Реферат по предмету "Государство и право"


Характеристика структуры, понятия и принципов государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства

Содержание
Введение
Глава I.Понятия государственного аппарата и механизма государства
1. Соотношение государственного аппарата с механизмомгосударства
2. Механизм государства как организация государственной власти
3. Свойства механизма государства
Глава II.Структура и функции государственного аппарата
1. Государственный аппарат как единая целостная система
2. Соотношение различных ветвей государственной власти всистеме государственного аппарата
3. Функцииветвей власти в системе государственного аппарата
Глава III.Принципы организации и деятельности государственного аппарата
1. Общие принципы
2. Частные принципы
Заключение
Использованные источники и литература

Введение
С середины80-х годов XX века в нашей стране проходят колоссальные реформы, которыекоснулись всех сфер жизни общества. Конституцией 1993 года в РоссийскойФедерации были провозглашены новые идеологические основы функционирования,устройства, развития государства, сформировался новый тип государственногомеханизма (аппарата). Появились или приобрели новое значение такие органыгосударственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ,Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения новогогосударства стала теория разделения властей.
Актуальностькурсовой работы связана в первую очередь с тем, что на современном этапе созданияв нашей стране правового государства важно осознание обществом места и роливсех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизациии разделения их полномочий.
Задачамикурсовой работы являются:
— рассмотрение понятия государственного аппарата, его соотношение с механизмомгосударства;
— характеристикаструктуры государственного аппарата и функций ветвей власти в системе механизмагосударства;
— изложение основополагающихпринципов организации и деятельности государственного аппарата в правовомгосударстве.
При решениипоставленных задач для достижения цели исследования использовались следующиеметоды:
— формально-юридический метод – при рассмотрении понятия государственногоаппарата и его соотношения с механизмом государства;
— системно-структурный метод – для характеристики структуры государственногоаппарата и функций ветвей власти в системе механизма государства;
— функциональный метод – при изложении основополагающих принципов организации идеятельности государственного аппарата в правовом государстве.

Глава I. Понятиягосударственного аппарата и механизма государства
Государственный аппарат представляетсобой систему органов государства, с помощью которых осуществляетсягосударственная власть, выполняются функции государства, достигаются стоящиеперед ним на различных этапах его развития цели и задачи.[1]
1. Соотношениегосударственного аппарата с механизмом государства
Понятие «государственныйаппарат» тесно связано с понятием «механизм государства». Первое принятоупотреблять в двух смыслах — широком и более узком. В широком смысле понятиегосударственного аппарата как совокупности всех государственных органовсовпадает с понятием механизма государства, идентично ему. В более узком смыслепод государственным аппаратом принято понимать аппарат государственногоуправления. Именно в этом значении, в смысле совокупности исполнительно-распорядительных,управленческих органов государства, используется понятие «государственныйаппарат» в науке административного права[2].
Правда в юридическойнауке и учебной литературе существует точка зрения, согласно которой подгосударственным аппаратом понимается система органов, непосредственноосуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властнымиполномочиями, а в понятие государственного механизма включаются также «материальныепридатки» (вооружённые силы, полиция, исправительно-трудовые учреждения и др)[3].
В теории государства иправа понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется,по общему правилу, в своем широком значении, т.е. как адекватное понятиюмеханизма государства.
Механизм государствапредставляет собой систему специальных государственных органов и учреждений,через которую осуществляется государственная власть, обеспечиваетсягосударственное руководство обществом и защита его основных интересов. Всегосударственные органы тесно связаны между собой. Каждый из них выполняетопределённые задачи, действуют согласованно, в единой системе.
2. Механизм государствакак организация государственной власти
На механизм государствавлияет состояние экономики, соотношение политических сил, цели, задачи, функциигосударства, в соответствии с которыми создается государственный механизм, ивносятся необходимые изменения.
Государственный механизмможно назвать государственной властью. Он создается для осуществления функцийгосударства, и эта связь сказывается в конкретной структуре государственногоаппарата. Государственный аппарат создает необходимые учреждения, с помощьюкоторых проводятся в общественную жизнь, в поведение людей государственные решения.
Вследствие изменений,происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшиеструктуры государственного аппарата. Однако во все исторические эпохигосударственный аппарат выступает основным организующим началом политическойсистемы общества.
Независимо от того, какойсмысл вкладывается в содержание государственного аппарата (механизмагосударства), его неотъемлемыми частями выступают государственные органы.

3. Свойства механизмагосударства
Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений,практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства1.
Приведенное определениепозволяет выделить следующие наиболее общие характерные свойства механизмагосударства.
Во-первых, механизмгосударства состоит из особой группы людей, которая выделилась из общества ипрофессионально занимается управлением (законотворчеством, исполнением законових охраной от нарушений).
Во-вторых, первичнымиструктурными элементами механизма являются государственные органы и учреждения,в которых работают государственные служащие. Государственные органыиерархически соподчинены друг с другом. Обособление отдельных элементовмеханизма и превращение их в доминирующую силу само по себе являетсяпоказателем кризиса политической власти, который нередко испытываютгосударства.
В-третьих, каждый государственныйорган обладает властными, обязательными для всех полномочиями. Поэтому,выступая от собственного имени, он действует как орган государственноговластвования.
В-четвёртых, дляобеспечения властных велений государственный орган при необходимости имеетвозможность использовать организационные и материальные орудия принуждения(вооружённые отряды людей, тюрьмы и др.).
В-пятых, механизмгосударства призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и правасвоих граждан. Последнее означает, что сфера властных полномочийгосударственных органов должна строго ограничиваться правом, котороеобеспечивает гармоничные отношения между государством и личностью. Такимобразом анализ общих характерных свойств механизма государства свидетельствует,что при помощи механизма практически осуществляется государственная власть и ивыполняются задачи и функции государства.

Глава II. Структура ифункции государственного аппарата
/>/>Подструктурой государственного аппарата понимаются его внутреннее строение,порядок расположения составляющих его звеньев, их соотношение.1
1. Государственный аппараткак единая целостная система
В любой странесложившейся государственный аппарат – это единая целостная (общая) система, онасостоит из ряда частных систем. Каждая такая система включает однородные посвоим функциям, внутреннему строению, непосредственным целям, видам выполняемойдеятельности государственные органы.
Наиболее важные частныесистемы современного государственного аппарата следующие: система органовзаконодательной власти, система органов исполнительной власти, система органовсудебной власти, система органов прокуратуры. В России в соответствии спринципом разделения властей, который официально признан и конституционнозакреплён (ст. 10 Конституции Российской Федерации), государственные органыявляются носителями законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти.
В свою очередь, органгосударства является первичным элементом государственного аппарата. Органыгосударственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации икоординации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решениинаиболее общих задач государства и осуществлении его функций.
В научной и справочнойлитературе государственные органы тоже понимаются неодинаково. Например, водних случаях под государственным органом имеется ввиду «учреждение,выполняющее определённые задачи в той или иной области общественной жизни(например, орган здравоохранения, орган образования)»2. В других случаяхгосударственный орган рассматривается как составная часть механизмагосударства, имеющая в соответствии с законом имеющая в соответствии с законом собственнуюструктуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферойобщественной жизни и органически взаимодействующая с другими частямигосударственного механизма, образующими единое целое1. В третьих же случаяхгосударственный орган трактуется как «определённым образом организованнаягруппа людей участвующая в организации определённых государственных функций2.
2. Соотношение различныхветвей государственной власти в системе государственного аппарата
государственныйаппарат власть
В настоящее время нетединого мнения, каким должен быть государственный аппарат, как должны соотноситьсямежду собой различные ветви государственной власти, а, следовательно, и ихносители – государственные органы. Должны ли они быть равны между собой илидолжна существовать их определённая соподчинённость, субординация?
Высказывается точказрения, согласно которой все ветви государственной власти и их носители должнынаходиться в совершенно одинаковом положении, уравновешивать друг друга.
В странах с тоталитарнымили авторитарным режимами усиленно насаждается идея о том, что исполнительнаявласть, а вместе с ней и её носители должны доминировать в структурегосударственного аппарата. Однако реализация подобной концепции приводит не кдемократии, а к диктатуре. Об этом свидетельствует, в частности, в частности,политическая практика фашисткой Германии, фашистской Италии и ряда другихстран.
Другой подход к решениюпроблемы соотношения ветвей государственной власти и их носителей заключается втом, что на первый план выступает законодательная власть, источником которойявляется народ. Во всех демократических странах эта концепция получила всеобщеепризнание.
3. Функции ветвей властив системе государственного аппарата
Что же собой представляеткаждая из частных систем государственных органов, входящих в общую систему –государственный аппарат?
Органы законодательнойвласти.
Основным назначениеморганов законодательной власти (представительных органов) являетсязаконодательная деятельность. В демократических государствах они занимаютцентральное место в структуре государственного аппарата. Представительныеорганы государственной власти подразделяются на высшие и местные.
К государственной властиотносятся парламенты. Одна из их важнейших функций – принятие законов.
Сосредоточивая в себезаконодательные функции, парламент нередко передаёт часть из них другимподконтрольным ему органам. Возникающая в результате этого система актов носитназвание делегированного законодательства.
Разумеется, идеальным,строго конституционным считалось бы такое положение, при котором, при которомзаконодательная власть оставалась исключительно привилегией законодателей,непосредственно подчинённых избирателям. Это было бы справедливым в отношениилюбого современного государства. Однако в жизни всё обстоит далеко не так.
Государственная Дума иСовет Федерации России, Конгресс США, Парламент Англии, Национальное Собрание иСенат Франции, равно как и высшие представительные органы других государств,зачастую вынуждены в силу самых различных причин, включая периодическуюперегруженность данных органов правотворческой работой, поручать подготовку ипринятие тех или иных законопроектов правительству, министерствам и ведомствам.
Следует отметить, что,несмотря на монопольное положение в области правотворчества, высшийпредставительный орган, особенно в парламентских странах подвержен довольносильному воздействию со стороны правительства. Иногда оно сосредотачивает всвоих руках всю или почти всю законодательную инициативу и оказывает огромноевлияние на все направления деятельности парламента.
Что же касается президентскихреспублик, то в них парламент в формально-юридическом плане зачастую болеенезависим. Он, как правило, не может быть распущен президентом. Законодательнаяинициатива принадлежит прежде всего депутатам. Однако и в этом случаеисполнительная власть в лице президента имеет много путей воздействия напарламент.
Наряду с высшимипредставительными органами в каждой стране имеются местные органы. Ониназываются по-разному. Но цель и назначение их сходны: осуществлениегосударственной власти на местах.
Так согласно ч. 1 ст. 132Конституции России 1993 г. «органы местного самоуправления самостоятельноуправляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняютместный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрануобщественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения». Они«могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачейнеобходимых для их осуществления материальных и финансовых средств».
Органы исполнительнойвласти.
Система органовисполнительной власти осуществляет в различных государствах исполнительную ираспорядительную деятельность. Исполнительная деятельность этих органовпроявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнителитребований, содержащихся в актах органов законодательной власти и вышестоящихорганов исполнительной власти. Распорядительная деятельность этих органоввыражается в том, что они принимают меры к выполнению подчинёнными им органамии организациями данных требований и обеспечивают это путём издания своихсобственных актов (распоряжений). Всю свою деятельность органы исполнительнойвласти должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.
В пределах своейкомпетенции органы исполнительной власти имеют необходимую для их нормальногофункционирования оперативную самостоятельность. На них возлагаются весьмаответственные задачи правового регулирования и руководства различными сферамижизнедеятельности общества и государства. Эти задачи, равно как место и рольисполнительных органов в государственном аппарате, закрепляются вконституционных и обычных нормативно-правовых актах.
В соответствии сКонституцией Российской Федерации на Правительство, призванное осуществлятьисполнительную власть (ч. 1 ст. 110), возлагаются самые разнообразныеполномочия: разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета;проведение на всей территории России единой финансовой, кредитной и денежнойполитики; осуществление управления федеральной собственностью; осуществлениемер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализациивнешней политики страны и др. (ст.114).
В зависимости отсложности задач и территориального масштаба органы исполнительной властиподразделяются на центральные и местные.
К центральным относятсяте, деятельность которых распространяется на всю территорию страны или натерриторию государств – субъектов федерации. Это правительства, именуемые вбольшинстве стран кабинетами или советами министров, министерства,государственные комитеты, специальные, находящиеся при советах министров,ведомства.
К местным относятсяорганы, деятельность которых ограничивается рамками одной или несколькихадминистративно территориальных единиц (края, области, района, города и т.п.).в их число входят исполнительные комитеты, муниципалитеты, их отраслевые отделыи управления, администрации фабрик, заводов, других предприятий и учреждений.
В зависимости отхарактера, объёма и содержания полномочий органы исполнительной властиподразделяются на органы общей и органы отраслевой и специальной(функциональной) компетенции.
Органы общей компетенции(например, советы министров) объединяют и направляют работу по руководствувсеми отраслями или большинством отраслей государственного управления.
Органы отраслевой испециальной (функциональной) компетенции (министерства, государственныекомитеты, специальные ведомства) осуществляют руководство лишь отдельнымиотраслями государственного управления.
Ведущую роль в системеорганов исполнительной власти выполняют правительства. Они являются высшими исполнительнымии распорядительными органами государственной власти и возглавляют всю системуисполнительных органов. В соответствии с конституционными и иными актами направительство возлагаются общее экономикой и социально-культурнымстроительством страны, разработка и осуществление государственных бюджетов,защита интересов государства, охрана собственности и общественного порядка,обеспечение и защита прав и свобод граждан, обеспечение государственнойбезопасности, осуществление общего руководства строительством вооружённых сил идр.
Судебные органы.
Важное место в структурегосударственного аппарата занимает система судебных органов, основной функциейкоторых является осуществление правосудия. Система судебных органов выступает вкачестве носителя судебной власти. Это положение закрепляется в конституциях иобычных законах ряда современных государств.
Суд – это органгосударства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных,гражданских и административных дел в установленном законами данного государствапроцессуальном порядке1.
Статус носителя одной изтрёх властей – судебной обеспечивает органам правосудия важное место вгосударственном механизме. В современных странах деятельность судов направленана обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждани организаций.
Структура судебныхорганов в разных странах неодинакова. Однако, несмотря на особенности структурыи другие различия судебных органов тех или иных стран, у них во многом схожицели и задачи, которые во всех государствах, именующих себя демократическими,провозглашаются конституционно. Много общего у них в социальных функциях, содержаниидеятельности, в конституционных принципах их организации и функционирования.
В системе государственныхвластей судебная власть выступает главным уравновешивающим, позволяющимэффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти вправовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебныеучреждения: гражданские, административные, военные транспортные и иные суды.
Будучи независимым отдругих властей суд опирается только на закон и только ему подчиняется. Приосуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами,как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, правообвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Вся система судоввозглавляется верховными судебными органами, которые во многих странаходновременно выполняют функции конституционного суда. Во многих странах членыконституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаютсяпрезидентом, либо парламентом, президентом и другими высшими органами власти июстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора,конституционный суд имеет право толкования конституции.
Органы прокуратуры.
Значительную роль вгосударственном аппарате играют органы прокуратуры. Прокуратура призванаосуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов органамигосударства, должностными лицами и гражданами.
Органы прокуратуры рядастран осуществляют также надзор за соблюдением законности в работе органовдознания и предварительного следствия, при рассмотрении дел в судах, в местахзаключения, при исполнении наказаний и других мер принудительного характера,назначаемых судами.
Правовую основудеятельности органов прокуратуры разных стран составляют нормы, содержащиеся вконституциях и специальных актах, регулирующих порядок организации деятельностипрокуратуры. Согласно Конституции России «полномочия, организация и порядокдеятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом»(ч. 5 ст. 129).
/>/>Структуру государственного аппаратаможно изобразить в виде схемы:1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биодоступность оксида и других соединений магния при пероральном приеме (обзор)
Реферат Образ Петербурга в произведениях Гоголя
Реферат Кризис образования в контексте глобальных проблем
Реферат Bringing The Dead Christ To The Patron
Реферат Феномен маргинальности в современном российском обществе
Реферат Iii всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики современной России» «Золотую ленточку»
Реферат "Мысль народная" в "Войне и мире"
Реферат Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Р
Реферат Бухгалтерский учёт в средние века
Реферат Сброс отходов в Мировой океан
Реферат Сравнительно-сопоставительный анализ по освободительному движению стран Азии и Африки в 2030-е
Реферат Vii международная научно-практическая конференция молодых ученых экологический интеллект 2012 посвящена памяти профессора Плахотника В. Н
Реферат Роль фотографии в рекламе
Реферат Розвиток процесів пам яті в молодшому шкільному віці
Реферат Тема отчего дома в поэзии С. А. Есенина