Реферат по предмету "Государство и право"


Уголовно процессуальная характеристика показаний несовершеннолетних как вида доказательств и их оценки

Уголовнопроцессуальная характеристика показаний несовершеннолетних как видадоказательств и их оценки
 
Содержание
 
1. Понятие и сущностьпоказаний несовершеннолетних
2. Особенности процессаформирования показаний несовершеннолетних

1. Понятиеи сущность показаний несовершеннолетних
Допрос является не толькораспространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым входе предварительного расследования. В тоже время это очень сложноеследственное действие, а допрос несовершеннолетнего вдвойне. От того насколько грамотноследователь его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовномуделу.
Суть допроса заключаетсяв получении от допрашиваемого лица сведений (показаний), т.е. устной речевойинформации об обстоятельствах и фактах, имеющих значение для уголовного дела.[1]При этом показания разных участников уголовного процесса −подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего − это сведения,сообщенные им на допросе, проведенном в ходе досудебного производства поуголовному делу или в суде, и зафиксированные в установленном законом порядке.[2]
Среди следователейраспространено мнение о том, что допрос несовершеннолетних не создаеткаких-либо трудностей, относится к разряду «легких» следственных действий.Такое убеждение связано с тем, что подростки, как правило, сознаются всовершенном, их попытки скрыть происшедшее или дать ложные показания обычнонепродуманны. Тем не менее, как правильно замечают криминалисты, абсолютнобесконфликтных ситуаций не бывает, и, признаваясь в совершении преступления вцелом, обвиняемые могут преуменьшать или преувеличивать свою роль в совершенномпреступлении, скрывать соучастников преступления, не рассказывать проотрицательно их характеризующие эпизоды в процессе совершения преступления ит.п.
Таким образом, получениеи оценка показаний несовершеннолетних имеет свои специфические особенности, какпсихологические, так и процессуальные, которые будут рассмотрены в даннойглаве.
В отечественнойпсихологической науке на основе обобщения педагогического опыта определилсяследующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще недостиг совершеннолетия:
— младенческий возраст(от рождения до одного года);
— раннее детство (от годадо трех лет);
— дошкольный возраст (оттрех до шести-семи лет),
— младший школьный возраст(от шести-семи до 11 —12 лет),
— подростковый возраст(от 11 — 12 до 14— 15 лет);
— ранний юношескийвозраст (от 14— 15 до 17— 18 лет)[3].
Малолетними следуетсчитать участников уголовного процесса, не достигших четырнадцати лет. Срединих, по признакам, определяемым, в первую очередь возрастом, можно выделить, покрайней мере, три группы:
1) дети дошкольноговозраста (от 3 до 7 лет),
2) младшего школьноговозраста (от 7 до 10-11 лет),
3) среднего школьноговозраста (от 11 до 14 лет). Несомненно, при правильной организации и проведениидопроса малолетних свидетелей от них могут быть получены вполне надежные,достаточно полные и точные показания.
Несмотря на то, что долямалолетних в общем массиве лиц, допрашиваемых по уголовным делам, относительноневелика, однако они в силу разных причин иногда оказываются единственнымиочевидцами тяжких преступлений, располагают уникальной информацией, имеющейисключительно важное значение для органов расследования.[4]
Переход от одноговозрастного периода к последующему сопровождается известными «кризисами»развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностямии условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка.
Каждому возрастномупериоду развития подростка присущи разный круг общения, различные виды ведущихпотребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности,увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта иразвития, направленности личности. Все эти факторы существенно влияют на егосознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе и к самой процедуресудопроизводства, что, безусловно, необходимо учитывать, независимо от того, вкакой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний. Необходимо иметь ввиду, кем бы он ни проходил по делу: свидетелем, потерпевшим, подозреваемым илиобвиняемым (подсудимым), его поведение во время допроса во многом будетопределяться, прежде всего, возрастными, интеллектуальными, психическимиособенностями развития.
Все многообразиеинформации об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются дети, можноразделить на три основные категории:
Первую из них составляетинформация о материальных объектах действительности и их свойствах. Сообщениеоб этих объектах предполагает их непосредственное чувственное отражение,создание и сохранение их образов, актуализацию и словесное описание.
Вторая категорияобъединяет сведения, воспринятые детьми в словесной форме. Информация о нихсохраняется в форме слухового образа, если малолетний свидетель точнозапоминает словесное, звуковое выражение сообщения, но не понимает егосодержания.
К третьей категорииотносится информация о явлениях действительности, которые не могут быть познанычувственным путем. Она возникает в результате умозаключений ребенка, пониманияим внутреннего содержания событий.
Допросунесовершеннолетнего обвиняемого должна предшествовать тщательная подготовка.Подготовка включает собирание достаточно полной информации о психических ифизических качествах несовершеннолетнего, об условиях его жизни, быта,воспитания. Во главу угла при подготовке к допросу следует поставить изучениеличности несовершеннолетнего обвиняемого. Для достижения указанных целейнеобходимо использовать методы разработанные криминалистикой, юридической психологией,логикой, и педагогикой в комплексе.
Всестороннее изучениеличности несовершеннолетнего обвиняемого способствует эффективности допроса.Убедившись, что следователю известны не только основные, но и даже относительномелкие факты его жизни и деятельности, подросток приходит к выводу онеобходимости дать правдивые показания.
Важное значение имеетучастие при допросе специалиста в области детской и юношеской психологии. Этопозволяет разобраться в особенностях психики данного подростка и учитывать ихкак при разработке тактики допроса, так и в ходе самого допроса, а также дляустановления психологического контакта и формулирования вопросов.
Для получения отнесовершеннолетнего правдивых показаний необходимо установить с нимпсихологический контакт, под которым понимается система взаимодействия людеймежду собой в процессе их общения, основанного на доверии, информационныйпроцесс, при котором люди могут и желают воспринимать информацию, исходящуюдруг от друга. Установление психологического контакта с допрашиваемым – условиеполучения правдивых показаний, достижения истины по делу. Его необходимоподдерживать не только в период допроса, но и в последующий период работы сданным участником процесса.[5]
Допроснесовершеннолетнего обвиняемого начинается, по общему правилу, с выяснения егоотношения к предъявленному обвинению. Однако, в связи со спецификой возрастаобвиняемого, ему должно предшествовать разъяснение следователем совместно сзащитником сущности и содержания предъявленного обвинения. При этом надораскрыть значение юридических терминов, диспозицию и санкцию инкриминируемыхему статей уголовного закона. Заслуживает внимания рекомендация профессора Л.Л. Каневского о возможности выяснения у обвиняемого признает ли он себявиновным, не в начале допроса, а в конце.[6]Действительно, такой вопрос, заданный в самом начале допроса, может вызвать уподростка эмоциональное напряжение, которое будет мешать дальнейшему допросу.
Свободный рассказнесовершеннолетнего обвиняемого не рекомендуется прерывать, даже если подростоки отвлекается от изложения обстоятельств дела, так как связь между освящаемымисобытиями может быть более сложной. Вместе с тем следует иметь в виду, чтонесовершеннолетние вследствие недостаточной развитости логического мышления,отсутствия опыта в последовательном и всестороннем изложении каких – либособытий могут испытывать трудности в освещении обстоятельств совершенногопреступления. Задача следователя в этой связи заключается в том, чтобы, несообщая допрашиваемому фактов, полученных из других источников, помочь несовершеннолетнемуизложить свои показания в логической последовательности. При этом можнорекомендовать такие приемы как: «устранение эмоционального и смысловогобарьера», «формирование мыслительной задачи», «напоминание», «детализация»,«уточнение».
Постановка вопросов и ходдальнейшего допроса зависят от отношения несовершеннолетнего к предъявленномуобвинению. Если подросток дает правдивые показания, то допрос носит, какправило, бесконфликтный характер.
При допросе в такназываемых конфликтных ситуациях, когда несовершеннолетний не признает себявиновным в предъявленном обвинении, следователь с учетом повышеннойвнушаемости, заранее разрабатывает тактику допроса, проявляя особуюосторожность при постановке вопросов.
Немалую сложность вконфликтной ситуации допроса представляет предупреждение и разоблачение ложныхпоказаний обвиняемых. Мотивами дачи ложных показаний обвиняемым являются:неправильное понимание подростком чувства товарищества; повышенная стыдливость(в частности, в отношении половых преступлений); склонность к отстаиванию ранееданных ложных показаний, чтобы не показаться в глазах допрашиваемого лгуном;стремление прослыть самостоятельным, «взрослым», утвердить себя во мненииокружающих; нежелание «выдать» своего товарища, прослыть «ябедой»; обостренноесамолюбие, стремление любым способом сохранить свой авторитет средисверстников; повышенная эмоциональность подростка и неуравновешенность егоэмоций; пониженная критичность и самокритичность, отсутствие жизненного опыта;слепая преданность подстрекателю и сообщникам; стремление преувеличить своюроль в содеянном; готовность солгать ради поддержания авторитета средисоучастников; боязнь физического наказания со стороны родителей илиродственников за совершенное правонарушение; утверждение, что в преступленииучаствовали и другие лица, в надежде уменьшить степень своей ответственности.[7]
Сомнение в достоверностипоказаний могут возникнуть у следователя, как во время, так и после допроса. Впроцессе допроса такие сомнения порождаются противоречивостью показаний, ихизменением, явным не соответствием известным обстоятельствам дела, имеющимся враспоряжении следователя доказательствам, заученность рассказа, наличиенесвойственных несовершеннолетнему формулировок и выражений.
Следователю также надоучитывать особенности психики обвиняемого, содержащегося под стражей. Вусловиях изолированности от внешнего мира и дефицита информации подростокстановиться более восприимчивым к воздействию на него со стороны следователя,Усиливается его склонность к внушению и самовнушению.
Если несовершеннолетнийпричастен к групповому преступлению, его психическое состояние такжеспецифично. Во-первых, каждый из подростков боится признаться первым, чтобы непрослыть «предателем» и не навлечь на себя гнев своих товарищей. Во-вторых,любой из них не без основания опасается, что кто-то признается раньше него иизложит обстоятельства в невыгодном для него свете. В такой ситуацииследователю целесообразно предупредить обвиняемого о том, что он рискует«опоздать» с дачей правдивых показаний.
Допрашивая лгущегонесовершеннолетнего, следователь не может избежать определенного психологическоговоздействия на него с целью получения правдивых показаний. В этом нет ничегопротивозаконного или аморального (если только это воздействие не содержитэлементов обмана или насилия, т.е. является правомерным). Известны следующиеметоды правомерного психологического воздействия на личность допрашиваемого:метод убеждения, представляющий собой сообщение допрашиваемому сведений с цельювоздействия на его эмоции, интеллект и волю; метод изобличения, заключающийся впередаче допрашиваемому информации, чтобы получить от него более полныесведения; метод правомерного внушения посредством требования, просьбы,предложения, совета, предостережения и предупреждения; метод эмоциональногоэксперимента — использование психического состояния допрашиваемого; метод примера,применяющегося в форме личного примера следователя или в форме сообщения оположительных действиях других лиц.
В процессе допроса нерекомендуется показания несовершеннолетнего сразу же заносить в протокол, т.к.это отвлекает внимание допрашиваемого, да и следователю мешает сосредоточитьсяна реализации тактического плана допроса. Более целесообразно в ходе допросаделать черновые записи показаний, которые не так заметны для допрашиваемого ине отвлекают следователя от беседы с несовершеннолетним. В протокол показаниялучше заносить только по окончании допроса, сохраняя свойственныенесовершеннолетнему обороты речи. Помощь в точной фиксации информации,полученной от допрашиваемого несовершеннолетнего может оказать использованиезвукозаписи при его допросе. Звукозапись показаний целесообразно применять вследующих случаях:
1. еслинесовершеннолетний правонарушитель меняет или может изменить свои показания подвоздействием родственников, потерпевших, других соучастников;
2. при совершениипреступления в группе или в результате вовлечения в преступную деятельностьродственниками или другими взрослыми лицами;
3. для оглашениявзрослому показаний несовершеннолетнего, если следователь во избежаниеотрицательного воздействия на подростка считает нецелесообразным производитьмежду ними очную ставку;
4. для фиксацииспецифических оборотов речи;
5. с целью как-тодисциплинировать ее участников, нейтрализовать попытки некоторых из них оказатьпсихическое давление на другого.
Таким образом, процессрасследования с участием несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого,потерпевшего или свидетеля особенно сложен и требует специальных знаний вобласти педагогики, детской психологии. Одним из самых распространенныхследственных действий является допрос, в ходе которого следователь получаетценную информацию, позволяющую выдвигать версии по делу, планироватьрасследование. Допрос несовершеннолетних имеет специфику, связанную, преждевсего, с их возрастными особенностями.
 
2.Особенности процесса формирования показаний несовершеннолетних
Характеризуя особенностиформирования показаний несовершеннолетних, прежде всего, отметим, чтосодержание, форма, достоверность показаний несовершеннолетних во многом будутзависеть от уровня развития их психики, индивидуально-психологическихособенностей личности.
Дискуссионным вопросомрассматриваемой темы с точки зрения психологии педагогики является нижнийвозрастной порог, начиная с которого можно допрашивать несовершеннолетнего.Стоит согласиться с мнением большинства ученых о том, что в силу своеобразиявосприятия, обусловленного возрастом, допрашивать можно детей старше трех лет[8].Если есть сомнения в возможности несовершеннолетнего правильно восприниматьобстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания, то всоответствии со ст. 196 УПК РФ должна быть назначена экспертиза, о которой речьпойдет ниже.
Итак, дети уже в раннемвозрасте (до трех лет) способны к восприятию людей, их действий, воспринимаютразличные объекты, особенно отличающиеся своей яркостью и необычностью. Насобственном опыте они начинают понимать, что значит толкнуть, ударить, драться,и поэтому уже в пятилетнем возрасте ребенок в состоянии выделить наиболеехарактерные для конфликтной ситуации действия ее участников. Однако выделениеэтих действий происходит у детей не по их объективной значимости, а по каким-тоотдельным, скорее случайным признакам[9].
Описывая предметы,происходящие явления, ребенок часто прибегает к сравнениям. Однако этисравнения бывают весьма относительны и не точны. Это подтверждается тем, что,воспроизводя детали какого-то события, дети дошкольного и младшего школьноговозраста обычно прибегают к довольно неопределенным понятиям (большой —маленький, старый — молодой, далеко — близко и т.п.).
Несмотря на уже достаточнобольшой словарный запас у детей дошкольного возраста, многие из усвоенных имислов составляют пассивный словарь, поскольку ребенок ими не пользуется, хотя ипонимает их. Причем некоторые слова употребляются детьми не в их точномзначении, а так, как это принято в семейном кругу, среди их знакомых.
Умение строитьсамостоятельный рассказ появляется у детей около пяти лет. В этом возрастеребенку легче что-либо узнать (в смысле — опознать), чем воспроизвести навербальном уровне. Дети данной возрастной группы (от 3 до 7 лет) плохо ещеразбираются в причинных связях событий, обычно воспринимают их фрагментарно,нередко дополняя свой рассказ вымыслом на основе собственных представлений.
На протяжении последнихдесятилетий сложилась традиция приписывать детям дошкольного возрастаповышенную склонность к фантазированию и исключительно богатое воображение.Считается, что на достоверность показаний несовершеннолетних оказывают влияниенеполнота и неточность восприятия и воспроизведения, свойственные детскому иподростковому возрасту, сочетающиеся со склонностью к вымыслу и фантазированию.Описывая события и детали, которых в действительности не было, дети при этомдалеко не всегда действительно лгут, то есть намеренно искажаютдействительность. Очень часто эти неверные сведения даются ими совершенночистосердечно и добросовестно, им кажется, что рассказанное действительнопроисходило.[10]
Однако, как считают М. М.Коченов и Н. Р. Осипова, специально исследовавшие данный вопрос под угломзрения задач, стоящих перед судопроизводством, повышенная склонность кфантазированию у малолетних свидетелей встречается не так уж и часто. Посколькусодержание и продуктивность воображения ребенка объясняются не только еговозрастом, но в значительной мере зависят от его жизненного опыта, которыйследует также учитывать, оценивая показания с точки зрения влияния на них воображениямалолетнего свидетеля.[11]
Кроме того, следует такжепомнить, что дети по сравнению со взрослыми более внушаемы. В контекстерассматриваемых проблем под внушаемостью следует понимать, с одной стороны,склонность подростка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц (взрослых,старших сверстников) и, с другой — податливость его к постороннему воздействию,благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то,что ему говорят старшие и что они хотят от него услышать. Однако рассказы отом, чего не видели сами дети, обычно выглядят значительно более обедненными,схематичными, неестественными, как бы заученными. В подобных случаях, чтобыубедиться в том, что малолетний свидетель говорит по наущению посторонних лиц,следует поинтересоваться: понятно ли ему то, о чем он говорит, и тогда легчебудет обнаружить вымысел.
В период между 7-10годами у детей происходят глубокие изменения в их сознании, мышлении, речи,заметно обогащается словарный состав, появляется способность с учетомприобретенного опыта объяснения происходящих событий, формируются навыкипоследовательного их изложения с большей детализацией. Увеличивается объемвосприятия. Воображение становится богаче и реалистичнее. К 10 годам появляетсяумение припоминать увиденное или услышанное, хотя все еще подростки до 14 летне способны логически восстановить событие, выделить в нем главное. И, тем неменее, в этом возрасте, примерно с 8— 10 лет, в разговоре с ними уже можноапеллировать к их чувству долга, к осознанию того, что человек должен бытьчестным, правдивым[12].
У детей подростковойгруппы (от 11 до 14—15 лет) значительно расширяются познавательные интересы,растет самосознание, стремление к самостоятельности, самоутверждению,обостряются отдельные черты характера (излишняя самоуверенность, самолюбие,повышенная ранимость, эмоциональная неустойчивость и др.).
По достижении 14-летнеговозраста считается, что для молодого человека становится очевидной общественнаяопасность таких преступлений, как убийство, умышленное причинение тяжкого,средней тяжести вреда здоровью, насильственные действия сексуального характера,разбой и некоторые другие. Поэтому с этого возраста несовершеннолетний,совершивший преступления, перечисленные в ч. 2 ст. 20 УК РФ, подлежитпривлечению к уголовной ответственности за них.
К 16 годам у молодогочеловека в целом формируется правосознание, в основном (хотя на этом периоде,безусловно, точку ставить ни в коем случае нельзя) завершается процесссоциализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующемузаконодательству, установлена уголовная ответственность (ч. 1 ст. 20 УК РФ).[13]Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет имеют широкие правасамостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителей совершатьцелый ряд гражданско-правовых сделок, несут имущественную ответственность вспециально предусмотренных случаях (п. 2, 3 ст. 26 ГК РФ).[14]
В этой связи совершенносправедливо признается, что допросы лиц, достигших 16-17-летнего возраста,целесообразно проводить «в основном с применением тех же тактических приемов,которые рекомендуются при допросе взрослых».
Охарактеризовавособенности восприятия окружающего мира несовершеннолетними в связи спериодизацией их возраста, рассмотрим особенности формирования показанийнесовершеннолетнего и особенности их изложения на допросе.
Итак, ребеноквоспринимает зрительно материальный мир иначе, чем взрослый человек. Инымисловами, сама картина мира предстает перед ребенком иной, не такой, как передвзрослым человеком. Поэтому ребенок может совершенно не заметить главного, ноотчетливо воспринять второстепенные детали.
Свидетельские показаниядетей не редко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы невсегда даются в плане поставленных вопросов, некоторая часть информации передаетсяребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все этосоздает предпосылки для многозначного толкования высказывания детей.
При допросенесовершеннолетнего следует учитывать некоторые факторы, влияющие на точность идостоверность показаний, на их оценку. Должны быть приняты во внимание тримомента:
1) возрастные иличностные особенности дающего показания (а также характеристику социальноймикросреды);
2) условия, в которыхвоспринимались и перерабатывались впечатления, составляющие содержание егопоказаний, так называемая «атмосфера дела»;
3) способ полученияпоказаний и их фиксации, форма допроса.
С точки зренияорганизационных моментов допроса несовершеннолетнего, то С. В. Кузнецова и Т.С.Кобцова совершенно справедливо отмечают, что вызов на допроснесовершеннолетнего потерпевшего не следует откладывать во избежаниевозможности его консультации со взрослыми или «сведущими» сверстниками[15].
Событие, послужившеепричиной к возбуждению уголовного дела, естественно, вызывает среди населенияквартиры, дома и двора, где оно произошло, оживленный обмен мнениями по поводупредполагаемых виновников, обстоятельств, в которых оно произошло. Послеоживленных пересудов складывается общественное мнение. Понятно, что особенночувствительными к этому мнению оказываются несовершеннолетние, которым суждениястарших, естественно, кажутся очень убедительными и авторитетными.Исключительно много разговоров возникает обычно в тех случаях, когда совершенопреступление на сексуальной почве, особенно в отношении малолетнего. Такиеслучаи вызывают большой общественный резонанс.
Для того, чтобы в показанияхне было искажений, а) допрос должен производиться в благоприятной обстановке (втом месте, где ребенок чувствует себя спокойно, уютно, в необходимых случаях — в присутствии педагога, родителей, психолога); б) вопросы должны быть особеннотщательно продуманы, наводящие вопросы, которые из-за внушаемости ребенка илиподростка могут изменить показания, надо исключить, как этого требует ч. 2 ст.189 УПК РФ; в) вопросы, предлагаемые несовершеннолетнему, и его ответы должныбыть максимально точно зафиксированы в протоколе (это, впрочем, касается любогодопроса).
Центральное место ворганизации допроса малолетнего занимает изучение его личности, как правило,более тщательное, чем при подготовке к допросу взрослого. В ходепредварительного расследования допрашивать несовершеннолетних свидетелей обэмоционально нейтральных для них обстоятельствах рекомендуется как можно скореепосле их восприятия. В тех случаях, когда известно, что случившееся моглосильно взволновать ребенка, целесообразно допрашивать его не ранее чем черездва-три дня после события. За это время уменьшается эмоциональное напряжение.Нередко при таком отсроченном воспроизведении наблюдается явлениереминисценции, т.е. «всплывания» в памяти деталей, которые не могли бы бытьвоспроизведены вскоре после события. Через 12-15 дней после восприятия фактоввоспоминания о них у ребенка начинают ослабевать, если они не вызывают у негоособого интереса.
Одним из условий допросанесовершеннолетнего служит установление психологического контакта между следователем(дознавателем) и допрашиваемым. Во время допроса несовершеннолетнегопотерпевшего следователь не должен избирать угрожающий тон, демонстрироватьпревосходство, властные полномочия, однако и неестественная суетливость,слащавость может вызвать у допрашиваемого недоверие. Следователь долженобладать навыками активного слушания, проявлять интерес к личности собеседника,ведь допрос с точки зрения уголовного процесса и криминалистики — этоследственное действие, а с позиции психологии — общение двух людей. Поэтомуздесь применимы такие приемы налаживания психологического контакта какпроявление эмпатии, сопереживания, создание благоприятной для общения атмосферы(исключающей шум, появление посторонних лиц, телефонные звонки и пр.). Важноуметь использовать и невербальные способы налаживания информационноговзаимодействия: следить за жестикуляцией, мимикой. Если допрашиваемый не желаетидти на контакт, проявляет недоверие к следователю, ведет себя вызывающе, неследует применять запугивание, повышать голос. В этом случае следователюнеобходимо сохранять выдержку и суметь разъяснить потерпевшему важность егопоказаний для успешного расследования и раскрытия преступления. Потерпевшийдолжен увидеть в следователе союзника, а не равнодушного чиновника.
Необходимо учитывать, чтовопросы, задаваемые следователем, несовершеннолетний слышит не впервые. Обычнодо того как дело дойдет до следственных органов, многие лица: родители,педагоги, соседи, друзья спрашивают потерпевшего о происшедшем, излагают своиверсии случившегося (нередко убеждая несовершеннолетнего в своей правоте), иследователь получает уже искаженную информацию.
Запрещается использоватьв ходе допроса наводящие вопросы, так как они действуют внушающее надопрашиваемого, поскольку уже в своей формулировке содержат желательный дляследователя (дознавателя) ответ. Помимо наводящих, запрещается задаватьулавливающие и безнравственные вопросы. С учетом того, что вниманиенесовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса, по мнениюГ.М. Миньковского, следует приступить после окончания следственного действия.[16] На нашвзгляд, это целесообразно еще и потому, что несовершеннолетнего может напугатьили насторожить факт фиксации его показаний.
Наибольшую ценностьпредставляет свободный рассказ потерпевшего о событии, запись его должна бытьпо возможности дословной, и она должна сохранить характер и стиль высказываний несовершеннолетнего.Малолетние потерпевшие зачастую вкладывают в отдельные слова и понятиясовершенно иной смысл, чем обычно им придается. Так, малолетняя потерпевшаярассказала, что у лица, совершившего на нее посягательство, на руке был«нарисован» тигр. На руке Н., изобличенного позднее в совершении этогопреступления, была татуировка танка. Для выяснения причины возникшегопротиворечия при повторном допросе следователь показал девочке фотографиютатуировки с руки Н. и попросил сказать, что изображено на снимке. Девочкаответила, что это тигр, как ей говорил папа. Отец девочки позже пояснил, чтокогда он водил дочь на площадь, где стояла трофейная военная техника, онпоказал ей на танк и объяснил, что этот танк — «тигр»[17].
Особо следуетостановиться на показаниях несовершеннолетнего потерпевшего. Для допросанесовершеннолетнего потерпевшего применимы те же тактические приемы икомбинации, что и для допроса иных участников, при этом также можно выделятьдопрос в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации. Для бесконфликтнойситуации применимы, например, такие приемы допроса потерпевшего как предложениеизложить факты, строго соблюдая последовательность развития события, о которомдаются показания, постановка вопросов, активизирующих в сознании допрашиваемогоассоциативны связи, производство допроса на месте события и пр. К числуприемов, применяемых в конфликтной ситуации, можно отнести выяснение мотивовдачи ложных показаний и устранение этих мотивов, максимальная детализация иконкретизация показаний допрашиваемого, постановка неожиданного вопроса,повторный допрос в необходимых случаях и др.
В случаях, когдапотерпевший пережил сильную психотравмирующую ситуацию, психотерапевтырекомендуют использовать такой прием как ведение рассказа от «третьего лица»:вместо местоимений «я», «мне» употреблять местоимения «он», «ему». Такимобразом, жертва описывает случившееся как бы с позиции стороннего наблюдателя.Этот прием целесообразно использовать при допросе потерпевших от сексуальныхпосягательств, привлекая в качестве специалиста психолога или психотерапевта[18].
Полнота и достоверностьпоказаний несовершеннолетнего потерпевшего зависят также от егокриминалистического типа, на формирование которого воздействуют следующиефакторы:
1.  роль потерпевшего присовершении преступления;
2.  его отношение кустановлению истины на следствии;
3.  специфические цели,которые он преследует в ходе расследования;
4.  оценка потерпевшимпоследствий преступления;
5.  отношение кпреступнику;
6.  позиция ближайшегоокружения потерпевшего относительно совершенного преступления и преступника;
7.  личностьпотерпевшего, особенности его психологии, уровень правосознания[19].
На полноту идостоверность показаний несовершеннолетнего потерпевшего может существенноповлиять оказываемое на него посткриминальное воздействие — угрозы, насилие состороны обвиняемого или подозреваемого (либо их родственников, знакомых). Вэтом случае следует учитывать возможность применения мер безопасности,предусмотренных ч. 9 ст. 166, ч. 2 ст. 186, ч. 8 ст. 193, п. 4 ч. 2 ст. 241, ч.5 ст. 278 УПК РФ, а также Федеральным законом от 20.08.2004. «О государственнойзащите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовномусудопроизводству» от 20 августа 2004 года N 119-ФЗ (с изм.от 24.07.2007 N 214-ФЗ).[20]
Изучение материаловуголовных дел по преступлениям с участием несовершеннолетних показывает, чтоони, являясь свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми и, обладая информацией опреступлении, могут ее забывать ввиду особенностей восприятия, ранимостипсихики. Причастность к стрессогенным ситуациям, связанным с криминальнымсобытием, а тем более получение в них травматических повреждений, ведут кполной или частичной потере памяти. В таких случаях возникает необходимостьиспользования при проведении оперативно-розыскных мероприятий психологическихметодов активизации памяти. В частности, гипнорепродукционного опроса инейролингвистического программирования (НЛП), как варианта щадящего методаопроса по активизации памяти.
Необходимую помощь здесьможет оказать специалист, владеющий методами прикладной психологии, которыйспособен активизировать память несовершеннолетнего, чтобы получить сведения оместе, времени, способе совершения преступления, а также о лицах, ихсовершивших (установлением словесного портрета, одежды, примет, «почерка» иособенностей преступных действий, орудий совершения преступных действий,использованных транспортных средств и т.д.).
Использование помощиспециалиста-психолога дает возможность получить сведения не только о событиипреступления, но и о психологических особенностях личности несовершеннолетнего(особенностях памяти, умении передать воспринятое, способности рассказатьправду, умолчать или дать ложные показания). Особенно, когда при раскрытиипреступления возникают сомнения в способности потерпевших (подозреваемых,свидетелей) правильно воспринимать важные для уголовного дела обстоятельства идавать о них показания с учетом условий восприятия преступных действий(состояние психической напряженности, конфликтной ситуации, страха, боли,быстротечности событий и т.д.). Участие специалиста-психолога при опросепоможет установить: мог ли несовершеннолетний в силу особенностей своеговозраста или болезни правильно воспринимать смысл совершенных с ним действий(ответ на данный вопрос должен определить одну из форм беспомощного состояния);как относиться к показаниям несовершеннолетнего – может ли он (она) давать опроисшедшем правильные показания, способность несовершеннолетних потерпевших,свидетелей, подозреваемых воспринимать имеющие значение для дела обстоятельстваи давать о них правдивые показания; наличие или отсутствие унесовершеннолетнего в момент совершения противоправных действий эмоциональногосостояния, способного существенно повлиять на его сознание и действия. Психологможет помочь вспомнить о событиях и фактах, имеющих значение для раскрытияпреступления, активизировать его память, зная своеобразие психологиинесовершеннолетних, устранить факторы и условия, отрицательно влияющие наформирование правдивых показаний.
Сотрудниками уголовногорозыска на практике используются приемы стимуляции припоминания (щадящееобщение, ассоциативные способы, выезд на место происшествия и пр.), которые невсегда оказываются эффективными, и в этих случаях реальную помощь в полученииоперативной информации могут оказать метод гипнотической релаксации с повторныммысленным воспроизведением обстоятельств происшествия (гипнорепродукционныйопрос) и нейролингвистическое программирование (НЛП), как вариант щадящегометода активизации памяти.
Правовой аспектиспользования психологических методов активизации памяти у несовершеннолетнихзатрагивается в связи со спецификой применения их у данного контингента, атакже существующего у отдельных сотрудников органов внутренних дел мнения отом, что снижается психологическая защита несовершеннолетних.
Само понятие«психологическая защита» рассматривается как употребление субъектомпсихологических средств устранения или ослабления вреда, грозящего ему состороны другого субъекта. Психологическая защита возникает в условияхмежсубъективной борьбы, как ответная реакция на нарушение или угрозу нарушенияграниц того или иного субъекта, ведущего к нанесению ущерба его организму.
На самом же делевзаимоотношение специалиста и опрашиваемого несовершеннолетнего – это процессвзаимодействия, осуществляемого для достижения общей цели – получения значимойдля раскрытия преступлений информации. О том, что психологическая защита неослабевает при использовании психологических методов активизации памяти,свидетельствуют результаты исследований Л. Шертока, показавшие, что субъект сампринимает меры предосторожности и обладает достаточными защитными свойствами.Автор полагает, что даже в состоянии гипноза человек никогда не становитсяабсолютным автоматом, поскольку механизмы психологической защиты невыключаются: даже «глубоко загипнотизированные субъекты сохраняют ещедостаточно свободы, чтобы в определенных условиях искажать истину, не быть доконца откровенными».[21]
Таким образом, можноутверждать, что гипноз и другие психологические методы активизации памятинесовершеннолетнего не ослабляют психологическую защиту субъекта. Этоестественные состояния человека, в которых полностью сохраняется вменяемость.
Вполне закономерно, чтопсихологические методы активизации памяти у несовершеннолетних в ходе раскрытияпреступлений рассматриваются с точки зрения соблюдения прав человека.
Применениепсихологических методов активизации памяти у несовершеннолетних следуетрассматривать только в контексте соблюдения конституционных прав и свободопрашиваемого несовершеннолетнего.
Способствовать болееэффективному допросу несовершеннолетнего (и особенно малолетнего) можетпредварительный допрос его родителей или лиц, их заменяющих, а также педагогов.Это позволит следователю получить полезную информацию о личности допрашиваемогонесовершеннолетнего, об условиях его жизни и воспитания для последующегоустановления с ним коммуникативного и психологического контакта и оценки егопоказаний. По данным О.Х. Галимова только 10,4% родителей давали показанияперед первоначальным допросом своего ребенка. Что касается педагогов, то онидопрашивались до малолетнего лишь по 2,2% уголовных дел, а в 88,9% случаев ихпоказания отсутствовали вообще. Кроме того, О.Х. Галимов, соглашаясь с другимиавторами (Дан Н., Закатовым А.А., Бахаревым А.Н. и др.) рекомендует при всехдопросах малолетних для сохранения их речевых особенностей, эмоциональнойокраски использовать технические средства фиксации (аудио-, видеозапись)[22].
В рамках рассмотренияособенностей формирования показаний несовершеннолетних необходимо затронутьпроблему судебно-психологической экспертизы,назначение и проведение которой всегда имело как практическое, так итеоретическое значение.
Особую роль врамках уголовного процесса играет разрешение вопроса о способностинесовершеннолетних свидетелей и потерпевших правильно воспринимать имеющиезначение для дела обстоятельства и давать показания по уголовным делам онасильственных действиях сексуального характера, совершенных в отношениинесовершеннолетних. Сомнения в способности свидетелей (или потерпевших)правильно давать показания чаще всего возникают в тех случаях, когда в качествесвидетелей (потерпевших) выступают малолетние или несовершеннолетние. Спецификаполовых преступлений такова, что нередко ребенок или подросток оказываетсяединственным очевидцем или жертвой сексуального посягательства. Поэтомупоказания его — важнейший источник доказательств.
Как уже былсказано, ребенок воспринимает и запоминает явления действительности иначе, чемвзрослый человек. Дети дошкольного и младшего школьного возраста выделяют вситуации не все ее элементы и не всегда те, которые наиболее верно отражаютсуть явления. Внимание ребенка приковывают необычные, значительные по силераздражители: резкие звуки, яркая окраска, необычная, ранее не встречавшаясяформа предметов. Процесс запоминания у детей дошкольного и младшего школьноговозраста еще не организован. Содержание их памяти — это набор, как правило,ярких, образных, но логически мало связанных друг с другом картин. Школьныйвозраст — это период активного накопления собственного опыта, период овладениясистематическими знаниями, интенсивного развития мышления, речи, памяти.Младшие школьники и подростки по прочности механической памяти нередкопревосходят взрослых. Абстрактный материал, логическую последовательностьсобытий дети дошкольного и младшего школьного возраста запоминают хуже. Свозрастом процессы абстрагирования, анализа и синтеза, протекающие на речевойоснове, начинают играть все более существенную роль в интеллектуальнойдеятельности.
Дети способнысообщить в форме ответов на вопросы значительно больше сведений, чем в формемонолога. Однако при организации диалога следует учитывать внушаемость ребенка,подверженность его психическому воздействию взрослых и сверстников.
Особеннозначительным внушающее воздействие взрослых на детей и детей друг на другаможет оказаться как при восприятии, так и при последующем воспроизведенииинформации, относящейся к тем областям жизни, в которых дети плохоориентируются, в частности, относящейся к сфере сексуальных взаимоотношений.Значительная часть несовершеннолетних, особенно девочек, вплоть до 14-17 лет неимеют правильных представлений о многих социальных и биологических явлениях,связанных с взаимоотношением полов.
Ребенок илиподросток, способный верно воспринять, сохранить и передать информацию овнешней стороне воспринимаемых им событий, нередко оказывается не в состоянииправильно оценить их, понять, как оценивали эти события другие. Логическипереработанный несовершеннолетним материал может противоречить информации,сообщенной им же, но в других условиях. Например, возможны существенные расхожденияв показаниях, данных в процессе узнавания предъявленных предметов и присвободном их описании на основе сохранившихся воспоминаний.
Необходимопомнить, что неквалифицированная фиксация в протоколах показанийнесовершеннолетних приводит к искажению информации (например, изложениепоказаний в форме развернутых монологических сообщений, хотя несовершеннолетниедают односложные, неуверенные ответы на вопросы).
Обобщаясказанное, можно сделать следующие выводы. Процесс формирования свидетельскихпоказаний включает в себя следующие этапы:
а)формирование картины события в ходе восприятия, сохранения и переработкиобразов памяти;
б)воспроизведение воспоминаний в речевой форме;
в) фиксацияпоказаний лицом, допрашивающим свидетеля.
Отрицательноевлияние на формирование показаний, их полноту и точность могут оказыватьнижеперечисленные факторы:
— особенностивоспринимавшихся событий или предметов, о которых истребуются показания(слишком сильные или, наоборот, слабые для человеческих органов чувств раздражителии т.д.);
— неблагоприятные условия восприятия, хранения и воспроизведения информации(быстротечность события, удаленность объектов восприятия, длительный периодхранения в памяти и пр.);
— диспозиционные характеристики свидетеля (низкий уровень интеллектуальногоразвития, дефекты органов чувств и памяти).
Данные оналичии факторов, отрицательно влияющих на формирование свидетельскихпоказаний, могут служить основанием для сомнений в способности совершеннолетнихсвидетелей или потерпевших давать правильные показания. В соответствии с п.4ч.1 ст.196 УПК РФ назначение и производство судебной экспертизы обязательно,если необходимо установить психическое или физическое состояние потерпевшего,когда возникает сомнение в его способности правильно восприниматьобстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.[23]
Судебно-психологическаяэкспертиза, назначенная следователем до получения свидетельских показаний, лишьна основе сведений о наличии факторов, предрасполагающих к искажениюинформации, может иметь целью решение вопроса о принципиальной способности илинеспособности свидетеля (потерпевшего) правильно воспринимать определенные обстоятельстваи давать о них показания. В этих случаях в постановлении о назначенииэкспертизы необходимо конкретно указать на содержание информации, которуювоспринимал, сохранял и воспроизводил свидетель. Иногда потребность вназначении экспертного психологического исследования возникает после полученияпервых или целой серии показаний. В подобных случаях основанием для назначениясудебно-психологической экспертизы, направленной на оценку способностисвидетеля (потерпевшего) давать правильные показания, служат особенности формыили содержания самих показаний, в частности: принципиальное несовпадениесодержания показаний свидетеля или потерпевшего с другими материалами дела;внутренняя противоречивость показаний или существенное изменение их от допросак допросу, появление большого числа новых деталей; оперирование ребенкомпонятиями, не свойственными его возрасту (скорость, время); отказ от дачипоказаний или их изменение без видимых причин и другие.
Предметэкспертного исследования определяется содержанием вопросов, выносимых на егоразрешение.
Вопросы передэкспертом относительно способности правильно воспринимать события или предметыи давать о них правильные показания формулируются следователем с учетомконкретных обстоятельств дела, психологических особенностей свидетеля(потерпевшего), его психического состояния, условий восприятия, уровняпсихического развития и других факторов. Необходимо специально подчеркнуть, чтопредметом судебно-психологической экспертизы не могут быть оценка достоверностисвидетельских показаний, причины изменения показаний, мотивы отказа от дачипоказаний. Заключение судебно-психологической экспертизы является одним издоказательств, используемых следователем при оценке свидетельских показаний вкомплексе.[24]
В процессеподготовки к проведению судебно-психологической экспертизы несовершеннолетнихсвидетелей и потерпевших следствием должна быть собрана следующая информация: опредметных и социальных воздействиях, которым подвергался свидетель наразличных этапах формирования показаний и в период их сообщения; о поведениисвидетеля в момент восприятия событий или предметов в период, предшествовавшийдаче показаний, и во время допроса; о психологических особенностях и личностныхсвойствах свидетеля: общем развитии, успеваемости в школе, склонностях иувлечениях, чертах характера, эмоциональной устойчивости; о взаимоотношениях всемье, школе, по месту жительства; об осведомленности ребенка об отношенияхмежду полами. Показания несовершеннолетних требуют особенно тщательнойфиксации, обеспечивающей сохранение всех индивидуальных особенностей (по формеи содержанию) сообщений свидетеля. С этой целью должны применяться видеозаписьили звукозапись. Эти материалы, как правило, содержат ценный и необходимый дляэксперта-психолога материал.
Результатыэкспертного психологического исследования не всегда позволяют сделатькатегорические выводы. Однако даже в тех случаях, когда эксперт оказывается нев состоянии однозначно решить вопрос о способности свидетеля (потерпевшего)правильно воспринимать, сохранять и воспроизводить интересующую следствиеинформацию, он может указать на выявленные им объективные или субъективныефакторы, негативно влияющие на полноту и точность показаний ребенка. Выводы,сделанные экспертом, дают следователю возможность более тщательно подходить коценке исследуемых свидетельских показаний.[25]
Учитываяпсихологические особенности восприятия и воспроизведения несовершеннолетнимиинформации, а также высокую значимость вопроса правильного восприятияобстоятельств, имеющих значение для уголовного дела, и дачи показаний, назреланеобходимость законодательно закрепить обязательность проведенияпсихологической экспертизы в отношении несовершеннолетних свидетелей ипотерпевших независимо от наличия сомнений в их способности правильновоспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания.
Особую специфику с учетомособенностей формирования показаний несовершеннолетнего имеет тактикапроведения допроса подозреваемых и обвиняемых подростков с психическимиотклонениями.
Изучив материалыследственно-судебной практики, необходимо констатировать, что ни по одному изизученных уголовных дел следователем не были учтены личностные особенностинесовершеннолетнего, связанные с его психическим заболеванием, даже в техслучаях, когда наличие психических недостатков было очевидно для следователя (всилу наличия медицинской документации, неадекватного поведения подростка ит.п.). Разумеется, следователь не всегда обладает специальными познаниями вобласти психиатрии, которые он мог бы использовать для построения тактикидопроса в целом, с учетом специфических черт личности, присущих подростку спсихическими аномалиями. Поэтому для этих целей информацию можно получить иззаключения психиатрической экспертизы, а также из консультаций со специалистом.
В соответствии стребованиями ст. 425 УПК РФ, в допросе несовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этоговозраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическомразвитии, участие педагога или психолога обязательно. Педагог или психологвправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросынесовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допросазнакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности иполноте сделанных в нем записей. В некоторых случаях без приглашенияспециалиста следователь не сможет выбрать правильную тактику проведениядопроса. Неверно выбранный в зависимости от типа личности подростка жесткий илиблагодушный тон могут оказать негативное воздействие на весь процессрасследования в будущем, поскольку первый контакт зачастую является основойбудущего взаимодействия с подростком.
Так, при проявлениипризнаков органического расстройства личности следователь должен оченьвнимательно следить за психическим состоянием допрашиваемого, чтобы не вызватьу него возбудимых состояний психики, которые могут спровоцировать неадекватноеповедение и способствовать даче неконтролируемых показаний, исправитьдопущенную ошибку часто бывает невозможно. Несовершеннолетний начинает даватьпротиворечивые показания, нервничает, что оценивается как желание скрытьпроисшедшее. В последующем часто данные в таком состоянии признательныепоказания расцениваются как правдивые, те, на которые можно опираться в ходедальнейшего расследования.
Нередко следователь,допрашивая по одному преступлению, пытается проверить причастностьдопрашиваемого и к другим преступлениям, что в целом не противоречит закону ине нарушает права несовершеннолетнего. Обида в связи с обвинением в том, чегоподросток не совершал, также может вызвать негативные реакции. Психическинеполноценный несовершеннолетний, не умея сдерживать свои эмоции, раздражение,может совершить действия, которые неправильно будут истолкованы каксвидетельство о признании.
Аналогичная ситуацияможет складываться, когда подросток берет всю вину на себя за преступление,которое на самом деле было совершено в соучастии. Страдая от необходимостиотвечать за всех и в то же время не в состоянии рассказать о вине соучастников,несовершеннолетний с аномалиями срывается, грубит, готов взять на себя вину завсе, стремясь лишь только к тому, чтобы прекратить стрессовую ситуацию допроса.
А.Е. Личко в своихисследованиях указывает на особенности оказания психиатрической помощиподросткам с психическими расстройствами.[26]Отельные его рекомендации могут быть также использованы при подготовке ипроведении допроса и иных следственных действий в отношении несовершеннолетнегос аномалиями психики.
В первую очередьнеобходимо постоянно учитывать психологические особенности подростковоговозраста. Реакция эмансипации может легко переключаться с родителей, учителейна следователя, который в глазах подростка будет выглядеть как ограничительсвободы, контролер его поступков, навязывающий свои решения. Подросток спервого дня должен чувствовать, что следователь видит в нем равноправногочеловека, ищет черты взрослого, относится к нему как к личности с правом наопределенную самостоятельность. При выраженной реакции эмансипации необходимоизбегать директивного тона.
Реакция группированияпредполагает определение наиболее значимых приятелей несовершеннолетнего и либоисключить их влияние, либо использовать его. Реакция увлечения может статьключом для установления контакта.
Необходимо отметитьособенности ведения допроса аномальных подростков в зависимости от видапсихического заболевания.[27]
При поведенческихнарушениях (психопатопатизация при органическом поражении головного мозга,эмоционально-волевые нарушения, патологическое формирование характера)подросткам свойственны раздражительность, агрессивность, пренебрежение кморально-этическим нормам, патология процессов возбуждения и торможения. В этойсвязи следователю необходимо заранее четко спланировать ход проводимогоследственного действия, а также возможные способы подавления проявленияраздражения, агрессивности, демонстративности и т.п. У каждого подросткаимеется свое «слабое звено», которое вызывает патохарактерологические реакции,поэтому желательно знать заранее, что может вызвать неадекватное поведениеподростка. В качестве рекомендации можно предложить опираться в ходе допроса насильные, хорошие стороны личности, смягчить общее воздействие неблагоприятнойситуации, исключить отрицательное влияние сверстников и взрослых. В случае еслив ходе допроса развивается аффектоподобная реакция следует прекратить допрос иперенести его на более позднее время.
Что касается когнитивныхнарушений психики (олигофрении, а также умственной отсталости, вызваннойорганическим поражением головного мозга и т.п.), то подросткам свойственнызаторможенные реакции, замедленное восприятие информации и ее обработка всознании. Подросток привык к тому, что он хуже, чем другие понимает сказанное,зачастую боясь в очередной раз быть названным «глупым», «дебилом», «зпр», непереспрашивает, не просит объяснить непонятные слова, вопросы, не вдумываясь всодержание, подписывает протокол допроса и т.п… Особенно осторожно необходимобеседовать с данными лицами при получении информации, т.к. они, легко попадаяпод влияние более сильной личности, могут давать показания под воздействиемпоследних, даже не осознавая их неправильного содержания. Постановка вопросаданным лицам должна быть предельно четкой и ясной, нельзя использоватьнезнакомые слова и выражения, недопустимо пользоваться сложными фразами инаводящими предложениями. В этой связи необходимо отметить еще одно выявленноенарушение. Следователи при проведении допросов не записывают показанияподследственных дословно или хотя бы близко к сказанному допрашиваемым. В итогеполучается, что лицо с умственной отсталостью в степени умеренно выраженнойдебильности на допросе дает следующие показания: «В ходе разговора Ленапредложила совершить мне кражу кошелька…Я была задержана работниками милиции, акошелек у меня изъяли… Ранее я краж не совершала, в содеянном раскаиваюсь». Приэтом из акта судебно-психиатрической экспертизы следует: «…Речь косноязычна,бедна по содержанию, обследуемая не выговаривает отдельные слова, звуки. Ответымалоинформативны, суждения незрелые, запас знаний мал…»[28]
На примере данногоуголовного дела следует отметить также, что следователи намеренно в протоколедопроса дают словами допрашиваемого юридическую оценку, квалификациюсовершенного: «Предложил совершить грабеж Юра» или «Изначально мы планировалине угнать, а совершить кражу автомобиля с целью разобрать его на запчасти споследующей их реализацией на рынке». Несовершеннолетние вообще, и умственнонеполноценные в частности, вряд ли знают разницу между кражей и угономавтомобиля, грабежом и разбоем; а кроме того, в беседах с психиатром,психологом несовершеннолетний преступник обычно использует более мягкие,обтекаемые формулировки, типа «взял», «забрал», «вытащил», а не «украл» или«похитил».
Подобные нарушения припроведении допросов способствуют тому, что, выдвигая в судебном заседанииверсию об имевшем место в ходе предварительного расследования значительномдавлении на обвиняемого, адвокаты находят ей подтверждение, демонстрируя судуявную неспособность лица, страдающего, скажем, олигофренией, даватьпоследовательные показания, его затруднения в подборе слов для выражениясобственных мыслей и сравнивают данные в суде показания с показаниями данными входе следствия типа «Украденная нами аптечка была полностью укомплектована» или«Я неоднократно требовал прекратить нанесение побоев Жене».
Первая встреча соследователем, создание правильной атмосферы взаимоотношений с подростком оченьважны.
Поэтому, необходимо, впервую очередь, принять меры к установлению психологического контакта с ним. Уподростков симпатии и антипатии возникают с первой встречи, а с ними довериеили настороженность, расположение или активное противодействие.[29]Невозможно начинать беседу с незначимых тем или с разговора о хобби. Подросток,представший перед следователем в связи с совершением преступления, не почувствуетдоверия к следователю, если тот начнет разговор с таких тем, а заподозриткакой-то подвох.
Как указывает Л.Л.Каневский, условием достижения психологического контакта является создание удопрашиваемого благожелательного и откровенного к себе отношения, чтодостигается безукоризненной вежливостью и мягкостью обращения. Вместе с темнельзя в полной мере снимать напряжения с подростка. Основа контакта — правдивая характеристика положения, показ того ущерба, который причиненобщественно опасными действиями подростка, и предложение подумать вместе, какисправить причиненное зло, порвать с прошлым, облегчить совесть.[30]
Поскольку на этот моментданные о личности минимальные необходимо пробовать установить их и в ходедопроса несовершеннолетнего подозреваемого. Наблюдение за подростком необходимоосуществлять и до того как допрос непосредственно начался. Каковы отношения сзаконным представителем, как подросток ведет себя в незнакомой ситуации, какнастроен по отношению к следователю и окружающим. Наблюдения такого рода ужедают некоторую информацию о психологической характеристике подростка. Посколькуцеленаправленное наблюдение в ходе допроса со стороны следователя не всегдавозможно, целесообразно приглашать на допрос специалиста. Ч. 4 ст. 80 УПК РФпредусматривает в качестве источника доказательств показания специалиста,которые могут быть получены оформлением отдельного протокола, в том числе,после допроса подростка о результатах наблюдения, осуществленного специалистом.[31]
Изученные протоколыдопроса несовершеннолетних с психическими аномалиями показывают, что первыйдопрос проводится непродуманно, второпях, поскольку освещаются в нем толькоосновные моменты совершенного преступления. Тем не менее, этот допрос долженпроводиться максимально детально, так как на этом этапе предварительного расследованияв качестве доказательств фигурируют только протокол осмотра места происшествия(и то не во всех случаях) и некоторые другие недостаточные для уяснения сутипроисшедшего доказательства.

Заключение
На основании изложенногоможно сделать вывод, что проведение допроса будет успешным только тогда, когдаследователь будет учитывать присущие аномальным подросткам патологическиечерты, прогнозировать их возможное поведение и создавать благоприятнуюатмосферу в ходе производства этих следственных действий. В противном случае,эффективность, доказательственное значение этих действий будут снижены, будетмала вероятность получения новых объективных данных, имеющих значение для дела,сведется на нет воспитательное значение предварительного расследования.
Обобщаясказанное, можно сделать следующие выводы. Процесс формирования свидетельскихпоказаний включает в себя следующие этапы:
а)формирование картины события в ходе восприятия, сохранения и переработкиобразов памяти;
б)воспроизведение воспоминаний в речевой форме;
в) фиксацияпоказаний лицом, допрашивающим свидетеля.
В заключениеотметим:
1) показаниянесовершеннолетнего ввиду их возможной неполноты, неточности и изменчивостидолжны всегда особенно тщательно проверяться;
2) получение этихпоказаний требует специальных знаний в области психологии, а также большоготерпения и такта. Поэтому для производства предварительного следствия по делу,в котором фигурирует несовершеннолетний потерпевший, должны привлекаться хорошоподготовленные следователи, а также опытные педагоги и психологи.

Список литературы
1 Кокорев Л. Д., КузнецовН.Я Уголовный процесс: доказательства и доказывание. — Воронеж, 2005. – С. 56
2 Гальперин П. Я.,Запорожец А В, Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. Материалык курсу лекций. – М., 1978. — С 18, Моргун В. Ф.
3 Ткачева И. Ю. Проблемапериодизации развития личности в психологии. – М., 1981. — С 12,14
4. Галимов О.Х. Получениепоказаний от малолетних свидетелей и потерпевших на предварительномрасследовании: Общие подходы и рекомендации. / О.Х. Галимов. // Актуальныепроблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. Часть 2. — Красноярск,2005. — С.169-173
5. Порубов Н.И. Допрос всоветском уголовном судопроизводстве. — Минск,1973. — С.73-74.
6. Каневский Л.Л.Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступленийнесовершеннолетних. — Красноярск, 1991. — С.209.
7. Закатов А.А.Психологические особенности тактики производства следственных действий сучастием несовершеннолетних. — Волгоград, 1979. — С.11.
8. Кузнецова С.В,.Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних/ СВ. Кузнецова, Т.С. Кобцова. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. — С. 55
9. Коченов М. М.,Осипова Н Р Психология допроса малолетних свидетелей Методическое пособие. –М., 1984. — С 8-14
10. Арипов Д. Допрособвиняемого // Вопросы уголовного права, прокурорского надзора, криминалистикии криминологии. — Душанбе; Изд-во Тадж. ун-та, 1968. — Сб. 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.