Реферат по предмету "Государство и право"


Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Контрольная работа
по Оперативно-розыскной деятельности
тема: Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам,осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

План
Введение
Социальная и правовая защита граждан, содействующихорганам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
Заключение
Литература
Введение
Пункт 1 статьи 12 Конституции РФгласит: «Российская Федерация — социальное государство, политика которогонаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека».
Из этого следует, чтодеятельность государства направлена на социальную поддержку граждан, наобеспечение достойной жизни населения страны, на защиту их интересов.
Государство оказывает социальнуюподдержку различным категориям граждан, среди которых есть категория лиц,содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность,независимо от формы содействия, и продолжительности содействия.
Социальная поддержка даннойкатегории граждан может осуществляться в различных формах.
Федеральные законы,регламентирующие деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность, устанавливают формы и виды социальной поддержки граждансодействующих этим органам.
/>/>Социальнаяи правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющимоперативно-розыскную деятельность
 
Лицо, содействующее органу ОРД,находится под защитой государства. [1]
Под защиту государства беретсякаждое лицо, которое в той или иной форме оказывает помощьоперативно-розыскному органу, вне зависимости от продолжительности оказанногосодействия, а также вне зависимости от времени оказания содействия.
С лицом, изъявившим желаниесодействовать органу, осуществляющему ОРД, заключается контракт, порождающийправовые отношения между ними.
Социальная и правовая защитатаких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность приниматьнеобходимые меры по предотвращению противоправных действий против них,установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности,предусмотренной законодательством.
Социальная и правовая защитаграждан, содействующих органам внутренних дел в осуществленииоперативно-розыскной деятельности, может выражаться в гарантиях иобязательствах.
На лиц, оказывающих содействиеорганам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскной деятельности набесконтрактной основе, гарантии государства по социальной и правовой защите нераспространяются.
Однако это не освобождает органывнутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного кругадействий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) передлицами, оказывающими содействие в ОРД на бесконтрактной основе.
При осуществлении содействиягражданами в ОРД, под защиту государства попадают две категории объектов:
лица, которые осуществляютсодействие органам ОРД, члены семей этих лиц (супруг, супруга, дети) и близкие,т.е. лица, не являющиеся родственниками или членами семьи, но в силусложившихся определенных личностных отношений являются дорогими для лица,оказывающего содействие органам, осуществляющим ОРД;
имущество вышеуказанных лиц.
Защита государством, граждан,содействующих в осуществлении ОРД, осуществляется только при возникновенииреальной угрозы, которую следует понимать в двух аспектах:
1) ее наличие — угроза действительнодолжна возникнуть при наличии определенных данных (высказана, поступила поканалам связи). Не будет наличия угрозы, когда опасность возможна только внеопределенном будущем;
2) ее действительность — опасностьдля охраняемых законом объектов должна исходить от объективно существующего, ане воображаемого источника опасности.
Лицо из числа членов преступнойгруппы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, ипривлеченное к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскнуюдеятельность, активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившеенанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождаетсяот уголовной ответственности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. [2]
Это предписание, прежде всего,вытекает из требований института деятельного раскаяния, который закреплен вуголовном (ст.75 УК РФ), уголовно-процессуальном законодательстве (ст.28 УПК РФ).
Деятельным раскаянием признаютсяслучаи, когда лицо, впервые совершившее преступление небольшой или среднейтяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если послесовершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовалораскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладиловред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаянияперестало быть общественно опасным. [3]
Единственным законом,определяющим основание уголовной ответственности лиц и условия освобождения отнее, является уголовный закон. Согласно ст.8 УК РФ основанием уголовнойответственности является совершение деяния, содержащего все признаки составапреступления.
Одним из обязательных условийдеятельного раскаяния выступает явка с повинной, представляющая добровольноеличное обращение лица, совершившего преступление с заявлением о нем вправоохранительные органы или суд, с четким намерением передать себя в рукиправосудия и понести справедливое уголовное наказание.
Явка с повинной должна бытьдобровольной, т.е. осуществлена без психического либо физического принуждениясо стороны кого-либо. Добровольность отсутствует в случае, когда заявившее лицоосознает, что правоохранительный орган располагает сведениями о совершенном импреступлении и направляет определенные силы для его задержания.
Закон формулирует условияосвобождения от уголовной ответственности, которые должны рассматриваться всовокупности. Ими являются:
1) преступление не повлеклотяжких последствий. Данное условие является оценочным. Его не следуетотождествлять с одноименным квалифицирующим признаком, предусмотренным внекоторых статьях Особенной части УК РФ. Оно может иметь место как в случаях,когда член организованной преступной группы совершает преступлениесамостоятельно, так и при совершении преступления группой лиц.
Если преступление, совершенноегруппой лиц, повлекло тяжкие последствия, вопрос об освобождении отдельных лицот уголовной ответственности должен рассматриваться исходя из направленностиумысла, степени фактического участия в выполнении объективной стороныпреступления, а также иных обстоятельств дела.
2) лицо привлечено ксотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность иактивно способствует раскрытию преступления.
Под привлечением ксотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, понимается содействие этим органам,как по контракту, так и в иных формах.
Активно способствовать означаетосознанное инициативное стремление оказать действенную помощь в раскрытиипреступления, а не пассивное исполнение указаний оперативного работника.
Соответственно, определяющеезначение имеет не сам факт сотрудничества, а его результативность в раскрытиипреступлений, выявлении и изобличении лиц, причастных к их совершению,обнаружении места и каналов сбыта или хранения материальных ценностей, добытыхпреступным путем, и других объектов, которые могут иметь значение вещественныхдоказательств.
3) возместило нанесенный ущербили иным образом загладило причинённый вред.
Возмещение нанесённого ущербапредставляет собой добровольное восстановление, по мере возможности, тех правили благ, которых виновный лишил потерпевшего в результате совершённогопротивоправного деяния.
Заглаживание причиненного вреда — это значимое уменьшение определенным образом вредных последствий совершённогопреступления. Оно также должно носить добровольный характер и возможно толькопосле совершения преступления.
Возмещение нанесённого ущербаили заглаживание причинённого вреда может быть осуществлено в любыхпредусмотренных или не противоречащих закону формах: уголовно-правоваяреституция; возврат аналогичных, равных по стоимости вещей; денежное возмещение;восстановление утраченного или разрушенного личным трудом и т.д.
Лица, оказывающие содействиеорганам внутренних дел в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение идругие выплаты, на что из федерального бюджета согласно ст. 19 ФЗ «Обоперативно-розыскной деятельности», выделяются финансовые средства.
Эта социальная гарантияраспространяется на две категории граждан: на лиц, сотрудничающих с органами,осуществляющими ОРД и на лиц, которые оказали оперативно-розыскному органупомощь в раскрытии преступления или установлении лица, его совершившего.
Полученные указанными лицамисуммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральнымзаконодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах неуказываются.
Виды, размеры и порядок выдачи денежныхвознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативнымиактами конкретного оперативно-розыскного органа.
Сотрудничество граждан поконтракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, какправило, является их основным родом занятий и поэтому при их желании может бытьвключено в трудовой стаж.
Причём учёт временисотрудничества в качестве трудового стажа может быть установлен в льготномисчислении.
Оформление трудового стажа ипенсии не должно придавать гласности факт конфиденциальности сотрудничестваграждан с органами внутренних дел. Порядок подготовки необходимых для органовсоциального обеспечения документов определяется ведомственными нормативнымиактами МВД РФ, а также пенсионным законодательством.
Ведомственными нормативнымиактами МВД предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающихсодействие органам внутренних дел, в случае возникновения угроз их жизни,здоровью, собственности.
Под специальными мерами понимаютсямеры, аналогичные тем, которые принимают для обеспечения безопасностидолжностных лиц оперативно-розыскных органов.
К таким мерам, в частности,относятся физическая охрана, предоставление квартир-убежищ, смена местажительства, замена паспортов с изменением фамилий, внешности и др.
В случае гибели лица,сотрудничающего по контракту с оперативным подразделением органа внутреннихдел, в связи с его участием в проведении оперативно-розыскных мероприятий семьепострадавшего и лицам, находящимся на его иждивении, из средств соответствующихбюджетов выплачивается единовременное пособие в размере десятилетнегопостоянного ежемесячного денежного содержания погибшего и в установленномзаконом порядке назначается пенсия по случаю потери кормильца. [4]
При получении лицом,сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов внутреннихдел, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием впроведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него возможностьдальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетоввыплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего его постоянногоежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначаетсяпенсия по инвалидности.
Получение одного из указанныхвидов расстройства здоровья должно повлечь инвалидность, т.е. стойкоерасстройство функций организма, которое привело к полной или значительнойпотере профессиональной трудоспособности, а равно иное нарушение состоянияздоровья (вследствие травмы, ранения), которое повлекло временную утратутрудоспособности.
Единовременное пособие и пенсиялицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно-розыскнойдеятельности, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсиясемье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии определенных оснований.
Оформление указанных выплат ипенсий лежит на органе внутренних дел, с которым конфиденциально сотрудничалпострадавший. Порядок оформления выплат и пенсий определяется ведомственныминормативными актами МВД РФ, законодательством о социальном обеспечении граждан.
При одновременном возникновениив соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких основанийдля указанных единовременных выплат, их осуществление производится по одномуоснованию по выбору получателя.
Указанные случаи могут иметьместо тогда, когда, например, лицо, получившее соответствующие травмы, увечья,ранения в результате осуществления содействия в проведении определенных ОРМ,впоследствии скончалось.
В данном случае единовременноепособие и пенсия выплачивается семье погибшего по основанию, указанному в ч.8 ст.18ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
Заключение
Каждый закон регламентирующийдеятельность органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,по-своему регламентирует правовой статус лиц, содействующих им.
Например, Закон «Об органахФСБ в Российской Федерации» весьма обстоятельно регламентирует правовойстатус лиц, содействующих органам федеральной службы. Указанным лицампредоставлены права:
а) заключать контракт с органамиФСБ о конфиденциальном сотрудничестве;
б) получать от сотрудниковорганов ФСБ разъяснение о своих задачах, обязанностях и правах;
в) в целях конспирациииспользовать документы, зашифровывающие личность;
г) получать обусловленноеконтрактом вознаграждение;
д) получать компенсацию заущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе выполнения своихгласных или негласных действий.
В то же время лица,содействующие органам ФСБ, обязаны: строго соблюдать условия заключенного сорганами ФСБ контракта или договоренности о сотрудничестве; добросовестновыполнять полученные от органов поручения; не допускать умышленногопредоставления необъективной, неполной, ложной или клеветнической информации; неразглашать сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений,которые стали им известны в процессе оказания содействия.
Наличие в информационныхсистемах сведений о деятельности физических и юридических лиц ни в коей мере неможет служить основанием для принятия органами ФСБ мер, ограничивающих правауказанных лиц.
Эта «свобода» действийфизических и юридических лиц, безусловно, не является произвольной, онаподчинена основополагающему принципу оперативно-розыскной деятельности — строгому соблюдению законности.
Литература
1.   Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // «Российскойгазете» от 18 (ст. ст.1-96),19 (ст. ст.97-200),20 (ст. ст. 201-265), 25 (ст.ст.266-360) июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118
2.   Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Обоперативно-розыскной деятельности» // «Российской газете» от 18августа 1995 г.
3.   Киселев А.П.Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». — М.: «ОСЬ-89»,2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сука Тамара
Реферат Правительство РФ высший исполнительный орган государственной влас
Реферат Beet Quen Essay Research Paper The Beet
Реферат Экологическая ситуация в Калининском районе Петербурга
Реферат Психолого-педагогическое сопровождение межличностного взаимодействия в целостном учебно-воспитат
Реферат Кавказ и русское государство XVI–XVII вв
Реферат Гуманистическая педагогика Адольфа Дистервега
Реферат Определение эффективности стилей руководства в организации
Реферат Отзыв по книге Приключения Тома Сойера
Реферат 5 вопросы к зачету по дисциплине
Реферат America Essay Research Paper What does it
Реферат Источники права древнерусского государства
Реферат Особенности поэтического мира Байрона (По произведениям Джорджа Гордона Байрона "Прометей" и "Валтасарово видение")
Реферат Влияние церкви на различные стороны жизни общества Древней Руси
Реферат 5. 1 Дефектоскопия