Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Административно-правовой статус общественных объединений 3

--PAGE_BREAK--1.2 Основы административно-правового статуса общественных объединений


Административная правосубъектность общественных объеди­нений включает комплекс принадлежащих им прав и обязанностей, реализуемых во взаимоотношениях с субъектами исполнительной власти и гражданами. Государство, закрепляя административную правосубъектность общественных объединений, тем самым опреде­ляет виды административных правоотношений, в которых они мо­гут выступать в качестве субъектов.

Наиболее важные вопросы, связанные с общественными объе­динениями, как уже отмечалось, решены в законе о них. Он опре­деляет содержание права граждан на объединение, основные госу­дарственные гарантии этого права, статус общественных объедине­ний, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликви­дации.

Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незакон­ные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и законные интересы граждан.

Законом определены важнейшие требования к содержанию Устава общественного объединения, в силу чего он является важ­ным документом, регламентирующим организацию и деятельность объединения, а также порядок его реорганизации и ликвидации.

Государство не руководит деятельностью общественных объе­динений. Действует принцип взаимного невмешательства: не допус­кается вмешательство органов государственной власти и их долж­ностных лиц в деятельность общественных объединений, а после­дних — в деятельность указанных органов и их должностных лиц.

Государство проникает во внутреннюю жизнь общественных объединений в той мере, в какой определяет требования к содер­жанию Устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено: кто может быть их членами и участниками, объекты их собственности, взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п. Их дея­тельность как юридических лиц регламентируется гражданским законодательством. На работников аппаратов общественных объе­динений, работающих по найму, распространяется законодательство РФ о труде и социальном страховании.

Во всех случаях, когда отношения между общественными объе­динениями и государством регулируются правом, они не носят ха­рактера подчинения или субординации. Форма взаимодействиямежду ними — согласование либо участие в обсуждении и реше­нии вопросов.

Вместе с тем законом закреплены определенные полномочия по конкретным вопросам взаимодействия государства и обществен­ных объединений.

Общественные объединения вправе:

·          свободно распространять информацию о своей деятельности;

·          участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного само­управления;

·          проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;

·          представлять и защищать свои права, своих чле­нов и участников, а также других граждан в органах государствен­ной власти, органах местного самоуправления и общественных объе­динениях;

·          вносить предложения в органы государственной власти и др. Важной гарантией прав общественных объединений являет­ся норма закона, согласно которой они вправе осуществлять в пол­ном объеме полномочия, предусмотренные законами об обществен­ных объединениях;

·          учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

·          участвовать в избирательных кампаниях (в случае государственной регистрации объединения и при наличии в Уставе данного объединения положения об участии его в выборах) и т.д.
Общественные объединения не могут самостоятельно занимать­ся правотворчеством, но в установленных законом случаях и фор­мах участвуют в этом процессе. При этом влияние их может быть весьма существенным. Например, органы государственной власти обязаны привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, зат­рагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Помимо установления общих правовых основ статуса обще­ственных объединений государство влияет на них и иными спосо­бами.

Орган, регистрирующий общественные объединения, контро­лирует соответствие их деятельности уставным целям. Он может запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями меро­приятиях; в установленных случаях может вынести руководящим органам объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения. (Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстре­мистской деятельности»).

Финансовые органы контролируют источники доходов обще­ственных объединений, размеры получаемых ими средств и упла­ту налогов.

Надзор и контроль за выполнением общественными объедине­ниями существующих норм и стандартов могут осуществлять орга­ны надзора за соблюдением законодательства об охране окружаю­щей среды, противопожарных, санитарно-эпидемиологических пра­вил и иные органы государственного надзора.

Важнейшей обязанностью общественных объединений является соблюдение законодательства Российской Федерации. Их деятель­ность может быть приостановлена по решению суда в случае нару­шения Конституции РФ, конституций, уставов субъектов РФ, за­конодательства РФ.

Порядок приостановления устанавливается федеральными за­конами.

Общественное объединение может быть ликвидировано по ре­шению суда при совершении действий, направленных на насиль­ственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государ­ства, создание вооруженных формирований, разжигание социаль­ной, расовой, национальной или религиозной розни; при нарушении своими действиями прав и свобод граждан; неоднократных или гру­бых нарушениях закона или иных правовых актов либо при систе­матическом осуществлении общественным объединением деятель­ности, противоречащей его уставным целям.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность  лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных преимуществ.

    продолжение
--PAGE_BREAK--РАЗДЕЛ 2 Отдельные виды общественных объединений 2.1 Административно-правовые отношения в сфере деятельности профессиональных союзов


Среди общественных объединений особый статус имеют профессиональные союзы.

Статус профсоюзных организацийопределяется Законом РФ  от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и га­рантиях деятельности».

Профсоюзы — добровольное общественное объединение граж­дан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях предста­вительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы имеют целью защиту трудовых и социальных прав своих членов. Они независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работода­телей, их объединений, политических партий и других обществен­ных объединений, им неподотчетны и неподконтрольны. Профсою­зы защищают право своих членов на труд, ведут переговоры и зак­лючают с администрацией коллективные договоры, контролируют их выполнение. Они контролируют соблюдение законодательства о труде и его охране, имеют право на организацию и проведение за­бастовок в соответствии с законодательством.

Законодательство об общественных объединениях предусматривает особые формы регистрационных отношений, возникающих между лицами, ходатайствующими о создании профсоюза, и органов юстиции. Законом о профсоюзах предусмотрена уведомительная государственная регистрация: профсоюзы, объединения, первичные профсоюзные организации в течение месяца со дня образования направляют в Минюст России или его территориальные органы необходимые документы, после чего последний обязан их зарегистрировать.

Профсоюзы располагают значительными юридическими воз­можностями активно влиять на правотворчество по вопросам защи­ты социальных прав и интересов работников. Так, предложения общероссийских профсоюзов и их объединений должны учитывать­ся федеральными органами государственной власти при рассмотрении проектов законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников; органы исполнительной власти и орга­ны местного самоуправления принимают проекты нормативных правовых актов по таким вопросам с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы могут вносить предложения о принятии компетентными государственными органами законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. Они вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда и т. д.

Профсоюзы играют важную роль в защите трудовых прав ра­ботников. Так, в установленных случаях расторжение трудового договора с работником—членом профсоюза по инициативе работо­дателя может быть произведено только с предварительного согла­сия соответствующего профсоюзного органа.

Отношения профсоюзов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и органами местного самоуправ­ления строятся на основе:

а) социального партнерства;

б) взаимо­действия сторон трудовых отношений, их представителей; в) сис­темы коллективных договоров и соглашений.

Профсоюзы обладают некоторыми правами, обеспечивающими им возможность влиять на формирование властных структур, осу­ществление их деятельности. Так, они вправе участвовать в выбо­рах органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления в соответствии с законодательством; на паритетных началах с другими партнерами участвовать в управлении государственны­ми фондами социального страхования, занятости, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами; взаимодействовать с государственными органами и органами местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта и т. п.

Помимо прав, предусмотренных Законом о профессиональных союзах, их права и гарантии деятельности в области социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения, улучше­ния жилищных условий работников устанавливаются соответству­ющими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.

Законодательством установлены определенные гарантии прав профсоюзов и их работников. В частности, приостановить или пре­кратить их деятельность возможно только в судебном порядке.

Процесс ликвидации может происходить как по инициативе самого профсоюза, так и по инициативе органов судебной власти, включая и органы прокуратуры России.

Особый статус в сфере исполнительной власти не свойствен взаимоотношениям профсоюзов с органами судебной власти, включая и органы прокуратуры. Последние вправе осуществлять контроль и надзор за их деятельностью, причем их полномочия не ограничены какой-либо определенной сферой, как это предусмотрено Законом о профсоюзах в случае осуществления контрольных функций органами исполнительной власти


2.2 Административно-правовой статус благотворительных организаций


Законом об общественных объединениях предусмотрено, что деятельность отдельных видов общественных объединений может быть урегулирована в специальных законах. Первым среди них стал Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Согласно этому Закону, благотворительная организация должна соответствовать всем основным признакам общественного объединения, определенным Законом об общественных объединениях. Созданная для осуществления социально-приоритетных целей, некоммерческая благотворительная организация должна обладать важнейшим свойством: ее деятельность должна носить бескорыстный характер – безвозмездный или на льготных условиях. Льготные условия означают предоставление благотворителям тех или иных льгот и преимуществ (прежде всего, материального характера), стимулирующие эту разновидность социально-приоритетной деятельности. Однако государственные гарантии – предоставление налоговых и имущественных льгот – распространяется лишь на благотворительные организации, но не на юридических и физических лиц, являющихся спонсорами благотворительных  организаций (ст. 18 Закона о благотворительных организациях).

Благотворительные  организации, как и все другие общественные объединения, не вправе перераспределять денежные средства, полученные в результате предпринимательской деятельности, между своими членами или участниками. В соответствии  со статьей Закона о благотворительной деятельности, благотворительная организация не вправе использовать более 20% финансовых средств, расходуемых за финансовый год, на оплату труда административно-управленческого персонала. Тем самым подобная форма противоправного перераспределения денежных средств невозможна среди членов или участников благотворительных организаций.

Основания возникновения и прекращения административно-правовых отношений, субъектов которых являются благотворительные организации, во многом такие же, как и у некоммерческих организаций и профсоюзов. В Законе о благотворительной деятельности, как и в Законе о некоммерческих организациях, не указан орган государственной регистрации благотворительных организаций. Эта процедура должна осуществляться «в порядке, установленном федеральными законами».

Административно-правовые отношения возникают в процессе представления благотворительным организациям органами исполнительной власти различных льгот и преимуществ, например передача в собственность государственного имущества.

В Законе о благотворительной организации более детально урегулированы формы контроля: орган власти, осуществляющий регистрацию благотворительной организации, вправе контролировать ее финансово-хозяйственную деятельность «по использованию имущества и расходованию средств».

Это означает, что подконтрольна может быть вся информация, подтверждающая обязательственно-правовые отношения организации с любыми юридическими и физическими лицами. Помимо активных форм контроля, осуществляемых должностными лицами регистрирующего органа непосредственно на месте, предусмотрены и пассивные формы: благотворительная организация, представляя регистрирующему или налоговому органу годовой отчет о своей деятельности, инициирует и возникновение административно-правовых отношений.

Помимо контроля регистрирующего органа за финансово-хозяйственной деятельностью благотворительных организаций важное место отводится контролю налоговых органов, которые контролируют источники доходов организаций, размеры получаемых ими средств и уплату налогов. В данном случае контрольная деятельность регистрирующих и налоговых органов во многом идентична: ее объектом является все та же информация об общественно-правовых отношениях благотворительных организаций. Очевидно, что все виды финансового контроля должна осуществляться налоговыми органами.

Таким образом, очевидны различия в правовой регламентации деятельности общественных объединений в базовом Законе об общественных объединениях и в принятых позднее законах об отдельных видах общественных объединений. Статус отдельных видов юридических лиц, например,  производственных кооперативов, весьма напоминает правовое положение общественных объединений. Однако данная форма совместной деятельности граждан преследует основной целью извлечение прибыли, что совершенно неприемлемо для статуса некоммерческих объединений.

Конечно, могут принимать специальные законы об отдельных видах объединений, но их соответствие предписаниям базового Закона об общественных объединениях обязательно. Однако фактически этот принцип не всегда соблюдается.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.