Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Избирательная система РФ 3

--PAGE_BREAK--
Глава
III
.
Понятие избирательного процесса и его стадий.

 Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избира­тельное право предметно регламентирует определенные ас­пекты общественно-государственной деятельности, касающие­ся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, а избирательный процесс как форма реали­зации субъективного политического права отражает техноло­гию участия избирателей в осуществлении власти.

Суще­ственным компонентом в избирательном процессе является доверие избирателей к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим орга­низацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и обще­ства, определяет смысл современного избирательного процес­са[22].

По­нятие «избирательный процесс» является по своему содержа­нию и объему более широким и включает, наряду с организа­ционно-технологическими и информационно-финансовыми ас­пектами, некоторые новые аспекты, отражающие современ­ные социально-политические условия осуществления избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампаниикак основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избиратель­ных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту консти­туционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.[23]Конституция Ро

Избирательный процесс использует­ся в широком и узком значении. В рамках настоящей курсовой работы нас в большей степени интересует именно узкое значение данного понятия, которое нами трактуется, как формализованное явление, включающее установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность.[24] 

Стадии изби­рательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра­нии выборного должностного лица. Только совокупность юри­дически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспе­чить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу­дарственным органом, органом местного самоуправления, дол­жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов, избирательных участков, 3) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная аги­тация; 7) голосование и определение итогов голосования, ре­зультатов выборов и их опубликование; 8) проведение в предусмотренных за­коном случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов  и должностных лиц вместо выбывши, эту стадию можно отнести к факультативным стадиям избирательного процесса.[25]

Стадии избирательного процесса.

Назначение выборов.

Хронологически первой и одной из основных стадий избиратель­ного процесса  является назначение выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами.  Конституция Российской Федерации закреп­ляет порядок назначения выборов только в федеральные орга­ны государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уста­вах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. 

 В целом в федеральном и региональном избирательном за­конодательстве закреплено несколько основных моделей ре­гулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответ­ствующего уровня (или уровней) назначаются законодатель­ным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представи­тельным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных закона­ми, проводятся Центральной избирательной комиссией Россий­ской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российс­кой Федерации либо дата проведения региональных и муници­пальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).[26]

Порядок назначения выборов в федеральные органы госу­дарственной власти включает порядок назначения общих и дос­рочных выборов депутатов Государственной Думы Федераль­ного собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. Эти выборы на­значает Президент и днем выборов является первое воскресе­нье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее че­тырех месяцев.[27] В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Централь­ной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором исте­кают полномочия Государственной Думы.[28] При роспуске Госу­дарственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Кон­ституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее вос­кресенье перед истечением трех месяцев со дня ее роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом, сокращаются на четверть. В случае если Президент, рас­пустив Государственную Думу, не назначит выборы, они про­водятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы (ст. 4).[29]  Выборы Президента назнача­ет Совет Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после ис­течения конституционного срока, на который был избран Пре­зидент. Срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четы­рех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит вы­боры в срок, установленный законом, выборы проводятся Цен­тральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в кото­ром истекают полномочия Президента.[30] 

         Выборы депутатов законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации назначаются главой исполни­тельной власти   либо законодательным (представительному) органом государственной власти.  

 Составление списков избирателей

При проведении выборов соответствующими избирательными комиссиями состав­ляются списки избирателей на осно­вании сведений, полученных с использованием государствен­ной системы регистрации (учета) избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом «Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральны­ми конституционными законами, иными федеральными зако­нами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на изби­рательных участках включаются граж­дане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправ­ления в списки изби­рателей в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации и соответствую­щими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые  достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспо­собными, не содержатся в местах лишения свободы по приго­вору суда и которые постоянно или преимущественно прожи­вают на территории муниципального образования, где прово­дятся выборы.[31]   

Основанием для включения гражданина Российской Феде­рации в список избирателей на кон­кретном избирательном участке явля­ется факт его постоянного или преимущественного, а в случа­ях, предусмотренных федеральным законодательством или за­конодательством субъектов Российской Федерации, также вре­менного проживания на территории этого участка.

 Список избирателей составля­ется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной фор­ме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части[32].

 Список избирателей составля­ется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и ме­сяц рождения), адрес места постоянного или преимуществен­ного проживания избирателя. Список избирателей подписывается предсе­дателем и секретарем территориальной избирательной комис­сии, в случае отсутствия территори­альной избирательной комиссии — окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию— также председателем и секретарем участковой избирательной комис­сии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подпи­сывается председателем и секретарем участковой избиратель­ной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных ко­миссий.

 Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для все­общего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей зап­рещается.[33]

Образование избирательных округов и избирательных участков

Образование избирательных округов.Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании дан­ных о численности избирателей, зарегистрированных на соот­ветствующей территории, которые предоставляются соответ­ственно уровню выборов исполнительными органами государ­ственной власти или органами местного самоуправления, а так­же командирами воинских частей.  Избирательная комиссия определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунк­тов, входящих в каждый избирательный округ.[34] 

   При проведении выборов избира­тельные округа должны образовываться при соблюдении сле­дующих требований:

·        примерное равенство одномандатных  избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы пред­ставительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и 

·        избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не грани­чащих между собой территорий, за исключением случаев, ус­тановленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.[35]

    Публикация (обнародование) схемы избира­тельных округов, включая ее графическое изображение, осу­ществляется соответствующим представительным органом го­сударственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

 Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов изби­рателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образо­вания по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности изби­рателей, зарегистрированных на тер­ритории избирательного участка, из рас­чета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах.[36]

В данном случае законодатель вторгся в компетенцию представительного  органа и устава местного самоуправления и определил выборное должностное лицо как главу муниципального образования.  Данная норма не уточняет также главой какого муниципального образования образуются участки.[37]

Избирательные участки для граж­дан Российской Федерации, находящихся на территориях ино­странных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российс­кой Федерации на территории страны их пребывания. Требова­ние о числе избирателей на каждом избирательном участке может не при­меняться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избиратель­ных участков, образованных за пределами территории Россий­ской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными зако­нами и федеральными законами.

 Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помеще­ний для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

Формирование избирательных комиссий.

 В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса.  Если же Центральная Избирательная Комиссия (ЦИК) и комиссии субъектов являются постоянно действующими органам и не нуждается в формировании или реформировании накануне выборов, то территориальные, окружные избирательные комиссии и участковые комиссии заново формируются в преддверии выборов.  

 Формирование избирательных комис­сий субъектов Российской Федерации осуществляется двумя ветвями государственной власти на основе предложений обще­ственных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. При этом половина членов комиссии назначается законодательным (пред­ставительным) органом, а другая половина — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Феде­рации.[38]

  Представленные в Федеральном законе положения в пол­ном объеме применяются и при формировании окружных из­бирательных комиссий по выборам в федеральные и регио­нальные органы государственной власти, органы местного са­моуправления, территориальных и участковых избирательных комиссий[39].

Вместе с тем следует учитывать, что назначение членов территориальных избирательных комиссий, окружных изби­рательных комиссий по выборам в региональные органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, а так­же членов участковых избирательных комиссий производится представительным органом местного самоуправления. Кроме того, при формировании участковой избирательной комиссии не учиты­ваются предложения избирательной комиссии предыдущего состава,[40] что, с нашей точки зрения, полностью соответствует демократическим принципам и в частности принципу срочности и сменяемости государственной власти, закреплённому в Конституции РФ.

Выдвижение и регистрация кандидатов

 Выдвижение кандидатов.Реализация пассивного изби­рательного права, которым обладает согласно закону опреде­ленное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандида­тов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход. 

 Большое значение имеет то, что предусмот­рена возможность выдвижения кандидатов одновременно и по списку, то есть в общефедеральном округе, и в одномандат­ных округах. Это дает двойное преимущество ряду кандидатов от избирательных объединений перед независимыми кандида­тами, выдвинутыми в одномандатных округах.[41] 

Федеральный закон об основных гарантиях внес немало нового в порядок выдвижения кандидатов не только избира­тельными объединениями, но и непосредственно избирателя­ми.

 Согласно статье 29 выдви­жение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществ­ляться регистрация кандидатов, и последующим сбором под­писей в поддержку кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении.[42]

 Существует два возможных способа выдвижения кандидатов:

·        самовыдвижение;

·        выдвижение кандидата политической партией.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.[43]

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, имеющим право выдвигать кандидата на выборы.При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу. [44]

В настоящее время, следуя общероссийской тенденции, большинство субъектов РФ переходят на списочное формирование органов государственной власти в субъектах федерации. Так, в Ивановской области, выборы в Ивановскую областную Думу 2 марта 2008г стали последними выборами, которые проводились как по одномандатным округам, так и по спискам. Относиться к этому процессу можно по-разному, но с необходимостью следует признать объективность и, вероятно, необратимость данного процесса.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов).Регистрацию кандида­тов следует рассматривать как протяженный во времени про­цесс проверки избирательными комиссиями соответствия фак­тического порядка выдвижения кандидатов тому, который ус­тановлен законом. Одно из существенных правил, которое соблюдается при регистрации кандидатов, направлено на обеспечение альтер­нативности выборов. Дело в том, что этот главный принцип демократических выборов нельзя соблюсти, если в избиратель­ном опросе не будут соревноваться минимум двое кандидатов или два списка кандидатов, поэтому избирательные законы определяют, что, в случае если ко дню голосования в избира­тельном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установлен­ного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистри­рован только один список кандидатов, выборы в данном изби­рательном округе по решению соответствующей избиратель­ной комиссии откладываются на срок не более четырех меся­цев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кан­дидатов) и осуществления последующих избирательных действий.[45]

Если такая ситуация создастся в результате того, что кан­дидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кан­дидатуру либо его регистрация была отменена в связи с тем, что он нарушил избирательный закон, на выборах в федераль­ные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного са­моуправления все расходы, понесенные соответствующей из­бирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российс­кой Федерации при наступлении данных обстоятельств может предусматриваться проведение голосования по одной кандида­туре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при этом кандидат считается избранным, если за него прого­лосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших уча­стие в голосовании.[46]

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской федерации, кандидатов,   общественных объединений, имеющая цель побудить или побуж­дающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.[47] Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям при прове­дении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Граждане Российской Федерации, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список канди­датов или против него). Кандидатам и избирательным объединени­ям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных меро­приятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публич­ных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных ма­териалов.

Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер пред­выборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного  самоуправления,   военнослужащие   при   исполнении   ими  должностных или служебных обязанностей.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.[48]

 Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для  всех  кандидатов  при  проведении  этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, воз­буждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массо­вой информации, запрещенные законом.[49]

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации канди­датов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зда­ний и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средст­вах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, свя­занных с выборами, не допускается.

Порядок голосования, подсчет голосов избирателей,  установление результатов выборов и их опубликование

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов — завершающая, самая ответственная стадия избира­тельного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

 Го­лосование на выборах проводится в календарный выходной день, как правило с 8 до 20 часов. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом.

   Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем из­бирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважитель­ным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избиратель­ной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголо­совать вне помещения для голосования должно быть подтвержде­но избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выез­жающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени   в   количестве,   соответствующем  числу   заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосова­ния, дополнительно вносятся в список. При проведении голосова­ния вне помещения для голосования вправе присутствовать на­блюдатели. Организация голосования вне помещения должна ис­ключать возможность нарушения избирательных прав граждани­на, а равно искажение волеизъявления избирателя[50].

 Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ­ковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на ос­нове поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по кото­рым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосо­вания, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окон­чания времени голосования и проводится без перерыва до установ­ления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, иностранные (международные) наблюдатели.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса[51].

Окружная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей также если они признаны недействительными не менее чем одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.

 Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.[52]

Заключение

         Современная избирательная система России очень молода. Законы о выборах демократичны, но не «обкатаны» достаточно российскими реалиями политической жизни. Выше говорилось о том, что многие положения Закона «О гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» обтекаемы и ЦИК вынуждена восполнять пробелы и конкретизировать их. Это приводит к тому, что ЦИК, как орган, отнюдь не независимый от исполнительной власти, может действовать в интересах политической элиты.

Существенным механизмом, обеспечивающим выборные гарантии, едва ли не единственным, является система электоральной демократии. Это способ непрерывной политико-правовой оценки и ревизии действий всех субъектов государственной системы и прежде всего самого государства в лице его выборных законодательных органов. Гарантии свободы выборов являются неотъемлемой частью электоральной демократии, необходимо осознавать ее не как вид демократии, а как одну из государственных доктрин в области строительства избирательной системы.

         Факты, рассмотренные выше, тем не менее, не мешают А.Вешнякову, председателю ЦИК РФ, констатировать следующее: «Главным итогом совместной работы всех государственных органов, политических партий, общественности стало создание по-настоящему новой российской демократической избирательной системы, которая обеспечивает проведение свободных и честных выборов».[53]

С конца сентября 1993 года ведется отсчет нового этапа в истории избирательной системы России, главными отличительными особенностями которой стали открытость и состязательность кандидатов, демократические стандарты. В России на регулярной основе проходили выборы федеральных и региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов местного самоуправления; на базе российской Конституции создано новое, соответствующее международным нормам и стандартам федеральное и региональное законодательство о выборах и референдумах, разработаны и внедрены передовые избирательные технологии, впервые на российскую политическую сцену вышли в качестве основных участников избирательного процесса политические партии и движения.


          Список используемой литературы.

Нормативный материал:

1.                          Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25 декабря 1993г.

2.                          Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

3.                          О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 22.04.2005 № 51-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2005.№ 21. Ст. 1919; 2011.№1. Ст.16.

4.                          О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171;2011. №1. Ст.16.

5.                          О политических партиях: ФЗ  от 11.07.2001 № 95 -ФЗ ( в ред. От 30.11.2010) // СЗ РФ.2001. № 29. Ст. 2950;2010. №45. Ст.5754.
Специальная литература:

1. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. М., 2003.

2.  Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право.               М., 2008.

3.    Веденеева Ю.А. Развитие избирательной системы Российской                 Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал                 российского права.  2006. № 6.

4.   Жакаева Л.С. О процедурах формирования избирательных органов                Республики Казахстан // Конституционное и муниципальное право.             2006. №2.

5.     Избирательное право и избирательный процесс в Российской                       Федерации.М.,2007.

6.   Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика/ А.В. Иванченко. М., 2009.

7.    Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая система в                  Российской Федерации // Конституционное и муниципальное  право. 2006. № 3.

8.   Страшун Б. А Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4-х т. / Б.А. Страшун. 3-е изд. М.,2002. Т.2.

9.      Сухарев А.Я. Большой  юридический словарь. М., 2007.

10.   Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.

11.   Маклаков В.В. Зарубежное избирательное право. М., 2008.

12. Масловская М.В. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2006. №3.

13.    Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009.

14.  Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление. М., 2008.

15.   Пошивайлова А.В. Понятие и особенности избирательного спора //     Право и политика. 2005. № 11.

16.     Постников А.Е. Избирательное право России.  М., 2009.



--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.