Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Политические права и свободы российских граждан

--PAGE_BREAK--1.1  Право участвовать в управлении делами государства


Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы, является право участвовать в управлении делами государства[7].

Положение данной статьи непосредственно вытекают из статьи 21 Всеобщей декларации прав человека, где сказано: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей»[8];а так же из статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, которая предписывает, что каждый гражданин, без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений имеет право и возможность:    

1) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;

2) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего  и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

3) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе[9].

  Участие граждан в управлении делами своего государства, будь то непосредственно (т.е. путем референдума, выборов или личного участия в деятельности органов государства) или через избираемых ими же представителей в органах государственной власти или местного самоуправления, является выражением суверенитета народа и формой осуществления им своей власти[10].

При анализе механизма народовластия можно различить две главные формы демократии: прямую (непосредственную) и осуществляемую через органы, прежде всего представительные учреждения и другие выборные органы. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
1.2           Избирательное право


Избирательное право граждан наступает с момента их совершеннолетия, когда гражданин становится полностью дееспособным лицом и имеет право в полной мере пользоваться политическими правами и свободами. Следует отметить, что право гражданина быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (ст. 32 ч.2 Конституции РФ) наступает либо с 18 лет (пассивное избирательное право), либо позднее и с наличием особых прав (постоянное проживание на территории Российской Федерации непосредственно перед выборами, а так же обладание гражданством РФ).

Например, для избрания в депутаты Государственной Думы — обязательный возрастной ценз составляет 21 год[11]; для осуществления полномочий Президента Российской Федерации обязательно постоянное проживание на территории Российской Федерации не менее 10 лет и возрастной ценз при этом составляет 35 лет[12], хотя еще существуют иные данные для избрания и осуществления полномочий (в частности, наличие опыта работы в руководящих структурах, высокая правовая грамотность).

Участие же в референдуме имеет низший возрастной ценз, который составляет в России всего 18 лет и не сопряжено для гражданина России ни с какими другим ограничениями. Референдум  обеспечивает наиболее полное участие граждан в управлении делами государства.

Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять гражданские обязанности (за ними в судебном порядке признается недееспособность — т.е., они не могут выступать в качестве субъекта правовых отношений).

Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица, содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу. Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные избирательные права.

Конституция объявила референдум и выборы  не вообще высшим выражением власти народа, а высшим непосредственным ее выражением, т.е. высшим среди форм непосредственной демократии.

Действующее законодательство о референдуме и выборах обеспечивает самые широкие гарантии реализации этих прав граждан. Референдум и выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Свободное волеизъявление граждан на выборах и референдумах государство гарантирует путем защиты демократических принципов и норм избирательного права. Со времени вступления в силу Конституции Российской Федерации было полностью обновлено избирательное законодательство, а избирательное право – одна из наиболее разработанных отраслей российского законодательства.

Важной формой участия граждан в осуществлении власти на местах является местное самоуправление.

Эффективность реализации названных политических прав связана с активностью, инициативой граждан, зависящих, в свою очередь, от уровня их политической и правовой культуры. Повышение этого уровня на современном этапе имеет первостепенное значение.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3           Право граждан на равный доступ к государственной службе


Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствие с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность, национальность и т.д.

Право на равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по каким — либо признакам[13].

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

— законность;

— приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

— равный доступ граждан к государственной службе[14].

В соответствии с ч. 4 ст. 32 Конституции, граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Однако не следует толковать это право буквально. Во всем мире существует система конкурсов, тестирования, соревнования дипломов при поступлении на государственную службу[15]. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» сказано: «Федеральными законами о видах государственной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации, а также предусматривается другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы»[16].

Федеральный закон предусматривает также, что право поступления на государственную службу имеют «граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида»[17].

При поступлении на государственную службу (и при ее прохождении) не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
1.4           Право граждан на участие в отправлении правосудия


Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия. Это право долгое время имело форму выборов народных судей и народных заседателей либо участия в работе суда в качестве судей и народных заседателей. В настоящее время осуществляется в России поэтапное введение института присяжных заседателей, назначаемых путем жребия для участия в рассмотрении конкретного дела и вынесения решения по существу (виновен — невиновен) как основы приговора суда. Это право так же предусматривает открытое разбирательство дел во всех судах, что предполагает пассивное участие граждан в отправлении правосудия.

Суд присяжных заседателей образуется при краевом, областном, городском суде и действует в составе судьи и 12 присяжных заседателей; в его работе обязательно участвуют государственный обвинитель и защитник.

Следует отметить также, что статья 123 Конституции предусматривает открытое судебное разбирательство дел во всех судах. Это предполагает возможность присутствия граждан при отправлении правосудия.


1.5           Право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления


     Конституционно закрепленное право граждан обращаться в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ) является важным средством защиты прав и свобод граждан.

Это право – важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

Обращения граждан представляют собой одну из форм участия их в управлении, в решении государственных и общественных дел, способ восстановления нарушенного права. Они являются важным источником информации, полезной при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного развития, содержат в себе сведения о процессах, происходящих в обществе. Право на обращение – важный фактор устранения нарушений законности и предотвращения правонарушений[18].

Обращения граждан содержат неодинаковую информацию, не совпадают по общественной направленности. Они различаются по своей юридической направленности  и влекут разные правовые последствия. Термин «обращение» носит собирательный характер. В обращениях граждан могут содержаться жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное предложение, заявление и пр.

Обращения граждан в зависимости от содержания облекаются в форму заявления, либо жалобы, либо предложения. Наибольшее распространение в практике получили заявления (с требованиями об удовлетворении каких-либо прав, предоставлении льгот, услуг и т.п.), а также жалобы (о нарушениях прав граждан с требованием их восстановления). Обращения по общественно значимым вопросам принято именовать предложениями (или петициями).

В законодательстве закреплена обязанность соответствующих органов (должностных лиц) принимать обращения граждан и рассматривать их в порядке и сроки, установленные в законе. Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает срок рассмотрения — 30 дней с момента регистрации обращения[19].

Нарушение установленного порядка рассмотрения обращений граждан, волокита, преследование граждан в связи с подачей обращений либо за содержащуюся в них критику влекут в отношении виновных должностных лиц ответственность в соответствии с законодательством.

Подача гражданином заявления или жалобы в клеветнических целях также влечет ответственность в соответствии с законодательством.

Решение, принятое по обращению гражданина, может быть обжаловано в вышестоящий орган (должностному лицу) в порядке подчиненности либо в суд. Гражданин в установленных  Конституцией РФ случаях имеет право подавать индивидуальную жалобу в Конституционный Суд Российской Федерации, а также защищать свои права в арбитражных судах.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.6            Право на объединение


Право на объединение — одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода общественных объединений. Это право дает гражданам возможность использовать в указанных целях различные формы совместной организованной общественной деятельности, объединять свои усилия для осуществления тех или иных задач.

Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многообразных интересов.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией Российской Федерацией.

В частности, на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации отдельные ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения.  Согласно ст. 12 Федерального Конституционного закона «О чрезвычайном положении», в случае введения чрезвычайного положения при попытках насильственного свержения конституционного строя, массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена, после соответствующего предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций  массовых движений, препятствующих нормализации обстановки[20].

В части 5 статьи 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

Принятие или вступление гражданина в члены объединения осуществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Учитывая разнообразный характер тех целей, для достижениякоторых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон «Об общественных объединениях» предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности, политическая партия[21].

Право на объединение имеют как российские граждане, так и иностранцы и лица без гражданства. Исключением являются политические партии, права на создание которых и на участие в которых имеют только граждане России.

Общественным объединениям предоставлено право направлять и вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке решений органов государственной власти, право защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного самоуправления и правоохранительных органах.
1.7            Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование.


Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирование[22].


Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование – важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий – субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.). Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления[23].

Статья 31 Конституции регламентирует проведение следующих видов публичных мероприятий:

— собрания;

— митинга;

— демонстрации;

— шествия;

— пикетирования.

Право на проведение публичных мероприятий предоставляется только гражданам России.

Статья 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях» определяет принципы проведения публичного мероприятия:

1) законность — соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации;

2) добровольность участия в публичном мероприятии[24].

Инициаторами проведения публичных мероприятий могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, уполномоченные общественных объединений, трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных групп граждан[25].Уполномоченный подаёт заявление о публичных мероприятиях не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты проведения мероприятия.

Разрешение на проведение публичной акции дает орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Не позднее чем за пять дней до намеченной даты принимается решение о проведении публичного мероприятия.

Публичное мероприятие должно быть проведено (если решение администрации положительное) в установленные сроки и в обусловленном месте. Участникам собрания запрещено иметь при себе оружие, специально изготовленные или приспособленные предметы, могущие быть использованными против жизни и здоровья людей. Собрание не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, классовой, национальной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Неправомерные действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющих право на проведение публичных мероприятий, превышающих свои полномочия, применяющих незаконные средства для пресечения публичных мероприятий, могут быть обжалованы в вышестоящие органы и в суд.                                    
 Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, политические права и свободы принадлежат только гражданам Российской Федерации. Политические права являются непременным условием реализации всех других прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии  и выступают как средство контроля за властью.

Все политические права и свободы, принадлежащие как человеку, так и гражданину, пользуются равной судебной защитой, т. е. гарантируются государством, хотя по содержанию многие из них предполагают критику, инакомыслие, оппозицию правительству и прямые антиправительственные действия (демонстрации, митинги и др.).








    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.