Реферат по предмету "Государство и право"


Теоретические основы определения нормы права и его видов

Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Кузбасский институт
Федеральной службы исполнения наказаний
Кафедра государственно-правовых дисциплин
Курсовая работа
по дисциплине: Теория государства и права
Тема: Теоретические основы определения нормы права иего видов
г. Новокузнецк – 2008г.

Содержание
правовой норма государственный юридический
Введение
1. Понятие правовой нормы, ее признаки
1.1 Понятие правовой нормы
1.2 Признаки правовых норм
2. Виды правовых норм
2.1 Основания и содержание классификации правовых норм
2.2 Структура правовой нормы
2.3 Способы изложения правовых норм в статьях правовых актах
Заключение
Библиографический список
Приложение

Введение
Данная тема посвященавопросу классификация норм права.
Правовая норма — одна изнаиболее важных разновидностей действующих в обществе социальных норм. Ейприсуще качества, характерные любой социальной норме как регуляторуобщественных отношений. Каждая разновидность социальных норм наряду с общимисвойствами обладает своими собственными признаками, отличительнымиособенностями. Специфическими признаками, выражающими свойства права как особойсистемы социального регулирования, обладают и правовые нормы.
Эти основныехарактеристики нормы права и составляет его сущность, устойчивое ядро, какимибы ни были эти правила у тех или иных народов, в те или иные времена.
Актуальность темы. Классификациянорм права преследует несколько целей, в том числе выявление их различныхрегулятивных свойств, определение места различных норм в механизме правовогорегулирования, установление системных свойств норм, их взаимосвязи.
Научная и практическаяценность классификации правовых норм зависит от обосновоного выбора егокритериев. Норму права можно подразделить на виды по различным основаниям.
Объектом исследованияявлялись правоотношения возникающие в правоприменительной деятельности.
Предметом исследованияявляются теоретические основы определения нормы права и его видов.
Целью настоящей работыявляется изучение нормы права, ее понятие, виды, роль в юридической практике.
Исходя из поставленнойцели, необходимо в ходе исследования определить следующие задачи:
1. Определение нормыправа как фундаментальной науки, и ее признаки.
2. Изучениеклассификации нормы права, их виды, роль в юридическом праве.
Методическимоснованием исследования являются положения диалектического материализма,позволившего использовать методы теоретического анализа, абстрагирования,моделирование.
Теоретическую основукурсового исследования составили труды следующих ученых-правоведов: А.Ф.Вишневский, А.С. Комаров, А.Б. Венгеров, П.М. Марченко, Л.И. Спиридонов.

1. Понятие правовойнормы, ее признаки
1.1 Понятие правовойнормы
С формальной точки зренияправо представляет собой не что иное, как упорядоченную систему норм, исходящихот государства, то есть, из правовых норм. Поэтому справедливым будет утверждениео том, что юридические нормы являются первичной единицей права. Однако из этогоне следует, что понятия " право " и " норма права " равнозначны.Они соотносятся между собой как целое и часть. Правовая норма являетсяобразцом, моделью типового общественного отношения, которое устанавливается государством.Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутреннейи внешней свободы во внутренних взаимоотношениях. Норма права предусматриваетсвободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:
— во-первых, какспособность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения (внутренняя свобода );
— во-вторых, как возможностьдействовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире( внешняя свобода ).
Права человека являютсясоставной частью свободы, которая, по общему мнению — один из наиболее необходимыхфакторов человеческого бытия. Однако, например, право одного индивида на жизнь илисобственность другого индивида означает нарушение свободы последнего. Следовательнонормы права выражают объективно обусловленную меру свободы. Они выступают вкачестве равного масштаба, формы, измерителя свободы всех участниковобщественных отношений. Правовые нормы таким образом сочетают в себе предоставлениеи одновременно ограничение внешней свободы лиц в их взаимных отношениях. Таким образомпредоставительно-обязывающий характер является одной из характерных черт юридическихнорм. Он означает, что в определенных случаях права одного индивида могут охранятьсяпосредством некоторого ограничения прав другого индивида (например, прав нажизнь или собственность первого). По мнению Л.И. Спиридонова, " право закрепляетусловия, при которых индивид в состоянии удовлетворить свои потребности, лишь удовлетворивпотребность другого ". Данная точка зрения выглядит, однако, несколько категорично.Более предпочтительным представляется тезис о том, что индивид не может удовлетворитьсвои потребности, лишив, тем самым, другого возможности удовлетворять свои. В целомже, массовое несоблюдение подобных условий может привести к разрушению баланса обменныхсвязей — той основы, на которой держится современная социальная система, ипотому нормы, их закрепляющие, общеобязательны, что является одним из наиболее характерныхсвойств юридических норм. Несмотря на то, что правовые нормы устанавливаются и охраняютсягосударством, последнее не всегда является единственным их источником. Нормы человеческогоповедения во многом зависят от национальных традиций, естественноисторического путиразвития каждой конкретной страны и приобретают качество юридических вследствиетого, что объективно способствуют функционированию социального целого. Определяяодинаковый для всех масштаб поведения участников общественной жизни, ониобеспечивают взаимодействие их как элементов единой социальной системы изакрепляют связи множества отдельных индивидов в коллектив-общество.
Юридическая норма — это такоеправило поведения, которое выражает общественное требование, императив. В случаевосприятия права только как функции нормотворческой деятельности государственныхорганов весьма возможно ошибочное представление о любой правовой норме лишь како велении государства. Данная точка зрения, разумеется, ошибочна в связи с тем,что (по определению Л.И. Спиридонова ) государство и политический режим — это нетолько совокупность конкретных административных институтов, но и "отношения между людьми по поводу государственной власти и их взаимодействие с этойвластью."
Глубинные социально-экономическиеи культурные основы общества обусловливают характер государства, запечатлеваясьв особенностях политического режима как содержании политической системы.
Правовые нормы представляютсобой общие правила поведения; их общий характер проявляется во многихотношениях. Прежде всего правовая норма опосредствует не отдельный поведенческийакт, а типичные общественные отношения, выражающиеся в повторяющихся связях междулюдьми и имеющие своим содержанием их повторяющиеся поступки, и лишь формальнаяопределенность нормы придает ей способность быть масштабом поведения, меройсвободы человека и правомерности его требований к другим субъектам.
Норма права рассчитана нарегулирование не отдельного, единичного отношения, а вида отношений; этим она иотличается от актов применения права (решений государственных органов по конкретнымделам ), договоров, индивидуальных распоряжений. В решении по делу, представляющемусобой вывод из правовой нормы применительно к индивидуальному случаю и отношению,всегда обозначено конкретное лицо, содержание его прав и обязанностей. В целом,правила поведения, содержащиеся в юридических нормах, выражены в общей форме; вобщей форме определены и меры принуждения, применяемые к нарушителям норм. Уникальное,неповторимое, индивидуальное, случайное правом не охватывается и выпадает изполя его действия.
Мера ограничения свободы какого-либосубъекта общественных отношений задана прежде всего тем, что в равной мере свободныи все остальные индивиды, а следовательно, необходимость сообразовывать взаимноеповедение становится всеобщей необходимостью, отчего к контролю за соблюдением соответствующихправил призывается государство.
Юридическая норма и есть тотспособ, при помощи которого удовлетворяется потребность в обеспечении условий коллективногосуществования людей, а следовательно, и самого общества.
Феномен юридических норм обладаетзначительным (по масштабам и силе действия) регулятивным и демократическим потенциалом,потенциалом гуманизма. С их помощью в общественную жизнь вносятся существенные элементыединства, равенства, принципиальной одинаковости: вводимый и поддерживаемый юридическиминормами порядок распространяется (основываясь на принципе равенства) на всех участниковобщественных отношений. Отсюда и проистекает значительный не толькорегулятивный, но и демократический, гуманистический потенциал законности;реальное, на практике, осуществление действующих юридических норм всоответствии с требованием равенства всех перед законом уже есть утверждение гуманизма,демократических принципов в общественной жизни.
В связи с необходимостьюобеспечения нормативных начал общество и само право предстают в виде целостной нормативнойрегулирующей системы, имеющей глубокое правовое содержание и построенной на единыхправовых принципах и общих положениях. В соответствии с ними ключевым моментом правовогорегулирования является общедозволительная его направленность, а в самой юридическойматерии — юридические дозволения, субъективные права.
В свете вышеизложенного следуетеще раз подробнее остановиться на понятии нормативности права. Значение ее не исчерпываетсязаложенным в ней регулятивным и демократическим потенциалом, характерным дляправа как институционного образования, его свойств.
Нормативностьприменительно к праву подразумевает нечто более юридически глубокое и более социальнозначимое, непосредственно связанное с собственной ценностью права. Этоозначает, что право при помощи общих правил реализует потребность общества в утверждениинормативных начал и поэтому охватывает все сферы социальной жизни, нуждающиеся вюридическом регулировании.
Нормативность права — этоне просто общеобязательная нормативность. Она неотделима отсоциально-политического, нравственного, гуманистического содержания права. Следовательно,это такая нормативность, которая в своем действии имеет четкую социально- политическуюи нравственную направленность.
Таким образом, юридическиенормы представляют собой один из наиболее жизненно необходимых элементов общественногорегулирования.
Нормы права — центральное, организующее ядро всей системы правовых средств. Однако, сами по себенормы — вовсе не единственный компонент содержания права. Наряду с нормами, наих основе материю права образуют индивидуальные предписания, санкции, мерызащиты, юридические факты и некоторые другие явления правовой действительности.Содержание права при более детальном анализе оказывается объемным, многомерным,включающим в себя многие правовые феномены, из которых складывается целостный юридическиймеханизм.
Однако все это ни в коеймере не должно принижать конститутивное значение юридических норм. По словам С.С.Алексеева "… без норм, без свойства нормативности права нет. " С ихпомощью разнообразные средства воздействия, защиты и. т. д. приобретают правовойхарактер. Нормы, выраженные в формально-определенных писаных правилах, т.е. внормативных юридических документах, представляют собой инструментинституциализации всей системы правовых средств, возведения их на уровень целостнойрегулятивной системы.
Итак, очевидно, что юридическиенормы — это основная составляющая права. Однако не стоит полагать, что для существованияпоследнего достаточно наличия определенного количества этих норм. В развитыхправовых системах на общественную жизнь воздействуют не отдельно взятые, изолированносуществующие правовые нормы ( или иные правовые средства, хотя бы и возведенныев устойчивые, институционализированные правовые формы ), а их системы, комплексы,порой довольно сложные. Именно через систему правовых средств оказываетсявозможным обеспечить многостороннее правовое воздействие на общественные отношения,учесть интересы различных субъектов, в полной мере реализовать в юридическом исоциальном бытии глубокие правовые начала, надежно юридически гарантировать правовыепозиции участников общественных отношений.
Комплексы правовых средств,образующие типизированные модели (построения), соответствующие своеобразной разновидностиобщественных отношений, закрепляясь в кодифицированных нормативных документах, превращаютсяв правовые конструкции. Определенное построение юридического материала выливаетсяв такую конструкцию тогда, когда оно в виде комплекса нормативных положений высокогоуровня воплощается в соответствующем кодифицированном акте или строится в органическойсвязи с таким актом с учетом содержащихся в нем нормативных обобщений. При этомпринимаются во внимание достижения правовой культуры, в том числе и мировой.
Итак, при помощи юридическихнорм, в особенности содержащихся в кодифицированных правовых актах, осуществляетсяоптимальное системное действие правовых средств, объединение их в такие эффективныекомплексы, которые дают возможность всесторонне, в сочетании различных компонентоввоздействовать на общественную жизнь. В рассматриваемом отношении юридические нормы,прежде всего нормы кодифицированных актов, представляют собой своего рода «инструментальныйцех», который обеспечивает правовую систему четкими и отработанными юридическимимеханизмами. Следовательно, становится очевидным, что нормативность, как бы широкони трактовалось это определяющее свойство права, не может выражаться ни в чемином, кроме как в нормах — общих формализованных писаных правилах поведения.

1.2 Признаки правовыхнорм
К признакам правовойнормы относят, прежде всего, ее общеобязательность. Норма права — этообщеобязательное веление, выраженное и виде государственно-частногопредписания. Неважно, касается ли это создания условий для того или иногоспособа жизнедеятельности, т. е. для возможного дозволенного поведения, или жеэто направлено на строго и четко обозначенное обязательное поведение.
Закон гласит — и егоадресатам следует исполнять государственно-властное предписание.
Но надо обратить вниманиеи на то, что признак общеобязательности предполагает и учет юридической силысоответствующей нормы права, т. е. ее места в системе, иерархии актов. Приколлизии, а то и противоречии норм права, находящихся в разныхнормативно-правовых актах, но направленных на регулирование одного и того жевида общественных отношений, большую юридическую силу имеет норма прававышестоящего нормативно-правового акта.
Так, высшую юридическуюсилу всегда имеют нормы конституции-основного закона.
Отмечу, что печальное,порой тупиковое состояние возникает, когда появляются противоречивые нормыправа в двух законах, имеющих одинаковую юридическую силу. Например, двазакона, регламентирующих избирательною кампанию в России в 1995 году, содержалинормы, одна из которых предписывала кандидату в депутаты обязательно оставлятьна период кампании свою должность, а вторая — устанавливала, что это кандидатможет делать по своему усмотрению.
В этих случаях приходитсяосуществлять историческое толкование закона, обращаться в Конституционный судза разъяснением, использовать иные механизмы — об этом чуть ниже, в теме ореализации права.
Следующий признак нормыправа — ее неперсонифицированность. Такое ее свойство вытекает изкибернетического знания о существовании в природе двух видов сигналов,импульсов поведения. Один сигнал — это целенаправленная информация конкретномуадресату, получателю сигнала. В обществе — это сигналы конкретному гражданину,члену общества с оценкой его поведения, с конкретным предписанием и т. д.
Второй тип — это сигнал,тому, к кому это относится. Если опять же прибегнуть к образному сравнению, томожно представить себе озерцо со всякой живностью, например с лягушками. Первыйтип сигнала об опасности — это сигнал, когда какой-нибудь камешек бросают вконкретную лягушку (ну, есть такие привычки у детей), второй — когда камешекбросают в центр озера. Это сигнал об опасности тем, к кому он относится. Мол,берегитесь, появился «царь природы». Или сигнал на лекции: «тише».Он относится к тем, кого касается, в отличие от замечания конкретному студенту.В правовых нормах для обозначения ее адресатов оперируют словами: каждыйгражданин, юридическое лицо и прочими неперсонифицированными адресатами. .
Формальная определенность- еще один важный признак правовой нормы. Об этом уже шла речь выше. Но здесьважно подчеркнуть, что это свойство позволяет не только выделять норму права изсловесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуруконкретной нормы, отделить ее от нормы морали, со отнести норму права сконкретной ситуацией, ее участниками, словом, реализовывать то самоевоздействие, которое соответствующее правило оказывает на конкретный видобщественного отношение
Формальная определенностьнормы права также появилась в процессе тысячелетнего развития права,характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целяхупорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекалиюристов в том, что они формалисты, «законники» и вместо того, чтобыучитывать дух закона, они. де, приверженцы буквы закона и потому простокрючкотворы, весь социально-правовой опыт человечеству свидетельствует ополезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона надсубъективно толкуемым духом закона, о недопустимости подмены, а то и замены целесообразностью,законности.        
Это, разумеется, непростой вопрос, учитывая динамику права, изменение и развитие правовых норм.Однако, когда речь идет о теоретически выделяемых признаках нормы права, ееформальная определенность оказывается и теоретически правильным, и практическиполезным признаком.       
Формальная определенностьхарактеризуется еще и тем, что норма права выражена, как правило, в письменнойформе. Появление письменности шло в параллель с появлением правовых норм. Вдревности сначала символическое, а затем и буквенное обозначение принадлежноститех или иных товаров тому или иному купцу (в частности первоначальноиспользовались печати, которые накладывались. на амфоры, кувшины, мешки и т. п.тару, в которой перевозились продавались товары, прежде всего, зерно)постепенно становилось письменным способом общения. Письменность сталаиспользоваться для посвящения тех или иных жертв божествам, для учета знамений,выражения предсказаний и их последствий, для царских посвятительных надписей,содержащих своеобразные правовые нормы и т. п. Клинопись у шумеров в Вавилонеслужила не только для фиксации законов, например знаменитая стела Хаммурапи сего «кодексом законов», но и для учета судебной практики. Вгороде-государстве Лагаш археологи раскопали корзины, в которых содержалисьзаписи всех дел, которые рассматривал суд города Латана во втором тысячелетиидо н.э.
Финикийская письменность,которая первоначально обслуживала главным образом торговые сделки и иныеимущественные отношения, со временем также развилась в мощное средство фиксациизаконов и их исполнения, а также предсказаний оракулов по всемуСредиземноморью.
Таким образом, формальнаяопределенность нормы права не только послужила фактором культурного развития человечества,но и получала свою основу в виде письменных источников. Не изменилась ситуацияи в настоящее время, т.к. формальную определенность правовых норм обеспечиваютпри соблюдении определенных условий и новые носители информации — такназываемые машинные носители (магнитные ленты, диски и т. п.).
Системность — еще одинпризнак. Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойствонормы права: быть в определенной связи, в определенном соотношении с другиминормами, с правовым институтом, подотраслью, отраслью права. Нормыматериального права, т. е. конкретные правила поведения, находятся как вопределенных связях с другими материальными нормами права, так и спроцедурными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализоватьнорму уголовного права, устанавливающую наказание за определенное преступление,если бы этому не предшествовало определенное судебное разбирательство поопределенным правилам.
Даже такие формынаказания, как испытание огнем или водой, принесение клятв, поединки, которыебыли распространены в средние века в Европе, совершались по определеннымправилам.
Системность характеризуеттакже иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности,некоторые нормы конституции конкретизируются в законах, те в свою очередь — вподзаконных актах, постановлениях, инструкциях и т. п.
Этот признакобусловливает возможность разумней систематизации права, когда для правильногоприменения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовыхнорм, своеобразной пирамиды. Например, выделяется конституционная норма,законы, ее конкретизирующие и детализирующие (если такие есть) постановленияправительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.
Еще один признак правовойнормы — неоднократность (или многократность) ее действия. Это означает, чтоправовая норма создается для постоянного применения, использования, если иноене оговаривается в самой норме. Так, закон о выборах депутатов парламентарассчитывается не на одну избирательную кампанию, а на все выборы депутатов,которые последуют и в будущем, гражданский кодекс — на все имущественные ииные, связанные с ними от ношения, которые будут иметь место и т. п.
Правда, так называемыевременные законы, например о введение чрезвычайного положения, могут иметьвременные ограничения, не в пределах установленного срока опять же применяютсяко всем, регулируемым отношения.
Наконец, такой признак,как возможность государственного принуждения. Этот процесс отличает правовуюнорму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества. Следует,однако, подчеркнуть, что в данном случае речь идет о возможностигосударственного принуждения, о потенции принуждения, а не о принудительномхарактере правовых норм, как писали многие ученые-юристы еще в дореволюционныхтрудах, учебниках, в частности Р. Иеринг. Сами нормы права не являютсяпринудительными, они не навязываются насильно, извне. Они – продукт, результатразвития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментам ми каксоциально необходимые и полезные регуляторы, ориентиры-поведения во всехобластях общественной жизнедеятельности — в политической, экологической,экономической, социальной, научно-технической, семейно-брачной, даже личной. Следуетвообще заметить, что с развитием новых форм существования человечества — общепланетарных масштабов экономических научно технических и иных связей,появлением опасностей для всего человечества — ядерная война, экологическое «безобразие»,информационная диктатура и т. д., все больше возрастает роль правовых нормрегулирующих эти общепланетарные и обшесоциальные отношения Они такженаправлены на ограничения возможных пагубных последствий научно-техническогопрогресса, с одной стороны, и на поддержку всего полезного и достойного, что оннесет человечеству — с другой. Не случайно в XX веке происходит такие переплетение национального и международногоправа, закрепление, даже в конституциях, возможности применять для решениявнутренних споров общепризнанные принципы и нормы международного права. И тутуж нормативность права приобретает совершенно новую и весьма положительнуюоценку — как система стабильного, а не взаимоистребительного существованиячеловечества. Для такой нормативной жизнедеятельности, конечно же. нужны иадекватные принудительные меры. Их поиск идет и в попытках экономических и яныхсанкций, устанавливаемых против нарушителей международных правил, в созданиисил быстрого реагирования, различных международных наблюдательных комиссий и т.п. Но и в этих случаях нормы права обеспечиваются лишь возможностьюгосударственного — и в конце XXвека, надо добавить, межгосударственного принуждения, но не становятся от этогопринудительными, насильственными социальными регуляторами. Не менее важным, чемвозможность государственного принуждения, является и такой признак,как_активная, нормообразуюшая роль государства. Именно она и обеспечиваетвозможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать вдвояком смысле. С одной стороны, государство создает по соответствующейпроцедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовойсистемы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы,которые зарождаются в силу самоорганизационных процессов, проявляются какполезные обычаи. В государственной право-образовательной деятельности, как вогромном социальном котле, сталкиваются, «варятся»самоорганизационные и организационные начала правотворчества. И в результатепоявляется «блюдо», именуемое нормой права.

2. Виды правовых норм
2.1 Основания иклассификации правовых норм
Поскольку одной из характерныхчерт правовых норм является их формальная определенность, необходимость в четкойсистематизации и структурной классификации вполне очевидна.
Право, являясь высшей инстанциейв регулировании отношений между людьми, должно подразделяться на строго специализированныегруппы норм, отвечающих за различные сферы общественной жизни и имеющих характернуювнутреннюю структуру.
Здесь необходимо подробнее,нежели в предшествующих главах данного исследования, остановиться на анализе причинобщеобязательности правовых норм, вернее, механизмов обеспечения их неукоснительногоисполнения. Весьма подробное исследование этого вопроса можно найти в "Общей теории права " Г.Ф. Шершеневича.1
Проблема классификацииюридических норм, как и многие другие вопросы теории права, по своему характерутакова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, еслиисходить из выводов, полученных в результате философского(общесоциологического) осмысления явлений правовой действительности.
Классификация норм правапреследует несколько целей, в том числе выявление их различных регулятивныхсвойств, определение места различных норм в механизме правового регулирования,установление системных свойств норм, их взаимосвязи. Наиболее общими основаниямиклассификации является их деление по следующим признакам (см. Приложение 2).
1. По отраслевойпринадлежности, т.е. по предмету и методу правового регулирования, все нормыклассифицируются по институтам и отраслям права.
В соответствии с этимиобъективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя темсамым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права: нормыгосударственного права, нормы гражданского права, нормы административногоправа, нормы уголовного права, семейного права и т.д.
2. По юридической силе,т.е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона инормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая болеедетальная классификация.
3.По степени общностисодержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие нормы и конкретныенормы. Нормы-принципы не содержат явно выраженных элементов норм права, они являютсярезультатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм праваданной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяютнепосредственно регулировать отношения, специально не урегулированныеконкретными нормами. Так, например, принципы гражданского права являютсянепосредственным основанием для применения аналогии права.
В отличие от норм-принциповобщие нормы — это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так,положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания еговозникновения, является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующимразличные виды обязательств, служит как бы их общей частью, а ч. 2 этой жестатьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствиепричинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, являетсяобщей нормой, т.е. гипотезой, для многих последующих. Общей нормой является ст.45 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления.Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.
Близким к делению норм постепени формальной определенности (степени общности) является их членение поформальным признакам на нормы закона и нормы подзаконных актов. В литературевысказано справедливое суждение, что законодательные нормы по своей структурнойорганизации наиболее развиты. По степени обобщения они делятся наконституционные, кодифицированные и отдельные.
4. По характеру (илисоставу) предписываемых правил поведения (форме регулирования) правовые нормымогут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в нормедействий); управомочивающими (дозволяют или разрешают совершение содержащихся внорме действий); запрещающими (предписывают воздержание от содержащихся в нормедействий, т.е. являются косвенным указанием на правило поведения).
Эти виды норм свойственныразличным отраслям права. Первые две группы -специфически регулятивные впозитивном смысле. В административном, природоохранительном,уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимаютобязывающие нормы, в гражданском же — управомочивающие. Но нет таких отраслей права,содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве- системе запрещающих норм необходимым компонентом являются обязывающие нормыобщей части, а нормы о необходимой обороне и крайней необходимости управомочиваюшие.(Нельзя сказать, что запрещающие нормы «обязывают не совершать», онизапрещают совершать.)
Специфика запрещающихнорм состоит в том, что они формулируются как полудиспозиции, т.е. прямо неустанавливают правил позитивного поведения, что характерно для обязывающих иуправомочивающих норм. Они указывают лишь на запрещаемые действия, которыенельзя совершать, и тем самым — диктуют правила поведения. Поэтому взапрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи уголовного кодекса,содержащие уголовно наказуемые деяния, представляют собой гипотезы, которыеслились с диспозициями. Но если их брать вместе с положениями общей части, тохарактер диспозиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уголовногозакона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но он всилу своей общеизвестности логически предполагается.
Например, уголовноенаказание за хищение собственности означает запрещаемое действие. Как долженвести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентироватьсебя в общественной практике — он должен решить сам.
Анализируя социальнуюприроду норм права, приходим к выводу о ведущем значении дозволений, так какони предполагают установление государством связываний и запретов. Это значит,что все эти способы регулирования составляют единую систему, причем изменения водной из норм права обязательновлекут корректировку других.
В социальном планедоминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она что-либопредписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенноеповедение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, решающим, наиболеесущественным в ней все же является то, что она предписывает. Этот доминирующийэлемент правовой нормы всегда можно определить. Можно выделить два смысла «разрешения»:в рамках обязывающих или запрещающих норм и содержащееся в управомочивающейнорме.
Очевидна условностьделения норм права на указанные виды. В процессе их реализации действующиесубъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Безтакой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический,и правовой смысл. Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент вповеденческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих,запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этогоразграничения.
В административном праведоминируют обязывающие нормы, в гражданском, семейном, трудовом, земельном иряде других регулятивных отраслей — управомочивающие, в уголовном — запрещающие.Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства — обязывающие,однако немало и запрещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающиенормы.
Для обязывающих изапрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие.Правомочия юридических лиц по гражданскому праву — это в то же время иобязанности их руководителей по административному праву. Нередко обязывание иуправомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаютсяв одной и той же норме.
Для примера сошлемся нанорму, содержащуюся в ст. 77 УИК РФ, которая устанавливает, что висключительных случаях лица, впервые осужденные к лишению свободы на срок несвыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительной колонииобщего режима, могут быть решением начальника тюрьмы или следственногоизолятора оставлены с их письменного согласия в тюрьме или в следственномизоляторе для работы по хозяйственному обслуживанию.
Представляется, что вданной статье содержится две диспозиции, причем первая словесно отсутствует, нологически выражена через оборот «в исключительных случаях».Следовательно, она может быть сформулирована таким образом: «Оставлениеосужденных к лишению свободы в следственном изоляторе для работы похозяйственному обслуживанию запрещается». Вторая диспозиция —управомочивающая, но не обязывающая, так как в исключительных случаях и приналичии согласия осужденных они могут быть оставлены для работы похозяйственному обслуживанию.
В законодательстве, вразличных его отраслях довольно часто наблюдается употребление таких смысловыхоборотов: «как правило, не разрешается», «как правило, можетбыть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило,должно быть ...» и т.д. Подобные технические приемы позволяют охватитьнормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые поройневозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границыправового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуациях.
И все же такое соединениеформ регулирования следует отнести скорее к недостаткам, чем к положительнымсвойствам форм правовых норм. Здесь открываются широкие возможности для ихсвободного толкования специальными субъектами, исполняющими нормы, так каксмысловое содержание подобных оборотов крайне неопределенно. Какой случай считатьисключительным, а какой нет — неизвестно. Однако не следует в этих техническихприемах видеть промах законодателя. Компетентные органы сознательно идут на ихиспользование в законодательной практике, так как рассчитывают на юридическуюквалификацию, на достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, ктонепосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря,право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционныхформах выражения своих норм. Эти формы необходимо обогащать.
Обязывающие, запрещающиеи управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другимразличным основаниям. Так, например, запреты подразделяют: по сферам общественнойжизни — социально-экономические, политические, личные; по функциональномуназначению — запреты в широком и узком смысле; по характеру и объему правовогоматериала — информативные и элементарные; по степени определенности — абсолютные и относительные и т.д.
Праву свойственна особаяразновидность корм, исходящих от государственных органов, но наделенных силойрекомендательных норм. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни определенносчитают их нормами права (Л. С. Явич, П.Е. Недбайло)1, другие стольже категорично относят их к «промежуточной стадии», определенномуэтапу в создании нормы.
Наконец, есть и болеесдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм. Так,А.В. Мицкевич1 считает, что в рекомендациях, как правило, сочетаетсяметод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государствана общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливаютюридические обязанности по отношению, например, к органам местногосамоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и позволяет считатьрекомендательные нормы нормами правовыми, управомочивающими, в конечном счетеобеспеченными правовыми санкциями.
5. По степени активизациисоциально полезной деятельности субъектов права нормы права условно можноделить на обычные и поощрительные. В принципе все они «поощряют»такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, чтоони чаще всего специально направлены на стимулирование правомернойдеятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это — правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычныетребования поведения (женщина, имеющая пятерых и более детей, имеет право напенсию при достижении 50-летнего возраста).
Поощрительные нормы имеютчетко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение,т.е. предоставление различных материальных, духовных благ.
Поощрительные нормы — эторазновидность управомочиваюших либо обязывающих норм. Диапазон их действия вправе все более расширяется, причем поощрения нередко предусматриваются и заобычное исполнение обязанностей. Это побуждает ряд ученых усматривать впоощрениях не особые поощрительные нормы права, а лишь «поощрительныесанкции» к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом отобычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в правообщесоциологического понимания санкции как ответной реакции на чье-либодействие, что заслуживает внимания.
Поощрительные нормыследует считать нормами права, но выступающие не как правила поведения, а какгосударственный призыв к определенному поведению. При наступлениисоответствующих условий у компетентного органа возникает не только право наприменение поощрения, но иногда и обязанность поощрять.
6. По способам установленияправил поведения нормы права делятся на категорические и диспозитивные. Перваяформулирует определенное правило поведения, исключает какой-либо выбор, хотяможет устанавливать как запрет, обязывание. так и дозволение; втораяпредоставляет субъектам самим определять конкретное содержание своих прав иобязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты невоспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, чтоправо собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента еепередачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
7. По техническим приемамустановления правила поведения нормы права делятся на определенные, бланкетныеи отсылочные.
Определенные — непосредственно содержат описание правила поведения в статье, в которой онаизлагается. Бланкетные — делают отсылку в самом общем виде кнормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные — содержат ссылкуна правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правовогоакта (например, ч. 3 ст. 111 УК РФ).
8. По непосредственномупредмету воздействия правовые нормы можно классифицировать насоциально-технические и социальные.
Социально-технические — регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правилаэксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормырасхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т.д.); Будучи утвержденнымикомпетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самымвыступают регуляторами отношений между людьми. Их значение в эпохунаучно-технической революции и возрастания роли права в укреплении связи наукис производством все более возрастает. Социальные — регулируют общественныеотношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, общественныеорганизации и т.п.
9. Классификацию нормправа можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции,санкции.
2.2 Структура правовойнормы. Классификация элементов
Юридический анализнормативных актов, который необходим при любой правовой деятельности,предполагает правильное уяснение смысла каждой юридической нормы, уточнениецелей, которые преследовал законодатель, издавая конкретную норму, ясноепредставление о ее структуре.
Принцип законноститребует одинакового понимания этих вопросов всеми, кто руководствуется в техили иных ситуациях предписаниями правовых норм. В свою очередь, знаниеструктуры нормы права важно и для законодателя, поскольку оно обеспечиваетчеткое, рациональное, логически завершенное построение статей нормативныхправовых актов.
Под структурой правовойнормы понимается ее внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных междусобой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти части могутхарактеризовать юридическую норму как особое правовое явление.
В настоящее времяотсутствует единая точка зрения по поводу основных элементов структуры правовойнормы. Тем не менее анализ различных позиций, высказанных относительноструктуры юридических норм, позволяет подразделить их на три основные группы:
1) норма права состоит изтрех элементов;
2) норма права состоит издвух элементов;
3) норма права можетсостоять как из трех, так и из двух элементов.
Существуют и другиесуждения на этот счет1.
К наиболее распространеннымотносится понимание нормы права как правила поведения, структурнопредставленного в виде трехзвенной конструкции, согласно которой типичнаяправовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. В совокупности этисоставные элементы дают представление о логической структуре правовой нормы,которая далеко не всегда обнаруживается в статье нормативного акта. (Приложениесхема 3)
Под гипотезой подразумевается часть правовой нормы,предусматривающая обстоятельства, при наступлений которых следует руководствоватьсяустановленным ею правилом. Другими словами, эта часть нормы указывает наусловия ее действия.
Диспозиция — та часть нормы права, в которойсодержится указание на то, каким должно быть поведение субъектов в случаенаступления условий, обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
Санкция — часть нормы, в которой указываютсянеблагоприятные юридические последствия невыполнения предписания, изложенного вдиспозиции.
Логическую структуруюридической нормы можно абстрактно сформулировать следующим образом: если имеютместо определенные обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан (имеет право)совершать или не совершать определенные действия (диспозиция), иначе (впротивном случае) для правонарушителя могут наступить установленныенеблагоприятные последствия (санкция). Эту формально-юридическую структурунормы можно выразить в виде формулы «если — то — иначе».
В соответствии сизложенной конструкцией норма права не может начать действовать, если непредусмотрены те фактические обстоятельства, при которых она подлежитреализации, т.е. без гипотезы. При отсутствии гипотезы норма потеряла бы своепрактическое значение. В этой части правовой нормы определяются время и местодействия нормы (военное время, определенный район, заповедник, общественноеместо), конкретные обстоятельства (достижение определенного возраста), события(стихийные бедствия, рождение ребенка, истечение времени), субъекты (должностныелица, несовершеннолетние) и другие условия ее действия.
Нельзя представить себеправовую норму и без диспозиции, которая является ее ядром. В ней указаны праваи обязанности субъектов тех общественных отношений, которые регулирует данная норма.
Не может существоватьправовая норма, рассматриваемая с позиций ее логической структуры, также безсанкции, так как именно санкция указывает на те специфические мерыгосударственного воздействия, которые отличают способ обеспечения правовых нормот способов обеспечения иных социальных норм (обычаев, норм морали,корпоративных норм).
Санкция выражает реакциюгосударства на противоправное поведение и содержит указание на ту мерувоздействия, которая применяется компетентными органами государства к лицам, неисполняющим требования правовой нормы.
Гипотезы, диспозиции исанкции имеют разновидности. Тем не менее во всех случаях эти логические элементыструктуры правовых норм, по мнению сторонников данной позиции, необходиморассматривать в их неразрывном единстве и взаимообусловленности .
Когда речь идет оразличии взглядов ученых по поводу структуры правовых норм, возникает вопрос: счем связаны эти различия, чел они вызваны?
В наиболее общем видесуществующее положение можно объяснить тем, что не все авторы, исследующиепроблему, одинаково воспринимают и трактуют понятие самой структуры нормы.
Некоторые из них наличиеопределенного элемента (части) нормы права ставят в зависимость от еготекстуального, реального изложения в статьях нормативных правовых актов,приводя примеры, когда в статьях этих актов те или иные элементы отсутствуют.Утверждают также, что нет единой универсальной модели структуры, свойственнойвсем юридическим нормам. Сторонники трехзвенной (логической) структуры считаюттакой подход основанным на ошибочном смешении нормы права со статьейнормативного правового акта. По их мнению, тот факт, что текстуальное закреплениев статьях нормативных правовых актов всех трех элементов встречается не так ужи часто, обусловлен применением законодателем юридической техники в целяхобеспечения компактности актов. В связи с этим отдельные части юридическойнормы могут находиться в различных статьях нормативного акта и даже разныхнормативных актах. Более того, законодатель иногда прибегает и к таким приемам,когда отдельные части правовой нормы и вовсе опускаются. Это допускается в техслучаях, когда из общего текста нормы ясен смысл опущенного элемента.Установление же отсутствующих структурных частей нормы права следуетосуществлять путем их поиска в иных нормах данного акта, в других нормативныхправовых актах или домысливать. Полное представление о юридической норме какрегуляторе общественных отношений дает только целостное восприятие, уяснениевсех элементов ее логической структуры.
Различия в оценкеструктуры правовых норм связаны и с тем, как ученые понимают саму норму икаждую ее часть. В частности, сторонники подразделения норм права на отправные(учредительные) и на нормы права — правила поведения полагают, что нетипичные(отправные) нормы имеют иные структурные элементы.
Итак, трехэлементная(логическая) концепция структуры правовой нормы обращает внимание на то обстоятельство,что юридическая норма, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разномуизлагаться в статьях нормативных правовых актов. Логический анализ указанныхэлементов, их отыскание в актах представляет определенные трудности. Этовызывает необходимость рассмотреть наиболее распространенные способы изложениянорм права в статьях законов и подзаконных нормативных правовых актов.

2.3 Способы изложенияправовых норм в статьях правовых актов
Если обратиться к статьямнормативно-правовых актов (законам, актам исполнительной власти ), то при анализемы не всегда обнаруживаем полностью все три элемента правовой нормы. ( см. Приложение4 )
Например, в ряде статей уголовныхзаконов гипотеза и санкция излагаются в полном объеме, а диспозиция формируетсяв общем виде. Это говорит о том, что норма права и статья нормативно- правовогоакта не совпадают.
Дело в том, что при несомненнойнеобходимости соблюдения четких правил формирования норм права их составные частимогут подчас находиться в различных статьях одного и того же нормативно-правовогоакта, а иногда и в разных нормативно-правовых актах. Частицы, элементы правовыхнорм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актовв виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы.
Существуют, однако некоторыеправовые предписания, которые по содержанию в логической структуре ( "если — то — иначе " ) близки к правовой норме, но они не могут применятьсябез учета общих и других положений законодательства; только в соединении с этимиположениями такие предписания могут образовать полноценную юридическую норму. Другиеправовые предписания в основном строятся по формуле «если — то »; естьи такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической. В целом, излагая нормуправа как правило поведения, законодатель может использовать несколькоспособов:
Прямой способ изложения. Сутьданного способа заключается в том, что законодатель включает в статью нормативно-правовогоакта все три элемента правовой нормы, т.е. и гипотезу, и диспозицию, и санкцию.В данном случае логическая структура нормы полностью совпадает со структурой тогонормативно-правового акта, в котором она содержится. Такое совпадение в реальнойжизни встречается не всегда, однако лица, применяющие норму права, в конечном счетесмогли бы обнаружить все три необходимых ее элемента в статьях одного нормативногоакта или актов. Только при их наличии данная норма может обеспечить государственно-властноерегулирование общественных отношений. Однако не все авторы считают прямой способизложения правовых норм практически возможным. В курсе лекций МГУ, например, утверждается,что в одной статье нормативного акта (и даже — в одном нормативном акте ) все элементыправовой нормы никогда не могут быть выражены в полном объеме. Следующим по общепринятойклассификации является отсылочный способ изложения. В этом случае законодатель включаетв статьи нормативно-правовых актов не все структурные элементы правовой нормы, апомещает отсылку к другим родственным статьям того же нормативного акта. Примеромотсылочного способа изложения может являться статья 103 Уголовного кодекса РоссийскойФедерации "
Умышленное убийство ".В данной статье наказание лишением свободы на срок от трех до десяти лет назначаетсяза убийство без отягчающих обстоятельств. Перечень же признаков подобных обстоятельствнаходится в статье 102 данного кодекса. Таким образом очевидно, что в представленнойстатье диспозиция нормы не раскрывается: чтобы указать ее содержание, нужно обратитьсяк статье 102, где говорится, что умышленным убийством при отягчающих обстоятельствахявляется убийство из хулиганских побуждений, совершенное с особой жестокостью ит.д. Следовательно, чтобы применить норму, содержащуюся в статье 103 Уголовногокодекса, необходимо убедиться в отсутствии признаков, указанных в статье 102. Статья103 отсылает нас к статье 102 и поэтому называется отсылочной.
Способ изложения, при которомв статье нормативно-правового акта устанавливается лишь ответственность за нарушениеопределенных правил, называется бланкетным. Самих же охраняемых правил в этой статьене содержится. Бланкетный способ изложения имеет место тогда, когда в данной статьеимеется ссылка не на другую, конкретную статью, а на законодательство вообще. Втех статьях, нормативных актов, где применяется бланкетный способ, гипотеза подразумевается, четко излагается санкция, а сами правила поведения ( диспозиция ) только называются.Для того, чтобы четко определить санкцию компетентные органы должны обратиться кспециальным правовым актам, в которых правила, соответствующие данной норме, закрепленыотдельно1.

Заключение
Таким образом, из всего сказанногоможно заключить, что, анализируя право как общественный институт, исследователинеизбежно сталкиваются не с отдельной, монолитной и самодостаточной системой. Право- это обобщенное понятие, так сказать, формула, обозначающая ни что иное, как четкоструктурированную систему юридических норм, и созданную для верного определениясоотношения этой системы с прочими социальными явлениями.
Норма права — это первичный элемент системыправа, юридически обязательное правило поведения, исходящее от компетентныхгосударственных органов, закрепленное в официальном акте (законе, указе и т.д.) и охраняемое от нарушения мерами государственного принуждения.
Норма права обладаетопределенной структурой, т. е. внутренним строением, специфической компоновкойсодержания, связью и соотношением ее элементов. По своей логической структуренорма права состоит из гипотезы, диспозиции, санкции.
Гипотеза (предположение)— часть нормы, комплекс юридических фактов, являющихся основанием возникновениятиповых отношений.
Диспозиция (распоряжение)— часть нормы, формулирующая права и обязанности участников правоотношения,само правило поведения.
Санкция (взыскание) — частьнормы, устанавливающая меры государственного воздействия (взыскания),применяемые при ее нарушении.
В правоведении выделяютполную, отсылочную и бланкетную формы изложения элементов правовой нормы встатьях нормативно-правовых актов При полной форме в статье излагаются всенеобходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылокк другим статьям. При отсылочной форме — в статье содержатся не все элементыправовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же нормативного акта,где имеются недостающие сведения. При бланкетной — в статье лишь называютсяправила либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правилаповедения содержатся в другом нормативном акте.
Классификация норм права— это подразделение норм на виды. Это способствует более глубокому их познанию,выявлению у них каких-то специфических, особенных признаков, отличающих их другот друга.
Классификация норм праваможет быть осуществлена по разным признакам, основаниям:
1) по предмету правовогорегулирования — в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяютсяна отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного,семейного и т. п. права;
2) по специфическимюридическим функциям или по их роли в правовом регулировании нормы праваподразделяются на:
а) регулятивные нормы —рассчитаны на регулирование нормальных, желательных или допускаемых в данномобществе отношений, составляющих основную массу отношений. Это нормы, которыенепосредственно направлены на регулирование общественных отношений путемпредоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.Рассматриваемый вид юридических норм является правоустановительным, потому чтоих роль в регулировании общественных отношений сводится главным образом к установлениюсубъективных прав и обязанностей. Они регулируют правомерные действия,устанавливают позитивные, положительные права и обязанности, вытекающие изхарактера самих отношений.
Регулятивные нормыподразделяются на:
• управомочивающие.Нормы, устанавливающие субъективные права с положительным содержанием, т. е.права на совершение управомоченным тех или иных активных действий;
• обязывающие —юридические нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенныеположительные действия;
• запрещающие юридическиенормы, устанавливающие обязанность та воздерживаться от действий известногорода (запреты);
б) охранительные (илиправоохранительные) нормы — рассчитана отклоняющееся от нормы поведение,неправомерное, правонарушающее действие. Они охраняют от нарушений существующиев обществе общепризнанные ценности, нормальные пения, охраняют, следовательно,и регулятивные нормы.
Охранительные нормыпредусматривают меры реагирования на нарушения субъективных прав иобязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности заправонарушения, меры защиты нарушенных прав.
Необходимостьобособленной и притом дифференцированной регламентациигосударственно-принудительных мер обусловлена различной тяжестью нарушенийобязанностей, возлагаемых регулятивными нормами, спецификой задач, решаемых вправоохранительной сфере;
в) специализированныенормы, или нормы специального действия, — это нормы о нормах. Они регулируют непсихофизическое поведение субъектов, а отношение к другим нормам. Они неявляются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений.При регламентировании общественных отношений они как бы присоединяются крегулятивным и охранительным предписаниям, образуя в сочетании с ними единыйрегулятор. То есть они предписывают, как следует понимать другие нормы,термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует применять в тех или иныхслучаях. Специализированные предписания отграничиваются друг от друга взависимости от того, какую функцию (операцию) они выполняют в процессе правовогорегулирования.
К их числу относятся:
• общие — нормы,направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементоврегулируемых отношений;
• дефинитивные — нормы,направленные на закрепление в опре деленном виде признаков данной правовой категории;
• оперативные — нормы,роль которых в процессе регламентации общественных отношений выражается вотмене действующих нормативных положений или в распространении данных норм нановый круг общественных отношений, в пролонгации норм на новый срок и др.;
коллизионные — нормы,указывающие на нормы, которые должны быть применены в данном случае, т. е.предписания, регулирующие выбор между нормами;
• декларативные(нормы-принципы) — нормы, в которых сформулированы принципы, а также задачиданной совокупности юридических норм;
3) по характеруобязательности нормы подразделяются на императивные и диспозитивные.
Императивные нормы носяткатегорический характер, их требование не может быть изменено, например,соглашением сторон Они не допускают никак ого отклонения от своих требований Диспозитивныенормы предоставляют участникам отношений право путем соглашения определять круги объем прав и обязанностей". И только в случае, если стороны сами неопределили соглашением объем своих прав и обязанностей, в действие вступаетпредписание диспозитивной нормы. Диспозитивная норма, как видим восполняетпробелы в соглашении сторон;
4) по объему действия нормыправа подразделяются на:
а)      общие — регулируют определенный род отношений;
б)      специальные –регулируют вид отношений данного рода;
в) исключительные –регулируют разновидность отношений внутри рода, но особым, даже противоположнымспособом, нежели общие нормы.
Специальные иисключительные нормы ограничивают сферу действия общих норм.

Библиографический список
1. Российская Федерация. Конституция(1993).Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята 12 декабря 1993 г.]// Российская газета. – 1993. – 25 декабря.
2. Российская Федерация. Законы.Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон от 31 июля 1998 г.]// Российская газета. – 1998. – 06 августа; Российская газета. – 2005. – 02 июля.
3. Российская Федерация. Законы.Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст]: [федеральный закон: от 30ноября 1994 г.]//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1994.- №32.-ст.3301.
4. Российская Федерация. Законы. Огосударственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[Текст]: [федеральный закон: от 8 августа 2001 г.]//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2001.-№ 33 (ч.1). – ст. 3431.
5. Российская Федерация. ВысшийАрбитражный суд. О некоторых вопросах применения части первой Налоговогокодекса РФ [Текст]: [постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации: от 28 февраля 2001 г.] // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. –2001.
6. Берман, Г. Дж. Западная традицияправа: эпоха формирования [Текст]/ Г. Дж. Берман. – М., 1998. — С. 150.
7. Витрянский, В. Новое в правовомрегулировании несостоятельности (банкротства) [Текст] / В. Витрянский //Хозяйство и право. – 2003. — № 1. – С.95 -161.
8. Гаухман, Л.Д. Преступления в сфереэкономической деятельности [Текст] / Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов. – М., 1998. –166 с.
9. Глущенко, Е.В. Основыпредпринимательства: Учебное пособие [Текст]/ Е.В. Глущенко, Ю.В. Тихонравов. –М., 1996. – 126

Приложение 1
/>
Схема 1. Признаки нормыправа.

Приложение 2
/>
Отсылочные  
Прямого изложения   />/>
 Общие  
 По территориаль-
ным пределам действия  
По способу изложения   />/>/>Схема 2. Виды правовых норм (их классификация).
Таблица 1. Основные концепцииструктуры правовой нормы
/>

Таблица 2. Соотношениенормы права и статьи нормативного акта
Согласно
трехэлементной
концепции  1  2  3 В одной статье нормативного акта – одна норма права В одной статье нормативного акта – две и более правовые нормы
В одной статье нормативного акта –одна или две части правовой нормы
(остальные — в других статьях подразумеваются, логически домысливаются)
Согласно двухэлементной
концепции В одной статье нормативного акта – одна норма права В одной статье нормативного акта – две и более правовые нормы


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.