Реферат по предмету "Государство и право"


Чрезвычайное законодательство периода ВОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТВЕРСКОЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА ТЕОРИИПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
ПОИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ
«ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»
ВЫПОЛНИЛА СТУДЕНТКА
IКУРСАОЗО
ЛИТВИНЮК АННА ИГОРЕВНА
ПРОВЕРИЛ ПРОФЕССОР
ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
СЕРГЕЕВ ГЕННАДИЙ СТЕПАНОВИЧ
ТВЕРЬ 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.        Измененияв государственной системе СССР в период отечественной войны
1.1     Чрезвычайныеорганы управления
1.2     Вооруженныесилы
1.3     Военнаяюстиция
1.4     Измененияв идеологии
2.        Правовоенного времени
2.1     Гражданскоеправо
2.2     Семейноеправо
2.3     Трудовоеправо
2.4     Колхозноеправо
2.5     Уголовноеправо
2.6     Депортациинародов
Заключение
Библиография

Введение
 
22 июня 1941 г.Германия начала войну против СССР. Это была война нового типа, какой не зналаРоссия, – тотальная война на уничтожение. Декларированные цели войны былиполностью подтверждены практикой. Речь шла о ликвидации СССР как цивилизации икак страны, в буквальном смысле о порабощении ее народов и истреблениизначительной части населения.
На эту войну СССРответил Отечественной войной. Это было столкновение цивилизаций с крайнимнапряжением их сил, организованных тоталитарными государствами.
Война закончиласьполным разгромом агрессоров примерно с равными потерями в живой военной силеСССР и Германии. Во всех крупных операциях после Сталинградской битвы советскиевойска несли меньшие потери, чем противник. В освобожденных Красной армией отфашизма странах были установлены дружественные СССР или нейтральные режимы.Советский Союз вышел из войны великой мировой державой.

1.        Изменения в государственной системе СССР в периодотечественной войны
 
1.1     Чрезвычайные органы управления
 
Во время войныдействовали обычные общесоюзные, республиканские и местные органы власти иуправления. На срок войны были продлены полномочия ВС СССР, которые истекалиосенью 1941 г. Выборы были проведены лишь в марте 1946 г. За время войны былотри сессии Верховного Совета, посвященные ратификации союзных договоров,бюджету и расширению прав союзных республик в области обороны и внешнихсношений. Кроме того, создавались чрезвычайные органы. При СНК СССР был созданСовет по эвакуации и другие специальные органы: Комитет по учету и распределениюрабочей силы, Управление по эвакуации населения, Управление по гособеспечению ибытовому устройству семей военнослужащих и др. В сентябре 1941 г. был созданНаркомат танковой промышленности, а в ноябре – Наркомат минометного вооружения.
С первых дней войныГосплан перешел к составлению военно-хозяйственных планов. Первый такой план наIII квартал 1941 г. был представлен через неделю после начала войны, а вавгусте – уже план до конца 1942 г. Органы статистики регулярно проводилисрочные переписи имеющихся в стране материалов и оборудования (за время войныбыло проведено 105 переписей). Создавались чрезвычайные хозяйственныеорганизации. Так, 8 июля 1941 г. были созданы особые строительно-монтажныечасти (ОСМЧ), которые быстро перебрасывались с места на место для строительстваи монтажа оборонных предприятий. Было создано 100 крупных ОСМЧ с 400 тыс.человек (они находились на казарменном положении), а всего в ОСМЧ былопреобразовано 90% организаций Наркомата строительства. За годы войны наркоматзаново построил в восточных районах 3500 крупных предприятий и восстановил вевропейской части 7500 предприятий.
Был учрежденГосударственный Комитет Обороны (ГКО), сосредоточивший всю полноту власти ввопросах войны (возглавил его И.В. Сталин). Вначале в ГКО входило 5 человек,затем – 9. ГКО не имел своего аппарата и использовал аппарат СНК СССР и ЦКВКП(б). В прифронтовых городах создавались городские комитеты обороны (всегоболее 60).
В июле 1941 г. органыгосбезопасности и охраны общественного порядка вновь объединились в один НКВДСССР. Когда в 1943 г. военная обстановка улучшилась, они были опять разделены.При этом органы военной контрразведки были выведены из состава НКВД и переданыв наркоматы обороны и военно-морского флота (Главное управление контрразведки“СМЕРШ”).
В местностях,объявленных на военном положении, все полномочия власти в области обороны,обеспечения порядка и госбезопасности передавались Военным Советам фронтов,армий, военных округов. Они могли издавать постановления, неисполнение которыхвлекло ответственность вплоть до уголовной.
2 ноября 1942 г. былаобразована Чрезвычайная государственная комиссия по установлению ирасследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников ипричиненного ими ущерба. В ее состав были введены видные общественные деятели(писатель А.Н.Толстой, академик Е.В.Тарле, митрополит Николай и др.). Комиссиясобрала и систематизировала огромный фактический материал. На оккупированнойтерритории разными способами оккупанты непосредственно уничтожили 6,39 млн.человек гражданского населения; 5,62 млн. гражданских лиц были насильновывезены на работы в Германию, из них более 2,8 млн. погибли в Германии и около0,6 млн. скончались сразу после репатриации от тяжелых болезней и увечий.
Былирасширены права союзных республик: в 1944 г. учреждены наркоматы обороныреспублик. Тогда же союзным республикам были предоставлены полномочия в областивнешних сношений и созданы наркоматы иностранных дел. Белорусская и УкраинскаяССР участвовали в учреждении ООН и подписании ее Устава.
1.2     Вооруженные силы
23 июня 1941 г. порешению СНК СССР и ЦК ВКП(б) для стратегического руководства вооруженнымисилами была создана Ставка Верховного Главнокомандования, в которую вошли членыПолитбюро и руководители Наркомата обороны. С 10 июля ее возглавил И.В.Сталин.19 июля И.В.Сталин был назначен Наркомом обороны, а 8 августа Главнокомандующимвооруженными силами. Генштаб был переподчинен Верховному Главнокомандующему истал оперативным органом Ставки. При Ставке был также создан Центральный штабпартизанского движения.
Сиюля 1941 г. по октябрь 1942 г. в вооруженных силах существовал институтвоенных комиссаров, однако без права контроля над командным составом. В январе1943 г. для личного состава Красной Армии были введены новые знаки различия –погоны; учреждены ордена: Победы, Славы, Отечественной войны, Суворова,Кутузова, Нахимова, Невского и др.
1.3     Военная юстиция
Особая система военнойюстиции регламентировалась июльским (1941) Указом «О военных трибуналах вместностях, объявленных на военном положении, и районах военных действий». Былиучреждены военные трибуналы в районах военных действий и местностях,объявленных на военном положении. Они рассматривали все преступления,совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны,общественного порядка и госбезопасности, хищениях социалистическойсобственности, разбоях, убийствах, уклонении от исполнения всеобщей воинскойповинности. Жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Лишь оприговорах к высшей мере сообщалось телеграммой председателю Военной коллегииВерховного Суда СССР, и если до истечения 72 часов она не истребовала дело, приговорприводился в исполнение.
До 1943 г. трибуналыдействовали в составе трех постоянных членов, затем в них стали участвоватьзаседатели. Сроки рассмотрения дел были предельно коротки; приговоры трибуналовне подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядкенадзора); дела слушались в закрытом процессе. Командующие армиями и округами,военные советы могли приостанавливать исполнение смертных приговоров, остальныеприговоры исполнялись немедленно после вынесения. Трибуналы обладали широкой подсудностью,рассматривая все наиболее опасные деяния вплоть до спекуляции и хулиганства.Военные власти сами определяли подсудность конкретного дела — общим судам или трибуналам.В местностях, объявленных на осадном положении, к «провокаторам, шпионам ипрочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка», расстрел применялся безсудебного разбирательства.
В 1943 г. былообъявлено военное положение на железнодорожном, речном и морском транспорте.Работники транспорта объявлялись мобилизованными до конца войны.
По Приказу Наркомаобороны СССР от 28 июля 1942 г. в армиях были сформированы по 3–5 заградительныхотряда. Они ставились в тылу неустойчивых дивизий и обязаны были в случаепаники и беспорядочного отхода расстреливать на месте паникеров и трусов. Впублицистике последних лет эта мера представлена как неоправданная жестокость,хотя сведений о расстрелах заградотрядами не приводилось. На деле это была мерапсихологического воздействия. Она была введена после того, как опыт первогогода войны показал, что самые большие потери войска несли при панике ибеспорядочном отходе.
Во время войны широкоиспользовались такие правовые институты, как военное и осадное положения. Особострогий правовой режим, осадное положение, вводился при угрозе захвататерритории противником (например, оно было введено в Москве 20 октября 1941г.).
1.4     Изменения в идеологии
Вгоды войны власти осуществили две важные меры, направленные на укреплениенационального единства в стране, отказавшись при этом от некоторыхидеологических постулатов.
Вмае 1943 г. было заявлено об упразднении Коминтерна. Аргументы, приводимые взаявлении, сводились к следующему: в обстановке войны перед каждой национальнойкомпартией стоят разные задачи. В битве с фашизмом каждая, компартия можетлучше всего действовать «в рамках своего государства», отпала необходимостьсуществования единого центра коммунистического движения.
Вторымважнейшим мероприятием было восстановление руководящих церковных органов всентябре 1943 г.: был созван Собор, избравший Патриарха (место которогопустовало с 1925 г.), образован Синод. Одновременно создавался государственныйорган, призванный сотрудничать с Церковью – Совет по делам православной церкви.Был преодолен церковный раскол, искусственно созданный в 20-е гг.

2.        Право военного времени
Правоваясистема, сложившаяся в довоенный период, в основном сохранялась и после вступленияСССР в войну. Однако формирование чрезвычайных органов, институтов и отношенийне могло не сказаться на системе права и правового регулирования. Заметно быласужена область договорных отношений, усилилась тенденция к централизации,гражданско-правовые методы уступали место хозяйственно- иадминистративно-правовым.
2.1     Гражданское право
Советские законысчитались действовавшими и на временно оккупированной врагом территории.Поэтому гражданско-правовые сделки, совершенные на такой территории, если онипротиворечили закону, признавались недействительными. Расширялись правагосударства в отношении некоторых объектов права личной собственности(например, граждане были обязаны временно сдать радиоприемники). Гражданеосвобожденных территорий обязаны были сдать органам государства трофейноеимущество, а также брошенное имущество, собственники которого неизвестны. СНКСССР в 1943 г. обязал органы власти восточных областей возвратить колхозамосвобожденных районов скот, эвакуированный на восток.
В целом сужалосьприменение гражданско-правовых договоров и возрастала рольадминистративно-правовых, плановых заданий. Это касалось прежде всего военнойпродукции, поставок нефти, угля, металла и т. д. Были уточнены условия договоражилищного найма (в связи с массовой эвакуацией и последующим возвращениемжителей городов, введение льгот для семей военнослужащих и т.д.). В связи сгибелью большого числа граждан был расширен круг наследников: в него быливключены трудоспособные родители, братья и сестры.
2.2     Семейное право
Семейноеправо было уточнено с целью укрепления института брака, поощрения многодетныхсемей, повышения рождаемости, усиления заботы о сиротах. С 1 октября 1941 г.был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан. Беременнымвыдавались дополнительные пайки. В 1943 г. были уточнены нормы об опеке иусыновлении (усыновляемых разрешалось записывать как собственных детей, сфамилией и отчеством усыновителей). По Указу Президиума ВС СССР от 8 июля 1944г., только зарегистрированный брак порождал права и обязанности супругов.Отменялось существовавшее ранее право обращения матери в суд с иском обустановлении отцовства и о взыскании алиментов от лица, с которым она несостояла в зарегистрированном браке. Усложнялся процесс развода: он производилсятолько в судебном порядке, причем в народном суде принимались меры к примирениюсупругов. Вопрос о разводе решал вышестоящий суд, если супруги не примирились.Указ увеличил отпуска по беременности и родам с 63 до 77 дней. Увеличиваласьгосударственная помощь многодетным и одиноким матерям.
2.3     Трудовое право
Для обеспечения работыпредприятий и замены ушедших на фронт работников вводились чрезвычайные меры.Уже Указ Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. “О военном положении”предоставил право военным властям привлекать граждан к трудовой повинности длявыполнения ряда работ. Указом от 26 июня 1941 г. “О режиме рабочего временирабочих и служащих в военное время” директорам предприятий было дано правоустанавливать с разрешения СНК СССР сверхурочные работы до 3 часов в день(кроме беременных женщин, начиная с шестого месяца, и кормящих матерей). Оплатасверхурочных работ производилась в полуторном размере. Отменялись отпуска(кроме, как по болезни, беременности и родам, работникам в возрасте до 16 лет),они заменялись денежной компенсацией, которая переводилась в сберкассы какзамороженные на время войны вклады.
УказомПрезидиума ВС СССР от 13 февраля 1942 г. вводилась мобилизация трудоспособногогородского населения (мужчин от 16 до 55 лет, женщин от 16 до 45 лет) на периодвоенного времени для работы на производстве и строительстве. От мобилизацииосвобождались учащиеся, поступавшие в школы ФЗО и ремесленные училища, а такжематери грудных детей (или детей до 8 лет, если некому было за ними ухаживать).Для выполнения срочных неотложных работ допускалась трудовая повинность граждансроком до 2 месяцев.
2.4     Колхозное право
Колхозное праворасширило системы дополнительной оплаты труда, и в то же время на период войныбыл повышен обязательный минимум трудодней в году: до 100 в Московской и другихспециально указанных областях и до 120-в остальных районах СССР. Подростки ввозрасте от 12 до 16 лет, обязаны были выработать не менее 50 трудодней в году.Колхозники, не выработавшие без уважительных причин минимума трудодней в сезонработ, карались по суду исправительными работами в колхозах на срок до 6месяцев с удержанием до 25% оплаты в пользу колхоза. Председатели колхозов зауклонение от предания суду колхозников, не выработавших минимума трудодней,сами привлекались к судебной ответственности.
Трактористам и рядудругих механизаторов вводилась дополнительная оплата натурой или деньгами. Встраду в порядке мобилизации на работу в МТС, колхозы и совхозы привлекалисьгорожане, не работающие на предприятиях промышленности и транспорта, а такжечасть служащих, учащиеся и студенты с оплатой в трудоднях и сохранением поместу работы 50% оклада, а студентам – стипендии.
2.5     Уголовное право
Довоенные нормыуголовного права были дополнены. Так, распространение ложных слухов,возбуждавших тревогу среди населения, наказывалось лишением свободы на срок от2 до 5 лет. За разглашение государственной тайны или утрату содержавших еедокументов должностные лица наказывались лишением свободы до 10 лет, а частныелица – до 3 лет. Была усилена и уголовная ответственность за нарушение трудовойдисциплины. Широко применялась отсрочка исполнения приговоров с отправкойосужденных на фронт. Отличившиеся в боях освобождались от наказания, с нихснималась судимость.
В 1943 г. была введенауголовная ответственность воинских начальников за незаконное награждение. Тогдаже в уголовное право были введены новые виды наказаний – смертная казнь черезповешение и ссылка на каторжные работы на срок до 20 лет за преступления,совершенные немецко-фашистскими захватчиками и их пособниками. Был проведен рядпроцессов над немецко-фашистскими преступниками.
2.6     Депортации народов
Во время перестройкиодна из сильных идеологических кампаний была связана с проведенными накануне иво время войны депортациями (переселением) поляков, немцев, крымских татар,чеченцев и ряда других народов Кавказа. Было введено правовое понятие“репрессированные народы”. Главное обвинение Советского государства касалось нестепени обоснованности этих репрессий, а их несовместимости с принципамиправового государства.
Депортации поэтническому признаку – не советское изобретение. В 1915-1916 гг. было проведенопринудительное выселение немцев из прифронтовой полосы и даже из Приазовья. Втом же 1915 г. по приказу верховного Главнокомандующего российской армей быловыселено свыше 100 тыс. человек из Прибалтики на Алтай. В 1941 г. власти СШАдаже не депортировали, а заключили в концлагерь на западном побережье ипринудили к тяжелым работам в рудниках граждан японского происхождения – хотяникакой угрозы японского вторжения в США не было. Однако по сути депортация вСССР отличалась.
Отложим сравнительнопростую проблему – превентивное выселение из районов с военным положением“потенциально опасных” элементов. Такими были депортации немцев (950 тыс.человек, из них 450 тыс. из АССР немцев Повольжья), “польских осадников” изЗападной Белоруссии и Украины (134 тыс. польских переселенцев после 1921 г.,которые выполняли полицейские функции против местного населения) и др. Посленачала войны поляки были освобождены из спецпоселений и из них былисформированы две польские армии.
Более сложный вопрос –депортация как наказание. Современное право не признает коллективногонаказания. Депортация была наказанием народа на солидарной основе (на принципекруговой поруки) за вину части мужчин. Применяя такое наказание, государствоотказывалось от выяснения индивидуальной вины и преследования отдельныхличностей. Это — вид наказания, свойственный традиционному обществу.
Необычность этогонаказания видна уже из того, что при депортации не ликвидировались партийные икомсомольские организации. Так, среди чеченцев было более 1тыс. членов ВКП(б) иоколо 900 комсомольцев, сотни офицеров Красной Армии.
При депортацияхпроисходили эксцессы, жестокости и преступления. В прессе говорилось о массовойгибели крымских татар при транспортировке, хотя на деле именно для них онапрошла сравнительно благополучно: из 151720 человек, депортированных в мае 1944г., органами НКВД Узбекистана по актам было принято 151 529 человек (умер впути 191 человек). Но речь не об эксцессах, а о сути. Этот тип наказания,тяжелый для всех, был спасением для большой части мужчин, а значит для этноса.Если бы чеченцев судили индивидуально по законам военного времени, это было быэтноцидом – утрата такой части молодых мужчин подорвала бы демографическийпотенциал народа. Благодаря архаическому наказанию численность чеченцев иингушей с 1944 по 1959 г. выросла на 14,2% (примерно так же, как у народовКавказа, неподвергнувшихся депортации). В местах поселения они получалиобразование на родном языке и не испытывали дискриминации при получении высшегообразования. Они вернулись на Кавказ выросшим и окрепшим народом.
После 1945 г. на спецпоселенияпоступило 148 тыс. «власовцев». По случаю победы их освободили от уголовнойответственности за измену Родине, ограничившись ссылкой. В 1951–52 гг. из ихчисла было освобождено 93,5 тыс. человек. Большинство литовцев, латышей иэстонцев, служивших в немецкой армии рядовыми и младшими командирами, были отпущеныпо домам до конца 1945 г.

Заключение
В период ВОВ Советскоегосударство использовало законодатель­ство для проведения большойорганизаторской работы. Оно содействовало перестройке народного хозяйства вполном соответствии с потребностями и нуждами фронта, обеспечивало укреплениефронта и тыла Советской Армии, по-новому регулировало многообразныеправоотношения, возникавшие и изменявшиеся в условиях военного времени.
Вся правоваядеятельность Советского государства в условиях Великой Отечественной войны, всеразвитие советского законодательства явились важным вкладом в обеспечениепобеды над врагом.
Советское гражданскоеправо оказалось в значительной части вполне состоятельным для решения особыхзадач военного положения.
В краткие сроки и вусловиях шока от тяжелого внезапного удара госаппарат выполнил небывалые помасштабам программы.
Однакоформирование чрезвычайных органов, институтов и отношений не могло не сказатьсяна системе права и правового регулирования. Заметно была сужена область договорныхотношений, усилилась тенденция к централизации, гражданско-правовые методыуступали место хозяйственно- и административно-правовым.
Вместес тем, Советское право не претерпело коренных изменений. Большая часть правовыхновелл была вызвана военной обстановкой, и после войны они отмерли.

Библиография
1.        ИсаевИ.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристь, 2004.
2.        ЧибиряевС.А. История Государства и права России: Учебник для вузов. М.: БЫЛИНА, 2001. Электронныйресурс www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/IstPrav/79.php
3.        ОрчаковаЛ.Г. История отечественного государства и права. Часть 2. 2008г. Электронныйресурс www.e-college.ru/xbooks/xbook036/book/index/index.html
4.        Кравцов,Б. П.Советское право в условиях Великой Отечественной Войны /Б. П.Кравцов.//Советское государство и право. –1965. – № 5. – С. 22 – 28
5.        Викторов,Б. А.Военное законодательство и органы юстиции в период Великой ОтечественнойВойны /Б. А. Викторов.//Советское государство и право. –1965. – № 5. — С. 29 –35


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Представители направления поп-арт и их методы выразительности
Реферат Особливості діяльності з управління іпотечним покриттям
Реферат Первобытные формы религии. Миф
Реферат Понятие предметов ведения местного самоуправления
Реферат 04. 02. 2009 Україна здобула 22 медалі на паралімпійському Чемпіонаті світу з зимових видів спорту
Реферат Трагизм столкновения иллюзий героини с реальной действительностью в романе Г Флобера Госпожа Бовари
Реферат Поэтическое искусство. Буало-Депрео Никола
Реферат "Тихий Дон" М. Шолохова как роман-эпопея
Реферат Особенности организации и использование FireWire
Реферат Развитие межличностных отношений подростков
Реферат Формирование способностей у мужчин и женщин
Реферат Развитие памяти дошкольников 2
Реферат Планирование капитальных вложений
Реферат Токарев, Александр Вячеславович
Реферат Нагревательные приборы на морских судах