Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Конституционные основы судебной власти и правоохранительных органо

--PAGE_BREAK-- Существует также институт судейской отставки или увольнения
по собственному желанию в случаях нежелания исполнять далее
обязанности судьи, достижения пенсионного возраста, иных оснований
(ст. 88 Конституции Греции, ст. 100 Конституции Казахстана).
 С другой стороны, соблюдение принципа несменяемости обеспе­чивается невозможностью перевода судей на другие должности без их согласия. Перемещение невозможно как в «вертикальном», так и в «горизонтальном» направлениях. Судья не может быть переведен ни на низшую, ни на высшую должность, ни в другой суд, хотя бы и на такую же должность, без его согласия (ст. 117 Конституции Испании).
 Обеспечению независимости судебной власти подчинен и принцип несовместимости занятия должности судьи с иной деятельно­стью, который также непосредственно вытекает из принципа разде­ления властей. Профессионально-должностной критерий закреплен в конституциях Италии, Казахстана и других государств и выражается в запрете совмещать работу в должности судьи с занятием иных должностей гражданской (государ­ственной) службы: от члена парламента до члена муниципалитета. В некоторых странах используются оба критерия. Например, Конституция Греции устанавливает двойной запрет: с одной стороны, судьям запрещено выполнять какую-либо иную оплачиваемую работу, с другой — заниматься какой-либо профессиональней деятельностью (ст. 89). Из этого правила сделано, однако, исключение: судьи могут избираться членами академий и профессорами высших учебных заве­дений. Во Франции судьи могут заниматься науч­ной, литературной или другой творческой деятельностью. Конституция Македонии прямо запрещает создание и деятельность политических партий в сфере правосудия (ст. 100).
 Содер­жание принципа осуществления правосудия только надлежащим судом и «должным» судьей раскрывается в конституционных текстах, как правило, в двух основных формах. Во-первых, закрепляется правило, согласно которому правосудие осуществляется только судом, созданным в силу прямого конституционного предписания либо учрежденным на основе закона или специаль­но уполномоченным органом (чаще всего высшим законодательным — ст. 101 Основного закона ФРГ). Во-вторых, предполагается, что возникший спор должен быть рассмотрен тем судьей и тем судом, к компетенции которых отнесен законом, то есть произвольное перераспределение подсудности не допускается (ст. 125 Конституции Румынии). Существенным дополнением и гарантией незави­симости судебной власти и ее осуществления только судебными учреждениями является конституционный запрет на создание чрез­вычайных (особых) судов, судов с особыми полномочиями или три­буналов.
 Публичность отправления правосудия означает гласность и устность судебного процесса, открытость и доступность суда для публики или заинтере­сованных в силу различных причин лиц. В соответ­ствии с началами гласности и устности каждый участник судебного процесса может и должен быть выслушан в суде (ст. 120 Конституции Испании, ст. 90 Конституции Австрии). Устный процесс во многом способствует наиболее полному и всестороннему изучению обстоятельств дела, не только выявлению позиций сторон, но и установлению фактических обстоятельств дела. Многие конституции содержат также правило, позволяющее участ­нику судебного процесса выступать на родном языке, а не на языке судопроизводства (ст. 127 Конституции Румынии).
 Основания для проведения закрытого процесса устанавливаются, как правило, процессуальными законами, но неко­торые оговорены непосредственно в конституциях. Например, в Кон­ституции Греции предусмотрена возможность проведения слушаний дела «при закрытых дверях» в случае, если публичность судебного процесса может повредить «добрым нравам» либо в силу «особых обстоятельств дела» необходимо оградить частную или семейную жизнь сторон (ст. 93), а также, если дело рассматривается судом для несовершеннолетних (ст. 96).
В равной мере требование обеспечения прав и свобод человека может быть отнесено к принципу мотивированности судебных дейст­вий или мероприятий (включая решение). В соответствии с Конституцией Греции: «Любое судебное решение должно быть специально и тщательным образом обосновано и объявлено на публичном заседании суда» (ст. 93).
Принцип инстанционности заключается в том, что не вступившее в силу решение суда, рассмотревшего и разрешившего дело по существу, может быть пересмотрено вышестоящим судом. Существуют две основные формы обжалования: апелляция и кассация. Инициатором апелляционного и кассационного производства могут выступать только стороны в гражданском и административном про­цессах, обвиняемый и потерпевший — в уголовном, а также прокурор. При апелляционнм порядке (США, Индия, ЮАР) вышестоящий суд пересматривает дело по существу с новой проверкой ранее рассмотренных и вновь представленных доказательств и постановляет своё решение, отменяя тем самым решение суда нижестоящего. При кассационном порядке (Франция, Италия) вышестоящий суд проверяет только соблюдение закона нижестоящим судом, не вдаваясь в существо дела, и только в рамках заявленной жалобы. Если решение нижестоящего суда отменено вышестоящим судом в кассационном порядке, дело заново рассматривается обычно тем же нижестоящим судом, но в ином составе судей.1 В Германии, Австрии, Нидерландах используется особый процесс (ревизия), соединяющий элементы апелляции и кассации.
Особое место в системе конституционных принципов организации и деятельности судебной власти занимает принцип коллегиальности. Традиционно он рассматривается в двух основных проявлениях. Во многих странах закреплен собственно принцип коллегиальности, или осуществления судебной функции несколькими профессиональ­ными судьями (ст. 59 Конституции Польши, ст. 79 Конституции Казахстана). В других государствах под кол­легиальностью понимается участие в нем представителей народа. И все же преобла­дающей представляется тенденция осуществления правосудия про­фессиональным судьей единолично (особенно на первой стадии судеб­ного процесса). Многие конституцион­ные акты ограничиваются общей формулой об участии народа в отправлении правосудия (ст. 91 Конституции Австрии), об осуществлении правосудия именем народа (ст. 101 Конституции Италии) или указанием на тот факт, что народ является единственным источником судебной власти (ст. 117 Конституции Испании).
 В настоящее время существует две основные формы организации суда с участием профессиональных судей и представителей общественности: суд присяжных и шеффенский суд. Важное различие между этими двумя формами организации суда состоит в следующем. В суде присяжных коллегия избранных для рассмотрения одно­го дела представителей общественности присутствует в зале суда, располага­ясь отдельно от ведущего заседание профессионального судьи, выслушивает сообщения о фактах, доводы сторон, свидетельские показания, замечания су­дьи и самостоятельно выносит вердикт о виновности или невиновности под­судимого (в уголовном процессе), либо о справедливости или несправедливо­сти требований истца (в гражданском процессе). В соответствии с вердиктом судья выносит приговор в уголовном процессе или решение в гражданском процессе. В шеффенском суде вызванные для рассмотрения одного дела засе­датели располагаются рядом с профессиональным судьей, вместе с судьей на основе выясненных фактов, свидетельских показаний и доводов сторон решают вопрос о виновности или невиновности подсудимого, выносят соответствующее решение. Суд присяжных получил распространение в таких странах, как Австралия, Латвия, Испания, Канада, США, Швейцария, а шеффенский суд (с участием народных судей, народных заседателей, ассизов) в Болгарии, Венгрии, Италии, Польше, Словакии, Франции, Чехии.
Обе формы организации суда имеют как свои преимущест­ва, так и свои недостатки. Так, преимуществами суда присяжных являются формальная независимость членов коллегии жюри от чьего-либо мнения, концентрация их внимания только на обстоятельствах дела, создание усло­вий для ориентации их только на голос совести при определении виновнос­ти и степени вины подсудимого (в уголовном процессе) или правоты истца (в гражданском процессе). Недостатки суда присяжных во многом оказыва­ются следствием как раз положительных сторон его деятельности. Состав су­да присяжных получается довольно громоздким (в Испании – девять присяжных заседателей и два запасных), достаточно большое число людей приходится отвлекать от их прямых обязанностей на сравнительно длительный срок. В результате этого, возрастают государственные расходы, связанные с проведением суда присяжных. Эти причины ведут к тому, что круг дел, в ходе которых к судебному разбирательству могут быть привлече­ны присяжные, неизбежно в законодательном порядке сужается.
 Неопытность присяжных заседателей в рассмотрении дел в суде, не­способность до конца оценить последствия для подсудимого выносимого ими вердикта также не относятся к положительным сторонам деятельнос­ти суда присяжных… Обвинители и защитники во многом строят свою так­тику в зависимости от возрастно-полового, профессионального и т. д. состава членов жюри. И хотя суды присяжных широко распространены, тенденция свертывания их дея­тельности наблюдается практически повсеместно.
К достоинствам шеффенского суда относят обновление состава заседате­лей для рассмотрения каждого нового дела, численное преобладание народ­ных заседателей над профессиональными судьями в единой коллегии, что позволяет представителям общественности решить исход дела, равенство прав заседателей и судьи, включая право за­фиксировать свое особое мнение, меньшее количество представителей обще­ственности, призываемых для решения одного дела, соответственно, возмож­ность шире использовать институты народных заседателей при рассмотрении различных категорий уголовных и гражданских дел, лучшее знакомство с ма­териалами дела, возможность для заседателей уточнить по ходу рассмотрения юридические вопросы.
 Отрицательными сторонами шеффенского суда считаются возможное до­минирование мнения профессионального судьи (судей) в коллегии с заседателями ввиду его юридических знаний и опыта в судебных делах, небольшое число заседателей, не позволяющее в достаточной мере отражать обществен­ное мнение. Современный опыт таких стран, как, например, ФРГ и Франция, показывает, что шеффенский суд ничуть не уступает суду присяж­ных ни по демократизму, ни по эффективности. Вообще выбор той или иной формы организации суда с участием профессиональных судей и представите­лей общественности во многом связан с историческими традициями страны.[1]
Таким образом, закрепление в конституционном законодательстве принципов организации и деятельности судов направлено на обеспечение независимости судебной власти, создание надлежащих условий работы судей.

Вопрос 3. Органы, содействующие судебной власти.
Правосудие в условиях демократии осуществляется только судами, однако в современном мире отправление правосудия невозможно без деятельности целого ряда государственных и общественных институтов. К таким органам относится в первую очередь прокуратура.
 Все страны можно условно разделить на четыре группы в зависимости от того, какое место занимает прокуратура в системе их государственных органов. К первой группе относятся страны, где прокуратура находится в составе министерства юстиции (США, Польша, Япония, Финляндия, Бразилия, Бельгия). Вторая группа включает Испанию, Грецию, в которых прокуратура включена в состав судейского корпуса и находится при судах. К третьей группе относятся Китай, Словакия, в которых прокуратура выделена в отдельную систему и подотчётна парламенту. К четвёртой группе относятся страны, в которых прокуратура вообще отсутствует. В Великобритании на судебных процессах в качестве обвинителя выступает Генеральный атторней, который возглавляет адвокатский корпус. Когда же слушаются особо важные уголовные дела, обвинение поддерживает директор публичных слушаний.
Одним из ключевых вопросов организации прокуратуры, определяющим её реальный статус, степень независимости и централизации, является порядок назначения прокуроров. В большинстве стран генеральный прокурор назначается главой государства с согласия верхней палаты парламента (Беларусь, Бразилия, Германия, Казахстан, США) или однопалатного парламента (Азербайджан, Албания, Узбекистан, Украина). Иногда глава государства участвует в назначении не только Генерального прокурора, но и других высших должностных лиц прокуратуры (Азербайджан).
Гораздо менее распространённой схемой является назначение прокуроров с участием органов судебной власти. Например, в Болгарии Главный прокурор назначается на должность и освобождается Президентом Республики по предложению Высшего судебного совета. В большинстве государств – бывших английских колоний Генеральный атторней назначается главой государства по совету премьер-министра (Ирландия, Зимбабве). Это вполне логично, так как Генеральный атторней рассматривается прежде всего как юридический представитель правительства. Интересно, что практически такой же порядок предусмотрен и по Конституции Армении 1995 года, согласно которой Президент назначает Генерального прокурора по представлению премьер-министра.
 В ряде стран генеральные прокуроры избираются парламентом по предложению Президента (Венгрия), Национального Совета Магистратуры (Эквадор), президиума сессии (Китай).
 В настоящее время в мире сложились две основ­ные модели прокуратуры: прокуратура как (преимуще­ственно) орган уголовного преследования и прокуратура как (прежде всего) орган надзора за законностью. Первой модели придерживается абсолютное боль­шинство стран романо-германской системы права. В указанных странах прокуратура представляет собой орган, функции которого обычно заключаются в уголовном преследовании лиц, совершивших преступные деяния, в поддержании публичного обвинения в суде, а также в надзоре за законностью предварительного расследования преступлений и содержания в местах лишения свободы.
Второй модели придерживаются социалистические страны (Китай, КНДР, Куба, Вьетнам) и ряд бывших социалистических стран. Здесь прокуратура выступает как многофункциональный орган, осуществляющий наряду с общим надзором за законностью также уголовное преследование, процессуальное руководство следствием, поддержание обвинения в суде.1
 Многочисленные функции, присущие прокуратурам, можно разделить на следующие основные блоки: 1) функция уголовного преследования и связанные с ней функции; 2) надзор за деятельностью правоохранительных и пенитенциарных органов; 3) участие в неуголовных видах судопроизводства; 4) осуществление общего надзо­ра за законностью; 5) прочие.
Практически универсальными для прокуратур являются только функции возбуждения уголовного преследования и под­держание обвинения в суде. В Великобритании и государствах — членах британского Содружества Наций этими функциями наделены директоры пуб­личных преследований, возглавляющие соответствующие службы (в Англии — служба государственных об­винителей), а также генеральные атторнеи.
Весьма широко распространена такая функция про­куратуры как непосредственное ведение предваритель­ного следствия (Армения, Германия, КНР, Лат­вия, Норвегия, Россия, США, Япония). При этом обычно прокуратура делит эти пол­номочия с другими правоохранительными органами (по­лицией, органами госбезопасности). В ряде стран пред­варительное следствие осуществ­ляется специальными органами, которые отделены от прокуратуры (Казахстан, Украина).
Также широко распространенной функцией явля­ется надзор за законностью предварительного следствия и дознания (Беларусь, Венгрия, Португалия, Россия, Фран­ция, Швейцария, Япония). В последние годы в ряде стран предпринимаются шаги по освобождению прокуратуры от надзора за следствием, поскольку это якобы противоречит роли прокуратуры как стороны обвинения (Азербайджан, Латвия, Литва), оставив ей лишь контроль за дознанием. Нередко на прокуратуру возлагается надзор за ОРД (Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Россия, Туркменистан).
 Законодательство Армении, Грузии, Чехии особо выделяет такую функцию прокуратуры, как осуществление процессуального руководства предварительным следствием.
 Прокуроры принимают участие в гражданском и некоторых других видах неуголовного судопроизводства в защиту государственных, общественных или частных интересов (Бразилия, Венгрия, ФРГ, Италия, КНР, Россия, США, Франция, Япония.
Функция прокурорского надзора за законностью судебных решений заключается, как правило, в возможности их опротестования в вышестоящем суде. Эта функция является прямым продолжением процессуальных полномочий прокурора во всех видах судопроизводства и поэтому она закрепляется в конституциях Армении, Беларуси, Киргизии, Молдовы, России, Узбекистана.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :