Реферат по предмету "Государство и право"


Система органов административной юрисдикции

Содержание
 
Введение
1. Понятие и системаорганов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.Принципы судопроизводства
2. Виды органовадминистративной юрисдикции
3. Подведомственность делоб административных нарушениях
Заключение
Список литературы

Введение
Задачамипроизводства по делам об административных правонарушениях являютсявсестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельствкаждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнениявынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавшихсовершению административных правонарушений.
Всесторонностьи полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выясненывсе факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности,необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновноли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности,причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела.Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающиеответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значениедля дела.
Важнойзадачей производства по делам об административных правонарушениях являетсяпревентивная деятельность, направленная на выявление причин и условий, способствующихсовершению административных проступков.
Органы идолжностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаныне только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующиеорганизации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранениюданных причин и условий.
Дела обадминистративных правонарушениях уполномочены рассматривать только лица, чьякомпетенция указана в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях.

1. Понятиеи система органов, уполномоченных рассматривать дела об административныхправонарушениях. Принципы судопроизводства
Дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются впределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса:
1) судьями(мировыми судьями);
2) комиссиямипо делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральнымиорганами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями итерриториальными органами, а также иными государственными органами,уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на нихфедеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ илиПравительства РФ.
Федеральнымиорганами исполнительной власти и иными государственными органами,уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела обадминистративных правонарушениях, являются:
Ø  органывнутренних дел (милиция);
Ø  органыи учреждения уголовно-исполнительной системы;
Ø  налоговыеорганы;
Ø  таможенныеорганы;
Ø  пограничныеорганы;
Ø  федеральнаяинспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда;
Ø  органыгосударственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
Ø  органы,осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водныхобъектов;
Ø  органы,уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;
Ø  органырыбоохраны;
Ø  органыгосударственного энергетического надзора;
Ø  органыгосударственного горного и промышленного надзора;
Ø  органы,осуществляющие государственный пожарный надзор;
Ø  органы,осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходныхмашин и других видов техники;
Ø  органыроссийской транспортной инспекции;
Ø  органыавтомобильного транспорта;
Ø  органыморского транспорта;
Ø  органывнутреннего водного транспорта;
Ø  органыжелезнодорожного транспорта;
Ø  органы,осуществляющие государственный контроль в области обращения и защитыинформации;
Ø  органы,уполномоченные в области рынка ценных бумаг;
Ø  федеральныйантимонопольный орган, его территориальные органы;
Ø  органыгосударственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите правпотребителей;
Ø  органы,осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этиловогоспирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
Ø  органыстандартизации, метрологии и сертификации;
Ø  органыгосударственной жилищной инспекции;
Ø  органыгосударственного архитектурно-строительного надзора;
Ø  органырегулирования естественных монополий;
Ø  органывалютного контроля;
Ø  органы,осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд другихорганов.
Всего помимосудей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав гл. 23 КоАП РФпредусмотрено 60 федеральных органов исполнительной власти и иныхгосударственных органов — субъектов административной юрисдикции.
Производствопо делам об административных правонарушениях основывается на принципах, которыедолжны соблюдать все лица, осуществляющие административное судопроизводство. Кним относятся:
1. Принципобъективности, который выражается в обязанности государственных органов идолжностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам обадминистративных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства безпристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несовместима собвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими впользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравнымотношением к участникам производства по делу.
В целяхреализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии,обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру институты пересмотра,ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения инекоторых участников процесса. При необходимости субъектадминистративно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимыедокументы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективногоразрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход коценке фактов[1].
Своевременностьвыяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФпроцессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечениявиновных к ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.
2. Принципзаконности означает необходимость разрешения дела исключительно всоответствии с законом. Сущность этого принципа, закрепленного в ст. 15Конституции РФ, применительно к производству по делам об административныхправонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен кадминистративной ответственности за совершение административного правонарушенияиначе как на основаниях и в порядке, установленных законом[2].В этой связи важной задачей производства по делам об административныхправонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечениеисполнения вынесенного по делу постановления. Неисполнение постановления опривлечении к административной ответственности или исполнение его не полностьюснижает эффективность борьбы с административными правонарушениями,обусловливает неисполнение принципа законности.
3. Принципвозможности всем участникам производства по делам об административныхправонарушениях выступать на родном языке, отражает требование ст. 19Конституции РФ о полном равноправии всех граждан независимо от ихнациональности и языка. Производство по делам об административныхправонарушениях ведется на русском языке — государственном языке РоссийскойФедерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство поделам об административных правонарушениях может вестись на государственномязыке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностноелицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. На принципегласности в деятельности всех государственных органов, включаяадминистративно-юрисдикционную систему, зиждется демократическая системароссийского общества. Этот принцип, провозглашенный в ст. 123 Конституции РФ,закрепил открытое слушание дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральнымзаконом. Естественно, что этот принцип нашел свое отражение и в производстве поделам об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФдела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, заисключением случаев, если это может привести к разглашению государственной,военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях,если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих впроизводстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, ихблизких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Надзор засоблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законовпри производстве по делам об административных правонарушениях, за исключениемдел, находящихся в производстве суда, осуществляют в пределах своей компетенцииГенеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры.
 
2. Видыорганов административной юрисдикции
Глава 23 КоАПРФ содержит перечень органов, уполномоченных рассматривать дела обадминистративных правонарушениях. Это:
а)руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти, ихучреждений, их заместители;
б) руководителиструктурных подразделений и территориальных органов соответствующих федеральныхорганов исполнительной власти, их заместители;
в) иныедолжностные лица, осуществляющие в соответствии с федеральными законами либонормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ надзорные иликонтрольные функции.
Дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ,рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировымисудьями;
2) комиссиямипо делам несовершеннолетних и защите их прав;
3)уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектовРФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенныесоответствующей компетенцией должностные лица органов исполнительной властисубъектов РФ);
4)административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми всоответствии с законами субъектов РФ.
В случаеупразднения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФ органа,учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должностидолжностного лица до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФ соответствующихизменений и дополнений подведомственные им дела об административныхправонарушениях рассматривают судьи. В случае преобразования, инойреорганизации либо переподчинения указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законесубъекта РФ органа, учреждения, их структурных подразделений илитерриториальных органов до внесения в Кодекс или в закон субъекта РФсоответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела обадминистративных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, ихструктурные подразделения или территориальные органы, которым переданыуказанные функции.
В случаеизменения наименований указанных в гл. 23 КоАП РФ или в законе субъекта РФоргана, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов,должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, ихструктурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлятьполномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях,до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта РФ соответствующих изменений.
Например,согласно ст. 23.3 КоАП РФ ряд дел об административных правонарушениях,подведомственных органам внутренних дел (милиции), вправе рассматривать старшиеучастковые инспекторы и участковые инспекторы (милиции). Однако в Закон РФ «Омилиции» были внесены изменения, в соответствии с которыми эти должности сталиименоваться: «старшие участковые уполномоченные милиции», «участковыеуполномоченные милиции»[3]. Естественно,до внесения в КоАП РФ необходимых изменений полномочия, связанные срассмотрением дел об административных правонарушениях, осуществляют старшие участковыеуполномоченные милиции и участковые уполномоченные милиции.
3.Подведомственность дел об административных нарушениях
В КоАП РФсущественно расширилась компетенция судей по рассмотрению дел обадминистративных правонарушениях по сравнению с тем, что было в ранеедействовавшем КоАП РСФСР. Помимо того, что из восьми видов административныхнаказаний, установленных новым Кодексом, пять находятся в исключительнойюрисдикции судей, а административное выдворение за пределы Российской Федерациииностранного гражданина или лица без гражданства также в подавляющембольшинстве случаев может быть назначено лишь судьей, значительно возросло иколичество самих составов правонарушений, подведомственных судьям.
Все это вомногом обусловило и появление новых субъектов судебной административнойюрисдикции. Если, согласно КоАП РСФСР, дела об административных правонарушенияхрассматривались районными (городскими) судами (за исключением одного состава,входившего в компетенцию судей общих и военных судов), то КоАП РФ установлено,что дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи, судьирайонных судов, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов (всоответствии с их компетенцией, определенной ст. 23.1 КоАП РФ)[4].
При этомследует отметить, что в компетенцию судей арбитражных судов входит рассмотрениеопределенных ст. 23.1 КоАП РФ и совершенных только юридическими лицами илииндивидуальными предпринимателями административных правонарушений: в областипредпринимательской деятельности (гл. 14 КоАП РФ), а также связанных снеисполнением банком поручения государственного внебюджетного фонда (ст. 15.10КоАП РФ), нарушением обязательных требований государственных стандартов, правилобязательной сертификации, нарушением требований нормативных документов пообеспечению единства измерений (ст. 19.19 КоАП РФ).
Другие делаоб административных правонарушениях, входящие в компетенцию судей, еслипроизводство по ним осуществляется в форме административного расследования, атакже дела об административных правонарушениях, влекущих административноевыдворение за пределы Российской Федерации, рассматриваются судьями районныхсудов. Дела об административных правонарушениях, которые совершенывоеннослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, подведомственнысудьям гарнизонных военных судов. По всем остальным делам об административныхправонарушениях, входящим в компетенцию судей, решения принимают мировые судьи.
Из числафедеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела обадминистративных правонарушениях, рассмотрим органы внутренних дел. Дело в том,что из всех субъектов системы исполнительной власти, наделенных КоАП РФадминистративной юрисдикцией, милиция является самой многофункциональнойслужбой и выполняет наибольший объем административно-юрисдикционных полномочий.Согласно имеющейся официальной статистике и с учетом оценок специалистов по темправонарушениям, в отношении которых достоверной статистики нет, милициейежегодно привлекается к административной ответственности от 70 до 80 млн.человек, что составляет не менее 70% всех физических лиц, привлекаемых в странек административной ответственности.
При этоммногообразие общественных отношений в области охраны общественного порядка иобеспечения общественной безопасности обусловливает отнесение кподведомственности милиции очень широкого круга административных правонарушений(ст. 23.3 КоАП РФ). Если другие отраслевые субъекты административной юрисдикцииправомочны осуществлять производство по относительно немногочисленным группамоднородных административных правонарушений, то милиция рассматривает дела оправонарушениях, предусмотренных почти 70 статьями КоАП РФ, что составляет 17%статей его Особенной части.
Правомрассматривать дела об административных правонарушениях пользуются лишь тедолжностные лица органов внутренних дел (милиции), которые перечислены в ч. 2ст. 23.3 КоАП РФ. Рассматривать дела от имени органов внутренних дел (милиции),в зависимости от состава правонарушения, вправе: начальники и заместителиначальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненныхк ним органов внутренних дел, начальники и заместители начальниковтерриториальных отделов (отделений) милиции; начальники и заместителиначальников линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел натранспорте; начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений(отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции;начальники подразделений ГИБДД и их заместители, командиры полков, батальонов,рот дорожно-патрульной службы и их заместители; государственные инспекторыбезопасности дорожного движения; государственные инспекторы дорожного надзора;некоторые другие сотрудники милиции.

Заключение
Такимобразом, в заключение можно сделать следующие выводы:
Дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются впределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса: судьями (мировыми судьями);комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральными органамиисполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями итерриториальными органами, а также иными государственными органами,уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на нихфедеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ илиПравительства РФ. Это руководители соответствующих федеральных органовисполнительной власти, их учреждений, и их заместители; руководители структурныхподразделений и территориальных органов соответствующих федеральных органовисполнительной власти, их заместители; иные должностные лица, осуществляющие всоответствии с федеральными законами либо нормативными правовыми актамиПрезидента РФ или Правительства РФ надзорные или контрольные функции.
Дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ,рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: мировымисудьями; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектовРФ (от имени этих органов и учреждений такие дела рассматривают наделенныесоответствующей компетенцией должностные лица органов исполнительной власти субъектовРФ); административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемымив соответствии с законами субъектов РФ.

Списоклитературы
1.    Конституция Российской Федерации(Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2.    Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (сизм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня,4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г., 22.07.2008).
3.   ЗаконРФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями).
4.   Федеральныйзакон от 29 декабря 2000 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений и дополнений встатьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции».
5.    Агапов А.БАдминистративная ответственность: Учебник. Эксмо-Пресс – 2007.
6.    Агапов А.Б. Постатейныйкомментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.-М., Изд-во Эксмо-Пресс, 2007.
7.   БахрахД.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю.Н.Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. – М.: Норма, 2007.
8.    Козлова Е.И., КутафинО.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2008.
9.    Савюк Л.К. Правоохранительныеорганы: учебник / Л. К. Савюк. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2007. –704 с.
10.  Чижевский В.С.Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях(постатейный) с постатейными материалами. М., Изд-во Книжный мир, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.