Реферат по предмету "Государство и право"


Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства

Введение
Статья 9 Конституциизакрепила следующие положения:
1. Земляи другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации какоснова жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
2. Земляи другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственноймуниципальной и иных формах собственности.[1]
Актуальностьданной темы заключается в следующем. Россия с 1991 года встала на новый путьразвития, демократический. Конституция 1993 года установила основные положения,в соответствии с которыми Россия будет развиваться в ближайшее время.         Статья36 п.2 Конституции гласит: Владение, пользование и распоряжение землей идругими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если этоне наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов.[2]А если наносит вред и нарушает права и законные интересы, это будет являтьсяправонарушением в сфере земельных правоотношений, за которое следует применениесанкций.
Цельюнастоящей работы является изучение и анализ юридической ответственности занарушение земельного законодательства.  Для достижения данной цели необходиморешить следующие задачи: датьопределение земельного правонарушения, определить элементы правонарушения,правовые основания и условия ответственности за земельное правонарушение,определить основания разграничения видов ответственности, дать полную иразвернутую характеристику всем видам юридической ответственности за нарушениеземельного законодательства. Подробно разобрать новый вид ответственностиземельно-правовой ответственности, которая закреплена в главе 17 Гражданскогокодекса РФ,[3] котораяначала действовать с момента принятия нового Земельного кодекса. Определитьзаконы и иные нормативные правовые акты, которые устанавливают ответственностьза каждый вид земельного правонарушения.
Объектомнастоящей работы является юридическая ответственность за нарушения         земельного         законодательства. Предметом настоящей работы является специфика и особенности юридическойответственности за нарушения земельного законодательства.
Глава I. Земельноеправонарушение как основание возникновения юридической ответственности
Подземельным правонарушением понимают посягающее на охрану земли, ее рациональноеиспользование, обеспечение воспроизводства плодородия почв, сохранение иулучшение окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектовземельных правоотношений противоправное, виновное действие или бездействие, закоторое наступает ответственность[4].
Каквидно из определения, для наступления ответственности за земельное правонарушениенеобходим ряд условий, но для того, чтобы начать подробный их разбор,необходимо рассмотреть элементы правонарушения.
Земельноеправонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя основнымиэлементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной сторонойправонарушения. Ответственность за правонарушение может наступать только приналичии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключаетответственность.
Первымэлементом земельного правонарушения является объект. Под объектом понимают то,на что направлено посягательство. В земельном правонарушении в качестве объектавыступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым врезультате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза егопричинения[5]. Вкачестве непосредственного объекта могут выступать:
1. Конкретныйземельный участок.
2. Объектынедвижимости, связанные с землей.
3. Установленныеправила и порядок использования земель.
4. Правана землю.
5. Правасобственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения:пользования и распоряжения землей.
6. Охраняемаяэкологическая обстановка и др.
Вторымэлементом правонарушения является объективная сторона, под которой понимаютсовокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторонупротивоправного деяния. Противоправное деяние может быть совершено в формедействия (например, уничтожение межевых знаков, самовольный захват земельногоучастка) или бездействия (например, систематическое невнесение платежей заземлю). К числу факультативных признаков объективной стороны относят: местоправонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оносовершено и другие.
Третьимэлементом земельного правонарушения является субъект правонарушения, подкоторым понимают лицо, совершившее правонарушение. Это конкретные лица,физические и юридические, которые нарушили нормы земельного законодательства(ими могут быть как граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лицабез гражданства, так и юридические лица, в том числе и иностранные предприятияи организации). При этом субъект земельного правонарушения должен достигнутьвозраста юридической ответственности и быть вменяемым, т.е. осознавать своидействия. Нередко в качестве субъектов земельных правонарушений выступаютдолжностные лица (специальные субъекты). Например, в случае нарушения сроковрассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участкови сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда субъектами данногоправонарушения являются должностные лица соответствующих государственных имуниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.
Четвертымэлементом земельного правонарушения является субъективная сторонаправонарушения, под которой понимают элемент правонарушения, дающийпредставление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании иволе лица совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формойвины, мотивом, целью и эмоциями. А именно, умысел или неосторожность. Умыселразличают на прямой и косвенный, а неосторожность – на легкомыслие и преступнуюнебрежность.
Таковэлементный состав земельного правонарушения. При решении вопроса о привлечениик конкретной ответственности, элементный состав надо знать и правильноприменить.
Припривлечении виновных к юридической ответственности за земельные правонарушениянеобходимо соблюдать установленные в законодательстве основания и условияответственности.
Основаниеответственности – это наличие закона, правовой нормы, которыми предусмотрен тотили иной вид преступления.
Условияответственности также установлены законодательством. Эти условия делаютвозможным привлечение субъекта к ответственности, а отсутствие хотя бы одногоиз них делает таковое невозможным. Такими условиями являются:
1.противоправное поведение субъекта,
2.наличие вреда,
3.наличие прямой причинной связи между вредом и деянием,
4.вина нарушителя.
Субъектправонарушения несет ответственность лишь в том случае, если его поведение,деяние (действие или бездействие) являются противоправными, т. е., если оннарушает закон, правовые нормы. Если деяние не является таковым, субъект неможет быть привлечен к ответственности. Это условие является особо актуальным,т.к. иногда случается, что субъект совершает то или иное деяние, которое можносчитать правонарушением, однако оно не предусмотрено прямо законом, а беззакона не может быть и ответственности[6].
Следующимусловием является вред, причиняемый земельным правонарушением, может бытьимущественным и моральным. Имущественный ущерб возникает при нарушении законныхимущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора(например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет). Моральныйвред не причиняет имущественного ущерба, но наносит вред нравственного ифизического характера.
Причиннаясвязь – это еще одно условие наступления ответственности. Причинная связь междуправонарушением и вредом подтверждает, что вред возник именно по этой причине,а не по какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда можетотсутствовать, но имеется угроза причинения вреда, тогда виновный так же можетпривлекаться к ответственности. Но если это не связано с действиями конкретноголица, то такое лицо вообще не может привлекаться к ответственности (стихийноебедствие)[7].
Винаправонарушителя – обязательное условие привлечения субъекта правонарушения кответственности. Без вины нет ответственности. Это условие является одним изпринципиальных, т.к. до недавнего времени в праве применялся принципобъективного вменения, когда лицо привлекалось к ответственности без учета егопсихического отношения к происходящему. Вина может быть умышленной илинеосторожной. В зависимости от этого устанавливаются разные меры наказания иливзыскания. Указанные требования, основания и условия являются обязательными длявсех форм собственности.
Вышебыли указаны: основные элементы правонарушения, основания и условияответственности, при их совокупности наступает юридическая ответственность.
Юридическаяответственность предполагает наступление неблагоприятных последствийюридического характера для лица, виновного в совершении правонарушения.Юридическая ответственность носит следующие признаки:
1.Юридическая ответственность носит государственно-принудительный характер.Государство в лице своих представительных органов пользуетсяимперативно-диспозитивным методом регулирования, запреты и предписания при ихнарушении государство реагирует на них и применяет меры государственногопринуждения.
2.Юридическая ответственность всегда связана с определенными лишениями, т.е. онасопровождается причинением виновному отрицательных (неблагоприятных)последствий, связанных с ущемлением, ограничением или лишением его прав (запретзаниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишениесвободы на определенный срок).
3. Юридическаяответственность носит карательное назначение, в то же время она выполняетправовосстановительную функцию.
4. Основаниемдля применения юридической ответственности является состав правонарушения. Чтобыло подробно рассмотрено мной выше.
5. Юридическаяответственность воплощается в процессуальной форме.
Юридическаяответственность за земельные правонарушения представляет собой возникшее изправонарушений правовое отношение между государством в лице его специальныхорганов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпеватьсоответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельногоучастка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельногозаконодательства. Специфика ответственности за нарушение земельногозаконодательства выражается в том, что, не смотря на разнообразиеправонарушений, они всегда непосредственно связаны с землей.
Глава II. Разграничениевидов ответственности
Законодательствомзакреплены пять основных форм ответственности: Уголовная, Административная,дисциплинарная, гражданско-правовая, земельно-правовая[8].
Каждаяиз этих правовых форм ответственности применяется за совершениесоответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административногопроступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения[9].Важное практическое и научное значение имеет вопрос о правильном разграниченииправонарушений.
Преступлениемв соответствии с 14 статьей Уголовного Кодекса РФ признается виновносовершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом подугрозой наказания.[10] И этимипризнаками оно отличается от остальных правонарушений. Сами преступленияотличаются друг от друга степенью общественной опасности, что отражается натяжести мер наказания.
Административныйпроступок – это деяние, не связанное с выполнением должностных функций илитрудовой деятельностью. За такое нарушение виновные лица привлекаются кответственности специально уполномоченными органами в соответствии сАдминистративным кодексом РФ и другими законодательными актами,предусматривающими эту ответственность[11].
Дисциплинарныйпроступок – деяние в виде нарушения трудовой дисциплины при исполнении работы,и меры воздействия применяются руководителем предприятия в отношенииработников, совершивших дисциплинарный проступок. Это делается в соответствии сТрудовым кодексом РФ, а также уставами и положениями[12].
Гражданско-правоваяответственность наступает в случае причинения имущественного ущерба, поэтомусуществует понятие имущественной ответственности по Гражданскому Кодексу РФ.Она может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, административной,дисциплинарной ответственностью.
Каждомувиду правонарушения соответствует своя юридическая ответственность, что прямоуказывается в Земельном кодексе РФ — глава XIII“Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель”:ст. 74 ЗК РФ — Административная и уголовная ответственность за земельныеправонарушения; ст. 75 — Дисциплинарная ответственность за земельныеправонарушения; ст. 76 содержит порядок возмещения вреда, причиненногоземельными правонарушениями[13]. Какуже можно было заметить, эти статьи ЗК носят бланкетный характер, т.е. отсылаютза разъяснениями к другим нормативным источникам (например, уголовнаяответственность за земельные правонарушения содержится в Уголовном Кодексе РФ).Значит, имеет смысл обратиться к другим нормативным источникам и рассмотретькаждый вид ответственности подробнее. §1.Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства
Уголовнаяответственность за земельное правонарушение в том случае, когда это нарушениеимеет признаки общественно опасного деяния, т.е. является преступлением[14].
ВУголовный Кодекс РФ введены совершенно новые составы преступлений:
Статья170 УК РФ Регистрация незаконных сделок с землей: Регистрация заведомонезаконных сделок с землей, искажение учетных данных Государственногоземельного кадастра, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю,если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованностидолжностным лицом с использованием своего служебного положения[15].
Цельюстатьи является обеспечение законности деятельности государственного аппарата всфере оборота земли как объекта собственности и одновременно ценнейшегонационального достояния. Общественная опасность преступления состоит внарушении экономических интересов государства, а также равенства граждан какучастников оборота земельных участков. Эта статья предусматривает трисамостоятельных состава преступления, имеющих общие признаки, но различающихсяпо объективной стороне[16]. Общимипризнаками составов преступления являются: их совершение должностным лицом, тоесть наличие специального субъекта; прямой умысел, корыстная или иная личнаязаинтересованность; использование своего служебного положения. Преступления,предусмотренные данными составами, не требует наступления последствий, иявляются оконченными при совершении действий.
Обязательнымпризнаком субъективной стороны преступления является мотив, определенный в ст.170 УК РФ как корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстнаязаинтересованность выражается в стремлении субъекта получить в результатесовершения указанных в ст. 170 УК РФ деяний имущественную выгоду. Если жедолжностное лицо за полученное им незаконное вознаграждение регистрируетнезаконную сделку с землей, или искажает учетные данные Государственногоземельного кадастра, или занижает размер платежа за землю, то оно подлежитуголовной ответственности по правилам о совокупности преступлений – по ст. 170УК РФ и за получение взятки по ст. 290 УК РФ. Иная личная заинтересованностьвыражается в желании субъекта извлечь из данного деяния выгоду неимущественногохарактера, например себе условия для продвижения по службе, получить взаимнуюуслугу и т.д.
Всепреступления по данной статье совершаются должностными лицами с использованиемслужебного положения. Использование служебного положения заключается, вчастности, в том, что должностное лицо совершает неправомерные действия,относящиеся к его компетенции, обосновывает их интересами службы либоавторитетом государственного органа, либо с помощью государственногопринуждения, либо на основе, имеющейся в государственном органе информации.
Статья254 УК РФ Порча земли: Отравление, загрязнение или иная порча земли вреднымипродуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правилобращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и инымиопасными химическими и биологическими веществами при их хранении, использованиии транспортировке, повлекшее причинение вреда здоровью человека или окружающейсреде, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размерезаработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцатимесяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматьсяопределенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работамина срок до двух лет
2. Те же деяния,совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайнойэкологической ситуации, — наказываются ограничением свободы на срок до двух летили лишением свободы на тот же срок.
3.Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, повлекшие понеосторожности смерть человека, — наказываются лишением свободы на срок до пятилет.[17]
Цельданной статьи – охрана земли путем предотвращения ее порчи, т. е. ухудшениякачественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной илииной деятельности, объектом которого является земля. Применяется эта статья всфере деятельности землепользователей, а также субъектов хозяйственной и инойдеятельности по обращению с опасными химическими и биологическими веществамилибо деятельности, в результате которой производятся вредные для состоянияземли продукты (отходы).
Предметомданного преступления является земля как любые виды земельных участков (угодий),освоенные, осваиваемые, не осваиваемые человеком, независимо от формсобственности или характера владения ею, в том числе земли:сельскохозяйственного назначения; населенных пунктов, занятые под нуждыпромышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, рекреационного,историко-культурного назначения; лесного и водного фонда, а также земли запаса.Смежным в смысле данной статьи понятием с термином “земля” является термин“почва” как минерально-органическое образование, поверхностный слой земли,характеризующийся плодородием. Объективная сторона данного преступленияпредставляет деяние, выраженное в форме отравления, загрязнения или иной порчиземли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности и совершенноепутем нарушения правил обращения с удобрениями, стимулятором роста растений,ядохимикатами и иными опасными веществами в процессе обращения с ними.Например, привидение земли в негодность вследствие применения ядохимикатов снарушением правил, уничтожение плодородного слоя почвы и т.п.
Киным опасным химическим и биологическим веществам относятся те, которыеподлежат обязательной государственной регистрации на основании ПостановленияПравительства РФ от 12 ноября 1992 г. № 869 «О государственной регистрациипотенциально опасных химических и биологических веществ».
Законодательне допускает расширительного толкования, поэтому порча земли, какая бы она небыла по масштабу и наступившим последствиям, если только причинена веществами,не названными в статье, исключает ее применение. Удобрения и химикатыдействительно часто использовались в прошлом, но в связи с упадком экономикинемного хозяйств применяют их в настоящее время. Источники порчи земли сейчасиные. В основной массе это нефтепродукты, мазут. Обратимся к практике.Приговором Сызранского райсуда Самарской области К. и С. Были осуждены 20 июля1999 года по статьям 167 часть 2, 158 часть 2 пункт а, б, в УК РФ за то, чтонеоднократно совершали кражи дизельного топлива из трубопровода Куйбышев –Брянск АО «Юго-Запад Транснефтепродукт», похитив нефтепродукты на общую сумму189 932 руб. При этом был допущен разлив на грунт дизельного топлива в количестве199 791 т на сумму 272 252 руб., создавший реальную угрозу взрыва присверлении трубопровода. Кроме того, на ликвидацию аварий было затрачено619 424 руб. Однако действия С. и К. не были квалифицированы по статье 254УК РФ из-за того, что дизельное топливо к источникам загрязнения земли поданной статье не относится. С. и К. понесли ответственность лишь за хищение иумышленное уничтожение чужого имущества.[18]Саратовскойприродоохранной прокуратурой 17 февраля 1997 г. Было возбуждено уголовное дело по ст. 246 УК РФ по факту прорыва сварного шва магистрального трубопроводаСамара-Тихорецк в Энгельсском районе Саратовской области, вследствие которогобыла загрязнена нефтепродуктами большая площадь земельных ресурсов вводоохраной зоне реки Волга и ее притока реки Мечетка. Квалификация действийтакже не была произведена по ст. 254 УК РФ, поскольку нефтепродукты неотносятся к источникам загрязнения земли, предусмотренным данной статьей.[19]Данныепримеры доказывают недейственность ст. 254 УК РФ и таким образом отсутствиереальной защиты земли от порчи. Следовало бы пересмотреть редакцию даннойстатьи, приблизив ее к реалиям жизни, закрепив все источники и способы порчиземли.[20]
Статья255 УК РФ Нарушение правил охраны и использование недр. Нарушение правил охраныи использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе вэксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземныхсооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольнаязастройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлеклипричинение значительного ущерба, наказываются штрафом в размере до двухсоттысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного запериод до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либообязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов,либо исправительными работами на срок до двух лет. земельныйправонарушение ответственность взыскание
Преступлениепосягает на отношения, возникающие в связи с геологическим изучением,использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, атакже в связи с использованием отходов горно-добывающего и связанных с нимперерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфическихминеральных ресурсов, включая подземные воды, рапу соляных озер и заливовморей. Предмет преступления — содержимое недр: полезные ископаемые, добыча ииспользование которых природопользователями требуют специального разрешения, втом числе уголь, нефть, руды, драгоценные металлы и драгоценные камни.Объективная сторона преступления выражается в совершении хотя бы одного издеяний, указанных в диспозиции комментируемой        статьи. Недрапредоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование       для: 1)регионального геологического изучения, включающего геолого-геофизическиеработы, изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другиеработы, проводимые без существенного нарушения      целостности        недр; 2)строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных     ископаемых;3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходовгорно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 4)образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное,        культурное,эстетическое     и иное        значение; 5) сбора минералогических,палеонтологических и других геологических коллекционных         материалов.  Ссубъективной стороны преступление является умышленным либо неосторожным.   Субъектпреступления — лицо, ответственное за проектирование, размещение, застройку,эксплуатацию объекта. Ответственность за данное преступление предусмотрена с 16лет.  Если нарушение правил охраны и эксплуатации недр допускает лицо,использующее свои служебные полномочия, то при наличии признаков составапреступления против службы содеянное квалифицируется по комментируемой статье ист. 201 или 285 УК по совокупности.§2.Административная ответственность за нарушение земельного законодательства
Мерыадминистративной ответственности за нарушение земельного законодательстваустановлены статьей 74 ЗК РФ и КоАП РФ. Административное наказание – этоустановленная государством мера ответственности за совершение административногоправонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новыхправонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Понятиеадминистративного правонарушения содержится в ст. 2.1 КоАП РФ. Административнымправонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие),физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законы субъектовФедерации об административных правонарушениях устанавливают административнуюответственность.
Административнойответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административногоправонарушения шестнадцатилетнего возраста (ст. 2.3 КоАП РФ). Должностные лицаподлежат административной ответственности за административные правонарушения всвязи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебныхобязанностей (ст. 2.4 КоАП).[21]
Административнаяответственность за нарушение земельного законодательства предусмотрена в видепредупреждения или административного штрафа. Предупреждение представляет собоймеру административного наказания, выраженную в официальном порицаниифизического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме(ст. 3.4 КоАП). Административный штраф является денежным взысканием и можетвыражаться в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающемпяти тысяч рублей; для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей; дляюридических лиц – одного миллиона рублей; или может выражаться в величинекратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончанияили пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов,сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административногоправонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.
Назначениеадминистративного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, занеисполнение которой было назначено наказание. Никто не может нестиадминистративную ответственность дважды за одно и тоже административноеправонарушение (ст. 4.1 КоАП).
Составыземельных правонарушений (административных правонарушений) предусмотрены в КоАПРФ. Ряд земельных правонарушений гл.7 КоАП признает в качестве административныхправонарушений в области охраны собственности. Так, ст. 7.1 КоАПпредусматривает административную ответственность за самовольное занятиеземельного участка или его использование без оформленных в установленномпорядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости –без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности — влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до однойтысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; наюридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обратимсяк практике. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 октября 2003 г. постановление Государственного земельного инспектора по Татищевскому району N 8 от 31 июля 2003 г. о привлечении филиала ОАО «Саратовоблгаз» за использование земельного участка безнадлежаще оформленных на то документов к административной ответственности ввиде штрафа по ст. 7.1 КоАП РФ в размере 10000 руб. было признанонедействительным, в связи с нарушением контролирующим органом нормпроцессуального законодательства: постановление было вынесено в отношенииненадлежащего субъекта, который не является юридическим лицом (филиал), дело обадминистративном нарушении рассматривалось без участия представителя, не былоосуществлено надлежащего извещения сторон.
Уничтожениеили повреждение межевых знаков границ земельных участков, неуведомлениесобственником, владельцем или пользователем земельного участка, здания илисооружения, на которых установлены государственные геодезические сети,стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды ст. 7.2 КоАПрассматривает как административное правонарушение, которое влечет штраф илипредупреждение.
РешениемАрбитражного суда Саратовской области от 26 октября 2004 г. постановление N 10 от 7 июня 2004 г., вынесенное Главным государственным инспектором Комитетапо земельным ресурсам и землеустройству о наложении административного штрафа наИП Пахомову С.П. за уничтожение межевых знаков было признано недействительным всвязи с тем, что постановление было необоснованно вынесено в отношенииПахомовой С.П. как индивидуального предпринимателя, документа, удостоверяющегофакт регистрации Пахомовой С.П. в качестве главы крестьянского фермерскогохозяйства, на момент привлечения к ответственности не было.[22]
Такимобразом,несмотряна то, что в обоих случаях совершенные правонарушения были квалифицированыправильно, несоблюдение процессуального порядка привлечения виновных лиц кадминистративной ответственности привело к отмене вынесенных контролирующимиорганами постановлений и, соответственно, к снижению эффективностиадминистративной ответственности за правонарушения в области охраны ииспользования земли.  В ст. 7.9 КоАП РФпредусматривает ответственность самовольное занятие лесных участков илииспользование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов,устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и другихцелей без специальных разрешений на использование указанных участков — влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до однойтысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; наюридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Самовольнаяпереуступка права пользования землей, участком лесного фонда, участком леса, невходящим в лесной фонд, а также самовольный обмен земельными или указаннымивыше участками являются согласно ст. 7.10 КоАП РФ административнымиправонарушениями. Статья 7.16 КоАП РФ устанавливает административнуюответственность за незаконный отвод земельных участков на особо охраняемыхземлях историко-культурного назначения.
Вгл. 8 КоАП установлены составы административных земельных правонарушений вобласти охраны окружающей природной среды и природопользования. Так, (ст. 8.6)предусмотрена административная ответственность за порчу земель. Речь идет осамовольном снятии или перемещении плодородного слоя почвы, его уничтожении, аравно порче земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами иагрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей средывеществами и отходами производства и потребления.
Административноеправонарушение является невыполнение обязанностей по привидению земель всостояние, пригодное для использование по целевому назначению – влечетналожение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисотрублей; на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридическихлиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.(ст. 8.7); использованиеземель не по целевому назначению, невыполнение обязательств мероприятий поулучшению и охране почв – влечет наложение административного штрафа на гражданв размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц от одной тысячидо двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч(ст. 8.8); нарушение порядка предоставления в пользование и режимаиспользования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосахводных объектов — влечет наложение административного штрафа (ст. 8.12).
Нарушениеземельного законодательства являются некоторые административные правонарушенияв сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП), вчастности проведение мелиоративных работ с нарушением проекта — влечетналожение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисотдо двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысячрублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.(ст.10.9КоАП).
Глава19 КоАП РФ, посвященная административным правонарушениям против порядкауправления, устанавливает административную ответственность за нарушение сроковрассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков в видепредупреждения или административного штрафа от 100 до 300 рублей (ст. 19.9).Несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имуществоили сделок с ним (в том числе и на земельные участки) также является согласност. 19.21 КоАП административным нарушением. §3. Дисциплинарнаяответственность за нарушения земельного законодательства
Статья75 Земельного кодекса предусматривает дисциплинарную ответственность заземельные правонарушения. Она гласит:
1.Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельныхправонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если врезультате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовыхобязанностей организация понесла административную ответственность запроектирование, размещения и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающихнегативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнениехимическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточнымиводами.
2.Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовымзаконодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе,законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций,федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РоссийскойФедерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектами РоссийскойФедерации.[23]
Всеземельные правонарушения, связанные с нарушением трудовой дисциплины вземельных отношениях и носящие характер дисциплинарных проступков, влекутответственность в соответствии с Трудовым кодексом. Глава IXТрудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) «Трудовая дисциплина» регулирует этоотношение. Заранее установить весь перечень дисциплинарных земельно-правовыхпроступков в каких-то правовых актах вряд ли возможно. Данный вопрос решаетсяконкретно в каждом случае.
Вседеяния (действие или бездействие), нарушающие земельное законодательство, но неносящие характер административного проступка или уголовного преступления,относятся к дисциплинарным проступкам.
Статья192 ТК РФ «Взыскания за нарушения трудовой дисциплины» устанавливает следующее:За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, учреждения,организации применяет следующие дисциплинарные взыскания[24]:
1. Замечание.
2. Выговор.
3. Увольнениепо соответствующим основаниям.
Законодательствомо дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могутбыть предусмотрены для отдельных категорий работников также и другиедисциплинарные взыскания.
Приналожении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенногопроступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа иповедение работника.
Нарушениемтрудовой дисциплины (дисциплинарным проступком) является противоправное,виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовыхобязанностей.
Правовыбора конкретной меры дисциплинарного взыскания из числа предусмотренныхзаконом принадлежит администрации, которая должна учитывать степень тяжестипроступка и вред. При этом необязательно применять взыскания впоследовательности, указанной в ТК РФ. Вполне возможно, когда из двухвзысканий, наложенных на работников в разное время, первое с учетом тяжестипроступка и его последствий окажется более строгим, чем второе.
Закаждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ(распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания суказанием мотивов его применения объявляются (сообщаются) работнику,подвергнутому взысканию, под расписку.
Дисциплинарноевзыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.
Орган,рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка,обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника,отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжестисовершенного проступка. Днем обнаружения проступка считается день, когда лицу,которому по службе подчинен работник, стало известно о совершении проступка,независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.
Примердисциплинарного проступка: Работник самовольно (сознательно или неосторожно)переставил межевой знак, изменил границы земельных участков. Это нарушение быловскрыто администрацией предприятия. На виновного было возложено дисциплинарноевзыскание, межевой знак был поставлен на свое место. Нарушение устранено,отпала необходимость в наложении на нарушителя административного штрафа.
Возможныи другие (в жизни, на практике) дисциплинарно-земельные правонарушения, которыевлекут дисциплинарную ответственность в соответствии с ТК РФ. §4.Гражданско-правовая ответственность
Этаответственность называется также имущественной ответственностью за ущерб,причиненный имуществу граждан и юридических лиц, а также жизни и здоровьюлюдей.
Ущербможет быть причинен в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнениемдоговора, а также в связи с правонарушением, причинившим вред.
Статья393 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) обязывает должника возместить убытки игласит, что:
1.Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением илиненадлежащим исполнением обязательства.
2.При определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в томместе, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольногоудовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольноудовлетворено не было, — в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, судможет удовлетворить требования о возмещении убытков, принимая во внимание цены,существующие в день вынесения решения.
3.При определении упущенной выгоды учитываются предпринятые кредитором для ееполучения меры и сделанные с этой целью приготовления[25].
Вглаве 25 ГК РФ предусмотрены различные виды ответственности:
Статья394 ГК РФ Убытки и неустойка.
Длявзыскания убытков требуется наличие следующих обязательных условий:противоправность поведения лица, наличие вреда, причинная связь междуповедением правонарушителя и наступившими негативными последствиями и винаправонарушителя.
Традиционносчитается, что содержание убытков, причиненных в результате земельногоправонарушения, заключается в следующем. Расходы, которые лицо, чье правонарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенногоправа, — это неиспользованные затраты собственника земельного участка,составляющие его убытки и подлежащие возмещению. Утрата или повреждениеимущества может выражаться в порче земель, утрате возможности ее обработки ииспользовании в определенных целей. Под неполученным доходом (упущеннойвыгодой) обычно понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которуюпотерпевший получил бы со своего участка, если бы его имущественные права небыли нарушены.
Статья396 Ответственность и исполнение обязательств в натуре.
Лицо,виновное в нарушении прав собственников, землепользователей, землевладельцев иарендаторов земельных участков, может быть по решению суда принуждено к исполнениюобязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлению земельныхучастков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений, сооруженийили сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлениюмежевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений иисполнение возникших обязательств).
Глава59 Гражданского кодекса устанавливает обязательства вследствие причинениявреда. Статья 1064 ГК РФ содержит общие положения ответственности за причинениевреда:
1.Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненныйюридическому лицу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, неявляющееся причинителем вреда. Законом или договором может быть установленаобязанность причинителя вреда выплатить потерпевшему компенсацию сверхвозмещения вреда.
2.Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, чтовред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вредаи при отсутствии вины причинителя вреда.
3.Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях,предусмотренных законом[26].
Ввозмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или ссогласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственныепринципы общества.
ВГК РФ вопросы принудительного прекращения прав на землю за земельныеправонарушения нашел свое разрешение в главе 17, которая вступила в действие смомента принятия нового Земельного кодекса статьями 284 – 287.
Статья284 Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с егоназначением:
Земельныйучасток может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначендля сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства ине используется для соответствующей цели в течение трех лет, если болеедлительный срок не установлен законом. В период не включается время,необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок немог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или в виду иныхобстоятельств, исключающих такое использование.
Статья285 Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства:
Земельныйучасток может быть изъят у собственника, если использование земельного участкаосуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленныхземельным законодательством, в частности, если участок используется не всоответствии с его целевым назначением или его использование приводит ксущественному снижению плодородия сельскохозяйственных земель, либозначительному ухудшению экологической обстановки.[27]
Статья286 устанавливает порядок изъятия участка ввиду его ненадлежащегоиспользования:
1.Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченныйпринимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотреннымстатьями 284 и 285 настоящего кодекса, а также порядок обязательногозаблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушенияхопределяются земельным законодательством.
2.Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решениеоб изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участокподлежит продаже с публичных торгов.
3.еслисобственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у негоучастка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявитьтребование о продаже участка в суд.
Статья287 Прекращение прав на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимсяего собственником:
Прекращениеправ на земельный участок, принадлежащих лицам, не являющимся егособственником, ввиду ненадлежащего использования участка этими лицамиосуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены земельнымзаконодательством[28].
АЗемельный кодекс, в свою очередь, раскрывает это положение широко и полно встатье 54 Земельного кодекса РФ. Она гласит, что:
1.Принудительноепрекращение права пожизненного владения земельным участком, права постоянного(бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочногопользования земельным участком в случае его ненадлежащего использованияосуществляется по основаниям, предусмотренным п. 2 статьи 45 настоящегоКодекса:
— Использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением ипринадлежностью к той или иной категории земель;
— Использование земельного участка способами, которые приводят к существенномуснижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшениюэкологической обстановки;
— Неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвывследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами ростарастений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическимивеществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собойпричинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
— Неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательствомземельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производствалибо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение 3 лет;
— Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
— Реквизиция земельного участка[29].
Статья46, 47 содержит основания прекращения аренды, права безвозмездного срочного пользованияземельным участком.
П.2 ст. 54 Принудительное прекращение прав на земельный участок у лиц неявляющихся его собственником осуществляется при условии неустранения фактовненадлежащего использования земельного участка после наложения административноговзыскания в виде штрафа.
1.Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченнымисполнительным органом государственной власти по осуществлению государственногоземельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства,выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующимуведомлением органа, предоставившего земельный участок.
Указанноепредупреждение должно содержать:
1.Указание на допущенное земельное правонарушение
2.Срок, в течении которого земельное правонарушение должно быть устранено.
3.Указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок вслучае неустранения земельного правонарушения.
4.Разъяснения прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, вслучае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельныйучасток.
Вслучаях неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений вустановленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесшийпредупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участокввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственнойвласти или орган местного самоуправления.
Органгосударственной власти или орган местного самоуправления, направляет в судзаявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневногосрока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участокисполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,направляет заявление о государственной регистрации прекращения права наземельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации правна недвижимое имущество и сделок с ним.[30]
Всерассмотренные выше виды юридической ответственности за нарушение земельногозаконодательства имеют важное значение, каждое из них применяется в каждомконкретном случае в зависимости от субъекта, обстоятельств и тяжестисовершенного правонарушения.

Заключение
Проведеннаямной работа по теме: “Ответственность за нарушение земельного законодательства”позволяет сделать следующие выводы.
Юридическаяответственность наступает за совершение земельного правонарушения. Земельноеправонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:объектом, субъектом, объективной стороной и земельной стороной. В качествеконкретного объекта выступает земля, конкретный земельный участок, земельныераспорядки, права собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земли.Для того, чтобы привлечь субъекта к ответственности необходим ряд условий:
— Противоправное поведение субъекта;
— Наличие вреда;
— Наличие причинной связи между вредом и деянием;
— Вина нарушителя.
Каждаяиз правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующегоправонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка,уголовного преступления, гражданско-правового нарушения.
Спринятием и вступлением в силу нового КоАП РФ многие проблемы административнойответственности за земельные правонарушения были решены. Предусматриваетсятакже ряд новых составов административных правонарушений в этой области,существенно увеличены размеры штрафных санкций, в число субъектов административнойответственности за земельные правонарушения, наряду с гражданами и должностнымилицами, включены также и юридические лица. Но в, то, же время не обошлось и безпотерь, которые не были вызваны объективными причинами. Примерами могутслужить: неполное регулирование ответственности должностных лиц, нарушающихземельное законодательство; невключение специальных норм об ответственности зазахламление земель, нерациональное использование земель и др. Существеннымнедостатком законодателя также является разбросанность статей о земельныхправонарушениях и расположение их вперемежку со статьями, относящимися кнарушениям в сфере других отраслей законодательства, что значительно усложняетих применение на практике. Низкий уровень эффективности уголовной ответственностиза земельные преступления в настоящее время также обусловливаетсянесовершенством уголовного законодательства. Несмотря на то, что законодательпризнал общественную опасность порчи земли (ст. 254 УК РФ), назначив за еесовершение значительные санкции, на практике количество возбужденных уголовныхдел измеряется десятками, а количество привлеченных к ответственности  по     ней    единицами.Существующие штрафные санкции (размер их ничтожно мал), применяемые кконкретным должностным лицам, не способствуют восстановлению нарушенногопреступной деятельностью экологического баланса. Штрафы, которые могли бы бытьналожены на юридическое лицо, в силу их многократно большего размера, по мнениюспециалистов, были бы способны выполнять восстановительную функцию.
Такимобразом, можно сделать вывод, что российское законодательство несовершенно. Длярешения обозначенных проблем необходимо: обеспечить неотвратимость уголовного иадминистративного наказания за порчу земли, т.к. сохранение существующихтенденций прогрессивной деградации земель, когда почва, как естественнаясаморегулирующаяся система биосферы, уже не справляется с современнойтехногенной нагрузкой, ведет к разрыву связей природной экологической среды;отличать преступление «порча земли» от одноименного правонарушения,предусмотренного в КоАП РФ; дополнить КоАП РФ такими видами правонарушений, какнеповиновение законным распоряжениям должностных лиц федеральных органовисполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в областирационального использования и охраны земель, или органов, осуществляющихмуниципальный земельный контроль, а также невыполнение в срок законныхпредписаний названных должностных лиц; установить административнуюответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти,осуществляющих государственный контроль в области рационального использования иохраны земель, или органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль, занарушение порядка привлечения к ответственности лиц, совершивших земельныеправонарушения.

Списоклитературы
1. Гражданский КодексРоссийской Федерации от 30.11.1994 № 51 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.101994).
2. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136– ФЗ (принят ГД ФС РФ 28.09.2001).
3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001№195 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
4. Конституция Р.Ф. (принята всенародным голосованием12.12.1993).
8.Трудовойкодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 – ФЗ (принят ГД ФС РФ21.12.2001).
9. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).
Материалы судебной практики.
10. Дело N А-57-513/04-5 // Архивматериалов Арбитражного суда Саратовской области за 2004.
11. Уголовное дело № 8597 // Архив материалов практики Саратовскоймежрайонной природоохранной прокуратуры за 1997 год.
12. Земельное право. Учебник длявузов./под ред. С. А. Боголюбова. – М.: НОРМА – ИНФРА – М, 1999.
13. Лютцер В. Л. Основы знаний огосударстве и праве. – М.: Издательский отдел УМЦ ДО МГУ, 1998.
14.Постатейный комментарий к Земельному кодексу РоссийскойФедерации / Е.А.Сухова.- М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.-456 с.
15. Уголовное право. Общая часть.Учебник для вузов./под ред. И. Я. Казаченко и З. А. Незнамова. – М.: НОРМА –ИНФРА – М, 1999.
16.Узбекова Г.М. Из опыта возмещения по суду экологическоговреда // Журнал российского права. 2001 г., №4, с. 43.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реинкарнация в Древней Греции и Христианстве
Реферат Интервью как метод сбора социологической информации
Реферат Оценка эффективности использования рекламы в системе маркетинга
Реферат Тантры
Реферат Экономические реформы в России в 90-х годах
Реферат Административно-правовое управление социально-культурной средой
Реферат Финансирование расходов республиканского и местных бюджетов РБ
Реферат Зависимость численности населения от экономического развития и нац
Реферат Что ожидает человечество от развития науки и техники в 21 веке
Реферат Административно-правовые методы государственного управления
Реферат Административно-правовой статус иностранных граждан в РФ
Реферат Интегральная социология Питирима Сорокина
Реферат Political Socialization Essay Research Paper Political SocializationA
Реферат Административно-территориальное устройство субъектов РФ
Реферат Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации