Реферат по предмету "Государство и право"


Форма государства и социальная функция государства.Проблемы их взаимосвязи

/>Оглавление
Введение. 3
1.Функции государства. 5
2.Понятие формы государства. 12
3.Влияние формы государства на осуществление социальной функции. 17
Заключение. 20
Списокиспользованной литературы… 22
Введение
Любоегосударство есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активнофункционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм,требуется четко организованная государственная власть. По мысли известногорусского философа и юриста И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченноепонятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни,живая организация власти народа.
Необходимо,чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел — именно «так» — организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в этуорганизацию»[1].
Средимножества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросыопределения понятия форм государства. В научной и учебной литературе имтрадиционно уделяется особое внимание[2]. И это не случайно,поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как онасоотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и осамом государстве в целом.
Формагосударства всегда выступает как непосредственное выраже­ние его сущности исодержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова вконечном счете и его форма.
Элементомсистемы «государство» является система «функции государства», в которую входитсоциальная функция.
Темаданной работы «Формы государства и социальные функции государства. Проблемы ихвзаимосвязи» носит актуальный характер, так как сегодня четко вырисовываетсяконтур нового социального государства, «государства возможностей»,осуществляющего социальную функцию на базе новых принципов. «Государствовозможностей» — цель, к которой стремится современноегосударственно-организованное общество, этап развития социального государства,следующий за «государством всеобщего благоденствия».
Помнению О.В. Родионовой, социальная функция должна изучаться в деятельностномаспекте, включающем в себя такие стороны, как деятельность различных социальныхфакторов: по социальной защите нуждающихся групп населения; по обеспечениюправа каждого на свободу труда, занятости населения, миграции рабочей силы,контроля над безопасностью условий труда и соответствием требованиям гигиены,социального страхования и обеспечения; в области образования, здравоохранения,обеспечения граждан жильем и т.д[3].
Цельданной работы — проследить взаимосвязь формы государства и социальной функции.
Задачи- дать краткую характеристику функциям государства; остановиться на понятиеформы государства; рассмотреть влияние формы государства на осуществлениесоциальной функции
 
/>1. Функциигосударства
Вфункциях проявляется деятельная целенаправленность государства, его динамичнаясуть. Функция государства не любое, а именно основное, глав­ное направление егодеятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо напротяжении всего своего существования обойтись не может. Это необходимая,устойчи­вая предметная деятельность государства в той или иной сфе­ре.  Вфункциях выражается самое глубинное и устойчивое в государстве — его сущность.Поэтому через функции можно бо­лее предметно познать сущность государства, егомногосторон­ние связи с обществом.
Вфункциях конкретизируются задачи и цели государственного управления на каждомисторическом этапе развития общества. Реализуются функции государства вопределенных (пре­имущественно правовых) формах и с использованием разнооб­разныхметодов государственной деятельности.
Функциигосударства подвижны и изменчивы, их воз­никновение и изменение зависит оточередности задач, встаю­щих перед обществом в ходе исторической эволюции, ицелей, которые оно преследует.
Каждаяфункция государства имеет свой объект воздей­ствия и свое содержание. Объект — определенная общественная сфера (экономика, культура, экология и др.), накоторую на­правлено государственное воздействие. Объекты и служат кри­териемразграничения функций государства. Содержание фун­кций показывает, что делаетгосударство, какие управленчес­кие действия в данной сфере оно совершает, чемконкретно занимаются его соответствующие органы[4].
Попричинам возникновения (генезису) функции го­сударства можно первоначальноклассифицировать:
нафункции, вытекающие из классовых противоречий (подав­ление сопротивленияэксплуатируемых классов и др.);
нафункции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел» — экономическая, экологическая и др.).
Понаправленности функции государства подразделяются на внутренние и внешние.Внутренние функции направлены на ре­шение внутренних задач страны, показываютстепень активно­сти воздействия государства на данное общество, а внешние — наустановление и поддержание взаимовыгодных отношений с другими (зарубежными)государствами и мировым сообществом в целом. В современных условиях междувнутренними и вне­шними функциями усиливается взаимосвязь, взаимозависи­мость ивзаимопроникновение.
Квнешним функциям го­сударства относятся: оборона страны; интеграция в мировуюэкономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира;сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблемсовременности, поддержание мирового правопорядка.
Квнутренним функциям государства относятся: экономическая;  обеспече­ние прав исвобод человека и гражданина, охрана правопоряд­ка; экологическая;стимулирование научно-технического про­гресса и ограничение его вредныхпоследствий; информацион­ная и социальная.
Экономическаяфункция современногогосударства имеет антикризисную направленность и нацелена на создание соци­альноориентированной рыночной экономики, учитывающей и согласовывающей интересыпроизводителей и потребителей. Этому посвящено законодательство о компаниях, обакционер­ных обществах и других объединениях. Оно защищает права и интересыграждан-акционеров, вкладчиков, потребителей, не допускает к участию в рынкенедобросовестных контрагентов. Государство принимает антимонопольноезаконодательство, осуществляет лицензирование производства ряда товаров и тор­говлиэтими товарами, контроль над экспортом и импортом отдельных товаров,стимулирует развитие приоритетных отрас­лей экономики и т. д. Данная функциягосударства обеспечила экономике капиталистических стран как бы второе дыхание:ушли в историю разрушительные экономические кризисы, за­тяжные депрессии,экономика приобрела большую устойчи­вость и динамизм. Неотъемлемой частьюэкономической функ­ции государства является охрана существующих форм собствен­ности- экономического фундамента любого государства[5].
Охранаправопорядка — функция, при­сущая любому государству во все исторические периоды его развития.Правопорядок — необходимое условие нормальной жизнедеятельности любогоорганизованного в государство об­щества, его объективная необходимость. Неслучайно многие ученые само понятие и основное назначение государства свя­зывалис правопорядком. Правопорядок есть итоговое состоя­ние урегулированности,упорядоченности отношений в обще­стве. Его единичным актом является правомерноеповедение конкретного субъекта права. Равно как единичным актом его подрыва(деформации) служит противоправное поведение (пра­вонарушение).  Господство правомерного  поведения  всех субъектов права приводит в итоге к идеальномуправопорядку, к желанному для всех спокойствию и полной общественнойбезопасности. Другими словами, если все субъекты права будут вести себяправомерно, то все окажутся в безопасности. Реаль­ный же правопорядок изменчив.Его состояние зависит от мно­гочисленных и разнообразных факторов. В последниедесяти­летия в демократических государствах приобрела особую акту­альностьпроблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина,без чего невозможен демокра­тический правопорядок. Статья 2 Конституции РФгласит: «Че­ловек, его права и свободы являются высшей ценностью. При­знание,соблюдение и защита прав и свобод человека и гражда­нина — обязанность государства»[6]. Поэтому функция охраны правопорядкамодифицируется и становится функцией государ­ства по обеспечению прав и свободчеловека и гражданина, охране правопорядка.
Вконце XX — начале XXI в. все мыслящие люди на планете отмечают фактобострения экологических проблем. В больших масштабах загрязнение воздуха,водных источников, повышение радиации, кислотные дожди, сокращение лесов — «легких Земли» — созда­ют реальную угрозу растительному и животному миру,здоровью и жизни человека. В этих условиях экологическая функция при­обрелаисключительное значение не только в отдельных стра­нах, но и в глобальном,международном масштабе, преврати­лась в проблему спасения планеты, сохранениячеловечества.
Охранаприроды и окружающей среды — не только важная функция государства, но и первостепенная проблемамировой общественности. Буддийская методология, к примеру, не без основаниясчитает, что загрязнение окружающей среды являет­ся следствием загрязнениячеловеческого сознания, но люди не видят этого загрязнения, ибо оно скрыто отглаз. Пока не про­изойдет «очищение» сознания, человечество не сможет решитьэкологической проблемы в целом[7].
Научно-техническиедостижения XX в. предопределили появление у многихгосударств мира новой функции — стиму­лирование научно-техническогопрогресса и ограничение его вред­ных последствий. Данная функция имеетдвоякое проявление.
Содной стороны, деятельность государства проявляется в стимулированиинаучно-технического прогресса. Это вызвано тем, что современные масштабынаучных исследований и экс­периментальных работ чрезвычайно велики и постояннорас­тут. Поэтому государство берет на себя обязанность стимулиро­ватьнаучно-технический прогресс, почти полностью оплачи­вать расходы нафундаментальные теоретические исследования. Государство поддерживает и защищаетинтеллектуальную соб­ственность, создает условия для успешной научной деятельно­сти,обеспечивает справедливую оценку научного труда и дос­тойное вознаграждение завнедрение результатов научных раз­работок в наукоемкие технологии.
Сдругой стороны, человечество отнюдь не сразу осознало вредные последствиянаучно-технического прогресса, а государ­ство с опозданием и недостаточноэнергично стало применять адекватные меры по ограничению этой грозной опасности.В современных условиях создание экологически чистых произ­водств, безотходныхтехнологий — одна из важнейших целей, достижение которой позволит человечествувыжить. Без их со­здания, повсеместного и широкого применения, как полагаютмногие ученые, всемирная катастрофа неизбежна. Сегодня эко­логическая функция ипо этой причине приобретает новые чер­ты, выходит на иной качественный уровень,требует иной сте­пени обязательности, ответственности, применения предупре­дительныхи карательных средств и мер против экологических правонарушений.
Кпоявлению новой информационной функции государ­ства подталкивает быстроразвивающаяся информатизация об­щества, создание баз данных, всемирныхинформационных си­стем, формирование общемирового информационного про­странства.
Спецификаданной функции заключается в способах ее воздействия на об­щество:целенаправленное информирование населения (а под­час и манипулированиеобщественным сознанием), другие спо­собы передачи информации создаютнеобходимые условия для нормального функционирования всех ветвей власти иорганов государства[8].
Социальнаяфункция многообразнапо видам и объему государственной деятельности. Главное ее назначение — устра­нитьили смягчить возможную социальную напряженность в обществе, не допускатьбольшого разрыва между богатством и бедностью, развивать здравоохранение,образование, культуру. Великий китайский мыслитель Конфуций утверждал, что еслигосударство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когдагосударство не управляется согласно с разумом, постыдны богатства и почести.Рассматриваемая функция свя­зана с понятием социального государства,деятельность кото­рого направлена на создание условий, обеспечивающих достой­нуюжизнь и свободное развитие человека, защиту семьи, со­циальную защищенность.
Длявыполнения социальной функции государство создает фонды, расходуемые на выплатупенсий, пособий, здравоохра­нение, образование. Оно разрабатывает и реализуетпрограм­мы, стабилизирующие занятость населения и сокращающие безработицу.Больших успехов в социальной сфере добились Скандинавские государства, вкоторых государственно-право­вое регулирование нацелено на достижениеэкономической ста­бильности и перераспределение доходов в пользу наименееобеспеченных слоев населения. В этих государствах установлен высокий уровеньпрогрессивного налогообложения. Государ­ство, выступая равноправнымхозяйствующим субъектом, реа­лизует функцию обеспечения высокого уровня жизнинаселе­ния и берет на себя ответственность за создание достойных условий жизнисвоих граждан.
Вразвитых странах социальная деятельность государства регулируется особойотраслью права — социальным правом. Например, в ФРГ уже многие годы действуетСоциальный ко­декс, в котором сведены воедино (кодифицированы) нормы оразличных видах социальных льгот и социального обеспечения, о формах социальнойпомощи (жертвам войны, семьям воен­нослужащих, молодежи, детям, многодетнымсемьям и т. д.)[9].
Всовременных условиях возрастает роль государства в деле поддержания и развитияздравоохранения, образования и культуры. Для управления названными видамидеятельности го­сударством создаются и финансируются соответствующие орга­ны иучреждения.
Го­сударствовыполняет свои функции в присущих ему формах, использует в своей деятельностиразличные методы. Под фор­мами осуществления функций понимается однородная посвоим внешним признакам деятельность органов государства по выпол­нению функцийгосударства. Различают правовые и неправовые формы реализации функцийгосударства.
Вправовых (основных) формах отражается связь права и государства, обязанностьпоследнего действовать на основе норм права и в рамках закона. Кроме того, онипоказывают, как государственные органы и должностные лица работают, какиеюридические действия совершают. Обычно выделяют ряд правовых форм осуществленияфункций государства — право­творческую, правоисполнительную, правоохранительную,пра­восудие и контроль.
Неправовыеформы охватывают большой объем органи­зационно-подготовительной работы впроцессе осуществления функций государства. Такая фактическая работа инеобходима, и правомерна, но она не связана с юридически значимыми дей­ствиями,влекущими за собой правовые последствия. Это, на­пример, подготовительнаяработа по сбору, оформлению, изу­чению различной информации, необходимой дляпринятия уп­равленческих решений, ознакомление с письмами, жалобами граждан идр. Сюда же относятся бухгалтерский учет, статисти­ка, организация снабжения,сбыта и т. д.
Методыосуществления функций государства многооб­разны и зависят от вида функций,государственных органов, которые их осуществляют[10].
Такимобразом, функции государства — это основные направ­ления его деятельности,выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства поуправлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Функциигосударства имеют объективный харак­тер, но реализуются сознательнойдеятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе,осуществляют­ся соответствующими государственными органами. Динамика иизменчивость функций государства зависит от задач, стоящих перед обществом входе исторической эволюции, целей, ко­торые оно преследует.
2. Понятие формы государства
Каждоегосударство, как особая политическая организация, все свои содержательныепризна­ки проявляет в той или иной форме. Иначе не может быть. Содержаниелюбого организованного социального фе­номена непременно «формировано»,существует и проявляется во­вне обязательно в какой-то форме. В наиболеешироком смысле под содержанием понимается упорядоченная определенным образоксовокупность элементов и процессов, образующих предмет или яв­ление. Форма жепредставляет собой внешнее выражение содержания предмета, его пространственныеи временные границы.
Государствоне составляет исключения в этом смысле. Оно не­обходимо приобретает ту или инуюформу, без изучения которой не представляется возможным понять его природу,назначение и роль в обществе.
Античнаяфилософская мысль особо подчеркивала значение фор­мы, отводя ей активную,определяющую роль. У Аристотеля, напри­мер, форма имела приоритет передсодержанием. Древнегреческий философ считал, что всякая конкретная вещь состоитиз материи и формы, причем форма является как активным фактором, благодарякоторому вещь становится действительной, так и целью процесса. становленияпредмета и явления. Римские юристы полагали, что именно форма, а не что-либодругое, содержательна. «Forma dat esse rei» — «форма дает бытие вещи», — считали они. Такойподход был заимствован и развит в Средние века и Новое время. Так, напри­мер,Фома Аквинский утверждал, что сущность и существование лю­бой вещи возникают изее формы. Кант относился к форме госу­дарства как к способу упорядочениягосударственности, единения ее слагаемых.
Марксистскаяфилософия выдвинула тезис о диалектическом един­стве формы и содержания. Приэтом содержание представляет собой ведущую сторону предмета, а форма — ту егосторону, которая мо­дифицируется и изменяется в зависимости от изменениясодержа­ния и конкретных условий его существования. В свою очередь, фор­ма,обладая относительной самостоятельностью, может оказывать обратное активноевоздействие на содержание: форма, соответст­вующая содержанию, ускоряет егоразвитие, тогда как форма, пере­ставшая соответствовать изменившемуся содержанию,тормозит его дальнейшее развитие[11].
Ксожалению, в отечественной литературе до­перестроечного периода наблюдаласьизвест­ная недооценка формы государства. Не всегда обращалось внимание на то,что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражениясодержания, что именно форма, а не что-либо другое содержательно. С «легкой ру­ки»представителей марксизма все прогрессивное относилось к «классовому» содержанию.Однако история многих стран учит, что во времена жестокихсоциально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишьформа государства, его внут­ренняя организация, если в ней оставались живыесилы, спасала от гибели. Все, что есть устойчивого, стабильного в государстве,в боль­шей мере относится к его форме.
Внастоящее время под формой государства понимают организа­цию государственнойвласти и ее устройство. Подобно другим «пар­ным» философским категориям, формагосударства характеризуется неразрывной связью с его содержанием. Подсодержанием государ­ства следует понимать его многогранную деятельность,нацеленную на решение стоящих перед ним задач. В этом плане просматриваетсясвязь формы государства с его функциями как основными на­правлениямидеятельности государства, а также иными общетеорети­ческими категориями:механизмом государства, социальным назначе­нием государства и др. Изучение жеформы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве,какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, скольдлителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом осуществляетсягосударственная власть и т.д.
Изучитьгосударство с точки зрения его формы — это значит в первую очередь изучить его строение,его основные состав­ные части, внутреннюю структуру, основные методыосуществления го­сударственной власти.
Становитсяочевидным, что роль и значение формы государства нельзя приуменьшать, а самапроблема формы государства имеет не только теоретическое, но и первостепенноепрактически-полити­ческое значение. От того, как организована и как реализуетсягосу­дарственная власть, определяющим образом зависит эффективностьгосударственного руководства, действенность управления, престиж и стабильностьправительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране. Так, личнаятвердость в отстаивании демократических принципов короля Испании неоднократноспасала эту страну от происков реваншистских сил в послефранкистский период еераз­вития (в том числе в ходе вполне реальных государственных пере­воротов,исходящих от агрессивно настроенных военных).
Итак,форма государства — это не только понятие государствоведения. Это такжеинститут государственности и реальность — кон­кретное явление каждогогосударства. Как институт она характери­зуется обобщением родовых признаков(включающих не только юридические). Как конкретное явление она присуща любомугосу­дарству: нет государства, которое не имело бы уникальной, во всех деталяхприсущей только ему государственной формы. Вместе с тем понятие, институт иявление имеют в виду один и тот же феномен.
Поэтомуформа государства, в каких бы философских категориях она ни трактовалась, «это- способ организации и функционирования государственной власти на базе прямых иобратных связей ветвей власти с населением».
Формагосударства в содержательном отношении выступает раз­ными своими сторонами.Во-первых, это определенный порядок об­разования и организации высших органовгосударства. Во-вторых, это способ территориального устройства государства,определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местнойвластей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государст­венной(политической) власти.
Такимобразом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно:
— формы (государственного) правления;
— формы (государственного) устройства;
— формы (государственного) режима.
Интересно,что некоторые авторы полагают, что в форму госу­дарства развились в ходеисторического прогресса три основных признака государства. В форме государствапрежде всего воплощается связь населения в политическое  целое, т.е. тепублично-властные отношения, которые позволяют рассматривать государство какобъединение индивидов, одномасштабное общество, основанное на обмене товарами идеятельностями. В форме государства, далее, воплощается природа и организацияпубличной власти — системы уч­реждений, управляющих делами общества. Наконец, вней выражается внутреннее  территориальное деление государства.
Каквидим, форма государства — это его устройство, выражающееся в характе­реполитических взаимоотношений между людьми, между людьми и государством, междугосударством и людьми в процессе управления ими (государственный режим), вспособах организации высших ор­ганов государственной власти (форма правления) ив администра­тивно-территориальном делении государства (форма территориаль­ногоустройства).
Вюридической литературе термин «государст­венное устройство» обозначаеторганизацию территории государства, соотношение государ­ства как целого с егосоставными частями. Поэтому в последние годы он все чаще заменяется понятием«государ­ственно-территориальное устройство». Это и понятно, посколькуисторически любое государство возникало в виде особенного терри­ториальногообъединения.
Длявыполнения своего социального назначения — организациипроизводственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и правразличных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и   — государство реализует собственные важ­нейшие задачи на всей «своей» территории.Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только изодно­го центра. Тем более если размеры территории и численность насе­лениядостаточно большие. Именно в связи с этим возникает необ­ходимость деления всейтерритории государства на соответствующие подразделения — губернии, области,штаты, земли и т.п., которые управляются региональными органами государства.Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения властицентра и регионов[12].
Наэто структурирование государства влияет множество факто­ров: потребностиэкономики, рост населения, политические интере­сы, исторический опытгосударственности, политико-правовые за­имствования, геополитическое окружениеи т.д. Эти и другие фак­торы определяют конкретную форму государственногоустройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних го­сударствах,которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статустерриториальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков[13].
Такимобразом, форма государственного устройства показывает следующее: I) из каких составных частей состоитвнутренняя струк­тура государства; 2) каков статус (правовое положение) этихчастей и взаимоотношения их органов власти; 3) каким образом строятся отношенияцентральных и региональных государственных органов.
Следовательно,понятие формы государственного устройства раскрывает то, какова территориальнаяорганизация государства, ста­тус частей, его составляющих, их взаимоотношениямежду собой и центральной властью страны.
Рольи значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована икак реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависитэффективность государственного руководства, действенность управления, престиж истабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране, атакже благосостояние населения.
3. Влияние формы государства на осуществлениесоциальной функции
Социальнаяфункция свойственна не только демократическим, но и антидемократическимрежимам. Примером является СССР, политический режим в котором принятоквалифицировать как тоталитарный. Но в СССР социальная функция осу­ществляласьдовольно активно, особенно в таких аспектах, как право на труд, право намедицинскую помощь, право на образование и так далее.
Вкачестве примера обратимся к одному из наиболее важных аспектов проявлениясоциальной функции государства — пенсионному обеспечению.
Пенсиив СССР финансировались из общественных фондов потребления, которые складывалисьиз средств государственного бюджета и из отчислений предприятий. Сами работникииз индивидуальных доходов не отчисляли ничего. Относительно низкий возраствыхода на пенсию (55 лет для женщин и 60 лет для мужчин) также можно считатьвесьма важной составляющей данного аспекта проблемы. Следует отметить, чтосроки возможного выхода на пенсию по старости не изменились и по сей день.
В1990г. в России был принят Закон РСФСР «О государственных пенси­ях в РСФСР»,самый гуманный и самый социальный закон о пенсионном обеспечении за всю историюРоссии. Он ввел институт социальных пенсий; был расширен перечень выплат, засчет которых формируется пенсия; размер пенсий был поставлен в зависимость отуровня оплаты труда и числа проработанных лет; период учета заработка дляисчисления пенсии был увеличен с 12 до 24 месяцев перед выходом на пенсию; появиласьвозможность рассчитывать пенсию из зара­ботка за любые пять лет непрерывногостажа; в трудовой стаж включили «нестраховые» периоды (служба в армии, учеба,нахождение в декретном отпуске по уходу за ребенком и т.п.); право получатьпенсию в полном раз­мере получили все работающие пенсионеры; минимальная пенсияв соот­ветствии с этим законом не должна была опускаться ниже прожиточногоминимума; пенсии предполагалось индексировать в соответствии с ростом цен. Ноданный закон был рассчитан на советское государство с плановой экономикой, надругие реалии. В условиях рыночной экономики данный закон стал невыполним поцелому ряду причин[14].
Длясовременной России неотъемлемым элементом социальной функции является системагосударственных гарантий права граждан на пенсионное обеспечение. Но внастоящее время пенсия слабо зависит от трудового вклада и совсем не учитываетвклад страховой, т.е. продолжительность и объем уплаченных в Пенсионный фондвзносов. На размер пенсионных выплат сильнее всего влияет стаж работы, а сла­беевсего — заработная плата, и общий уровень пенсий остается при этом сравнительнонизким. Поэтому пенсионные выплаты  напоминают разновидность социальной помощи.
Итак,в плане выполнения социальной функции современное Российское государство можетеще поучиться у СССР, хотя политический режим в современной России можноквалифицировать как демократический режим либерального толка.
Еслиговорить о взаимосвязи формы правления и социальной функции, то сле­дует отметить,что тут нет прямой зависимости. Например, Япония является монархией, ноодновременно достаточно развитым социальным государством, если квалифи­цироватьее по уровню жизни населения, по уровню образования и оказания качественныхмедицинских услуг. Ее вполне можно отнести к социальному государству. Хотя вЯпонии основное бремя по осуществлению социальной функции несет семья, чтоотличает Японию от, например, Германии, которой присуща республиканская формаправления.
Такимобразом, нет какой-либо зависимости в проявлениях социальной функциигосударства от формы правления. Здесь прямая зависимость прослеживается опятьже от того, на каком уровне развития находится конкретное го­сударственно-организованноеобщество: если на индустриальном или постин­дустриальном, то социальнаядеятельность является имманентным атрибутом деятельностигосударственно-организованного общества; если на аграрном уровне — осуществляется фрагментарно[15].
Аналогичнымобразом решается вопрос с зависимостью социальной фун­кции от территориальногоустройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальнойдеятельности не зависят от формы территориального устройства. Так, например,Дания является унитарным государством. Ей присущ со­циально-демократический типсоциального государства, высокий уровень развития социальной функции,специфичность которой определяется этнокультурными особенностями, а в целом — постиндустриальным обществом, в рамках которого существует данное государственноеобразование.
Швейцарияявляется федеративным государством. Но и ей присущ тот же тип социального государства,что и Дании, т.к. опре­деляющим критерием степени развитости и качествасоциальной деятельности является не форма территориального устройства, а уровеньразвития общества и этнокультурные особенности. Разница лишь в организационныхмоментах реализации социальной функции, которая во многом обусловлена унитарнымили федеративным способом территориальной организации того или иного государства.
Такимобразом, прямая, непосредственная зависимость степени развитости и объемареализации социальной функции от форм государства прослеживает­ся только вслучае с политическим режимом, тогда как ни формы правления, ни территориальноеустройство не являются детерминантами социальной функ­циигосударственно-организованного общества.
Заключение

Такимобразом, функции государства — это основные направ­ления его деятельности,выражающие сущность, социальное на­значение, задачи и цели государства поуправлению обществом в присущих ему формах и свойственными ему методами.
Квнутренним функциям государства относятся: экономическая;  обеспече­ние прав исвобод человека и гражданина, охрана правопоряд­ка; экологическая;стимулирование научно-технического про­гресса и ограничение его вредныхпоследствий; информацион­ная и социальная.
Квнешним функциям го­сударства относятся: оборона страны; интеграция в мировуюэкономику, взаимовыгодное экономическое сотрудничество; обеспечение мира;сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблемсовременности, поддержание мирового правопорядка.
Функциигосударства имеют объективный харак­тер, но реализуются сознательнойдеятельностью людей. Все они тесно взаимосвязаны, действуют в системе, осуществляют­сясоответствующими государственными органами. Динамика и изменчивость функцийгосударства зависит от задач, стоящих перед обществом в ходе историческойэволюции, целей, ко­торые оно преследует.
Каждоегосударство, как особая политическая организация, все свои содержательныепризна­ки проявляет в той или иной форме.
Формагосударства — это его устройство, выражающееся в характе­ре политическихвзаимоотношений между людьми, между людьми и государством, между государством илюдьми в процессе управления ими (государственный режим), в способахорганизации высших ор­ганов государственной власти (форма правления) и вадминистра­тивно-территориальном делении государства (форма территориаль­ногоустройства).
Рольи значение формы государства нельзя приуменьшать. От того, как организована икак реализуется госу­дарственная власть, определяющим образом зависитэффективность государственного руководства, действенность управления, престиж истабильность правительства, состояние законности и правопоряд­ка в стране, атакже благосостояние населения.
Какой-либозависимости в проявлениях социальной функции государства от формы правления несуществует. Здесь прямая зависимость прослеживается от того, на каком уровнеразвития находится конкретное государственно-организованное общество: если наиндустриальном или постин­дустриальном, то социальная деятельность являетсяимманентным атрибутом деятельности государственно-организованного общества;если на аграрном уровне — осуществляется фрагментарно.
Аналогичнымобразом решается вопрос с зависимостью социальной фун­кции от территориальногоустройства государства. Ни тип социального государства, ни качество социальнойдеятельности не зависят от формы территориального устройства.
Прямая,непосредственная зависимость степени развитости и объема реализации социальнойфункции от форм государства прослеживает­ся только в случае с политическимрежимом, тогда как ни формы правления, ни территориальное устройство неявляются детерминантами социальной функции государственно-организованногообщества.
 
Список использованной литературы
 
1.        КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)//«Российская газета». 25 декабря 1993 г. № 237.
2.        Венгеров А.В.Теория государства и права. М.: Новый Юрист, 1998. 
3.        Ильин И.А. Огосударственной форме//Советское государство и право. 1991. № 11.
4.        Пацация М.Ш.Теория государства и права. М.: Академия, 2000.
5.        Родионова О.В.Социальная функция современного государства. М., 2006.
6.        Рассолов М.М.Теория государства и права. М.: Закон и право, 2004.
7.        Соколов А.Н.Теория государства и права. Калининград, 2002.
8.        Темнов Е.И.Теория государства и права. М.: Юрист, 2003.
9.        Теориягосударства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н. Марченко. М.: Зерцало, 2004.
10.     Теориягосударства и права/Под ред. д. ю. н., проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2007.
11.     Чиркин В.Е.Государствоведение. М.: Юрист, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :