных должников, в которых указывается общая сумма, подлежащая взысканию в пользу кредитора, и перечисляются все ответчики с указанием на их солидарную ответственность.

При субсидиарной (дополнительной) ответственности одного из должников приказ о взыскании с субсидиарного должника выдается после установления данных о невозможности взыскания всей присужденной суммы с основного должника.

Если при принятии решения хозяйственным судом предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, в приказе это обстоятельство должно быть отражено, а также указано, с какого времени начинается течение срока действия приказа. В приказе могут быть указаны и другие сведения, необходимые для осуществления исполнения. Приказ подписывается судьей (судьями) хозяйственного суда и заверяется гербовой печатью хозяйственного суда.

Содержание исполнительного документа четко и подробно регламентировано ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Согласно этой статье в исполнительном документе обязательно должны быть указаны: наименование суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ; дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; наименования взыскателя — организации и должника – организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя – гражданина и должника – гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника – гражданина и место его работы; резолютивная часть судебного акта или акта другого органа; дата вступления в силу судебного акта или акта другого органа; дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению. В ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве» приведены не все, а только основные реквизиты, которые обязательно должны быть изложены в исполнительном документе.

Содержание исполнительного документа, выданного на основании различных судебных актов и актов других органов, имеет некоторую специфику, отличаются и требования, предъявляемые к различным исполнительным документам.
2.3 Сроки в исполнительном производстве
Осуществление и защита прав должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, позволяющие оптимально обеспечить право заинтересованных лиц. Оперативность этого права особенно важна при нарушениях таких прав, которые могут повлиять на исход и признание недействительными их результатов. Вместе с тем упоминаемые нарушения в идеале не влияют и не могут повлиять на материальный или иной интерес, за защитой которого заинтересованное лицо обратилось в суд, но в то же время могут существенно ущемлять права и законные интересы участников хозяйственного права.

Правила о сроках и сроках исковой давности закрепленные в действующем законодательстве Республики Беларусь позволяют установить в каждом конкретном случае фактические обстоятельства дела, что способствует вынесению правильных решений, стабилизации хозяйственного оборота, устранению неопределённости в отношениях его участников, укреплению договорной дисциплины, стимулирует активность субъектов хозяйственного права, эффективности защиты нарушенных прав.

Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения. В ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указываются сроки для предъявления некоторых исполнительных документов к исполнению, сроки предъявления других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Обычно сроки определены периодом времени, поэтому предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено в течение всего указанного периода.

Специальные правила действуют в отношении сроков предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.). Такие исполнительные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению подобного рода делам исчисляются тоже своеобразно – для каждого платежа в отдельности.

В соответствии со ст. 337 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению не позднее шести месяцев со дня вступления судебного постановления в законную силу, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке либо рассрочке его исполнения, или со дня вступления в законную силу определения хозяйственного суда о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного документа к исполнению.

В случае если исполнение судебного постановления было приостановлено, время, на которое оно приостанавливалось, не засчитывается в шестимесячный срок для предъявления исполнительного документа к исполнению.

По решениям о взыскании периодических платежей срок для предъявления исполнительного документа к исполнению действует для каждого платежа в отдельности, а его течение начинается со дня наступления срока каждого платежа.

Исполнительное производство не может быть возбуждено по исполнительным документам, в отношении которых истек срок давности для их предъявления к исполнению.

Срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его взыскателем к исполнению в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию либо возбуждением исполнительного производства, если иное не предусмотрено законодательством.

В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю.

После перерыва течение срока давности начинается вновь, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок.

Исполнительный документ считается предъявленным к исполнению со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем надлежащим образом оформленных заявления и исполнительного документа.

Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт.

Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, то есть исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Восстановление пропущенных сроков возможно, если они были пропущены по уважительным причинам.

Заявление о восстановлении пропущенного срока подается в хозяйственный суд, принявший судебный акт, илив хозяйственный суд, выдавший приказ.

По результатам рассмотрения заявления выноситсяопределение, которое направляется взыскателю и должнику.

Хозяйственный суд, принявший судебный акт, по заявлению взыскателя, должника или судебного исполнителя вправе до истечения срока, установленного для предъявления приказа к исполнению, отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

Предоставляя должнику отсрочку или рассрочку исполнения судебного акта, хозяйственный суд может принятьмеры по обеспечению исполнения судебного акта.

Исполнение по исполнительным документам осуществляется судебным исполнителем хозяйственного суда, в районе деятельности которого должник находится, проживает или осуществляет хозяйственную деятельность, или по месту нахождения его имущества.

Если в процессе исполнения должник выбыл на постоянное местонахождение или жительство на территорию юрисдикции другого хозяйственного суда и имущества, на которое можно было бы обратить взыскание по прежнему месту нахождения или жительства должника, не осталось, то судебный исполнитель направляет исполнительный документ судебному исполнителю другого хозяйственного суда по новому месту нахождения или жительства должника, о чем извещает взыскателя.

Установленные законом сроки предъявления исполнительного документа к исполнению могут быть прерваны в случаях, указанных в ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Установлены следующие основания для перерыва течения срока: предъявление исполнительного документа к исполнению; частичное исполнение исполнительного документа должником.

Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению означает, что время, истекшее до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для перерыва, в расчет не принимается. После перерыва течение этого срока начинается снова на весь период, предусмотренный в законе для данного исполнительного документа.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом.
2.3 Стадии исполнительного производства

исполнительное производство арбитражный суд

Возбуждение исполнительного производства – первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав – исполнитель (судебный исполнитель), получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В рамках этой стадии судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель) может также принять меры по обеспечению будущего исполнения требований исполнительного документа.

До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное требование вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права.

Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» в качестве оснований для возбуждения исполнительного производства называет только два обстоятельства: соответствие исполнительного документа требованиям ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и соблюдение взыскателем срока для предъявления исполнительного документа к взысканию (ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Вместе с тем практика показывает, что судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель), решая вопрос о возбуждении исполнительного производства, должен проверить и учесть целый ряд других юридически не менее важных качеств исполнительного документа (правильно ли определена взыскателем подведомственность исполнения требований предъявленного исполнительного документа, вступило ли в законную силу решение, на основании которого выдан исполнительный документ и др.), отсутствие или несоблюдение которых лишает предъявляемый документ исполнительной силы и исключает возможность возбуждения исполнительного производства.

С возбуждением исполнительного производства закон связывает наступление определенных правовых последствий, как для должника, так и для взыскателя. С момента возбуждения исполнительного производства отношения между сторонами или иными субъектами исполнительного производства и судебным приставом-исполнителем (судебным исполнителем) приобретают характер отношений власти и подчинения, за нарушение требований судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя) для субъектов исполнительного производства могут наступить негативные последствия в виде применения штрафных санкций и применения иных мер ответственности (принудительный привод, привлечение к уголовной ответственности).

Возбуждение исполнительного производства оформляется судебным приставом-исполнителем в форме вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства. Данное постановление должно быть вынесено в течение трех дней с момента предъявления ему исполнительного документа.

Постановление о возбуждении исполнительного производства состоит из трех частей: вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной. В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в постановлении.

Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство только после получения надлежаще оформленных исполнительных документов и письменного заявления взыскателя.

Судебный исполнитель после проверки правильности оформления исполнительного документа, наличия права на принудительное исполнение и соблюдения порядка его осуществления возбуждает исполнительное производство.

Судебный исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства по основаниям, указанным в ст.358 ХПК Республики Беларусь.

Постановление о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительно производства выносится судебным исполнителем в трехдневный срок со дня поступления ходатайства о принудительном исполнении с надлежаще оформленными исполнительными документами.

В случае отказа в возбуждении исполнительного производства по истечении сроков на обжалование действий судебного исполнителя исполнительный документ направляется в хозяйственный суд или иной государственный орган, выдавший его.

Судебный исполнитель возвращает исполнительный документ лицу, ходатайствующему о возбуждении исполнительного производства, в случае обнаружения неправильности в оформлении исполнительного документа, подачи исполнительного документа не по месту исполнения и т.д.

Возвращение исполнительного документа не является препятствием для нового предъявления исполнительного документа к исполнению после устранения отмеченных судебным исполнителем нарушений.

Под добровольным исполнением в исполнительном производстве понимается самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок до применения к нему государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения. [20]

По законодательству Российской Федерации срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Принудительное исполнение исполнительного документа в Республике Беларусь производится по истечении семи дней, предоставленных судебным исполнителем для добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением немедленного исполнения исполнительного документа, выданного на основании судебного постановления.

Основными последствиями несоблюдения срока для добровольного исполнения для должника будут применения мер принудительного исполнения и взыскание исполнительского сбора, причем взыскание исполнительского сбора возможно в случае, если срок для добровольного исполнения был нарушен должником без уважительных причин.

Согласно ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», ст. 211 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель) по своей инициативе или по заявлению сторон, а также сами стороны вправе обратится в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, с заявлением об отсрочке или о рассрочке его исполнения, а также об изменении способа и порядка исполнения. Указанные нормы содержат предельно общий регламент, устанавливающий порядок отсрочки или рассрочки исполнения судебных актов, изменения способа и порядка их исполнения. Основания для совершения указанных юридических действий носят сугубо оценочный характер, поскольку в законодательстве невозможно дать исчерпывающий перечень оснований, обуславливающих необходимость для совершения указанных действий.

Решение об отсрочке и рассрочке исполнения, изменении способа и порядка исполнения всегда принимается судом или иным органом, который выдал исполнительный документ. В этом их разница от отложения исполнительных действий, которое может быть осуществлено и по постановлению судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя).

Отсрочка исполнения заключается в принятии решения соответствующим органом о начале исполнительных действий с иной даты, не соответствующей общим условиям совершения исполнительных действий по данному виду исполнительных документов.

Рассрочка исполнения заключается в предоставлении должнику возможности исполнить требования исполнительного документа, например о выплате денежных средств, не единовременно, а в течение определенного периода времени, что может быть обусловлено графиком поступления денежных средств на счет должника, графиком изготовления соответствующей продукции в условиях конвейерного или иного циклического по характеру производства.

Отложение исполнительных действий близко по своей юридической характеристике к отсрочке исполнения. Однако в отличие от отсрочки исполнения отложение исполнительных действий в соответствии со ст. 19 Федерального закона «Об исполнительном производстве» возможно по решению более широкого круга лиц: по заявлению взыскателя или должника; на основании определения судьи; по инициативе судебного пристава-исполнителя.

Отложение исполнительных действий по инициативе должника или судебного пристава-исполнителя возможно на срок не более 10 дней. В остальных случаях предельные сроки отложения исполнительных действий определяются взыскателем либо в определении судьи.

Хозяйственный суд, на исполнении в котором находится исполнительное производство, по заявлению стороны в этом производстве вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного постановления, на основании которого возбуждено исполнительное производство. Вопросы об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления решаются в судебном заседании с извещением сторон по исполнительному производству и судебного исполнителя, однако их неявка не препятствует рассмотрению указанных вопросов. По результатам рассмотрения вопросов об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления хозяйственный суд выносит определение, которое может быть обжаловано в порядке, установленном ХПК.

При наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельного исполнительного действия, судебный исполнитель по заявлению должника или по собственной инициативе вправе отложить совершение отдельного исполнительного действия на срок не более тридцати дней.

В соответствии с главой 27 Инструкции по исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь отложение совершения отдельного исполнительного действия заключается в переносе срока совершения определенного исполнительного действия при наличии обстоятельств, препятствующих его совершению в установленный срок.

Судебный исполнитель при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельного исполнительного действия, вправе на срок не более тридцати дней отложить совершение отдельного исполнительного действия:

— по заявлению должника;

— по собственной инициативе.

При разрешении вопроса об отложении отдельного исполнительного действия по заявлению должника судебный исполнитель учитывает обстоятельства, которые могут повлиять в дальнейшем на своевременное и полное исполнение исполнительного документа.

Приостановление исполнительного производства также представляет собой форму перерыва в совершении исполнительных действий наряду с отложением исполнительных действий и их отсрочкой. Однако в отличие от иных юридических действий приостановление осуществляется не на конкретный период времени, а на неопределенный период до отпадения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу. В зависимости от оснований приостановление исполнительного производства совершается либо в обязательном порядке (ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Российской Федерации; ст. 362ХПК, ст. 12.6и ч. 3 ст. 14.8Процессуально-исполнительного кодекса об административных правонарушениях.) либо может осуществляться по усмотрению соответствующего суда (ст. 39 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Российской Федерации) или судебного исполнителя. В любом случае приостановление исполнительного производства возможно только по основаниям, указанным в ст. 39 и 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Данные перечни носят исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежат.

Хозяйственный суд или судебный исполнитель вправе приостановить исполнительное производство в следующих случаях:

— письменной просьбы должника — индивидуального предпринимателя или гражданина, пребывающего в составе Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск или воинских формирований Республики Беларусь на срочной военной службе или привлеченного для исполнения государственной обязанности;

— нахождения должника — индивидуального предпринимателя или гражданина в длительной (более трех месяцев) служебной командировке;

— нахождения должника — индивидуального предпринимателя или гражданина более трех месяцев в лечебном учреждении;

— подачи жалобы (протеста) на постановления или действия (бездействие) судебного исполнителя;

— письменной просьбы взыскателя;

— в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного исполнителя или хозяйственного суда после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление, и по истечении предельного срока приостановления исполнительного документа, предусмотренного статьей 364ХПК.

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя или по инициативе судебного исполнителя или хозяйственного суда после устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.

О возобновлении исполнительного производства хозяйственный суд выносит определение, а судебный исполнитель – постановление, копия которого направляется сторонам.

Прекращение исполнительного производства как юридическое действие имеет ряд существенных признаков:

— оно производится только по основаниям, указанным в ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве», указанный перечень расширенному толкованию не подлежит;

— решение о прекращении исполнительного производства принимается только соответствующим судом;

— после прекращения исполнительного производства его возобновление невозможно, за исключением случаев, когда определение о прекращении исполнительного производства было отменено в судебном порядке.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «Об исполнительном производстве» правовые последствия прекращения исполнительного производства в основном сводятся к следующему: прекращенное исполнительное производство не может быть возобновлено вновь; судебное определение направляется в соответствующее подразделение судебных приставов; после получения вступившего в законную силу определения о прекращении исполнительного производства судебный пристав – исполнитель отменяет все назначенные им меры по исполнению;

на исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку об основании прекращения исполнительного производства со ссылкой на судебное определение;

исполнительное производство оканчивается, судебное определение и исполнительный документ возвращаются в суд или иной орган, выдавший данный документ.

Рассмотрение вопроса о прекращении исполнительного производства производится хозяйственным судом или судебным исполнителем. По результатам рассмотрения вопроса о прекращении исполнительного производства хозяйственный суд выносит определение, а судебный исполнитель – постановление, которые могут быть обжалованы в установленном порядке.

Исполнительное производство прекращается в случаях, если: взыскатель отказался от взыскания и отказ принят хозяйственным судом; заключено мировое соглашение между взыскателем и должником, которое утверждено хозяйственным судом; при ликвидации юридического лица, являющегося взыскателем или должником, а также после смерти индивидуального предпринимателя или гражданина, являвшихся взыскателем или должником, требования или обязанности не могут перейти к их правопреемникам; истек срок давности для этого вида взысканий; отменены судебное постановление или акт соответствующего органа, на основании которых выдан исполнительный документ; хозяйственным судом, принявшим судебное постановление, на основании которого был выдан исполнительный документ, должнику предоставлена рассрочка его исполнения.

В случае прекращения исполнительного производства исполнительный документ с соответствующей отметкой судебного исполнителя направляется в хозяйственный суд или иной государственный орган, выдавший исполнительный документ. Копия исполнительного документа приобщается судебным исполнителем к материалам исполнительного производства.

До прекращения исполнительного производства все принятые судебным исполнителем меры по дальнейшему исполнению должны быть отменены, о чем судебный исполнитель уведомляет стороны и иных лиц по исполнительному производству.

Прекращенное исполнительное производство не может быть начато вновь.

В соответствии с ч.1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском и арбитражном судопроизводстве.

В отличие от прекращения исполнительного производства возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Основания для возвращения исполнительного документа указаны в ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В случае невозможности взыскания по основаниям, указанным в пп. 2 – 6 ч. 1 ст. 46 названного закона, судебный пристав-исполнитель составляет об этом соответствующий акт, который утверждается старшим судебным приставом. При этом возвращение исполнительного документа взыскателю не является препятствием для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах срока, исчисляемого в соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

В ст.359 ХПК Республики Беларусь также указаны основания для возвращения исполнительного документа.

Возвращение исполнительного документа взыскателю не препятствует повторному предъявлению этого документа к исполнению в пределах срока давности.

Окончание исполнительного производства является новым институтом исполнительного производства, поскольку раздел 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерацииправил об окончании исполнительного производства не содержал.

Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства – не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий в себе различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в ст.47 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Перечень оснований для окончания исполнительного производства в соответствии со ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В практике исполнительного производства встречались случаи, когда два исполнительных производства оканчивались зачетом взаимных требований должника и взыскателя, совпадающих в различных исполнительных производствах.

Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» окончание исполнительного производства оформляется путем вынесения постановления об окончании исполнительного производства. Указанное постановление может быть обжаловано в 10-ти дневный срок.

Окончанию исполнительного производства также посвящена ст. 400 ХПК Республики Беларусь.

Исполнительное производство оканчивается вынесением судебным исполнителем постановления об окончании исполнительного производства.

В оконченном исполнительном производстве собранные в нем документы должны быть прошиты, пронумерованы. Оконченное исполнительное производство подлежит проверке руководителем структурного подразделения судебных исполнителей хозяйственного суда, после чего направляется в архив на основании резолюции судьи хозяйственного суда на обложке исполнительного производства с указанием даты и учинением подписи.

До вынесения постановления об окончании исполнительного производства все принятые меры по исполнению отменяются, о чем судебным исполнителем уведомляются стороны и иные лица по исполнительному производству.

Оконченное исполнительное производство не может быть начато вновь.

В случае отмены постановления об окончании исполнительного производства на основании судебного постановления или постановления главного судебного исполнителя хозяйственных судов Республики Беларусь исполнение по данному исполнительному производству проводится в порядке, установленном ХПК, Инструкциейпо исполнительному производству в хозяйственных судах Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве» основанием применения мер принудительного исполнения являются: предъявление в установленные федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа; принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства; истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения. Данная статья раскрывает последовательность юридических действий, совершение которых в результате приводит к началу принудительного исполнения. Все юридические действия, указанные в ст. 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», совершаются именно в той последовательности, в которой они перечислены.

Мерами принудительного исполнения являются:

1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги;

2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений;

3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату;

4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях;

5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества;

6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника;

8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение;

9) принудительное выселение должника из жилого помещения;

10) освобождение нежилого помещения, хранилища от пребывания в них должника и его имущества;

11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

Таков основной круг мер принудительного исполнения, которые могут применяться с целью практической реализации требований исполнительных документов. Все указанные меры могут применяться при осуществлении исполнительных действий в отношении должника как самостоятельно, так и в совокупности. Например, первоначально взыскание обращалось на денежные средства должника, но в связи с их недостатком возникла необходимость в обращении взыскания на принадлежащее должнику имущество.

К исполнительным действиям принудительного характера в соответствии со ст.360 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь относятся действия судебного исполнителя, совершаемые по истечении срока, предоставленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Исполнительными действиями принудительного характера являются:

обращение взыскания на имущество должника, в том числе на наличные денежные суммы, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) иных лиц;

обращение взыскания на денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

обращение взыскания на причитающиеся должнику денежные средства, находящиеся на счетах других лиц в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;

изъятие у должника имущества, указанного в исполнительном документе, и передача его взыскателю;

обращение взыскания на заработную плату должника — индивидуального предпринимателя или гражданина и (или) иные доходы и суммы, указанные в статье 389 ХПК;

реализация арестованного имущества должника по неоконченному исполнительному производству при наличии на исполнении другого исполнительного производства о взыскании с того же должника;

иные действия, указанные в исполнительном документе и направленные на исполнение требований исполнительного документа.

При обращении взыскания на имущество и денежные средства путем наложения ареста следует иметь в виду возможность принятия данных обеспечительных мер еще при рассмотрении в гражданском либо арбитражном судопроизводстве.

Обращение взыскания на имущество должника является одной из наиболее распространенных мер принудительного исполнения. Форма реализации данной меры принудительного исполнения состоит в описи, аресте и последующей принудительной реализации имущества должника.

Общие правила обращения взыскания на имущество должника регулируются гл. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» гл.37 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь. По своей правовой природе правила данных глав являются общими, то есть применяются при обращении взыскания на имущество как физических, так и юридических лиц. В исполнительном производстве под имуществом должника следует понимать всю совокупность имеющихся в собственности должника наличных вещей, денежных средств, ценных бумаг, имущественных прав.

В зависимости от вида имущества структура главы 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» выделяет и устанавливает процедуры: обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника; обращение взыскания на денежные средства должника в иностранной валюте при исчислении долга в рублях; обращение взыскания на имущество, находящееся у других лиц; обращение взыскания на заложенное имущество.

Опись имущества должника представляет собой процессуальный способ документальной фиксации факта ареста имущества должника, оформляемый путем составления соответствующего документа – акта описи и ареста имущества.

Передача арестованного имущества на ответственное хранение является одной из составных частей процедуры ареста имущества. Цель – обеспечение его сохранности, то есть недопущение его растраты, отчуждения или сокрытия должником, что обеспечивается мерами гражданской и уголовной ответственности.

Статьей 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено три основных формы реализации арестованного имущества – продажа с открытых, публичных торгов, продажа на комиссионных началах и продажа на иных договорных началах. Форма реализации определяется правовым режимом арестованного имущества. Так, недвижимое имущество реализуется только с торгов, имущество бытового назначения – на комиссионных началах, иное имущество реализуется на иных договорных началах, к примеру, реализация ценных бумаг производится на основании договора поручения.

Исполнительные документы должны быть предъявлены к исполнению в установленные законом сроки. Нарушение этих сроков влечет возвращение исполнительного документа без исполнения. В ст. 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» указываются сроки для предъявления некоторых исполнительных документов к исполнению, сроки предъявления других исполнительных документов устанавливаются федеральными законами, определяющими условия и порядок выдачи соответствующих исполнительных документов. Обычно сроки определены периодом времени, поэтому предъявление исполнительных документов к исполнению может быть совершено в течение всего указанного периода.

Специальные правила действуют в отношении сроков предъявления к исполнению исполнительных документов о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и др.). Такие исполнительные документы сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Сроки предъявления исполнительных документов к исполнению подобного рода делам исчисляются тоже своеобразно – для каждого платежа в отдельности.
Пропущенный срок на предъявление исполнительного документа к исполнению может быть восстановлен только судом, принявшим соответствующий акт. Пропущенный срок может быть восстановлен лишь на предъявление исполнительного листа и судебного приказа, то есть исполнительных документов, выданных только на основании судебных актов. По другим исполнительным документам пропущенные сроки восстановлению не подлежат.

Восстановление пропущенных сроков возможно, если они были пропущены по уважительным причинам. Установленные законом сроки предъявления исполнительного документа к исполнению могут быть прерваны в случаях, указанных в ст. 22 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Установлены следующие основания для перерыва течения срока: предъявление исполнительного документа к исполнению; частичное исполнение исполнительного документа должником.

Перерыв срока предъявления исполнительного документа к исполнению означает, что время, истекшее до возникновения обстоятельств, послуживших основанием для перерыва, в расчет не принимается. После перерыва течение этого срока начинается снова на весь период, предусмотренный в законе для данного исполнительного документа.

В случае утраты подлинника исполнительного документа основанием для взыскания является его дубликат, выдаваемый судом или другим органом, вынесшим соответствующий акт, в порядке, предусмотренном федеральным законом.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь срок давности для предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается предъявлением его взыскателем к исполнению в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию либо возбуждением исполнительного производства, если иное не предусмотрено законодательством.

В случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично, исчисление нового срока для предъявления исполнительного документа к исполнению начинается со дня его возвращения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем взыскателю.

После перерыва течение срока давности начинается вновь, при этом истекшее время не засчитывается в новый срок.

Исполнительный документ считается предъявленным к исполнению со дня получения банком, небанковской кредитно-финансовой организацией или судебным исполнителем надлежащим образом оформленных заявления и исполнительного документа.

По смыслу Федерального закона «Об исполнительном производстве» под добровольным исполнением в исполнительном производстве понимается самостоятельное исполнение должником требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок до применения к нему государственно – властного принуждения в виде мер принудительного исполнения.

Основными последствиями несоблюдения срока для добровольного исполнения для должника будут применения мер принудительного исполнения и взыскание исполнительского сбора, причем взыскание исполнительского сбора возможно в случае, если срок для добровольного исполнения был нарушен должником без уважительных причин.

На любой стадии исполнительного производства может возникнуть ситуация, когда в результате умышленных или не умышленных действий изменяется адрес должника – организации или место жительства должника– гражданина, должник скрывает место нахождения своего имущества или место нахождение отбираемого ребенка, а принимаемые судебным приставом – исполнителем все допустимые законом меры по отысканию должника или его имущества остаются безрезультатными. В данной ситуации судебный пристав – исполнитель вправе объявить розыск должника, его имущества или розыск ребенка.

Основания и порядок объявления розыска содержатся в ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; ст.361 ХПК Республики Беларусь. Согласно данной норме объявление розыска может носить обязательный или факультативный характер.

Если при исполнении исполнительных документов по спорам имущественного характера задачей судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя) в большинстве случаев является отыскание денежных средств и иного имущества должника и обращение на них взыскания, то при исполнении исполнительных документов неимущественного характера, обязывающих должника совершить в пользу взыскателя определенные действия или воздержаться от совершения этих действий, судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель) должен, используя предоставленные ему законом права, обеспечить выполнение исполнительного документа, как правило, самим должником.

В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику устанавливается срок до пяти дней для добровольного исполнения (если судом не постановлено немедленное исполнение) и разъясняется, что в случае неисполнения исполнительного документа в этот срок без уважительных причин с должника будет взыскан исполнительский сбор в размере пяти (с гражданина или 50 (с организации) минимальных размеров оплаты труда и расходы по совершению исполнительских действий.

В случае неисполнения требования исполнительного документа в назначенный срок без уважительных причин судебный пристав-исполнитель совершает следующие действия:

а) при указании в исполнительном документе, что в случае неисполнения должником определенных требований эти требования вправе выполнить взыскатель за счет должника, — разрешает взыскателю выполнить требования исполнительного документа и понесенные расходы взыскивает с должника;

б) при предоставлении судебным приставом-исполнителем должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа, в котором участие должника необязательно, — организует и осуществляет исполнение путем возмездного за счет внебюджетного фонда развития исполнительного производства или за счет средств авансированных взыскателем, привлечения необходимой рабочей силы, взыскивает с должника в тройном размере затраченные на исполнение денежные средства как расходы по совершению исполнительных действий.

в) при предоставлении органом, выдавшим исполнительный документ, или судебным приставом – исполнителем должнику срока для добровольного исполнения исполнительного документа в случае, когда возможно только личное исполнение должником, — накладывает на должника штраф в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда и назначает новый срок исполнения, при вторичном и последующих неисполнениях – удваивает сумму штрафа каждый раз с назначением новых сроков исполнения.

Кроме того, при повторном неисполнении организацией без уважительных причин требований исполнительного документа имеется возможность привлечения к уголовной ответственности или (при ее введении) административной ответственности виновных в неисполнении работников организации.

Таким образом, исполнительное производство возбуждается предъявлением исполнительных документов к взысканию. Если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению, и он соответствует требованиям закона, судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Для добровольного исполнения требований должнику устанавливается срок до пяти дней, по окончании которого к должнику могут быть применены меры принудительного исполнения, с отнесением на него исполнительского сбора, а также расходов по совершению исполнительных действий.

Как показывает практика, возможность реального исполнения требований исполнительного документа напрямую зависит от оперативности действий судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя) по наложению ареста на имущество должника, иногда в таких ситуациях счет идет буквально на часы. Требование же данной нормы закона носит императивный характер. Данное требование отрицательно сказывается на процессе исполнения, ибо в случае отсутствия у судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя) заявления взыскателя о немедленном наложении ареста у должника есть своего рода иммунитет от ареста на период действия установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения. В силу различных причин такое заявление может не поступить от взыскателя, и в такой ситуации у должника появляется возможность сокрыть, распродать или иным образом распорядится своим имуществом с целью недопущения наложения на него ареста.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» существенно усовершенствовал механизм исполнения, но все же ряд положений закона вызывают серьезные возражения. Так, закон предусматривает создание внебюджетного фонда развития исполнительного производства, не раскрывая его понятия; устанавливает достаточно большой размер исполнительского сбора; и др. Закон не содержит развернутых процедур исполнения отдельных видов исполнительных документов и при решении целого ряда процедурных вопросов практически нечем воспользоваться.

Вместе с тем в процессе совершенствования исполнительного законодательства можно ввести зачет требований как самостоятельное основание для окончания исполнительного производства.
    продолжение
--PAGE_BREAK--

ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
3.1 Судебный пристав-исполнитель
Основным и обязательным субъектом правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, является судебный пристав-исполнитель. Вся его деятельность направлена на достижение конечной цели исполнительного производства – быстрое и реальное исполнение судебных и несудебных актов. Для достижения указанной цели судебный пристав-исполнитель (судебный исполнитель) осуществляет принудительное исполнение в пределах полномочий, которыми наделило его государство.

Судебные приставы, согласно ст. 4 Федерального закона РФ «О судебных приставах», подразделяются на две группы: судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов и судебные приставы-исполнители.

В Федеральном законе РФ «О судебных приставах» сформулированы общие требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, как одной, так и другой группы. Так, судебным приставом может быть только гражданин Российской Федерации, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий полное среднее или среднее профессиональное образование. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья, выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Судебный пристав является должностным лицом и приносит при вступлении в должность присягу.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции Российской Федерации.

Судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов воинские звания.
Статус судебного пристава определяется, помимо названного закона, основанном на конституции Российской федерации, законодательством о государственной службе. Центральным актом является Федеральный закон от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Что касается старших судебных приставов-исполнителей, то они должны назначаться из числа судебных приставов-исполнителей, имеющих высшее юридическое образование и отработавших в должности судебного пристава-исполнителя не менее трех лет.

Такой порядок утверждения на должность должен обеспечить надлежащий отбор и подготовку кадров. Это необходимо, прежде всего потому, что «реализация решений суда – важная и ответственная работа, ее исполнение требует от исполнителей знаний, четкости, организованности, оперативности, настойчивости».

Служба судебных приставов является единственным полномочным органом принудительного исполнения, что является основной особенностью специального статуса судебного пристава-исполнителя. При выполнении своих служебных обязанностей он выступает как представитель исполнительной власти и обладает особым правомочием – от имени государства применять меры принуждения к должнику, не исполняющему требования исполнительного листа или требования судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах», требования судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Невыполнение требований судебного пристава и действия, препятствующие исполнению возложенных на него обязанностей, влекут ответственность в порядке, установленном законом.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки; проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— совершать иные действия предусмотренные законом.

Вновь принятые Федеральные законы существенно изменили и расширили полномочия судебных приставов-исполнителей по сравнению с теми, какими располагали судебные исполнители. Согласно Федеральному закону РФ «Об исполнительном производстве», расширение полномочий судебных приставов-исполнителей выразилось, прежде всего, в том, что теперь судебный пристав-исполнитель самостоятельно возбуждает исполнительное производство путем вынесения постановления и также самостоятельно выносит постановление о возвращении исполнительного производства взыскателю в случае несоблюдения требований, предъявленных к исполнительному документу.

Вопросы об отложении исполнительных действий, об окончании исполнительного производства, также решаются теперь судебным приставом-исполнителем самостоятельно. С письменного разрешения старшего судебного пристава судебный пристав-исполнитель может в необходимых случаях отступать от правил относительно времени совершения исполнительных действий, решать вопрос о розыске должника, его имущества или розыске ребенка, о возвращении исполнительного документа взыскателю, о привлечении к ответственности лиц, противодействующих судебному приставу-исполнителю или неисполняющих возложенных на них обязанностей, о замене стороны в исполнительном производстве ее правопреемником, о назначении специалиста для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов, об отводе специалиста или переводчика.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) призваны оказывать необходимую поддержку своим коллегам осуществляя привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю и участвуя по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий, где обеспечивают безопасность судебных приставов-исполнителей и пресекают сопротивление оказываемое судебному приставу-исполнителю в связи с исполнением им своих служебных обязанностей.

Судебные приставы объединены в подразделения в соответствии с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации (районные, межрайонные и др.), возглавляемые старшим судебным приставом, причем, как судебные приставы по ОУПДС, так и судебные приставы-исполнители объединены в одном подразделении и подчинены одному старшему судебному приставу. В этой связи хочется заметить, что нецелесообразно, на наш взгляд, такое объединение приставов в одном подразделении выполняющих разные функции. Непонятно, как те и другие будут подчинятся одному старшему судебному приставу, полномочия которого очень различны в отношении судебных приставов, являющихся субъектами административного права и обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и в отношении судебных приставов-исполнителей, являющихся субъектами административно-процессуального и гражданского процессуального права.

Кроме того, в Федеральном законе РФ «О судебных приставах» определены гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов, а также финансирование и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов.
3.2 Судебный исполнитель
Судебным исполнителем может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образование, опыт практической работы в судах, правоохранительных или контрольных органах, способный по своим моральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

Для главного судебного исполнителя хозяйственных судов Республики Беларусь, его заместителя и старших судебных исполнителей хозяйственных судов областей и города Минска обязательно наличие высшего юридического образования.

Судебным исполнителям выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого Председателем Высшего Хозяйственного Суда.

Судебные исполнители при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются Высшим Хозяйственным Судом в установленном законодательством порядке.

Судебные исполнители являются служащими государственного аппарата, на них распространяются гарантии правовой и социальной защиты, предусмотренные законодательством о государственной службе.

Судебный исполнитель как представитель власти находится под защитой государства.

Требования судебного исполнителя, предъявленные в пределах его компетенции, обязательны для физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и организаций (далее – субъекты хозяйствования) на всей территории Республики Беларусь.

За неисполнение законных требований судебного исполнителя физические лица и должностные лица субъектов хозяйствования могут быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством.

Работники органов внутренних дел в случае необходимости и в пределах предоставленных им законодательством полномочий обеспечивают охрану правопорядка при исполнении судебными исполнителями служебных обязанностей.

Судебный исполнитель наделяется правами и несет обязанности, вытекающие из задач, возложенных на Службу судебных исполнителей хозяйственных судов Республики Беларусь (далее Служба).

Главный судебный исполнитель хозяйственных судов Республики Беларусь, его заместитель и старшие судебные исполнители пользуются всеми правами, предоставленными законодательством судебному исполнителю хозяйственных судов.

Должностные полномочия заместителя начальника управления контроля — главного судебного исполнителя хозяйственных судов Республики Беларусь устанавливаются Высшим Хозяйственным Судом.

Судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов осуществляет предусмотренные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами действия.

Судебный исполнитель в процессе исполнения исполнительных документов обязан:

-использовать предоставленные ему права в строгом соответствии с законодательством, не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов физических лиц и субъектов хозяйствования;

— своевременно, полно и правильно исполнять исполнительные документы;

— производить денежные операции, связанные с исполнением исполнительных документов, в строгом соответствии с законодательством;

— о выявленных в ходе исполнения злоупотреблениях, правонарушениях и иных нарушениях законодательства немедленно информировать правоохранительные и контрольные органы, представив имеющиеся документы.

Действия судебного исполнителя по исполнению исполнительных документов или отказу в их исполнении могут быть обжалованы взыскателем или должником, а также опротестованы прокурором в хозяйственный суд, при котором состоит судебный исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения данного действия или отказа в его совершении или со дня, когда указанным лицам, не извещенным о времени и месте совершения действия, стало о нем известно.

За нарушение законности, злоупотребление властью, превышение служебных полномочий, неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей судебные исполнители несут дисциплинарную, материальную, административную и уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.

Условия оплаты труда судебных исполнителей устанавливаются в соответствии с законодательством.

Порядок учета и использования денежных средств, полученных хозяйственными судами при принудительном исполнении по имущественным взысканиям, устанавливается положением, утверждаемым Советом Министров Республики Беларусь.


3.3 Стороны в исполнительном производстве
Основными субъектами правоотношений, возникающих в исполнительном производстве, являются стороны, то есть взыскатель и должник. Без взыскателя и должника правоотношения в исполнительном производстве потеряли бы смысл.

Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ, а должник – гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения.

Регулированию их правового положения и субъективных прав и обязанностей посвящен ряд статей гл. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»; а в Республике Беларусь гл.4 Инструкции по исполнительному производству. Исполнительному производству в отличие от гражданского и арбитражного судопроизводства в силу определенности подтвержденных исполнительным документом прав и обязанностей неизвестно понятие надлежащих и ненадлежащих сторон, их замены и т. п., поскольку спор уже разрешен до стадии исполнительного производства.

Стороны в исполнительном производстве наделены рядом прав и обязанностей, которые позволяют им осуществлять свои правомочия, добиваясь решения задач, которые стоят перед ними в ходе совершения исполнительных действий.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона «Об исполнительном производстве», стороны при совершении исполнительных действий имеют право знакомится с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе исполнительных действий, высказывать свои доводы и соображения по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств, доводов и соображений других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя (судебного исполнителя), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. Что же касается Республики Беларусь, то сторонам в исполнительном производстве предоставлены аналогичные права, предусмотренные статьями 55, 345 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, а также иными законодательными актами о судоустройстве в хозяйственных судах.

Применительно к каждому виду исполнительных действий у сторон имеются как права, так и обязанности. При этом если взыскатель является преимущественно управомоченной стороной, то должник – в основном обязанной. Самая общая и основная обязанность должника – исполнение требований исполнительного документа, которая конкретизируется по мере развития исполнительного производства.

В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников. Соучастие возможно как активное (одновременное участие нескольких лиц на стороне взыскателя), пассивное (одновременное участие нескольких лиц на стороне должника) и смешанное.

В соответствии со ст. 52 Федерального закона «Об исполнительном производстве», п.20 Инструкции по исполнительному производству в случае выбытия одной из сторон судебный пристав-исполнитель, судебный исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Правопреемство – это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участвовавшему в исполнительном производстве. Правопреемство в соответствии с данной статьей возможно в течении всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до его окончания.

Суд и судья являются основными субъектами исполнительного производства и играют важную роль в процессе принудительного исполнения. Это связано с тем, что, во-первых, значительная часть исполнительных документов представляет собой судебные акты. Во-вторых, судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов является самым действенным и эффективным, так как суд – это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный.

На основе анализа действующего законодательства РФ к формам судебного контроля над органами исполнения судебных и иных решений необходимо отнести:

— порядок предварительного (в случаях, предусмотренных законом) санкционирования судом процессуальных действий судебного пристава-исполнителя по исполнению, который является одной из гарантий правильности осуществления принудительного исполнения;

— процессуальный порядок обжалования законности и обоснованности постановлений суда по поводу вопросов, возникающих в процессе исполнения, который ничем практически не отличается от обычного производства дел в кассационной инстанции;

— процессуальный порядок обжалования действий судебного пристава-исполнителя, который является существенной гарантией соблюдения прав сторон в принудительном исполнении, обеспечивающий реальность исполнения.

В соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к компетенции хозяйственного суда в исполнительном производстве относится рассмотрение вопросов, в частности: об отводе судебного исполнителя; о применении, замене и отмене мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; об отсрочке или рассрочке исполнения судебного постановления; об изменении способа и порядка исполнения; о разъяснении решения хозяйственного суда; о выдаче (отказе в выдаче) судебного приказа на основании иных актов; о розыске должника; о совершении исполнительных действий в случаях, не терпящих отлагательства (в нерабочие дни и ночное время); о приостановлении и возобновлении исполнительного производства; о прекращении исполнительного производства; о возвращении исполнительного документа взыскателю; о назначении экспертной оценки арестованного имущества; о переносе торгов; о прекращении договора о залоге; о выплате вознаграждения хранителю арестованного имущества; о взыскании (удержании) расходов по исполнению исполнительного документа; о взыскании (удержании) пяти процентов от суммы, взысканной в пользу взыскателя.
3.4 Иные участники исполнительного производства
Среди основных участников исполнительного производства необходимо назвать лиц, интерес которых в исполнительном производстве носит государственный или общественный характер. Обеспечивая своим участием защиту интересов государства и общества, эти лица тем самым активно содействуют правильному и быстрому исполнению исполнительных документов. К таким лицам относится, прежде всего, прокурор.

Кроме прокурора, в определенных законом случаях в исполнительном производстве могут участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления. Цель их участия в исполнительном производстве состоит в выполнении общих обязанностей по защите государственных и общественных интересов, прав и законных интересов граждан. В исполнительном производстве они должны содействовать более быстрому, правильному и реальному исполнению исполнительных документов.

Таким образом, реализация государственными органами и органами местного самоуправления своих полномочий в исполнительном производстве в соответствии с законом обеспечивает необходимые условия для быстрого и реального исполнения судебным приставом-исполнителем, судебным исполнителем судебных и иных актов.

Правовое положение банка (кредитной организации) в исполнительном производстве несколько специфично и зависит от того, в каком качестве банк выступает в исполнительном производстве. Прежде всего, банк является органом, исполняющим требования судебных актов и актов других органов в случаях, предусмотренных законодательством, производящим списание денежных средств в бесспорном порядке со счета должника.

Банки, как и все организации, должностные лица и граждане на территории Российской Федерации и Республики Беларусь, обязаны исполнять решения судебных и иных государственных органов. В противном случае к ним применяются меры, предусмотренные действующим законодательством.

В исполнительном производстве банк может выступать не только как орган, осуществляющий исполнение судебных и иных актов, но и как должник.

Круг лиц, содействующих исполнению судебных актов и актов иных органов, включает в себя работников милиции, лиц и организаций, осуществляющих розыскные и охранные функции, переводчиков, специалистов, в частности, по оценке имущества должника, специализированные организации, реализующие имущество должника.

В законе закреплено (в ХПК и в ФЗ «Об исполнительном производстве»), что переводчик может участвовать в исполнительном производстве в случае, когда кто-либо из сторон не владеет языком, на котором ведется принудительное исполнение. Причем, переводчика может пригласить сторона, которой необходимы его услуги, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, судебным исполнителем. Если в этот срок заинтересованная сторона не обеспечит участие переводчика в исполнительном производстве, он может быть назначен постановлением судебного пристава-исполнителя.

Специалисты, участвующие в исполнительном производстве, как и переводчики, должны способствовать правильному производству исполнительных действий и защите прав сторон в исполнительном производстве. Специалисты участвуют в исполнительном производстве в тех случаях, когда для разъяснения возникающих при совершении исполнительных действий вопросов требуются специальные знания. Судебный пристав-исполнитель, судебный исполнитель назначает специалиста своим постановлением либо по собственной инициативе, либо по просьбе сторон. Специалист дает заключение в письменной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что субъекты правоотношений в исполнительном производстве делятся на две группы:
основные участники исполнительного производства и
лица, содействующие исполнению.

К основным участникам исполнительного производства, прежде всего, относится судебный пристав-исполнитель, судебный исполнитель, который как представитель исполнительной власти, наделен властными полномочиями и является основным и обязательным субъектом правоотношений в исполнительном производстве. Основными участниками являются также стороны — взыскатель и должник, по инициативе которых, как правило, возникают, развиваются и прекращаются эти правоотношения. В предусмотренных законом случаях требования судебных актов и актов других органов исполняют непосредственно банки и иные кредитные организации, что дает основание считать их основными участниками исполнительного производства. Среди государственных органов, являющихся основными участниками правоотношений в исполнительном производстве, выделяются суд и судья, решающие наиболее важные вопросы в процессе исполнения, а также прокурор, другие органы государственной власти и местного самоуправления, представляющие в исполнительном производстве государственные или общественные интересы.

Суд и судья также являются основными субъектами исполнительного производства и играют важную роль в процессе принудительного исполнения. Это связано с тем, что, во-первых, значительная часть исполнительных документов представляет собой судебные акты. Во-вторых, судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов является самым действенным и эффективным, так как суд – это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный.

К лицам, содействующим исполнению, прежде всего, относятся работники милиции, переводчики, понятые, специалисты, хранители имущества, специализированные организации, занимающиеся реализацией имущества должника, и др.

Вместе с тем в России правоприменительная практика деятельности судебных приставов по ОУПДС и судебных приставов-исполнителей выявила и ряд недостатков. Для более эффективного выполнения функции принудительного исполнения, на наш взгляд необходимо, расширить объем полномочий и организационно-штатную структуру Службы судебных приставов. Создать единый банк данных на должников, оперативно–розыскной отдел, отдел дознания, службу собственной безопасности и др.
В этой связи высказываются мнения, о создании судебной полиции, организационное устройство и объем полномочий которой позволял бы эффективно выполнять функции принудительного исполнения и отвечал бы требованиям времени и потребностям практики.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.