Реферат по предмету "Государство и право"


Система законодательства и правовая система

Министерство образования и науки РоссийскойФедерации

КУРСОВАЯ РАБОТА
Предмет:
"Теория государства и права"
 
«Система законодательства и правоваясистема»
 
 
 
 
 
 
 
 
Абакан 2009

Введение
Тема данной курсовой работы: Система законодательства и правоваясистема. Интерес к данной теме объясняется тем, что эти два понятия оченьблизки между собой, но о тождественности этих понятий говорить не приходится.
Эта тема является актуальной в теории государства и права, потомучто многие ученые рассматривают различные подходы на характер связи между этимидвумя системами. В этой работе будет рассмотрен взгляд большинства ученых, какнаиболее жизненный и обоснованный. Актуальность исследования заключается в том,что познание особенностей правовой системы России и системы законодательства, иих разграничения важно, как для будущих юристов, так и для людей других сфердеятельности: политиков, правоведов, социологов и т.д.
Эта тема достаточно разработана в правовой литературе. Во-первых,нужно вспомнить о нормативно-правовых документах (указы Президента, ФедеральныеЗаконы и т.д.), которые регламентируют различные вопросы, связанные с правовойсистемой и законодательством. Во-вторых, правовая система является относительномолодой и поэтому она находится в постоянном поиске путей своего развития,поэтому существует ряд публикаций в научно-периодической литературе (статьи вжурналах и газетах). Среди таких авторов можно выделить: Скурко Е.В., Лукашева Е.А.,Поленина С.В., и т.п. Кроме того, существует ряд монографических работ поэтой теме, посвященных и правовым системам мира (Рене Давид), и правовойсистеме сначала СССР, а теперь правовой системе России (Синюков В.Н.,Шафеев Д.Р). Большую помощь в написании работы оказал и учебные пособия поправу для ВУЗов. Среди них можно назвать учебники по курсу теории государства иправа следующих авторов: Курицына В.М. и Ивановой З.Д., Пиголкина А.С.,Корельского В.М. и Перевалова В.Д., Лившиц Р.З., Стрекозова В.Г.,Алексеева С.С., Комаров С.А. и Малько А.В., и т.д.
Цель работы:
– изучение системы права и системы законодательства,определение характера взаимосвязи между ними.
Для достижения цели исследования потребовался выход на решениеследующих задач исследования:
1. Изучить понятие «правовой системы», ее сущность как правовогоявления и структурную организацию.
2. Изучить понятие «системы законодательства», ее сущность истроение.
3. Сравнить две системы: правовую систему и системузаконодательства. Выяснить, каков характер связи существует между ними.
4. Рассмотреть особенности развития двух систем на современномэтапе.
1. Понятиесистемы права и ее элементы
Под выражением «система»[1]понимается «порядок расположения частей целого»[2], «нечто целое, представляющеесобой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связичастей»[3].
Система права носит объективныйхарактер. Право, как и законодательство, в конечном счете, определяетсяматериальными и социальными условиями жизни общества. Нередко термин «право» и «законодательство»употребляются как синонимы. Однако это не так. Каждый из них имеет своюспецифику.
Под системой права понимается еевнутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованностидействующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделении права наотносительно самостоятельные структурные элементы. (Правовая норма – институтправа – подотрасль права – отрасль права.)
Предмет правового регулированиявыступает основным критерием деления права на отрасли. Он представляет собойкачественно определенный вид общественных отношений, на который направленовоздействие данной отрасли права (например, сфера управленческих отношений в административномправе).
Метод правового регулирования – этодополнительный критерий, который представляет собой сочетание юридическихсредств и приемов, осуществляющих воздействие права на поведение людей,общественные отношения. Для урегулирования общественных отношений используются,главным образом, два метода: диспозитивный и императивный. Используя эти двакритерия, право подразделяется на следующие отрасли: государственное,административное, уголовное, гражданское, уголовно-процессуальное и другие.Отрасль права может включать в себя подотрасли.
Подотрасль права – это совокупностьправовых норм, регулирующих общественные отношения определенного вида, которыесоставляют часть предмета правового регулирования отрасли права. Иными словами,это группа родственных институтов права в составе определенной отрасли права.Например, авторское и патентное право в гражданском праве. Внутри отраслейимеются правовые институты.
Правовой институт – это группа нормправа, которые регулируют близкие по своему характеру и содержанию общественныеотношения, отличающиеся существенными особенностями. Например: институты правасобственности в гражданском праве; в уголовном праве – институты необходимойобороны и крайней необходимости.
Выделяются следующие виды правовыхинститутов[4]:
а) внутриотраслевые – состоят из нормодной отрасли права;
б) межотраслевые – состоят из норм двухи более отраслей (институты опеки и попечительства; собственности);
в) простой институт;
г) сложный институт, или комплексный(институт поставки – включает в себя институты штрафа, неустойки,ответственности);
д) регулятивные;
е) охранительные;
ж) учредительные.1.2 Частное и публичное право
Необходимость деления позитивного правана частное и публичное признавали многие представители научной мысли различныхэпох: французский философ Ш.Л. Монтескье; английский философ Т. Гоббс;немецкий мыслитель Г. Гегель и др. Разделяли эту точку зрения и российскиеправоведы Н.М. Коркунов, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, Г.Ф. Шершеневичи др.
Древнеримский юрист Ульпиан публичнымправом считал все, что относится к положению государства, а частным-то, чтослужит пользе (интересам) отдельных лиц. В качестве образца частного права онназывал римское гражданское право. Идея разделения права на публичное и частноев зависимости от того, чьи интересы каждое из них отражает, прошла через века иво многом определила юридическую доктрину и практику законодательства многихгосударств. Это в немалой степени связано с рецепцией рядом государств мираосновных институтов римского права.
Следует отметить, что по своей сутиправо всегда носит официальный характер и содержит в своих предписанияхгосударственно-волевой императив по регулируемым видам общественных отношений.Поэтому в широком понимании оно имеет публичный характер. Исходя из этого, вюриспруденции под публичностью понимается властно-правовой характер,проявляемый государством в процессе достижения определенных целей. С учетомтакого подхода понятие публичного права можно сформулировать следующим образом.
Публичное право – это часть национальнойсистемы права, нормы которой регламентируют сферы общественных отношений,которые предназначены защищать интересы государства и общества.
Реализация положений публичного праваосуществляется в процессе государственно-властной деятельности. Предметомпубличного права является сфера публичных интересов. Для публично-правовыхотношений характерно неравноправие сторон. Это определяется тем, чтогосударство непосредственно или через свои структуры выступает в качественосителя властных (публичных) полномочий, применяемых с целью обеспеченияинтересов всего общества или отдельных его социальных слоев.
Однако это не означает игнорированиенормами публичного права интересов отдельных индивидов. В первом случае речьидет об обеспечении: общих интересов государства и общества; определениифункций и полномочий органов государственной власти; возложении обязанностей награждан по отношению к государству и др. В то же время нормы публичного права вобязательном порядке (универсальное качество права) содержит правовыепредписания, предоставляющие субъектам возможность требовать от государства иего структур право (гарантию) на реализацию провозглашаемых прав и свобод.
Частное право (лат. jus priyatum)предназначено конкретизировать субъективные права индивидов (физических июридических лиц), возникающие на основе правоотношений общего характера. Этонаходит свое отражение в его принципах – независимость и автономия личности,законодательное признание защиты права частной собственности, свобода договора[5].
А.С. Пиголкин частное правоопределяет как «часть системы действующего права, которая обеспечивает интересотдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, ихобъединений, предприятий, фирм и иных хозяйственных подразделений и основана надоговоре между равноправными субъектами»[6].
Частное право предназначено регулироватьте сферы общественных отношений, в которых непосредственное влияние государстваносит ограниченный характер, позволяющий субъектам права самореализоватьсяисходя из предоставляемых возможностей: право на объединение;предпринимательская деятельность; семейные отношения и т.д.
В отличие от публичного права частноеправо содержит горизонтальные правоотношения, основанные на юридическомравенстве субъектов. В нем воля государства выражается в виде юридическихдозволений, а не в императивных предписаниях и запретах. Частное правоспециалистами рассматривается как необходимая предпосылка (своего рода фильтр)для ограничения и установления пределов вмешательства государства в сферунепосредственных интересов индивидуальных или коллективных субъектов права.
На протяжении всего периодасуществования СССР категории «публичное право» и «частное право» былифактически изъяты из научного оборота. Официально это произошло в 1922 г.в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Обладающийнепререкаемым авторитетом В.И. Ленин по этому поводу заявил: «Мы ничего«частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое,а не частное»[7].
С распадом Советского Союза ивозникновением на его основе новых государств произошли резкие (революционные)изменения в методах государственного управления, выразившиеся в отказе отдирективного подхода к процессу планирования; приватизации государственнойсобственности и иными заимствованиями элементов рыночного механизма западных «цивилизованных»государств. В то же время в России и в бывших социалистических странахнаступила эра другой крайности – по существу неограниченное господство частногоначала и частного интереса.
В пользу расширения частноправовых началмногих сторон нашей жизни, несомненно, свидетельствует провозглашениеКонституцией в числе неотъемлемых прав человека право частной собственности изакрепление гарантий ее защиты (ст. 35). Однако согласно ст. 8Конституции РФ помимо частной собственности в России существуют и должныпользоваться равной поддержкой и защитой государства государственная,муниципальная и иные формы собственности.
Разделение системы права на частное ипубличное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль,структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, чтокаждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслейправа: частное – гражданское, семейное, трудовое право; публичное – всеостальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а напротив, предполагаетпроникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемыхпубличным правом. Например, появилась категория административных договоров.Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в томчисле устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы иответственности в случае их нарушения.
Как и при делении системы права наотрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит всоответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этихкритериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслейправа предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всехэлементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главныйсистемообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых,применительно к отраслям права предмет регулирования представляет собойосновной критерий классификации, а метод правового регулирования – дополнительный.1.2 Отрасли права и их институты
В зависимости от того, какиеобщественные отношения нормы права регулируют, они объединяются в обособленные,относительно самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуютсяотраслями права. Отрасль права – это часть системы права, представляющая собойсовокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группуобщественных отношений, с присущим ей особым методом правового регулирования[8].
Отрасли права могут относиться к областичастного или публичного права и к «материальному» или процессуальному праву.
Каждая отрасль права отличается отдругой отрасли права своим особым предметом и методом правового регулирования.Под предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которыерегулируются правом. Заметим, что предметом самой юридической науки являетсяправо как общественное явление. Каждая отрасль права связана с определеннымвидом общественных отношений. Предмет правового регулирования являетсяоснованием или критерием построения системы правовых норм в отрасли права,подотрасли либо правового института. Именно нормы этих структурных элементовсистемы права качественно отличаются друг от друга, имеют свое назначение,выполняют определенные функции. Следовательно, под предметом правовогорегулирования каждой отрасли права понимается качественно однородная группаобщественных отношений, регулируемая нормами данной отрасли права.
Если предмет правового регулированиякаждой отрасли права указывает нам на то, что регулируется нормами даннойотрасли (какие общественные отношения), то метод правового регулированияпоказывает, как регулируются эти отношения, какими приемами и средствами. Методправового регулирования служит дополнительным основанием или критериемпостроения системы юридических норм. Метод правового регулирования – юридическиесредства и способы обеспечения и выполнения предписаний правовых норм. Этотметод характеризуется следующими основными качествами:
– порядком установлениясубъективных прав и юридических обязанностей;
– степенью их определенности и «автономности»действий субъектов;
– правовыми средствами и способамиобеспечения субъективных прав и юридических обязанностей.
Названные особенности четко проявляютсяпри сравнительном анализе отраслей права и законодательства. Так, например, вгражданском или семейном праве допускается автономность поведения субъектовправоотношений в рамках закона. А для уголовного права характерен властныйметод правового регулирования путем установления запретов совершать определенныедеяния (действия или бездействия), указанные в нормах особенной частиуголовного законодательства.
В теоретическом плане различаютавтономный (диспозитивный) и императивный (авторитарный) методы правовогорегулирования[9]. Автономный метод предоставляет самим участникам правоотношенийсамостоятельно определять тот или иной вариант поведения в рамках,установленных нормами права. Он характеризуется относительной свободойповедения сторон, их равным положением в правовых отношениях. Например, вгражданском праве имущественные отношения регулируются методом равенства исвободного волеизъявления сторон.
Императивный метод характеризуетсяиспользованием властных правовых предписаний, которые устанавливают порядоквозникновения конкретных прав и обязанностей у субъектов правоотношений. Так, вадминистративном и уголовном праве предписания правовых норм регламентируют,каким образом не следует поступать участникам правоотношений, так как иначемогут быть нежелательные правовые последствия.
В каждой отрасли права следует выделятькак общие методы правового регулирования, так и свои частные, вытекающие изособенностей регулируемых общественных отношений.
В системе современного российского правав зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделитьследующие основные отрасли права.
1. Во главе всей системы норм правастраны находится отрасль конституционного права, которая является базовойотраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное)право – это область публичного права. Главная задача конституционного права – организацияосуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона.Государственное право регулирует отношения, возникающие между обществом,личностью и государством. Однако не все эти отношения регулируютсягосударственным правом, а только те, которые устанавливают общие принципыорганизации и деятельности государственной власти. Конституционное праворегулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя,конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства,принципы организации и деятельности государственных органов, основы местногосамоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном праве,являются основополагающими для всех других отраслей права. Нормы Конституцииобладают высшей юридической силой.
2. Административное право – это областьпубличного права. Нормы административного права регулируют отношения,складывающиеся в сфере государственного управления, т.е. отношения власти иподчинения. Это исполнительно-распорядительная деятельность органовгосударственной власти. Нормы административного права регулируют отношения,устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органовгосударственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия.Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являютсяадминистративными правонарушениями, определяет меры административных взысканийза эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела обадминистративных правонарушениях.
3. Гражданское право – это областьчастного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения исвязанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественныеотношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанныес обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения,право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные спереходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественныеотношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметомнематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, правоавторства). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формысобственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанностиучастников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности,других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектовгражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы правовойорганизации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизацииили ликвидации этого лица.
4. Уголовное право – это областьпубличного права. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершениемпреступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного правадают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают составпреступления. В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий переченьуголовно наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются обстоятельства,исключающие преступность деяния, определяют смягчающие и отягчающие уголовнуюответственность обстоятельства.
5. Процессуальное право – это областьпубличного права. Делится оно на гражданский процесс и уголовный процесс.Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения,связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению,расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы уголовно-процессуальногоправа определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесениясудебного приговора, его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальноеправо регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормыгражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения дел поспорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а такжепорядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.
Помимо названных выше отраслей права, всистеме норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся отосновных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право,коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология,уголовно-исполнительное право и др.
Отрасли права в свою очередьподразделяются на подотрасли и правовые институты. Подотрасль права – частьотрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородныхобщественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Например, вконституционном праве – избирательное право; в природоохранительном праве – горноеправо, водное право, лесное право; в гражданском праве – жилищное право,авторское право, наследственное право и др.
Правовой институт – это элемент отраслиправа, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественнооднородную группу общественных отношений[10]. Правовыеинституты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевойправовой институт представляет собой однородные группы юридических норм внутриодной отрасли права. Например, в конституционном праве – институт правовогостатуса личности, в административном праве – институт государственной службы, вмеждународном праве – институт дипломатического права, в гражданском праве – институтобязательств и т.д. Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовыенормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права,например, включает в себя нормы государственного, административного иуголовного права.
2. Понятиесистемы законодательства, соотношение системы права и системы законодательства
В теории права под системойзаконодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актовразличной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящихперед государством задач обладают согласованностью действий и внутреннимединством[11].
Вопрос о системе законодательства каксовокупности нормативных правовых актов связан с классификацией исистематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности иудобства пользования субъектами и права реализации.
Систематизация законодательства – этоупорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную,целостную систему.
Под законодательством в широком смыслепонимают совокупность законов и подзаконных актов. Законодательство по уровнююридической силы делится на законы, нормативные указы главы государства идругие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское,трудовое, семейное и другие.
Система законодательства выступает какрезультат, следствие систематизации, а также как органическое свойствозаконодательства.
Словари понятие «законодательство»определяют по-разному: как «общность и дух всех постановлений, законов страны»[12]; «совокупностьвсех правовых норм, действующих в данном государстве»[13]; «совокупностьзаконов»[14].
В то же время реализация органамипрокуратуры одной из своих основных функций заключается в надзоре зазаконностью – законами и указами Президента России, имеющими силу закона. Вкомментарии к статье 21 («Предмет надзора») Федерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» говорится о том, что прокурор осуществляет надзор толькоза исполнением всей системы действующих законов. В их число входят: «КонституцияРоссийской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы;конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации…»[15].
Зарубежный опыт свидетельствует оследующем. Например, исходя из смысла содержания главы VII Конституции ФРГ («ЗаконодательствоФедерации») под законодательством следует понимать совокупность нормативныхправовых актов, принимаемых органами власти[16].
Конституция СССР 1977 г. ввела длязаконов и иных нормативных актов высших федеральных органов власти специальныйтермин, имевший родовое значение – «акты законодательства». В тексте нынедействующей Конституции Российской Федерации 1993 г. этот термин неприменяется.
В теории права законодательство приняторассматривать в широком и узком смыслах. В первом случае законодательствопонимается как внешняя форма объективного права, включающая в себя совокупностьвсех видов нормативных правовых актов, действующих в государстве.
Во втором – понятие законодательствасужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания РоссийскойФедерации (ранее: Верховный Совет СССР), т.е. до законов.
На практике дело обстоит несколькоиначе. Это можно объяснить тем, что правовое регулирование общественныхотношений нельзя разорвать на части и рассматривать только на федеральном илитолько на местном уровнях. Оно опирается на весь комплекс правовых норм сверхудонизу. От самых общих (законы) до самых конкретных (ведомственных илилокальных нормативных актов). Здесь просматривается определенное противоречиемежду позицией общей теории права с конкретными правовыми науками и правовымиреалиями общественных отношений.
Широкое понимание термина «законодательство»– это то, что гораздо более жизненно и что действительно работает на практику.Мировой и отечественный опыт свидетельствуют о том, что развитие системызаконодательства и системы права идет по пути их дальнейшей специализации, т.е.приобретает не только более предметный, но и обособленный характер. Нельзя несогласиться с точкой зрения С.Л. Зивса, справедливо считающего, что «любойведомственный акт без каких-либо уточнений и оговорок к законодательствуотнести нельзя».
Государственной Думой РоссийскойФедерации на протяжении нескольких лет (с 1996 г.) планируется принятиеФедерального закона «О нормативных правовых актах Российской Федерации»,получившего название «закон о законах». В одном из проектов предлагалсякомпромиссный, но, с нашей точки зрения, наиболее точный вариант трактовкитермина «законодательство», отражающий не только федеративное устройствоРоссийского государства, но и четко определяющий его предмет. В дальнейшембудем придерживаться следующих подходов.
Федеральное законодательство включает всебя Конституцию Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральныхорганов государственной власти и международные договоры, участниками которыхявляется Россия.
Система законодательства, как и системаправа, носит объективный характер. Ее содержание, в конечном счете,определяется не только материальными и социальными условиями жизни общества.Одна из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самогогосударства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе историческогоразвития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательствавыступает не только как результат, следствие систематизации, но и какорганическое свойство законодательства. Особенностью формированиязаконодательства Российской Федерации, позволившей ей достичь достаточновысокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранеепринятых концепций[17], отражающих роль и место России в мировом сообществе, а такжесобственный и международный опыт в этой сфере. Например, для того, чтобывступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия должна привести своезаконодательство в соответствие с требованиями этой организации. Для этогопотребуется принять заново или внести соответствующие изменения почти в 60нормативных правовых актов.
Нормы законодательства с учетомсистемной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. Ихюридическая сила характеризует внутреннюю соотносимость не только нормативныхправовых актов, но и создаваемой при этом системы специальных субъектовреализации и объема их полномочий.
В основе системы законодательства лежитнормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства.Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму оноблачен – прежде всего закона или какого-либо подзаконного акта. Системазаконодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. Воснове этой системы лежит иерархически важный акт – конституция государства.Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно бытьвнутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.
Системность законодательстваспециалистами рассматривается не только как один из основных факторов повышенияего качества и результативности воздействия на регулирование общественныхотношений, но и как показатель качества законотворческой работы ФедеральногоСобрания Российской Федерации. Общие упреки к качеству системы законодательствасводятся к следующим: бессистемность, внутренняя противоречивость, излишняямножественность нормативных правовых актов[18]. Это жеследует отнести и к характеристике системы чрезвычайного законодательства.
Изменения, происходящие в системезаконодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторовобъективного и субъективного свойства. Не последнюю роль среди них играеттрансформация системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации,а также расширения или сужения сферы правового регулирования. Изменения системыобычного и чрезвычайного законодательства можно наблюдать, хотя и в разныхобъемах, во всех трех ее структурных образованиях: иерархической, федеративнойи отраслевой.
Право, являясь отражением жизненныхреалий, находится в постоянном развитии. Государство посредством процессанормотворчества отслеживает происходящие в обществе тенденции и с учетомсобственных интересов придает им обязательный характер. Законодательство в силусвоей непосредственной связи с практической деятельностью субъектов права болееоперативно, нежели правовая система, путем установления обязательных правилповедения отражает постоянно происходящие процессы в общественной жизни.
В основе системы законодательства лежитнормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного органа государства.К нормативному акту применено понятие внешней формы права. Юридическая силанормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен преждевсего – закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актовпредставляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системылежит иерархически важный акт – конституция государства[19]. Системазаконодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутреннесогласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранениепротиворечащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигаетсяс помощью систематизации законодательства.
Основным элементом системызаконодательства является отрасль законодательства – системная совокупностьнормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.
Существуют три основные формысистематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.
Кодификация – это наиболее совершеннаяформа систематизации законодательства, выражающаяся в подготовке обладающегосистемным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта,предназначенного регулировать наиболее важные сферы общественных отношений напротяжении длительного времени. Виды кодификации: всеобщая, отраслевая испециальная (комплексная).
Инкорпорация – это форма систематизациизаконодательства посредством объединения нормативных актов определенного уровня(журналы, сборники) без внесения изменений в их содержание (за исключениемвнесенных законодателем изменений и дополнений) в определенном порядке(хронологическом, алфавитном, системно-предметном). Виды инкорпорации:официальная, официозная (полуофициальная) и неофициальная.
Консолидация – это форма систематизациизаконодательства, выражающаяся в объединении в единый документ блоказаконодательных актов, предназначенных регулировать определенный видобщественных отношений в логической последовательности без внесения изменений вих содержание.
3. Системазаконодательства и система права 3.1Система законодательства: понятие и виды
От системы права следует отличатьсистему законодательства, под которой понимается совокупность всехнормативно-правовых актов, действующих в государстве. Построение системызаконодательства (позитивного права) может основываться на различных принципах.В основном законодательство строится с учетом отраслевого принципа(гражданское, уголовное и другие отраслевые законодательства издаются применительнок конкретной сфере правового регулирования). Однако могут быть инормативно-правовые акты, содержащие правовые нормы разных отраслей права.Например, Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» содержит нормы разныхотраслей права. В основу построения системы законодательства может быть положени такой критерий, как юридическая сила нормативно-правовых актов. В такомслучае нормативные акты располагаются в определенной иерархии, где на первомместе находятся нормы, имеющие высшую юридическую силу. В данном случае – этонормы конституционного права. В государствах, где есть форма федеративногоустройства, система законодательства строится с учетом принципа федерализма – федеративноезаконодательство и законодательство субъектов, входящих в состав федерации.Ведущее место здесь занимает федеративное законодательство, которое находится введении федеральной власти (Россия, Германия, США).
Систематизация законодательства – этоупорядочение нормативно-правовых актов, приведение их в единую согласованнуюсистему[20]. Систематизация законодательства осуществляется в целяхоблегчения пользования нормативным материалом и его дальнейшего совершенствования.Систематизация законодательства происходит на основе отраслей права, которыескладываются объективно исторически. В наибольшей степени зависимостьсистематизации законодательства от объективно существующей системы правапроявляется при кодификации.
Существуют два вида систематизации:инкорпорация и кодификация. Однако в научной литературе выделяют и такой видсистематизации, как консолидация. Инкорпорация – это вид систематизации, т.е.такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержанияинкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслейправа, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию вхронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права.Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные актыобъединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном,хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые приинкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задачаздесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности,чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориямнаселения.
Высшая ступень систематизациизаконодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификациюосуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновлениезаконодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовойкодекс РФ). Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственнойвласти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванногорегулировать определенные общественные отношения. При кодификации не толькособирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе нормправа, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени.Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты,а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.
Консолидация является особым видомсистематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовыхактов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единыйнормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельныхнормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем видевключается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточнымэтапом между инкорпорацией и кодификацией.3.2 Система права: понятие и типология
В настоящее время в мире насчитываетсяоколо двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически взависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторовсоциально-экономического и политического характера сложилась своя системаправа. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерныечерты, что позволяет говорить о ее самобытности.
Однако, несмотря на свои особенности иразличия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют ихобъединить в так называемые правовые семьи. Понятие «правовая семья» используетсялишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности.На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются,идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современноммире.
Правовые семьи образуют объединениенескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корнивозникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовыхпринципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системыимеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которыеопределяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используюттождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины икатегории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или жерецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны надругую.
Таким образом, под правовой семьейпонимается определенная совокупность национальных систем права, объединенныхобщностью исторического формирования, структуры источников, принципов правовогорегулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Изучением сравнительного анализанациональных правовых систем, выявлением их особенностей и общих черт занимаетсянаука сравнительного права (компаративистика). В рамках сравнительногоправоведения также изучается соотношение международного права с национальнымиправовыми системами, что позволяет выявить общее и особенное в этих правовыхсистемах, их взаимовлияние. Сравнительное правоведение позволяет углублять нашипредставления (знания) о природе и сущности права, закономерностях становленияи развития правовых институтов, социальной роли и назначении права. Применениесравнительного метода дает основание классифицировать правовые системы мира поразличным признакам.
К вопросу о типологии правовых системсуществуют различные подходы. За основу классификации могут приниматьсяразличные критерии – идеологические, юридические, этические, экономические,религиозные, географические и т.д. Юридическая типология позволяет учитыватьконкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различныхправовых систем.
В научной литературе можно встретитьсамые различные типологические подразделения семей национального права. Воснову классификации правовых систем современности могут быть положены разныекритерии. Так, известный французский ученый по сравнительному правоведению Р. Давидвыделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии,философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридическойтехники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, ав совокупности». Исходя из этого, Р. Давид выделяет три главные группыправовых систем: романо-германскую правовую семью, семью общего права и семьюсоциалистического права. Эта классификация наиболее популярна в современнойюридической науке. Даже преподавание учебного курса «Основные правовые системысовременности» во французских университетах ведется именно в соответствии сэтой классификацией.
Известный германский юрист К. Цвайгертв качестве критерия классификации правовых систем берет понятие «правовой стиль»,учитывающий пять факторов:
– происхождение и эволюцию правовойсистемы;
– своеобразие юридическогомышления;
– специфические правовые институты;
– природу источников права испособы их толкования;
– идеологические факторы.
С учетом этих факторов К. Цвайгертразличает следующие правовые системы: романскую, германскую, скандинавскую,англо-американскую, социалистическую, право ислама, индусское право.
В рамках правовой семьи возможнаклассификация правовых систем и на более мелкие группы. Например, вромано-германской правовой семье выделяют группу французского (романского)права и группу германского права, в правовой семье общего права – группуанглийского права и группу американского права и т.п. Более расширеннуювнутрисемейную классификацию дает В. Кнапп, различая, например, вромано-германской правовой семье следующие сферы (группы) правовых систем:французское право, австрийское право, германское право, швейцарское право,сферу права скандинавских стран, смешанные системы права, каноническое право.Самый подробный перечень правовых систем современности представлен вМеждународной энциклопедии сравнительного права.
При классификации основных правовыхсистем современности учитываются следующие группы факторов:
– исторический генезис правовыхсистем;
– система источников права;
– структура правовой системы – ведущиеправовые институты и отрасли права.
Классификация правовых семей во многомопределяется характером ее источников: юридических, духовных икультурно-исторических. В качестве основного различия между романо-германскойсистемой права и семьей общего права выступают характер и форма источников права.Если романо-германская правовая система является писанным, кодифицированнымправом и правоприменитель решает дело, лишь сравнивая конкретную ситуацию собщей нормой, то англосаксонская система общего права характеризуется тем, чтов ее основе лежит судебный прецедент, то есть она представляет собой системунекодифицированного права.
На характер формирования источниковправа, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции икультура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовойсистемы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, адля английского права – однажды вынесенное судом решение является нормой длявсех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедентазависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, исуда, чье решение может стать при этом прецедентом.
В научной литературе принято выделятьследующие основные правовые семьи:
– англосаксонскую (Англия, СевернаяИрландия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.);
– романо-германскую (страныконтинентальной Европы);
– мусульманскую;
– социалистическую;
– индусскую.
В отечественной юридической науке,помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему(Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия)[21]. Названуюгруппу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можноотнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожихпризнаков и характерных черт.
Заключение
В заключении хотелось бы подвести итоги о проделанной работе: подсистемой права понимается ее внутреннее строение, которое выражается в единстве исогласованности действующих в стране правовых норм и вместе с тем в разделенииправа на относительно самостоятельные структурные элементы.
Подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующихобщественные отношения определенного вида, которые составляют часть предметаправового регулирования отрасли права.
Правовой институт – это группа норм права, которые регулируютблизкие по своему характеру и содержанию общественные отношения, отличающиесясущественными особенностями.
Под системой законодательства принято понимать совокупностьнормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя изнеобходимости решения стоящих перед государством задач обладаютсогласованностью действий и внутренним единством
Систематизация законодательства – это упорядочение, приведениедействующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему.
Существуют три основные формысистематизации законодательства: кодификация, инкорпорация и консолидация.
От системы права следует отличать систему законодательства, подкоторой понимается совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих вгосударстве.
Под правовой семьей понимается определенная совокупностьнациональных систем права, объединенных общностью исторического формирования,структуры источников, принципов правового регулирования,понятийно-категориального аппарата юридической науки.
Списокиспользованной литературы
1. Венгеров А.Б. Теориягосударства и права: Учебник для юридических вузов. 3-е изд. – М.:Юриспруденция, 2000. – 528 с.
2. А.В. Мелехин.Теория государства и права: учебник. // Маркет ДС, 2007. 445 с.
3. М.И. Абдулаев. Теория государства и права: учебник для высшихучебных заведений. // Магистр-Пресс, 2004. – 510 с.
4. Н.И. Матузов,А.В. Малько. Теория государства и права: учебник // Юристъ, 2004. –268 с.
5. Панарин.А.С. Политические системы современности. Политология. М., 2006 (С 78).
6. Лившиц Р.З. Отрасль права – отрасль законодательства //Советское государство и право. 1984. №2.
7. Протасов В.Н. Что и как регулирует право? М., 1995.
8. Тихомиров Ю.А. Международное и внутреннее право:динамика соотношения // Государство и право. 1995. №3.
9. Иванов С.А. Основные аспекты соотношения закона иподзаконного нормативного правового акта // Государство и право. 2004. №8.С. 23 – 29.
10. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования //Государство и право. 2004. №12. С. 61 – 64.
11. Гаврилов В.В. Развитие концепции правовой системы вотечественной доктрине права: общетеоретический и международно-правовой подходы //Журнал российского права. 2004. №1. С. 76 – 87.
12. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правовогоакта в современной правотворческой практике // Журнал российского права.2004. №2. С. 95
13. Талапина Э.В. О публичном экономическом праве // Журналроссийского права. 2004. №7.
14. Трикоз Е.Н. Становление уголовно-правовой системы Канады //Журнал российского права. 2004. №8.
15. Бошно С.В. Понятийные и технико-юридические проблемыподзаконных актов // Журнал российского права. 2004. №12.
16. Гаврилов В.В. Понятие национальной и международнойправовых систем // Журнал российского права. 2004. №11.
17. Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В.К. Бабаева.Нижний Новгород, 1993.
18. Лившиц Р.З. Теория права: Учебник. М., 1994.
19. Основы государства и права: Учеб. пособие / Под ред. О.Е. Кутафина.М., 1994.
20. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева.М., 1994.
21. Общая теория права: Учеб. пособие / Под ред. А.С. Пиголкина.М., 1994.
22. Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. Ч. I.Теория государства. М., 1995.
23. Жеругов Р.Т. Теория государства и права: Учеб. пособиедля вузов / Науч. ред. проф. В.В. Оксамытный. Москва-Нальчик: Изд. центр «Эльфа»,1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :