Реферат по предмету "Государство и право"


Структура, классификация и способы изложения норм права в статьях нормативных правовых актов

ПЛАН
Введение
1. Понятие ипризнаки нормы права
2. Структура правовойнормы
3. Классификация правовыхнорм
3.1 Классификация международных правовых норм
4. Способы изложениянорм права в статьях нормативных правовых актов
Заключение
Список литературы

Введение
 
Изучая предмет «Теория государстваи права» я поняла, насколько велика социальная ценность права. Право обеспечиваетустойчивый порядок в общественных отношениях. Основное назначение права – служитьобществу и человеку. Право противостоит произволу, очерчивает строгие рамки дляпоступков и действий.
Важным атрибутом любого обществаявляются социальные нормы. Право – совокупность (система) общеобязательных социальныхнорм, выражающих волю государства и охраняемых его силой. Такое представление оправе распространено не только в отечественной, но и в зарубежной юридической литературе.Право представляет собой не случайную, а строго выверенную совокупность определенныхправил поведения. Как и любая система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанныхмежду собой и взаимодействующих друг с другом элементов. Таковыми являются нормыправа или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.Связи, возникающие между её отдельными структурными элементами – нормами, как исами нормы, должны быть направлены на выполнение регулятивных и иных функций, надостижение единых целей. Право – система норм, установленных или санкционированныхгосударством. Существует множество различных социальных норм, но только системаправовых норм исходит от государства.
Правильность норм права инормативных правовых актов обеспечивается их соответствием следующим сферам научногознания:
— правилам законодательнойтехники, и, прежде всего требованиям точности и определенности нормативно-правовыхпредписаний, научной обоснованности, соответствия нормативно-правовых актов КонституцииРФ и иным актам высшей юридической силы, принятия актов в пределах нормотворческойкомпетенции соответствующего органа государства;
— положениям юридической науки,а также экономической теории, политологии и иных отраслей обществознания, раскрывающимобъективные закономерности функционирования и развития общественных отношений, учеткоторых необходим при подготовке нормативных правовых актов;
— логике и грамматике, посколькукачественно совершенный нормативно-правовой акт должен быть безупречным как по содержанию,так и по форме.
Там, где законодатель допускаетотступление от требований, проектируемые нормы права содержат законотворческие ошибки:пробелы, противоречия, нечеткие или недостаточно ясные формулировки, декларативныепредписания и др., что недопустимо, т.к. вносит дисбаланс в правовую систему — основнойи лучший регулятор общественных отношений.
В данной работе будет рассмотренатема с точки зрения юридической науки.

1. Понятие и признакинормы права
 
Норма [лат. norma] – узаконенное установление, признанныйобязательным порядок, строй чего-либо[1].
Право состоитиз действующих в данном обществе юридических или правовых норм.
Юридическаянорма — первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элементего системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные чертыправа как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, чтопонятия права и нормы права совпадают. Право и единичная юридическая норма соотносятсямежду собой как общее иотдельное, которые наряду с чертами сходства имеюти свои особенности.
Отдельновзятые правовая норма или группа норм еще не есть право. Право — это система юридическихнорм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственнуюволю, ее общечеловеческий и классовый характер, пронизана едиными закономерностямии принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества.Любая единичная правовая норма приобретает качество, свойственное праву в целом,лишь будучи включенной в его общую систему.
В то же времянорма права — относительно самостоятельное явление, обладающее собственными специфическимиособенностями, углубляющими и конкретизирующими наши представления о праве, егопонятии, сущности и содержании, о механизме регулятивного воздействия на общественныеотношения.
Посколькунормы права — одна из разновидностей социальных норм, на них распространяются общиечерты, присущие этим нормам.
Вместе стем нормы права отличаются от обычаев, нравственных, корпоративных и иных социальныхнорм специфическими признаками, характерными чертами.К наиболее существеннымиз них относятся следующие.
1. Нормаправа — единственная в ряду социальных норм, которая исходит от государства иявляется официальным выражением государственной воли.
Независимоот словесной формулировки, в которой выражена та или иная правовая норма (правомочие,веление, дозволение, запрет и т.п.), она всегда представляет собой властное предписаниегосударства относительно возможного и должного, разрешаемого и запрещаемого поведениялюдей[2].
2. Норма права — это общеобязательное веление, выраженноев виде государственно-властного предписания, обязательное для исполнения всеми гражданами,их организациями, должностными лицами и органами государства, поскольку имеют государственно-властныйхарактер. Неважно, касается ли это создания условий для того или иного способа жизнедеятельности,т.е. для возможного, дозволенного поведения, или же это направлено на строго и четкообозначенное обязательное поведение. Закон гласит, и его адресатам следует исполнятьгосударственно-властное предписание. нормативный право международный
Но надо обратитьвнимание и на то, что признак общеобязательности предполагает и учет юридическойсилы соответствующей нормы права, т.е. ее места в системе, иерархии актов. При коллизии,а то и противоречии норм права, находящихся в разных нормативно-правовых актах,но направленных на регулирование одного и того же вида общественных отношений, большуююридическую силу имеет норма права вышестоящего нормативно-правового акта[3].
3. Юридическаянорма — предписание общего характера. Она />/>/>/>/>рассчитана не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либоконкретных лиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированныхлиц, подпадающих под условия ее действия.
Правоваянорма отражает и регулирует наиболее типичные, многократно повторяемые отношениямежду людьми, в упорядочении которых непосредственно заинтересовано и участвуетгосударство. Например, отношения по поводу собственности, политической власти, управления,правосудия, охраны прав и свобод граждан, организации труда, борьбы с преступностью.
Устанавливаядля участников регулируемых отношений охраняемые и гарантируемые государством взаимныесубъективные права и юридические обязанности, норма права придает данным отношениямхарактер правоотношений. При этом юридическая норма сама выступает как абстрактно-типическаямодель правоотношения, которое при наступлении предусмотренных в данной норме условийи обстоятельств может возникнуть и действительно возникает в реальной жизни, в процессеправового регулирования того или иного вида общественных отношений.
4. Юридическаянорма, как и право в целом, не просто социальный, а государственный регуляторобщественных отношений.
Тем самымнорма права, и в этом также ее существенная отличительная особенность, выступаетодновременно и как модель, мера, эталон, масштаб соответствующего выраженной в нейгосударственной воле должного или возможного, разрешаемого или запрещаемого поведениялюдей, и как мерило оценки, критерий правомерного и неправомерного, законного ипротивозаконного поведения.
5.      Нормаправа — единственная в ряду социальных норм, которая поддерживается в своейреализации, охраняется от нарушений принудительной силой государства.
Сказанноенисколько не противоречит тому, что правовые нормы, как и другие виды социальныхнорм, в подавляющем большинстве случаев выполняются гражданами сознательно и добровольно,вследствие чего обеспечиваются, в первую очередь, мерами убеждения, воспитания,организации. И лишь тогда, когда воздействие этих средств оказывается недостаточным,возникает необходимость в применении соответствующих мер принуждения.
Однако вотличие от норм морали, корпоративных и иных социальных норм, мерами принуждения,к выполнению которых служат различные средства общественного воздействия, за нормамиправа, кроме того, всегда стоит аппарат государства, способный, когда это необходимо,принуждать к их соблюдению.
Именно возможностьгосударственного принуждения как гарантия реализации, охраны от нарушений —специфический признак юридической нормы.
6.      Норма права отличается от других социальных норм свойственной только ей формальнойопределенностью, которая проявляется, прежде всего, в том, что правовая нормаиздается или санкционируется государством и выражается в той или иной установленнойили признаваемой им форме. Например, в формезакона или подзаконного нормативногоакта, договора с нормативным содержанием, правового обычая[4].
Обобщая рассмотренныепризнаки, характеризующие юридическую норму, можно сформулировать ее определение.Норма права в юридической литературе характеризуется обычно единообразно с небольшиминюансами. Например, профессор В.И. Червонюк определяет норму права как общеобязательные,формально определенные предписания и принципы, устанавливающие меру должного и возможногоповедения участников регулируемых отношений и выступающие критерием правомерноститакого поведения.
ПрофессорО.В. Мартышина в своем учебнике «Теория государства и права» говорит, что нормаправа – это установленное (санкционированное) государством общеобязательное правилоповедения, охраняемое от нарушений силой государственного аппарата.
ПрофессорА.В. Мицкевич дает следующее определение нормы права: это общеобязательное правилосоциального поведения, установленное или санкционированное государством, выраженноепублично в формально-определенных предписаниях, как правило, — в письменной формеи охраняемое органом государства путем контроля за его соблюдением и применениемпредусмотренных законом мер принуждения за правонарушения.
На мой взгляд,в определении А.В. Мицкевич наиболее полно раскрыты признаки, которыми обладаетнорма права.
 

2. Структура правовойнормы
 
Все признакиправовой нормы удачно корреспондируют и с её структурами, сосредоточены в этих структурах.Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: юридическую,логическую и социологическую.
Юридическаяструктуратрадиционно определяется как такое строениенормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов — гипотезы, диспозиции,санкции. Эти элементы должны обязательно присутствовать в норме права, отсутствиехотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции, по существу, нет нормыправа, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливает государство и какогоповедения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делает норму права неопределенной,так как неясно, при каких условиях или обстоятельствах должна она действовать. Еслиже нет санкции, то это делает норму права бессильной: вряд ли можно рассчитыватьна выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либо санкцией.
Гипотезанормы права указываетна условия или обстоятельства, при наличии которых реализуется диспозиция нормы.Гипотеза как бы привязывает абстрактный (общий) вариант поведения к конкретномуслучаю, времени, месту.
Диспозициянормы права содержитсамо правило поведения, права и обязанности субъектов правового общения, т.е. определяетмеру дозволенного и должного поведения. Диспозиция представляет собой ядро, сердцевинунормы права. Без диспозиции, как уже указывалось, нормы права не существует.
Санкциянормы права — указаниена неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания,иного воздействия на правонарушителей, реакция государства на такого рода деяния.
Санкции содержатмеры не только наказания, но и предупредительного воздействия, например отмена административногоакта, привод, задержание и др. Санкции содержат меры защиты, восстановительные икомпенсационные, например восстановление незаконно уволенного работника на прежнемместе работы, взыскание алиментов, возмещение морального вреда, возмещение причиненноговреда и др.
В юридическойлитературе разработана классификация элементов структуры нормы права.
Гипотезы нормы права бывают простые, сложные иальтернативные.
Простыегипотезы ставят применениенормы права в зависимость от одного определенного условия, например, ч. 1 ст. 461ГК РФ указывает: «При изъятии товара у покупателя третьими лицами по основаниям,возникшим до исполнения договора купли-продажи, продавец обязан возместить покупателюпонесенные им убытки, если не докажет, что покупатель знал или должен был знатьо наличии этих оснований». Здесь гипотеза простая, содержит одно условие — еслипроисходит изъятие товара у покупателя третьими лицами по основаниям, возникшимдо исполнения договора купли-продажи.
Сложные гипотезы ставят применение нормы правав зависимость от двух и более условий. Например, ст. 86 СК РФ устанавливает, чтокаждый из родителей может быть привлечен судом к участию в несении дополнительныхрасходов, вызванных следующими обстоятельствами: при отсутствии соглашения и приналичии исключительных, перечисленных в статье обстоятельств.
Альтернативныегипотезы связывают действиенормы с одним из нескольких условий, перечисленных в норме. Например, ч.2 ст. 19СК РФ устанавливает, что расторжение брака по заявлению одного из супругов производитсяв органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судомбезвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступленияк лишению свободы на срок свыше трех лет. Таким образом, достаточно одного обстоятельстваиз указанных двух, чтобы расторгнуть брак по заявлению одного из супругов.
Диспозиции нормы права по степени их определенностиделятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и бланкетные.
Абсолютно-определенные диспозицииисчерпывающе формулируют правила поведения, например ст. 23 Конституции РФ (ч. 1)— «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну,защиту своей чести и доброго имени», ст. 36 — «Граждане и их объединения вправеиметь в частной собственности землю».
Относительно-определенные, устанавливая правило поведения, даютвозможность уточнить его в каждом конкретном случае в пределах нормы. Например,согласно ст. 42 СК РФ, брачным договором супруги вправе изменить установленный закономрежим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельнойсобственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имуществокаждого из супругов.
Здесь супругампредоставляется возможность выбрать один из перечисленных вариантов действий.
Бланкетныедиспозиции нормы права отсылают к правилу поведения, содержащемуся в другом акте,например ст.25 ЗК РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренныеглавами III и IV настоящего Кодекса, подлежат государственной регистрации в соответствиис Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имуществои сделок с ним». То есть, процедура государственной регистрации прав на землюустановлена Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним».
Санкции нормы права по степени юридической определенностиделят на абсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Абсолютно-определенныесанкции содержат четкуюмеру воздействия на правонарушителя. Например, в ст. 463 ГК РФ говорится: «Еслипродавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказатьсяот исполнения договора купли-продажи». Здесь предусмотрена одна санкция — отказпокупателя от исполнения договора купли-продажи.
Относительно-определенные санкции допускают использовать меры воздействияв определенных рамках — «от — до». Это характерно для норм Уголовного кодекса, например,в ст. 107 УК РФ указано: «Убийство двух или более лиц в состоянии аффекта наказываетсялишением свободы на срок до пяти лет». Это означает, что суд может избрать мерунаказания ниже пяти лет.
Альтернативныесанкции содержат указаниена несколько возможных санкций, а суд, например, может выбрать любую из них. Так,ст. 143 УК РФ установлено, что нарушение правил охраны труда наказывается штрафом,или исправительными работами, или лишением свободы на срок до двух лет.
Наконец,существуют так называемые кумулятивные санкции, которые допускают или обязываютприменить к правонарушителю наряду с основной мерой наказания еще и дополнительную,например, лишение права занимать какую-либо должность или заниматься определеннымвидом деятельности[5].
Вся проблематикаюридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логическойструктуры.
Эта структураохватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполнесамостоятельное значение.
Взаимосвязанностьгипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если—то—иначе». «Если» — этоусловие действия нормы права, «то» — само правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятныепоследствия, которые возникают у правонарушителя.
Например,установленная ст. 25 Конституции РФ норма «жилище неприкосновенно» означает, что«никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе какв случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения».Какова логическая структура этой нормы? Если кто-либо проживает в жилище, даже еслиэто комната в общежитии (гипотеза), то против воли проживающего никто не вправепроникать в жилище, даже комендант общежития, кроме указанных случаев (исключения,установленного федеральным законом, например, законом о чрезвычайном положении)или на основании судебного решения (диспозиция), иначе к нарушителю могут быть примененыадминистративная, дисциплинарная, даже уголовная ответственность (санкция). Следовательно,норма «жилище неприкосновенно» также имеет логическую структуру «если—то—иначе»,и адресату нормы в случае неправомерного вторжения в его жилище надо отыскиватьсодержание этих трех логических компонентов «если», «то», «иначе» для того, чтобызащитить свое право на неприкосновенность жилища. Зная о логической структуре нормы,мы, во-первых, всегда должны структурировать любую норму права по этим трем компонентам,выделять их для этого и, во-вторых, наполнить эти компоненты конкретным содержанием.
Вот в этихпрактических действиях и заключается ценность выделения теорией права логическойструктуры нормы права.
Но это неединственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделениитак называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения.Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресатуразрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично.
Действительно,все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям,юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствамможет заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения,впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулейвсего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения,разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению. И эта структуравыделяется в практических целях — для четкого определения, что от адресата нормытребует правовое предписание.
Наконец,о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами,но определяется в социологических понятиях — смысл, цель, назначение нормы. Социологическаяструктура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации.
Норма прававсегда «упакована» в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения,определения, понятия и т.д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать— большая научная и прикладная задача.
Теория правапомогает этому процессу, рассматривая способы изложения нормы праваи отличиенормы права от индивидуальных предписаний.
Выделяютнесколько способов изложения правовых норм в нормативно-правовых актах, иных источникахправа. Норма права и статья нормативно-правового акта полностью совпадают (так обстоитдело в уголовном праве). Несколько норм права содержатся в одной статье, либо однанорма права (ее элементы) содержится в нескольких статьях.
Способы изложенияправовых норм в разделах, статьях, главах, параграфах, пунктах, абзацах, частяхнормативно-правовых актов имеют информационную природу. Некоторые ученые вообщеопределяют результаты изложения норм права в актах как информационную структурунормы права. Но дело, конечно, не в обозначениях, а в том, что информационная структурапомогает в поисках элементов нормы права для ее практической реализации. Поэтомуконструкция «информационной структуры» также имеет важное научное и прикладное значение[6].
 

3. Классификацияправовых норм
 
Научно обоснованнаяклассификация правовых норм позволяет: во-первых, четко определять место каждоговида юридических норм в системе действующего в государстве права; во-вторых, лучшеуяснить функции правовых норм и их роль в механизме правового регулирования; в-третьих,точнее определить границы и возможности регулирующего воздействия права на общественныеотношения; в-четвертых, совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельностьгосударственных органов.
Научная ипрактическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбораее критериев.
Юридическиенормы можно подразделить на виды по различным основаниям.
По функциональнойроли в механизме правовогорегулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения,общие и специальные.
Исходные(отправные, учредительные) нормыопределяютосновы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы,пределы, направления, закрепляют правовые категории и понятия. К этому виду правовыхнорм относятся: нормы-начала, конституционно закрепляющие основы экономики и политики,гражданского общества и государственного строя, взаимоотношений государства и личности,прав и свобод граждан; нормы-принципы, выражающие принципы права; определительно-установочныенормы, формулирующие цели и задачи отраслей права и правовых институтов, предмет,формы и средства правового регулирования; нормы-дефиниции, содержащие определениеправовых понятий и категорий (например, ст. 17 и 21 ГК РФ, в которых даются определенияпонятий гражданской правоспособности и дееспособности; ст. 14 УК РФ, содержащаяопределение понятия преступления).
С учетомфункциональной роли юридических норм в правовом регулировании их подразделяют такжена общие и специальные. Такое деление отражает тот факт, что и те и другие, будучипредписаниями общего характера, различаются между собой по степени общности и сфередействия. Соответственно под общими нормамиследует понимать такиепредписания, которые присущи общей части той или иной отрасли права (государственного,административного, трудового, гражданского, уголовного и др.) и распространяютсяна все или большую часть институтов соответствующей отрасли права. Общие нормы могутиметь не только отраслевое, но и многоотраслевое значение (например, нормы, выраженныев ст. 46, 47, 48, 51, 53, 54, 123 Конституции Российской Федерации — для соответствующихинститутов гражданско-процессуального и уголовно-процессуального права).
Специальныенормыотносятся к отдельным институтам той илииной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественныхотношений с учетом присущих им особенностей, специфики, конкретных условий и т.п.Специальные нормы детализируют общие, корректируют временные и пространственныеусловия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности.
По предметуправового регулирования (по отраслевой принадлежности) юридические нормы подразделяются на нормы государственного(конституционного), административного, финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального,трудового, уголовного и иных отраслей права.
Отраслевыенормы делятся на материальные и процессуальные. Различие между нимив том, что первые отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а вторые — «как?».Процессуальные правовые нормы — правила поведения организационно-процедурного характера,они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права.
По методуправового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные,рекомендательные.
Содержаниеметодов правового регулирования составляют в основном следующие способы воздействияна поведение субъектов:
1) императивный(метод властного приказа), направленный на обеспечение предписанного государствомстрого обязательного поведения субъекта;
2) автономный,оставляющий субъектам значительный простор для свободного волеизъявления;
3) поощрительный, стимулирующий желательноедля государства и общества правомерное и социально активное поведение;
4) рекомендательный, предлагающий наиболееприемлемый с точки зрения государства вариант поведения.
Императивныенормы— категорические, строго обязательные, недопускающие отступлений и иной трактовки предписания. Императивными являются подавляющеебольшинство норм права, относящихся к различным его отраслям, в том числе все исходныеюридические нормы.
Диспозитивныенормыпредписывают вариант поведения, но приэтом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулироватьотношения по своему усмотрению. Суть такой более широкой правовой автономии, которойнаделяются участники отношений, регулируемых диспозитивной нормой, заключается втом, что сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимныхправах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписываетсяопределенный обязательный вариант поведения.
Диспозитивныенормы свойственны многим отраслям российского права, однако в наибольшей мере ониприсущи гражданскому праву, так как специфический метод правового регулированияданной отрасли базируется на автономном положении субъектов.
Поощрительныенормы— это предписания относительно предоставлениямер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведениясубъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественныхобязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.
Рекомендательныенормыустанавливают варианты желательного, сточки зрения государства, урегулирования общественных отношений, для обеспеченияреализации которых адресаты данных рекомендаций проводят соответствующие их компетенциимероприятия с учетом своих местных условий, возможностей и резервов. Субъекты-адресатырекомендательных норм разнообразны, но согласно сложившейся практике российскогоправа главным образом ими являются колхозы, другие кооперативные организации и государственныепредприятия.
По субъектуправотворчества, т.е.в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяютсяна законодательные нормы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконныенормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемых на основе иво исполнение закона.
По сфередействия юридическиенормы разграничиваются на нормы общего действия (значения), ограниченного действия,локальные.
Нормыобщего действияне предусматривают специальных условийи каких-либо ограничений их действия. Таковыми являются федеральные правовые нормы:исходные, все конституционные и другие нормы, выраженные в нормативных актах федеральныхорганов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации.
Нормыограниченного действия— это предписания,пределы приложения которых определяются пространственными, субъектными, временнымии ситуационными факторами. К этому виду правовых норм относятся: нормы республиканского,краевого, областного, окружного значения; нормы, адресованные специальным субъектам(работникам определенных министерств и ведомств, работникам с определенными условиямитруда); нормы, действующие ограниченное время; нормы, рассчитанные лишь на экстремальнуюситуацию (аварийная ситуация, обстановка военного времени, стихийное бедствие ит.п.).
Локальныенормыдействуют в пределах отдельной государственной,кооперативной организации или их структурных подразделений, выражают характер, целии специфику деятельности конкретного трудового коллектива, направлены на стимулированиеи упорядочение этой деятельности.
Получилораспространение деление правовых норм на основании особенностей их структурныхэлементов. Так, по форме выражения диспозиции нормы права подразделяются науправомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Наряду срассмотренными основаниями классификации в юридической литературе предлагаются инекоторые иные критерии деления правовых норм. Однако следует иметь в виду, чтопри всей ценности подобных классификаций ни одну из них нельзя абсолютизировать,ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практическихзадач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременноотнесена к нескольким различным видам правовых норм.
Классификацияюридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших,разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования,а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества[7].

3.1 Классификациямеждународных правовых норм
 
Правовая система России является подсистемойдля международно-правовой системы права, поэтому в данной работе будет интереснымуделить внимание также нормам международного права. Статьёй 15 Конституции РоссийскойФедерации установлено, что «общепризнанные принципы и нормы международного праваи международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовойсистемы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила,чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Международно-правоваянорма[8] — это созданноесоглашением субъектов формально определенное правило, регулирующее межгосударственныеотношения путем установления прав и обязанностей для субъектов и обеспечиваемоеюридическим механизмом охраны. Под формальной определенностью понимается отличительнаячерта международно-правовых норм, состоящая в особой четкости и определенности,в точности понятий и конструкций.
В своей совокупностимеждународно-правовые нормы являются моделью международной системы. Юридическаяфункция норм заключается в нормативном регулировании отношений между субъектамимеждународного права.
Как считаютмногие авторы, международно-правовая норма должна отвечать следующим требованиям:1) регулировать отношения между субъектами международного права; 2) быть обязательнойдля субъектов этого права; 3) носить общий характер. Первое требование являетсяобщим для всех, а не только для правовых международных норм. Во втором — под обязательностьюследует понимать юридическую силу, поскольку собственной обязательной силой обладаюти неправовые нормы. Третье требование означает, что норма должна быть рассчитанана неопределенное число случаев, а не представлять собой индивидуальное решение.Усложнение выполняемых международным правом функций предопределяет растущее многообразиенормативного инструментария.
Классификациинорм международного права весьма сложна и многопланова. Существует множество критериев,на основании которых такая классификация может быть осуществлена. Поэтому, взявза основу лишь наиболее важные критерии, можно рассмотреть следующую общую классификациюнорм международного права:
1)по сфере действия — универсальные, региональные, партикулярные;
2)по юридической силе — императивные и диспозитивные;
3)по функциям в механизме международно-правового регулирования -материальныеи процессуальные;
4)по способу созданияи форме существования, т.е. по источнику -
обычные,договорные.
Универсальные нормы являются нормами общего международногоправа, обязательными для всех его субъектов. В национальном законодательстве ониобычно именуются общепризнанными нормами международного права.
Универсальноемеждународное право содействует прогрессу региональных систем, передаваяим опыт более развитых региональных систем и универсальной системы в целом. Существованиерегиона выводится из обстоятельств, среди которых на первом месте стоят соглашения,заключенные образующими регион государствами. К этому добавляется, что регионы создаютсягосударствами, объединяемыми прежде всего общими интересами, а также национальнойобщностью и общностью учреждений.
Доктринеи практике известна также категория партикулярных, локальных норм, под которымипонимаются международно-правовые нормы, имеющие более ограниченную сферу действия,чем универсальные.
Источникомлокальной международно-правовой нормы являются, как правило, двусторонние, трехсторонниеи другие групповые, региональные договоры.
Одна из характерныхчерт современного международного права заключается в наличии в нем довольно крупногомассива императивных норм, которые наделены особой юридической силой. Этинормы определяют главные цели и основное содержание международного права, а такжехарактер его функционирования. Императивная норма создается так же, как и иные нормыуниверсального международного права, т.е. путем общего согласия государств. Однакоэто согласие обладает спецификой. Оно касается не только содержания нормы, но ипридания ей императивной силы. Последняя заключается в недопустимости отклоненияот нормы даже путем двусторонних, групповых или многосторонних договоров. Противоречащийей договор будет недействительным с самого начала. Вновь возникающая императивнаянорма делает недействительными противоречащие ей договоры. Первостепенную роль всоздании императивных норм призваны играть общие многосторонние договоры. Однакозаключение общих многосторонних договоров и особенно обеспечение их широкого принятияоказались сложным делом. Поэтому практика избрала иной путь особенно при формированииимперативных норм общего характера. Сначала они облекаются в форму политическихактов (резолюций Генеральной Ассамблеи ООН и международных совещаний), что обеспечиваетим четкость содержания, а в дальнейшем они получают признание в качестве правовыхнорм. Такой метод облегчает принятие новых норм, дает возможность проверить их вдействии, постепенно внедрить в практику, соответствующим образом подготовить международно-правовоесознание. В этом заключена одна из причин того, что основной формой существованияимперативных норм является обычай. Другая, надо полагать, главная причина того,что основной формой существования императивных норм служит обычай, заключается втом, что эти нормы закрепляют исторически достигнутый уровень цивилизованности идемократии международного сообщества и потому прекращение действия содержащего ихдоговора не может вести к их отмене, даже если речь идет об Уставе ООН.
К императивнымнормам общего международного права можно отнести следующие виды норм:
1)основные цели и принципы международного права; принципы и нормы, закрепляющиеисторически достигнутый нравственный стандарт мирового сообщества и международногоправа (особое место среди них занимают принципы справедливости, добросовестности,незлоупотребления правом);
2) принципы и нормы, закрепляющие достигнутый уровень гуманности(оправах человека, народов, национальных меньшинств, о защите жертв войны, о запрещенииприменения определенных видов оружия, о преступности пиратства, работорговли, апартеида,геноцида);
3)принципы и нормы, запрещающие массовое загрязнение атмосферы, земной поверхности,морей;
5)      принципыи нормы, определяющие режим международных пространств, открытого моря, космоса,Антарктики.
Основнуюмассу как универсальных, так и партикулярных норм составляют диспозитивныенормы. Под диспозитивными нормами понимаются такие, которые допускают отступлениеот них во взаимоотношениях определенных субъектов в результате соглашения междуними. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств.Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять предписание диспозитивнойнормы, а в случае ее нарушения несут полную ответственность. Диспозитивность нормызаключается не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает правосубъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.
В международномправе, как и во всякой правовой системе, существует особая разновидность норм, предназначенныхдля регулирования функционирования этого права. По аналогии с национально-правовымисистемами их условно можно назвать процессуальными нормами. Следует, однако,иметь в виду, что в национальных системах нормы создаются и применяются в значительнойстепени специальными законодательными и правоприменительными учреждениями, деятельностикоторых посвящена большая часть процессуального права. В международной системе нормыпринимаются и в основном осуществляются самими субъектами права. Поэтому здесь процессуальныенормы не столь существенно отличаются от материальных, поскольку они главным образомтакже регулируют взаимодействие субъектов. Тем не менее, регулируется особая областьтакого взаимодействия, касающаяся создания и осуществления норм. Как и в национальномправе, оба процесса протекают в юридически закрепленных формах, что служит однимиз отличительных признаков права. Кроме того, имеются нормы, регламентирующие деятельностьтаких правоприменительных органов, как Международный Суд, Совет Безопасности ООН.Наконец, существуют нормы, определяющие соотношение нормативных предписаний, ихдействие во времени и пространстве, порядок осуществления, правила толкования, реализациюответственности, применение принудительных мер и др.
В современноммеждународном праве существуют два вида обычных норм. Одни представляют собойсложившееся в практике неписанное правило, за которым субъекты признают юридическуюсилу. Другие также являются неписанными правилами, за которыми признается высшаяюридическая сила, но создаются они не в результате длительной практики, а путемпризнания нескольких или даже одного предшествующего акта.
Договорнаяили конвенционная нормапредставляет собой правило поведения, которое сформулировано и наделено юридическойсилой международно-правовым договором. Договор является воплощением соглашения участниковотносительно содержания и обязательной силы содержащихся в нем постановлений. Сущностьдоговорных норм та же, что и обычных – соглашение о её содержании и обязательнойсиле.
 

4. Способы изложениянорм права в статьях нормативных правовых актов
 
Правильноепонимание структуры юридической нормы с необходимостью предполагает четкое представлениео соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Данный вопрос имеетважное не только научное, но и практическое значение. Смешение нормы права, котораяотносится к содержанию права, со статьей нормативного акта, относящейся к формевыражения права, их отождествление ведет к неправильному представлению о внутреннемстроении юридической нормы, постановке под сомнение или даже отрицанию ее трехэлементнойструктуры, затрудняет процесс применения права.
Норма правадалеко не во всех случаях совпадает со статьей закона или иного нормативного акта.Не всегда в словесной формулировке отдельной статьи можно обнаружить все три известныхнам элемента соответствующей правовой нормы, не говоря о том, что и тогда, когданорма права и статья нормативного акта совпадают, структурные элементы нормы зачастуюне лежат на поверхности, требуется вычленить их путем мыслительного процесса. Непринятиево внимание этого обстоятельства ведет к утверждениям о двухэлементной структуренекоторых правовых норм, когда у одних из них якобы отсутствует гипотеза, у других— санкция.
Вопрос о соотношении нормыправа и статьи нормативного акта тесно связан с правилами законодательной техники,такими ее требованиями, как ясность, краткость и компактность изложения нормативногоматериала, удобство его изучения, толкования и применения. Сообразно этому в текстестатей формулировки некоторых элементов нормы могут сливаться, отдельные элементыполностью или частично подразумеваются. Например, в словесной формулировке диспозициймногих норм нередко указываются либо только субъективные права, либо только юридическиеобязанности одной из сторон, но при этом необходимым образом подразумеваются соответствующиеим обязанности или права другой стороны.
Как известно,норма права получает закрепление и внешнее оформление в статьях нормативных правовыхактов. При этом норма права не всегда совпадает со статьей акта. Иначе говоря, статьяне всегда воспроизводит все элементы логической структуры. Это объясняется рядомпричин:
1. Правилами юридической техники, требующимилаконичного, экономного изложения юридического текста. Если диспозиция ряда нормсовпадает, различаясь лишь второстепенными признаками, происходит объединение такихнорм в одной статье закона. Например, ч.4 ст. 162 УК РФ — разбой, санкции за которыйв виде наказания лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафомв размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до пяти лет либо без такового — содержит перечисление способовтакого разбоя: а) организованной группой; б) в целях завладения имуществом в особокрупном размере; в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Здесь диспозицияодна — разбой, а гипотезы — разные. Во избежание повторения диспозиции более экономноизлагаются все составы в одной статье, и даже в одной структурной единице статьи.То же относится к совпадению санкций, гипотез. В таких случаях совпадающие частиструктуры норм права или нормы, обслуживающие ряд правовых институтов, например,гражданского права, формулируются в Общей части Гражданского кодекса или Уголовногокодекса. Например, ст. 8 ГК РФ — основания возникновения гражданских прав и обязанностейили ст. 44 УК РФ — виды наказаний. Положения этих статей относятся к нормам, содержащимсяв Особенных частях Кодексов.
1. Необходимостью совпадениядуха и буквы закона, т.е. мысль законодателя и словесное ее выражение должны совпадать.Но современем текст акта может устаревать, поэтому формулировки, содержащиеся встатьях акта, требуют толкования. И здесь используется анализ всех трех элементовнормы права. Отыскание этих элементов и позволяет правильно проанализировать и применитьадекватное, распространительное или ограничительное толкование.
2. Удобство пользованияактом также служит причиной, когда в статье акта содержится не одна норма, а несколькоили, напротив, одна норма размещается в нескольких статьях.
Итак, существуетнесколько способов изложения норм права в статьях нормативного правовогоакта.
Выделяюттри способа: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямомспособе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Например,статья 462ГК РФ — обязанности покупателя и продавца в случае предъявления иска об изъятиитовара – устанавливает, что если третье лицо по основанию, возникшему до исполнениядоговора купли-продажи, предъявит к покупателю иск об изъятии товара (гипотеза),покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле, а продавец обязан вступитьв это дело на стороне покупателя (диспозиция), продавец, привлеченный покупателемк участию в деле, но не принявший в нем участия, лишается права доказывать неправильностьведения дела покупателем (санкция).
Это наиболеепредпочтительный способ для правоприменителей, хотя на практике он используетсяне всегда.
Отсылочныйспособ состоит в том,что статья акта содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеетсяотсылка к другим статьям того же акта. Например, в ст. 18 СК РФ указывается: «Расторжение брака производитсяв органах записи актов гражданского состояния, а в случаях, предусмотренных статьями21 — 23 настоящего Кодекса, в судебном порядке». А в ст.ст. 21-23 говорится о том, что в судебном порядкебрак расторгается, если: при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключениемслучаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса (опять же отсылочныйспособ изложения), или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжениебрака; в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений,уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния.
При бланкетномспособе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенныхправил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены. Примером могут служитьст. 352 УК РФ «Нарушение правил кораблевождения», ст. 350 «Нарушение правил вожденияили эксплуатации машин».
Бланкетный способ отличается от отсылочного. При отсылочном способеуказывается конкретная статья, к которой следует обращаться, и эта статья содержитсяв том же акте. При бланкетном способе отсылка к конкретной статье акта недается, а недостающие сведения об элементах нормы права восполняются из другогоакта.
Иногда в зависимости от уровня нормативной обобщенности выделяютабстрактный и казуистический способы изложения норм права.
При абстрактном способе норма моделирует те или иные действияв виде абстрактного понятия. Например, ч. 21 ст. 48 ГК РФ формулирует понятие юридическоголица: «Юридическимлицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном веденииили оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствамэтим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественныеи личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Казуистический способ состоит в том, что моделируемые действия излагаются путемперечисления или указания на их индивидуальные признаки. Например, в ст.304-309УПК РФ указаны реквизиты, которые должны сдержаться в приговоре суда.
Можно выделить и другие способы изложения норм права в нормативныхправовых актах, которые определяются правилами юридической техники. Однако во всехслучаях правоприменитель должен получить ответ на вопросы: какие действия или какоеповедение предусмотрены для субъектов правоотношения, при каких условиях или обстоятельствахтребуется данное поведение и каковы последствия неисполнения нормы права.
 

Заключение
 
Юридическая норма ключевое звено права, частица содержания,исходный структурный элемент его системы, обладающий, специфическими признаками,характерными чертами: 1) единственная в ряду социальных норм, которая исходит отгосударства и является официальным выражением государственной воли; 2) это общеобязательноевеление, выраженное в виде государственно-властного предписания, обязательное дляисполнения всеми гражданами, их организациями, должностными лицами и органами государства,поскольку имеют государственно-властный характер; 3) предписание общего характера,рассчитанное />/>/>/>/>не на отдельное, разовое отношение, не на каких-либо конкретныхлиц, а на множество отношений определенного вида и индивидуально неперсонифицированныхлиц, подпадающих под условия ее действия; 4) как и право в целом, не просто социальный,а государственный регулятор общественных отношений; 5) единственная в ряду социальныхнорм, которая поддерживается в своей реализации, охраняется от нарушений принудительнойсилой государства; 6) отличается от других социальных норм свойственной только ейформальной определенностью.
Все признакиправовой нормы удачно корреспондируют и с её структурами, сосредоточены в этих структурах.Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: юридическую,логическую и социологическую. Юридическая структуратрадиционно определяетсякак такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов— гипотезы, диспозиции, санкции. Эти элементы должны обязательно присутствоватьв норме права, отсутствие хотя бы одного из них делает норму ущербной. Без диспозиции,по существу, нет нормы права, поскольку неясно, какие правила поведения устанавливаетгосударство и какого поведения оно требует от субъекта. Отсутствие гипотезы делаетнорму права неопределенной, так как неясно, при каких условиях или обстоятельствахдолжна она действовать. Если же нет санкции, то это делает норму права бессильной:вряд ли можно рассчитывать на выполнение нормы права, которая не снабжена какой-либосанкцией.
Гипотезынормы права бывают простые, сложные и альтернативные. Диспозиции нормы права постепени их определенности делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенныеи бланкетные. Санкции нормы права по степени юридической определенности делят наабсолютно-определенные, относительно-определенные, альтернативные.
Вся проблематикаюридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логическойструктуры.
Эта структураохватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполнесамостоятельное значение. Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватываетсяформулой «если—то—иначе». «Если» — это условие действия нормы права, «то» — самоправило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные последствия, которые возникаюту правонарушителя.
Социологическаяструктура нормы права раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации.
Классификацияправовых норм позволяет: определять место каждого вида юридических норм в системедействующего в государстве права; уяснить функции правовых норм и их роль в механизмеправового регулирования; определить границы и возможности регулирующего воздействияправа на общественные отношения; совершенствовать правотворческую и правоприменительнуюдеятельность государственных органов. Юридические нормы можно подразделить на видыпо различным основаниям.
По функциональнойролив механизме правовогорегулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения,общие и специальные. По предмету правового регулирования(по отраслевой принадлежности)юридические нормы подразделяются на нормы государственного (конституционного), административного,финансового, земельного, гражданского, гражданско-процессуального, трудового, уголовногои иных отраслей права. По методу правового регулированиянормы права классифицируютсяна императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные. По сфере действияюридические нормы разграничиваются на нормы общего действия, ограниченного действия,локальные.
Посколькуправовая система России является частью международно-правовой системы права, поэтомув данной работе уделено внимание общей классификация норм международного права иприведено следующее их деление:
5)по сфере действия — универсальные, региональные, партикулярные;
6)по юридической силе — императивные и диспозитивные;
7)по функциям в механизме международно-правового регулирования — материальныеи процессуальные;
8)по способу созданияи форме существования, т.е. по источнику – обычные, договорные.
В даннойработе также рассмотрены три способа изложения норм права в статьях нормативногоправового акта: прямой, отсылочный и бланкетный.
При прямомспособе статья акта содержит одну норму, причем все ее элементы сразу. Отсылочныйспособ состоит в том, что статья акта содержит не все структурные элементы нормы,но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта. При бланкетномспособе в статье акта устанавливается ответственность за нарушение определенныхправил, а те правила, которые нарушены, в статье не изложены.
Классификацияюридических норм способствует выявлению и практическому использованию их богатейших,разносторонних возможностей в осуществлении и совершенствовании правового регулирования,а следовательно, и постоянно возрастающей роли в развитии общества.

Список литературы:
1. Конституция РоссийскойФедерации
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации
3. Земельный кодекс РоссийскойФедерации
4. Семейный кодекс РоссийскойФедерации
5. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации
6. Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации
7. Федеральныйзакон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ними сделок с ним»
8. Архипов С.Н. Понятиеи юридическая природа локальных норм права // Правоведение. 1987. № 1
9. Кашанина Т.В. Хозяйственныетоварищества и общества: правовое регулирование внутрифирменной деятельности. ГлаваV. М., 1995
10. Лукашук И.И. Нормымеждународного права. М., 1997
11. Малеин Н.С. Правовыепринципы, нормы и судебная практика // Государство и право. 1996. № 6.
12. Морозова Л.А. Теориягосударства и права: Учебник.- М.: Изд-во Эксмо, 2009.
13. Сырых В.М Воистинули нормы законов истинны? // Государство и право.1996. №7
14. Современный словарьиностранных слов. – М.: Рус.яз., 1992.
15. Теория государстваи права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – М.: Юристъ, 1997.
16. Теория государстваи права: учеб. (для юридических вузов) / А.Б. Венгеров. – Москва: Омега-Л, 2007.
17. Юридический энциклопедическийсловарь / отв. ред. М.Н. Марченко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.