Реферат по предмету "Государство и право"


Формы государств в зарубежных странах

Работа на тему:
Формы государств взарубежных странах
2005 год/>/>План
План. 2
Введение. 3
Глава 1. Формы государства взарубежных странах. 4
Глава 2. Форма правления взарубежных государствах. 6
2.1. Монархия. 6
2.1.1. Монархияи её разновидности. 7
2.2. Республика и ееразновидности. 9
2.2.1. Президентская республика. 9
2.2.2. Парламентарная республика. 10
2.2.3. Полупрезидентскаяреспублика. 12
Глава 3. Форма государственногоустройства. 13
3.1. Унитарное государство. 13
3.1.1.Унитарные государства ипринципы их организации. 14
3.2. Федеративные государства, ихпризнаки и разновидности. 16
Глава 4. Государственный режим… 20
4.1. Понятие государственногорежима. 21
Заключение. 23
Список литературы… 25
/>Введение
Изучение зарубежного конституционного права — важное направлениеюридического и политологического образования.[1]Кроме того, что оно развивает общую профессиональную культуру любого юриста иполитолога, немаловажен и прикладной характер соответствующих знаний. Во-первых,для тех, кто готовит себя к дипломатической и иной зарубежной работе, аво-вторых, в связи с постоянной потребностью в сравнительном анализеотечественных и зарубежных институтов конституционного права. Россия встала напуть демократического развития, учитывающего мировой опыт, и ей постоянноприходится совершенствовать свою правовую и политическую систему в соответствиис меняющимися условиями.[2]
Изложение материала в данной курсовой  свободно от каких-либоидеологических установок, и, прежде всего — методологии изучения государства сузкоклассовых позиций. Работа исходит из общедемократической концепцииобеспечения и защиты, прав человека как главной функции правового государства икритического отношения ко всем тоталитарным формам организации государственнойвласти. Такая методология не навязывает предвзятых догм, она оставляетвозможность самостоятельно осмысливать конституционно-правовые институты сточки зрения их целесообразности в конкретных исторических условиях. В то жевремя сохраняется общая доминанта сравнительно-правового анализа, позволяющаяоценивать конкретные нормы и институты под углом зрения наиболее передовых ираспространенных представлений о демократии.
В современном мире насчитывается свыше 190 независимых государств.[3]Естественно, что невозможно осветить в работе все особенности конституционногостроя каждого из них. Да в этом и нет необходимости.
Цель работы — приобрести общие понятия об основных институтахконституционного права в сравнительном плане, что позволит получитьсвоеобразный «ключ» к пониманию государственного строя любой страны.В то же время в интересах более углубленного и цельного, комплексногопредставления о государственном строе ведущих стран в работе введены понятия оСША, Великобритании, ФРГ, Франции, Италии, Японии, Испании, Индии, КНР. />/>Глава 1. Формы государства взарубежных странах
В конституционном праве зарубежных стран традиционно используются несколькопонятий, характеризующих с разных сторон форму государства: форма правления,форма госу­дарственно-территориального устройства, форма политического режима.[4]Эти три составные части используются в государствоведении для создания понятия«форма государства». Термин «форма государства» имеет доктринальноепроисхождение, он связан с учениями о государстве и долгое время в конституцияхне употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют отом, что форма государства как целостное явление становится предметомконституционного регулирования. В ряде конституций есть или были главы сназванием «Форма государства». Статьи многих конституций содержат синтезиро­ванныеформулировки, включающие все три названных выше элемента. Так, КонституцияБразилии 1988 г. говорит о федеративной республике, о демократическом правовомгосударстве, Конституция Марокко 1972 г. об унитарной демократической исоциальной монархии, Кон­ституция Франции 1958 г. о неделимой, светской,социальной, демократической республике. Конституция Колумбии 1991 г. характеризуетгосударство как «партиципаторную республику.[5]
Таким образом, форма государства это комплексный институтконституционного права, представляющий собой внутренне согласо­ванную системунорм, регулирующих в единстве структуру и взаимоотношения основных органовгосударства, политико-территориальное устройство, главные методы деятельностигосударственного аппарата и формы его обрат­ной связи с населением. Элементы,составляющие в теории государст-воведения форму государства, в конституционномправе служат пединститутами комплексного института «форма государства». В своюочередь, они могут выступать в качестве институтов при более дробной классификации.
Форма государства в наиболее общем виде определяет, на каких принципахпостроена и как территориально организована государственная власть. Формагосударства определяет структуру и принципы взаимоотношений основных органовгосударства, деление государ­ства на составные части и юридический статус этихчастей, а также методы деятельности государства и характер его пря­мых иобратных связей с гражданами.
Изучение формы государства может вестись под разными углами зрения.[6]Научно-познавательный подход к изучению формы государства позволяет выявитьвзаимосвязи между формой государства и его содержанием, сущностью. Этимзанимается главным образом теория государства и права. Инструментальный подходпредполагает исследование формы государства под углом зрения обеспеченияэффективности государственного руководства, действенности управления,стабильности правительства, взаимоотношений правительства с народом и т. п.Этим занимается наука конституционного права.
Формы зарубежных государств отличаются большим разнообразием. Онискладываются под влиянием комплекса природно-географических, исторических,политических, социально-эконо­мических и культурно-религиозных факторов.
На форму государства могут оказать влияние условия образованиягосударства (федеральная форма территориально-политического устройствагосударства в США), исторические традиции (монархия в Великобритании),перипетии внутриполитической борьбы (неоднократные модификации формы рядагосударств Африки), господствующая в обществе система нравственно-религиозныхценностей (теократическая республика в Иране). Определенным обра­зом можетвоздействовать и субъективный фактор. Достаточно вспом­нить о том, какоевлияние оказал генерал Де Голль на функциони­рование институтов Пятойреспублики во Франции.
Форма государства является объектом конституционного ре­гулирования.Отдельные главы под названием «Форма государ­ства» имеются лишь в немногихновейших конституциях (напри­мер, Конституция Турции 1982 г., КонституцияЭфиопии 1987 г.). Однако в большинстве государств, где такая глава отсутствует,элементы, составляющие понятие «форма государства», закреп­ляютсялибо в тексте основного закона (например, во Франции, Испании, ФРГ), либо вотдельных конституционных законах (на­пример, в Швеции).
В странах, где отсутствует писаная конституция, форма го­сударстваопределяется не столько статутом (законом), сколько конвенционными нормами,которые складываются в процессе мно­говековой эволюции государственныхинститутов (например, пра­вовой статус главы государства — монарха вВеликобритании и его взаимоотношения с Правительством).
Если в конституции отсутствует специальная глава о форме государства, тосоответствующие нормы обычно помещаются в раздел, закрепляющий основыконституционного строя. Как пра­вило, эти нормы обеспечиваются повышеннойправовой защитой (например, запрет на пересмотр республиканской формы правле­нияв Италии). Отдельные положения могут быть включены в раз­делы, устанавливающиетерриториальную организацию государ­ства и организацию органов государственнойвласти.
Понятие формы государства, охватывая наиболее существенные стороныорганизации государственной власти, является достаточно сложным по своему содержанию.Оно указывает, какие органы представляют государственную власть, каков порядокобразования этих органов, каков срок их полномо­чий, каковы взаимоотношениямежду-органами государства (в том числе центральных и местных), наконец, каковыметоды, способы приемы осуществления государственной власти.[7]/>/>Глава 2. Форма правления взарубежных государствах
Форма правления представляет собой тот элемент формы государства, которыйраскрывает организацию верховной государ­ственной власти, правовой статусвысших органов государства, принципы взаимоотношений между ними, участиеграждан в избрании этих органов.
Различают основные формы правления зарубежных госу­дарств — монархия иреспублика, притом каждая из этих форм имеет разновидности./>/>2.1. Монархия
Монархия — это такая форма правления, где глава государства  монархобладает особым юридическим ста­тусом: его полномочия носят первичный,непроизводный от какой-либо другой власти в государстве характер, онприобретает свой пост, как правило, по наследству и занимает его пожизненно.
Та или иная форма правления складывается исторически под влияниемкомплекса факторов экономического, социального, по­литического,национально-этнического, культурного и религиозного характера. Оказывают своевлияние и природно-географические условия. Следует также иметь в виду, что тойили иной эпохе развития общества соответствует та или иная форма прав­ления.Так, в эпоху феодализма преобладающей была монархи­ческая форма правления,новому времени более соответствует республика. Необходимо, однако, учитывать,что если раньше различия между монархией и республикой отражали различия, встепени демократизации общества, его политического строя, то сегодня сохранениев ряде стран монархии отнюдь не свидетельствует об их меньшей демократичностипо сравнению с республи­ками. Это всего лишь свидетельство устойчивостиполитических традиций тех государств, в которых монархия уже давно рас­сматриваетсякак элемент, объединяющий и консолидирующий нацию.
В молодых государствах Азии и Африки, где общество в со­циальномотношении еще находится в процессе трансформации, и политические институтытолько складываются, форма правления весьма нестабильна и может изменяться, вту или иную сторону./>/>2.1.1.Монархия и её разновидности
Монархия как форма правления сохраняется в значительной части государствлибо как дань исторической традиции, либо в силу сохранения в обществезначительных пережитков феодализма и архаичных форм общественной организации.
Имеется несколько разновидностей монархических форм правления. Различаютабсолютную и конституционную монархию.
Абсолютная монархия[8]характеризуется всевластием главы государства. В правовом отношении монарх — источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах,которые дарует своим подданным. В основе закона лежит воля монарха. Как формаправления абсолютная монархия получила — наибольшее распространение в эпохупозднего феодализма. Сегодня она является анахронизмом и сохраняется лишь внекоторых странах Востока, где преобладают традиционно-патриархаль­ные ифеодальных формы общественной жизни. Есть, однако, страны с довольно высокимуровнем экономического развития и высокоразвитой социальной инфраструктурой, в которых,тем не менее, абсолютная монархия сохраняется как Своеобразная формаконсервации традиций родоплеменной патриархальной демократии доиндустриальнойэпохи.
Абсолютная монархия характеризуется обширными полномо­чиями монарха взаконодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от именимонарха, ему подчинен весь административный аппарат государства.
Конституционная монархия – это такая форма правления, при которойвласть монарха осуществляется на — основе и в рамках конституции. В зависимостиот степени ограничения различают дуалистическую и парламентарную монархии.
Дуалистическая монархия, как это видно из ее наименования,характеризуется разделением власти монарха с парламент том, однако разделениемеще зачаточным, несовершенным, где власть монарха явно преобладает. ПолномочияМонарха ограничены только в законодательной сфере, однако и в этой сфере ниодин закон, принятый парламентом, не мог вступить в силу без согласия на томонарха. Эта форма правления была довольно ши­роко распространена в XIX иначале XX в… Сегодня в развитых государствах Запада эта форма правления невстречается. В то же время она еще сохраняется в ряде стран Ближнего Востока иМагриба(Иордания, Марокко).[9]
При дуалистической монархии существует выборный пред­ставительный орган-парламент. Ему принадлежит право принятия законов и вотирования (одобрения)бюджета; Монарх является главой государства и обладает основными прерога­тивамив сфере исполнительной власти. Он назначает главу правительства который несетответственность только перед монархом. Института парламентской ответственностиправительства в дуалистической монархии нет. Монарх обладает правом роспуска парламента,издания чрезвычайных декретов и введения в стра­не чрезвычайного положения. Онявляется главнокомандующим армией.
В отличие от дуалистической парламентарная монархия яв­ляется довольнораспространенной формой правления. Она суще­ствует сегодня во многихгосударствах мира. Парламентарная монархия характеризу­ется тем, что монарх необладает, реальными полномочиями по управлению государством. Его полномочияносят в основном пред­ставительный характер. Кроме того, он обладаетсвоеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью всеважнейшие государственные акты.
При этом его полномочия ограничиваются формальной про­веркой правильностиоформления акта. Влиять на материальное содержание того или иного документамонарх, как правило, не может.
Особо следует выделить теократическую монархию, где глава государства — монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа,представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков всегомира Папа яв­ляется одновременно главой государства Ватикан.[10]Элементы теок­ратической монархии присущи и Саудовской Аравии, где главагосударства — король не только выполняет религиозные функ­ции хранителя главныхсвятынь мусульманского мира, но и яв­ляется главой ваххабитского направленияислама. Процедуре пе­редачи власти королю предшествует согласие узкой группы выс­шихрелигиозных авторитетов — улемов, а лишь затем согласие членов королевскогоСовета, куда входят представители много­численной семьи Саудитов. ФормальноВеликобритания также является теократической монархией, так как со времен ГенрихаVIII король возглавляет англиканскую церковь. Сегодня это во многом даньтрадиции, поскольку фактическим главой англиканс­кой церкви уже давно являетсяархиепископ Кентерберийский./>/>2.2. Республика и ее разновидности
Республиканская форма правления — самая распространен­ная в современноммире. Абсолютное большинство государств, представленных сегодня в такойуниверсальной международной организации, как ООН, являются республиками.
Известны три основные разновидности республиканской формы правления — президентская республика, парламентская республика, полупрезидентскаяреспублика./>/>2.2.1.Президентская республика
Президентскаяреспублика характеризуется следующими признаками:
1. Глава государства — президент избирается непосредствен­но населениемпутем либо прямых (в латиноамериканских стра­нах), либо косвенных выборов (вСША, где сначала избираются выборщики от штатов, а затем последние как особаяколлегия избирают Президента страны).
2. Президент обладает обширными полномочиями: он одно­временно являетсяглавой государства, главой исполнительной власти и главнокомандующимвооруженными силами.
3. В президентской республике правительство формируется внепарламентскимпутем, члены правительства назначаются на должность и освобождаются от должностипрезидентом.
Отличительной чертой президентской республики является жесткая системаразделения властей.[11]Каждая ветвь власти — законодательная, исполнительная и судебная — обладаетзначитель­ной самостоятельностью по отношению к двум другим. Вместе с темсуществует система «сдержек и противовесов». Парламент осу­ществляетзаконодательную функцию, принимает законы, обяза­тельные для исполнительнойвласти, однако и исполнительная власть в лице президента наделяется правомотлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и пользу­ется, какпоказывает практика, довольно часто. Тем самым президент мешает использованиюзаконодательных полномочий парламента для подрыва конституционного механизмауправле­ния и стеснения самостоятельности других ветвей власти.
Система «сдержек и противовесов» проявляется в президентскойреспублике также в том, что парламент не может отправить правительство вотставку, но и президент не может распустить парламент./>/>2.2.2.Парламентарная республика
Парламентарная республика характеризуется следующими признаками:[12]
1. Парламент наряду с законодательной деятельностью и во­тированиембюджета обладает учредительными функциями и пра­вом контроля за деятельностьюправительства. Главным из учредительных функций является формирование правительствана парламентской основе. Формально правительство назначает пре­зидент, однакоделает это не по своему усмотрению, а на основе решения парламента о формированиикабинета из числа представителей партии или коалиции партий, располагающихбольшин­ством мест в парламенте. Обычно президент предлагает парламентукандидатуру лидера победив­шей на выборах партии в качестве будущего главыправительства. Предложенная президентом кандида­тура главы правительства (илиправительства в целом) должна получить вотум доверия в парламенте, только послеэтого прези­дент назначает правительство. Вотум недоверия правительству состороны парламента влечет за собой либо отставку правительства с последующимформированием нового правительства, либо роспуск парламента и проведениедосрочных парламентских выборов.
2. Глава государства — президент занимает в системе государственныхорганов парламентарной республики достаточно скромное место. Хотя формально онможет быть наделен обшир­ными полномочиями, фактически повсеместно они ограничива­ютсяв основном представительскими функциями. Президент скрепляет своей подписью всеважнейшие государственные акты, включая законы; осуществляет дополнительныйконтроль за правильностью оформления и соблюдения конституционной процеду­рыпринятия законодательных и иных актов, направляемых ему на подпись. Президент,однако, не вправе отказаться от подписи вследствие несогласия с содержаниемпоступившего на подпись документа. Все поступающие к президенту акты должныбыть контрассигнованы главой правительства или ответственным мини­стром.Легитимность президента в парламентарной республике существенно уже, чем впрезидентской республике, так как насе­ление не участвует в его выборах.Президент избирается парла­ментом (например, в Италии) или особой избирательнойколлеги­ей (как в ФРГ).[13]
3. Вся исполнительная власть в парламентарной республике находится вруках правительства. Поскольку оно опирается на парламентское большинство, тоимеет возможность существенно влиять на деятельность парламента, прежде всегона осуществ­ление законодательных полномочий парламента. Показательно, чтобольшинство законопроектов, которые являются предметом пар­ламентскогорассмотрения, исходят именно от правительства.
Парламентарными республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индияи др. Такая форма правления более при­суща развитым странам, так какпредполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитойпартийной сис­темы и высокой политической культуры населения.
/>/>2.2.3.Полупрезидентская республика
Полупрезидентская республика в отечественной и зарубеж­ной наукеконституционного права рассматривалась не как само­стоятельная форма правления,а как переходная либо к прези­дентской, либо к парламентарной республике.Практика функци­онирования полупрезидентской республики в ряде стран, прежде всегово Франции, позволила французскому правоведу, специа­листу в областиконституционного права М. Дюверже сделать вы­вод о самостоятельномсуществовании подобной формы правле­ния. Постепенно этот вывод получилповсеместное признание.
К характерным признакам полупрезидентской республики относятся следующие:[14]
1. Президент избирается непосредственно населением в ходе прямых выборов.Выборы могут проводиться в один (мажоритар­ная система относительногобольшинства) и в два тура (мажори­тарная система абсолютного большинства).
2. Президент наделяется обширными властными полномочиями: он являетсяглавой государства, ему принадлежат основные прерогативы в сфере исполнительнойвласти, он является верховным главнокомандующим.
3. В полупрезидетской республике существует правительство каксамостоятельный орган исполнительной власти, работающий под общим руководствомпрезидента. Правительство назначается президентом, но нуждается в довериипарламента. Вынесение вотума недоверия может повлечь либо отставкуправительства, либо роспуск парламента президентом.
Полупрезидентской была Веймарская республика в Германии с 1919 по 1933 г.Сегодня таковыми являются Франция, Португалия, большинство государств,возникших после распада Советского Союза, — Украина, Казахстан, Грузия и др.[15]Особая разновидность республиканской формы правления — теократическаяреспублика. Для нее характерно юридическое закрепление участия духовенства нетолько в политической жиз­ни, но и в непосредственном управлении государством.Так, кон­ституция Исламской Республики Иран 1978 г. предусматривает на­ряду спостом Президента страны пост Факиха — духовного руко­водителя иранскогонарода, который занимает один из высших религиозных иерархов. Его решенияобязательны для светской власти и оказывают решающее влияние на ведениегосударствен­ных дел.
Своеобразная форма правления существует в Швейцарии, где функции главыгосударства и исполнительная власть осуществля­ются одним коллегиальным органом- федеральным правитель­ством. Состав правитель­ства постоянный; оно состоит изсеми федеральных советников, которые назначаются федеральным парламентом послеочередных парламентских выборов, и отражает партийный состав зако­нодательногооргана. Из своего состава Федеральный совет изби­рает Федерального президента,обладающего чисто представи­тельскими полномочиями и совмещающего постпрезидента и руководителя того или иного департамента./>/>Глава 3. Форма государственногоустройства
Под формой государственного (территориально-политичес­кого) устройствапонимаются внутренняя организация государ­ственной власти, принцип делениягосударства на отдельные час­ти, юридический статус этих составных частей,принципы взаи­моотношений между собой центральных и региональных (местных)государственных органов.
Различают две основные формы территориально-политичес­кого устройствагосударства: унитарную и федеративную.[16]/>/>3.1. Унитарное государство
Унитарное государство  это единое, цельное, слитное го­сударство,составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью.Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из несколькихгосударствен­ных образований, имеющих особый политико-правовой статус.
От федерации как формы территориально-политического устройствагосударства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединениесуверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели:военные, политические, экономические и т. п. Со временем конфедерация можетперерасти в федерацию, как это имело место в прошлом в Швейцарии и в настоящеевремя в Объединенных Арабских Эми­ратах, или распасться, как это произошло сСенегамбией.
Государства — члены конфедерации сохраняют свой сувере­нитет и продолжаютвыступать как самостоятельные субъекты во внутренних и внешних делах.Конфедеративные органы обладают императивной властью в отношениигосударств-членов лишь в тех пределах, которые определены конфедеративнымдоговором. В настоящее время конфедераций в мире нет, однако конфедера­тивныеэлементы имеются у. ряда союзов, например Европейско­го Союза, БританскогоСодружества, СНГ. В 1997 году образован Союз России и Белоруссии, которыйпредусматривает создание общих органов, решения которых могут иметьобязательную силу для обоих государств.
На форму территориально-политического устройства оказывают влияниеусловия образования государства, его историчес­кие традиции и национальныйсостав, наличие противоречий меж­ду центром и регионами и др. В конечном счете,форма территориально-политического устройства отражает степень централизацииили, напротив, децентрализации государственных функций, рас­пределениекомпетенции между центром и регионами.
В развитых демократиях Запада выбор формы территори­ально-политическогоустройства, как правило, не связан с наци­ональным составом населения, поэтомукак унитарные, так и фе­деративные государства могут быть и однонациональные, имногонациональные. Общей тенденцией, однако, остается растущая децентрализациягосударственных функций и расширение прав местных территориальных сообществ./>/>3.1.1.Унитарныегосударства и принципы их организации
Унитарная государственность — самая распространенная в настоящее времяформа государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинствугосударств, которые образовались после распада колониальной системы. Однакоунитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государ­ства(Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Еги­пет и др.).[17]
Унитарной форме государственного устройства свойственны две основныечерты: во-первых, правовой статус админист­ративно-территориальных образований,составляющих унитар­ное государство, определяется центральной властью. Она жеопределяет, на какие административно-территориальные едини­цы делитсягосударство, каков круг предметов ведения и компе­тенция этих единиц, сколькоступеней имеет административно-территориальное устройство государства и др.Во-вторых, центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль задеятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня сравнительноредко можно встретить унитарное госу­дарство, где отсутствовали бы выборныеместные органы госу­дарственной власти.[18]
Кроме того, унитаризм вовсе не означает унификацию местного управления.Очень часто в одном унитарном государстве мож­но встретить достаточно гибкие иразнообразные системы мест­ного управления. К тому же в унитарном государстве,как прави­ло, гарантируются права населения на местное самоуправление. Вместе стем для унитарной формы государственного устройства характерно закрепленное взаконе право на вмешательство центральной власти в дела местного управления.
Все остальные признаки унитарного государства определя­ются приоритетомобщегосударственного начала в построении и деятельности этого государства.Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую систему;единое гражданство; единую систему высших органов государства; единую судебнуюсистему.
С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а такжехарактера взаимоотношений центральных и мес­тных органов все унитарныегосударства можно подразделить на централизованные, относительнодецентрализованные и децен­трализованные.
В централизованном унитарном государстве административно-территориальныеединицы единолично управляются назначен­ными из центра чиновниками, а выборныеместные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Малави). В Индонезиичиновники, управляющие соответствующими административно-территориаль­нымиединицами, либо непосредственно назначаются «сверху», либоутверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительнымиорганами. В некоторых европейских госу­дарствах (Польша, Болгария) областноезвено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, аадминистративное управление осуществляют назначенные прави­тельством чиновники.
Относительно децентрализованное унитарное государство характеризуетсятем, что наряду с назначенными из центра чи­новниками существуют из­бранныенаселением муниципальные органы Права выборных органов на мес­тах существенноограничены, а правительственные агенты обла­дают не только обширнымиадминистративными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципальногоуправления.[19]
В децентрализованном унитарном государстве нет назначен­ныхправительством администраторов, а местное управление осу­ществляют выборныеорганы местных административных единиц (например, советы графств в Англии).Здесь контроль правитель­ства за деятельностью местных органов носит болееопосредован­ный характер и может проявляться, например, через бюджетное ифинансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентра­лизованном унитарномгосударстве существует достаточно чет­кое разграничение полномочий между центральнойвластью и вла­стью местных территориальных сообществ, что сближает эти го­сударствас федерациями./>/>3.2. Федеративные государства, их признаки иразновидности
Федеративное государство — более сложное государство, чем унитарное.[20]Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации» обладаютизвестной политической са­мостоятельностью. Им присущи определенные признакигосу­дарства. Территориальная организация власти в федеративном государствезакрепляет децентрализацию государственных фун­кций. Сложность взаимоотношенийфедерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарнойрас­пространенность федеративной формы государственного устрой­ства. Тем не менее,в мире существует значительное число федераций, которое не только неуменьшается, но, напротив, постепенно возрастает. Наряду с существующими уже ниодно столетие «классическими» федерациями появились новые федерации встранах Европы и Африки (Нигерия).
Часто вместо термина «федеративное государство» употреб­ляетсятермин «союзное государство». Именно так по официаль­ной терминологииименуется «Союзная Республика Югославии». Федеративная РеспубликаГермании — в буквальном переводе звучит как Союзная Республика Германии, аназвания ее феде­ральных органов также буквально переводятся как президентСоюза, союзное собрание, союзный совет.
Федеративное государство по своей природе является более демократичным,чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую формуправления. Есть, однако, и ис­ключения. К федерациям с монархической формойправления от­носятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австра­лия. ВБель­гии, Канаде и Австралии субъекты федерации организуются пореспубликанскому типу, а в Малайзии часть субъектов имеет рес­публиканскую формуправления, часть — монархическую.
Федеративное государство образуется:
1) в результате дого­вора между независимыми субъектами о создании новогогосударственного объединения с превращением участников договора в субъектовфедерации (так, тринадцать североамериканских шта­тов, отстаивающихнезависимость от британской короны, догово­рились о создании нового государства- Соединенных Штатов Америки);
2) путем присоединения к государству новых террито­рий и наделения ихправами субъекта федерации (так, к США в результате завоевания был присоединенТехас, путем покупки — Луизиана, в ходе освоения новых территорий — штаты на западеот реки Миссисипи) или образования новых субъектов федерации на частитерритории прежде существовавшего государства (обра­зование земли Северный Рейн- Вестфалия из части прежних территорий Пруссии, а также пяти новых земель натерритории прежней ГДР);
3) в результате повышения статуса прежних регио­нальных образований ипревращения их в субъекты федерации (так, согласно поправкам к КонституцииБельгии 1831 г., приня­тым в 1988 г., Фландрия, Валлония и Брюссель становятсясубъек­тами Бельгийской федерации);
4) путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращениемпрежде независи­мых государств в субъектов федерации (Швейцария после гражданскойвойны 1847-1849 гг., в нашем веке — Объединенные Арабские Эмираты,первоначально представлявшие собой кон­федеративную форму объединения семикняжеств Персидского залива).
Федерация как форма государственного устройства обладает рядомспецифических признаков:[21]
1. Федерацию составляют государственные образования (штаты в США,Мексике, Индии, Австралии, земли в ФРГ и Австрии, провинции в Канаде, кантоны вШвейцарии), которые имеют статуе субъектов федерации с собственнымадминистративно-терри­ториальным устройством и собственной организацией власти.Эти образования обладают собственной компетенцией. Созданы субъекты федерации,как правило, не по национально-территориальному (хотя таковые также имеются,например, Союзная Республика Югославия), а по естественно-географическому (США,Австра­лия) или историческому (ФРГ, Австрия, Швейцария) признаку, хотя в случаес ФРГ определенную роль сыграли и политические соображения. Иногдатерриториальный фактор применяется в со­четании с национально-лингвистическим,как это имело место при формировании штатов в Индии.
2. В отличие от унитарного государства территория федера­тивногогосударства не представляет собой единого целого. Она состоит, как правило, изтерриторий субъектов федерации. Одна­ко в некоторых федерациях в ее составмогут входить территори­альные единицы, не являющиеся субъектами федерации(так, например, в США самостоятельными территориальными едини­цами являютсяфедеральный округ Колумбия, на территории ко­торого размещаются все федеральныеучреждения, свободно присоединившееся государство Пуэрто-Рико и некоторыедругие территории; территория Бразилии состоит из штатов — субъек­товфедерации, федерального округа и двух особых территорий; в Индии наряду с 25штатами — субъектами федерации имеется 7 союзных территорий).
3. Субъекты федерации не являются государствами в собствен­ном смыслеслова, они не обладают суверенитетом, хотя он фор­мально провозглашается внекоторых федерациях. Субъекты фе­дерации, как правило, либо полностью лишеныправа участия в международных отношениях (Австрия), либо их внешнеполитическаякомпетенция сильно ограничена и осуществляется под контролем федерации (США,Канада, ФРГ, Швейцария). Как прави­ло, она касается вопросов, отнесенных ккомпетенции субъектов федерации и не затрагивает сферу политических отношений.
Федеративный характер государственного устройства нередко используетсядля отказа от участия в международных соглашениях. Например, США и Канада нератифицировали международ­ные пакты о правах человека и ряд конвенций, МОТ,ссылаясь на особенности законодательства субъектов федерации и нежеланиепоследних приводить его в соответствие с указанными соглаше­ниями.
4. В большинстве зарубежных федераций наряду с общефе­деральнойконституцией и общефедеральными законами действу­ют конституции и законысубъектов федерации (США, ФРГ, Канада, Австрия, Швейцария и др.). При этомобеспечивается вер­ховенство федеральной конституции и федеральных законов. Вто же время не во всех федеративных государствах субъекты феде­рации имеютсобственные конституции. Отсутствуют конституции у субъектов федерации рядаафро-азиатских стран (Индия, Па­кистан, Малайзия, Нигерия). В некоторыхфедеративных государ­ствах в целях единообразного регулирования однотипных обще­ственныхотношений предпринимаются организационно-правовые меры по унификациизаконодательства субъектов федерации. Так, в США этим занимается созданная ещев 1892 г. Национальная конференция уполномоченных по унификации законов штатов.В ФРГ этими вопросами занимается конференция министров юсти­ции германскихземель, которая работает под руководством феде­рального министра юстиции.Аналогичные институты созданы и в других зарубежных федерациях.
5. В большинстве зарубежных федераций наряду с федеральным гражданствомсуществует и гражданство субъектов федера­ции. Следует, однако, иметь в виду,что речь идет не о наличии двойного гражданства, а в двух уровнях гражданстваодного государства. Предпосылкой получения гражданства субъекта феде­рацииявляется наличие общефедерального гражданства. Наличие гражданства субъектафедерации влияет на содержание правового статуса гражданина внутри страны, но вмеждународно-правовом плане все граждане федеративного государства имеют единыйстатус. Субъекты ряда зарубежных федераций не имеют собственного гражданства(Индия, Малайзия и др.).
6. Отличительным признаком федеративного государственно­го устройстваявляется двухпалатная структура парламента. В прошлом имели место однопалатныепарламенты при федератив­ном государственном устройстве (например, в Пакистанепо Конституции 1962 г.).[22]
В настоящее время бикамерализм (двухпалатная внутренняя структурапарламента) принят практически во всех федератив­ных государствах (исключение — Федеративная Республика Ко­морские острова, где существует однопалатныйпарламент). При этом нижняя палата повсеместно — орган общенациональногопредставительства и формируется путем выборов по территори­альным избирательнымокругам. Верхняя палата, напротив, мо­жет быть выборной или невыборной, онаобеспечивает представи­тельство субъектов федерации. При этом в одних странах(США, Австралии, Бразилии, Мексике, Швейцарии и др.) устанавлива­ется равноепредставительство субъектов федерации в верхней палате, в других (ФРГ, Канаде,Индии, Австрии) представитель­ство субъектов федерации в верхней палатеопределяется в зави­симости от численности населения в том или ином субъектесоюз­ного государства.
7. В федеративном государстве наряду с федеральной систе­мойзаконодательной, исполнительной и судебной власти суще­ствуют системызаконодательной, исполнительной и судебной вла­сти субъектов федерации. Порядоких организации и компетен­цию определяют, как правило, конституции субъектовфедерации. Если законодательные органы субъектов федерации действуют строго врамках компетенции этого субъекта, то исполнитель­ная власть обладает болееширокой компетенцией. Она организу­ет исполнение не только местногозаконодательства, но и феде­ральных законов на территории соответствующегосубъекта. Ана­логично решается вопрос и в отношении судебной власти субъектовфедерации. Основная масса гражданских и уголовных дел рассматривается судамисубъекта федерации, которые при­меняют не только местное, но и общефедеральноематериаль­ное и процессуальное право. Со своей стороны федеральная исполнительнаявласть в ряде федераций имеет право федераль­ной интервенции, если субъектфедерации неудовлетворительно исполняет свои обязанности в отношении федерации(ФРГ, Ин­дия, Аргентина)./>/>Глава 4. Государственный режим
Конституционное право зарубежных стран содержит регла­ментацию третьегоэлемента формы государства — государствен­ного режима, хотя и в меньшем объеме,чем это имеет место в отношении первых двух элементов формы правления и формытерриториально-политического устройства. Государственный ре­жим характеризуетпорядок деятельности государства, который складывается в результатеиспользования различных форм, спо­собов, приемов и методов осуществлениягосударственной власти. Знание этого элемента формы государства позволяетответить на вопрос об источниках государственной власти, выявить действи­тельноезначение тех или иных государственных институтов, определить соотношениеорганизационно-дозволительных и прину­дительных методов в деятельностигосударства.
Понятие «государственный режим» появилось в науке кон­ституционногоправа сравнительно недавно, поэтому оно недо­статочно разработано всодержательном плане.[23]В течение дли­тельного времени третьим элементом формы государства призна­валсяполитический режим. В тоталитарном государстве, где плюрализм политических интересовне признается и гражданское общество по существу отсутствует, различие междугосударствен­ным и политическим режимом стирается. Однако в демократическомобществе с его развитой политической системой понятие «го­сударственныйрежим» отличается от понятия «политический ре­жим». Последнееявляется более емким по содержанию и отражает практику функционирования всехполитических институтов, включая наряду с государством также политическиепартии, мас­совые общественные организации и движения и др. Изучениемполитических режимов занимается специальная наука — поли­тология. В этомконтексте понятие «государственный режим» при­обретаетсамостоятельное значение. Оно изучается государствоведческими науками ииспользуется для характеристики форм, способов, приемов и методов деятельностисамого государства, что позволяет дать функциональную характеристикугосударства, рассматривая его в динамике, в процессе осуществления государ­ственнойвласти./>/>4.1. Понятие государственного режима
Можно дать следующее определение государственного ре­жима как элементаформы государства. Государственный ре­жим — это определенный, основанный нанормах права поря­док деятельности (функционирования) государства, которыйскладывается как результат использования разнообразных при­емов, способов, форми методов осуществления государственной власти.
Государственный режим — наиболее изменчивый, наиболее подвижный элементформы государства. Тем не менее, выбор тех или иных форм, методов, способов иприемов осуществления го­сударственной власти не является произвольным. Онопределяет­ся как совокупностью внешних по отношению к государству фак­торов(экономических, социальных, идеологических и других), так и внутренних фактороворганизации самого государства (его фор­мы правления,территориально-политического устройства, осо­бенностей построениягосударственного механизма и пр.).
Государственный режим отражает практику государственной деятельности,повседневного осуществления государственной вла­сти. Этот элемент формыгосударства наиболее чутко реагирует на изменения политической обстановки вобществе, чем объясня­ется его сравнительно слабая правовая регламентация.[24]Тем не менее, наиболее важные стороны государственного режима закреплены вконституциях и иных нормативных актах (источники государственной власти,принципы построения и деятельности государственного аппарата, уровеньполитической свободы в об­ществе). Если деятельность государства, используемыеим формы и методы, избираемые приемы и способы имеют правовое обосно­вание,такой государственный режим признается легальным; он легитимен, т. е. законен вглазах граждан данного государства. Напротив, нелегитимный государственныйрежим одновременно является и нелегальным, поскольку он формируется и функцио­нируетвопреки действующим правовым установлениям. Нелегитимный государственный режимосновывается не на праве, а на силе, опорой его является насилие,обосновываемое не правовы­ми, а иными доводами. Нелегитимным следует признать итакой госу­дарственный режим, при котором деятельность государства про­тиворечитили выходит за рамки установленных в конституции или в иных нормативных актахположений. Легитимный государ­ственный режим — это всегда правовой режим,поскольку госу­дарство при этом режиме может осуществлять свои полномочия вочерченных законом рамках юридической процедуры и избирать дозволенные нормамиправа формы и методы своей деятельности.
Поэтому легитимный государственный режим предполагает нали­чие правовойгосударственности.
Нелегитимный государственный режим — это, прежде всего неправовой режим.На практике это означает ничем не стеснен­ный произвол государства и егоагентов. Нелегитимный государ­ственный режим часто является узурпаторским, чтоподразумевает как противозаконный захват власти, так и противозаконное ееосуществление. Легитимный государственный режим может трансформироватьсявне-легитимный, если имеет место незаконное присвоение властных полномочийвысшими должностными лицами (органами) или пре­вышение этих полномочий.
/>Заключение
Конституционное право зарубежных стран сформировалось как самостоятельнаяи автономная отрасль национального права на рубеже XVIII и XIX столетий. Этосвязано со спецификой и социальным предназначением конституционного права,которое призвано оградить и защитить интересы человека от возможныхнеправомерных покушений со стороны государства, его органов и должностных лиц.Для этого необходимо ограничение публичной власти строгими рамками права, и темболее — пресечение воз­можности злоупотреблений и произвола с ее стороны.[25]
В условиях господства абсолютизма или деспотической влас­ти возможностьформирования особой системы норм, которые дол­жны ограничить эту власть, былапочти исключена. Это, конечно, не означает, что те или иные институтыконституционного права не могли появиться в сравнительно далеком прошлом. Онизнако­мы и Древней Элладе и Древнему Риму, откуда пришло понятие«демократия», а также ряд других.
Становление конституционного права как отрасли националь­ного права — этосравнительно длительный и далеко не всегда прямолинейный процесс сложенияотдельных норм и институтов в систему, регулирующую конституционно-правовыеотношения. Тем не — менее, можно с большой долей уверенности говорить о том,что именно эпоха антифеодальных освободительных революций стала периодомутверждения конституционного права в качестве самостоятельной и ведущей отраслинационального права во всех передовых странах мира. Конечно, основные принципыи инсти­туты конституционного права возникали и складывались не на пустомместе. Их утверждению способствовали радикальные из­менения в общественнойжизни, выдающиеся научные достиже­ния в познании окружающего мира, активнаятворческая деятель­ность выдающихся мыслителей прошлого, исследовавших место ироль человека в обществе и государстве, стремившихся раскрыть причины появленияи существования публичной власти, принци­пы взаимоотношений между человеком игосударством.
Именно в эпоху, предшествующую освободительным рево­люциям складываютсяконцепции, существенно важные для фор­мирования конституционного права. ВВеликобритании утвержде­ние Хабеас корпус акта привело к возникновению одногоиз та­ких ведущих принципов современного конституционного права, как гарантияличной свободы. Также в Великобритании сформи­ровалась концепция верховенствапарламента как органа народно­го представительства, противостоящегоабсолютистской власти монарха, органа, осуществляющего полновластие и формальнообладающего правом принимать решение по всем вопросам, ко­торые затрагиваютинтересы человека, общества и государства. Здесь же получила развитие концепциягосподства права (rule of law), которая иногда не вполне точно именуетсяконцепцией вер­ховенства закона.[26]
Подчеркивая, что формирование и становление конституци­онного права — этодлительный процесс, нельзя не отметить осо­бо выдающееся значение некоторыхсобытий всемирной историй в формировании конституционно-правовых начал, вутверждении конституционной законности как высшей формы законности вооб­ще. Кчислу таких событий можно отнести борьбу североамери­канских колоний за своюнезависимость, приведшую к появлению Декларации независимости 1776 г., иФранцузскую буржуазную революцию конца XVIII века, манифестом которой сталаДекла­рация прав человека и гражданина 1789 г.
Действительно, если попытаться посмотреть на становление и эволюциюконституционного права в исторической ретроспекти­ве, то можно сразу жезаметить, что первоначальный круг пол­ноправных субъектовконституционно-правовых отношений, да и сфера применения норм конституционногоправа были в значи­тельной мере ограничены. Далеко не сразу важнейшие полити­ческиеправа обрели такие демографические и социальные груп­пы населения, как женщины,молодежь, неимущие. Только в XX веке, преимущественно с середины этогостолетия, избира­тельное право, т. е. важнейшее политическое право, открываю­щеевозможность непосредственного участия в делах государства, действительно сталовсеобщим.
/>/>Список литературы
1.   Иностранное конституционное право./ Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 1999(гл. 1-4,8,9, 11, 12).
2.   Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1-2: Общаячасть./ Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1996-1997; Т. 3: Страны Европы. М., 1999..
3.   Конституционное право зарубежных стран. / Под ред. М.В. Багяая, Ю.И.Лейбо, Л.М. Энтина. М., 1999. — 4. Конституции государств Европейского Союза.М., 1997.
4.   Конституция Украины// Конституции стран СНГи Балтии. М., 1999.
5.   Конституция Федеративной Республики Бразилии // Право и жизнь. 1998. №16.
6.   Арановский  Д. Государственное право зарубежных стран. М., 2001.
7.   Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного пра­ва.М., 2002.
8.   Боботов СВ. Конституционная юстиция. М., 1999.
9.   Защита прав человека в современном мире: Сб. статей. М., 1999.
10.  Конституциигосударств Центральной и Восточной Европы, М.,2001.
11.  Михалева Н А.Конституционное право зарубежных стран СНГ. М., 2001.
12.  Правительство,министерства и ведомства в зарубежных странах. М., 1994.
13.  Сахаров Н.А.Институт президентства в современном мире. М., 1994.
14.  Сравнительноеконституционное право. М-., 1999.
15.  Чиркин В.Е.Современное федеративное государство. М., 2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.