Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Система правового регулирования социального обслуживания детей

--PAGE_BREAK--К признакам социального обслуживания следует относить и то, что условия договора по предоставлению социальных услуг, а также обязанность сторон вступить в договор предусмотрены нормативными правовыми актами и полностью исключают свободу договора.
Что касается содержания правоотношений, в рамках которых происходит социальное обслуживание, то необходимо учитывать следующее. Публичные услуги в социальной сфере обусловлены социальными правами граждан и, как правило, соответствуют видам социальных обязательств государства. При формальном закреплении принципов оказания социальных услуг, которые взаимосвязаны с принципами социального государства) законодатель ставит своей целью добиться такого баланса между частными и публичными интересами, который в наибольшей степени отвечал бы требованиям фактического равенства и справедливости.
Особые финансовые условия и иные гарантии доступности этих услуг, которые обеспечивает государство, и именно оно — также черта, отличающая социальные услуги от иных публичных услуг.
Используя данный признак в качестве основания для классификации, можно выделить следующие виды социальных услуг:
·        изначально бесплатные для всего населения (общее образование, скорая медицинская помощь);
·        бесплатные для отдельных категорий населения (высшее образование на конкурсной основе, получаемое впервые);
·        частично оплачиваемые (проезд на железнодорожном транспорте, лекарственное обеспечение для льготных категорий).
Социальное обслуживание предполагают публичный характер прав лица, претендующего на получение этих услуг, обусловленный тесной связью между услугами и социальными правами. Социальные права как права «второго поколения» представляют собой те притязания, которые предъявляются не к отдельным лицам и организациям, а к обществу и государству как его организованной форме.
Признаком социальных услуг является и тот факт, что они регулируются нормами специальных законов, не имеющих «прописки» в гражданском законодательстве, а образующих особый блок законодательства — социальное законодательство, в рамках которого можно объединить законодательство об образовании, здравоохранении, культуре, частично жилищное и семейное законодательство, трудовое законодательство и законодательство о социальном обеспечении.
Следующий признак — преобладание императивного метода регулирования, характерного для публичного права, над диспозитивным, характерным для частного права. Использование императивного метода привело, в частности, к тому, что ряд социальных услуг непосредственно вытекают из системы обязательного социального страхования и обязательного медицинского страхования (медицинская помощь в рамках программ ОМС).
К числу признаков следует отнести и принятие государством (или иными публичными структурами, например, местным самоуправлением) на себя ответственности (полной или частичной) за социальные услуги. Учитывая, что большинство социальных услуг не имеют материального результата, что создает значительные сложности в определении их качества, важное значение имеет деятельность государства по созданию системы стандартов и регламентации самой процедуры оказания услуг.
Исходя из выделенных особенностей, можно предложить следующее определение: «Социальные услуги — все виды услуг в сфере реализации социальных прав, оплата которых полностью или частично производится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов или средств государственных внебюджетных фондов»[12].
Данные социальные услуги в свете статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» как раз и представляют собой систему социального обслуживания.
2.2 Система законодательства о социальном обслуживании
Статья 2  Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет систему законодательства Российской Федерации о социальном обслуживании.
Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из указанного выше Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Безусловно в основе законодательства о социальном обслуживании лежит Конституция РФ, в статье 7 которой Российская Федерация провозглашена социальным государством.
Основным актом, дающим законодательное толкование ряда вопросов, связанных с пониманием сущности социальных услуг, является Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»[13] в ст. 1 которого дается определение понятия «набор социальных услуг» — перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Применительно к социальным услугам в ст. 3 названного закона используются такие характеристики, как: всеобщая доступность и общественно приемлемое качество услуг. Характерно, что введены эти требования Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Вообще именно этому закону мы обязаны насыщением Федерального закона «О государственной социальной помощи» термином «социальные услуги».
В данном законе социальные услуги связываются лишь с социальной помощью, то есть трактуются более узко, чем предлагается в настоящем исследовании. В связи с этой узкой трактовкой субъекты, обладающие правом на получение социальных услуг, — это обозначенные в виде закрытого перечня категории граждан (ст. 6.1), например, инвалиды войны. В статье 6.2 указанного закона раскрывается понятие «набор социальных услуг» путем перечисления входящих в него услуг. При этом недостаток данного закона состоит в том, что законодатель юридически установил две социальные услуги (п. 1 ч. 1 этой статьи и п. 2 ч. 1 ст. 6.2), а фактически в этих пунктах можно выделить гораздо большее число этих услуг: дополнительная бесплатная медицинская помощь; лекарственное обеспечение при получении дополнительной бесплатной медицинской помощи; санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний; бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.
Согласно ст. 6.2 в одну социальную услугу объединены первые три из вышеперечисленных услуг, последние две также рассмотрены законодателем как единая социальная услуга. Подобное понимание не отражает содержательной стороны каждой из услуг: медицинская помощь, лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение как специфический вид медицинской помощи, транспортные услуги, имеющие целевое назначение (к месту лечения), транспортные услуги как действия по перемещению из одной географической точки в другую независимо от цели перемещения.
В систему законодательства о социальном обслуживании входит  Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»[14].
На региональном уровне порядок социального обслуживания осуществляется в соответствии с Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС «О социальном обслуживании населения Ростовской области»[15].
Таким образом, система правового регулирования социального обслуживания составляет систему нормативных актов как федерального уровня, так и уровня субъектов федерации.

3 Система социального обслуживания детей
3.1 Принципы осуществления социального обслуживания и система социальных служб
Статья 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» содержит принципы социального обслуживания.
Социальное обслуживание основывается на принципах:
·        адресности;
·        доступности;
·        добровольности;
·        гуманности;
·        приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
·        конфиденциальности;
·        профилактической направленности.
Эти же принципы социального обслуживания приводятся в Областном законе Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС «О социальном обслуживании населения Ростовской области».
Социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;
Клиентом социальной службы является гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;
Социальные услуги – это действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Статья 4  Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» определяет системы социальных служб.
Государственная система социальных служб — система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб независимо от форм собственности.
Согласно статье 4 Областного закона Ростовской области от 22 октября 2004 г. N 185-ЗС «О социальном обслуживании населения Ростовской области» государственная система социальных служб состоит из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся государственной собственностью Ростовской области и находящихся в ведении органа государственной власти Ростовской области по социальной защите населения.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.
Статья 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» устанавливает государственные стандарты социального обслуживания.
Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.
Установление государственных стандартов социального обслуживания осуществляется в порядке, определяемом органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3.2 Виды социального обслуживания детей
Виды социального обслуживания детей в основном соответствуют видам социального обслуживания, предусмотренных для всех граждан. Однако, существуют специфические виды социального обслуживания, предназначенных только для детей.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» предусмотрен целый ряд видов социального обслуживания, которые могут получать и дети.
Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 июля 1998 г. N 867 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»[16] социальное обслуживание детей может осуществляться в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, которые создаются для детей и подростков от 3-х до 18 лет и реализует программы общеобразовательные (основные и дополнительные) и начального профессионального образования.
Основными задачами учреждения являются:
·        оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ;
·        осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям;
·        оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.
Основными направлениями деятельности учреждения являются:
·        организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья;
·        диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;
·        организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;
·        психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;
·        проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий;
·        оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации;
·        анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.
Согласно Типовому положению об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 1997 г. N 1117)[17] учреждение создается в целях оказания помощи семье в воспитании и получении образования, обеспечения проведения реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защиты и разностороннего развития детей, нуждающихся в длительном лечении. В данных учреждениях также оказывают услуги по социальному обслуживанию детей.
Социальное обслуживание детей осуществляется в учреждениях, действующих в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»[18].
Это следующие учреждения:
·        детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
·        специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии;
·        специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.
Основные задачи данных учреждений:
·        создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальный аспект военно-коммуникационной кампании операция НАТО в Югославии
Реферат Законотворческий процесс
Реферат А. В. Дударев, нотариус г
Реферат А/ Робота школи в режимі інноваційного розвитку
Реферат Основні причини виробничого травматизму і профзахворюваності
Реферат Страхование в США
Реферат Здоровый образ жизни. Алкоголь как один из факторов риска для здоровья
Реферат Поэтика и метафоричность произведений Стивена Кинга на основе повести Долгая прогулка
Реферат А/я 106, ул. Рабкоров, д. 2/1-91, г
Реферат Феномен Фалунь Дафа
Реферат Налогоплательщики и плательщики сборов их права и обязанности
Реферат «Господи, ну и пекло!» думал я, вытирая ручейки пота, стекающие по лицу из-под раскалённого солнцем стального шлема. «Каково же ребятам-то
Реферат Фразеологические единицы как средство формирования устно-речевых умений школьников
Реферат Азиатский способ производства
Реферат Порядок составления представления бухгалтерской отчетности организацией