Реферат по предмету "Государство и право"


Судебная власть и реализация её в уголовном судопроизводстве

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические положенияо судебной системе и судебной власти в Российской Федерации
§ 1. Конституционные положения о судебной власти и судебной системев РФ
§ 2. Особенности в уголовномсудопроизводстве
Глава 2.Деятельность суда на различных стадиях уголовногосудопроизводства
§ 1. Деятельность суда на стадиидосудебного производства
§ 2.Деятельность суда на стадии судебного разбирательства
Глава 3. Решения, принимаемыесудом на различных стадиях уголовного судопроизводства
§ 1.Принятие решения судом в ходе досудебного производства
§ 2. Принятие судом по делуокончательного решения
Заключение
Список использованных нормативныхактов и литературы
/>Введение
Актуальность темы. Место судебной власти в системе органовгосударственной власти Российской Федерации в решающей степени определяетсяположением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ.
В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх(наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей власти является судебная.Судебная власть признаетсякак разновидность государственной власти, ее органы пользуются самостоятельностью.Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей,которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности поосуществлению правосудия они никому не подотчетны. Конституцией РФ (ст. 118)признано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.Суд является единственным государственным органом, осуществляющим правосудие поуголовным делам посредством уголовного судопроизводства.
Согласно изначальному содержанию понятий суда и правосудия,сам суд не должен осуществлять функцию уголовного преследования, иначе оннеизбежно примет сторону обвинителя. Он призван стоять над спором сторон обвиненияи защиты, присуждая победу одной и поражение другой («суд не на осуд, а нарассуд»). Возвращение подлинного смысла отечественному правосудию — одна изважнейших крупномасштабных задач, которая решается законодателем в русле судебнойреформы и обновления законодательства.
В контексте уголовно-процессуального закона суд — это любойсуд общей юрисдикции, рассматривающий уголовное дело по существу и выносящийрешения, предусмотренные пунктом 48 статьи 5 Уголовно-процессуального КодексаРФ (далее УПК); суд первой инстанции — это суд, рассматривающий уголовное делопо существу и правомочный выносить приговор, а также принимать решения в ходедосудебного производства по уголовному делу (пункт 52 статьи 5 УПК), а судвторой инстанции — это суд апелляционной или кассационной инстанции (пункт 53статьи 5 УПК).
Независимо от состава, от стадии уголовного процесса и отхарактера рассматриваемого дела суд, представляя самостоятельную ветвьгосударственной власти, в уголовном процессе всегда является главным субъектомправоотношений. Это обстоятельство особенно наглядно проявляется на стадии судебногоразбирательства, где суд выполняет функцию разрешения уголовного дела посуществу, подводит итог досудебному производству и судебному разбирательству,«венчает» процесс сформулированным в приговоре выводом о виновности илиневиновности подсудимого, ради чего этот процесс и был начат. Только суд можетназначить предусмотренное законом наказание.
Основной целью курсовой работы является исследованиедеятельности суда на различных стадиях уголовного процесса.
В соответствии с данной целью в курсовой работе поставленыследующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические положения о судебной системе исудебной власти в РФ.
2. Раскрыть деятельность суда на различных стадияхуголовного судопроизводства.
3. Охарактеризовать решения, принимаемые судом на различных стадияхуголовного судопроизводства.
Объектом исследования являются совокупность общественныхотношений в сфере уголовного судопроизводства, возникающая в ходе реализации судебнойвласти.
Предметом исследования выступает судебная власть вроссийском уголовном процессе.
Методологическую основу исследования составляют комплексобщенаучных и специальных методов изучения правовых явлений и процессов в сфереуголовного судопроизводства: исторический, сравнительно-правовой,логико-аналитический, системно-структурный, анализ нормативных актов, изучениеи анализ научной литературы.
Теоретической базой исследования стали положенияуголовно-процессуального права, уголовного права, теории оперативно-розыскнойдеятельности.
Нормативная база исследования базируется на нормахКонституции Российской Федерации, действующего уголовно-процессуального,уголовного законодательства. Приведены соответствующие постановления и определенияКонституционного Суда Российской Федерации, а также руководящие постановленияПленумов Верховного Суда Российской Федерации.
Структура диссертации. Цели и задачи исследования определилиструктуру и логику построения курсовой работы. Она состоит из введения, трёхглав, объединяющих шесть параграфов, заключения, списка использованных нормативныхактов и литературы.
Глава 1. Теоретические положения о судебной системе и судебной власти вРФ § 1. Конституционные положения о судебной власти исудебной системе в РФ
Понятие судебной власти производно от общего понятия властии понятия государственной власти в частности.
По определению О.А. Галустьяна, судебная власть это видгосударственной деятельности, осуществляемой специально уполномоченнымиорганами государства (суд, судья), содержание которой составляют полномочия порассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных дел иэкономических споров, а также иные полномочия, осуществляемые путем конституционного,гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства[1]
По мнению Л.Ю. Грудцыны, существуют два аспекта понятия«судебная власть» — функциональный и институциональный. В функциональном аспектесудебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий,ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных сними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимымидолжностными лицами — судьями — в особо оговоренной законом судебной процедуреи иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельностьсудей.
В институциональном аспекте судебная власть — этообособленная группа связанных между собой государственных учреждений (восновном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьямиюрисдикционных полномочий.[2]
Судебную власть можно было бы определить как возможность испособность занимающего особое положение в государственном аппарате органа (суда)воздействовать на поведение людей и социальные процессы. Из этого определенияследует, что понятию судебной власти свойственно по крайней мере двакомпонента: во-первых, данная власть может реализоваться только специальносоздаваемым государственным учреждением — судом; во-вторых, у этого органадолжны быть свои, присущие только ему возможность и способность воздействия.Эти признаки взаимосвязаны и взаимозависимы. Их нельзя изолировать друг отдруга или противопоставлять[3].
Судебная власть принадлежит не только высшим судебныминстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоятв одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющимгосударственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).
К настоящему времени сложилось несколько вариантов процедуросуществления судебной власти, которые принято именовать видами судопроизводства.Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерацииосуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного,уголовного.
Судебная власть осуществляется федеральными судами, а такжесудами субъектов Российской Федерации. Высшие федеральные суды: КонституционныйСуд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший АрбитражныйСуд Российской Федерации
Часть 2 ст.4 Федерального конституционного закона «Осудебной системе РФ» четко определяет круг судебных органов — т.е. составсудебной системы России: «В Российской Федерации действуют федеральные суды,конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации,составляющие судебную систему РФ». § 2. Особенности в уголовном судопроизводстве
Суд — основной участник уголовного процесса и субъектуголовно-процессуальной деятельности. Выполнение функции рассмотрения и разрешениядел, т.е. функция правосудия, является его исключительной прерогативой. Правосудие— емкое понятие, которое не сводится лишь к деятельности в судебном разбирательствепо первой инстанции. В понятие правосудия надо включать не только деятельностьсудов первой и апелляционной инстанций по рассмотрению и разрешению дел всудебных заседаниях, но и судебный надзор, осуществляемый вышестоящими судами.Этот надзор имеет процессуальные формы и включает рассмотрение дел вкассационном порядке, в порядке надзора (в узком смысле) и ввиду новых и вновьоткрывшихся обстоятельств.
Кроме того, понятие правосудия охватывает и такой видсудебной деятельности, как судебный контроль на стадии предварительногорасследования, для которого предусмотрены следующие формы: принятие судомрешений о применении таких мер пресечения, как домашний арест и заключение подстражу, о производстве следственных действий, ограничивающих конституционныеправа личности на тайну переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, нанеприкосновенность жилища и др (ч. 2 ст. 29 УПК). Такой судебный контроль неявляется рассмотрением дел по существу, он направлен не на решение вопроса обуголовной ответственности, а на создание условий для подготовки дела ксудебному разбирательству и на защиту в уголовном процессе прав человека[4].
Однако было бы неправильно отрывать подготовительныесудебные действия от рассмотрения судом существа дела и принятия по нему итоговогорешения. Судебная деятельность по делу представляет собой единую систему, всечасти которой так или иначе нацелены на решение главного вопроса уголовногопроцесса — вопроса об уголовной ответственности и в этом смысле являютсяэлементами правосудия. То, что судебный орган начинает свою работу еще настадии предварительного расследования, говорит лишь о высокой степени развитияправосудной деятельности, ее системном характере.
Правосудие по уголовным делам в Российской Федерацииосуществляется исключительно судами общей юрисдикции, входящими в судебнуюсистему Российской Федерации. Это, во-первых, федеральные суды: Верховный СудРФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федеральногозначения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и военныесуды. Во-вторых, это мировые судьи, относящиеся к судам субъектов РоссийскойФедерации. Принципиально важным является положение закона (п. 1 ст. 4Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»)о том, что создание судов, не предусмотренных названным Законом, недопускается. Это служит гарантией против создания чрезвычайных и произвольныхсудилищ[5].
Эти суды (судьи) вправе принимать также иные весьмаответственные решения, подводящие итоги разбирательству уголовных дел по первойинстанции либо завершающие проверку законности, обоснованности и справедливостиприговоров, вынесенных нижестоящими судами.
Звеном судебной системы можно считать суды, занимающие одинаковоеположение в судебной системе. С учетом этого гражданские суды общей юрисдикцииподразделяются на суды трех звеньев (уровней): основное звено — районные суды;среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, судыгородов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;высшее звено — Верховный Суд РФ.
Подобным образом организованы и военные суды: основное звено- гарнизонные военные суды; среднее звено — окружные (флотские) военные суды;высшее звено — Военная коллегия Верховного суда РФ.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурноеподразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связаннуюс разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверказаконности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего в законнуюсилу). Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен приниматьрешение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела.Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверятьзаконность и обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило,не вступивших в законную силу.
В системе судов общей юрисдикции (гражданских и военных) вкачестве кассационных инстанций могут выступать все суды, а точнее — судебныеколлегии судов среднего звена, Кассационная и судебные коллегии Верховного СудаРФ. На эти инстанции возлагается проверка законности, обоснованности и справедливостине вступивших в законную силу всех приговоров (в том числе апелляционных) ибольшинства иных судебных решений, включая апелляционные. В подсистемеарбитражных судов функции кассационных инстанций выполняют федеральныеарбитражные суды округов.
В процессуальном смысле термин «суд» используется дляобозначения не только суда как учреждения, но и отдельного судьи, действующегов пределах своей компетенции. Судья — это, согласно п. 54 ст. 5 УПК,должностное лицо, уполномоченное осуществлять правосудие. К числу судейпринадлежат председатели, заместители председателей и члены судов. Присяжныезаседатели не считаются судьями, так как согласно п. 1 ст. 11 Федеральногоконституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» судьямиявляются только лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.В то же время присяжные заседатели участвуют в судебном разбирательстве и вынесениивердикта (п. 30 ст. 5 УПК). Итак, суд может быть составлен как из судей(профессиональных юристов), так и из присяжных заседателей, представляющих всуде народный элемент.
В настоящее время законом предусмотрено рассмотрениеуголовных дел единолично судьей-профессионалом или коллегиальным составом суда,куда могут входить присяжные заседатели. Единоличное рассмотрение уголовных делможет иметь место, когда дело рассматривает мировой судья (подсудность мировогосудьи определена ч. 1 ст. 31 УПК) или федеральный судья, за исключениемрассмотрения дел с участием присяжных заседателей (п. 2 ч. 2 ст. 30 УПК) иликоллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции при наличииходатайства обвиняемого по делам о тяжких или особо тяжких преступлениях (п. 3ч. 2 ст. 30 УПК). Учитывая отсутствие мировых судей в системе военных судов,дела, подсудные мировому судье, рассматриваются судьей гарнизонного военногосуда единолично. В этих случаях судебные решения обжалуются в кассационномпорядке (ч. 6 ст. 30 УПК).
Судья федерального суда и коллегия из 12 присяжныхзаседателей рассматривают уголовные дела, находящиеся в подсудности областных иравных им судов (ч. 3 ст. 31 УПК). Коллегия из трех судей федерального судаобщей юрисдикции представляет собой коллегию профессиональных судей. При этомнародные заседатели при осуществлении правосудия пользуются всеми правами судьи[6].
В Российской Федерации имеется достаточно много районныхсудов, в которых работают по одному и по два судьи, в то время как уголовныедела, относящиеся к их подсудности, по ходатайству обвиняемых должны рассматриватьсятремя профессиональными судьями. В подп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 35 УПКуказано, что по ходатайству стороны либо по инициативе председателя суда, вкоторый поступило уголовное дело, подсудность может быть изменена, если всесудьи данного суда ранее принимали участие в производстве этого дела. В даннойситуации председатель суда должен вынести постановление об определенииподсудности и поставить этот вопрос перед председателем вышестоящего суда исходяиз того, что суд не может рассмотреть дело по существу в связи с отсутствиемнадлежащего числа судей.
В других стадиях судебного производства также предусмотренразличный состав суда. Так, в апелляционном порядке уголовное дело рассматриваетсясудьей районного суда единолично, в кассационном порядке — тремя профессиональнымифедеральными судьями, в порядке судебного надзора — в составе не менее трехфедеральных судей суда общей юрисдикции.
УПК определена подсудность уголовных дел, обусловленнаянеобходимостью соблюдения конституционного принципа о праве рассмотрения делатем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ст. 47Конституции РФ). В ст. 31 УПК определены суды и категории дел или конкретныесоставы преступлений, которые этими судами должны рассматриваться. Кроме того,четкая дифференциация дел, отнесенных к подсудности того или иного суда, даетвозможность распределить рассмотрение дел по степени их сложности иобщественной опасности для общества[7].
Мировому судье подсудны уголовные дела о преступлениях, закоторые может быть назначено максимальное наказание, не превышающее трех лет лишениясвободы. Однако в ч. 1 ст. 31 УПК содержится целый перечень составовпреступлений, за которые может быть назначено наказание, не превышающее трехлет лишения свободы, но, тем не менее, не подсудных мировому судье. Это связанос тем, что указанные составы преступлений требуют более глубокого исследованияматериалов и значительного времени для рассмотрения.
Перечень уголовных дел о преступлениях, перечисленных в ч. 3ст. 31 УПК, подсудных областному и равному ему суду, является исчерпывающим.Если лицо обвиняется в совершении нескольких преступлений, из которых толькоодно подсудно областному суду, дело все равно должно быть рассмотрено судом,указанным в ч. 3 ст. 31 УПК. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ ч. 3 ст. 31 УПК была дополнена положением, согласно которому верховному судуреспублики, краевому или областному суду, суду города федерального значения,суду автономной области и суду автономного округа подсудны уголовные дела, вматериалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну.
Основным предназначением Верховного Суда РФ являетсяпроверка законности и обоснованности судебных решений, принятых нижестоящими судами.В то же время Верховый Суд РФ может выступать и как суд первой инстанции прирассмотрении дел в отношении члена Совета Федерации, депутата ГосударственнойДумы, судьи федерального суда в случаях, когда ими об этом будет заявленоходатайство до начала судебного разбирательства (ст. 452 УПК). Закон указываети на другие уголовные дела, которые отнесены к подсудности Верховного Суда РФфедеральным конституционным законом и федеральным законом. Однако в настоящеевремя в таких законах нет указаний на конкретные уголовные дела. К подсудностиВерховного Суда РФ, кроме того, относится принятие решений о даче заключения оналичии или отсутствии признаков преступления в отношении лиц, указанных в ст.447 УПК, и в порядке, установленном ст. 448 УПК.
Рассмотрев теоретическиеположения о судебной системе и судебной власти в РФ, можно сделать следующие выводы.
Судебнаявласть есть предоставленные специальным органам государства — судам — полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих приприменении права, и реализация этих полномочий путем конституционного,гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства ссоблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливостипринимаемых судами решений. Судебная система это сложно организованнаясистема судебных органов, состоящая из отдельных подсистем (федеральные суды исуды субъектов федерации). Судебную систему можно разложить на три элемента –федеральные суды, конституционные и мировые. /> 
Глава 2. Деятельностьсуда на различных стадиях уголовного судопроизводства  § 1. Деятельность суда на стадии досудебногопроизводства
При возникновении необходимости избрания меры пресечения ввиде заключения под стражу прокурор либо следователь или дознаватель с согласияпрокурора возбуждают перед судом ходатайство, которое оформляется в видепостановления. В постановлении должны быть изложены мотивы и основания,послужившие поводом для избрания заключения под стражу и невозможности избраниядругой меры пресечения, а также прилагаются материалы, подтверждающиеобоснованность ходатайства (например, постановление о задержании подозреваемогона месте совершения преступления с поличным, данные, отрицательнохарактеризующие задержанного, и т.п.)[8].
Когда подозреваемый не был задержан в порядке ст. ст. 91 и92 УПК, ходатайство об избрании меры пресечения может быть представлено в суд влюбой срок в течение предварительного расследования, если для этого возниклиоснования. Если же подозреваемый был задержан в порядке вышеуказанных статей,ходатайство должно быть представлено в суд не позднее чем за восемь часов доистечения срока задержания, который исчисляется 48 часами (ст. 22 КонституцииРФ, ст. 94 УПК).
Ходатайство рассматривается единолично судьей районного илисоответствующего уровня военного суда. Районный судья рассматривает ходатайстванезависимо от подсудности уголовного дела. Он может рассмотреть ходатайство обизбрании меры пресечения в виде заключения под стражу и по уголовному делу,подсудному областному и равному ему суду, и по уголовному делу, подсудномумировому судье (в отличие от продления содержания под стражей в судебномзаседании, где вопрос о продлении решает суд, в производстве которого находитсяуголовное дело).
При рассмотрении ходатайства в судебном заседании принимаютучастие прокурор и подозреваемый или обвиняемый. Защитник может принимать участиев рассмотрении ходатайства, если он к моменту его рассмотрения приступил кзащите подозреваемого или обвиняемого. Ходатайство должно быть рассмотрено всуде по месту производства предварительного расследования либо по местузадержания подозреваемого. В судебном заседании также могут участвоватьзаконный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого,следователь, дознаватель. Как правило, в судебном заседании ходатайствоподдерживает прокурор, но это может сделать и следователь или дознаватель попоручению прокурора. Неявка без уважительных причин сторон, своевременноизвещенных о времени судебного заседания, не является препятствием дляпроведения судебного заседания и рассмотрения ходатайства. Однако обвиняемыйдолжен присутствовать в судебном заседании обязательно, так как решается вопрособ ограничении его личных прав и свобод. Единственным исключением, допускающимнеявку обвиняемого в судебное заседание, является случай объявления его вмеждународный розыск (ч. 5 ст. 108 УПК).
На суд возложены также полномочия по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя,однако это не означает, что судебный контроль распространен на всю деятельностьуказанных органов и лиц. Обжалованию подлежат те их решения и действия(бездействие), которые способны причинить ущерб конституционным правам исвободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ гражданк правосудию (ч. 1 ст. 125 УПК). Под причинением ущерба конституционным правами свободам участников уголовного судопроизводства могут пониматься, например,действия, связанные с отказом предоставить защитника с момента, указанного входатайстве. К затруднению доступа граждан к правосудию можно отнести,например, отказ следователя в удовлетворении ходатайства о запросе материала,характеризующего подозреваемого (обвиняемого), отказ прокурора в удовлетворенииходатайства потерпевшего о решении вопроса обеспечения гражданского иска и т.д. § 2. Деятельность суда на стадии судебногоразбирательства
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛУШАНИЕ
Глава 34 УПК посвящена порядку проведения предварительногослушания и вопросам, которые разрешаются в этой стадии.
Основная задача предварительного слушания состоит в том,чтобы рассмотреть все поступившие к моменту судебного разбирательства поуголовному делу ходатайства, выяснить степень готовности дела к рассмотрениюего судом, а в определенных законом случаях принять дополнительные меры к егоподготовке.
Исчерпывающий перечень оснований проведения предварительногослушания изложен в ч. 2 ст. 229 УПК.
Предварительное слушание проводится единолично судьей взакрытом судебном заседании с участием сторон с соблюдением положений гл. 33, 35,36 УПК, устанавливающих общие порядок подготовки к судебному заседанию иусловия судебного разбирательства.
Требования, предусмотренные в гл. 34 УПК, являются изъятиямииз общих положений закона. К ним относятся[9]:
1) проведение судьей предварительного слушания во всехслучаях единолично;
2) проведение предварительного слушания только в закрытомсудебном заседании;
3) возможность проведения заочного судебного заседания, т.е.в отсутствие обвиняемого;
4) ограничение предварительного слушания кругом вопросов,разрешаемых при подготовке к судебному разбирательству.
По результатам предварительного слушания судья может принятьодно из следующих решений:
1) о направлении уголовного дела по подсудности в случаеизменения обвинения прокурором;
2) о возвращении уголовного дела прокурору;
3) о приостановлении производства по уголовному делу;
4) о прекращении уголовного дела;
5) о назначении судебного заседания.
Каждое из перечисленных решений влечет за собой окончаниепредварительного слушания, а иные разрешенные в данной стадии вопросы процессуальнозакрепляются в одном из таких итоговых постановлений.
ОБЩИЕ УСЛОВИЯ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Общими условиями судебного разбирательства (гл. 35 УПК)признаются правила, отражающие характерные черты судебного разбирательства,которые обеспечивают осуществление в этой стадии принципов уголовного процесса.Характерной чертой общих условий судебного разбирательства является то, что ониодинаковы для любой формы судопроизводства, будь то судебный процесс у мировогосудьи или разбирательство в суде с участием присяжных заседателей, рассмотрениедела единолично судьей или в коллегиальном составе. Общие условия судебногоразбирательства не предрешают дело по существу, а только обеспечивают проверкузаконности и справедливости принятого судом решения.
Одним из основных условий судебного разбирательства являетсянепосредственность процесса. Суд должен получать сведения о фактах и обстоятельствахпо делу непосредственно в судебном заседании путем личного восприятия всехдоказательств.
Принцип устности заключается в том, что процесс ведется врежиме устной речи, которая фиксируется в протоколе судебного заседания.
Устность и непосредственность тесно связаны с принципомгласности судебного разбирательства. Прежде всего, гласность означаетпроведение открытого судебного заседания во всех формах судопроизводства и вовсех судах, начиная с рассмотрения дела мировым судьей и заканчивая надзорнымпроизводством.
Закон допускает закрытое судебное разбирательство в случаях,предусмотренных ч. 2 ст. 241 УПК. Закрытые судебные процессы соответствуют международнойнорме, позволяющей проводить их по соображениям морали, общественного порядкаили государственной безопасности либо в той мере, в которой это необходимо винтересах правосудия (ст. 14 Международного пакта о гражданских и политическихправах). Суд в каждом конкретном случае решает вопрос о возможности проведениязакрытого судебного заседания.
Принцип гласности заключается и в том, что постановленный всовещательной комнате приговор провозглашается в зале судебного заседания в присутствиивсех находящихся там лиц. Если же дело слушалось в закрытом судебном заседании,то в этом случае у суда возникает право огласить приговор полностью либо толькоего вводную и резолютивную часть. Усеченное оглашение приговора может иметьместо в случае, когда требуется сохранить в тайне обстоятельства, ради которыхпроводилось закрытое судебное заседание. Для этого необходимо вынесениепостановления или определения суда.
Одним из общих условий судебного разбирательства являетсяпринцип неизменности состава суда, т.е. судья или состав суда должнынепосредственно и в полном объеме воспринимать и оценивать все обстоятельствадела, установленные в судебном заседании, что в дальнейшем дает возможность всовещательной комнате полностью проанализировать эти обстоятельства и объективноих оценить.
Если состав суда по какой-либо причине меняется, судебноеразбирательство должно начинаться заново. Продолжение слушания дела при заменеодного из судей влечет отмену приговора.
Основной фигурой в судебном процессе являетсяпредседательствующий, который руководит судебным заседанием и обеспечиваетсостязательность и равноправие сторон в процессе. Председательствующий играетважную организующую роль в процессе. Он должен четко соблюдать регламентсудебного заседания и напоминать его положения тем участникам процесса, которыеего не соблюдают (ст. 257 УПК). Обязанности председательствующего должны согласовыватьсяс действиями судебного пристава, обеспечивающего порядок в судебном заседании.
Непосредственные обязанности председательствующего и егодействия по ведению судебного заседания регламентированы гл. 36 — 39 УПК.
В ч. 3 ст. 123 Конституции РФ закреплен принципосуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон[10].Этот принцип нашел свое воплощение в нормах УПК о равенстве прав сторонобвинения и защиты в ходе всего судопроизводства, начиная от заявления отводови ходатайств и до выступления в прениях сторон. Закон также допускаетвозможность предоставления сторонами письменных формулировок по вопросам,которые решаются при постановлении приговора (п. п. 1 — 6 ч. 1 ст. 299 УПК),что не означает обязательность этих формулировок для суда.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СУДЕБНОГО ЗАСЕДАНИЯ
Предназначение подготовительной части судебного заседания(гл. 36 УПК) состоит в том, чтобы судебное разбирательство уголовного дела вчасти судебного следствия и проведения судебных прений состоялось в строгом соответствиис законом, было проведено четко, без каких-либо длительных задержек, отличалосьоперативностью, предоставляло возможность суду непосредственно исследовать всепредставленные доказательства и установить фактические обстоятельства дела.
На этапе подготовительной части судебного заседанияпроявляется организационно-распорядительная функция председательствующего,поскольку в ходе проведения подготовительной части им выполняются действия,связанные с возможностью успешного проведения всего судебного разбирательства.
Решения, которые принимаются председательствующим в подготовительнойчасти судебного заседания, не требуют исследования доказательств, а толькоопределяют дальнейшее движение уголовного дела.
Все действия председательствующего в подготовительной частисудебного заседания можно разделить на четыре группы:
1) открытие судебного заседания и проверка явки участниковпроцесса;
2) проверка законности участия в судебном разбирательствесторон и других участников процесса;
3) разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении дела, ихправ;
4) обеспечение возможности рассмотрения дела путемразрешения заявлений и ходатайств.
При назначении судебного заседания судья указывает место,дату и время рассмотрения дела. В назначенное время председательствующийоткрывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежитразбирательству. Это важно, так как, если не известно, какое слушается дело и вотношении каких подсудимых, нет смысла проверять явку в суд лиц, которые должныучаствовать в судебном заседании, устанавливать личность подсудимого и т.д.
Следующим действием в подготовительной части судебногозаседания является доклад секретаря судебного заседания о явке участвующих вделе лиц и о причинах неявки отсутствующих.
В соответствии со ст. 18 УПК участникам судопроизводства, невладеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство поуголовному делу, предоставляется право бесплатно пользоваться помощьюпереводчика.
СУДЕБНОЕ СЛЕДСТВИЕ
Стадии уголовного процесса, предшествующие судебномуразбирательству, во многом предназначены для создания необходимой базыисследования доказательств в суде. Только в ходе судебного разбирательстваполучают разрешение такие важные вопросы каждого дела, поступившего в суд, как:виновен подсудимый или нет, а если виновен, то какое ему следует назначить наказание.Основной же частью судебного разбирательства признается судебное следствие (гл.37 УПК).
До исследования доказательств по делу совершаются следующиедействия: а) излагается предъявленное обвинение; б) выясняется позиция подсудимогоили его защитника по поводу обвинения; в) определяется порядок исследованиядоказательств.
ПРЕНИЯ СТОРОН И ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО ПОДСУДИМОГО
Глава 38 УПК посвящена такой стадии процесса, как прениясторон. Это завершающая стадия судебного производства по делу, цель которойзаключается в донесении до суда окончательно сформировавшихся правовых позицийсторон защиты и обвинения по результатам всех исследованных в судебном заседаниидоказательств. Прения сторон предоставляют возможность повлиять на процессразвития внутреннего убеждения судьи до удаления его в совещательную комнату,еще раз акцентировать внимание судьи на тех доказательствах, которые та илииная сторона посчитает наиболее значимыми для принятия окончательного решенияпо делу.
Содержание и порядок прений сторон регулируются положениямист. 292 УПК. Круг вопросов, которые могут возникнуть в прениях сторон,достаточно широк, что существенным образом отразилось на конструкции рассматриваемойнормы, состоящей из семи частей. Статья 292 УПК фактически являетсяединственной в гл. 38 УПК посвященной стадии прений сторон, что нередкопорождает необходимость обращения к другим нормам процессуального закона впоисках разъяснений.
Следующей после прений сторон самостоятельной стадиейсудебного разбирательства является последнее слово подсудимого. Право напоследнее слово принадлежит подсудимому независимо от его участия в пренияхсторон. В качестве гарантии последнего слова Закон запрещает задаватьподсудимому какие-либо вопросы или иным образом перебивать его. Кроме того, судне может ограничить продолжительность последнего слова подсудимого определеннымвременем, вследствие чего подсудимый имеет право сказать все, что он считаетважным для принятия судом решения по данному делу. Единственным основанием длявмешательства председательствующего в речь подсудимого является изложение имобстоятельств, явно не имеющих отношения к рассматриваемому уголовному делу.
Установленный факт, свидетельствующий о непредоставлениисудом последнего слова подсудимому, признается существенным нарушениемуголовно-процессуального закона, влекущим отмену обвинительного приговора суда.Поэтому в случае отказа подсудимого от произнесения последнего слова указанноеобстоятельство должно быть зафиксировано секретарем в протоколе судебногозаседания. Если же подсудимый был удален из зала судебного заседания по решениюсуда за нарушение порядка и не был возвращен в зал до окончания прений сторон,суд не обязан обеспечить ему возможность выступить с последним словом.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРИГОВОРА
Вопросам постановления приговора посвящена гл. 39 УПК. Подприговором УПК (п. 28 ст. 5) понимает решение о невиновности или виновности подсудимогои назначении ему наказания либо об освобождении его от наказания, вынесенноесудом первой или апелляционной инстанции. В отличие от иных процессуальныхдокументов, только приговор постановляется от имени государства — именемРоссийской Федерации. Это положение относится ко всем судам общей юрисдикции,военным судам, а также к мировым судьям, рассматривающим уголовные дела.Поэтому приговор после вступления его в законную силу обязателен для всехгосударственных и общественных учреждений, предприятий и организаций,должностных лиц и граждан на всей территории РФ.
В приговоре фиксируются результаты процессуальнойдеятельности участников уголовного судопроизводства, определяется правовоеположение соответствующего лица на определенный период времени. Вступивший взаконную силу приговор имеет преюдициальное значение для иных дел, препятствуетповторному привлечению лица к уголовной ответственности за те же деяния. Заотдельные преступления против правосудия (ст. ст. 299, 305, 307 УК РФ) уголовныедела возбуждаются только после постановления приговора. Наделив суды,полномочные рассматривать уголовные дела, правом признавать лицо виновным всовершении преступления и назначать ему наказание, уголовно-процессуальныйзакон подчеркнул исключительный характер приговора.
Судебный приговор является важнейшим актом правосудия,поскольку в соответствии с положениями ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемыйв совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будетдоказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившимв законную силу приговором суда. Это положение обязывает суд неукоснительнособлюдать требования уголовно-процессуального закона, предъявляемые к форме исодержанию приговора. Многие вопросы, возникающие в судебной практике припостановлении приговора, нашли свое разрешение в Постановлении ПленумаВерховного Суда РФ от 29 апреля 1996 г. N 1 «О судебном приговоре».
Рассмотрев деятельностьсуда на различных стадиях уголовного судопроизводства, можно сделать следующие выводы.
В уголовном судопроизводстве России выделяют две основныечасти — досудебное производство и судебное производство. Каждая из них включаетнесколько стадий:
· Досудебное производство: возбуждение уголовного дела; предварительноерасследование.
· Судебное производство: подготовка материалов уголовного дела ксудебному заседанию (проходит в общем порядке или в форме предварительногослушания); судебное разбирательство в суде первой инстанции; производство всуде апелляционной инстанции; исполнение приговора и других судебных решений; производствов суде кассационной инстанции; надзорное производство; возобновлениепроизводства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
судебная властьуголовный
Глава 3. Решения, принимаемые судом на различных стадиях уголовногосудопроизводства § 1. Принятие решения судом в ходе досудебногопроизводства
Наиболее распространенными судебными решениями в стадиидосудебного производства являются решения об избрании меры пресечения в виде заключенияпод стражу и о продлении срока содержания под стражей (п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 29УПК)[11].
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК только судом в ходедосудебного производства решается вопрос о помещении подозреваемого, обвиняемого,не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар дляпроизводства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрическойэкспертизы, поскольку это связано с определенным ограничением прав и свободгражданина. При избрании подозреваемому, обвиняемому меры пресечения в видезаключения под стражу экспертиза может быть назначена следователемсамостоятельно (ст. 195 УПК). Для этого еще одного судебного решения опомещении лица в медицинский или психиатрический стационар не требуется.
В соответствии со ст. 108 УПК заключение под стражу вкачестве меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого применяетсяза преступления, относящиеся к категории средней тяжести, тяжким и особотяжким, т.е. за которые может быть назначено наказание свыше двух лет лишениясвободы. При этом содержание под стражей допускается при невозможности примененияиной, более мягкой меры пресечения. В исключительных случаях (ч. 1 ст. 108 УПК)может быть избрана мера пресечения в виде содержания под стражей запреступления, за которые может быть назначено наказание менее двух лет лишениясвободы.
Заключение под стражу в отношении несовершеннолетних можетбыть избрано за преступления, относящиеся к тяжким или особо тяжким. Несовершеннолетнемуосужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой илисредней тяжести впервые, а остальным несовершеннолетним осужденным, совершившимпреступления небольшой тяжести впервые, за преступления указанных категорийзаключение под стражу применяться не должно. При избрании в отношениинесовершеннолетних меры пресечения в виде заключения под стражу недопустимоухудшение их положения по сравнению с взрослыми лицами[12].
Порядок рассмотрения ходатайства определен ч. 6 ст. 108 УПК.По результатам рассмотрения суд может вынести одно из следующих решений: обизбрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в видезаключения под стражу; об отказе в удовлетворении ходатайства; о продлениисрока задержания. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу впостановлении судьи должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства,на основании которых он принял такое решение.
Продление срока задержания допускается на срок не более 72часов, при этом суд должен проверить и установить, что само задержание былозаконным и обоснованным. Этот вывод должен быть сделан в постановлении судьи.
Следует иметь в виду, что дополнительные 72 часапредоставляются помимо 48 часов, в течение которых лицо может быть задержанобез судебного решения. Срок задержания по судебному решению может быть продленпо ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательствобоснованности (необоснованности) избрания меры пресечения в виде заключенияпод стражу. По собственной инициативе суда такое решение принято быть не может.Судья, продлевая срок задержания, должен указать в постановлении дату и время,до которых продлевается срок задержания. Не обязательно использовать все 72часа, это время может быть любым по длительности (12, 25, 30 часов и т.п.), ноне более 72 часов. Поскольку закон предоставляет возможность дополнительноиспользовать 72 часа, судья, предоставивший первоначально более короткое времядля представления дополнительных материалов, может по ходатайству стороны вновьпринять решение о продлении срока задержания в рамках 72 часов, однако дляэтого сторона должна представить веские основания (материалы доставляются издругой местности, неисправность технических средств, при помощи которыхдоставляются или предоставляются материалы, и т.д.).
Если сторона в указанное в постановлении судьи время непредставляет дополнительных доказательств, задержанный должен бытьнезамедлительно освобожден.
Судья при отказе в удовлетворении ходатайства прокурора обизбрании меры пресечения в виде заключения под стражу и наличии оснований, предусмотренныхст. 97 УПК, а также обстоятельств, указанных в ст. 99 УПК, может по своейинициативе избрать подозреваемому или обвиняемому меру пресечения в виде залогаили домашнего ареста.
Постановление судьи подлежит немедленному исполнению.
Если кассационная инстанция отменяет постановление судьи обизбрании меры пресечения в виде заключения под стражу, ее решение подлежит немедленномуисполнению. Лицо должно быть немедленно освобождено. Решение кассационнойинстанции может быть обжаловано в порядке надзора по правилам, предусмотреннымгл. 48 УПК.
Повторное обращение с ходатайством о заключении под стражупо тем же основаниям в отношении одного и того же лица закон запрещает, итолько если возникли новые обстоятельства, обосновывающие необходимость заключенияпод стражу, ходатайство может быть рассмотрено вновь.
УПК строго регламентирует сроки содержания под стражей входе предварительного расследования. Этот срок не может превышать двух месяцев.Однако на практике зачастую по делу необходимо провести значительный объемследственных действий в силу многоэпизодности совершенных деяний, большогоколичества привлеченных к уголовной ответственности лиц, большого количестваэкспертиз и т.д. В этих случаях закон позволяет продлевать срок содержания подстражей обвиняемому, если отсутствуют основания для изменения или отмены мерыпресечения в виде заключения под стражу (ч. ч. 2, 3 ст. 109 УПК). Решение о продлениисрока содержания под стражей принимает судья районного суда или военного судасоответствующего уровня на срок до шести месяцев. Порядок рассмотрения такогоходатайства тот же, что и при рассмотрении ходатайства об избрании мерыпресечения в виде заключения под стражу[13].
Закон допускает и дальнейшее продление срока содержания подстражей, но это можно сделать только в отношении лиц, обвиняемых в совершениитяжких и особо тяжких преступлений, и в случае особой сложности уголовного дела.Такое ходатайство должно быть представлено в районный суд следователем ссогласия прокурора субъекта РФ или приравненного к нему военного прокурора.После рассмотрения ходатайства судья районного суда может либо отказать в егоудовлетворении, либо продлить срок содержания под стражей до 12 месяцев.
Закон запрещает возложение полномочий по рассмотрениюходатайства о заключении под стражу на одного и того же судью на постояннойоснове. Исключение составляет случай, когда в районном суде работает одинсудья. В остальных же случаях такие ходатайства рассматриваются по принципураспределения уголовных дел между всеми судьями районного суда (ч. 13 ст. 108УПК). В порядке ст. 125 УПК действия должностных лиц могут быть обжалованытолько в ходе досудебного производства. Если уголовное дело уже передано в суддля рассмотрения по существу, такие жалобы могут рассматриваться только какходатайства стороны в ходе судебного разбирательства. Вместе с тем допустиморассматривать указанные судебные решения в порядке надзора./> § 2. Принятие судом по делу окончательного решения
Процедуре подготовки к судебному разбирательству посвященагл. 33 УПК. Еще до рассмотрения дела по существу судья должен принять решение овозможности разрешения уголовного дела судом.
Основанием к рассмотрению дела является надлежащесоставленное и утвержденное соответствующим прокурором обвинительноезаключение. Из правовой позиции, содержащейся в п. 7 ПостановленияКонституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. N 7-П, следует, что при рассмотрении уголовного дела суд во всяком случае связан с теми выводами, которыеприведены в обвинительном заключении. О значимости этого процессуальногодокумента в стадии принятия судом решения по поступившему уголовному делусвидетельствуют те вопросы, которые разрешает суд в соответствии с ч. 1 ст. 227УПК, каждый из которых может быть рассмотрен исключительно по результатам изученияи оценки фактических обстоятельств, приведенных в обвинительном заключении[14].
В ч. 1 ст. 227 УПК законодатель называет решения, одно изкоторых должен принять суд, причем в той последовательности, в которойрассматриваемые вопросы разрешаются судом.
Первым из них является решение о подсудности уголовного деласуду, в который оно было передано соответствующим прокурором. Право на рассмотрениедела тем судом, которому оно подсудно, является конституционным (ч. 1 ст. 47Конституции РФ) и принадлежащим каждому. Нарушение этого права и невыполнениеположений, предусматривающих порядок определения подсудности (ст. ст. 31 — 36УПК), влечет безусловную отмену состоявшихся по делу судебных решений и, какследствие, дезавуирует доказательства, полученные судом в стадии судебногоразбирательства. Поэтому неслучайно, что вопрос о подсудности уголовного деласуду должен быть разрешен на первоначальном этапе.
Подсудность уголовного дела определяется местом совершенияпреступления, категорией преступления и субъектом преступления.
Поскольку все перечисленные обстоятельства могут бытьустановлены судом исключительно посредством изучения обвинительного заключения,суду уже на этой стадии необходимо обращать внимание на соответствие данногопроцессуального документа тем требованиям, которые предъявляются к немузаконом, в частности на факт его утверждения прокурором и на правомочие последнеговыполнить это процессуальное действие.
Вторым из названных в ч. 1 ст. 227 УПК решений суда являетсярешение о проведении предварительного слушания. Оно может быть принято как по ходатайствустороны, так и по собственной инициативе суда.
В соответствии с ч. 5 ст. 217 УПК право на заявлениеходатайства о проведении предварительного слушания должно быть разъясненообвиняемому на стадии окончания предварительного следствия при ознакомлении сматериалами уголовного дела. Подобное право в равной степени принадлежитпотерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям.
Закон содержит здесь некоторое противоречие, касающеесяпорядка реализации перечисленными участниками процесса права ходатайствовать опроведении предварительного слушания. Согласно ч. 2 ст. 216 УПК порядок ознакомленияс материалами уголовного дела перечисленных участников процесса определяетсяст. ст. 217 и 218 УПК. В этих статьях непосредственно за органами следствиязакреплена обязанность разъяснения при ознакомлении участников процесса сматериалами дела их права заявить ходатайство о проведении предварительногослушания.
Конституционные принципы правосудия о равенстве всех перед закономи судом, состязательности сторон в судебном процессе также свидетельствуют онаделении этим правом всех участников процесса в равной степени.
И наконец, третье из названных в ч. 1 ст. 227 УПК решений,которые может принять суд по поступившему уголовному делу, — это решениеназначить судебное заседание. Такое решение судья принимает только в случае,когда он не усмотрел оснований для направления уголовного дела по подсудности иназначения предварительного слушания, т.е. когда судья придет к выводу о том,что представленные в суд материалы уголовного дела являются достаточными для ихисследования судом и каких-либо препятствий к этому не имеется.
В ч. 2 ст. 227 УПК перечисляются общие требования,предъявляемые к процессуальному оформлению любого из решений, принимаемых судомпо поступившему уголовному делу. Законом предусмотрено, что такое решениеоформляется постановлением, которое должно содержать дату и место вынесенияпостановления, наименование суда, фамилию и инициалы судьи, вынесшегопостановление, и основания принятого решения, что свидетельствует о необходимостиего мотивировать.
В ч. 2 ст. 231 УПК дополнительно приведен круг вопросов,которые необходимо разрешить судье при назначении судебного заседания. Здесьуместно сразу отделить две процессуальные стадии, в которых может быть приняторешение о назначении судебного заседания. В первой из них решение о назначениисудебного заседания принимается по поступившему уголовному делу, а во второйтакое решение может быть принято по результатам предварительного слушания.
В ч. 3 ст. 227 УПК предусмотрен общий предельный срок — 30суток, в течение которых судья должен принять решение по поступившемууголовному делу. Исключением являются уголовные дела в отношении обвиняемых, содержащихсяпод стражей, по которым решение должно быть принято не позднее 14 суток со дняпоступления уголовного дела в суд.
Законом предусмотрен не только предельный срок принятиярешения о направлении уголовного дела по подсудности, назначениипредварительного слушания или судебного заседания, но и минимальный срок — семьсуток, ранее которых судья не может провести предварительное слушание илиприступить к рассмотрению уголовного дела (ч. 2 ст. 233 УПК). Такой срокисчисляется с момента вручения обвиняемому обвинительного заключения илиобвинительного акта.
Принимая решение по поступившему уголовному делу, судьенеобходимо также решить следующие вопросы, сформулированные и перечисленные законодателемв ст. 228 УПК в той последовательности, в которой они подлежат разрешению судом[15]:
1) подсудно ли уголовное дело данному суду;
2) вручены ли копии обвинительного заключения илиобвинительного акта;
3) подлежит ли отмене или изменению избранная мерапресечения;
4) подлежат ли удовлетворению заявленные ходатайства иподанные жалобы;
5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда,причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества;
6) имеются ли основания проведения предварительногослушания, предусмотренные ч. 2 ст. 229 УПК.
Первый вопрос нами уже был освещен.
Что касается второго вопроса, то правовая позиция ВерховногоСуда РФ заключается в том, что любое уголовное дело должно быть направлено всуд вместе с данными о надлежащем вручении обвиняемому копии обвинительногозаключения или обвинительного акта.
По третьему вопросу решение об избрании меры пресеченияобвиняемому является обязанностью судьи по всякому делу.
При решении четвертого вопроса судье необходимо обратитьвнимание на то, что в законе речь не идет о рассмотрении судом каких-либоходатайств по конкретным вопросам. Поскольку ст. 120 УПК предусматривает общееправило, дающее возможность заявлять ходатайства на любом этапе производства поуголовному делу, судья должен быть готов к тому, что вопросы, поставленные входатайстве, могут быть самыми разнообразными.
Что касается шестого вопроса, поставленного в ст. 228 УПК,то основания к проведению предварительного слушания приведены в ч. 2 ст. 229УПК.
Предварительное слушание проводится:
1) при наличии ходатайства стороны об исключениидоказательства, заявленного в соответствии с ч. 3 ст. 229 УПК;
2) при наличии основания для возвращения уголовного делапрокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК;
3) при наличии основания для приостановления или прекращенияуголовного дела;
4) для решения вопроса о рассмотрении уголовного дела судомс участием присяжных заседателей.
Данный перечень оснований для проведения предварительногослушания является исчерпывающим.
В соответствии с ч. 1 ст. 229 УПК решение о проведениипредварительного слушания может быть принято судом, как по ходатайству стороныпроцесса, так и по собственной инициативе. В то же время основание, предусмотренноеп. 1 ч. 2 ст. 229 УПК, является исключением из этого правила, посколькусодержание самой нормы закона свидетельствует о том, что решение об исключениидоказательства принимается в ходе предварительного слушания исключительно всвязи с ходатайством об этом стороны процесса. Это положение закона в полноймере соответствует той роли, которую должен выполнять суд в состязательномсудопроизводстве.
Порядок принятия решения по результатам предварительногослушания, назначенного по первым трем основаниям, предусмотренным п. п. 1 — 3ч. 2 ст. 229 УПК, регламентирован специальными нормами — ст. ст. 235, 237 — 239УПК.
Статья 231 УПК посвящена процедуре назначения судебногозаседания. Решение о назначении судебного заседания без проведенияпредварительного слушания процессуально оформляется принятием соответствующегопостановления, бланк которого приведен в приложении 16 к ст. 477 УПК.
Согласно ч. 2 ст. 231 УПК в постановлении помимо общихвопросов, предусмотренных ч. 2 ст. 227 УПК, судья разрешает также вопросы[16]:
1) о месте, дате и времени судебного заседания;
2) о рассмотрении уголовного дела судьей единолично илисудом коллегиально;
3) о назначении защитника в случаях, предусмотренных п. п. 2- 7 ч. 1 ст. 51 УПК;
4) о вызове в судебное заседание лиц по спискам,представленным сторонами;
5) о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебномзаседании в случаях, предусмотренных ст. 241 УПК;
6) о мере пресечения, за исключением случаев избрания мерыпресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу.
При решении вопроса о рассмотрении уголовного дела судьейединолично или судом коллегиально необходимо руководствоваться требованиями ст.30 УПК.
Судья и коллегия из 12 присяжных заседателей рассматриваютуголовные дела по ходатайству обвиняемого о преступлениях, перечисленных в п. 1ч. 3 ст. 31 УПК, подсудных областному или равному ему суду.
Коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикциирассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличиисоответствующего ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебногозаседания.
Единолично подлежат рассмотрению и уголовные дела, подсудныемировому судье.
Третьим вопросом, подлежащим разрешению в постановлении оназначении судебного заседания, является вопрос о назначении судом защитника вслучаях, когда его участие является обязательным в судебном разбирательстве (п.п. 2 — 7 ч. 1 ст. 51 УПК), т.е. не зависит от волеизъявления обвиняемого.
Четвертый вопрос, разрешаемый судьей, заключается в принятиирешения о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами.
Следующим вопросом, подлежащим отражению в постановлении о назначениисудебного заседания, является вопрос о рассмотрении уголовного дела в закрытомили открытом судебном заседании.
В ст. 241 УПК названы исключительные обстоятельства, которыедопускают закрытое разбирательство уголовного дела.
Подобное решение может быть принято судьей в случаях, когда:
1) открытое разбирательство уголовного дела в суде можетпривести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным закономтайны;
2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях,совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет;
3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половойнеприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях можетпривести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участниковуголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;
4) этого требуют интересы обеспечения безопасностиучастников судебного разбирательства, их близких родственников, родственниковили близких лиц.
Норма ч. 2 ст. 241 УПК не обязывает судью принимать решениео закрытом судебном разбирательстве при наличии приведенных в законе оснований.Это является правом суда.
При принятии решения о закрытом судебном заседании в стадииего назначения не требуется вынесение дополнительного определения или постановлениясуда.
Последний вопрос, подлежащий разрешению в постановлении оназначении судебного заседания, касается меры пресечения, избираемой вотношении обвиняемого.
Статья 233 УПК предусматривает срок начала разбирательствадела в судебном заседании.
По общему правилу рассмотрение уголовного дела в судебномзаседании должно быть начато не позднее 14 суток со дня вынесения судьейпостановления о назначении судебного заседания, но не ранее семи суток со днявручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта.
Исключением являются уголовные дела, рассматриваемые судом сучастием присяжных заседателей, рассмотрение которых должно начаться не позднее30 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебногозаседания./>
Рассмотрев решения,принимаемые судом на различных стадиях уголовного судопроизводства, можно сделать следующие выводы.
УПК РФ предусмотрено два направления деятельности суда:принятие по делу окончательного решения (ч. 1 ст. 29) и принятие решения в ходедосудебного производства (ч. 2 ст. 29). При этом следует иметь в виду, чтоЗаконом о введении в действие УПК РФ п. п. 4, 5, 7 ч. 2 ст. 29 УПК введены вдействие только с 1 января 2004 г. До указанной даты решение по данным вопросампринимал прокурор.
Ситуации заключительного этапа судебного рассмотренияуголовных дел характеризуются тем, что суд, оценив доказательства и доводысторон, принимает решение о виновности или невиновности подсудимого и оприменении или неприменении к нему наказания, т.е. окончательно разрешаеткриминалистическую ситуацию, отраженную в обвинительном заключении (обвинительномакте). 
Заключение
Цель курсовой работы достигнута путём реализациипоставленных задач. В результате проведённого исследования по теме: «Судебнаявласть и реализация её в уголовном судопроизводстве» можно сделать ряд выводов:
Судебная власть в Российской Федерации принадлежиттолько судам в лице судей и назначенным в соответствии с законом присяжным иарбитражным заседателям. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматриваетучастия в отправлении правосудия народных заседателей.
Уголовно-процессуальный закон определяет место суда восуществлении задач уголовного судопроизводства и реализации егопредназначения. Занимая центральное место в системе органов уголовного судопроизводства,суд призван реализовывать указанное в Конституции РФ уголовное судопроизводстводля защиты прав и свобод граждан в ходе отправления правосудия. Поэтому отсодержания установленного процессуальным законом статуса суда, его обязанностей,пределов полномочий и предоставленных ему правовых средств в значительной мерезависит эффективность решения поставленных перед уголовным судопроизводствомзадач.
Правом рассматривать и разрешать уголовные делаобладают федеральные суды общей юрисдикции, входящие в системы федеральныхсудов РФ, и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.
Основополагающим фактором конституированияуголовно-процессуального положения суда является осуществление правосудия по уголовнымделам на основе принципов равноправия сторон и состязательности, исключенияуголовного преследования из компетенции суда. Концептуальная новизна положениясуда в системе современного российского уголовного судопроизводства выражаетсяв ограничении активности суда в инициировании обвинительных функций врасследовании дела, в отделении доказывания от функции правосудия и возложенииобязанности собирания, представления доказательств и их интерпретации настороны.
Вместе с тем значительно усиливается и возрастаетобъем полномочий суда по судебному контролю за соблюдением процессуальных правучастников уголовного судопроизводства; в подготовке судебногозаседания при изучении поступившего в суд уголовного дела и в ходе проведенияпредварительного слушания. При этом значительная часть распорядительныхполномочий по применению государственного принуждения на досудебных этапахуголовного судопроизводства передается в ведение суда (введение судебногопорядка применения меры пресечения в виде заключения под стражу, судебнаяпроцедура ограничения иных конституционных прав граждан).
Исключая принцип объективности и полноты исследованияобстоятельств дела из числа основ судебной деятельности, законодатель одновременнопринимает меры к усилению гарантий беспристрастного разрешения судом уголовногодела по существу.
Возрастает значение суда как организатора судебногоразбирательства в целях создания условий для надлежащего исполнения сторонамиих обязанностей в уголовном судопроизводстве и осуществления предоставленных имправ.
Судьями в Российской Федерации признаются лица, наделенные вконституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие своиобязанности на профессиональной основе.
Под судебным составом (составом суда) понимаются судьи,присяжные заседатели, которые осуществляют правосудие по конкретному уголовномуделу. Если уголовное дело рассматривает судебная коллегия, состоящая из трехпрофессиональных судей суда общей юрисдикции, один из них должен являтьсяпредседательствующим в этом судебном заседании.
Решение о том, в каком судебном составе будет рассмотреноконкретное уголовное дело, зависит от тяжести совершенного преступления, отсудебной инстанции, а также от волеизъявления обвиняемого, в случаях и впорядке, указанных в уголовно-процессуальном законе.
/>Список использованных нормативных актов и литературы
Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от12 марта 2010 года) «О судебной системе Российской Федерации» // Российскаягазета, N 247, 20.12.2001.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001N 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // «Российская газета» — 26.07.2010).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред.от 27.07.2010) // «Российская газета» — 30.07.2010.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 апреля 1999 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 3 части первой статьи232, части четвертой статьи 248 и части первой статьи 258 Уголовно — процессуального кодекса РСФСР в связи с запросами Иркутского районного судаИркутской области и Советского районного суда города Нижний Новгород»//Российская газета. 1999. 27 апреля.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.1996 N 1 (ред.от 06.02.2007) «О судебном приговоре».
Литература
7. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: Учеб. пособие. — 2-еизд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 480 с.
8. Борисов А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (постатейный).- М.: Юстицинформ, 2008. -435с.
9. Грудцына Л.Ю. Судебная защита прав и свобод личности: теоретическийаспект // Законодательство и экономика. – 2003. — №8.- С.46.
10. Досудебное производство по уголовным делам: концепция совершенствованияуголовно-процессуальной деятельности: Монография / Химичева Г.П. — М.: Экзамен,2008. – 145с.
11. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / подред. М.М. Славина. – М.: НОРМА, 2008. – 265с.
12. Коломеец, В.К. Основные положения УПК РФ: новации и традиции. Научно-практическоепособие. – Екатеринбург: Изд-во Уральский юридический институт МВД России,2007. – 367с.
13. Комментарий к законодательству о судебной системе РФ / Под ред.Т.Г. Морщаковой. М., Юристъ, 2003. – 324с.
14. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть вРоссии: история, документы.- М.,2007. – 298с.
15. Лафитский В.И. Принцип независимости судебной власти: общие проблемыреализации // Журнал российского права. — 2008. — №4.-С.66.
16. Лебедев В.М. Судебная власть в современной России: проблема становленияи развития. – СПб.: Санкт- Петербуржский государственный университет, юридическийфакультет, 2006. – 432с.
17. Малышева О.А. О некоторых концептуальных положениях современнойуголовно-процессуальной политики (досудебное производство) дознания //Российский следователь.- 2008.-№ 6. — С. 18.
18. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексуРФ / под общ. ред. В.М. Лебедева; научн. ред. В.П. Божьев. — 4 изд., перераб. идоп. — М.: Юрайт-Издат; 2008. – 1008с.
19. Научно-практическое пособие по применению УПК РФ / Под ред. В.М.Лебедева. — М., 2005.-345с.
20. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции РФ коллективаученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина — ЗАО «Библиотечка «Российской газеты», 2007.-565с.
21. Правоохранительные органы: Учебник для вузов / Под ред. О.А.Галустьяна, А.П. Кизлыка. – М.,2006. – 543с.
22. Смирнов А.В. Уголовный процесс: учебник. — 4-е изд., перераб. идоп. — М.: КНОРУС, 2008. — 704 с.
23. Уголовно-процессуальное право: учебник / под ред. В.Г. Глебова,Е.А. Зайцева. — М.: ЦОКР МВД России, 2007. — 384 с.
24. Уголовный процесс. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов(под ред. К.Ф. Гуценко). – Изд-во «Зерцало», 2005 г. – 736с.
25. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко.—24еизд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. — 784 с.
26. Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова,А.М. Баранова. — М.: Высшее Образование, 2008 г. — 591 с.
27. Уголовный процесс: учебное пособие для студентов вузов / под ред.А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна. — М.: ЮНИТИ — ДАНА: Закон и право, 2008. — 399 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.