Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Контрольная работа по Криминалистике 4

ОГЛАВЛЕНИЕ
Задание 1…………………………………………………………………………..2

Задание 2…………………………………………………………………………..4

Задание 3…………………………………………………………………………..8

Задание 4…………………………………………………………………………11

Задание 5…………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………14
Задание 1.
Обоснуйте тезис: «Преступность-это исторически изменчивое явление»
Преступность — это уголовно-правовое и исторически изменчивое негативное явление, слагающееся из всей совокупности преступлений (представляющее собой систему преступлений), совершенных в соответствующем государстве (регионе) за тот или иной период времени

Преступность как исторически изменчивое явление характеризуется тем, что ее возникновение связано с разделением общества на классы, появлением частной собственности и образованием государственной власти. Признание исторической обусловленности преступности позволяет с полной достоверностью утверждать, что с момента ее появления в обществе она непрерывно изменялась, постоянно преобразовывалась, по-разному выглядели общая криминологическая картина преступности и ее уголовно-правовая характеристика. Это одинаково относится к криминологической характеристике преступности как в различных социально-экономических формациях (рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической), так и на отдельных исторических этапах. Постоянно изменялись ее уровень, динамика, структура, специфика причин и условий, оценка господствующими классами круга деяний, относимых к разряду преступных.

Не была одинаковой преступность и за время существования нашего государства. Происходившие в стране социально-экономические, политические, социально-культурные и иные преобразования так или иначе отражались на общей криминологической картине преступности. Как только в обществе менялись общественные отношения, повышалась социальная напряженность, если его постигали различного рода социальные катаклизмы и неурядицы, почти сразу в неблагоприятную сторону изменялся криминологический облик преступности. Криминализация и декриминализация отдельных видов посягательств на интересы и права тех или иных лиц определяются возникновением новых общественных отношений, потребностями общества в их защите.
Задание 2.
Раскройте содержание условного (кондиционалистского) подхода к изучению причин преступности
Кондиционалистский подход или условный. Латинское слово condition – conditionis означает «условие», «требование». Здесь понимаются под причиной необходимые и достаточные условия данного следствия или, другими словами, совокупность обязательств, при которых имело место следствие. Авторы говорят именно об обстоятельствах или факторах, а не о причинах и условиях.

В работах немалого числа криминологов встречается перечисление множества обязательств или факторов, которые влияют на преступность. Профессором Г.М. Миньковским их насчитывалось до нескольких сотен. Причем в зависимости от анализируемой совокупности выделяются так называемая полная причина и специфическая причина. В работе «Причинность в криминологии» академик В.Н Кудрявцев писал, что «под полной причиной имеется в виду совокупность всех обязательств, при которых неизбежно наступает данное следствие». В статье «Классификация причин преступности в криминологии» профессор Н.Ф. Кузнецова отмечала, что полная причина представляет собой совокупность различных по характеру и механизму действия социальных явлений, вызывающих преступность.

Это фактически в разных вариантах все-таки так называемый факторный или многофакторный подход, когда говорят о совокупности разных по характеру социальных явлений.

Многофакторный подход имеет давнюю историю. Он был подробно обоснован Чезаре Ломброзо, который писал: «Всяческое преступление происходит от множества причин; и если очень часто эти причины связаны и переплетены между собой, мы, тем не менее, должны рассматривать каждую из них в отдельности…». Энрико Ферри (1896 г.) развил этот подход. Он писал: «Считая, что все поступки человека являются продуктом его физиологической и психической организации и физической социальной среды, в которой он растет, я различал три категории факторов преступности: антропологические, или индивидуальные, физические и социальные». Многофакторный подход развивался как альтернатива применявшемуся ранее однофакторному подходу.

При однофакторном подходе преступное поведение связывалось с каким-то одним фактором и именно между ними выявлялись статистические зависимости. Например, между ростом имущественной преступности и ценами на хлеб как показателем роста прожиточного минимума. Далее многофакторный подход развивался практически во всех странах и господствовал до начала 60-х годов. Однако он, как и однофакторный подход, встречается позже. Многие зарубежные теории, например связывающие преступность с одним каким-то процессом или явлением (аномией, социальной дифференциацией, или безработицей), практически абсолютизируют какой-то определенный фактор, пусть даже сложный сам по себе.

Так, например, аномия понимается как состояние распада нормативной системы общества, беззакония. Эмиль Дюркгейм полагал, что социальная реальность тождественна «общему сознанию», а преступность – это реакция на социальные изменения и плата за них. Роберт Мертон, развивая эту теории давая ей свою интерпретацию, отмечал, в частности, что аномия – это расхождение между декларируемыми целями и реальными путями их достижения. Он писал: «Доктрина «цель оправдывает средства» становится ведущим принципом деятельности в случае, когда структура культуры излишне превозносит цель, а социальная организация излишне ограничивает возможный доступ к одобряемым средствам».

С указанными выводами связан целый ряд интересных криминологических рассуждений. И надо признать, что эти выводы сохраняют свою актуальность. О них будет упоминаться далее. Однако выделение только одного фактора (хотя и самого по себе сложного) в качестве причинного не объясняет происхождения преступности в разных условиях и в разных общественных системах, а также всего ее многообразия. Такое выделение допустимо лишь как частный методический прием, и не более. Его абсолютизация нередко связана даже не с позицией авторов указанных выводов, а с тем, что интересный конкретный вывод автора, особенно зарубежного, сразу объявляется другими криминологами теорией. И именно с позиции трактовки конкретного положения именно как теории, а не одного из ее элементов, конкретное объяснение причин преступности можно оценивать как проявление однофакторного подхода.

Многофакторный подход распространен и сейчас. Правда, при этом всегда выделялись объективные и субъективные причины, антропологические, социальные, космические и т.п. В зависимости от того, каким именно факторам отдавал предпочтение автор, его подход называли антропологическим, психологическим, социологическим или иным.

В принципе, как видно из изложенного, именно кондиционалистский подход в его однофакторном или многофакторном вариантах развивается на ранних этапах становления науки. Он присущ переходу накопления данных о взаимосвязанных с преступностью обстоятельствах.

При кондиционалистском подходе не выделяются факторы, разным образом влияющие на преступность, а также причины и условия.

Причины и условия: «… это система негативных для соответствующей общественно экономической формации и данного государства социальных явлений, детерминирующих преступность как свое следствие». Итак, здесь фактически речь идет в целом о процессе детерминации. Причинность не выделяется. И это характерно для кондиционалистского подхода, который как бы служит «мостиком» между анализом детерминации и причинности преступности.

При этом практически не анализируется характер, механизмы взаимосвязи различных факторов, обстоятельств, механизм их взаимосвязи с преступностью. То есть то, в какой связи – причинной, функциональной или иной – находятся эти факторы и явления между собой.
Задание 3.
Перечислите элементы, образующие нравственно-психологическую подсистему личности преступника
Важным этапом познания личности преступника является изучение ее структуры. В ней отражается не только разнообразие образующих ее признаков, но и их различная роль в этиологии преступного поведения.

Структура личности преступника включает следующие составляющие ее подструктуры (признаки): биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические.

Любая из названных подструктур не может быть автономной, т.к. все они находятся в определенных взаимоотношениях, образуя единое социально-биологическое содержание человека. Рассмотрение человека как организма и как личности позволяет соединить в нем природное и общественное.

В структуре личности преступника особенно важное место принадлежит его нравственно-психологической характеристике.

Нравственно-психологическая структура личности преступника.

Интеллект

Установки

Способности, навыки, привычки

Интересы, мотивы

Эмоциональные свойства

Волевые свойства

Потребности

Избираемые способы удовлетворения потребностей

Ценностные ориентации, взгляды

Отношения к нормам права и морали

Употребление наркотических средств и спиртных напитков

Именно признаки такой характеристики позволяют глубже познать внутреннее содержание личности. В первую очередь речь идет о мировоззренческих и нравственных чертах и свойствах: взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях, жизненных стремлениях и ожиданиях.

Мировоззренческая позиция не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, но сказывается на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей. Человек становится личностью лишь тогда, когда у него выработана определенная система взглядов по основным вопросам общественного бытия, жизни и деятельности.

В этом плане при изучении личности преступника особое значение имеют следующие положения. Во-первых, установившиеся отношения к различным социальным и моральным ценностям и различным сторонам действительности (к трудовым обязанностям, собственности, семье, детям, окружающим и т.д.). Во-вторых, уровень, характер и социальная значимость потребностей и притязаний (социально полезные и оправданные или социально вредные, неоправданные) и избираемых способов их удовлетворения (легальные, неправомерные, общественно опасные).

Характеристику личности преступника дополняют его интеллектуальные, эмоциональные и волевые свойства.

К интеллектуальным свойствам относятся: уровень умственного развития, объем знаний, широта или узость взглядов, содержание и разнообразие интересов и стремлений, жизненный опыт и т.д.

Эмоциональные свойства состоят из таких признаков, как сила, уравновешенность или подвижность нервных процессов, динамичность чувств, степень эмоциональной возбудимости, характер реагирования на различные проявления внешней среды и т.д.

Волевые свойства включают: способность принимать и осуществлять принятые решения, умение регулировать свою деятельность и направленность поступков, обладание выдержкой, стойкостью, твердостью, настойчивостью и другими чертами.
Задание 4.
Вам необходимо провести изучение мнения работников двухтысячного коллектива о причинах и условиях распространенности хищения продукции на данном предприятии и возможных мерах предупреждения таких хищений. Каким видом опроса целесообразно воспользоваться? Обоснуйте свою точку зрения.
На мой взгляд, необходимо воспользоваться заочным опросом (анонимным анкетированием по выборке с открытыми вопросами).

Рассмотрим подробнее.

Анкетирование-это наиболее приемлемый опрос работников данного предприятия. Руководство предприятия направляет анкету с изложенными вопросами персоналу, который заполнив ее возвращает руководству. С помощью анкетирования руководство может после предотвращать хищения на предприятии.

Анкетирование на мой взгляд должно быть исключительно анонимное, так как при таком складе работник не скрывает своих мыслей от руководства, а также не боится разглашения своих сведений среди работников и не боится раскрыть преступление. Но анонимность не должна мешать установления пола, возраста и других характеристик.

Двухтысячный коллектив очень сложно опросить, поэтому, на мой взгляд, необходимо анкетировать выборочно работников, выбирая их из определенной группы работников (грузчики, продавцы, менеджеры и т.д.), но при этом и учитывать социальное положение, возраст, пол и другое.

Вопросы в анкете должны быть открытыми, т.е. не должны быть однозначные ответы, такие как «да» или «нет». Вопрос должен быть поставлен так, чтобы работник ответил на него полно и ясно, раскрывая свое мнение.
Задание 5.
Сравните коэффициенты преступности в районах «А» и «Б» за 2000 год
Коэффициент преступности (К):
/>
где n — количество совершенных (зарегистрированных) преступлений на определенной территории за определенный период;

N — численность населения, достигшего возраста наступления уголовной ответственности, проживающего на территории, для которой рассчитывается коэффициент;

105 — единая расчетная база.

Рассчитываем коэффициент преступности в районе «А».

n — количество совершенных преступлений равен 278

N — численность населения 275000 человек
/>
Рассчитываем коэффициент преступности в районе «Б»

n — количество совершенных преступлений равен 283

N-численность населения достигшего возраста наступления уголовной ответственности равен 300000
/>
Из этого следует, что даже при меньшем количестве совершенных преступлений в районе «А» коэффициент преступности больше чем в районе «Б».
Список литературы

Криминология: учебник / под общ. ред.А.И. Долговой. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: Инфра-М, 2010. — 1008 с.

Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. Учебное пособие. М-2006 г.

Уголовный процесс: Учебник для вузов. В.И. Радченко. М-2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.