Реферат по предмету "Государство и право"


Теоретические и практические проблемы регулирования нормативно-правовой базы фермерского хозяйства

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие, создание ипрекращение, состав крестьянского (фермерского) хозяйства
1.1 Понятие фермерского(крестьянского) хозяйства
1.2 Состав крестьянского(фермерского) хозяйства
1.3 Создание и прекращениекрестьянского (фермерского) хозяйства
Глава 2. Собственность крестьянского(фермерского) хозяйства
2.1 Состав имущества фермерскогохозяйства
2.2 Земельные участки,предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства иосуществления его деятельности
2.3 Порядок предоставления земельныхучастков
Глава 3. Порядок продажи имущества иимущественных прав крестьянского (фермерского)хозяйства
3.1 Конкурсная масса крестьянского(фермерского) хозяйства
3.2 Порядок продажи имущества иимущественных прав
3.3 Последствия признаниякрестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Крестьянское (фермерское) хозяйство относится кобъединениям предпринимательского типа, с особым субъектным составом,действующим в области сельского хозяйства. Отличительной чертой данногообразования является его «отнесение к индивидуальному или семейному типупредпринимательства, так как в основном фермерское хозяйство объединяетнебольшие группы людей, связанные между собой доверительными отношениями»1.
Вотличие от колхозного двора, хозяйство которого носило подсобный по отношению кобщественному хозяйству колхоза характер, крестьянское хозяйство рассчитано напроизводство товарной продукции, реализуемой на рынке. Именно этим в первуюочередь определяется его субъектный состав, а также круг объектов, которыенаходятся в общей собственности участников хозяйства, и их правовой режим. Довведения в действие части первой ГК основные нормы о крестьянском хозяйствебыли сосредоточены в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. иЗемельном кодексе РСФСР 1991 г. (с последующими изменениями)2. В ГКнормы о крестьянском хозяйстве немногочисленны. Однако они внесли существенныеизменения, как в правовое положение самого хозяйства, так и в правовой режимпринадлежащего его членам имущества. В результате возникло несоответствие междунормами ГК, с одной стороны, и нормами Закона о крестьянском (фермерском)хозяйстве 1990 г. и Земельного кодекса РСФСР 1991 г. — с другой. Этонесоответствие устранено с введением в действие с 30 октября 2001 г. Земельногокодекса, а с 17 июня 2003 г. Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Поныне действующему законодательству крестьянское хозяйство независимо от того,представляет ли оно собой объединение граждан, связанных родством и (или)свойством, или создано одним гражданином, не является юридическим лицом. Каксказано в Законе о крестьянском (фермерском) хозяйстве, оно осуществляетпредпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Вместе стем крестьянские хозяйства, которые были созданы как юридические лица, вправе сохранитьстатус юридического лица до 1 января 2010 г. В то же время крестьянскоехозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке,установленном законодательством Российской Федерации.
Наиболеесущественными являются изменения в правовом режиме имущества, принадлежащегочленам хозяйства на праве общей собственности. Если Закон о крестьянском(фермерском) хозяйстве 1990 г. предусматривал в виде общего правила дляимущества, принадлежащего членам хозяйства, которое не относилось к ихиндивидуальной собственности, режим общей долевой собственности (на режим общейсовместной собственности они могли перейти лишь по единогласному решению всехчленов хозяйства), то в ГК это положение сформулировано иначе: в виде правилапредусмотрен режим общей совместной собственности. Однако эта нормасопровождается оговоркой: если законом или договором между членами хозяйства неустановлено иное (см. п. 1 ст. 257 ГК). Эта оговорка в первую очередь и быларассчитана на то, чтобы «примирить» нормы ГК с нормами Закона окрестьянском (фермерском) хозяйстве 1990 г. Примирения, однако, не произошло,поскольку указанный Закон, в отличие от ГК, признавал крестьянское хозяйствоюридическим лицом. Тем самым оставался открытым вопрос, на каком правеимущество хозяйства принадлежит самому хозяйству, которое по ФЗ «О крестьянском(фермерском) хозяйстве» 1990 г. вроде бы должно было выступать как юридическоелицо. Он не мог быть решен и в случае признания имущества крестьянскогохозяйства общей совместной собственностью, поскольку любая общая собственностьхарактеризуется множественностью ее участников.
Ныненесоответствие норм ГК и норм ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» снято.Вслед за ГК новый ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусматривает,что имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правесовместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.Ссылка на закон, которая содержится в п. 1 ст. 257 ГК, опущена, поскольку,делая такую ссылку, ГК как раз имел в виду прежний Закон о крестьянском(фермерском) хозяйстве 1990 г. Новый же Закон от правовой модели, которая былав прежнем, отказался.
Всвоей работе я использовала труды Серова О.А., кандидата юридических наук,доцента, проректора по учебной работе Самарской гуманитарной академии,Харитоновой Ю. С., старшего научного сотрудника ИГП РАН, кандидата юридическихнаук, судебную практику, а именно решения высших судов, учебные и периодическиеиздания. Целью работы является обозначить собственность крестьянского (фермерского)хозяйства, а задачами — раскрыть понятие собственности крестьянского(фермерского) хозяйства, указать ее состав, способы создания и прекращения.Основными методами, использованными в данной работе, являются сравнительно — исторический и сравнительно – правовой. Курсовая работа состоит из введения,трех глав, заключения.

Глава1. Понятие, создание и прекращение, состав крестьянского (фермерского)хозяйства1.1 Понятие крестьянского(фермерского) хозяйства
В соответствии сФедеральным законом «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», крестьянское(фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанныхродством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместноосуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность(производство, переработку, хранение, транспортировку и реализациюсельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. ФЗ «Окрестьянском (фермерском) хозяйстве» содержит новое определение фермерскогохозяйства, позволяют выделить ряд признаков, характеризующих крестьянское(фермерское) хозяйство как особую организационно-правовую форму ведениясельскохозяйственного производства.
Прежнееопределение крестьянского (фермерского) хозяйства имело ряд существенныхнедостатков, на которые неоднократно обращалось внимание в юридическойлитературе, в том числе статьях Серовой О.А., Харитоновой Ю.С. Прежнееопределение устанавливало, что «крестьянское (фермерское) хозяйство — этосамостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица,представленный отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющихпроизводство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основеиспользования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, впожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков»1.Это определение позволяло на практике регистрировать как фермерские различныевиды личных подсобных хозяйств, арендных коллективов.
Вновом определении подчеркнуто, что фермерское хозяйство — это объединениеграждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственностиимущество (в том числе земельный участок) и ведущих совместную хозяйственнуюдеятельность, причем основанную на их личном участии в такой деятельности.Следовательно, подчеркнуто то, что Закон о фермерском хозяйстве регулируетотношения именно семейных сельскохозяйственных объединений.
Этоотличает фермерское хозяйство от иных объединений, которые создаются вразличных формах товариществ или акционерных обществ. Также особо подчеркнуттрудовой аспект деятельности фермерского хозяйства (личное участие в егодеятельности).
Пункт2 статьи 23 ГК РФ внес существенные изменения в правовой статус крестьянского(фермерского) хозяйства. В соответствии с утратившим ныне силу Законом РСФСР от22.11.1990 N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»крестьянское хозяйство после регистрации приобретало статус юридического лица.Согласно положениям ГК РФ крестьянское хозяйство осуществляет свою деятельностьбез образования юридического лица. С 1 января 1995 года крестьянские хозяйстване могли быть созданы со статусом юридического лица. Среди юридических лиц, онине значатся. Это положение нашло отражение в новой редакции Закона «Окрестьянском (фермерском) хозяйстве».
1.2. Состав крестьянского(фермерского) хозяйства
 
Гражданинможет быть принят в члены фермерского хозяйства на основании его письменногозаявления и при наличии взаимного согласия членов хозяйства. Членом фермерскогохозяйства может быть либо близкий родственник граждан, входящих в составхозяйства, либо гражданин, не состоящий в родстве с главой фермерскогохозяйства, при условии, что максимальное число таких граждан не будет превышено5 человек. Выход из членов фермерского хозяйства возможен после подачиписьменного заявления. При этом возникает необходимость урегулированияимущественных взаимоотношений между фермерским хозяйством и гражданином,прекращающим свое членство в нем. При выходе одного гражданина из членовхозяйства земельный участок и средства производства хозяйства разделу неподлежат. Гражданин имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле вправе общей собственности на имущество хозяйства. Кроме того, вышедший из фермерскогохозяйства в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарнуюответственность в пределах его доли в имуществе хозяйства по обязательствам,возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода.Прекращение членства в фермерском хозяйстве возможно не только в связи свыходом члена из хозяйства, но и в случае его смерти.
Праваи обязанности членов хозяйства, ответственность за неисполнение обязанностей, атакже внутренний распорядок фермерского хозяйства определяются членамихозяйства по взаимному согласию. При определении прав и обязанностейучитывается квалификация членов хозяйства, а также хозяйственная необходимостьили задачи, на решение которых направлена деятельность хозяйства. Каждый членхозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности хозяйства.Порядок распределения полученных от деятельности хозяйства плодов, продукции идоходов (размер и форма выплат) определяется соглашением, заключенным междучленами хозяйства (п. 3 ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).
Наосновании соглашения, заключенного между членами фермерского хозяйства, один изчленов признается главой хозяйства. При этом если фермерское хозяйствосоздается одним гражданином, то в соответствии с пунктом 1 статьи 4 ФЗ «Окрестьянском (фермерском) хозяйстве» заключение соглашения не требуется.Основными требованиями к главам крестьянского (фермерского) хозяйствавыступают, прежде всего, добросовестность и разумность. Любые действия главыхозяйства должны осуществляться в интересах хозяйства и не могут бытьнаправлены на ущемление прав и законных интересов как хозяйства в целом, так иего членов.
Всоответствии с пунктом 2 статьи 8 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»распоряжение имуществом хозяйства осуществляется главой хозяйства в интересаххозяйства. При этом любая сделка считается совершенной в интересах хозяйства,если не доказано, что глава преследовал личные цели.
Случаямисмены главы фермерского хозяйства выступает, прежде всего, невозможностьисполнения главой хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев. Вторымслучаем смены главы является его добровольный отказ от своих полномочий, итретьим — смерть главы хозяйства. Во всех перечисленных случаях члены хозяйствадолжны принять решение о признании главой другого члена. Это решение должнобыть отражено в соглашении, заключенном при создании хозяйства. Смена главыфермерского хозяйства не влечет за собой прекращения его членства в хозяйстве(за исключением случая смерти главы).
1.3 Создание ипрекращение крестьянского (фермерского) хозяйства
Правомна создание фермерского хозяйства обладают как российские, так и иностранныеграждане и лица без гражданства. При этом ключевым требованием является наличиедееспособности у гражданина, претендующего на создание фермерского хозяйства.
Всоответствии со статьей 21 ГК РФ под дееспособностью понимается способностьгражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права,создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» связывает возникновениедееспособности в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. сдостижением определенного возраста. Поскольку дееспособность — это способностьлица к самостоятельным действиям, которыми приобретаются права и создаютсяобязанности, подразумевается, что лицо способно разумно действовать и сознаватьзначение своих действий именно по достижении восемнадцатилетнего возраста.Правоспособные, но недееспособные граждане (например, страдающие психическимрасстройством), а также обладающие дееспособностью не в полном объеме(например, малолетние) приобретают гражданские права и создают обязанности несамостоятельными действиями, а посредством действий дееспособных лиц — законныхпредставителей родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (статьи 28 и29 ГК РФ). Кроме общего основания возникновения дееспособности в полном объемепо достижении восемнадцатилетнего возраста, закон содержит два основаниявозникновения дееспособности в полном объеме до достижения восемнадцати лет.
Первымтаким основанием является вступление в брак до достижения восемнадцати лет. Вэтом случае гражданин, не достигший восемнадцати лет, автоматически приобретаетдееспособность в полном объеме с момента регистрации брака, что гарантируетобоим супругам равные правовые возможности.
Статьей4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определено, что в случае, есликрестьянское (фермерское) хозяйство создается несколькими гражданами,необходимо заключение между ними соглашения. При создании фермерского хозяйстваодним гражданином заключение соглашения не требуется. Соглашение,предусмотренное Законом, является своего рода учредительным документом.Прослеживается аналогия с учредительными документами юридического лица.
Фермерскоехозяйство возникает (считается созданным) как субъект предпринимательскойдеятельности со дня его государственной регистрации. В соответствии с пунктом 1статьи 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица с момента его государственной регистрации вкачестве индивидуального предпринимателя. Порядок регистрации устанавливаетсязаконодательством Российской Федерации.
Фермерское хозяйствопрекращается, в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства опрекращении ведения хозяйства. Крестьянское (фермерское) хозяйство создается всоответствии со статьей 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» наосновании соглашения, заключенного между его членами, и «очевидно, что онивправе принять решение о прекращении деятельности хозяйства»1. Вкачестве второго случая прекращения деятельности хозяйства выступает ситуация,когда не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства и их наследников,желающих продолжать деятельность фермерского хозяйства. Следует заметить, чтовозможна ситуация, когда у наследодателя может вообще не оказаться наследниковкак по закону, так и по завещанию. В этом случае в соответствии со статьей 1151ГК РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства признается вымороченным ипереходит в порядке наследования по закону в собственность РоссийскойФедерации. Деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства прекращаетсятакже в случае, когда никто из наследников не имеет права наследовать или всенаследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК РФ «Недостойныенаследники») либо никто из наследников не принял наследства и при этом никтоиз них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (ст. 1158 ГКРФ).
Вперечисленных случаях имущество умершего также считается вымороченным. Третьимслучаем прекращения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства являетсяситуация, когда фермерское хозяйство признается несостоятельным (банкротом). Вэтом случае порядок прекращения фермерского хозяйства регулируется ГК РФ иФедеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)». Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйствустановлены соответственно статьями 214 — 216 и 217 — 223 Федерального закона«О несостоятельности (банкротстве)». В случае создания на базеимущества фермерского хозяйства таких организационно-правовых форм, какпроизводственный кооператив или хозяйственное товарищество также происходитпрекращение существования крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствиисо статьей 259 ГК РФ членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базеимущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество илипроизводственный кооператив. Такое хозяйственное товарищество или кооперативкак юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное емув форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также наимущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по инымоснованиям, допускаемым законом.
Основанияпрекращения права собственности перечислены в ГК РФ. Так, в соответствии состатьей 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственникомсвоего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности,гибели или уничтожении и при утрате права собственности на имущество в иныхслучаях, предусмотренных законом. Пунктом 2 статьи 235 ГК РФ установлено, чтопринудительное изъятие у собственника имущества недопустимо, но в ряде случаевпо основаниям, предусмотренным законом, производится. По решению суда такжедолжно быть произведено отчуждение имущества, которое в силу закона не можетпринадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ). Отчуждение имущества (недвижимого)может быть произведено в связи с отчуждением земельного участка длягосударственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использованияземли (п. 1 ст. 239 ГК РФ). Требование об изъятии земельного участка может бытьудовлетворено, только если государственный орган или орган местногосамоуправления обратится с требованием в суд и докажет при этом, чтоиспользование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможнобез прекращения права собственности на данное недвижимое имущество. По решениюсуда может быть также осуществлено прекращение права собственности на имуществокрестьянского фермерского хозяйства при реквизиции (в соответствии со статьей242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий, эпизоотий и при иныхобстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество по решениюгосударственных органов может быть изъято у собственника), а также приконфискации (в соответствии со статьей 243 ГК РФ имущество может быть изъято усобственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления илииного правонарушения). Споры, возникшие в связи с прекращением фермерскогохозяйства, разрешаются в суде. Не вызывает сомнения, что споры, о которых идетречь, носят имущественный характер, поэтому их разрешение возможно только всудебном порядке.

Глава 2. Собственностькрестьянского (фермерского) хозяйства
 
2.1 Состав имуществафермерского хозяйства
 
Всостав имущества крестьянского хозяйства могут входить самые разные вещи,имущественные права, независимо от фактической их пригодности для использованияв сельскохозяйственной деятельности.
Отимущества члена крестьянского хозяйства следует отличать личное имуществогражданина либо имущество, которое, хотя и использовалось в деятельности хозяйства,но было приобретено на личные средства наследодателя, то есть то имущество,которое на момент смерти наследодателя не входило в состав общей совместной(или долевой) собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, напереход наследства по которым могут распространяться иные правила. По этойпричине, например, предметы обычной домашней обстановки и обихода переходят кнаследникам по закону, проживавшим совместно с наследодателем до его смерти неменее одного года, независимо от их очереди и наследственной доли (ст. 1169ГК). Следует также отличать имущество, являющееся совместной собственностьюсупругов и членов крестьянского хозяйства, даже если оба супруга являютсячленами последнего. На имущество наследодателя, не входящее в состав имуществакрестьянского хозяйства, не распространяется преимущественное правоприобретения наследства иных членов данного хозяйства.
Следуетучитывать, что в отличие от нормы ст. 14 Закона РСФСР в ГК РФ и ст. 6 Закона РФв качестве имущества, принадлежащего крестьянскому хозяйству, теперь не названыжилые постройки. Жилой дом может быть совместной собственностью супругов илисобственностью отдельного члена хозяйства. Поэтому нельзя согласиться сутверждением Е. Чефрановой о том, что «жилой дом не подлежит разделу внатуре между супругами-фермерами»1. Он может не входить в составсовместной собственности членов крестьянского хозяйства, может быть разделен;на это имущество наследодателя также не распространяется преимущественное правоприобретения наследства иных членов данного хозяйства.
Кимуществу крестьянского (фермерского) хозяйства относится, прежде всего,земельный участок, являющийся неотъемлемой и особой составляющей имущественногокомплекса хозяйства. Конечно, в перечень включены насаждения, постройки жилогои хозяйственного назначения, специальные сооружения, продуктивный и рабочийскот, различного рода техника, оборудование, инвентарь. Перечень не закрыт, нопризнаком приведенных в нем объектов является необходимость их дляосуществления деятельности фермерского хозяйства. В соответствии со статьей 244ГК РФ имущество может принадлежать на праве собственности одному, двум илинескольким субъектам. В тех случаях, когда имущество находится в собственностидвух или нескольких лиц, они, осуществляя владение, пользование и распоряжениеэтим имуществом, должны учитывать интересы других участников общейсобственности, т.е. сособственников. В целях обеспечения скоординированностидеятельности участников общей собственности в главе 16 ГК РФ сформулированасовокупность правовых норм, регулирующих общую собственность.
Такимобразом, особенность права общей собственности состоит в том, что имущество(имущественный комплекс) одновременно принадлежит двум или нескольким лицам.
Имуществокрестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на правесовместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Этоозначает, что соглашением между членами может быть установлен правовой режимобщей долевой собственности на имущество хозяйства. Этим же соглашением должныбыть установлены доли каждого из членов хозяйства. При этом в соответствии спунктом 2 статьи 245 ГК РФ соглашением участников долевой собственности можетприниматься во внимание вклад каждого из сособственников в образование иприращение общего имущества. Участник долевой собственности, осуществивший засвой счет с соблюдением установленного порядка использования общего имущества неотделимыеулучшения этого имущества, имеет право на соответствующее увеличение своей долив праве на общее имущество. Доли считаются равными, если они не могут бытьопределены на основании закона и не установлены соглашением сторон. Плоды,произведенная продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результатеиспользования его имущества, становятся общим имуществом, т.е. поступают вобщую собственность членов хозяйства. Правило о порядке распределения плодов,продукции и доходов, полученных от использования имущества, находящегося вдолевой собственности, относится к числу диспозитивных. Оно применяется, еслиучастники не установили другой порядок. Перечень объектов, входящих в составимущества фермерского хозяйства, и порядок формирования его имуществаустанавливаются по взаимному согласию (соглашению) членов хозяйства. К основнымправам, составляющим содержание права собственности, в их статичном состоянии,прежде всего, относится право владения, т.е. право собственника обладатьпринадлежащим ему имуществом. Далее следуют право пользования, т.е. право наизвлечение и присвоение полезных свойств имущества, и право распоряжения, т.е.право определения юридической судьбы имущества (в том числе отчуждать его всобственность другим физическим и юридическим лицам, передавать права владения,пользования и распоряжения им, отдавать в ипотеку (залог), а такжераспоряжаться таким имуществом иными способами, обременять его другим образом.Владение и пользование имуществом, находящимся в совместной собственности,осуществляется сособственниками сообща и в отличие от долевой собственности независит от размера вклада каждого из них в создание общего имущества.Соглашением между участниками совместной собственности может быть предусмотренораздельное владение и пользование общим имуществом. Однако при несоразмерностиимущества, предоставленного во владение и пользование, вкладу сособственника всоздание общего имущества, он в отличие от участника долевой собственности невправе требовать от других сособственников соответствующей компенсации.Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности,осуществляется по соглашению всех ее участников, а при возражении хотя быодного из них — в порядке, установленном судом. Участники долевой собственностивправе владеть и пользоваться общим имуществом в целом или его отдельнымичастями. Как правило, выбор варианта зависит от объекта права общейсобственности. Неделимые вещи, естественно, используются как единое целое.Например, приобретенная в общую собственность двух или несколькихсельскохозяйственных товаропроизводителей сложная, дорогая техника используетсякаждым из сособственников определенное время в соответствии с долей в правесобственности. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществомфермерского хозяйства. Порядок владения и пользования определяется соглашениеммежду членами фермерского хозяйства.
2.2 Земельные участки,предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства иосуществления его деятельности
Земельныеотношения, в том числе с участием граждан, ведущих крестьянское хозяйство,урегулированы земельным законодательством и иными нормативными правовымиактами. В основе регулирования земельных отношений лежат нормы Земельногокодекса Российской Федерации. Оборот земель сельскохозяйственного назначенияосуществляется, в том числе на основе Федерального закона «Об оборотеземель сельскохозяйственного назначения». «При применении нормативныхдокументов к конкретным отношениям по поводу земель сельскохозяйственногоназначения следует учесть, что не только земельное законодательство, но и иныезаконодательные отрасли содержат в себе нормы, распространяющиеся на те илииные аспекты использования этих земель. Весьма существенную роль в реализацииправ на земельные участки играют нормы Гражданского кодекса РоссийскойФедерации»1. Нормы конституционного,административного, гражданского, финансового и иных отраслей законодательстваимеют немаловажное значение для определения прав на участки, в том числе ирассматриваемой категории земель.
Длясоздания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могутпредоставляться и приобретаться земельные участки из земельсельскохозяйственного назначения. Однако крестьянское фермерское хозяйствоможет быть создано и в границах поселения. В связи с этим для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства могут быть использованы и земли поселений. Однакооснову деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства составляет все жеиспользование земель сельскохозяйственного назначения. Согласно ЗК РФиспользование земель осуществляется в соответствии с их целевым назначением. Взависимости от целевого назначения земли Российской Федерации делятся наследующие категории (ст. 7 ЗК): 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2)земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи,радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космическойдеятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специальногоназначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесногофонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Внастоящее время правовой режим земель сельскохозяйственного назначения — этоцелая система правовых норм, устанавливающих основы и порядок учета земель,контроля за их использованием, отношения по поводу охраны угодий, их использованияи др.
Особоезначение для регулирования использования земель имеют и акты аграрногозаконодательства, например Федеральный закон от 10 января 1996 г. «Омелиорации земель». Свое место в урегулировании оборота этой категорииземель занимает и упомянутый ранее Федеральный закон «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения». Специфику правового регулированияиспользования земель сельскохозяйственного назначения составляет то, чтоособому правовому регулированию подвергаются различные виды сельскохозяйственнойдеятельности, а значит, и сопутствующие им формы использования земель. И этоположение обязательно должны учитывать все субъекты землепользования. Так,например, Федеральным законом от 3 августа 1995 г. «О племенномживотноводстве» (ст. 10) установлены основные положения по использованиюземель для этого вида деятельности. При этом, в частности, устанавливается, чтоправа на земельные участки, порядок предоставления и режим использованияземельных участков, установление охранных зон на земельных участках,предназначенных для целей племенного животноводства, определяютсязаконодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица,осуществляющие указанный вид деятельности, вправе пользоваться определеннымисервитутами, а именно вправе в установленном порядке осуществлять прогон скота,проводить и отводить воду через земельный участок, принадлежащий другому лицу,осуществлять иные сервитуты.
Другимважным законом этого же ряда является Федеральный закон от 10 января 1996 г.«О мелиорации земель». Данным Законом регулируются отношения,возникающие в процессе осуществления мелиоративных мероприятий на земляхсельскохозяйственного назначения или на землях, предназначенных дляосуществления производства сельскохозяйственной продукции. Закономустанавливаются виды мелиорации, формы собственности на мелиоративные системы(при этом мелиоративные системы могут находиться в частной, муниципальной игосударственной собственности), а также порядок проведения мелиоративнойдеятельности. Как было сказано выше, законодательство о мелиорации развиваетсяи на уровне субъектов РФ.
Всоответствии со ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы,пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами,виноградниками и другими), — в составе земель сельскохозяйственного назначенияимеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Земельным кодексомустановлено, что для строительства промышленных объектов и иныхнесельскохозяйственных нужд предоставляются земли, непригодные для ведениясельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья из земельсельскохозяйственного назначения худшего качества по кадастровой стоимости. Длястроительства линий электропередач, связи, автомобильных дорог, магистральныхтрубопроводов и других подобных сооружений допускается предоставлениесельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения болеевысокого качества. «Данные сооружения размещаются главным образом вдольавтомобильных дорог и границ полей севооборотов. Изъятие, в том числе путемвыкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использованиясельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свойсреднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанныхс выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечениемобороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезныхископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых),содержанием объектов культурного наследия Российской Федерации, строительствоми содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательногоназначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линийэлектропередач, связи и других подобных сооружений при отсутствии других вариантоввозможного размещения этих объектов»1. Ряд вопросов охранысельскохозяйственных угодий решен Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения». Данным Законом определены основныеправа и обязанности собственников и пользователей земель сельскохозяйственногоназначения, полномочия органов государственной власти и местного самоуправленияв этой области. Так, этим Законом установлено, что собственники, владельцы,пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право проводитьагротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные ипротивоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земельсельскохозяйственного назначения, получать в установленном ПравительствомРоссийской Федерации порядке информацию о состоянии плодородия почв на своихземельных участках и динамике изменения его состояния, иметь другие права, еслиих реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актамРоссийской Федерации.
2.3 Порядок предоставленияземельных участков
Гражданам,изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участкииз земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии сЗемельным кодексом, Федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.Общие положения о приобретении прав на земельные участки, находящиеся вгосударственной или муниципальной собственности, определены ст. 28 ЗК РФ, всоответствии с которой земельные участки из земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам июридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду. Не допускаетсяотказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельныхучастков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной илимуниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлятьих в собственность граждан и юридических лиц. Следует обратить внимание на то,что в целях предоставления земель сельскохозяйственного назначения из земель,находящихся в государственной собственности, формируются фондыперераспределения земель. Правовой режим таких фондов установлен ст. 80 ЗК РФ.Согласно этой статье в целях перераспределения земель для сельскохозяйственногопроизводства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личныхподсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества,сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначениясоздается фонд перераспределения земель. Использование земель фонда перераспределенияземель осуществляется в соответствии со ст. 78 ЗК РФ в порядке, установленномзаконами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Фондперераспределения земель формируется за счет земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд: 1) при добровольномотказе от земельного участка; 2) если нет наследников ни по закону, ни позавещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо всенаследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался отнаследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, впользу кого он отказывается от наследства; 3) при принудительном изъятииземельного участка в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральнымизаконами. Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являютсяобщедоступными.
«Фондыперераспределения земель были созданы в России в самом начале современныхреформ. В настоящее время правовой режим фондов пересмотрен»1. Посвоему назначению и составу фонд перераспределения земель — это особый фондземель сельскохозяйственного назначения, по определенным в статье 80 ЗК РФпричинам не используемый по назначению и не предоставленный до определенноговремени субъектам сельскохозяйственной деятельности. Земли фондаперераспределения земель согласно ст. 18 ЗК РФ отнесены к землям, являющимсясобственностью субъектов Российской Федерации. Земли из фонда предоставляютсяпрежде всего субъектам земельных отношений. Предоставление земельных участковосуществляется на основаниях и в порядке, предусмотренных ЗК для возникновенияправ на землю. «Установление границ земельных участков и их кадастровый учетосуществляются в соответствии с Федеральными законами «Оземлеустройстве» и «О государственном земельном кадастре». Вцелом установление порядка предоставления земель крестьянского (фермерского)хозяйства из земель, находящихся в государственной или муниципальнойсобственности означает, что на отношения по приобретению земельных участковкрестьянскими хозяйствами из таких земель не распространяются нормыФедерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения»»2. Органы государственной власти и органыместного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельнымиучастками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении. Даннаяобязанность органов государственной власти и местного самоуправления будетдействовать в полной мере после разграничения государственной собственности наземлю.
Статьей34 ЗК РФ устанавливается следующий порядок предоставления участков. Граждане,заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков всобственность или в аренду из земель, находящихся в государственной илимуниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подаютзаявления в исполнительный орган государственной власти или орган местногосамоуправления, предусмотренный ст. 29 ЗК РФ. До разграничения государственнойсобственности на землю согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона «Овведении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжениеземельными участками, находящимися в государственной собственности,осуществляется органами местного самоуправления, если законодательством непредусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничениягосударственной собственности на землю может быть определен ПравительствомРоссийской Федерации. Правом предоставления земельных участков из земель,находящихся в федеральной собственности, наделен орган государственнойисполнительной власти, осуществляющий управление и распоряжение федеральнымимуществом. Решение органа государственной власти или органа местногосамоуправления о предоставлении земельного участка является первым юридическизначимым действием при переходе права на земельный участок, находящийся вгосударственной или муниципальной собственности, в собственность частную. Оно(действие) является выражением воли собственника по отчуждению участка. Привозмездном отчуждении — основанием для заключения договора. В заявлении опредоставлении земельного участка должны быть определены цель использованияземельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемоеправо на землю. Орган местного самоуправления или по его поручениюсоответствующая землеустроительная организация на основании указанного в п. 2ст. 34 ЗК РФ заявления либо обращения исполнительного органа государственнойвласти с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечиваетизготовление проекта границ земельного участка и утверждает его. Исполнительныйорган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельныйсрок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка всобственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельногоучастка с приложением проекта его границ. Предельные (максимальные иминимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам всобственность из находящихся в государственной или муниципальной собственностиземель для ведения, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства,устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Законодательствосубъекта Российской Федерации устанавливает два параметра определения размераучастков: минимальный размер участка сельскохозяйственного назначения вграницах субъекта и критерии определения максимальных и минимальных площадейсельхозземель, которые могут находиться во владении одного гражданина, а такжеего родственников. Специальные требования к размеру и местоположению земельногоучастка обусловлены, как должно следовать из ее содержания, особенностями болеерационального хозяйственного использования сельскохозяйственных земель,особенностями использования земель этой категории в конкретных регионах, атакже намерением законодателя не допустить сосредоточения значительных площадейсельскохозяйственных угодий в руках ограниченного числа граждан. Чтобыустановить, соответствуют ли размеры земельного участка требованиям законодательства,его границы и целевое назначение должны быть установлены в порядке,предусмотренном законом. Кроме того, размер земельного участка, его границы иместоположение являются основными параметрами, определяющими его как недвижимоеимущество и объект оборота. Требования по установлению границ земельныхучастков определены Земельным кодексом РФ, а также законодательством оземлеустройстве. Размер, так и целевое назначение земельного участка, а такжеиные его характеристики должны быть учтены как в Едином государственном реестреземель, утвержденном Федеральным законом от 2 января 2000 г. «ОГосударственном земельном кадастре», так и в Едином государственномреестре прав на недвижимость, утвержденном Федеральным законом «Огосударственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним».

Глава3. Порядок продажи имущества и имущественных прав крестьянского (фермерского)хозяйства
 
3.1 Конкурсная массакрестьянского (фермерского) хозяйства
 
Вслучае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйствабанкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского(фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членовкрестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том численасаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения,племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техникаи оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное длякрестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, атакже право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйствуземельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству иимеющие денежную оценку имущественные права. Банкротство крестьянского(фермерского) хозяйства может быть названо банкротством неправосубъектногообразования, несмотря на то что несостоятельным признается индивидуальныйпредприниматель — глава хозяйства. В конкурсную массу, формируемую послепризнания индивидуального предпринимателя — главы хозяйства банкротом, входитимущество, находящееся в общей собственности членов хозяйства, а именно:недвижимость, в том числе насаждения; хозяйственные и иные постройки;мелиоративные и другие сооружения; племенной, рабочий и молочный скот; птица;сельскохозяйственные и иные техника и оборудование; транспортные средства;инвентарь; другое имущество, приобретенное на общие средства членов хозяйства(т.е. являющееся общим имуществом). В конкурсную массу входят имущественныеправа, такие, как право аренды принадлежащего хозяйству земельного участка, накотором данное хозяйство осуществляет свою деятельность, права хозяйства какарендодателя и иные имущественные права, в частности исключительные права полицензионным договорам, которые были заключены главой хозяйства какиндивидуальным предпринимателем. Земельные участки могут отчуждаться,переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальномуобразованию в той мере и на тех условиях, которые определяются земельнымзаконодательством. Из конкурсной массы исключается имущество, котороепринадлежит каждому из членов хозяйства (включая главу) на праве собственности.Кроме того, из конкурсной массы исключается имущество, в отношении которогодоказано, что оно приобретено на иные доходы, нежели те, которые являлисьобщими средствами хозяйства. Представляется, что из конкурсной массы должнытакже исключаться вещи, изъятые из оборота, а также имущество, не принадлежащеечленам хозяйства на праве собственности, включая право общей собственности.
Крестьянское(фермерское) хозяйство, не будучи субъектом гражданского права (юридическимлицом), является субъектом конкурсного права. Неплатежеспособность являетсякритерием для признания банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства.
3.2 Порядок продажиимущества и имущественных прав
 
При продаже имуществакрестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставитьна продажу предприятие должника — крестьянского (фермерского) хозяйства путемпроведения торгов. Арбитражный управляющий является субъектом, реализующимимущество хозяйства. Преимущественное право приобретения имуществакрестьянского (фермерского) хозяйства имеют лица, занимающиеся производствомсельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками,непосредственно прилегающими к принадлежащему крестьянскому (фермерскому)хозяйству земельному участку. Арбитражный управляющий при реализации имущества,а также имущественных прав крестьянского (фермерского) хозяйства обязанпровести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав ипредложить лицам, занимающимся производством сельскохозяйственной продукции ивладеющим земельными участками, непосредственно прилегающими к принадлежащемукрестьянскому (фермерскому) хозяйству земельному участку, приобрести имуществои имущественные права по оценочной стоимости. В случае если указанные лица втечение месяца с даты получения предложения о приобретении имущества иимущественных прав не заявили о своем желании приобрести имущество и права требования,арбитражный управляющий или глава крестьянского (фермерского) хозяйстваосуществляет реализацию имущества и имущественных прав.
3.3 Последствияпризнания крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом
 
Смомента принятия решения о признании крестьянского (фермерского) хозяйствабанкротом и об открытии конкурсного производства государственная регистрацияглавы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуальногопредпринимателя утрачивает силу. «Последствия признания банкротом главы крестьянского(фермерского) хозяйства практически не отличаются от последствий банкротстваиндивидуального предпринимателя: копия решения о признании должника банкротомнаправляется в орган, осуществивший регистрацию главы хозяйства в качествепредпринимателя; государственная регистрация в качестве предпринимателя главыхозяйства теряет силу»1. Арбитражный суд направляет копиюрешения о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и оботкрытии конкурсного производства в орган, зарегистрировавший главукрестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуальногопредпринимателя. Но не ясно то, теряют ли силу лицензии (если крестьянское(фермерское) хозяйство осуществляло лицензируемые виды деятельности), и,главное, возможна ли регистрация того же субъекта в качестве предпринимателя втечение года? Последнее запрещено п. 2 ст. 216 ФЗ «О несостоятельности(банкротстве)», но, судя по всему, эта норма не подлежит применению, так какотношения урегулированы ст. 223 того же закона. Очевидно, Закон предоставляетглаве хозяйства возможность сразу после банкротства осуществить новуюрегистрацию и продолжать деятельность.

Заключение
 
Понятиекрестьянского (фермерского) хозяйства выделяет ряд признаков, характеризующихкрестьянское (фермерское) хозяйство как особую организационно-правовую формуведения сельскохозяйственного производства: объединение граждан, связанныхродством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество (в томчисле земельный участок) и ведущих совместную хозяйственную деятельность.Следует подчеркнуть то, что Закон о фермерском хозяйстве регулирует отношенияименно семейных сельскохозяйственных объединений. Это отличает фермерскоехозяйство от иных объединений, которые создаются в различных формах товариществили акционерных обществ. Членом фермерского хозяйства может быть либо близкийродственник граждан, входящих в состав хозяйства, либо гражданин, не состоящийв родстве с главой фермерского хозяйства, при условии, что максимальное числотаких граждан не будет превышено 5 человек. Для создания фермерского хозяйстваи осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться нетолько земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, но и могутбыть использованы и земли поселений. Земельные участки из земель, находящихся вгосударственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам июридическим лицам, в том числе в собственность или в аренду. Не допускаетсяотказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельныхучастков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной илимуниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлятьих в собственность граждан и юридических лиц. Правом на создание фермерскогохозяйства обладают как российские, так и иностранные граждане и лица безгражданства. При этом ключевым требованием является наличие дееспособности угражданина, претендующего на создание фермерского хозяйства. Фермерскоехозяйство прекращается, в случае единогласного решения членов фермерскогохозяйства о прекращении ведения хозяйства. В качестве второго случаяпрекращения деятельности хозяйства выступает ситуация, когда не осталось ниодного из членов фермерского хозяйства и их наследников, желающих продолжатьдеятельность фермерского хозяйства. Деятельность крестьянского (фермерского)хозяйства прекращается также в случае, когда никто из наследников не имеетправа наследовать или все наследники отстранены от наследования либо никто изнаследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, чтоотказывается в пользу другого наследника.
В состав имущества крестьянского хозяйства могутвходить самые разные вещи, имущественные права, независимо от фактической ихпригодности для использования в сельскохозяйственной деятельности. Соглашениеммежду членами может быть установлен правовой режим общей долевой собственностина имущество хозяйства. Этим же соглашением должны быть установлены доликаждого из членов хозяйства.
Вслучае признания арбитражным судом крестьянского (фермерского) хозяйствабанкротом и открытия конкурсного производства в конкурсную массу крестьянского(фермерского) хозяйства включаются находящееся в общей собственности членовкрестьянского (фермерского) хозяйства недвижимое имущество, в том численасаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения,племенной, молочный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техникаи оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое приобретенное длякрестьянского (фермерского) хозяйства на общие средства его членов имущество, атакже право аренды принадлежащего крестьянскому (фермерскому) хозяйствуземельного участка и иные принадлежащие крестьянскому (фермерскому) хозяйству иимеющие денежную оценку имущественные права. При продаже имуществакрестьянского (фермерского) хозяйства арбитражный управляющий должен выставитьна продажу предприятие должника — крестьянского (фермерского) хозяйства путемпроведения торгов. С момента принятия решения о признании крестьянского(фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производствагосударственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства вкачестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу. Последствия признаниябанкротом главы крестьянского (фермерского) хозяйства практически не отличаютсяот последствий банкротства индивидуального предпринимателя.

Списокиспользуемой литературы
 Нормативно-правовые акты
1. Гражданскийкодекс РФ
2. Земельный кодексРФ
3. Федеральный закон«О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 11.06.03г. № 74 – ФЗ
4. Федеральный закон«О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 г. № 127 –ФЗ
5. Федеральный закон«О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от25.10.01 № 137 – ФЗ
6. Федеральный закон«О государственном регулировании обеспечения плодородия земельсельскохозяйственного назначения» от 16.07.98 г. N 101-ФЗ
7. Федеральный закон»О мелиорации земель" от 10.01.96г. № 4 – ФЗ
8. Федеральный закон«О племенном животноводстве» от 03.08.95 г. № 123 – ФЗ
9. Федеральный закон«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.02 г. №101 – ФЗ
Нормативно – правовыеакты, утратившие силу
10. Земельный кодексутв. ВС РСФСР, 25.04.91 г.№ 1101–1
11. Закон РСФСР «Окрестьянском (фермерском) хозяйстве" от 22.11.1990 № 348 – 1
Периодические издания
12. «Неправомерныедействия при банкротстве», Н. Лопашенко // «Законность, 1999, № 4
13. «Крестьянское(фермерское) хозяйство в системе субъектов предпринимательской деятельности»,О.А.Серова// «Российский судья», 2006, №2
14. «Наследованиеимущества в крестьянском (фермерском) хозяйстве», Ю.С. Харитонова// «ЖурналРоссийского права, 2003, № 9
15. Закон РСФСР«О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 22.11.1990, № 348-I
16. «О крестьянском(фермерском) хозяйстве и о личном подсобном хозяйстве», А. П. Фоков // «Юрист»,№8, 2003.
17. «Правовоерегулирование имущественных отношений супругов», Е. Чефранова // «Российскаяюстиция», № 7, 1996.
18. «Право гражданинана землю для жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения личногоподсобного и крестьянского (фермерского) хозяйства», Ю.Г.Жариков //«Законодательство и экономика», № 5, 2005.
19. «Теоретические ипрактические проблемы распоряжения имуществом, находящимся в общей долевой исовместной собственности», А.П. Фоков // «Арбитражный и гражданский процесс»,№№ 10,11, 2003
20. «Комментарий кФедеральному закону «О государственном земельном кадастре» (Постатейный)», /под ред. Е.А. Галиновской,// «ЗАО Юстицинформ», 2007, — изд. 4, перераб. и доп.
21. «Неправомерныедействия при банкротстве», Н. Лопашенко // «Законность, № 4, 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.