Реферат по предмету "Государство и право"


Структура правосознания

КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Общее право»
по теме: «Структураправосознания»
Содержание
Введение
1. Понятие правосознания
2. Место правосознания в механизме правовогорегулирования
3. Самобытность правосознания в РоссийскойФедерации
ЗаключениеСписоклитературы

Введение
 
Какбы не было велико значение материального фактора в истории, какою бы силоюпотребности тела не приковывали к себе интерес и внимание человеческой души –дух человека никогда не превращается в пассивную, недействующую среду, покорнуюматериальным влияниям и телесным зовам. Мало того, именно слепоебессознательное повиновение этим влияниям и зовам умаляет его достоинство, ибодостоинство его в том, чтобы быть творческою причиною, творящею свою жизнь повысшим целям, а не пассивным медиумом стихийных процессов в материи.
Историческаяэпоха, ныне переживаемая народами, должна быть осмыслена, как эпоха великогодуховного разоблачения и пересмотра.
Бедствие мировых войн и революций, постигшее мир и потрясшее всю жизнь народовдо самого корня, есть, по существу своему, явление стихийное и поэтому онотолько и может иметь стихийные причины и основания. Но всюду, где вспыхиваетстихия и где она, раз разгоревшись, овладевает делами и судьбами людей, всюду,где люди оказываются бессильными перед ее слепым и сокрушающим порывом – всюдувскрывается несовершенство, или незрелость, или вырождение духовной культурычеловека: ибо дело этой культуры состоит именно в том, чтобы подчинять всякуюстихию своему закону, своему развитию и своей цели. Стихийное бедствие обнаруживаетвсегда поражение, ограниченность и неудачу духа, ибо творческое преобразованиестихии остается его высшим заданием. И, как бы ни было велико это бедствие, какбы ни были грандиозны и подавляющи вызванные ими страдания, дух человека долженпринять свою неудачу и в самой остроте страдания усмотреть призыв к возрождениюи перерождению. Но это то и значит осмыслить стрясшуюся беду, как великоедуховное разоблачение.
Стихия,ныне вовлекшая человека в неизмеримое злосчастье великих войн и потрясений,есть стихия неустроенной и ожесточившейся человеческой души. Проблема сознания,его назначения и функционирования является одной из важнейших в любой областиобщественной науки. Какой бы вопрос ни изучался общественными науками, вконечном счете, он обращен к сущности человека, личности как субъектаобщественно-исторического процесса. Какие бы вопросы ни исследовала юридическаянаука, в конечном итоге цель этого изучения в раскрытии сущности поведения,деятельности индивидов, социальных групп, классов, общества в целом. Причем извсей совокупности общественных отношении юридическая наука обращает внимание,прежде всего на сферу государственно-правовых отношений, изучая структурусознания и поведения людей именно в этой области. Проблема правосознания каксубъективного фактора, определяющего деятельность людей вгосударственно-правовой сфере, дает ключ к пониманию характера этихобщественных отношений и деятельности людей[1].
И если задачаорганизовать мирное и справедливое сожительство людей на земле есть задачаправа и правосознания, то современный кризис обнажает, прежде всего, глубокийнедуг современного правосознания.
Этимобъясняется актуальность выбранной мной темы работы.
Целью даннойкурсовой работы является изучение правосознания как явления социальнойкультуры.
Задачами вданной работе являются изучение понятия правосознания, его места в правовомрегулировании, а также специфика российского правосознания.
Поставленныецели и задачи обусловили структуру данной работы. Она состоит из введения, трехглав, которые дают ответы на поставленные задачи, заключения и спискаиспользуемой литературы. Заключение имеет немаловажное значение, посколькусодержит обобщение изложенного материала, а также выводы, сделанные в процессенаписания данной работы.

1. Понятиеправосознания
Правосознание– это одна из форм общественного сознания, отражающая право и связанные с нимявления. В правосознании отражается не только действующее право, но и егоистория, а также правовые явления других обществ. Это идеи, представления оправе – о действительном и желаемом.
Сточки зрения носителей правосознания, его субъектного состава выделяютиндивидуальное, групповое правосознание и правосознание общества в целом.
Вправосознании содержатся оценочные суждения о праве, которые выражаютсякатегориями «правомерное», «неправомерное», «законное», «незаконное».
Сточки зрения особенностей восприятия права в правосознании, выделяются два егоосновных уровня – это правовая психология и правовая идеология.
Правоваяпсихология (обыденное правосознание) – это такой уровень восприятия права,который основан на чувствах, эмоциях, переживаниях. На такое восприятие прававлияют привычки, традиции, предрассудки, убеждения, свойственные отдельнымсоциальным группам. Представления о правовых явлениях подвержены подражанию,внушению. Это стихийно складывающиеся в разных социальных группах отношения,нередко меняющиеся, к правовым явлениям.
Правоваяидеология – это систематизированные, теоретические представления о праве,которые выражаются в юридических понятиях и категориях. Это высший уровеньправосознания.
Вправосознании выделяют и такой его уровень, как профессиональное правосознание.Субъектами его выступают представители правовых наук, профессиональныеюристы-практики. Правосознание выступает как один из важных идеологическихфакторов, который влияет на процесс формирования права в обществе, посколькуизвестно, что право не может быть выше уровня развития культуры общества, егоправосознания. Всякое действующее право несет в себе основные представления оправе, которые сложились в данном обществе. В концентрированном видеправосознание общества отражается в правосознании законодателей.
Сдругой стороны, правосознание – это та духовная атмосфера, в которой происходитреализация права и чем выше в правосознании степень признания, той или иной,установленной правовой нормы, тем эффективнее эта норма реализуется, потому чтов правосознании всегда происходит процесс сверки ценности, которая присутствуетв правосознании, с ценностью, которая заложена в правовой норме.
Совпадениеили несовпадение этих ценностей и определяет, в конечном счете, действенностьправового регулирования.
Сознание человека, отражая объективные потребности общественного развития,является предпосылкой и регулятором поведения человека. Роль сознания врегуляции поведения человека следует понимать широко: речь идет не только орегуляции поведения отдельно взятого индивида; регулятивная роль сознания – этоего воздействие на всю социальную систему, в пределах которой складываютсяопределенные общественные отношения, направление деятельности данной системы.Сознание как высшая форма отражения общественного бытия придаетцеленаправленный характер человеческой деятельности, позволяет предвидеть еерезультаты, планировать поведение в целях достижения поставленных задач.Поэтому изучение деятельности, отношений, поведения людей – это в то же времяизучение уровня и состояния сознания. Содержание сознания, его направленностьдетерминированы материальными условиями жизни общества. И отражение этих условий,познание объективных закономерностей общественного развития – важная функциясознания. Однако его роль не может быть сведена лишь к отражательной,познавательной функции. Не менее важной является организующая, регулирующаяфункция сознания, без которой было бы невозможно нормальное функционированиесоциальной системы как коллективного субъекта человеческой деятельности,соответствующим образом координированной. Организация социальной системынеразрывно связана с функционированием сознания как специфической деятельностичеловеческого мозга, с изучением природы и функций сознания индивидуального исознания общественного.
Для выявленияроли правосознания в формировании социальной активности человека оно должноизучаться на различных уровнях и срезах во всём многообразии его проявления иособенностей: как сознание индивидуальное, групповое, общественное; как синтезидеологических и социально-психологических компонентов; как система включающаяразличные формы (виды) отражения общественных отношений – политические,правовые, этические, философские, религиозные.
Общественныеотношения людей – это их социальная деятельность, осуществляемая в процессепроизводства, преобразования природы, организации повседневных условий жизни, атакже те устойчивые взаимосвязи, которые создаются между людьми, междучеловеком и объективным миром. В производстве люди вступают в отношение нетолько к природе. Они не могут производить, не соединяясь известным образом длясовместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Чтобыпроизводить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамкахэтих общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеетместо производство[2].
Организация,координация разнообразных форм деятельности людей невозможны без сознания; в тоже время сознание возникает и формируется в процессе регулирования социальнойдеятельности. Воздействуя на окружающий мир, целенаправленно преобразуя его,сознание изменяется в ходе практической деятельности, обогащается новыми идеямии категориями, новыми способами отражения и познания объективнойдействительности. Сознание позволяет человеку ставить перед собой определенныецели, выделять себя из внешнего мира, определять свое отношение к предметам иявлениям внешнего мира. Это отношение не является чем-то абстрактным – оно объективируетсяв системе потребностей, интересов, мотивов, целей человека, в его волевойактивности, т.е. в сознании. Отражение в сознании объективных процессовобщественного развития создает условия для социального управления людьми,регуляции и координации их деятельности.
Общественноебытие, социальные отношения чрезвычайно многогранны. Определяя содержание исущность общественного сознания, общественное бытие вместе с тем предопределяетразличные способы отражения разнообразных сторон объективной действительности,различные аспекты познания и оценки этих сторон, что находит проявление вразличных формах общественного сознания.
Все формыобщественного сознания выступают в качестве элементов единой системы отраженияобщественного бытия. Поэтому подлинная оценка роли и назначения той или инойформы может быть дана лишь с учетом ее тесного взаимодействия с другимиформами. Ни одна из форм общественного сознания не действует изолированно отдругой; все они усиливают и дополняют друг друга и, выступая в качестве единойсистемы, оказывают воздействие на деятельность людей, на развитие общественныхотношений в направлении, нужном обществу в целом[3].
Единстворазличных форм общественного сознания определяется рядом факторов. Преждевсего, это единая основа их возникновения – условия жизни общества, которыеобъективно порождают определенные потребности. Эти потребности, осознаваемыекак интересы общества, становятся целью человеческой деятельности. Назревшиепотребности должны быть опосредствованы сознанием, чтобы принять формуцелеполагания. Осознание потребностей и интересов общества приводит в движениесоциальный механизм, порождает деятельность людей, направляя ее на достижениепоставленных целей. Поэтому общественное сознание с необходимостью включается вдвижение определенной социальной системы в направлении, определяемом назревшимипотребностями общественного развития.
Каждая формаобщественного сознания оказывает активное влияние на поведение людей, спецификаже правосознания состоит в том, что нормативный, волевой момент в нем выраженнаиболее ярко. Регулирующая роль правосознания обусловлена еще и тем, что законотражает не все стороны социальных отношений, а лишь основные и существенные.Человек же волен избирать из нескольких возможных вариантов поведения тот.который больше всего соответствует его интересам и потребностям, сообразнособственному отношению к праву, но этот выбор не должен выходить за рамки закона.В противном случае это ведет к несовместимости общественных интересов иинтересов личных.
Рольправосознания в процессе исполнения правовых норм состоит в том, что онобеспечивает целесообразное их применение, помогает правильно в каждомотдельном случае, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, решать вопросо нарушении права и социальной ответственности личности, об опасности того илииного лица для общества.
Правосознание-знаниеможно выделить как особую форму сознания и благодаря специфике составляющих егоэлементов: эмоциональных, логических и нормативно-оценочных.
Любоеобщество – это взаимодействие индивидов, их больших и малых групп, страт. Впроцессе такого взаимодействия сталкиваются различные интересы, установки,различная направленность целей и воль. Ни одно общество не могло бысуществовать, если бы оно не регулировало поведение индивидов, групп, страт всоответствии с определенными, объективно складывающимися потребностями.Регулирование социального поведения индивидов, необходимое во всех сферах ихжизни и деятельности, невозможно без системы норм и институтов, установленных вобществе. Такая институализация общественной жизни является способомосуществления социального контроля за деятельностью членов общества. Созданиеинституализированной системы ценностей происходит в результате развитиячеловеческой культуры и является ее составной частью[4].
Нормы иценности образуют так называемую соционормативную культуру, которая являетсясредством организации общественной жизни и выступает одним из важных элементовчеловеческой культуры. Создание системы норм и ценностей – необходимое условиесуществования общества. Путь от поступка, суждения о конкретном факте кформированию нормы очень длителен и сложен. Общественное сознание из множестваповторяющихся поступков и действий отбирает те, которые отражают социально значимыетенденции, потребности социальной группы, страты либо общества. В результатетакого отбора создается модель поведения, которая с необходимостью должнаосуществляться в том или ином обществе, группе, страте, формируется системанорм и ценностей как указатель должного поведения члена той или иной социальнойобщности.
Под влияниемценностно-нормативной структуры общества, вырабатываемой общественнымсознанием, происходит становление личности, ее социализация. Поэтомуобщественное сознание, создающее систему ценностей и норм, призвано путеминституализации регулировать отношения индивида и общества. «За явлениямиценности – правильно подчеркивает В.И. Каминская – часто скрываетсяпроблема личности и общества, проблема включения жизнедеятельности индивида вдвижение социального целого».
Общественноесознание вырабатывает социальные нормы различного характера: политические,правовые, этические, нормы приличия, обычаи, обыкновения и т.д. Эти нормывоплощают определенные понятия о ценностях данного общества, класса, группы.Они выступают в качестве ценностно-нормативной системы, опосредствованнойразличными формами сознания, тесно взаимодействующими и составляющими единство.Выработка ценностно-нормативной ориентации общества, класса, социальной группы– важнейшая функция общественного сознания, определяющая единство и взаимодействиевсех его форм.
Учение обинституализации общественных отношений, о создании ценностно-нормативнойориентации класса или общества, содержащей представления о должном – важныепроблемы современной социологии, решение которых необходимо для более широкогои всестороннего подхода к анализу системы регулирования общественных отношений,социально-психологических аспектов поведения индивида, его взаимоотношений с обществом,классом, государством. Это учение позволяет глубже понять характер социальныхнорм как системы ценностей данного общества. Обсуждая ценности на человеческомуровне, оценивая деятельность человека, необходимо прибегать к термину «нормы».Люди часто не имеют даже смутного представления о том, что их деятельностьпропускается через нормативный фильтр.
Общественноесознание во всех его формах вырабатывает суждения о ценностях, которые являютсяпредпосылкой формирования нормы. Суждение о ценности, полезности того или иногоспособа поведения, которое соответствует осуществлению интересов общества,группы, становится независимым от данной конкретной деятельности, поступка, ноприобретает значение масштаба, критерия оценки будущих форм поведения. Будучиобъективированной, оценка выступает в виде требования к будущим поступкам. Такпроисходит трансформация суждения о ценности в норму.
Такой процесс происходит уже сегодня, и он оказывает большое влияние наусиление взаимодействия и взаимопроникновения всех форм общественного сознания.
Прирассмотрении взаимодействия правосознания, законности и права следует неизменноучитывать тесный сплав всех форм общественного сознания. Нет ни одной формысознания, безразличной, нейтральной к праву, законности. Но степень воздействиякаждой из них на право и законность различна. Вполне понятно, что более активновзаимодействуют с правом так называемые идеологии «первого порядка» –политические взгляды, правосознание, этические воззрения. Философия, искусство,религия связаны с правом опосредствованно. Например, для правильного отраженияназревших потребностей общественного развития право и законность должныстроиться на основе знания философских законов и категорий. Человек, обладающийнаучными философскими воззрениями, всегда будет выполнять требования законности,понимая их социальную необходимость и справедливость. Даже такая удаленная отправа область, как эстетика, оказывает свое влияние на право.
В отличие отправосознания право (здесь и в дальнейшем мы будем говорить о праве в узкомсмысле слова) существует не только как совокупность установленных государством,зафиксированных в законе юридических отражающих волю господствующего класса изакрепленных в разных формах права (гражданское, трудовое, административное,конституционное, уголовное и т.д.), но и как определенная система правовыхотношений. В рамках этого различия между правом и правосознанием существуетвзаимосвязь и взаимозависимость[5].
Оназаключается в том, что право и его законы, нормы, принципы, и прежде всегосистема соответствующих правовых отношений, выступают как основа формированияправосознания, поскольку именно на базе действующей системы права в основномвырабатываются представления людей о правах и обязанностях, о законном инезаконном, справедливом и несправедливом, о целесообразном и нецелесообразномсуществовании тех или иных правовых норм. Однако такое взаимодействие время неснимает существующего качественного различия между правом и правосознанием.
Во-первых, содержание правосознания и права характеризуется как совпадениемодновременно их частичным несовпадением. Последнее выражается в том, что вправосознании могут содержаться взгляды, которые не отражены в праве, егонормах, а потому не могут быть реализованы в соответствующих правовыхотношениях и поведении людей.
Втораяособенность правосознания заключается в том. что оно может быть реализовано,лишь посредством применения соответствующих правовых норм. Это значит, чтотолько через посредство права правосознание может воздействовать наэкономические и другие отношения, оказывать не только идеологическое влияние,но и опираться на принудительную силу государства. Например, воздействовать наискусство методами государственной цензуры, на религию – путем регламентациидеятельности религиозных организаций и т.п.
Специфичностьсвязи каждой из форм общественного сознания с правом отнюдь не означаетотсутствия общих для них путей и способов взаимодействия, позволяющих говоритьо соотношении общественного сознания в единстве различных форм с правом,законностью. Эта проблема имеет большое практическое значение. Следуетучитывать, что в обыденной жизни в «чистом» виде не существует ни одной формыобщественного сознания. Короче говоря, право и законность взаимодействуют не скакой-то одной формой сознания, а со всеми формами в их взаимопереплетении ивзаимопроникновении. Поэтому без анализа состояния общественного сознания вцелом, без анализа системы ценностно-нормативной ориентации общества нельзяпонять особенностей права, тенденций его развития.
Единство и взаимосвязь различных форм общественного сознания ни в коей мере неозначают отсутствия специфики каждой из этих форм. Каждая из форм общественногосознания имеет свои особенности, и выявление этих особенностей необходимо длятого, чтобы определить механизм соотношения права с той или иной формой.
В научной литературесуществует множество мнений о понятии правосознания, но большинство правоведовсходятся на том, что оно представляет собой сферу или область сознания,отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочныхотношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок иценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридическизначимых ситуациях.
Особенностьправосознания, как специфической формы общественного сознания, выражается вследующем:
1. Вправосознании отражаются лишь те явления, которые составляют правовую сторонужизни общества. Оно охватывает процесс создания правовых форм, реализацию ихтребований в общественной жизни. Политические, нравственные и другие идеи ипредставления тоже активно воздействуют на формирование и реализацию нормправа. Но прежде чем получить выражение в правовых нормах, в практике ихприменения, они должны пройти через правосознание, то есть получить правовуюформу в виде правовых идей и представлений.
2. Особенностьправосознания выражается также в способе отражения явлений общественной жизни.Осознание правовых явлений жизни общества осуществляется посредствомспециальных юридических понятий и категорий. К их числу относятся, например,такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическаяответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мирс помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости,чести, достоинства.
Правосознание– особый элемент правовой действительности. Главная черта, присущаяправосознания и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовойдействительности, заключается в том, что оно, так сказать, «чистая», хотя испецифическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), формаобщественного сознания.
Правосознаниенаходится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественногосознания – нравственным, политическим, философским и др. и обладает всемикачествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще.
Сознаниевозникает в процессе любой деятельности и проявляется в ней. Поэтому функцииили назначение правового сознания могут быть поняты из результатов деятельностиего субъектов.
Согласнотеоретической концепции, разделяемой многими авторами, основные функцииправосознания – познавательная, оценочная и регулятивная. Все другие функциипрактически охватываются ими, в частности информативная, прогностическая и пр.
Такимобразом, важно учитывать, что на поведение людей воздействуют политические,правовые, нравственные взгляды, взятые не в отдельности, а в виде сплава, т.е.образований, которые возникают в результате взаимодействия различных идей ивзглядов, представлений и чувств. Эти образования выступают как состояниеобщественного сознания. А. Уледов правильно, на мой взгляд, отмечает, чтов процессе формирования состояний общественного сознания проявляютсязакономерности связи между различными формами сознания.
2. Местоправосознания в механизме правового регулирования
Правосознание – явление, относящееся к субъективной сфере общественнойжизни, весьма близкое к самому праву. Однако между этими явлениями правовойдействительности существуют качественные различия, которые, однако, непрепятствуют их тесному взаимодействию и даже взаимопроникновению.
Правосознание чисто субъективное явление: оно состоит из представленийлюдей о праве; из субъективного отношения к самому феномену права, егоценностям; из правовой психологии и даже из индивидуальной или массовойэмоциональной реакции на право, подчас интуитивной, подсознательной. Если правопредставляет собой внешне объективированное институционное образование,выраженное в системе общеобязательных формально-определенных норм, топравосознание выступает в виде представлений о праве, суждений о необходимостиюридической структуры взаимоотношений людей, установок на тот или инойюридический режим в жизни общества.
Механизмы действия права и правосознания тоже различаются: еслимеханизм правового регулирования воплощен в сложном институционном юридическоминструментарии, опирается на государственное принуждение, то механизм действияправосознания относится к чисто духовной сфере. Правосознание работает черезобщую правовую оценку социальных факторов, через суждение об их соответствии идееправового и законного, через чувство права и законности и вытекающую отсюдаволевую направленность поведения людей[6].
Различны и функции права и правосознания. Функции права связаны сего нормативностью, с его нормативно-организационным воздействием наобщественные отношения. Правосознание тоже обладает известными чертаминормативности, но нормативность правосознания иная. Здесь перед нами невсеобщие, общеобязательные, формально-определенные правила поведения (чтохарактерно для права как институционного образования), а лишь осознаниеобязательности юридических норм, идея законности и вместе с тем критерииправильности, социальной оправданности поведения, т.е. та нормативность,которая свойственна выражающемуся через правосознание особому неюридическомуявлению непосредственно-социальным (естественным) правам.
Правосознание имеет активные элементы, которые ярко выражены вгосподствующей правовой идеологии. Активные элементы в правосознании одно извыражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом.Право находится в глубоком единстве с господствующей правовой идеологией онанепосредственно выражает сущность данной национально-правовой системы, еесоциально-политическое содержание, ее философию[7].
Сознание в форме правовой идеологии выступает ведущей детерминантойсовременного правообразования. Формирование права через специальноразработанную правотворческую процедуру предполагает четко выраженные стадииподготовки законопроектов, среди которых принципиально важное значение имеюттакие, как предварительное изучение мнения граждан, правоприменителей онеобходимости и характере регулирования данного вопроса, сферы общественныхотношений; разработка концепции будущего нормативного акта, которая всистематизированном виде определяет цели, задачи, средства, способы и возможныерезультаты правового регулирования.
На этих стадия правосознание играет ведущую роль как в виде психологическихожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемыхзаконодателем философских, социально-экономических и политических принципов ипредставлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений.Таким образом, правосознание дает единственно возможный для генезиса правастроительный материал в виде помыслов, чувств, представлений различныхсубъектов законотворческого процесса физических и юридических лиц.
Не менее значима роль правосознания в нормальном функционированииправореализационной деятельности:
1) правосознание образует необходимый психологический и идеологическийконтекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм. Развитоечувство права и законности является ведущей гарантией массового соблюдениятребований правовых предписаний;
2) правосознание выполняет важные функции в процессе примененияправовых норм должностными лицами. Должностные лица обязаны понять, уяснить,разобраться в смысле права, его требованиях и дозволениях. Без развитого правосознаниясделать это невозможно[8].
Таким образом, выступающее в виде господствующей правовойидеологии правосознание вплотную примыкает к позитивному писаному праву,обнажая его сущность и особенности его содержания, что придает и правотворчеству,и правоприменению, всей правовой системе целенаправленный, социальноопределенный характер. Органическая близость права и господствующего правовогосознания объясняет ту кажущуюся нелогичной последовательность в историческойцепи правовых явлений, когда правосознание в своих первичных формах как быопережает собственно право, придавая в общественном мнении значение правовогонепосредственно индивидуальным отношением, фактической силе. Причем такого родаопережение характерно не только для начальных фаз возникновения права, но и дляразвитых правовых систем. В сложном процессе взаимодействия и взаимообогащенияправа, юридической практики, правовой идеологии, когда в процессе деятельностиправоприменительных органов вырабатываются образцы решения типичных юридическихдел, последние выступают именно в виде явлений правосознания. Весьма нагляднорегулятивная энергия, выраженная в активных формах господствующегоправосознания, обнаруживается в таких исторических ситуациях, когдаправосознание выступает как бы обособленно, становится основой всего механизмаправового регулирования еще до создания национальной правовой системы или впроцессе ее глубокого социального преобразования (ныне этот процесс с потерямии издержками идет в России). При этом правосознание на период до полногоустановления новой правовой системы призвано лишь временно замещать, исполнятьобязанности собственно права, но позитивным само по себе не является. В целомже такие формы господствующего правосознания, как правовая идеология, которойохватываются господствующие юридические доктрины, профессиональное и массовоеправосознание следует рассматривать в качестве части правовой системы. Правоваяидеология не только проникает в саму плоть собственно права и не тольковыступает его непосредственной основой, но и способна при определенныхисторических условиях в какой-то мере занять место, отведенное позитивномуправу, со всеми плюсами и минусами, возникающими в результате такой замены[9].
Правовое сознание реализуется как собственно в праве, так и в особомфеномене правовой действительности в правовой культуре. Правовая культурапредставляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутомуровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, техособенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре,к правовому прогрессу.
Таким образом, состояние правосознания в обществе, т.е. степеньзнания и понимания права, осознание необходимости строго выполнять требованиязаконности, уровень развития чувства права и законности – все это критерии,характеризующие правовую культуру. Следовательно, правовая культура это, преждевсего, качественно насыщенное правовое сознание.
Важнейшими показателями правовой культуры являются уровеньмассового правосознания, объем и интенсивность общего правового просвещения. Неменее существенны и такие показатели, как масштаб и глубина юридическогообразования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степеньразвития юридической науки. Особое значение имеет правовая культура личности,которая тесно связана с ее правосознанием. Вместе с тем, правовая культура иправосознание личности понятия нетождественные. Правосознание понятие болееширокое. Оно формируется под воздействием различных объективных и субъективныхфакторов, зачастую противоречиво по своей сущности, включает как позитивные,так и негативные взгляды, убеждения, оценки. Правильно ориентированное в целом,оно в какой-либо части может быть дефектным.
Правовая культура личности это лишь позитивные взгляды, оценки,мотивы, установки, лежащие в основе правомерного и социально-активногоповедения. Правовая культура результат целенаправленного воспитания правосознания,его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам исвободам, а через них ко всей правовой жизни общества[10].
Отношение к правовой жизни в значительной степени зависит отоценки личностью прав, свобод, обязанностей, предполагающей сопоставлениеправовых норм с собственными потребностями, интересами, мотивами, целью исоциальной установкой. В соответствии с этими потребностями и интересамииндивид либо сознательно согласует поведение с обозначенным правовым образцом,либо совершает внешне правомерные действия, но не опирающиеся на внутреннююмотивацию, либо отклоняется от предлагаемого правовой нормой вариантаповедения. Позитивная оценка предлагаемого нормой поведения лежит в основеправомерных поступков. Именно оценка, в конечном счете, определяет характерповедения личности в сфере права.
Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы сферыправа, юридической практики. Правовая культура неотъемлемая часть культурыобщества в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население,значит поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такой компонент вценностной ориентации людей, который затрагивает важнейшие стороны общественнойжизни: реализацию начал демократии, справедливости, свободы, высокуюорганизованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок иответственность, гарантированность прав личности. А все это включается в общуюкультуру поведения людей, является неотъемлемым элементом современногогражданского общества.
Таким образом, на основе вышесказанного мы убедились, что правосознаниекак бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правовоговоздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданиююридических норм, но и сопровождает их на всем протяжении их действия и дажепосле отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости вомногом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования.
3.Самобытность правосознания в Российской Федерации
Особенностироссийского правосознания могут быть выявлены лишь посредством конкретныхисследований. Такие исследования, безусловно, необходимы: исторический опытнеопровержимо свидетельствует, что любые политические решения, законы, указы ит.д. оказываются неэффективными, если они противоречат культуре масс,выраженной в частности в правосознании.
Яркопрослеживается в современном правосознании российского народа наследие вековыхтрадиций. Характерно восприятие общества как патриархальной общности, всецелоопределяющей жизнь индивида, не видящего себя вне этой коллективной формысвоего бытия. Власть в этой общности воспринимается в виде патриархальнойформы, в которой Первое лицо (Царь, Генсек ЦК КПСС или Президент) скореевыступает в роли отца, чем официальной главы государства. Такая власть можетвсе. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Напротив, всеофициальное, формализованное, выходящее за пределы патриархальных структур,встречается с подозрением, воспринимается как чуждое.
Наидеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании, еще не преодоленывсе те предубеждения и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманиюроли права, его социального потенциала. В числе таких предубеждений одномерноепредставление о праве лишь как о средстве наказания и разрешения конфликтов,отождествление права с законом и т.д. Сюда может быть отнесен и подход к праву,названный антиюридическим морализмом, при котором право предстает каквторостепенное, нижестоящее по отношению к нравственным началам.
Здесьже коренятся и источники правового нигилизма, принявшего широкомасштабныеразмеры: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органовгосударства. Бытует мнение, что юридическому нигилизму немало способствовалаперестройка с сопровождавшими ее войной законов, национальными конфликтами,падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной ипредставительной властей т. п. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать.Однако более значимым представляется другое объяснение: как только обществоотказалось от авторитарных методов не правового государственного управления ипопыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее вполитическом и экономическом плане люди получили более или менее реальнуювозможность пользоваться правами и свободами, так тот час же дал о себе знатьнизкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в немпренебрежение к праву, его недооценка.
Такимобразом, вся сфера правового сознания оказалась в кризисе. Этот кризисусугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализациейгосударственности и огосударствлением криминала.
Криминализациягосударственности в сегодняшней России предопределяется уникальной рольюкоррупции как единственного и де-факто легализованного способа самоорганизациигосударственного механизма. Суть проблемы состоит в том, что государственнаясистема в России в ее нынешнем проявлении не может быть названакоррумпированной она коррупциогенна, поскольку практически не предоставляетгосчиновникам возможности для некоррумпированного существования.
Процесскриминализации идет не только сверху, путем укоренения системы, провоцирующейкриминал, но и снизу, путем огосударствления преступности, общепризнанногоперехода к ней некоторых функций, являющихся прерогативой государственныхинститутов[11].
Насильственновытесняемое за пределы законопослушного поведения общество стихийно пытаетсявыработать новые принципы бытового поведения, новую реальную этику, разделяемуюобществом в целом и соответствующую общественно-экономической практике.
Врамках реальной этики происходит постоянное столкновение бытового здравогосмысла с практически бездействующим законодательством, которое, в силу своегонесоответствия здравому смыслу, осознается обществом как неправедное и неподлежащее исполнению. В результате в обществе вырабатываются стереотипыасоциального поведения, готовность к бойкотированию судебной иправоохранительной систем, к массовому отторжению официальной власти как неимеющей морального права на регулирование общественных отношений.
Образующийсявакуум частично заполняют различные неформальные способысоциально-экономической саморегуляции, среди которых на первое место выходятспособы, связанные с деятельностью организованных преступных группировок.Реальный бизнес все в большей степени склонен воспринимать ОПГ как власть иотноситься к ней с активной лояльностью. ОПГ выступают в качестве сборщиканалогов и защитник, выполняют арбитражные функции, а главное действуют наоснове негласных принципов правил, признаваемых значительной частью общества вкачестве справедливых и естественных.
Вобществе воспроизводится на новом уровне фиктивный характер официальнойправовой системы, свойственный советскому периоду когда основы писаного праваносили большей частью декларативный, идеологический характер, а повседневнаяжизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийныхинструкций, общепризнанных негласных принципов, устных согласований и т.д.Только сегодня это прецедентное право по-русски приобретает характер, все болеесходный по форме и содержанию с нормами уголовно-лагерной, воровскойсамоорганизации.
Всовременных условиях в российском обществе необходимо преодолеть правовойнигилизм, воспитывать уважительное отношение к закону, сознание и чувствоответственности, непримиримости к произволу, коррупции, такому состояниюправовой системы и общественной морали, которую именуют понятием беспредел.Основами формирования здорового нравственного и правового сознания российскихграждан является социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояниянарода, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейшихсоставных частей всей работы по искоренению произвола, нигилизма, социальнойапатии являются активные меры по правовому воспитанию граждан.
Воспитаниеправосознания находится в органической связи с началами нравственности,демократического сознания всех граждан, связано с процессом повышения культурыобщества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. Вдуховной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идейсоциально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросысоотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданскойответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность,права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свободачеловека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведениялица, в которых реализация его здоровых, разумных и благородных интересовсочеталось бы с уважением интересов других людей, общества, государства[12].
Естественно,что воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, нормв семье, школе, в духовном общении. Здесь закладывается нравственный фундамент,на котором формируются элементы правосознания. Воспитание правосознанияявляется составной частью всей культурной жизни общества, социальных функцийгосударства, проявляющего заботу о просвещении и воспитании подрастающегопоколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательноезначение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работаподнимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общихюридических принципов и требований, отвечающих интересам всего общества,государства. Воспитание в духе права, законности не ограничивается правовымпросвещением, формированием позитивного отношения к закону, праву, а находитсвое завершение в правовой активности личности, в ее правовой культуре.
Развитиеправового сознания гражданина, общества способствует преодолению отсталыхвзглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев произвола инасилия над личностью. Внесение научно-обоснованных, взвешенных правовыхпредставлений, взглядов в сознание граждан, борьба с преступностью являютсяпредпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможнопостроить гражданское общество и правовое государство[13].

Заключение
 
Вся история культурного человечества свидетельствует о том, что право игосударство периодически вступают в состояние глубокого кризиса. Причина этихкризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок теряет из видаединую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие дляусловных, малых заданий и частных вожделений; отсюда вырождение правовой игосударственной жизни – безыдейность власти и умаление ее авторитета,отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутригосударств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своемуобъективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства; восуществлении же оно слишком часто прикрывает собой ложь и насилие, раздор,бунт и войну.
Людиобъединяются на основах права как бы лишь для того, чтобы осуществитьвнеправовое разъединение; двое устанавливают солидарность, чтобы восстать натретьего; братство служит вражде; под видом порядка тлеет и зреет новая распря;мир оказывается перемирием, а перемирие готовит войну и, подготовив, уступаетей свое место. Кризис наступает тогда, когда история начинает подводить итогицелому народу, наполненному такими своекорыстными посягательствами,беспринципными блужданиями и беспомощными взрывами. Тогда, как бы внезапно,обнаруживается, что право и государство получили неверное содержание инедостойную форму; что они утратили свое единое назначение, а может быть, ивсякую цель; что они сделались орудием зла, а не добра; что они нуждаются вглубоком обновлении и возрождении.
И,почувствовав беду, но не поняв ее значения и ее корней, человечество начинаетвыбираться из нее с той же инстинктивной слепотой и духовной беспомощностью, скоторой оно позволило ей настигнуть себя и подавить, а слепота и беспомощностьприводят его опять к паллиативам, к внешнему упорядочению жизни, к новымопасностям, недугам и разложениям.
Для тогочтобы право и государство действительно вступили на путь обновления ивозрождения, необходимо верно осознать их природу, их цель, их основу, и,затем, сделать осознанное предметом воли и жизненного действия. В основанииизречения должно лежать верное понимание здорового организма и его недугов. Установиттакое верное понимание правового и политического общения есть задача философииправа: разрешить эту задачу, значит создать учение о здоровом и верномнормальном правосознании.
В результатеисследования, проведенного в данной работе, мы выяснили, что правосознаниесуществует до, после и параллельно с правом и является, во-первых, егоисточником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых,одним из обязательных механизмов реализации, воплощения в жизнь, в-третьих,средством оценки соответствия поведения нормам права. Таким образом,правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования.
Кризиссовременного российского правосознания вызывает необходимость и потребностьпринятия и воплощения в жизнь мер, направленных на повышение общего уровняправового сознания, преодоление правового нигилизма российских граждан,формирование правовой культуры общества и личности, чтобы уважение к праву изакону стали личным убеждением каждого человека.
Особое местов ряду этих мер должно занять правовое воспитание. Правовое воспитание одно издейственных средств укрепления законности и правопорядка, целенаправленногоформирования потребностей и интересов личности. Целью правового воспитаниядолжно стать формирование уважения к праву, закону, которое должно опираться настойкие правовые убеждения, взгляды, оценки, установки, привитие навыковправомерного и социально-активного поведения личности в правовой сфере. Такимобразом, правовое воспитание должно быть направлено на правовое развитие личности,которое рассматривается как процесс формирования правового сознания и правовойкультуры.


Списоклитературы
 
1. С.С. Алексеев,Государство и право, М., 2004 г.
2. С.С. Алексеев,Общая теория права, М., 1981 г.
3. В.П. Желтова,Философия и буржуазное правосознание, М., 1977 г.
4. И.А. Ильин, Осущности правосознания, М., 2003 г.
5. В.И. Каминская, Ратинов А.Р. Правосознаниекак элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правовоговоспитания, М., 1974.
6. Общая теория права игосударства // под ред. В.В. Лазарева, М., 2004 г.
7. А.К. Уледов,Структура общественного сознания, «Мысль», 2006.
8. И. Фарбер,Правосознание как форма общественного сознания, М., 1963 г.
9. Е.А. Лукашова,Социалистическое правосознание и законность, Юридическая литература, М., 1973 г.
10. Мапельман В.М., Пеньков Е.М. Политическиеи правовые формы общественного сознания / / Философские науки, 1980 г. №5.
12. Теория государства иправа. / Курс лекций под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. Юрист, М. 2007 г.
13. Рябко И.Ф. Правосознаниеи правовое воспитание масс. Рн/Д 1969 г. Изд. Ростовского Университета.
14. «Формы общественногосознания», изд-во МГУ, 200.
15. «Взаимодействие формобщественного сознания», изд-во МГУ, 1964
16. Каминская В.И., Ратинов А.Р. Правосознаниекак элемент правовой культуры. Правовая культура и вопросы правовоговоспитания. – М., 1974.
17. «Политическоесамообразование» 1968 г. №2.
18. Остроумов Г.С. Правовоесознание действительности. М.: Наука, 1969.
19. Б.Д. Парыгин,Социальная психология как наука, изд-во ЛГУ, 1965,
20. www.spbpravo.ru
21. Кузнецов Э.В. Кризиссовременного правосознания // Изв. Вузов. Правоведение. 3/1994.
22. www.tsure.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.