Реферат по предмету "Государство и право"


Роль государства в обеспечении прав и свобод человека

Содержание
Введение
1. Понятие и классификация основныхправ и свобод
2. Государственные гарантии защиты прав и свобод человека игражданина
3. Президент РФ как гарант конституционных прав
Заключение
Список использованных источников и литературы

 
Введение
Актуальность темы курсовой заключается в том, что проблемасоотношения прав и свобод человека (сферы свободы человека) и деятельностигосударства в своей основе является особенно важной в силу его практическогоприложения. Сложность данной проблемы определяется противопоставлениемприоритетов: с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своихправ и свобод; с другой — «государство возникает, как ответ на неспособностьчеловеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становитсякак бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственнымгарантом безопасности, стабильности и развития»
Сейчас, в России, не частовспоминают основополагающий конституционный принцип, зафиксированный в ст.2Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»[1].
Кроме всего вышесказанного, в общественном смысле, права человеканеотделимы от социальной деятельности людей, от их общественных отношений.Права человека являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядоченияих связей, координации их поступков и деятельности, предотвращенияпротиворечий, противоборства и конфликтов. По своему существу они нормативноформулируют те условия и способы жизнедеятельности людей, которые объективнонеобходимы для обеспечения нормального функционирования индивида, общества,государства. Такие права, как право на жизнь, на достоинство,неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений, автономиюличной жизни, право на участие в политических процессах, являются необходимымиусловиями жизни человека в цивилизованном обществе и должны быть безоговорочнопризнаны и охраняемы государством.
Права человека, основанные на формальном равенстве, стали одним изглавных ценностных ориентиров общественного развития, оказали огромное влияниена характер государства, сделались ограничителями его всевластия,способствовали установлению демократического взаимодействия междугосударственной властью и индивидом, освободив последнего от чрезмерной опеки иподавления его воли и интересов со стороны властных структур. Формированиеправового государства невозможно без утверждения в общественном сознании ипрактике прав человека[2].
Объектомработы являются общественные правоотношения, складывающиеся в процессенормативно-правового регулирования и обеспечения прав и свобод человека игражданина в Российской Федерации.
Предмет –действующее законодательство, посредством которого осуществляетсянормативно-правовая регламентация обеспечения прав и свобод человека игражданина в Российской Федерации
Цельюкурсовой работы является определение роли государства в обеспечении прав исвобод человека и гражданина.
Длядостижения поставленной цели были определены следующие задачи:
— рассмотреть классификацию основных прав и свобод;
— обобщитьнормы международного права, закрепляющие общие условия и конкретные способыограничения прав и свобод с целью приведения национального законодательства всоответствие с нормами международного права;
— выявитьправ и свобод человека, закреплённые в законодательстве.

 
1. Понятие и классификацияосновных прав и свобод
Права человека, их социальные корни, назначение — одна из вечныхпроблем исторического, социального и культурного развития человечества,прошедшая через тысячелетия и неизменно находившаяся в центре вниманияполитической, правовой, этической, религиозной, философской мысли. Правачеловека — сложное многомерное явление. В различные эпохи проблема правчеловека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала либо религиозное,либо этическое, либо философское звучание в зависимости от социальной позиции,находившихся у власти классов.
Само зарождение прав человека в V-IV вв. до н.э. в древних полисах(Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на путидвижения к прогрессу и свободе. Неравномерность распределения прав человекамежду различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишениеэтих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждаяновая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека,распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это нестихийно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу, заее расширение и обогащение[3].
Проблема прав человека всегда была предметом острых классовыхбитв, которые велись за обладание правами, расширение прав, фиксировавшихположение человека в обществе.
Данный аспект культурного прогресса можно проследить навозрастании гуманного начала в морали, праве, религии, философии по мере естественноисторическогоразвития общества. Античный раб свободнее первобытного дикаря, средневековыйкрепостной свободнее античного раба, а наемный рабочий раннебуржуазногообщества свободнее средневекового крепостного. И хотя развитие общества по путисвободы не было поступательным наращиванием только прогрессивных начал,исторический прогресс — явление, само по себе, пробивающее дорогу через всеслучайности и хаотические нагромождения социального развития.
Известно, что правила поведения в первобытном обществе носилисинкретический (лат. synkretismos — соединение) характер. Эти правила в научнойлитературе получили наименование «мононормы», поскольку они не могут бытьдифференцированы и классифицированы как нормы религии, морали, обычного права.По своему характеру — это правила, выражающие устойчивые привычки, убеждающиесвоей целесообразностью. Они концентрировали стихийно складывающиеся представленияо полезном и вредном для рода или племени и, в конечном счете, были связаны состановлением общественного труда. Целью таких норм было поддержание исохранение кровнородственной семьи.
Родовые нормы содержали в зачаточном состоянии представление о добреи зле, так как они предусматривали правила взаимопомощи и взаимозащиты. Но вцелом это были жесткие предписания, продиктованные необычно трудными условиямисуществования человека, примитивному сознанию которого противостояли суровыесилы природы, необходимость обороняться от враждебных племен. Поэтому и правилапервобытного общества как мононормы, в которых еще четко не проступают нипризнаки морали, ни признаки религии, ни правовые свойства в силу синкретизмасознания первобытного человека, определяемого синкретизмом бытия, в наибольшейстепени выражают их характер и социальное назначение — поддержание целостностиобщины, рода, орды.
Для мононорм характерным было то, что они никогда не давалипреимуществ одному члену рода перед другим, т.е. закрепляли «первобытноеравенство». Но суть этого равенства состояла в поглощении человека сообществом,в жесточайшей регламентации всей его деятельности, в консервативности изастойности форм, закрепляющих существующие связи и отношения. Эта такназываемая нормативная избыточность, свойственна обществам с относительнобедной культурой, для которых важнейшей задачей является поддержание равновесияи общественного спокойствия.
Однако возникновение мононорм было свидетельством грандиознойэволюции человечества, вышедшего из животного царства. Сам факт появления норм- это признак сугубо человеческого бытия, его социальности. Через освоениемононорм культивировались формы поведения, которые были необходимычеловеческому сообществу для дальнейшего прогресса. Ведь даже самыеконсервативные и жесткие социальные нормы пришли на смену стадным инстинктам исвидетельствовали об осознании человеческими сообществам особенности своегосуществования по отношению к остальном миру и необходимости поддержания исохранения своей общности. В рамках первобытной морали, обычаев, традиций,ритуалов, выраставших из мононорм, происходило становление человеческойсоциальности.
Люди на практическом опыте убеждались в полезности ицелесообразности определенных правил, запретов, предписаний.
На последнем этапе распада первобытнообщинного строя в эпохуклассообразования возникают нормы права. Однако формирование норм права и правчеловека явления разновременные[4]. Правовые системы большинства регионов мира формируются в связи скрупными общественными разделениями труда, ростом его производительности,которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточенияобщественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированнойверхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они былиоснованы преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихсяносителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровеньсвободы был минимальный и охватывал, разве что, правящую верхушку. В такихусловиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности былинереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Богана земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.
Специфичной разновидностью рабовладельческого государства былаполисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании,аристократии. Полисная демократия породила первые ростки явления, которые могутбыть названы правами человека. Это связано с возникновением определенногопространства свободы, которое создало условия для появления равных политическихправ у лиц, являющихся гражданами.
В VI в. до н.э. афинский архонт Солон разработал Конституцию,закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право напривлечение к ответственности государственных чиновников.
Свой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которыеввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права[5].
В период средневековья свобода была крайне ограниченна, посколькуфеодальное общество — общество всеобщей зависимости. Система внеэкономическогопринуждения, сословная иерархия, бесправие большинства порождали произвол,культ силы, систематическое насилие. Однако уже в этот период в Англиивозникают попытки ограничения права монарха, соединения монархии с сословнымпредставительством, стремление определить для владычества монарха правила,которым он должен следовать. Противостояние монарха, баронов, рыцарства,завершилось принятием Великой хартии вольностей 1215 г. В ней содержатсястатьи, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требованияне назначать на должность судей, шерифов и констеблей, лиц, не знающих законов,либо не желающих их выполнять[6]. Особое место занимает ст.39 Великой хартии, предусматривающаяприменение наказаний по отношению к свободным не иначе как по законномуприговору равных и по закону страны.
Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человекастала вторая половина XX века. После Второй мировой войны, сопровождавшейсягрубыми массовыми нарушениями прав человека, они вышли за пределывнутригосударственной проблемы и стали предметом постоянного вниманиямеждународного сообщества.
Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенциио защите прав человека и основных свобод, Международного пакта обэкономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждениипреступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидациивсех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовыхактов, явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.
Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваемчеловека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определенииприоритетов при классификации прав и свобод — она отражена во Всеобщейдекларации прав человека и в Международных пактах по правам человека. Выделяют[7]: -личныеправа; — политические; — социальные и экономические права; — культурные права;
Думается, что классификация прав и свобод достаточно условна – такправо собственности является не только личным, обеспечивающим самостоятельностьличности, но и социальным, экономическим, связанным с удовлетворениемматериальных притязаний человека; право на определение национальности и пользованиеродным языком – может рассматриваться не только в сфере личных прав, но исоциальных, культурных.
Тем не менее, существуют критерии, которые определяют подобноеразграничение прав:
Личные права человека — наиболее широко определенные Конституцией.Специфика их заключается в том, что это именно те права, которые присущи любомучеловеку от рождения, не связаны с понятием гражданства. Все эти праваопределяют свободу человека в его личной жизни, его юридическую защищенность откакого-либо незаконного вмешательства – ограждение автономии личности[8].
Политические права и свободы — отражают возможность участвовать вполитической жизни и осуществлении государственной власти. Однако этот критерийдает возможность рассматривать многие из так называемых личных прав в числеправ гражданских и политических – например, право на свободу мысли и слова,получение, производство и распространение информации (ст. 29). В качествекритерия выделения данной группы прав и свобод в относительно самостоятельнуюгруппу, думается, целесообразно рассматривать такое понятие как «гражданство» –выше приводилось определение этого института, данное в Законе о гражданстве РФ.[9] Крометого, нужно отметить, что несмотря на естественность и неотчуждаемость этихправ, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом,наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возрастаполной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторыеполитических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатомГосударственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет(ст. 81 КРФ). Такие ограничения оправданы тем, что, достигнув определенноговозраста, гражданин осознает и предвидит последствия своих действий, обладаетжизненным опытом и в состоянии нести обязательства, которые, как известновсегда сопутствуют правам[10]. Политические права являются непременным условием реализации всехдругих прав граждан, поскольку они образуют основу системы демократии ивыступают как средство контроля за властью. Говоря о правах социально-экономических,необходимо отметить, что Конституция 1993 года Российской Федерации привнесла многонового в эту сферу жизни — личность стала экономически активной. Положения обэкономических и социальных правах и свободах человека, изложенные вМеждународном Пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16декабря 1966 года[11] легли в основу статей Конституции РФ 1993 года. Помимо положений,регулирующих экономические права и свободы, большое количество норм регулируютсоциальную сферу. Можно сказать, что здесь речь в большей степени идет не толькои не столько правах, сколько о гарантиях.
Культурные права — Осуществление этих прав и свобод человека вдемократическом социальном государстве предполагает гарантии на свободутворчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной собственности (ст. 44);право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ст.45)[12]. Особое место в системе прав и свобод человека и гражданина вроссийской федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «РоссийскаяФедерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство….»[13] — этосамое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство,приняв и подписав положения международных документов по правам человека взялона себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление изаконную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого ихнарушения.
2. Государственные гарантиизащиты прав и свобод человека и гражданина
Гарантии прав и свобод — это условия, средства, меры, направленныена обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Наличиегарантий предполагает наличие обязанностей. Выше были описаны обязанностиграждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваютсяобязанности государства перед гражданами. Основные гарантии закреплены вКонституции, но это не означает, что перечисленный список гарантий являетсяисчерпывающим. Для более подробного рассмотрения всей совокупности гарантийсуществует их классификация по сфере действия. Гарантии делятся на Международно- правовые и внутригосударственные.
Внутригосударственные гарантии[14]:
Закрепляются в конституциях и иных нормативно — правовых актахгосударства, обеспечиваются соответствующими материальными и организационнымисредствами. В Российской Федерации гарантией, обладающей наивысшей юридическойсилой, является Конституция. В Конституции, как уже говорилось выше,закрепляются основные гарантии, определяющие смысл, содержание и применениезаконов, деятельность всех трёх ветвей власти, а также органов самоуправления.Контроль за их соблюдением принадлежит Конституционному Суду РФ.Внутригосударственные гарантии делятся на общие и гарантии правосудия.
Общие гарантии:
1. Защита прав и свобод — обязанность государства. Данноеположение закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ. В реализации данной гарантииучаствует весь механизм государства.
2. Самозащита прав и свобод. Способов самозащиты существуетмножество и все они могут быть применены гражданами, но существует одноограничение, указанное в ст.45 ч.2:
3. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, незапрещенными законом.
4. Судебная защита. Эта гарантия находит свое отражение в ст.46Конституции. Такая форма защиты прав и свобод является наиболее эффективной,поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.
5. Возмещение вреда. В соответствии со статьей 53 Конституции,каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями(или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.Размер возмещения вреда устанавливается судом.
6. Неотменяемость прав и свобод. Любой человек может быть уверен,что пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, каксказано в ст.18, являются непосредственно действующими.
7. Возраст. В Конституции сказано, что гражданин России можетсамостоятельно осуществлять, а полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.Ограничением может служить признание гражданина недееспособным или ограниченныев дееспособности, но только по решению суда. Лица, не достигшие этого возраста,также обладают правами, перечисленными в Гражданском кодексе.
Гарантии правосудия[15]:
Данные гарантии лежат в основе УПК и направлены на исключениепроизвола в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия — гарантии свободыличности, отсюда их конституционный уровень закрепления.
1. Гарантии подсудности. Для человека необходимо, чтобы его делоразбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены законодательством.Определение законом такого суда и есть подсудность. В Конституции прямоуказано, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судоми тем судьей к подсудности которых оно отнесено законом. Главной гарантиейдемократического правосудия выступает суд присяжных.
2. Право на юридическую помощь. Это означает, что любой, ктонуждается в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение.В предусмотренных законом случаях, юридическая помощь оказывается бесплатно.
3. Презумпция невиновности. Она закреплена в ст.49. Суть жепрезумпции заключается в том, что любой человек считается невиновным пока еговиновность не будет доказана.
4. Запрет повторного осуждения. Данная гарантия гласит, что никтоне может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст.50Конституции РФ).
5. Недействительность незаконно полученных доказательств. Человекгарантирован от таких «методов» работы суда и следствия на всех стадияхуголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).
6. Право на пересмотр приговора. Любой осужденный имеет право напересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании илисмягчении приговора.
7. Гарантия от самообвинения. Выражается в том, что человеканельзя принудить к даче показаний против себя, а также против близких для негородственников, круг которых определяется федеральным законом.
8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью.Статья 52 Конституции РФ:
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властьюохраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию икомпенсацию причиненного ущерба.
9. Запрет обратной силы закона. Закон, устанавливающий илиотягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Но если он отменяет илисмягчает ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54Конституции).
Международно — правовые гарантии.
Данные гарантии закрепляются Международно — правовых документах,таких как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессииГенеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, международные пакты и другиедокументы[16].Конституция предоставляет право обращения в межгосударственные органы по защитеправ и свобод человека, при отказе всех судебных инстанций РоссийскойФедерации. Жалоба подается в комитет по правам человека, созданный всоответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах.Комитет принимает жалобу, если она не анонимна и не представляет собойзлоупотребление правом на жалобу.
Другой формой международной защиты прав и свобод выступаетЕвропейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году. Обращение в Судможет подавать как государство, так и физическое лицо, но сначала это обращениедолжно пройти через Европейскую Комиссию по правам человека. Послерассмотрения, если это обращение признается приемлемым, то оно попадает в Суд.
Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободычеловека, существуют также такие как:
— Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. идополнительные протоколы к ней;
— Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях погражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и декларация омеждународных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24сентября 1993 г., принятые членами СНГ.
Указанный перечень является далеко не полным, но указанные в немдокументы являются более или менее главными[17].
Степень гарантированности прав и свобод в государстве зависит нестолько от их перечня, закрепленного в законодательстве, сколько от уровняразвития механизмов и разработанности процедур, используемых при защите данныхправ. В каждом обществе существует система гарантий, посредством которых ивоплощаются в жизнь права человека, но не везде она одинакова.
Однако мы можем говорить о существовании внутригосударственныхинститутов, в России главная задача которых – гарантировать защиту правчеловека. Это судебная власть (Конституционный суд РФ, общие суды, мировыесудьи), президент как гарант прав и свобод граждан, парламент, Уполномоченныйпо правам человека в РФ и субъектах РФ, прокурорский надзор за соблюдением прави свобод человека и гражданина, средства массовой информации, формирующеесягражданское общество.
Действие юридических механизмов защиты прав и свобод зависит отстабильности политической обстановки, развития экономики и уровня социальнойзащищенности населения. Для России становление правовой государственности –приоритетная цель, ибо Россия, как крупнейшая европейская страна, не может бытьв стороне от процессов глобализации, происходящих в современном мире. В нашевремя на смену ушедшим идеологическим установкам должна придти общенациональнаяидея, консолидирующая все российское общество, основанная на незыблемости,неотчуждаемости и естественном характере основных прав и свобод человека,которая подчеркнула бы их особую значимость и фундаментальный характер.
Но для реализации прав человека не всегда достаточно наличияполитических, экономических, социальных и юридических гарантий. Прежде всего,необходимо сформировать свободную личность, а это весьма сложная задача,включающая в себя целый комплекс мер правового воспитания. Одной из важнейшихсреди них является «воспитание законом» то есть, правильный, справедливый закондолжен быть гарантом прав человека в государстве. Это закон, который не толькоясен и понятен всем гражданам, но в нем четко описано, что им делать, если ихправа нарушаются и как восстановить нарушенное право.
Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина вовнутригосударственном законодательстве России надо, чтобы обеспечение гарантийосновывалось на следующих принципах[18]:
1. Приоритет прав человека во взаимоотношениях«личность-государство» и обязанности государства признавать, соблюдать изащищать их;
2. Господства права в обеспечении законности и правопорядка;
3. Принцип взаимной ответственности личности и государства.
Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институтправовой ответственности государства, его органов. Должна существоватьэффективная система юридических средств позволяющих заставить государственныеорганы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающаявосстановление нарушенных этими органами интересов граждан. А все принимаемые встране законодательные акты требуют детальной проработки на соответствие нормамКонституции, касающихся гарантий прав человека и гражданина.
 
3. Президент РФ как гарант конституционных прав
В соответствии с Конституцией права и свободы человека игражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всехорганов государственной власти, местного самоуправления. Соблюдение прав исвобод обеспечивается правосудием. Особую роль в этой сфере Конституция отводитПрезиденту. Слова об обязанности защищать Конституцию, уважать и охранять праваи свободы человека и гражданина, верно, служить народу есть в тексте присягиПрезидента, которую он приносит народу при вступлении в должность[19].
Необходимым условием соблюдения прав и свобод человека игражданина является положение, при котором все органы государственной властивыполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции.Обеспечить такое положение в государстве должен Президент. Для этогоКонституцией ему предоставлены особые полномочия по обеспечению согласованногофункционирования и взаимодействия органов государственной власти[20].
Защищая права и свободы человека и гражданина, Президент опираетсяна всю систему органов государственной власти. Функции гаранта прав и свободчеловека и гражданина требуют от Президента постоянной заботы об эффективностиисполнительной, законодательной и судебной властей, разумеется без вторжения всферу их компетенции.
Будучи юридически дистанцирован от всех ветвей власти, Президентнормотворчествует, управляет, разрешает споры, осуществляет функцииконституционного контроля. Реализуя полномочия по защите прав и свобод, главагосударства взаимодействует с Правительством, федеральными судами,прокуратурой, правоохранительными органами, общественными объединениями. ПриПрезиденте действует Комиссия по правам человека. Комиссия призванасодействовать совершенствованию государственного механизма обеспечения прав исвобод.
Президент обязан добиваться того, чтобы Конституция и нормативныеакты субъектов федерации полностью соответствовали Конституции страны,федеральному законодательству, задачам обеспечения и защиты прав и свободчеловека и гражданина. В противном случае Президент имеет право потребовать отлюбого федерального органа власти либо органа власти субъекта федерациисоблюдения прав и свобод человека и гражданина, а в случае их попрания — требовать восстановления нарушенных прав в полном объеме. При этом Президентможет предпринять самые решительные меры, вплоть до принудительных.
 Конституционные полномочия гаранта прав и свобод человека игражданина Президент реализует, используя свое право законодательнойинициативы. Он также издает указы по защите правового положения личности вцелом и отдельных групп населения, а также по обеспечению граждан всей полнотойличных, политических и социально-экономических прав[21].
Власть Президента ограничивается пределами Конституции. Многиероссияне воспринимают обязанности Президента гарантировать Конституцию, права исвободы человека и гражданина достаточно широко. Часто они адресуют Президентусвои жалобы на решения, например, правоохранительных органов или даже приговорысудов. Однако Президент, исходя из конституционного принципа разделениявластей, не имеет права подменять функции и полномочия этих органов. Общиерамки полномочий Президента определяются принципом разделения властей итребованием Конституции, согласно которому указы и распоряжения Президента недолжны противоречить Конституции и федеральным законам.
Как было сказано выше, Президент является гарантом прав и свободграждан. Это значит, что на него возложена ответственность за их соблюдением иобеспечением, он осуществляет ряд специальных полномочий.
В соответствии с п. «а» ст.89 Конституции РФ, к ведению главыгосударства отнесены вопросы гражданства и предоставления политическогоубежища. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разд. 4. ФедеральногоЗакона от 2002 г. «О гражданстве в РФ». Он возлагает на Президента принятие вроссийское гражданство иностранных граждан и лиц без гражданства, а такжерешением вопросов, связанных с выходом и гражданства России.
Право на гражданство – одно из неотъемлемых прав человека.Президент обеспечивает проведение единой государственной политики в областигражданства. Ее основу составляет законодательство в этой области ипрактическая деятельность государственных органов, ведающих делами огражданстве. В соответствие со статьей 33 этого Закона Президент принимаетрешения по вопросам приема в гражданство иностранных граждан и лиц безгражданства, восстановления в гражданстве, разрешения на выход из российскогогражданства[22].
Президент образует Комиссию по вопросам гражданства изпредставителей федеральных органов государственной власти, ученых иобщественных деятелей. Комиссия на общественных началах осуществляетинформационное и аналитическое обеспечение деятельности Президента по реализациивозложенных на него Конституцией полномочий по вопросам гражданства РоссийскойФедерации и предоставления политического убежища.
Кроме того, Комиссия готовит предложения по совершенствованиюзаконодательства и проведению единой государственной политики в этой области.По Закону Комиссия предварительно рассматривает ходатайства, поступившие на имяПрезидента, готовит предложения и проекты Указов, которые представляютсяПрезиденту. Комиссия работает на общественных началах.
С учетом возрастания значимости и роли российского гражданства вобеспечении стабильности и сплоченности общества, укрепления российскойгосударственности, а также новых реалий и особенностей развития России насовременном этапе, упорядочения миграционной политики в 2003 году принят обновленныйФедеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Закон направлен наобеспечение четкого конституционного регулирования вопросов гражданства. Онучитывает необходимость сбалансированности интересов личности, общества игосударства. Новый Закон призван внести существенные коррективы и структурныепреобразования в институт российского гражданства, поднять всю работу в областигражданства на качественно новый уровень, отвечающий современному этапуразвития общества. Новый закон полностью соответствует Конституции, отвечаетмеждународным нормам и принципам в области гражданства, обеспечения прав иосновных свобод человека.
Порядок предоставления политического убежища определен Положениемо порядке предоставления Российской Федерацией политического убежищаиностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 21 июня 1997 года. Политическое убежище может бытьпредоставлено лицам, ищущим убежище или защиту от преследования в стране своейгражданской принадлежности за общественно-политическую деятельность иубеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанныммировым сообществом, нормам международного права. С момента вступления в силуУказа политическое убежище Российской Федерацией не предоставлялось.
В соответствии с п. «в» Конституции РФ Президент награждаетгосударственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинскиеи специальные звания. Указом Президента РФ от 2 марта 1994г. «О государственныхнаградах РФ» (в ред. от 2004г.) утверждено Положение о государственных наградахРоссии, в соответствии с которым к ним относят звание Героя России, ордена,медали, знаки отличия, почетные звания. Президент издаёт указы об учреждениигосударственных наград и о награждении, самолично вручает их, образует Комиссиюпо государственным наградам при Президенте РФ для проведения общественнойоценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрениюграждан.
Президент вправе осуществлять помилование (п. «в» ст.89Конституции РФ), которым признается высший акт гуманности в отношенииконкретного физического лица, осуждённого за преступление. Лицо, таким образом,освобождается от дальнейшего отбывания наказания либо наказание сокращается илизаменяется более мягким.
Статья 71 Конституции устанавливает, что амнистия и помилованиенаходятся в ведении Российской Федерации. Другими словами, вопросы амнистии ипомилования может решать только высшая федеральная власть, а именно – Президент[23].
Уголовный кодекс уточняет конституционные нормы в отношениипомилования. В статье 85 Кодекса сказано, что помилование осуществляетсяПрезидентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено отдальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может бытьсокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывающего наказание,актом помилования может быть снята судимость. Статья 113Уголовно-исполнительного кодекса устанавливает меры поощрения, применяемые косужденным к лишению свободы. В качестве одной из таких мер выступаетходатайство о помиловании. Оно может быть возбуждено в отношении положительнохарактеризующихся осужденных.
В вопросе о помиловании осужденных Президент обладаетисключительным конституционным полномочием. В соответствии с Указом ПрезидентаРоссийской Федерации «О комиссиях по вопросам помилования на территорияхсубъектов Российской Федерации» от 28 декабря 2001 года № 1500 помилованиеприменяется: в отношении лиц, осужденных судами в Российской Федерации кнаказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание натерритории Российской Федерации; в отношении лиц, осужденных судамииностранного государства, отбывающих наказание на территории РоссийскойФедерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации; вотношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятуюсудимость.
Помилование, как правило, не применяется к осужденным, совершившимумышленное преступление в период назначенного судами испытательного срокаусловного осуждения; злостно нарушающим установленный порядок отбываниянаказания; ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно; ранееосвобождавшихся от отбывания наказания по амнистии; ранее освобождавшихся ототбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась заменаназначенного судами наказания более мягким наказанием.
Инструктивно-методическим обеспечением деятельности комиссий повопросам помилования в субъектах Федерации занимается Управление ПрезидентаРоссийской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан. Оно жеготовит проекты решений Президента.
Мы назвали вопросы, которые в соответствии с Конституцией РФ можетрешить только Президент. Однако чаще всего граждане обращаются к нему как ксвоей последней надежде для оказания воздействия на тех, кому положено решатьсоответствующий вопрос, однако орган или должностное лицо не делают этого.Таким образом, Президент выступает как защитник интересов личности, что,собственно, и вытекает из ч.2 ст.80 Конституции, гласящей, что Президентявляется гарантом прав и свобод человека и гражданина[24].

 
Заключение
По результатам моего теоретического исследования вопроса,касающегося прав человека, можно сделать следующие выводы:
1.        Ратифицированные многими странами нормативные акты, касающиесяправ человека, охватывают практически все аспекты человеческого бытия, главнымобразом, благодаря тысячелетнему накоплению опыта, позитивных и негативныхрешений и находок.
 Разработаны и зафиксированы в межгосударственных документахмеханизмы защиты прав человека.
Созданы и действуют международные организации, ставящие передсобой цель способствовать развитию международных связей, культурному и научномуобмену, защите прав человека.
2.        Несмотря на то, что большинство документов ратифицировано взаконодательстве РФ или, во всяком случае, они имеют признание законодательнойвласти, очень часто индивид (в нашем, конкретном, случае — гражданин России),сталкивается с ситуацией ущемления своих прав.
Сетовать на то, что доказательство неправоты властных структур — «замкнутый круг», неконструктивно. Как и пытаться изменить что-то давлением насистему. Бороться нужно законными акциями. Нужно менять ретроградные взглядыправящей политической элиты. Любыми способами, в рамках закона.
К сожалению, сейчас мы находимся в такой ситуации, когда до сихпор сильны те «управленцы», кто находился у руля тогда, десять-пятнадцать летназад. Но меняется решительно все.
Формирование социального государства – довольно сложный идлительный процесс. Он объективно требует наличия определенного экономическогопотенциала. Особые трудности стоят перед тем государством, которое одновременнопытается стать и правовым, и социальным. В качестве примера можно сослаться наРоссийскую Федерацию, где реформы по многим показателям отбросили общественноеразвитие на многие годы назад. Правовые принципы и начала никогда нерассматривались как свойства государственной власти. Кардинальных изменений вэтой области и сейчас не произошло. Но еще хуже обстоят дела в экономике.Приватизация, рассчитанная на создание миллионов собственников, проведена снарушением элементарных норм социальной справедливости, а самое главное, необеспечила отделения собственности от власти. Государственная монополиясменилась монополией различного рода корпораций, извлекающей сверхприбыли приполном отсутствии конкурентной борьбы. В таких условиях равенство социальныхвозможностей, т.е. краеугольный камень рыночного хозяйства, превратился в фарс.Социальную функцию государства в таких условиях очень трудно наполнить реальнымсодержанием, а значит, трудно гарантировать экономические, культурные исоциальные права[25].
Для того чтобы в полном объеме каждый человек имел возможностьреализовать принадлежащие ему права и свободы, государство обязано создатьтакже и определенные политические гарантии. Это в полной мере относится косуществлению человеком социально-экономических, политических и личных прав.Социальная ценность государства состоит в том числе и в его опоре на право[26]. Связанность государства правомявляется общим местом современной политической культуры, которая основываетсяна приоритете прав и свобод личности перед государственной властью. Безгосударства, без определенных юридических процедур права и свободы могут иметьлишь условный характер. Права человека не могут быть гарантированы там, где нетразделения властей. Это относится к разряду политических аксиом.
Условием создания демократической государственности, аследовательно, и механизма реализации прав и свобод личности являетсяполитическая консолидация общества. Государство обязано предпринимать все мерыдля того, чтобы исключать вероятность межнациональных конфликтов, острыхсоциальных противостояний между различными социальными прослойками гражданскогообщества.
Идея прав человека является великим объединительным фактором,преобразующим индивидуальное и общественное сознание и формирующим совершенноновые демократические стандарты и правила человеческого сообщества[27].

 
Список использованных источников и литературы
 
I.         Нормативно-правовые акты:
1.  Всеобщаядекларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ОрганизацииОбъединенных Наций) от 10 декабря 1948 года // Российская газета. — 1995. 5апреля.
2.        Декларация прав и свобод человека и гражданина (принята Верховным Советом РСФСР) от 22 ноября 1991 года //Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. — 1991. № 52. Ст. 1865.
3.        Международный Пакт об экономических, социальных и культурныхправах от 16 декабря 1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1994. № 12.
4.        Европейская социальная хартия (принятая вСтрасбурге) от 3 мая 1996 года. Сборник нормативных договоров. — М, 1997.
5.        Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993.
6.        О гражданстве: Федеральный закон от 31 мая 2002 года. № 62-ФЗ //СЗ РФ. — 2002. № 22. Ст. 2031.
II.       Литература:
1. Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюцияконституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. — 2002 — №48.
2. Баглай М.В. Конституционное право российское право РоссийскойФедерации. — М., 1997.
3. Баландин А.А. Законотворчество и проблемы обеспечения гарантийправ и свобод человека и гражданина // Юрист. — 2008 — № 2.
4. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. — М.,1999.
5. Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. — М., 2003.
6. Голощапов А.М. Послания Президента РФ — конституционная основаформирования государственно-правовой стратегии РФ // Право и политика. — 2004 — № 6.
7. Дмитриев Д.А. Правовой статус Президента Российской Федерации. — М., 1997.
8. Жуйков В.М. Судебная защита прав граждан и юридических лиц. — М.,1997.
9. Лукашева Е.А. Права человека. — М., 2003.
10. Малевич Ю.И. Права человека в глобальном мире. — М., 2004.
11. Мамут Л.С. Основания политических прав. Сборник докладов. — М.,2005.
12. Манов Г.Н. Теория права и государства. — М., 1996
13. Марченко М.Н. Общая теория государства и права. — М., 1998.
14. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента //Вестник Московского университета. — 1994 — № 34.
15. Морозова Л.А. Теория государства и права. — М., 2003.
16. Новицкий И.Б. Римское частное право. — М., 1996.
17. Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российскаяюстиция. — 2004 — № 29.
18. Снежко О. А. Президент РФ — гарант прав и свобод граждан //Законодательство. — 2001 — № 8.
19. Суворов В.Н. Основы государства и права. — М., 2005.
20. Терещенко Н.Д. Конституционные социальные права личности: историяразвития и современное состояние в Российской Федерации. — М., 2004.
21. Юнусов А.А., Юнусов Э.А. История развития института прав человекаи гражданина // Миграционное право. — 2005 — № 6.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.