Реферат по предмету "Государство и право"


Реформы органов власти и управления Петра I

Содержание
Введение
1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройкиорганов власти и управления
1.1 Формирование нового государственного аппаратауправления при Петре I
1.2 Централизация государственного аппарата
2. Реформы органов власти и управления Петра I
2.1 Перестройка центральных органов власти и управления
2.2 Реформирование местного управления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Личность Петра I (1672-1725) по праву относится к плеядеярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественныхпроизведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Различныеисторики по-разному оценивают Петра и его деятельность. Одни, восхищаясь им,отодвигают на второй план его недостатки и неудачи, другие, наоборот, стремятсявыставить на первое место все его пороки, обвинить Петра в неправильном выбореи преступных деяниях.
В конце XVII в. наша страна переживала переломный момент своейистории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти небыло крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием,тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному,ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имелапоэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутнаяармия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом издворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военныхпоходов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейскихармий.
Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянамишла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстаниякрестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, т.кони все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседнихгосударств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь, были захватить иподчинить себе русские земли.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот,овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроитьсистему управления страной.
Рассматривая жизнь и деятельность Петра, нельзя забывать отом, что он творил в условиях внутренней и внешней борьбы: внешняя — постоянныевоенные действия, внутренние — это оппозиция.
Главное отличие Петровских преобразований от реформпредшествующего и последующего времени состояло в том, что Петровские преобразованияносили всеобъемлющий характер, охватывали все стороны жизни народа, в то времякак другие внедряли новшества, касавшиеся лишь отдельных сфер жизни общества игосударства.
Стремительный рост России в первой четверти ХVIII векапоражает не только нас, но поражал и современников Петра. Вся Европа тоговремени наблюдала и дивилась тому, как это государство пробудило дремавшие внутрисилы и проявило тот потенциал энергии, который оно так долго скрывало в своейглубине.
В работе использованы труды крупнейших представителейотечественной истории государства и права, таких как Буганов В.И., ВалишевскийК.И., Заичкин И.А., Исаев И.А., Ключевский В.О., Мавродин В.И. и других.
Цель работы состоит в том, чтобы на основеисторико-правового анализа выявить, роль преобразований Петра I в развитиироссийской государственности.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть государственные реформы первой четверти XVIII века;
изучить процессы централизации государственного аппарата;
охарактеризовать перестройку центральных органов власти иуправления;
проанализировать реформирование сферы местногосамоуправления.
Объектомисследования является общественно-правоваядействительность в эпоху Петровских реформ.
Предметом исследования являются Петровские преобразования иих последствия для государственности России.
Методологическую основу исследования составили общенаучныйдиалектический метод познания и частнонаучные методы изучения правовых явлений:формально-логические (анализ и синтез, индукция и дедукция и др.),конкретно-исторический, системный, историко-правовой, сравнительно-правовой,технико-юридический и др.
Структура курсовой работы: введение, две главы, состоящие изчетырех параграфов, заключение и список использованной литературы.
1. Государственные реформы первой четверти XVIII в. как начало перестройки органов власти и управления1.1 Формирование нового государственного аппаратауправления при Петре I
В период сложившейся в России абсолютной монархии временПетра I для более свободногоосуществления торгово-промышленной деятельности в городах предлагалось учредитьорганы городского самоуправления, состоявшие частично из чиновников, частичноиз выборных от городского населения.
Одна из главных задач государя — создать систему хорошихзаконов и установить контроль за их исполнением. Высшей судебной инстанцией предлагалосьсделать Боярский суд, в приказах следовало иметь судей, назначенных царем илиправительством, а на местах судебные функции отдать воеводам и городскимсудьям, избранным горожанами1.
Становление абсолютной монархии в России проходило сложным ипротиворечивым путем. Сохраняющаяся экономическая и политическая силафеодальной аристократии придавала ей особые государственные и правовые формы. Непоследовательнаяполитика в отношении нарождающихся буржуазных слоев осложняла процессыэкономического развития. Огромные размеры территории обусловили особый стильгосударственного управления. Тем не менее, российский абсолютизм имел всечерты, характерные для данного типа государственности.
Для абсолютизма характерно стремление рациональнорегламентировать правовое положение каждого из существующих сословий. Такоевмешательство могло носить как политический, так и правовой характер. Законодательстремился определять правовой статус каждой социальной группы и регулировать еесоциальные действия.
Процесс централизации затронул и систему местных органов: с1726 г. по всей территории государства рядом с органами местного самоуправления(губные, земские избы, городовые приказчики) стали появляться воеводы. К концу XVII в. их число возросло до 250, они сосредоточили всюадминистративную, судебную и военную власть на местах, подчиняясь Центру.
Уже к 80-м гг. XVII в. воеводы повсей территории страны вытеснили выборные местные органы. Воеводы руководиливверенными им территориальными округами-уездами, а в конце XVIIв. некоторые из них поднялись на более высокий уровень: были образованы болеекрупные административные единицы — разряды (предшественники будущих губерний).
Логическим продолжением Указа о единонаследии стала Табель орангах. Ее принятие (1722) свидетельствовало о возникновении ряда новыхобстоятельств: Бюрократическое начало в формировании государственного аппарата,несомненно, победило аристократическое (связанное с принципом местничества). Профессиональныекачества, личная преданность и выслуга стали определяющими для продвижения послужбе.
Признак бюрократии как системы управления — это вписанностькаждого чиновника в четкую иерархическую структуру власти (по вертикали) ируководство им в своей деятельности строгими и точными предписаниями закона,регламента, инструкции1. Положительнымичертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация,нормативность, отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя,негибкость.
Сформулированная Табелью о рангах новая система чинов идолжностей юридически оформила статус правящего класса. Были подчеркнуты егослужебные качества: любой высший чин мог быть присвоен только после прохождениячерез всю цепочку низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенныхчинах. С достижением чинов восьмого класса чиновнику присваивалось званиепотомственного дворянина, и он мог передавать титул по наследству; счетырнадцатого по седьмой класс чиновник получал личное дворянство. Принципвыслуги тем самым подчинял принцип аристократический.
Табель о рангах уравнивала военную службу с гражданской: чиныи звания присваивались в обеих сферах, принципы продвижения по службе былианалогичными. Практика выработала способ прохождения лестницы служебных чиновускоренным образом (в основном это касалось только дворян): уже после рождениядети дворян-аристократов записывались в должность и по достижении ими15-летнего возраста имели достаточно важный чин. Такая юридическая фикция былаобусловлена пережитками старых принципов службы и основывалась на фактическомгосподстве в аппарате дворянской аристократии.
Подготовка кадров для нового государственного аппарата сталаосуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степеньквалификации определялась не только чином, но и образованием, специальнойподготовкой. Обучение дворянских недорослей часто осуществлялось впринудительном порядке (за уклонение от учебы налагались взыскания). Детидворян по разнарядке направлялись на учение, от уровня их подготовки зависелимногие личные права (например, право на вступление в брак).
Абсолютная монархия — форма правления, при которой монархуюридически принадлежит вся полнота власти1.В этот период ликвидируются старые сословно-представительные институты ипроисходит максимальная концентрация власти. С 1653 г. Земские соборы более несобирались, вместо них правительство созывало сословные совещания. Но уже сначала XVIII в. и они перестали собираться, В 1721 г. Сенатсовместно с Духовным Синодом преподнес Петру I титулимператора. Россия стала империей.
Бюрократизация государственного аппарата проходила на разныхуровнях и в течение длительного периода. Объективно она совпала с процессамидальнейшей централизации властных структур. Уже во второй половине XVII в. исчезли остатки иммунитетных феодальных привилегий ипоследние частновладельческие города.
Центральные органы управления, такие как Боярская дума иприказы, прежде чем трансформироваться в новые структуры, проделали значительнуюэволюцию. Боярская дума из органа, вершившего вместе с царем все важнейшие делав государстве, к концу XVII в. превратилась впериодически созываемое совещание приказных судей. Она стала контрольныморганом, наблюдавшим за деятельностью исполнительных органов (приказов) иорганов местного управления.
Численность Боярской думы постоянно возрастала, и еевнутренняя структура начала дифференцироваться: уже в конце XVIIв. из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума» — прототипкабинета министров; еще одна структура — Расправная палата, просуществовавшаядо 1694 г.
Боярская дума из политического совета превращалась всудебно-управленческий орган. В 1701 г. функции Боярской думы перешли к Ближнейканцелярии, координирующей работу центральных органов управления.
Чиновники, входившие в канцелярию, объединились в Совет,получивший название Конзилии министров (8-14 человек).
В 1711 г. с образованием Сената прекратились дальнейшиетрансформации Боярской думы. Аристократический орган, основанный на принципеместничества, окончательно исчез. На вершине властной пирамиды его заменилновый бюрократический орган. Принципы его формирования (выслуга, назначение) идеятельности (специализация, следование инструкциям и регламентам) существенно,отличались от принципов организации и деятельности Боярской думы (традиция,спонтанность).
Столь же сложный путь проделала система центральныхотраслевых органов управления — приказов. В 1677 г. насчитывалось 60, в 1682 г.- 53, в 1684 г. — 38 приказов1. Присокращении числа центральных приказов возрастала численность приказных губ,местных органов приказного правления, — к 1682 г. она достигла 300.
В конце XVII в. было произведеноукрупнение и объединение отраслевых и территориальных приказов. Во главекаждого из них стал один из видных бояр-аристократов, что усилило авторитет ивлиятельность органа. Параллельно происходило создание специальных приказов,осуществлявших контрольную деятельность по отношению к большой группе другихприказов (например, Счетный приказ), соподчиняя их единому направлениюгосударственной деятельности, что способствовало дальнейшей централизацииуправления.
В ходе этого процесса число приказов уменьшалось, но общая численностьштата чиновников возросла: если в 40-х гг. XVII в. приказныйаппарат составлял около 1600 человек, то уже в 90-х гг. он возрастает до 4600человек. В штате центрального московского аппарата в это время былозадействовано около 3000 человек1. Значительновозросло число младших чиновников, что связано с дальнейшей специализацией вдеятельности приказов и их ведомственным разграничением.
Складывалась новая система чинов, единых для отраслейгосударственного управления, армии и местного управления. Таким универсальнымчином становились стольники. Отмена местничества постановлением 1682 г. изменилапринципы подбора руководящих кадров, новые принципы их формирования закрепилаТабель о рангах.
Специализация привела к созданию некоторых административныхорганов, подчиненных непосредственно царю, а, следовательно, являвшихсяобщегосударственными органами. К ним относился Приказ тайных дел (1654-1676),выполнявший разнообразные функции: хозяйственно-управленческие, контрольные (заместными органами и воеводами), надзорные (за посольствами). В лице этогоприказа было создано учреждение, вставшее над всеми центральными отраслевымиорганами управления.
Усиление административной централизации выразилось в мерахорганизационного и финансового характера. В 1678 г. была проведена новаяперепись земель и дворов, в 1679 г. введено подворное обложение и упорядоченовзимание прямых налогов (их соединение и централизация). С 1680 г. налогообложениесосредоточилось в Приказе Большой казны, возглавившем систему финансовыхприказов.
В 1680-1681 гг. была проведена перепись разрядов (военных,округов), что послужило базой для создания системы военно-административнойорганизации, позже использованной Петром I дляорганизации рекрутских наборов и полковых дворов (военно-административныхорганов).
Таким образом, преобразования Петра Iзатронули фактически все сферы общественной жизни, определив на длительнуюперспективу пути развития страны. Петровские реформы были направлены намаксимальную централизацию управления государством при его решающем влиянии нажизнь всех слоев общества, выразившейся в жесткой регламентации. Новаягосударственно-административная система, в отличие от предшествующей, строиласьна принципах унификации и дифференциации функций госаппарата.1.2 Централизация государственного аппарата
Контрольные органы при абсолютизме требовала создатьспециальные контрольные органы. В начале XVIII в. сложилисьдве контрольные системы — прокурорская (во главе с генерал-прокурором Сената) ифискальная. Уже при формировании Сената в 1711 г. при нем был учрежден фискал. Аналогичныедолжности устанавливались в губерниях, городах и центральных учреждениях. Вершинупирамиды занял обер-фискал Сената. Более четкая правовая регламентацияинститута была осуществлена в 1714 г. Фискалам вменялось в обязанность доноситьо всяких государственных, должностных и иных тяжких преступлениях и нарушенияхзаконности в учреждениях. В их обязанность входило выступление в суде вкачестве обвинителей (задачи, позже принятые на себя прокурорскими органами).
Для учета средств, распределяемых по многочисленным приказамеще в 1699 г. был восстановлен Счетный приказ или Ближняя канцелярия, в которыйведомства периодически должны были представлять сведения о доходах, расходах,штатах и занимаемых ими зданиях. Работа Боярской думы часто проходила впомещении Канцелярии, велись протоколы заседаний, составлялисьприходно-расходные ведомости и планы.
Высшие надзорные функции осуществлял Сенат, и Ближняяканцелярия влилась в структуры его контрольно-финансовых органов. Активную рольв выявлении финансовых нарушений играли фискалы (численность их сети превышала500 человек). Система тайного и безответственного (в случае ошибочногообвинения фискал не нес ответственности) надзора была весьма разветвленной, онапроникла даже в духовную сферу: Феофан Прокопович, автор «Духовногорегламента», требовал, чтобы о церковных беспорядках доносили «духовныефискалы». Синод реализовал это предложение, учредив должность инквизиторов.Донос становился службой.
Верховная власть установила контроль и за самим Сенатом. В1715 г. при Сенате учреждалась должность генерального ревизора («надзирателяуказов»), наблюдавшего за деятельностью высшего органа и сообщавшего овсех замечаниях государю.
В 1720 г. принимается указ, в котором сенаторампредписывается регламентированный порядок работы: чтобы «все было деланопорядочно и суетных разговоров, крика и прочего не было», чтобы «попрочтении дела поговорив и подумав полчаса» и т.д. Контроль за порядком вСенате должен был осуществлять обер-секретарь, вскоре его сменил дежурныйгвардейский офицер.
Наконец, апрельским указом 1722 г. надзор за работой вСенате был возложен на генерал-прокурора, который, являясь представителемверховной власти в Сенате, был одновременно начальником сенатной канцелярии. Емубыли подчинены все фискалы, надзорные функции Сената сосредоточивались в егоруках. Генерал-прокурор мог рассматривать любое дело, проходившее в Сенате, посуществу и приостанавливать его. Ему принадлежала законодательная инициатива: поего предложению Сенат вместе с коллегиями изучал материалы, которыедокладывались генерал-прокурором государю. Резолюция последнего завершала законотворческийпроцесс. Генерал-прокурор был настоящим «оком государевым»1.
Кроме прокуратуры при Сенате учреждались должностирекетмейстера и герольдмейстера. Первый контролировал прохождение дел ирассмотрение жалоб в коллегиях, наблюдая за сроками и беспристрастностью ихрассмотрения. Хотя Сенат был высшим надзорным органом за судопроизводством,однако жалобы на работу коллегий проходили мимо него, через рекетмейстера прямок государю.
Герольдмейстер выполнял функции упраздненного Разрядногоприказа, вошедшего в состав сенатской канцелярии. Он контролировал прохождениедворянами службы, замещение должностей, выполнение ими отдельныхгосударственных поручений и пр. Герольдмейстер представлял Сенату кандидатурына должности и места, на которые Сенат и производил назначения.
Созданная в первой четверти XVIII в.система контрольных органов, предполагала установление контроля и за высшимконтролирующим органом, Сенатом. Такой подход характерен для системуабсолютизма, при которой вне контроля остается лишь одна фигура — абсолютногомонарха-самодержца.
С началом Северной войны к ямским, полонянечным и стрелецкимденьгам (прямым налогам) добавляются новые сборы: драгунские, рекрутские,корабельные, подводные и др. Перепись 1710 г. дала новые сведения об облагаемыхобъектах. Возле правительства сформировался целый штат «доносителей» и«прибыльщиков», в задачу которых входило придумывание, изобретениеновых налогов. Они предлагали как новые проекты, так и образцы и примеры иззападной практики. Так появились гербовой сбор (на гербовую бумагу), налоги нарыбную ловлю, на мельницы, поземельный, померный (с мер и весов), хомутовый,шапочный, сапожный, с извозчиков, пчелиный, банный, с найма домов, с печей, сдров, с арбузов, огурцов, с бород и усов и т.д.
На инородцев (татар, мордву и др.) был наложен брачныйналог, свадебный же налог взимался со всех врачующихся.
Для сбора прибылей создавались специальные канцелярии (банная,рыбная, постоялая, медовая и др.), подчинявшиеся главной канцелярии. Общеечисло этих мелких сборов превышало 301.
Важным источником государственных доходов стали казенныемонополии на соль, табак, мел, деготь, дубовые гробы и т.д. Этими товарамимогло торговать только государство.
Возобновилась чеканка медных денег, серебряные при прежнемноминале уменьшались в весе.
Главное изменение налогово-финансовой политики произошло всфере прямого обложения: от подворного обложения государство перешло кподушному. Эта идея появилась еще в конце XVII в., ноновая перепись для организации подушного обложения была проведена лишь в 1718 г.
Подворный налог был дифференцирован по разрядам плательщикови по местностям: посадские и дворцовые дворы облагались тяжелее, чемчерносошные и церковные, а последние — тяжелее помещичьих.
Подушная подать ложилась на всех крестьян равномерно. Однакопомещики одновременно с введением подушной уравнительной подати, увеличилиразмеры оброков. А на государственных крестьян (не плативших помещичьих податей)казна ввела дополнительные налоги. Таким образом, введение подушного обложениялишь ухудшило податное положение всех категорий крестьянства. Ревизские душикрепостных в переписи на 1724 г. составляли 78%, государственных крестьян — 19%,посадских людей — 3%1. Большаячасть подушного сбора уходила на содержание армии.
К денежным платежам прибавлялись различные натуральныеповинности: работы по строительству каналов, верфей, портов, кораблей, новойстолицы и пр.
Военная реформа — одно из важнейших звеньев в цепигосударственных преобразований начала XVIII в. Посленеудачных походов на Азов (1695-1696) прекратило свое существование дворянскоеконное ополчение. Образцом для преобразования военных частей стали полки личнойохраны Петра I — Преображенский, Семеновский иБутырский.
Стрелецкое восстание 1698 г. ускорило ликвидацию старыхстрелецких подразделений и их расформирование. (Однако их отдельные частиучаствовали еще во взятии Нарвы в 1704 г. и Полтавской битве 1709 г) В 1713 г. прекратилисвое существование полки московских стрельцов, городовые же патрульно-постовыечасти просуществовали до 1740 г.
С 1699 г. началось формирование рекрутской системы набора вармию. Из числа владельческих крестьян, дворовых и посадского населениясформированы два полка. К1705 г. было собрано уже 27 полков, сбор осуществлялсяпо установленным рекрутским округам. С 1723 г. на основе переписи введенасистема подушной раскладки рекрутов (до 1725 г. было проведено 53 рекрутскихнабора, давших 284 тыс. солдат). Скрепленный порядок позволил сформироватьмногочисленную, хотя и плохо обученную армию.
Набранных (по одному от 20 дворов) рекрутов распределяли посборным пунктам, расквартировывали по постоялым дворам, из их среды назначаликапралов и ефрейторов.
Рекрутские наборы проводимые в среде неслужилых классов,делали всесословной. Вместе с тем на дворянстве оставалась обязанностьсословной и бессрочной службы, в ходе военной реформы была проведена переписьвсех дворянских недорослей. Уже с начала XVIII в. проводятсяих регулярные смотры, откуда юношей направляли в морские училища Ревеля илиГолландию, записывали в гвардейские полки солдатами и т.п. Списки составлялисьпоначалу Разрядным приказом, позже — Сенатом. Указ 1714 г. (февраль) установилпорядок обязательной солдатской службы для дворян, ожидавших производства в офицеры.С 15 лет дворянин записывался рядовым в полк, прослужив рядовым в гвардии,даянии затем переходил офицером в армейский пехотный или драгунский полк. Вотставку уходили только по старости или увечью, отставники направлялись вгарнизоны или в органы местного самоуправления. Части расквартировывались погородским и деревенским дворам, на офицеров возлагались обязанностиполицейского надзора по месту их расквартирования, до 1718 г. они такжезанимались сбором подушных податей. Армией в начале XVIIIв. управлял Разрядный приказ и Приказ с дел, созданный для руководства полками«нового строя». Были изданы Иноземский и Рейтарский приказы. Стрельцамизанимался Приказ земских дел. После создания Сената часть военного управленияперешла к нему, — к Военной канцелярии.
Итак, во главе государства стоял абсолютный монарх, которомупринадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная власть. Онявлялся главнокомандующим вооруженных сил страны. С подчинением церквигосударству монарх стал и главой церкви.
2. Реформы органов власти и управления Петра I2.1 Перестройка центральных органов власти иуправления
В первой четверти XVIII в. был осуществлен целый комплексреформ, связанных с перестройкой центральных и местных органов власти иуправления. Их сущностью было формирование дворянско-чиновничьегоцентрализованного аппарата абсолютизма.
С 1708 года Петр I начал перестраивать старые учреждения изаменять их новыми, в результате чего сложилась следующая система органоввласти и управления. Вся полнота законодательной, исполнительной и судебнойвласти сосредоточилась в руках Петра, который после окончания Северной войныполучил титул императора. В 1711 году был создан новый высший органисполнительной и судебной власти — Сенат, обладавший и значительнымизаконодательными функциями.
Взамен устаревшей системы приказов было создано 12 коллегий,каждая из которых ведала определенной отраслью или сферой управления иподчинялась Сенату. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам,которые входили в их ведение. Кроме коллегий было создано известное число контор,канцелярий, департаментов, приказов, функции которых были также четкоразграничены.
В 1708 — 1709 гг. была начата перестройка органов власти иуправления на местах. Страна была разделена на 8 губерний, различавшихся потерритории и количеству населения.
Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор,сосредоточивавший в своих руках исполнительную и служебную власть. Пригубернаторе существовала губернская канцелярия. Но положение осложнялось тем,что губернатор подчинялся не только императору и Сенату, но и всем коллегиям,распоряжения и указы которых нередко противоречили друг другу.
Губернии в 1719 г. были разделены на 50 провинций. Во главе провинциистоял воевода с провинциальной канцелярией при нем. Провинции в свою очередьделились на дистрикты (уезды) с воеводой и уездной канцелярией. После введения подушнойподати были созданы полковые дискриты. Квартировавшие в них воинские частинаблюдали за сбором податей и пресекали проявления недовольства иантифеодальные выступления.
Вся эта сложная система органов власти и управления имелачетко выраженный продворянский характер и закрепляла активное участиедворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно ещебольше расширила объем и формы службы дворян, что вызывало их недовольство.
Осуществлением административных преобразований былозавершено оформление абсолютизма в России. Теперь в руках монарха находиласьреально действующая сила. Ощущение пустоты под могуществом, которое Петр сильноощущал вначале царствования, прошло. Петр видел свою реальную опору,структурированную, приведенную, хотя еще не окончательно, но в более стройныйвид: чиновники, регулярная армия, сильный военно-морской флот; органыполитического сыска находились в распоряжении царя для неограниченного ибесконтрольного управления страной. Неограниченная власть царя была довольноопределенно выражена в Воинском уставе,10-й артикул, который гласил: "… ЕгоВеличество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делахответу дать не должен, но и силу, и власть имеет свои государству и земли, якохристианский государь, по воле и благословению управлять"[1].Церковь, как одна из подчиненных государству структур, со своей стороны вдуховном регламенте подтверждала: «Монархов власть есть самодержавная,которым повиноваться сам Бог повелевает»[2].Принятие Петром титула императора являлось не только нынешним выражением, но иподтверждением утверждающегося абсолютизма в России.
Абсолютизм, как высшая форма феодальной монархии,предполагает наличие определенного уровня товарно-денежных отношений и должногоразвития промышленности в стране. Выполнение первого из этих условий создаетпредпосылки финансирования разрастающейся военной и гражданской бюрократии,второе — служит материальной базой для развития регулярной армии и флота. Абсолютнаямонархия, прежде всего, представляет интересы дворянства. Но, учитываяназванные условия, в ее повседневной политике необходимо было приниматьрешения, укрепляющие позиции купечества и промышленников.
Реформы высших органов власти и управления, прошедшие впервой четверти XVIII в., принято подразделять на триэтапа:
1699-1710 гг. — частичные преобразования в системе высшихгосударственных органов, структуре местного самоуправления, военная реформа;
1710-1719 гг. — ликвидация прежних центральных органоввласти и управления, создание новой столицы, Сената, проведение первойобластной реформы;
1719-1725 гг. — образование новых органов отраслевогоуправления (коллегий), проведение второй областной реформы, реформы церковногоуправления, финансово-налоговой системы, создание правовой основы для всехучреждений и нового порядка прохождения службы.
С 1699 г. прекратились новые пожалования в члены Боярскойдумы и думные чины; вместо Расправной палаты была учреждена Ближняя канцелярия- орган административно-финансового контроля за деятельностью всехгосударственных учреждений (к 1705 г. в заседаниях этого органа принималиучастие не более 20 человек). Ближняя канцелярия регистрировала все царскиеуказы и распоряжения. После образования Сената Ближняя канцелярия (1719) иКонзилия министров (1711) прекратили свое существование.
Сенат был образован в 1711 г. как чрезвычайный орган вовремя нахождения Петра I в военных походах. По УказуСенат должен был, основываясь на существующем законодательстве, временнозамещать царя. Статус нового органа не был детализирован, это произошлонесколько позже — из двух дополнительно принятых указов стало ясно, что Сенат — постоянно действующий орган.
Превращение Сената в постоянно действующий орган былосвязано с губернской реформой 1708 г., которая расстроила всю старую системуприказов. Система губерний (первоначально их было восемь) не имела своегоцентра: Москва фактически перестала быть столицей, Петербург еще не стал ею,старая система центральных органов управления была разрушена. «Консилияминистров» (из думных людей, бояр, окольничьих) собиралась периодически ипо случаю. Государева ставка в военных условиях постоянно перемещалась изодного места в другое. В Москве не оставалось учреждения, осуществлявшегоконтроль за финансами, Ближняя канцелярия не могла справляться с деламицентрального государственного управления. Номинальным центром распавшейся навосемь частей милитаризированной державы оставалась только фигура государя.
Потребовалось создание органа, в руках которогососредоточивалось бы все центральное управление, органа компактного,единодушного в своей деятельности и решениях и полностью преданного иподчиненного верховной власти.
К компетенции Сената относились: судебная и организационно-судебнаядеятельность, финансовый и налоговый контроль, внешнеторговые и кредитныеполномочия. О законодательных полномочиях Сената ничего не говорилось1.
Указом 1711 г. устанавливался порядок заседаний иделопроизводства s Сенате. Все указы должны былисобственноручно подписывать все члены Сената. В 1714 г. меняется порядокпринятия решений — вместо единогласного достаточно было большинства голосов.
В 1711 г. сформировалась система фискального надзора, приСенате учреждалась должность обер-фискала. Последний получал возможностьосуществлять надзор за деятельностью госаппарата, используя систему фискалов (этидолжности учреждались при губернских правлениях, провинциях, городах).
Все поступающие в Сенат дела заносились в реестр, заседанияпротоколировались.
С 1722 г. Сенат посылал в провинции сенатора-ревизора. Генерал-прокурормог ставить вопрос перед Сенатом о ликвидации пробелов в законодательстве иосуществлял гласный надзор за деятельностью Сената и коллегий.
Структура Сената включала присутствие (общее собраниесенаторов, на котором принимались решения) и канцелярию, которую возглавлялобер-секретарь и которая состояла из нескольких столов (секретный, некий,приказный и проч.). В1718 г. штат сенатских подьячих пере-1еновался всекретарей, канцеляристов и протоколистов (в 1722 г. канцелярия Сенатапереподчинена генерал-прокурору).
В 1712 г. при Сенате была восстановлена Расправная палата,распивавшая дела местных судов и администрации в качестве апелляционнойинстанции.
В 1718 г. в состав Сената кроме назначенных царем членоввошли все президенты вновь созданных учреждений-коллегий.
Сенат получил вид комитета министров: президенты коллегийстановились одновременно сенаторами и главами учреждений, ответственных передСенатом. Эта сложность была разрешена в 1722 г., когда введенные в Сенатпрезиденты были там оставлены только в качестве сенаторов, а на их место вколлегиях были назначены новые лица.
В 1722 г. Сенат был реформирован тремя указами императора. Во-первых,изменен состав Сената: в него могли входить высшие сановники (по Табели орангах — действительные тайные и тайные советники), не являвшиесяруководителями конкретных ведомств. Президенты коллегий не входили в его состав(за исключением предшественников военной, морской и иностранной коллегий), иСенат превращался в надведомственный контрольный орган.
Для контроля за деятельностью самого Сената в 1715 г. былаучреждена должность генерал-ревизора, которого несколько позже сменилобер-секретарь Сената. Для усиления контроля со стороны императора при Сенатеучреждались должности генерал-прокурора и обер-прокурора. Им были подчиненыпрокуроры при коллегиях. Кроме того, при Сенате образовывались должностирекетмейстера (принятие жалоб и апелляций) и герольдмейстера (учет служащихдворян).
Указом «О должности Сената»1 этот орган получил право издаватьсобственные указы. Устанавливался регламент его работы: обсуждение и принятиерешений, регистрация и протоколирование. Круг вопросов, которые рассматривалСенат, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю,важнейшие дела, поступавшие с мест (о войне, бунтах, эпидемиях), назначение ивыборы высших государственных чинов, принятие апелляций на судебные решенияколлегий.
Создание коллегий освободило Сенат от детальнойуправленческой деятельности, оставив за ним общие руководящие и контрольныефункции. Вместе с тем расширялась его законосовещательная деятельность.
В работе Сената устные указы и административные распоряженияуступают место новым формам законотворчества: по Генеральному регламенту 1720 г.обязательными для коллегий распоряжениями были только письменные указы Сената (ицаря). В статусе Сената сочетались его законодательные полномочия (государьразрешал Сенату без согласования с ним самостоятельно решать неотложные дела) иего роль в качестве органа исполнительной власти.
Генерал-прокурор одновременно руководил заседаниями Сената иосуществлял контроль за его деятельностью. Генерал-прокурор и обер-прокурормогли быть назначены и отстранены только монархом.
Реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центральногоуправления, вставший над всем государственным аппаратом (коллегиями иканцеляриями). В системе этих органов происходили существенные изменения.
В 1689 г. был создан особый, не вписывающийся в системудругих Преображенский приказ. С 1697 г. в нем оказались сосредоточенными розыски суд по важнейшим политическим и воинским делам, он превратился в центральныйорган политического сыска и был позже подчинен Сенату наряду с другимиколлегиями. Упразднен в 1729 г.
В 1699 г. учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша, спомощью которой предполагалось улучшить дело поступления в казну прямых налогови выработать общие условия промышленности и торговли в городах. В своей работеБурмистерская палата опиралась на систему местных органов (земских губ). К 1708г. Ратуша превратилась в центральное казначейство, заменив Приказ Большой казны.В нее вошли 12 старых финансовых приказов.
В конце XVII — начале XVIII в. сократилось число приказов, и Одновременно с этимпроизошло слияние нескольких приказов в один. В1699 г. из 44 приказовобразовались 25. Требования новой политической и государственной жизни в страневызвали появление новых отраслевых приказов: Адмиралтейского (1696),Провиантского (1700), Приказа военных дел (образованного в 1701 г. на основеслияния Рейтарского и Иноземного приказов).
Нерегламентированность деятельности приказов и отсутствиенормативной базы затрудняли их работу в новых условиях и особенно контроль заих деятельностью со стороны высших органов. В 1718-1720 гг. большинствоприказов ликвидировано, на их месте учреждены новые органы отраслевогоуправления.
В конце 1717 г. начала складываться система коллегий: Сенатомбыли назначены президенты и вице-президенты, определены штаты и порядок работы.Кроме руководителей в состав коллегий входили четыре советника, четыре асессора(заседателя), секретарь, актуариус, регистратор, переводчик и подьячие. Специальнымуказом с 1720 г. предписывалось начать производство дел «новым порядком».
Форма новых центральных органов управления была заимствованана Западе — в Швеции, Германии и др. Уже в 1712 г. была сделана попытка учредитьТорговую коллегию при участии иностранцев. В Германии и Чехии набиралисьопытные юристы и чиновники для работы в русских государственных учреждениях. Шведскиеколлегии считались лучшими в Европе, они и были взяты за образец для русских в1715 г.
Самим коллегиям было поручено на основе шведского уставаготовить для себя регламенты, приспосабливая иностранные нормы к отечественнымусловиям.
Предполагалось, что коллегии внесут в управление два новыхначала: более систематическое разделение ведомств и совещательный порядокрешения дел. Упразднялся территориальный принцип управления, компетенцияколлегий распространялась на всю территорию государства.
Старые приказы либо поглощались коллегиями либо подчинялисьим (например, в состав Юстиц-коллегии вошли семь приказов). Уже в декабре 1718г. был принят реестр коллегий:
1) Иностранных дел;
2) Казенных сборов;
3) Юстиции;
4) Ревизионная (бюджетная);
5) Военная;
6) Адмиралтейская;
7) Коммерц (торговля);
8) Штатс-контора (ведение государственных расходов);
9) Берг-Мануфактур (промышленная и горнодобывающая) 1.
В 1721 г. учреждена Вотчинная коллегия, заменившая Поместныйприказ, в 1722 г. из единой Берг-Мануфактур-коллегии выделиласьМануфактур-коллегия, на которую, кроме функций управления промышленностью, быливозложены задачи экономической политики и финансирования. За Берг-коллегиейостались функции горнодобычи и монетного дела.
Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720),объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работыучреждения.
Создание системы коллегий завершило процесс централизации ибюрократизации государственного аппарата. Четкое распределение ведомственныхфункций, разграничение сфер государственного управления и компетенции, единыенормы деятельности, сосредоточение управления финансами в едином учреждении — всеэто существенно отличало новый аппарат от приказной системы.
С учреждением новой столицы (1713) центральный аппаратпереместился в Санкт-Петербург. Сенат и коллегии создавались уже там.
В 1720 г. в Санкт-Петербурге создан Главный магистрат (направах коллегии), координировавший работу всех магистратов и являвшийся для нихапелляционной судебной инстанцией. В 1721 г. принят Устав Главного магистрата,регламентировавший работу магистратов и городской полиции.
Отраслевой принцип управления, свойственный коллегиям, небыл выдержан до конца: судебные и финансовые функции, помимо специальных,возлагались на иные отраслевые коллегии (Берг, Мануфактур, Коммерц). Вне сферыконтроля коллегий оставались целые отрасли (полиция, просвещение, медицина,почта). Коллегии не входили также в сферу дворцового управления: здесьпродолжали действовать Приказ большого дворца и Канцелярия дворцовых дел. Такойподход к делу нарушал единство коллежской системы.
Итак, преобразование системы государственных органовизменило характер государственной службы и бюрократии. С упразднениемРазрядного приказа в 1712 г. последний раз были составлены списки думных чинов,стряпчих и других чинов. В ходе создания новых управлениях органов появилисьновые титулы: канцлер, действительный тайный и тайный советники, советники,асессоры и др. Все должности (штатские и придворные) были приравнены к офицерскимрангам. Служба становилась профессиональной, а чиновничество — привилегированнымсословием.2.2 Реформирование местного управления
Местное управление в начале XVIII в.осуществлялось на основе старой модели: воеводское управление и системаобластных приказов. В процессе петровских преобразований в эту систему сталивноситься изменения. В 1702 г. введен институт воеводских товарищей, выборныхот местного дворянства. В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным,что должно было усилить контроль за старой администрацией.
Преобразование местных органов управления началось в городах.В Москве была создана Бурмистерская палата, которой подчинялись все выборныеорганы местного управления (губы). В состав бурмистерских изб входили бурмистры(выборные от купцов, слобод и сотни), во главе губ стояли президенты.
B 1702 г. отменен институт губныхстарост и их функции переданы воеводам, управлявшим делами совместно свыборными дворянскими советами.
Все эти преобразования были связаны с попытками создатьновую систему местного управления, опирающуюся на дворянство. Однакозатянувшаяся Северная война внесла коррективы в эти планы правительства. Проблемыукрепления границ, подавления бунтов (Астрахань, 1705), построения военногофлота (Воронеж) и гаваней (Таганрог), и возведения новой столицы вели кадминистративно-управленческой децентрализации. Проблемы возникали в разныхконцах государства, их разрешение через московские центральные органы былосложным и длительным процессом. Средства для решения проблем (деньги, рабочиеруки, специалисты) эффективнее было направлять непосредственно в регионы,расширяя при этом компетенцию местных правителей, которых стали называтьгубернаторами, еще до проведения губернской реформы.
Определенный опыт для такой перестройки был накопленмосковскими областными приказами, управлявшими финансами и военнымстроительством на обширных территориях (Казанский, Сибирский, Малороссийский идр. приказы). Полномочные наместники на местах должны были сами изыскиватьсредства для решения местных проблем (содержание армии по округам,строительство, благочиние и пр). Это вело к раздроблению единой государственнойкассы, к децентрализации финансовых источников и расходных статей.
В декабре 1707 г. был издан указ о росписи городов кнамеченным губернским центрам.
Первая губернская реформа. В 1708 г. введено новоетерриториальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которымбыли расписаны все уезды и города. В 1713-1714 гг. число губерний возросло доодиннадцати.
Во главе губернии был поставлен губернатор илигенерал-губернатор (Петербургская и Азовская губернии), объединявшие в своихруках всю административную, судебную и военную власть. Им подчинялись четырепомощника по отраслям управления.
В ходе реформы (к 1715 г) сложилась трехзвенная системаместного управления и администрации: уезд — провинция — губерния. Провинциювозглавлял обер-комендант, которому подчинялись коменданты уездов. Контролироватьнижестоящие административные звенья помогали ландратные комиссии, избранные изместного дворянства.
Губернии образовались в следующем порядке: в 1708 г. — Московская,Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская, Азовская,Сибирская; в 1713 г. — Рижская; в 1714 г. — Новгородская; в 1717 г. — Астраханская1.
Распланировав структуру губерний, далее требовалосьпроизвести в них разверстку военных расходов и содержание контингентавооруженных сил — это была одна из главных целей реформы. Эти вопросы обсуждалиБлижняя канцелярия, Дума и губернаторские съезды.
Губернское управление сложилось к 1715 г.: при губернаторенаходились: вице-губернатор, ланд-рихтер (судебные полномочия), обер-провиантмейстер(сбор хлебных податей), комиссары.
В качестве основного административного, финансового исудебного органа в губернии выступала канцелярия. С 1713 г. при губернатореучреждены ландраты (советы, состоящие из местных дворян). Однако в отличие отгородского самоуправления коллегиальный принцип управления в губерниях неприжился.
Во главе провинции стоял обер-комендант, во главе новойадминистративной единицы (возникла в 1715 г. в дополнение к трехзвенной системе)- «доли» — ландрат.
Число «долей» в каждой губернии определяло ееучастие в государственных повинностях. С 1711 г. бывшие воеводы под именемкомендантов вновь получают финансовые и судебные полномочия над сельским; городскимнаселением в уездах.
В январе 1715 г. упраздняется уездное и провинциальноеделение (комендантами и обер-комендантами). Губерния делилась на «доли»с управлением. Доли иногда совпадали по размерам с отменными уездами, иногданет. Ликвидация древнего уездного деления и деление губернии на «доли»явно отражали фискальный, налоговый: государства и были направлены наразрушение старых традициях отношений и связей. В реформе проявиласьсвойственная абсолютизму тенденция к геометрической точности, регламентации,линейности.
В 1715 г. ландратам было поручено произвести новую переписьнаселения и источников доходов, что также указывало на фискальные цели нормы: армияи флот требовали денег.
Перестройка центрального управления повлекли за собой новуюреформу местного правления. Вновь обратились к шведским образцам, в ноябре 1718г. царь утвердил эту модель, приказав внедрить новое управление к 1720 г. Сенат,готовивший новую областную реформу, сохранил в качестве крупнейшейадминистративно-территориальной единицы губернию. Последняя была военным исудебным округом для составляющих ее частей. Части эти проектировщики реформызаимствовали из шведского опыта: губерния делилась на провинции и дистрикты. Провинциизаменяли собой ландратские «доли», теперь деление на провинции стало повсеместным.
Вторая областная реформа была проведена в 1719 г. Суть еезаключалась в следующем: 11 губерний были разделены на 45 провинций1. Во главе этих единиц также поставленыгубернаторы, вице-губернаторы или воеводы.
Провинции делились на округа-дистрикты. Администрацияпровинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии (Камер,Штатс-контора, Юстиции, Вотчинная) на местах располагали собственнымразветвленным аппаратом из камериров, комендантов, казначеев. Важную рольиграли такие местные конторы, как камерских дел (раскладка и сбор податей) ирентерен-казначейства (прием и расходование денежных сумм по указам воеводы икамериров).
В 1719 г. воеводам поручалось наблюдение «за хранениемгосударственного интереса», принятие мер государственной безопасности,укрепление Церкви, оборона территории, надзор за местной администрацией,торгами, ремеслами и за соблюдением царских указов.
Провинции получали значительную автономию, подчиняясьгубернатору лишь по военной и судебной линии. Главам провинций — воеводам — представлялисьширокие финансовые, полицейские, хозяйственные полномочия.
При воеводе состояли земская канцелярия, земский надзирательсборов, земский казначей и провиантмейстер (ведал хлебными казенными сборами).
Низшей единицей областного деления был дистрикт, по размерамчасто совпадавший с бывшим уездом. Во главе дистрикта стоял земский комиссар,осуществлявший финансовые, политические, хозяйственные функции. В качествесборщика налогов он подчинялся провинциальному камергеру и вместе с нимназначался Камер-коллегией.
Внизу иерархии располагались традиционные сельскиеполицейские органы, избираемые на крестьянских сходах: сотские и десятские. Онибыли помощниками земского комиссара.
В областное управление в ходе Северной войны были введенытакже специфические военные органы — полковые дистрикты и полковые дворы, накоторые были возложены задачи полицейско-финансового характера. С 1723 г. дворянеполкового дистрикта выбирали особого комиссара, ведавшего подушными сборами ирекрутскими наборами.
Административная искусственность петровских областных реформусугублялась внесением в них еще и военно-полицейского элемента.
В 1699 г. посадское население было изъято из ведомствавоевод и приказов и передано в ведение Бурмистерской палаты (с 1700 г. — Ратуши).В городах создавались подчиненные Московской Ратуше выборные бурмистерские (земские)избы.
К Ратуше отошли финансовые функции некоторых приказов, и онаоставалась центральной государственной кассой вплоть до губернской реформы 1708-1710гг., когда финансовые функции и бурмистерские избы были переданы в ведениегубернаторов.
В 1718-1720 гг. прошла реорганизация органов городскогосамоуправления, созданных в 1699 г. вместе с Ратушей, — земских изб ибурмистров. Были созданы новые органы — магистраты, подчиненные губернаторам. Общееруководство осуществлял Главный магистрат. Система управления стала болеебюрократической и централизованной. В 1727 г. магистраты были преобразованы вратуши. Губернская реформа 1708 г. превратила московскую Ратушу в городскуюуправу Москвы, земские избы и выборные бурмистры лишились высшего сословногоучреждения. Объединяющим органом для низших звеньев городского самоуправлениябыло решено сделать магистраты. В 1720 г. магистраты стали создаваться вПетербурге и других городах. В 1721 г. новым органам был дан регламент. Главныймагистрат, возглавивший систему магистратов, подчинялся Сенату.
Новые органы городского управления базировались на новойструктуре городского тяглого общества. Последнее состояло из двух гильдий: впервую входили купцы, банкиры, доктора, аптекари, мастера высших разрядов, вовторую — мелкие торговцы, ремесленники, объединенные в цехи. Третий класссоставляли «подлые» люди из низших слоев, признанные в магистратскойинструкции гражданами. По указам 1699 г. бурмистры избирались на один год, помагистратской инструкции 1720 г. члены городского самоуправления избиралисьбессрочно. Бургомистров избирало все посадское общество, членов магистрата — толькобургомистры и гласные из первой гильдии.
Магистратские присутствия состояли из президента, несколькихбургомистров и ратманов. Компетенция магистратов расширялась по сравнению сфункциями земской избы: ему принадлежали судебные функции, равные компетенциинадворного суда (лишь смертные приговоры представлялись на утверждение вГлавный магистрат); он руководил городской полицией, ведал городскимхозяйством, мануфактурой и ремеслами, богадельнями и городскими школами.
Таким образом, горожане выбирали из своих гильдий старшин истарост, входивших в советы при магистрате с правом совещательного голоса. Городскойпатрициат стремился играть все более значительную роль в общей городскойполитике. Однако магистраты не стали органами городского самоуправления, онилишь проводили волю верховной власти, «начальства», в сфере местногоуправления. Президенты, бургомистры и ратманы становились государственнымичиновниками, которые поощрялись чинами по Табели о рангах или дворянством засвою службу. Городского самоуправления по западному образцу в 1720 г. несложилось.
Заключение
Итак, главным итогомПетровских реформ стало установление в России режима абсолютизма, венцомкоторого стало с победой в Северной Войне, в 1721 г. изменение титулароссийского монарха — Петр объявил себя императором, а страна стала называтьсяРоссийской Империей. Россия была приравнена, и даже поставлена над европейскимигосударствами. Таким образом, было оформлено то, к чему шел Петр все годысвоего царствования — создание государства со строгой системой управления,сильной армией и флотом, мощной экономикой, оказывающего влияние намеждународную политику. В результате Петровских реформ государство не былосвязано ничем и могло пользоваться любыми средствами для достижения своих целей.В итоге Петр пришел к своему идеалу государственного устройства — военномукораблю, где все и вся подчинено воле одного человека — капитана, и успелвывести этот корабль из болота в бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Но была у реформ иобратная сторона — Россия стала самодержавным, военно-бюрократическимгосударством, центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Реформывогнали Россию в крепостничество и самодержавие, которое, к несчастью, былодалеко не на пользу государству. Система абсолютизма, созданная Петром, несмогла вовремя прореформировать и смягчить себя, и рухнула в 1917 году.
Но как бы не относитьсяк методам и стилю проведения Петром преобразований, нельзя не признать — ПетрВеликий является одной из самых заметных фигур мировой, и, тем более,российской истории. И, поэтому положительных сторон Петровского реформированиянесравнимо больше, чем отрицательных.
Своеобразие исторического пути России состояло в том, чтокаждый раз следствием реформ оказывалась еще большая архаизация системыобщественных отношений. Именно она и приводила к замедленному течениюобщественных процессов, превращая Россию в страну догоняющего развития.
Своеобразие состоит и в том, что догоняющие, в своей основенасильственные реформы, проведение которых требует усиления, хотя бывременного, деспотических начал государственной власти, приводят, в конечномитоге, к долговременному укреплению деспотизма. В свою очередь замедленноеразвитие из-за деспотического режима требует новых реформ. И все повторяетсявновь. Циклы эти становятся типологической особенностью исторического путиРоссии. Так и формируется — как отклонение от обычного исторического порядка — особыйпуть России.
Список использованной литературы
1.        Буганов В.И. Петр Великий и его время / отв. ред.А. А. Новосильцев. АНСССР- М.: Наука, 1989. — 187 с.
2.        Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России ХVII — ХIХв. Учебник. / Под ред.А.Н.Сахорова. — М.: Просвещение, 1995.
3.        Валишевский К. Петр Великий: Исторический очерк в 3-х частях: ч-1Воспитание; ч-2 Личность; ч-3. — М.: СП «КВАДРАТ», 1993.
4.        Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. — М.: БЕК, 1995.- 387 с.
5.        Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В. Кривошеев Ю.В. Русская история с древнейшихвремен до наших дней. — Спб.: Нева, 1999. — 537 с.
6.        Заичкин И.А., Почкарев И.Н. Русская история IХ-ХVIII. популярный очерк /Под ред.А. А. Преображенского — М.: Мысль, 1992.
7.        Исаев И.А. История государства и права России / Учебник для юридическихвузов. Изд. 3-е перераб. и доп. — М.: Юристъ, 1996. — 544 с.
8.        Исаев И.А. История государства и права России. — М.: Проспект, 2008. — 800с.
9.        История государства и права России / Учебник для студентов ВУЗов, отв. ред.Ю.П. Титов — М.: Былина, 1997. — 638 с.
10.      История государства и права России / Под ред. С.А. Чибиряева. — М.: Эксмо,1998. — 647 с.
11.      История государства и права: учебное пособие / В.М. Сырых. — изд.2-е,исправл. и доп. — М.: Эксмо, 2007. — 464 с.
12.      История государства и права России: учеб. пособие. — М.: ТК Велби, Проспект,2007. — 336 с.
13.      История России. Пособие для поступающих в ВУЗы. / Под ред. М.Н. Зуева. — М., Высшая школа, 2005. — 688 с.
14.      Ключевский В.О. Курс русской истории. Т.4. — М.: Просвещение, 1958. — 538 с.
15.      Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в 3-х книгах. Кн.1.- М.: Наука, 1995. — 633 с.
16.      Князьков С. Из прошлого русской земли. Время Петра I. — М.: Планета,1991. — 263 с.
17.      Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России. — М.: Проспект,1985. — 366 с.
18.      Кузнецов И.Н. История государства и права России. — Минск: МГУ, 1999. — 483с.
19.      Мавродин В.И. Петр I — Л.: Госполитиздат, 1945. — 176 с.
20.      Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История Россиис древнейших времен до наших дней. Учебник. — М.: Проспект, 1999. — 736 с.
21.      Платонов С.Ф. История России. — С-Пб.: Дельта, 1998. — 442 с.
22.      Рогов В.А. История государства и права России. — М.: ТЕИС, 1995. — 483 с.
23.      Рогов В.А. История государства и права России IX — начала ХХ веков. — М.:ТЕИС, 1995. — 352 с.
24.      Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала XX века. — М.: Норма,1998. — 322 с.
25.      Хрестоматия по истории отечественного государства и права (Х век — 1917год) / Сост.В.А. Томсинов. — М.: Былина, 1998. — 354 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.