Реферат по предмету "Государство и право"


Юридическая ответственность и правовые санкции

Калининградскийвоенный институт

федеральная служба безопасности
российской федерации
ЦЕНТРДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
 
Кафедра государственно-правовыхдисциплин.
Курсоваяработа по теории государства и права
 
Тема: «Юридическаяответственность и правовые санкции»
                                                            Автор работы:  Балабанова А. С.
                                                                                              Студентки 1-го курса
                                                                            83 группы.
                                                              Проверил:Федоров С. В.     
        
                                                                      Дата:  ____________
                                                                  Оценка:  ____________
Калининград 2004 год

План курсовой работы
 
Юридическая ответственность и правовые санкции
 
Введение                                                                                         3
 
1.Юридическаяответственность                                                             
 
1.1.Понятие и признаки юридическойответственности.                      5
 
1.2.Виды юридической ответственности.                                               10
 
2.Правовые санкции в юридической системе.
 
2.1.Понятие и видыправовых санкций.                                                  18
 
2.2.Санкция какструктурный элемент нормы юридической
ответственности.                                                                                          27
 
Заключение.                                                                                                  31
 
Приложение.                                                                                                 33
 
Список литературы.                                                                                    35
 
 

Введение.
 
В отечественной правовой литературепоставлено множество проблем, связанных с юридической ответственностью иправовыми санкциями. Юридическая ответственность и правовые санкции этонаиболее актуальная тема из фундаментальных правовых категорий, занимающихважное место в механизме правового регулирования общественных отношений.Юридическая ответственность представляет собойособую разновидность социальной ответственности, которая проявляет­ся вразличных областях человеческой жизни. Поэтому вопросы юридическойответственности всегда являются интересной темой для изучения. Так же необходиться и без санкций, ведь именно  они являются структурным элементом нормыюридической ответственности. Это доказывает, то что все в праве взаимосвязано ивзаимоурегулированно.
Целью работы является изучениеразличных вопросов, связанные с пониманием юридической ответственности иправовых санкций, так как они являются дискуссионными в теории права. А так жесравнить наиболее распространенные точки зрения различных авторов иисследователей по вопросам права. Проанализировать их правовую базу, раскрытьосновные понятия юридической ответственности и правовых санкций. К примеру,юридическая ответственность имеет цель защищать и сохранять общественныйпорядок. Это цель достигается путем применения к правонарушителю санкцийпредусмотренных нормами права. И именно исходя из выше перечисленных целейпредоставить конечный результат работы.
Поэтому здесь можно выделить основныезадачи, которые затрагивают сущность и значимость юридической ответственности иправовых санкций.
Первая задача должна затронуть, что жепонимается под юридической ответственностью, для этого выделим несколькоопределений правоведов. Следующим этапом этой задачи рассмотреть, юридическуюответственность как вид обязанности, а то есть — обязанность претерпевать мерыгосударственного принуждения за совершенное правонарушение, ведь именноправонарушение ведет к возникновению юридической ответственности. Надо иметь ввиду и то, что некоторые меры государственного принуждения вообще не связаны сюридической ответственностью. Это подтверждает и то, что в праве всевзаимосвязано. И наконец завершающий, заключительный этап этой задачирассмотреть виды юридической ответственности. Самая, пожалуй, распространеннаяклассификация юридической ответственности- в зависимости от того, нормы какойотрасли права нарушатся, какой вид юридической ответственности совершен. Поэтому критерию различают следующие виды юридической ответственности:уголовно-правовую, административно -правовую, гражданско — правовую,материальную и дисциплинарную ответственности. И о каждом виде ответственностипойдет речь в работе.
Вторая задача предполагает раскрытиеправовых санкций в юридической системе, так же рассмотреть понятие правовыхсанкций, ведь санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы,определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителя. Нужноподчеркнуть и то, что в санкциях хорошо заметна связь государства и права. Также как и в юридической ответственности выделяют и виды правовых санкций,которые обязаны раскрыть, это уголовно-правовые, административно-правовые,дисциплинарно-правовые санкции. Для каждого вида характерна своя только емусвойственная черта. Но нельзя забывать и то, что санкция является структурнымэлементом нормы юридической ответственности. А юридическая ответственность естьне что иное, как реализация санкции нормы права, ибо содержание санкциисводится к установлению определенных юридических последствий поведения,определяет вид и пределы наказания (норм) правонарушителя.
Предметом исследования являетсяизучение существования и развития не всех, а наиболее общих закономерностейфункционирования юридической ответственности и правовых санкций.
 В работе ярко выделено местоконкретно-социологическому методу исследования. Здесь применяется  в основномэтап сбора информации с конкретными материалами, с фактами, после изученияматериала осуществляется отбор.
Научную и правовую основу составилитруды таких правоведов как: Бахрах Д.Н., Лазарев В. В., Липень С. В., ИгнатовА. Н., Прохоров Л. А. и т.д.
Выше указанная цель и задачи обусловилиструктуру работы: введение, две главные задачи, заключение, приложение, списоклитературы.

1.Юридическая ответственность
1.1.Понятие и признаки юридическойответственности.
В отечественнойнауке нет единства в трактовке юридической ответственности. Каждый авторпытается определить ее по своему, подчеркивая те ее стороны, которые он считаетглавными, определяющими.
Наиболеераспространенной  является трактовка понятия правовой  ответственности – какмеры государственного принуждения, как реакция на совершенное преступление, тоесть правонарушение. «Юридическая ответственность в обществе есть, преждевсего, государственное  принуждение исполнению требований права, содержащееосуждение деяний правонарушителя государством и обществом»1. Здесьможно выделить ряд существенных моментов: во-первых, ответственность неразрывносвязана с правонарушением; во-вторых, ответственность выражается в применении кправонарушителю государственного принуждения; в-третьих, в самом актеприменения принуждения содержится осуждение деяния правонарушителя.
Большинствоавторов понимает юридическую ответственность как меру государственногопринуждения либо отождествляет ее с наказанием за правонарушение.
Другая группаисследователей просматривает юридическую ответственность в рамках существующихправовых категорий. Они трактуют ее как охранительное правоотношение, какспецифическую юридическую обязанность, как реализацию санкций правовых норм ит.д.
В последнее времясформировалось еще одно направление – анализ юридической ответственности какявление общесоциального. Результатом его стала концепция позитивной юридическойответственности.
Прихарактеристике данного феномена мы исходим из следующих посылок.
1.   Юридическаяответственность отражает специфику любых правовых явлений – их формальнуюопределенность и процессуальный порядок реализации.
2.   Юридическаяответственность неотделима от правонарушения, выступает его следствием.
3.   Юридическая ответственность связана с реализацией санкций правовых норм.
4.   Юридическаяответственность сопряжена с государственно-властной деятельностью, сгосударственно-правовым принуждением.
Таким образом, юридическаяответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцийюридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в формелишений личного, организационного либо имущественного характера.
Юридическаяответственность — это исполнение обязанности на основе государственного илиприровненного к нему общественного принуждения.[1]Юридическая ответственность является частью правоотношения: правовыепоследствия, возникающие между  правонарушителем и государством в лице его компетентныхорганов. Но ответственность — не какое-то новое правоотношение, ибо остается всиле то же самое правоотношение, та же обязанность, которая существовала иранее. Общая обязанность не совершать определенные действия не есть обязанностьв конкретном правоотношении. Поэтому лишь при нарушении этой обязанностиправоотношение возникает, и, разумеется, обязанность, содержащаяся в нем, можетбыть исполнена добровольно. Уклонение от  добровольного исполнения возникшейвследствие нарушения общего запрета обязанности влечет за собой юридическуюответственность.
Еще одноопределение по учебнику В. Лазарева, юридическая ответственность-этопредусмотренная правовыми нормами обязанность субъекта права претерпеватьнеблагоприятные для него последствия правонарушения.[2]
Предложенныеопределения отнюдь не взаимоисключают друг друга, они вполне согласуются и обаимеют право на существование.
Определениеюридической ответственности как опосредованное государственным принуждениемисполнение обязанности охватывает все случаи нарушения обязанностей, являетсянеобходимой и достаточной основой для уяснения и практического применениякатегории ответственности
Юридическую ответственностьнельзя отождествлять с наказанием, ибо, помимо кары (наказания), одновременнопроизводятся воздействия на правонарушителя в целях его перевоспитания; вюридическую ответственность включается также и государственное, и общественноеосуждение правонарушителя, общее и частичная превенция. Здесь юридическаяответственность и наказание соотносится как целое и часть.
Нельзя смешиватьюридическую ответственность с обязанностью, так как фундаментальная правоваякатегория «обязанность» имеет самостоятельное значение и противопоставляетсякатегории «субъективное право». Юридической ответственности противопоставляютсябезответственность, безнаказанность в сфере правового регулирования.Юридическую ответственность можно рассматривать лишь как вид обязанности –обязанности претерпевать меры государственного принуждения за совершенноеправонарушение. Процесс исполнения этого вида обязанностей (т.е. обязанностиисполнения мер государственного принуждения), реализация ответственностивключают в себя и права лица, указанные в статьях исправительно-трудовогозаконодательства, которое отбывает меру ответственности определенную судом засовершение преступления, в виде лишение свободы.
Юридическуюответственность за совершенное правонарушение нельзя отождествлять с социально-правовойответственностью, и с чувством долга по отношению к праву (с позитивнойответственностью). Позитивная, перспективная ответственность – это категорияправосознания, правовой культуры личности. Безусловно, юридическаяответственность связана с социально-правовой, но это разнопорядковые категории.Юридическая ответственность есть, как правило, результат социально-правовойбезответственности, слаборазвитого, или отсутствующего вообще, чувство долгасубъекта в правовой сфере.
Основаниеюридической ответственности является правонарушение. Поэтому, при решениивопроса о юридической ответственности лица, главное значение приобретаетналичие в его действиях полного состава правонарушения, которое образуется изединства объективной и субъективной сторон объекта противоправного деяния.
Составправонарушения – это система объективных и субъективных элементов и признаков,их характеризующих, необходимых и достаточных для признания содеянногоправонарушением.
Объектом противоправногодеяния являются охраняемые государством общественные отношения и,следовательно, нормы, правоотношения, правопорядок, демократического общества.Для полной и всесторонней характеристики правонарушения требуется выяснение нетолько того, что было объектом посягательства, но и то, что представляет собойлицо, совершившее правонарушение.
Субъект правонарушения– это лицо, совершившее противоправный акт, правонарушитель. Характеристикаданного лица представляет собой интерес для решения вопроса о возможностипривлечения его к юридической ответственности.
Таким образом,состав правонарушения, как основания для возникновения юридическойответственности, образуется при наличии:
1.        объекта правонарушения;
2.        субъекта правонарушения;
3.        объективной стороны правонарушения;
4.        субъективной стороны правонарушения.
Только составправонарушения порождает юридическую ответственность. Отсутствие хотя бы одногоэлемента состава правонарушения исключает юридическую ответственность.
Правонарушениеявляется не только основанием, но и указывает на момент возникновенияюридической ответственности. Правонарушение, как юридический факт, объективнопорождает определенные правоотношения и соответствующую ответственностьсовершившего правонарушение.
Они возникают вмомент совершения данного правонарушения. Это происходит независимо от того,обнаружено правонарушение или не обнаружено, стало оно предметом рассмотрения иразбирательства компетентными органами или не стало. Юридическая, в частностиуголовная, ответственность объективно существует и тогда, когда лицо,совершившее преступление, скрывается от следствия и суда. То, что преступник наданном этапе не обнаружен, не устраняет возникшего на основании преступногоакта правоотношения.
Юридическаяответственность не создается судом или административным органом. Выносяприговор, принимая решение, соответствующий государственный орган не порождаеткакую-то новую юридическую ответственность, а на основании достоверноговыявления объективной истины констатирует, фиксирует факт существованиятаковой, конкретизирует ее в пределах санкций установленных законов, и темсамым, обеспечивает осуществление. Поэтому, рассматривая отношение юридическойответственности в развитии, в ней нужно различать следующие моменты: возникновение;выявление; официальная оценка; реализация.
Таким образом,как бы ни была значима роль компетентного органа в процессе выявления,установления и осуществления юридической ответственности, его акты не выступаюткак начало возникновения ее, а являются условием реализации.
Не следует такжеотождествлять юридическую ответственность с государственным принуждением, а темболее, с процессом его реализации. Юридическая ответственность, какправоотношение, в котором правонарушитель выступает в качестве стороны,обязанной претерпевать определенные лишения, всегда предусматривает мерыгосударственного принуждения. Однако сама она еще не есть применение таких мер.Ответственность – это не само принуждение, а обязанность испытывать егосогласно санкциям правовых норм. Санкции определяют рамки юридической ответственности.Юридическая ответственность, заключающаяся в обязанности претерпевать лишения,возникает непосредственно из факта правонарушения, в то время, как реализациясанкций требует определенной правоприменительной деятельности такихгосударственных органов, как суд, прокуратура, милиция, следственные органы,исправительно-трудовые учреждения.
Есть случаи,когда, юридическая ответственность имеет место, а меры государственногопринуждения не осуществляются.
Так бывает тогда,когда, например, истекает срок давности, когда не обнаруживаетсяправонарушитель или когда правонарушитель обнаружен, но суд, основываясь назаконе, признав наличие юридической ответственности, освобождаетправонарушителя от применения наказания.
Надо иметь ввиду, что некоторые меры государственного принуждения вообще не связаны сюридической ответственностью. Так случается, когда, например, проводятсямедицинское освидетельствование и осмотр, карантин, реквизиция и т.д.
Юридическаяответственность прекращается в связи с тем или иным юридическим фактом(амнистия или помилование, завершение наказания или истечение сроков давностипривлечения к ответственности, передача дела в товарищеский суд или передачавиновного на поруки и т.д.). Во всех этих случаях прекращаются исоответствующие правоотношения.
Таким образом,юридическая ответственность существует на всех этапах возникновения и развитияправоотношений, основанием возникновения которых является правонарушение.
Российскоезаконодательство устанавливает ответственность при отсутствии  вины только вцелях гарантии восстановления нарушенных прав, при издании незаконных актов, вслучае причинения вреда источником повышенной опасности (транспортнымисредствами, высоковольтной аппаратурой, взрывчатыми веществами). Она  носит,как правило, гражданско-правовой, восстановительный, а  не карательныйхарактер.
Во всех этихслучаях, ответственность без вины, с точки зрения интересов всего общества,более предпочтительна, нежели отсутствие всякой ответственности, поскольку приэтом обеспечиваются интересы потерпевшего.
Итак,выделим следующие признаки юридической ответственности.
Во-первых,юридическая ответственность — лишь одна из форм государственно-принудительноговоздействия на нарушителей норм права;
Во-вторых,она применяется только к лицам, допустившим правонарушение;
В-третьих,она может применяться только уполномоченными государственными и иными органами;
В-четвертых,ответственность правонарушителей выражается в применении к ним предусмотренныхзаконом санкций, являющихся мерами юридической ответствен­ности. В качествепятого признака некоторые авторы называют общественное осуждение действий(бездействия) правонарушителя.[3]
Юридическая ответственность представляет собойнаиболее серьезную форму государственно-принудительного воздействия нанарушителей норм права. Наряду с ней праву свойственны и иные формы и способывоздействия на поведение людей. Например, меры оперативного воздей­ствия,государственно-принудительные меры превентивного и регуля­тивного характера, которыене могут быть отождествлены с юридической ответственностью, поскольку неотвечают названным выше признакам.
1.2. Виды юридическойответственности.
Видыюридической ответственности (гражданско-правовая (имущественная),уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная) полностьюсовпадают с видами правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можноусловно подразделить на два вида. К первому относится ответственность,налагаемая компетентными государственными органами или должностными лицами,характеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительноговоздействия, рассматриваемая либо в судебном, либо административном порядке:уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная. Ко второму виду ответственности следует отнести привлечениек ней правонарушителя непосредственно управомоченным лицом, что характерно длягражданско-правовой ответственности при наличии факта совершениягражданско-правового деяния. При привлечении правонарушителя к ответственностикомпетентным государственным органом или должностным лицом кроме фактаправонарушения необходим правоприменительный акт, устанавливающий его вину, а вряде случаев и точную меру государственно-правового воздействия.
Конкретныеили отсылочные нормы, предусматривающие ответственность, содержат все отраслизаконодательства, таким образом, ответственность является общим правовыминститутом. Отраслевые нормы ответственности имеют некоторые особенности, новсе они характеризуются единством цели, функций, признаков, оснований.[4]
Юридическаяответственность не может осуществляться «вообще». В реальной жизни она всегдадостаточно определенна. В отдельных видах ответственности общие ее признакипроявляются по-разному, что обуславливает специфику их регламентации иреализации.
В наукеклассификация видов юридической ответственности производится по самым различнымоснованиям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, пофункциям и т.д. Наибольшее распространение получило деление видовответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают 5 видовюридической ответственности: Материальная, дисциплинарная, административная,гражданско-правовая, уголовная[5].
Материальнаяответственность является самым легким видом юридической ответственности. Оназаключается в восстановлении рабочими и служащими предприятий и учрежденийущерба, измеряемого в денежной форме, который они причинили данному предприятиюили учреждению. Штраф взыскивается администрацией предприятия и учреждения наосновании соответствующего приказа, в результате чего нарушенное правовосстанавливается (возмещается ущерб), а данное правоотношение прекращается.Материальная ответственность государственного служащего за ущерб, причиненныйгосударству при исполнении трудовых обязанностей, является одним из важныхсредств защиты государственной собственности. Материальная ответственностьнаступает за служебный проступок, причинивший материальный ущерб организации,выражается в возмещении виновным служащим причиненного им вреда. Материальнаяответственность, как правило, бывает ограниченной, когда служащие, по винекоторых причинен ущерб, несут ее в размере прямого ущерба, но не более своегосреднего месячного заработка. Полная материальная ответственность означает, чтоущерб возмещается в полном размере материальной ответственности, виновныепривлекаются либо администрацией, либо по ее иску судом.[6]
         Одним из наиболее широко применяемых видов юридической ответственности являетсядисциплинарная ответственность. Она наступает в результате нарушения учебной, трудовой,воинской, служебной дисциплины. Данная ответственность заключается в несениинеблагоприятных последствий служебного характера. Наиболее распространеннымимерами дисциплинарной ответственности являются: предупреждение; выговор;строгий выговор; увольнение.
Дисциплинарнаяответственность налагается на лицо, совершившее нарушение дисциплины,администрацией предприятия, учреждения на основании приказа. Она связана сналичием трудовых отношений работника с органом управления и служит целиобеспечения дисциплины труда. Основанием дисциплинарной ответственностиявляется дисциплинарный проступок, то естьвиновное нарушение правил, обязанностей службы, в частности, трудовойдисциплины. Под нарушением дисциплины понимается противоправное неисполнениеили ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него обязанностей.[7]Противоправными признаются такие действия (бездействие), которые несоответствуют требованиям законодательства, либо прямо противоречат ему.Напротив, любые действия работника, соответствующие требованиям закона,являются правомерными и не могут быть квалифицированы как нарушение трудовойдисциплины. Невыполнение подчиненными незаконных приказов руководителя иприказов, изданных с нарушением требований закона, также должно рассматриватьсякак правомерное, а не противоправное поведение.[8] Государственный служащий в случае сомнения в правомерности  полученного им дляисполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить обэтом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшемураспоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а вего отсутствии руководитель, издавший распоряжение, в письменной формеподтвердит указанное распоряжение, государственный служащий обязан егоисполнить, за исключением случаев, когда его исполнение являетсяадминистративно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнениегосударственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший этораспоряжение руководитель.
Целидисциплинарной ответственности достигаются с помощью применения различных мердисциплинарного воздействия к нарушителям дисциплины труда, носящих названиедисциплинарных взысканий.  Дисциплинарные взыскания применяются, как правило, впорядке служебного подчинения, только определенным кругом субъектов линейнойвласти, в пределах их компетенции и установленного перечня таких взысканий.Перечень дисциплинарных взысканий не может произвольно изменяться субъектами ихприменения.[9]Это означает, что за должностной проступок органом или руководителем, имеющимправо назначать государственного служащего на государственную должностьгосударственной службы, в соответствии со ст.14 закона об основахгосударственной службы, на государственного служащего могут налагаться толькоследующие дисциплинарные взыскания (в порядке усиления меры ответственности):замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебномсоответствии, увольнение. До решения вопроса о дисциплинарной ответственностигосударственного служащего, он может быть временно (но не более чем на месяц)отстранен  от  исполнения должностных обязанностей с сохранением денежногосодержания.
Вперечень не попало такое дисциплинарное взыскание как понижение в должности,предусмотренное п.12 Положения о федеральной государственной службе. По нашемумнению, в соответствии с принципом верховенства закона над административнымактом, применение его должно быть исключено. 
Административнаяответственность наступает за совершение правонарушения, не представляющегобольшой общественной опасности  (административного проступка). Чаще всегоадминистративная ответственность выражается в форме штрафа либо иныхнезначительных правовых ограничений.
Привлечение кадминистративной ответственности осуществляется с соблюдением процессуальнойформы. Документом, на основании которого происходит привлечение к данному видуответственности, является протокол об административном правонарушении, которыйсоставляется уполномоченными должностными лицами и подписывается правонарушителем.К правонарушителю могут быть применены также меры обеспечения производства поделу: личный досмотр; изъятие вещей и документов; административное задержание.
Административноедело рассматривают и принимают окончательные решения: суды, судьи, органы внутреннихдел, органы государственных инспекций, иные административныеорганы; уполномоченные должностные лица.
Основаниемадминистративной ответственности является административный проступок, то естьпосягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права исвободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное(умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за котороезаконодательством предусмотрена административная ответственность.   К нейпривлекаются служащие, чаще всего должностные лица, за нарушениеобщеобязательных правил, предусмотренных Кодексом об административныхправонарушениях и другими актами с административными санкциями, если ихсоблюдение вменено им в обязанность. Иными словами, основанием административнойответственности служащих выступает деяние, которое одновременно расценивается икак административный, и как дисциплинарный проступок, что дало почву дляпоявления концепции, различающей дисциплинарное принуждение и дисциплинарнуюответственность по административному праву.
Меройадминистративной ответственности, применяемой в целях воспитания лица,совершившего административное правонарушение, предупреждения правонарушений каксамим правонарушителем, так и другими лицами, является административноевзыскание. К служащим применяются только два административных взыскания:предупреждение и штраф, которые налагаются субъектами функциональной власти.Тот факт, что административный проступок должностного лица одновременноявляется и нарушением им служебных правил, то есть дисциплинарным проступком,ставит вопрос о допустимости или  недопустимости наложения на виновноедолжностное лицо сразу двух взысканий — и административного и дисциплинарного.Законодательного решения по этому вопросу пока нет[10];мнения же в научных кругах различны. Одни считают возможным сочетаниедисциплинарных и административных взысканий за правонарушения, составляющиекумуляцию  двух разных по правовой природе проступков. В частности, полагают,что за одно и то же нарушение нельзя привлекать дважды или более лишь каналогичному виду ответственности. Относительно разных видов ответственности — привлечение к одному из них не освобождает должностное лицо от другого видаответственности. Другие, и мы разделяем эту позицию, утверждают обратное[11].
Гражданская ответственность преследует иныецели, нежели уголовная, административная и дисциплинарная. Она применяется,прежде всего, для восстановления нарушенных прав граж­дан, иных лиц в случаяхнеисполнения должниками своих обяза­тельств по договору или вследствиепричинения вреда. Долж­ник, не исполнивший или ненадлежаще исполнивший обяза­тельствапо договору, обязан возместить кредитору убытки, в которые входят расходыкредитора, реальный ущерб и упущен­ная выгода. По определенной частиобязательств на должника, не исполнившего обязательств, может возлагатьсяобязанность выплачивать штрафные санкции в виде неустойки.
Правовосстановительные цели преследует и ответственностьза вред, причиненный личности либо имуществу гражданина или юридического лица.В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред подлежит возмещению в полном объемелицом, его причинив­шим. В отдельных случаях, предусмотренных законом или дого­вором,может устанавливаться обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшемукомпенсацию сверх возмещения вреда.
Однако гражданское право знает и карательные санкции.Это конфискация, штраф и отказ в защите субъективного граждан­ского права.Конфискация имущества применяется в качестве одной из санкций за нарушениегражданского законодательства и, в частности, за совершение сделок с целью,противной осно­вам правопорядка и нравственности. Штрафные санкции (штраф,пеня) применяются к правонарушителям независимо от убытков, понесенных сторонойпотерпевшей в договоре, и вы­плачиваются потерпевшему. Отказ в защитесубъективного гра­жданского права применяется в случаях злоупотребления пра­вомуправомоченным лицом.
Гражданская ответственность возникает с момента неиспол­ненияобязательства в установленный срок или исполнения не­надлежащим образом.Обязательства вследствие причинения вреда возникают с момента его причинения.Характерная осо­бенность гражданской ответственности состоит в том, что онаможет исполняться правонарушителем добровольно, без приме­нения мер государственногопринуждения. И лишь в случае конфликта между участниками гражданскогоправоотношения к его разрешению подключаются государственные органы.
Следуетподчеркнуть, что гражданско-правовая ответственность является институтом Общейчасти гражданского права, распространяющим свое действие по общему правилу навсе виды гражданских правоотношений. Она отнюдь не сводится к ответственностиза нарушение обязательств, как это по традиции устанавливается гражданскимзаконодательством, и в большинстве случаев автоматически воспроизводитсяследующей за ним учебной литературой[12].
Гражданские дела рассматриваютсяобщими или арбитраж­ными судами, а в некоторых случаях и иными государственны­миорганами по заявлению участника правоотношения или по­терпевшего. Рассмотрениегражданского дела основывается на принципе диспозитивности предоставляющемсторонам право самостоятельно распоряжаться своими материалами и процес­суальнымиправами. Возбуждение гражданского дела, опреде­ление предмета и основания иска,обращение к исполнению ре­шения суда зависят от волеизъявлений истца.Заключение миро­вого соглашения определяется волей обеих сторон, а признаниеиска волей ответчика. В компетенцию суда входит оценка пред­ставленныхсторонами доказательств и принятие решения. Необходимым условием для применениягражданской ответ­ственности является вина, за исключением случаев причинениявреда источником повышенной опасности. Гражданская ответ­ственность завершаетсявосстановлением нарушенного права Гражданско-правоваяответственность наступает за нарушение правовых норм, регулирующихимущественные отношения, а также за причинение внедоговорного  вреда имуществуили личности. Данный вид ответственности обычно выражается в: восстановлениинарушенного права; предоставлении компенсации (чаще всего денежной). Указанныемеры могут применяться как выборочно, так и совокупности. Привлечение кгражданско-правовой ответственности осуществляется в строгой процессуальнойформе на основании норм Гражданско-процессуального кодекса РФ (возбуждениедела, собирание доказательств, порядок его рассмотрения, принятие решения ииные вопросы). Решение по гражданским делам принимается исключительно судом илисудьей единолично[13]
Уголовнаяответственность является наиболее суровым видом юридической ответственности,соразмерно общественной опасности противоправного деяния, создающей длявиновного лица серьезные правовые последствия в виде  осуждения и уголовногонаказания. Посредством уголовной ответственности реализуются задачи уголовногозаконодательства. Уголовная ответственность призвана предупреждатьпреступления, оказывать воспитательное воздействие на лиц, их совершивших.[14]Она наступает за совершение правонарушений, представляющих большую общественнуюопасность и предусмотренных  Уголовным кодексом РФ – преступлении.Отличительными чертами уголовной ответственности являются:
·    Наличие исчерпывающего перечня преступлений, за совершениекоторых  возможна  уголовная  ответственность  (содержится в нормах Уголовногокодекса РФ );
·    Причисление видов деяний к преступлениям только на основаниизакона;
·    Строжайшее соблюдение процессуальных норм при привлечении куголовной ответственности;
·    Наличие особой совокупности документов, на основании которыхвыносится приговор суда, уголовного дела;
·    Особый порядок расследования преступления;
·    Возможность применения мер пресечения – подписка о невыезде,арест, заключение под стражу;
·    Возможность применения принудительных мер медицинского характера;
·    Право обвиняемого на защиту;
·    Рассмотрение дела только судом ( судьей ) в открытом ( внекоторых случаях закрытом ) заседаниях;
·    Состязательность процесса;
·    При признании подсудимого виномным – назначение ему уголовногонаказания;
·    Возможность пересмотра приговора в кассационной инстанции;
·    Разнообразие и особая строгость уголовного наказания, крайненеблагоприятные последствия для осужденного1;
·    Длительные сроки давности привлечения и уголовной ответственности2;
·    Наличие особого состояния после отбытия наказания,ограничивающего правовой статус человека, судимости.
Уголовнуюответственность  можно определить как предусмотренные законом “неблагоприятныепоследствия, налагаемые приговором суда на лицо, совершившее преступление,выраженные в самом факте осуждения или осуждения, сопряженного с наказанием исудимостью”[15].По своему характеру уголовная ответственность заключается в государственномпринуждении, соединенном с порицанием неправомерного поведения. Государствоналагает уголовную ответственность в принудительном порядке, вне зависимости отжелания правонарушителя, его волеизъявления.[16]Основанием уголовной ответственности  является наличие в деянии лица составапреступления, в данном случае — должностного преступления. В случаях, когдадействия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий,были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных,чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другимисредствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайнейнеобходимости не могут быть признаны преступными. Уголовная ответственностьнаступает только при наличии вины.
Кроме указанных вкачестве самостоятельного вида ответственности в литературе выделяется отменаактов, противоречащих законодательству. Несмотря на определенную близость кюридической ответственности и значимости этого юридического феномена, полагаем,что он отличается от ответственности.

2. Правовые санкции
 
2.1.Правовые и виды правовых санкций.Правовые санкции (Legal sanction;Sanction, От лат. Sanctio — строжайшеепостановление ) — меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для негоопределенные неблагоприятные последствия.
Например,О. Э. Лейст характеризует санкции как нормативное определение мергосударственного принуждения, применяемых в случаях правонарушения и содержащихего итоговую оценку; основная цель санкций, по его мнению, предупреждениеправонарушений, а если правонарушение совершено, то применение и реализациясанкций направлены на осуществление задач общей и частной превенции.
Вправе термин «Санкции» имеет четыре основных значения.
1) Меры, применяемые к правонарушителю и влекущие для него определенныенеблагоприятные последствия.
Взависимости от характера мер и применяющих их органов санкции делятся на:
а) уголовно-правовые
б)административно-правовые
в)дисциплинарно-правовые
г)имущественные

Уголовно-правовые санкции (лишение свободы, ссылка и т.п.) применяются толькосудом; административно-правовые (например, штраф, административный арест) — милицией, государственной инспекцией и т.п.;
дисциплинарно-правовые (понижение в должности, увольнение) — должностнымилицами и администрацией; имущественные санкции (например, возмещениенарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества,признание сделки недействительной, уплата неустойки и т.п.) назначаются судом,арбитражным судом как самостоятельная мера или в сочетании с другими мерами
2)Структурная часть правовой нормы, где указаны возможные меры воздействия нанарушителя данной нормы. Санкция как часть нормы в английских текстах именуетсяне «sanctions», а «vindicatory part»
3)Акт прокурора, разрешающий принудительные меры к лицу, подозреваемому в преступлении(заключение под стражу, обыск и др.)
4)В международном праве — меры воздействия на государство, нарушившее нормы этогоправа или свои международные обязательства
Юридические последствия зависят от характера правонарушения.
В соответствии с Уставом ООН при простом правонарушении (наносящем ущерб странеили группе стран) государство-правонарушитель обязано восстановить иликомпенсировать нарушенные права (при причинении материального ущерба главнымобразом в форме репарации либо реституции)
Если же действия государства квалифицируются как преступные (наносящие ущербвсему международному сообществу), то к нему применяются принудительные мерывплоть до военных!!!
Санкция– предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меруюр. ответственности для нарушителя. В санкциях особенно заметна связь государстваи права. Различают след. санкции:
1.по отраслевой принадлежности – уголовные, административные, гражданские,дисциплинарно-правовые;
2.по характеру последствий – правовосстановительные (возместительные) и штрафные(карательные);
3.по степени определенности санкции – абсолютно-определенные,относительно-определенные, альтернативные. Самая распространенная классификацияюридической ответственности- в зависимости от того, нормы какой отрасли праванарушаются, какой вид правонарушения совершен.По этому критериюрассмотрим поподробнее каждый вид юридической ответственности.[17]
Рассмотрими раскроем сущности правовых санкций:[18]
1.        Уголовно- правовая  санкция. В УКРоссии (1996 г.) все санкции норм, предусматривающих наказание за совершениепреступлений, являются либо относительно-определенными либо альтернативными. Нов теории уголовного права продолжается дискуссия по вопросу о целесообразностивключения в Уголовный кодекс абсолютно-определенных санкций. Так, например,С.А. Поляков делает вывод о необоснованном сокращении случаев примененияабсолютно-определенных санкций в уголовно-правовых нормах и даже предлагаетварианты решения данной проблемы. Л.Л. Кругликов также писал о необходимостивведения в УК абсолютно-определенных санкций, правда, не единичных, аальтернативных. А.А. Нечепуренко предлагает пересмотреть санкции запреступления и свести до минимума разрыв между минимальными и максимальнымиразмерами наказания в пределах одной санкции, указать в каждой санкции лишьодин вид наказания, а в последующем вообще перейти к абсолютно-определеннымсанкциям. Это предложение, однако, он делает с оговоркой, что вводитьабсолютно-определенные санкции не имеет смысла без концептуальногопереосмысления роли всех уголовно-правовых институтов[19].
Позиция ученых онеобходимости закрепления в уголовном законодательстве абсолютно-определенныхсанкций исходит из теории возмездия, видный представитель которой — И. Кант.Сторонником таких санкций был и основоположник одной из относительных теорийуголовного наказания — теории психологического принуждения — А. Фейербах.
На наш взгляд,переход к абсолютно-определенным санкциям противоречит важнейшим принципамназначения уголовного наказания — справедливости, индивидуализации,дифференциации уголовной ответственности и наказания. Такие санкции непозволяют назначить наказание с учетом личности преступника, характера истепени общественной опасности совершенного преступления, смягчающих иотягчающих наказание обстоятельств. Поэтому если уголовное законодательство непреследует цели кары, возмездия за совершенное преступление, а напротив, ставитсвоей целью исправление преступников, общее и специальное предупреждениепреступлений, Уголовный
кодекс долженсодержать только относительно-определенные и альтернативные санкции.
В связи с этимвозникает очень серьезная и сложная проблема — вопрос о возможных границах илипределах относительно-определенных санкций. В УК России границы междуминимальными и максимальными размерами наказания в виде лишения свободыдостигают 10, 12, а в отдельном случае даже 19,5 лет.
По мнению Л.А.Прохорова, существующие в уголовном законодательстве сравнительно широкие рамкисанкций создают правовую основу индивидуализации наказания, позволяя судуучитывать специфические обстоятельства преступления, социальные ипсихологические особенности личности виновного[20].
Но есть и другаяточка зрения. Как отмечает А.Н. Игнатов, слишком большой разрыв между нижним иверхним пределами санкций создает излишний простор для проявления субъективизмаи не способствует обеспечению единства судебной практики в борьбе спреступностью. Аналогичного мнения придерживается Г.Т. Ткешелиадзе, которыйпишет о том, что при широких рамках наказания «затрудняется проведениеединой карательной политики»[21].Такую же точку зрения высказывает К.Р. Самвелян и др.
Представляется,что позиция названных ученых должна быть поддержана. Их аргументы весомы иубедительны — границы между нижними и верхними пределами наказания в виделишения свободы в санкциях норм не должны быть слишком широкими. Но при этомвозникает другая проблема — какими именно могут и должны быть такие границы илипределы санкций?
В УК невозможнопроследить каких либо закономерностей в установлении нижних и верхних пределовсанкций норм. Так, например, вряд ли можно признать обоснованным разрыв в 19,5лет лишения свободы в санкции ч.2 ст.356, 12 лет — ч.2 ст.105, 10 лет — ч.3ст.126, ст.276 и некоторых других санкциях статей УК. Создается впечатление,что пределы такого наказания закреплены произвольно, не подчиняясь каким-либозакономерностям.
Была предпринятапопытка проанализировать санкции одной из глав УК главы 16 «Преступленияпротив жизни и здоровья», которые предусматривают в качестве одного извидов наказания лишение свободы и на основе данного анализа сделать предложенияпо усовершенствованию конструкции санкций в плане установления пределов междунижними и верхними границами наказания. На данной таблице показан разрыв междуминимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (в годах) иколичество санкций, в которых он встречается:


Разрыв между минимальным и максимальным наказанием в виде лишения свободы (лет)
Количество санкций норм 0,5 3 1 - 1,5 7 2 - 2,5 5 3 1 3,5 1 4 1 4,5 8 5 - 5,5 - 6 1 6,5 - 7 2 7,5 1 8 - 8,5 - 9 1 9,5 - 10 1 10,5 - 11 - 11,5 - 12 1
Проведенноеизучение санкций позволяет сделать следующие выводы:
Статьи 107 и 108УК предусматривают ответственность за умышленное убийство при смягчающихобстоятельствах. Однако санкция ст.107 устанавливает за совершение этогопреступления до 5 лет лишения свободы, а ст.108 — до 2 (ч.1) и 3 лет (ч.2).Вряд ли целесообразен такой разброс в санкциях за один вид преступления.
В то же время,получается, что умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (приналичии отягчающих обстоятельств) (ч.2 ст.112) наказывается строже, чемумышленное убийство (при смягчающих обстоятельствах). Но ведь в первом случаепричинен лишь средней тяжести вред здоровью, а во втором случае потерпевшийпогиб.
В частях 2 и 3ст.111 предусмотрен разрыв между минимальными и максимальными пределаминаказания в виде лишения свободы в 7 лет. Однако первое преступление — тяжкое,а второе — особо тяжкое.
Все это позволилонам прийти к мысли о необходимости установления определенных закономерностейпри определении пределов (границ) наказания в виде лишения свободы:
1. Такие пределыне должны быть одинаковыми в санкциях, предусматривающих наказание засовершение преступлений различных категорий.
2. Чем менеетяжким является преступление, тем меньшим должен быть разрыв между минимальными максимальным наказанием. И, наоборот, чем тяжелее преступление, тем большимдолжен быть такой разрыв, так как это позволит максимально индивидуализироватьнаказание лицу, совершившему преступление.
3. Такой разрыв неможет быть равен 6 месяцам, так как санкция в этом случае практическиутрачивает свой относительно-определенный характер.
4. Нампредставляется, что в санкциях статей, предусматривающих наказания запреступления небольшой тяжести разрыв между минимальным и максимальнымнаказанием в виде лишения свободы должен быть установлен от 1 года до 1,5 лет,за преступления средней тяжести — от 3 до 4, за тяжкие преступления — от 5 до7, за особо тяжкие преступления — от 8 до 10 лет.
Например, ч.1ст.114 УК (преступление небольшой тяжести) должна предусматривать лишениесвободы на срок от 1 года до 2 лет.
Санкция части 4ст.122 УК должна предусматривать наказание в виде лишения свободы на срок от 1года до 5 лет.
Можно подчеркнуть,что если установить такую четкую закономерность между категорией преступления ипределами наказания, то уже не получится огромного разрыва между пределаминаказания, такого, как например, в санкции ч.2 ст. 356 УК — 19,5 лет.
2.административно- правовые санкции. Санкция — это частьадминистративно-правовой нормы, указывающей на меры административноговоздействия, применяемые к правонарушителю, т.е. это наказание за совершенноеправонарушение. (Например, за мелкое хищение чужого имущества предусмотренаответственность в виде наложения штрафа в размере до 5 кратной стоимостипохищенного, но не менее одного минимального размера оплаты труда).

Многие административно-правовые нормы по своей структуре санкций не имеют. Занарушение таких норм административная ответственность предусмотрена в другомакте, например, за нарушение правил дорожного движения административнаяответственность предусмотрена в Административном кодексе.
Вадминистративно-правовой литературе высказываются различные точки зрения оклассификации мер административного принуждения. Так Бахрах Д.Н. различаетсреди них: “меры пресечения, аминистративно-восстановительные меры инаказания.” Он отмечает, что “меры пресечения направлены на прекращениепротивоправных действий и состояний, они используются для того, чтобы недопустить новых правонарушений, вредных последствий”, “восстановительные меры — применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнегоположения вещей. Поэтому вид и размер этих мер зависит от характера и размеравреда, причиненного правонарушителем.”
И.И.Веремеенко считает, что предложенная Бахрах Д.Н. классификация “не проводит достаточночеткой границы между различными правовыми мерами. В группе мерадминистративного пресечения объединены и административно-процессуальные меры(административное задержание, задержание и арест имущества) иадминистративно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерамиадминистративного пресечения (например приостановление работы предприятия).”
Онтакже утверждает, что  критерием классификации мер административногопринуждения, применяемых в связи с правонарушением, может служить “непосредственнаяцель применения тех или иных мер, по указанному критерию они делятся на двеподгруппы: административно-процессуальные меры и административно-правовыесанкции.” Из изложенного И.И. Веремеенко делает вывод о том, что система мерадминистративного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений
1.        административно-процессуальныемеры;
2.        административно-предупредительныемеры;
3.        административно-правовые санкции.
Приэтом он отмечает, что “административно-правовые санкции осуществляют охрануправопорядка и с помощью кары, восстановления и принудительного исполненияправовой обязанности, обеспечивающей реальное исполнение. Соответственно онимогут носить карательный, восстановительный и пресекательный характер” Подадминистративно-правовой санкцией Веремеенко И.И. предлагает понимать “элементнормы административного права, установленный в целях ее охраны, содержащейуказание на те меры государственного принуждения, которые применяются кнарушителям данной нормы, выполняющей свою роль либо кары, либо восстановления,либо реального исполнения и применяемый, как правило, в административномпорядке.”
Вцелом по вопросу о классификации мер административного принуждения в наукеадминистративного права выделяют две основные точки зрения (другие — этомодификация этих двух точек зрения).
“Перваясводится к двухчленной классификации административного принуждения:административные взыскания; иные меры административного принуждения. Выдвинутав конце 40-х годов Студеникиным С.С., Ямпольской Ц.А. и др. В основу даннойклассификации положен формальный признак-наличие административных санкций.
Втораяпредложена М.И. Еропкиным в конце 50-х годов и получила наибольшеераспространение. В ней говорится о существовании трех видов мерадминистративного принуждения:
1.  меры пресечения,
2.  меры взыскания,
3.  меры предупреждения.
Мерывзыскания меры административноговзыскания применяется за совершение определенных правонарушений.«Административное взыскание является мерой ответственности и применяется вцелях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе…общежития, а также предупреждения новых правонарушений как самимправонарушителем, так и другими лицами.»*
Административноевзыскание занимает особое место в системе мер административного принуждения. Ихособенность состоит в следующем:
" — они носят ярко выраженный санкционный характер, чем отличаются от других видовмер административного принуждения, которые этим качеством не обладают;
— воспитательное воздействие от их применения наиболее высоко, посколькудостигается простым, быстрым  и наглядным способом;
— взыскания могут применять не только органы государственного управления, но идругие субъекты правоприменения;
— всеадминистративные взыскания налагаются на основе специального индивидуальногоакта управления — постановления или решения;
— наложение административных взысканий осуществляется уполномоченными на тоорганами милиции в определенном процессуальном порядке, при котором учитываетсяхарактер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины,имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающиеответственность;
— являются эффективным средством реализации института ответственность (подкоторой понимается обязанность гражданина или должностного лица дать отчет освоем неправомерном поведении в сфере государственного управления и понестинаказание в виде административного взыскания."
«Подсистемой административных взысканий понимается перечень различных по степенитяжести и правовым последствиям видов наказаний.»
Внастоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:
 1.Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками,совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойкихантиобщественных установок. К ним относятся предупреждение и общественноепорицание.
2.Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав ивложении на нарушителя определенных претерпеваний."
Всоответствии со ст. 24 Кодекса Административных Правонарушений (КоАП) РоссийскойФедерации (РФ) выделяют следующие виды административных взысканий:
—   предупреждение(ст. 26);
-   штраф(ст. 27);
— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственнымобъектом административного правонарушения (ст. 28);
— конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственнымобъектом административного правонарушения (ст. 29);
—   лишениеспециального права, предоставленному данному гражданину (права управлениятранспортными средствами, права охоты (ст. 30);
—    исправительныеработы (ст. 31);
-    административныйарест (ст. 32);
—    выдворениеиз пределов РФ иностранных граждан и лиц без гражданства за совершениеадминистративных правонарушений (ст. ).
Итакадминистративное взыскание — это «мера наказания, применяемаяуполномоченными на-то государственными органами (должностными лицами), апредусмотренных законом случаях — народными судами ( народными судьями), атакже общественными организациями и их законными представителями к лицам,виновным в совершении административного проступка.»
3.Дисциплинарно-правовые санкции. Дисциплинарными санкциями могут быть замечание,выговор, строгий выговор, временный перевод на нижеоплачиваемую работу илисмещение на низшую должность, увольнение с работы и т. д. Осуществляетсядисциплинарная ответственность через должностных лиц, обладающих дисциплинарнойвластью.Дисциплинарные санкции — это наложение дисциплинарных взысканийсубъектами дисциплинарной власти на основе административно — правовых норм наподчиненных ему членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки.Поскольку такие санкции осуществляются в рамках устойчивых коллективов, онимогут иметь моральное, воспитательное значение (замечание, выговор) и силупринуждения (исключение, прекращение связей нарушителя с коллективом). Кпримеру, мера дисциплинарных взысканий для студентов включает: замечание,выговор, строгий выговор, исключение из вуза (общежития, библиотеки).Процедураприменения дисциплинарных взысканий включает ряд обязательных требований. Доналожения дисциплинарного взыскания должно быть проведено расследованиеобстоятельств дела и члену коллектива обязательно должна быть предоставленавозможность дать письменное объяснение. По срокам дисциплинарное взысканиеприменяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и непозднее чем через шесть месяцев со дня его совершения (не считая времениболезни студента или нахождения его на каникулах). Налагается дисциплинарноевзыскание приказом компетентного должностного лица или решением коллегиальныхорганов. Приказ о наложении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов егоприменения объявляется виновному под расписку. Как акт управления он вступает всилу немедленно. Не допускается отчисление студентов во время их болезни,каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.Дисциплинарное взыскание морального плана (замечание, выговор) считается снятымв тех случаях, когда истек годичный срок давности, и лицо не было повторнопривлечено к дисциплинарной ответственности.
4.  Имущественно-правовыесанкции. Гражданское право регулирует отношения равноправных и независи­мыхтоваровладельцев. Гражданские правоотношения строятся как отно­шения междуравноправными партнерами, где нарушение обязанностей одним всегда влечет засобой нарушение прав другого. Эта взаимная связанность участников гражданскогооборота имеет следствием тот факт, что ответственность по гражданскому правуесть ответственность одного контрагента перед другим, ответственность правонарушителяперед потерпевшим.
Имущественные санкции, возлагаемые на правонарушителя,взыски­ваются в пользу потерпевшей стороны. И только в отдельных исключи­тельныхслучаях, прямо предусмотренных законом, когда правонаруше­ние носит особозлостный характер и когда оно не только нарушает права и интересы контрагента,но и интересы государства и общества, допуска­ется обращение имущественныхсанкций полностью или в определенной части в доход государства.
Из сказанного можно сделать вывод, чтогражданско-правовая ответ­ственность есть одна из форм государственногопринуждения, связан­ная с применением санкций имущественного характера,направленных на восстановление нарушенных прав и стимулирование нормальныхэкономических отношений юридически равноправных участников гражданскогооборота.
 
2.2. Санкция как структурный элемент нормы юридическойответственности.
Вместес тем установление в законодательстве санкций оказывает на поведение субъектовположительное мотивационное влияние, выполняет общепревентивную функ­цию,которая выступает одной из охранительных функций. Санкция — это предусмотренноев соответствующей правовой норме неблагоприятное последствие правонаруше­ния,применяемое к правонарушителю компетентными госу­дарственными органами.Единственным основанием для применения (реализации) санкции служитправонарушение. В юридической литературе существует и более широкая трактовкасодержания санкций. Так, И. С. Самощенко по­лагает, что санкциями могут бытьпредусмотрены либо «меры непосредственного государственного принуждения,применяемые для обеспечения реального исполнения правовых обязанностей или ввиде кары за нарушение правовых запретов, либо иные неблагоприятные последствиянеиспол­нения нормы права». Согласиться с таким пониманием содержания санкции,по моему мнению, нельзя по следую­щим основаниям:
 Во-первых,следует отграничить санкции от тех неблаго­приятных последствий, которыенаступают для лица, не исполнившего юридические обязанности процессуальногохарактера (надлежащее оформление сделок, соблюдение процессуальных правил,сроков и т. д.). Несоблюдение или неисполнение подобных юридических правил неможет влечь за собой применение санкций, так как такого рода «право­нарушения»причиняют вред самим нарушителям. Санкцией же предусмотрены материально-правовыепоследствия, ко­торые наступают за неисполнение юридических обязанностей и обеспечиваютреализацию другими субъектами их нрав на обладание, пользование и распоряжениеразнообразными социальными благами. Действительное правонарушение во всех случаяхпричиняет вред интересам других лиц, нару­шает их права, а санкция применяетсяк правонарушителю как средство государственного и правового воздействия.
Во-вторых,нужно отграничить собственно санкции от тех мер защиты прав, часть из которыхмогут применять сами потерпевшие в отношении правонарушителей.
Наказание— принудительно  осуществляемое средством воздействия. Следовательно,принудительно реализуются и санкции, предусматривающие наказание. Этообстоятельство нередко служит основанием для отождествления понятий  санкции,меры наказания и меры государственного принуждения.
Государственноепринуждение есть совершаемое компетентными органами и должностными лицамивластное воздействие в виде предписания определенного поведения (психическоепринуждение) либо в форме непосредственного действия (физическое принуждение).Такой метод государственной деятельности применяется при решении разных  задачдля достижения различных целей, но естественно, что  наибольшее применение оннаходит в сфере правоохрани­тельной деятельности государства. Разнообразныемеры, охраны прав граждан, общественных и государственных организаций,предусмотренные нормами социалистического права, если они не осуществляютсяобязанными лицами добровольно, реализуются принудительно.
Следовательно,осуществление наказания  является одной из целей применения государственногопринуж­дения. Государственное принуждение является средством, обеспечивающимреализацию предусмотренной в санкции нормы юридической ответственностинаказания правонарушителя. Итак, санкция — это структурный элемент нормыюридической ответственности. Юридическая ответственность есть не что иное, какреализация санкции нормы права, ибо содержание санкции сводится к установлениюопределенных юридических последствий поведения[22].
Онаопределяет вид и пределы наказания (норм) правонарушителя, применяется наоснове правонарушения, конкретизируется актом применения соответствующейправовой нормы, реализуется, как правило, посредством государственногопринуждения, воздействует на статус правонарушителя и имеет своей целью егоисправ­ление воспитание.
Понятие «юридическая санкция» имеет, таким образом, строго определенные смысл изначение, что позволяет четко разграничить, дифференцировать разнообразныеправоохранительные меры, предусмотренные нормами различных отраслей права.
Санкцияесть мера наказания (кары) правонарушителей, т.е. мера юридическойответственности. Без санкции юри­дическая ответственность не может нивозникнуть, ни осу­ществиться — настолько органична их взаимосвязь
  Юридические санкции — это  разновидность правоохра­нительных мер. Спецификасанкций состоит в том, что ими предусмотрены меры наказания правонарушителей.К. Маркс, раскрывая социальное назначение наказания, писал: «Наказание есть нечто. иное, как средство самозащиты общест­ва против нарушений условий егосуществования, каковы бы ни были эти условия. Именно карательная сущностьпозволяет выделить юридические санкции из всего множест­ва предусмотренныхправом мер защиты, имеющих различ­ные основания и разные цели применения.»
       Юридические санкции предусмотрены нормамиматери­ального права, хотя могут применяться и на основании на­рушенийпроцессуальных норм (ответственность свидетеля за отказ или за дачу ложныхпоказаний, ответственность экспертов, специалистов, переводчиков и т. д.)Будучи ин­ститутом материального права, юридическая ответственность, такимобразом, обеспечивает нормальный процесс реализа­ции права, карает егонарушителей. Отождествление мер защиты юридическими санкциями приводит, на нашвзгляд, к выводу о существовании про­цессуальных санкций и процессуальнойответственности. Например. Н, А. Чечина и П. С, Элькинд отождествляютюридические санкции с другими охранительными мерами, которые предусмотреныпроцессуальными отраслями права и тем самым обосновывают существованиепроцессуальной ответственности. Правонарушение без ответственности передзаконом — явление ненормальное, фундамент без самого здания. Существованиеюридической ответственности как способа разрешения противоречий междуинтересами  общества и отдельных субъектов — это выражение объективнойсоциальной необходимости.
Ответственностьправонарушителя заключается в выполнении двух видов обязанностей:
а)восстановить по мере возможности то состояние общественной жизни, которое былодо совершения правонарушения (например, исполнить невыполненную обязанность,вернуть незаконно приобретенное, иным способом ликвидировать причиненный вред,ставший причиной правонарушения);
б)понести кару за совершенное правонарушение (например, выплатить штраф, отбытьназначенный судом срок лишения свободы и т.д.).
Этидве группы обязанностей составляют единое содержание всякой юридическойответственности. Только возмещение причиненного  вреда могут оказать реальноевлияние на сознание правонарушителя и предостеречь его от совершенияпротивоправных поступков в будущем.
  Заключение
 
 В данной работе с позиции новичка в юридической теории попыталась раскрытьпонятие «юридическая ответственность и правовые санкции». Вопрос былрассмотрен, насколько представлялось возможным, достаточно подробно.Проанализированы соотношения юридической ответственности  и правовых санкций,определены признаки, характерные для ответственности и санкций.
 Вглаве под понятием юридическая ответственность рассмотрены признакиответственности, которые представляют собой наиболее серьезную формугосударственно-принудительного воздействия на нарушителя норм права. А так жерассмотрены и иные формы и способы воздействия на поведения людей, например,меры оперативного воздействия, государственно-принудительные меры превентивногои регулятивного характера, которые не могут быть отождествлены с юридической ответственностью,поскольку не отвечают названным в работе признакам. Здесь раскрыт каждый видюридической ответственности, но нужно не забывать и то, что в отдельных видахответственности общие ее признаки проявляются по разному, что обуславливаетспецифику их регламентации и реализации. Нужно заметить и то, что видыюридической ответственности полностью совпадают с видами правонарушений, ноусловно можно подразделить на два вида. К первому относится ответственность,налагаемая компетентными государственными органами. Ко второму видуответственности следует отнести привлечение к ней правонарушителянепосредственно управомоченным лицом. В работе показана классификация видовюридической ответственности, но большее внимание получило деление видовответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают 5 видов юридической ответственности о которых шла речь в работе.
Повторой главе можно сделать следующие выводы, что под понятием правовые санкциипонимается мера применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенныенеблагоприятные последствия. В зависимости от характера мер и применяющих ихорганов, санкции делятся на уголовно-правовые, административно-правовые,дисциплинарно-правовые и имущественные санкции. Каждый вид правовых санкций рассмотренв работе. Раскрыто понятие санкция как структурный элемент нормы юридическойответственности. Таким образом установление в законодательстве санкцийоказывает на поведение субъектов положительное мотивационное влияние, выполняетобщепревентивную функцию, которая выступает одной из охранительных функций. Иединственным основанием для применения (реализации) санкции служитправонарушение.
Вцелом, как представляется, в работе удалось раскрыть заданную тему. По моемумнению, не будь юридической ответственности и правовых санкций сообществамлюдей, было бы гораздо труднее установить какие либо рамки цивилизованныхотношений между собой, что могло бы и не привести к сегодняшнему пониманиюидеала человеческих отношений. И, может быть, общество не достигло бы тогоуровня развития вообще, а так же не могло бы существовать в том человеческомкачестве, которое определяется отношением к законности, способности каждого непереступать грань разумного. Наличие юридической ответственности и правовыхсанкций оказывает воздействие на большую часть общества. Большинство людейосознает, что возмездие за совершенное правонарушение неотвратимо. И благодарятаким людям держится правопорядок в обществе. Через правопослушное населениевозможно осуществление положительного воздействия на правонарушителей. Такимобразом, юридическая ответственность имеет цель защищать и сохранятьобщественный порядок. Эта цель достигается путем применения к правонарушителюсанкций предусмотренных нормами права.

/>

Виды правовых санкций
 
Приложение 2.1
 

Уголовно-правовая

Административно-правовая

Дисциплинарно-правовая

Имущественно-правовая
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.  Бахрах Д.Н. Административноеправо. Учебник. Часть общая. М.:  “БЕК”, 1993. 301 с.
2.  Бахрах Д.Н. Административнаяответственность граждан в СССР. Свердловск, 1989.
3.  Бахрах Д.Н. Важные вопросы наукиадминистративного права//Государство и право. 1993. №2. С. 37-45.
4.  Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях//Законность.1993. №1-6.
5.  Братусь.С.Н. Юридическаяответственность и законность: Очерк теории М. 1976, 216- с.
6.  Гражданское право. Курс лекций,часть первая под редакцией О. Н. Садикова.
7.  Гражданское право Часть перваяУчебник/ под ред. Ю. К.Толстого А. П. Сергеева.
8.  Ефимова Л.Г. Ответственность ираспределение убытков в расчетных отношениях//Государство и право. 1995. №12.С. 27-33.
9.  Ответственность вуправлении/[И.А.Бачило, П.Г.Щекочихин, С.В.Катрич и др.]; Отв. ред. А.Е.Лунев,Б.М.Лазарев. М.: Наука, 1985. 303 с.
10.           Игнатов А. Н. Совершенствованиеуголовных санкций как средство повышения эффективности исполнения наказания ввиде лишения свободы.-М., 1979г.
11.           Кодекс РФ об административныхправонарушениях.
12.           Комментарий с Основамзаконодательства РФ об административных правонарушениях  под ред. Лазарева Б.М.- М.: Юрид. лит., 1989г.
13.           Лазарев В.В., Липень С.В. Теориягосударства и права-см ст.408.
14.           Лазарев В. В., Липень С. В. ТеорияГосударства и Права: Учебник для вузов-2-е изд., испр и доп-М: Спарк 2000г.
15.           Лейст О.Э. Санкции иответственность по советскомуправу.                                                    — Москва1981
16.           Малеин Н. С. Правоотношение:понятие, причины ответственности. М; Юр. лит-ра 1985 г.
17.           Общая теория права и государства. Ред. Манов Г.Н. — Издательство БЕК   Москва 1995.
18.           Общая теория права: Курслекций/[Под общ. ред. В.К.Бабаева]. Н.Н.: ВШ МВД, 1993. 544 с.
19.           Поляков С.А. Санкции в уголовномзаконодательстве. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. — Спб.,1996. — С.19;Кругликов Л.Л. Правовые средства обеспечения справедливости наказания впроцессе его индивидуализации. Автореф. дисс. … д-ра юрид. наук. — М.,1985. — С.13; Нечепуренко А.А. Неотвратимость наказания как принцип уголовного права. — Омск,1996. — С.77.
20.           Прохоров Л. А. Общие назначениянаказания и предупреждение рецедивной преступности — Омск 1980г.
21.           Сырых В.М. /Теория государства и права. / Москва, издательство     «Былина», 1998г.
22.           Теория права.   Ред.  Лифшиц Р.Э.Издательство БЕК 1994г.
23.           Ткешелиадзе Г. Т. Судебнаяпрактика и уголовный закон. Автореф. дисс. д-ра юрид. наук-М, 1981г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.