Реферат по предмету "Государство и право"


Развитие феодального права и государства

РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГОПРАВА И ГОСУДАРСТВА

/>1. Основные черты права
Одновременносо складыванием феодальной государственности шел процесс становленияфеодального права.
Можновыделить следующие черты феодального права. Во-первых, основное место вфеодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующиепоземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение.Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией»,закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезалоих) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе.В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отраслиправа. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право ит.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние нафеодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормыправа. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствиеединого права на всей территории государства и господство правовых систем,основанных на местных обычаях.
Еще однойособенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное правобыло первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме,степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности июридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершеннымобразцам рабовладельческого частного права, особенного римского, которое вЗападной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, такназываемую «рецепцию» римского права.
В IХ-ХI вв. устанавливаетсяпринцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормамправа, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципаобъяснялось, во первых, господством натурального хозяйства, обособлявшимотдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоровполитической, в частности судебной, власти. Такое положение способствовалозамене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами.
В периодфеодально – раздробленного государства обычаи являлись основным источникомправа. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовоесистемы.
В зависимостиот источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границеймежду которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «странойписаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное подвлиянием обычаев к новым условиям. Заним признавалось значение «общего обычая».Север Франции считался «страной обычного права», ибо территориальные обычаи – кутюмыявлялись там основным источником права.
В периодформирования централизованного государства в форме сословно-представительноймонархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IXпредписал своим бальи собрать обычаи округов, отредактировать и прислать их впарижский парламент. Сборник этих обычаев, составленный в 70-х годах XIII века,был назван «Учреждения Людовика Святого» и включал в себя кутюмы Парижа,Орлеана, Тура, Анжу и Мэна. Он получил общеобязательную силу в королевскомдомене, а также во владениях многих королевских вассалов.
В ХIV-ХV вв.появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.
В 1453 годуКарл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемыесудами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материалпредставить в парламент, который должен был его изучить, отредактировать ипредставить на утверждение короля. Эта работа продолжалась и при преемникахКарла VII. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которыхраспространялось на большой территории. В период абсолютной монархии В ХVII-ХVIIIвв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса (ордонанс1670 г.), гражданского права (ордонанс 1731 г. – о дарениях, 1733 г.-озавещаниях, 1747 г. – о субституциях), в области торговли и мореплавания(1681 г. – морской ордонанс, 1673 г. – устав о торговле). В 1783 годубыл издан так называемый Черный кодекс о положении рабов в колониях.
Источникомправа, вносившим общие начала, единообразие в пеструю систему обычного права,было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источникаправа, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. В ХV-ХVIII вв. оностало фактором, способствовавшим выработке общих правовых принципов в условиях.отсутствия единой правовой системы. Римское право применялось на «Севере» в техслучаях, когда кутюмы не давали ответа на вопросы, поставленные жизнью.
Большоевлияние на формирование и развитие права оказали также каноническое и городскоеправо.
Правособственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибоюридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средствопроизводства – на землю. Во Франции оно приняло наиболее классическую форму,свойственную западноевропейскому феодализму. Феодальное право собственности впериод раннего и развитого феодализма характеризовалось: а) иерархическойструктурой, б) условностью и в) ограниченным характером.
Онососредоточивалось в руках класса феодалов. Крупное землевладение выступало в формеаллода, бенефиция. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием,названным в Х веке феодом, леном, фьефом. В Х-ХI вв. распространиласьинфеодация, т.е. передача аллодов их собственниками королю, крупным феодалам,церкви с получением их обратно в виде феодов.:
В периодраннего феодализма во Франции сложились два вида крестьянского землевладения:землевладения лично зависимых крестьян (сервов) и землевладения лично свободныхкрестьян (вилланов).
Крестьянскийнадел, предоставляемый сверху находился в его владении и пользовании. Этотучасток находился в «мертвой руке», ибо серв не мог совершать с ним никакихсделок без согласия господина. По обычному праву вплоть до XIII века всеимущество серва после его смерти шло господину. Затем надел стал передаватьсяпо наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из частиимущества, а с развитием товарно-денежных отношений – определенного денежноговзноса.
За правовладения и пользования наделом сервы должны были ежегодно платить господинунатуральный или денежный оброк, размер которого устанавливался по усмотрениюгосподина.
Наделы,предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам), рассматривались какнеблагородное крестьянское держание земли от сеньора и назывались цензива. Помере освобождения крестьян от личной зависимости она становится наиболеераспространенной формой крестьянского держания.
Цензива – это наследственноевладение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычнымправом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу,так и крестьянским общинам.
Правовыеотношения между сеньором и цензитарием по французскому обычному правухарактеризовались следующими чертами:
1) последний обязан былпериодически, по требованию сеньора, признавать зависимость своего участка отсеньора;
2) сеньор имел право наполучение определенных повинностей с цензивы:
ценза, т.е.ежегодной подати, уплачиваемой в денежном выражении или в натуральном виде (вэтом случае он назывался шампаром). На ценз не существовало сроков давности ион мог быть взыскан в любой момент. По большинству обычаев его можно быловзыскать сразу не более как за 30 лет. По ранним обычаям неуплата ценза влеклаутрату крестьянином цензивы, а по обычаям ХIV-ХVIII вв. в случае неуплаты цензасеньор имел право на определенный штраф;
3) сеньор имел право надесятину, т.е. на 1/10 доходов земельного участка;
4) он имел право на барщинуот 3 до 12 дней в году в зависимости от местных обычаев;
5) сеньор имел право наренту, т.е. определенный налог с годового дохода цензивы, которую он получалпомимо ценза с нового владельца цензивы в случае ее отчуждения первоначальнымвладельцем;
6) сеньор имел право на такназываемые баналитеты, т.е. право на взносы за удовлетворение крестьянамиопределенных своих потребностей способом, предписанным сеньором: молоть зернона мельнице сеньора, давить виноград на вино на его прессе, печь хлеб на егопекарне и т.п.;
7) сеньор имел право охотына землях крестьян и т.д. и т.п.
Большинствофранцузских кутюмов XVI–XVIII вв. наделяло цензитариев широкими правами пораспоряжению цензивами: право передавать их по наследству, дарить, закладывать,отчуждать, не испрашивая разрешения у сеньора. Но при этом не затрагивалисьправа сеньора. При перемене владельца сеньор получал высокую пошлину, и всеповинности, лежащие на цензиве в его пользу, сохранялись.
Как былоуказано выше, обычное феодальное право Франции не знало такого понятия, какправо собственности. Запутанность земельных отношений, обусловленнаяиерархической структурой собственности, выдвинула на первое место прирассмотрении споров о правах на недвижимость такое понятие, как сезина(владение).
Под сезинойпонималось такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушениядолжно быть защищено в судебном порядке.
В том случае,когда объектом права являлся феод, переход сезины из рук в руки осуществлялся вформе инвеституры с последующим фактическим владением приобретателем в течениегода и одного дня. При продаже феода передача осуществлялась продавцом покупателючерез сеньора. Для передачи сезины необходимо было первоначально продавцуотказаться от сезины, а затем сеньор передавал сезину покупателю.
Многие обычаипозднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции соформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца опередаче сезины в судебный реестр.
Сезина моглаприобретаться также в результате давности обладания. В ранних кутюмах сроктакой приобретательной давности исчислялся в год со днем. В более поздних кутюмахпод влиянием римского права срок приобретательной давности увеличился до 10 летмежду присутствующими и 20 лет между отсутствующими при наличии титула навладение и 30 лет при отсутствии титула в тех случаях, когда речь шла окрестьянском землевладении. В отношении владений феодами срок давности недопускался.
В условияхгосподства натурального хозяйства не было основы для развития обязательственныхотношений. Наиболее известным договором, порождавшим обязательства в раннийпериод феодализма, является договор, устанавливавший отношения вассалитета,заключаемый между сеньором и вассалом.
С развитиемтоварно-денежных отношений начинается и развитие договоров, порождавшихобязательственные отношения.
В обычаях,сложившихся до первой половины XIV цена, договор купли-продажи считалсязаключенным с момента уплаты стоимости вещи или с момента передачи покупателюсезины. Позже возникают обычаи, согласно которым договор купли-продажи нанедвижимые вещи вступал в силу с момента заключения договора, независимо от того,была ли в действительности вещь передана. Окончательно такое положение былозакреплено Ордонансом 1566 года, согласно которому договор купли-продажинедвижимых вещей должен был совершаться в нотариальном порядке. Договоркупли-продажи движимых вещей вступал в силу с момента передачи вещи.
Феодальноеобычное право предусматривало право землевладельца, его родственников илисеньора выкупить проданное имущество. До XIII века нельзя было отчуждатьродовое имущество без согласия родственников, кроме случаев крайней нужды.Однако родственники могли в этом случае перекупить родовое имущество, выплативего обусловленную стоимость. В XIII веке уже, как правило, не требуетсясогласие родственников на продажу родового имущества, но у них сохраняло, правоего выкупа в течение года и одного дня.
Сеньор имелправо выкупить феод, проданный его вассалом, в течение 40 дней, если он былпоставлен в известность о состоявшейся сделке, и в течение 30 лет, если, он обэтом не знал.
Одним израспространенных договоров был договорзайма. Канонические право запрещаловзыскание процентов по займу. Для обхода этого запрета существовало несколькопутей. Одним из обходных путей являлся договор об установлении ренты. Это такойдоговор, при котором лицо, приняв в долг определенную сумму денег, обязывалосьуплачивать заимодателю определенную ежегодную ренту. Способом обхода этогозапрета являлся также и залог, являющийся средством обеспечения обязательства.Обычное право различало два вида залога: живой залог и мертвый залог. При живомзалоге переданный во владение кредитора земельный участок с правом получениядоходов и плодов с него сам погашает обязательство за счет плодов и доходов.При мертвом залоге плоды и доходы земельного участка не погашают обязательство,а идут кредитору как бы в виде процентов.
В XVII–XVIII вв. залог в ряде местпревращается в ипотеку. Ипотека устанавливалась с согласия сеньора. Вместопередачи земельного участка во владение кредитора стали делать запись взалоговую книгу. Ордонансом 1771 года при Людовике XV был отменен залогнедвижимого имущества, связанный с передачей его во владение кредитора.
Широко былраспространен во французском феодальном праве один из старейших договоров – договордарения. В принципе по обычному праву не было ограничений для дарения: всякийсовершеннолетний вправе был подарить, за некоторыми исключениями, своеимущество. Отдельные обычаи запрещали дарить расточителям, детям, находящимсяпод властью отца, священнослужителям.
Ордонанс 1731года запрещал дарения на случай смерти, за исключением того случая, когдадарение было предусмотрено брачным договором.
Если в рядеобычаев, возникших в последний период феодализма, признавалось неограниченноеправо дарения движимых и благоприобретенных вещей, то в обычаях некоторыхместностей (Турень, Лижу, Ман и Берри) устанавливались ограничения в интересахдетей. Родовое имущество можно было дарить только в определенной доле. Дарениямежду супругами, как правило, запрещались, они разрешались только на случайсмерти. Обычно такие дарения оговаривались в брачном договоре илиустанавливались в завещании, и дарение вступало в силу с момента смертидарителя.
В периодразложения феодализма большое распространение получил договор аренды земли.Согласно этому договору землевладелец предоставлял земельный участок в полноевладение и пользование арендатору при условии выплаты ежегодной ренты Цеховая игосударственная регламентация производства и торговли. Цеховые уставы игородские обычаи регулировали не только вопросы цеховой организации, но ивопросы, связанные с производством продукции и торговлей ею.
Прежде всегоцеховые уставы стремились закрепить корпоративную замкнутость цехов путемнедопущения или ограничения допуска в цеховые общины посторонних.
Например,Устав парижских портных допускал к изготовлению верхней одежды только тех, ктоимел в Париже собственный дом или мастерскую. В других уставах устанавливаласьвысокая плата за ученичество, за получение права самостоятельного мастера, аиногда и прямо запрещалось использовать труд чужаков. Многие уставы лишали вдовмастеров прав и привилегий, установленных цехом, если они выходили замуж запосторонних.
В XVI векецеховая система была насаждена на всей территории Франции. Ордонанс 1560 годапредусматривал распространение парижских цеховых уставов – на всю территориюстраны, а Ордонансы 1581 и 1397 гг. превратили корпоративную организацию вобязательную для всей промышленности. Возникающая абсолютная монархия не толькораспространила цеховой строя на всю страну, но и стала активно регулироватьотношения внутри цеховой организации. В частности, она стала регулироватьрабочий день подмастерьев и учеников. Так, согласно Ордонансу 1967 года рабочийдень у работников строительных профессий должен был начинаться летом в 5 час. утраи заканчиваться в 7 час. вечера, а зимой он должен был продолжаться с 6 час.утра до 6 час. вечера.
В периодабсолютизма происходит усиление вмешательства государства в экономику. Особенноактивно эта политика проводилась генеральным контролером финансов при ЛюдовикеXIV Кольбером, по имени которого она получила название кольбертизма.
Путемпредоставления субсидий, раздачи земель, предоставления различных льгот(освобождения от налогов, рекрутского набора, предоставление монополии наизготовление и продажу определенных товаров и т.п.) он способствовал развитиюкапиталистических мануфактур. По его инициативе создавались так называемые «королевскиемануфактуры», наделенные особыми привилегиями. Промышленное производствоподвергалось мелочной государственной опеке. В 60-х годах XVII века существовалооколо 150 регламентов для различных отраслей промышленности. В соответствии сними устанавливались специальные стандарты для выпускаемой продукции.Специальные чиновники должны были следить за соблюдением этих стандартов.Особенно детально регламентировалось производство в ткацкой и бумажнойпромышленности. Так, устанавливалась длина и толщина ниток, число их, длина иширина сукна, устройство ткацкого станка.
Куски сукна,не отвечавшие регламенту, сжигались или конфисковались, а предприниматели моглибыть выставлены у позорного столба.
При Кольбереи под его непосредственным руководством был разработан Ордонанс о торговле – Торговыйкодекс 1673 года. Этот акт исходил из того, что торговое право является правомкупеческого сословия. В целях развития торговли и торгового капитала онрегулировал такие важные вопросы для купечества, как статут торговыхтовариществ, векселя, банкротства н другое вопросы, связанные с торговымиотношениями.
Кольберпроводил протекционистскую политику в области внешней торговли, устанавливаявысокие пошлины на ввоз иностранных товаров. В то же время он поощрял развитиевнешней торговли и судоходства, используя для этого испытанныесредства-субсидии и привилегии. Для ведения внешней торговли создаются торговыекомпании (Сет-Индская, Северная, Левантийская и др.), которым былопредоставлено монопольное право торговли всеми товарами в определенныхгеографических районах.
В 1683 годубыл издан морской ордонанс, регулировавший вопросы морского торгового права имеждународного права, связанные с мореплаванием и захватом военной добычи вморе.
Семейно-брачныеотношения в основном регулировались нормами канонического права, а такжекутюмами и королевскими ордонансами.
Условиемвступления в брак являлось достижение определенного возраста, который длямужчин колебался от 13 до 15 лет, а для женщин составлял 18 лет. Для вступленияв брак необходимо было согласие сторон, а также согласие их родителей. Эдикт1556 года, подтвержденный Ордонансом Людовика XIII 1639 года, предусматривал,что согласие родителей не требовалось только при достижении сыновьями 30-летнеговозраста, а дочерьми 25-летнего. Дочь умершего вассала должна была получитьсогласие сеньора, который мог указать ей по достижении ею брачного возрастажениха, способного нести ленную службу. Она могла потребовать представление ейна выбор трех кандидатов. Сервы не могли вступать в брак ни со свободными, ни скрепостными другого господина без согласия господ. Позже это согласие былозаменено платой особой брачной пошлины – формарьяжа. Господин сервов имел право«первой брачной ночи».
В раннийпериод феодализма для действительности брака достаточно было взаимного согласиясторон и фактического брачного сожительства. Затем церковь добиласьобязательности церковного освящения брака. В 1545 году Тридентский соборобъявил недействительными браки без церковного обряда. Заключение брака должнобыло представлять собой таинство, освященное церковью.
Недействительнымиявлялись также браки между несовершеннолетними, между лицами, не получившимикрещения, между родственниками, браки, заключенные под влиянием насилия илиошибки, исключавших возможность согласия на брак с данным лицом, и бракидуховенства.
Каноническоеправо, в принципе, не допускало развода. Оно ограничивало также вступление и вовторой брак. Однако эдикт 1569 года под влиянием римского права воспринялосновные положения о вторых браках из кодификации Юстиниана.
Обычное правоустанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества содня бракосочетания. Если не было особого соглашения, то в общее имуществовходили и долги, сделанные супругами до брака. В южных районах Франции, гдедействовало римское право, общности имущества не было. Муж управлял ипользовался приданым, пока длился брак. После смерти жены приданое переходилоее наследникам, а после смерти мужа – к жене.
Первоначальноиз наследования феодалами исключались лица, не способные нести военную службу,в том числе и дочери вассала, и феоды после смерти вассала возвращалисьсеньору, который за особую плату (рельеф) в порядке инвеституры передавал этотфеод старшему сыну вассала (принцип майората). В XII веке в обычном правеустанавливается правило: «Мертвый вводит во владение живого», которое привело ктому, что все дети мужского пола были допущены к наследованию отцовского феода.
Обычноефеодальное право устанавливало различный порядок наследования родовойнедвижимости, т.е. полученных от восходящих родственников, и благоприобретенныхнедвижимости и движимых вещей. В ХIII-ХIV вв. устанавливается правило наследованияродовой вотчины (феода) нисходящими родственниками мужского пола, т.е.сыновьями, с правом старшего сына на преимущественную долю. В случае отсутствиянаследников мужского пола к наследству стали допускаться дочери. Восходящиеродственники не могли наследовать родовые вотчины, ибо обычаи устанавливалиправило: «Родовые вотчины не наследуются восходящими». Поскольку после смертиодного из супругов часть имущества оставалась у пережившего супруга, а другаяшла наследникам, действовало правило, что имущество отцов шло наследникам поотцовской линии, а материнское – наследникам по материнской линии.
Благоприобретенныенедвижимости и движимые вещи переходили по наследству сначала ближайшим постепени нисходящим родственникам, а в случае их отсутствия – восходящим.Исключались из наследования лица, принявшие монашеский обет, и лица, осужденныена вечную ссылку и на галеры.
Жена несчиталась наследницей после смерти мужа, а муж – после смерти жены. В случаесмерти одного из супругов переживший супруг получал половину движимых иблагоприобретенной недвижимости. Для пережившей жены предусматривалась вдовьячасть, которая устанавливалась при заключении брака. Из постановления короляФилиппа Августа 1214 года видно, что вдовья часть заключала в себя половинувсего того, что имел муж, когда женился. Зачастую вдовья часть указывалась призаключении брака в качестве брачного дара.
На ЮгеФранции с ранних пор широко было развито наследование по завещанию. На Севереже наследование по завещанию развивалось медленно.
Карательноеострие права было направлено в первую очередь против зависимого крестьянства.
В случаевыступления крестьян против их сеньоров к ним применялась главным образомвнесудебная расправа, голое насилие. Восставших крестьян вешали, им отрубалиголовы, руки и ноги, колесовали и т.п.
Вовзаимоотношениях между феодалами действовал принцип сильного, ибо споры междуними зачастую решались силой оружия: путем поединков или войн. В других случаяхих споры разрешались судом равных, т.е. судом равных им по рангу феодалов,собиравшемся при их сеньоре.
К духовнымлицам уголовно-правовые нормы применяли церковные суды, к горожанам – городскиесуды. Крестьяне же подлежали суду своего господина, который осуществлял надними и судебную, и внесудебную расправу.
Огромное влияниена уголовно-правовые нормы оказывали церковь и религия. Это влияние выражалосьв первую очередь в отношении к преступлению, как к «греху», «наваждению сатаны»,а к наказанию – как к «искуплению греха», «очищению души» и т.п.
В феодальномправе еще не установился окончательно принцип ответственности за личную вину и,следовательно, сохранялось объективное вменение, т.е. наказание без вины. Этонашло свое выражение в сохранении. ответственности малолетних и невменяемых, вответственности, за чужую вину, а также в ответственности животных,неодушевленных предметов и проч. Но принцип ответственности за личную вину всеболее пробивал себе дорогу.
В периодраннего феодализма в обычном праве продолжался процесс замены системыкомпозиций наказаниями, связанными с лишением жизни, имущества, свободы и т.п.,наметившийся еще во Франкском государстве. К XIII веку о преступлении сложилосьуже представление как о противоправном действии, за которое следуетгосударственная кара. «Кутюмы Бовези» уже различают преступления в зависимостиот установленных за них наказаний: I) преступления, караемые смертью, 2)преступления, за которые следует долголетнее тюремное заключение с конфискациейимущества, и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертнойказни, без увечья и тюремного заключения. При этом они подчеркивали, что силанаказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил икому нанесен ущерб.
К первомувиду преступлений относились убийство, изнасилование, поджог, кража,религиозные преступления, фальшивомонетничество и др. Причем за поджог и кражу,а также фальшивомонетничество устанавливалась смертная казнь через повешение сконфискацией имущества, а за религиозные преступления – сожжение и конфискацияимущества.
В «КутюмахБовези» подчеркивается необходимость учитывать субъективную сторону в случаесовершения преступления. Так, говоря об убийстве, в них указано, что «убийствосостоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудьубить другого человека».
По мереукрепления королевской власти вырабатывается понятие преступления как нарушениякоролевского «мира» и ордонансов короля, т.е. законодательных предписаний,установленных королевской властью. Королевскими ордонансами ХIV-ХV вв. быливведены телесные и бесчестящие наказания (битье плетьми, отрезание ушей и т.п.),тюремное заключение и ссылка. Именно в этот период вырабатывается представлениео цели наказания как устрашении, направленном не только на причинение страданияпреступнику, но и на воздействие на других лиц с тем, чтобы они не совершалипреступлений.
Завершениесоздания системы преступлений и наказаний относится к периоду абсолютизма. Наформирование этой системы решающее влияние оказывают королевские ордонансы,проникнутые идеями римского уголовного права.
Всюсовокупность преступлений, предусмотренных правом того периода, можносгруппировать в три категории:
I) преступления противрелигий: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.п.;
3) преступления противгосударства: посягательства на особу короля или членов его семьи, изменакоролю, посягательства на безопасность государства. Если в период феодальнойраздробленности и в некоторой мере в период сословно-представительной монархиитакие действия рассматривались как нарушение вассальной верности, и феодалывысшего ранга считали себя оправе вызвать короля на поединок, то теперь такоеположение уходит в прошлое. В этот период складывается даже понятие «оскорблениевеличества», за что нес ответственность не только виновный, но иногда и егонисходящие родственники;
3) преступления противчастных лиц.
С развитиемво Франции мануфактур растут социальные конфликты между предпринимателями ирабочими, а также между цеховой верхушкой и подмастерьями и учениками. В этихусловиях появляются предписания, запрещающие подстрекать рабочих к стачкам,организовывать и проводить собрания рабочих, «сеять крамолу» между ними и т.п.Королевский эдикт 1776 года запретил собрания рабочих, подмастерьев и учеников.
Наказания впериод абсолютизма преследуют ярко выраженную цель устрашения и носятчрезвычайно жестокий характер. Нормы права не знали соответствия между тяжестьюнаказания и характером преступления.
Предусматривалосьнесколько наказаний за одно и то же преступление, назначение наказания зависелоот усмотрения суда.
Все видынаказания можно объединять в следующие группы:
1) тяжкие наказания:смертная казнь в различных видах (отсечение головы, повешение, колесование,четвертование, сожжение, разрывание на части и т.п.); вечная ссылка;пожизненные каторжные работы на галерах и т.п. Смертная казнь предусматриваласьза самые различные преступления: оскорбление величества, мятеж, богохульство,ересь, колдовство, подделка монет, кровосмешение, кража и др. Причем зачастуюсмертная казнь сопровождалась дополнительными мучениями;
2) членовредительные ителесные наказания: отрезание языка, ушей, губи т. п., бичеваниеплетьми;
3) тюремное заключение исрочные каторжные работы;
4) позорящие наказания:штраф с выставлением у позорного столба, вождение в обнаженном виде и проч.;
5) штрафы, несопровождаемые выставлением у позорного столба, и прочие наказания (например,публичное порицание).
При общемпринципе ответственности за личную вину, установившемся в то время, в рядеслучаев продолжало действовать объективное вменение при назначении наказания.Например, королевский Ордонанс 1670 года предусматривал возможность привлеченияк ответственности общин или корпораций в тех случаях, когда преступные действиябыли вызваны их постановлениями.
В периодфеодальной раздробленности процесс продолжает оставаться обвинительным: деловозбуждается по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходит вформе спора между сторонами, стороны обладают равными, процессуальными правами.Он протекал публично и устно с соблюдением определенных форм. Полное равенствосторон проводилось настолько далеко, что в случае откладывания дела обвинительи обвиняемый должны были подвергаться одному и тому же режиму: если обвиняемогопри обвинении некоторых тяжких преступлениях сажали до суда под замок, то той жеучасти подлежал и обвинитель. Это делалось, для того, чтобы не создаватьобвинителю преимуществ в деле собирательства доказательств.
Представительствов процессе первоначально не допускалось, но постепенно при разбирательствегражданско-правовых споров стали допускать представителей. Защитников не было,но стороны могли на равных основаниях пользоваться услугами «знатоков права», ав XIII веке уже появляются адвокаты.
Порядоквызова в суд устанавливался в зависимости от сословного положения обвиняемого. Так,«Кутюмы Бовези» проводят различие между вызовом в суд дворян и лиц незнатногопроисхождения. В первом случае судья-сеньор вызывал дворянина при помощи двухравных ему по положению лиц, по крайней мере, за 15 дней до судебногозаседания, а простолюдина вызывал судейский служитель (сержант) накануне или вдень судебного заседания.
По-прежнему,как и в раннефеодальный период, наилучшим видом доказательства являлосьпризнание обвиняемого или ответчика. В «Кутюмах Бовези» отмечается появлениенового вида доказательств: письменных доказательств.
В случаеотрицания обвиняемым вины или отказа ответчика признать иск прибегали длядоказательства к свидетельским показаниям или судебному поединку. В периодфеодальной раздробленности сохраняются еще ордалии, наиболее распространеннымивидами которых были испытание холодной или кипящей водой и раскаленным железом.Постепенная отмена ордалий начинается с XIII века. Вид доказательства избиралобвинитель, но если он при этом терпел неудачу, то не имел права прибегнуть к другомувиду доказательства.
Присвидетельских показаниях необходимо было по меньшей мере два свидетеля. Немогли быть свидетелями родственники, слуга сторон и зависимые – от них лица.Первоначально сервы не могли быть свидетелями в делах касавшихся свободныхлюдей.
Судебныйпоединок превратился в один из основных видов доказательства при спорах междусвободными людьми и особенно между феодалами. Вызов на судебный поединокпроисходил в строго определенной форме. Обвинитель произносил определеннуюформулу вызова. Одновременно обвинитель бросал перчатку в лицо обвиняемому.Если последний поднимал ее, значит, принимал вызов, на поединок.
Дворянедрались верхом и в полном вооружении, а простые люди-палками. В случаестолкновения на суде лиц разного социального положения действовало следующееправило: рыцарь, унизившийся до вызова на поединок простолюдина, дрался пешим,без шлема и палкой, а если простолюдин обвинял рыцаря, последний дрался верхоми своим оружием. Духовные лица, женщины, дети, мужчины старше 60 лет и калекимогли выставлять вместо себя специальных бойцов, и в этом случае побежденномубойцу отрубали кисть правой руки.
Судебныйпоединок происходил в присутствии судей и в определенном ими месте. Побежденныйпризнавался неправым и либо приговаривался к соответствующему наказанию, либопринуждался к удовлетворению предъявленного ему иска. В случае обвинения впреступлении, за которое следовала смертная казнь, побежденный на местеподвергался казни.
На судебныйпоединок можно было вызвать и свидетелей, с показаниями которых та иди инаясторона была не согласна. Феодальный процесс первоначально не знал обжалованиярешения суда в собственном смысле слова. Если сторона была не согласна срешением суда, она могла вызвать на поединок всех судей по очереди или весьсостав суда сразу, за исключением сеньора-председателя суда. Для того чтобыизбежать поединка сразу со всеми судьями, равными ему по положению, которыевысказывают единое мнение, обвиняемый должен был обратиться к сеньору спросьбой, чтобы каждый член суда громко произносил свое мнение.
Обжалование ввиде вызова на поединок осуществлялось тут же, на месте судебного заседания.Простолюдинам запрещалось обжаловать решение суда своих сеньоров.
Начиная среформ Людовика IХ Святого судебный поединок постепенно исчезает в качествевида судебного доказательства. Дальнейшее развитие процесса и отделениегражданского процесса от уголовного связано с двумя основными факторами:обострением классовой борьбы и усилением королевской власти. Суд превращается ворудие королевской карательной политики. На смену обвинительному процессуприходит новая форма, получившая название следственно-розыскного, иначеинквизиционного процесса. На его возникновение и основные черты огромноевлияние оказало каноническое право.
Характернымичертами этой новой формы процесса по разбирательству уголовных дел являютсяследующие:
1) право возбужденияуголовного дела переходит от потерпевшего к органам государства, которые уже пособственной инициативе разыскивают преступника и ведут следствие;
2) процесс подразделяетсяна две стадии: первая стадия – тайный розыск преступника и проведениенеобходимых следственных действий – по его изобличению, оформляемыхпротоколами; вторая стадия – публичное и открытое судоговорение, которое тожепостепенно превращается в тайное, ибо разбор дела сводится к оценке судьямидоказательств, собранных на первой стадии процесса;
3) в видах доказательствгосподствует система так называемых формальных (легальных) доказательств. Законустанавливает значение, вес каждого доказательства. Судья уже не выноситрешение на основе своего внутреннего убеждения, основанного на оценкепредставленных суду доказательств, а должен оценивать доказательства всоответствии с правилами, предписанными законом. Гак, например, полным доказательствомсчиталось показание только двух свидетелей, а показание одного свидетеля – этополовина доказательства и т.д. Были установлены даже 1/4, 1/8 частидоказательства;
4) используется пытка каксредство получения признания обвиняемого, ибо «признание считалось основнымвидом доказательства, «царицей доказательств».
Эта формапроцесса складывалась постепенно, зародилась раньше всего в королевских судах.Практика королевских судов по борьбе с «разбойниками», «'бродягами», «нищими» ит.п. была впервые обобщена в Ордонансе Людовика XII «О суде и охране порядков вкоролевстве» 1498 года, который законодательно оформил введениеследственно-розыскного, инквизиционного процесса наряду с обвинительнымпроцессом. В 1339 году Ордонанс Франциска I «Об отправлении правосудия» дополнилпредыдущий Ордонанс, еще больше ограничив права обвиняемого в процессе.Окончательное законодательное оформление данной формы процесса было завершено «Большимуголовным ордонансом» 1670 года. Согласно Ордонансу 1670 года процесс начиналсясо стадии предварительного расследования, которая включала общее и специальноерасследование. Общее расследование заключалось в установлении факта совершенияпреступления и розыске лица, совершившего его. Предварительное расследованиеначиналось не только по жалобе потерпевшего, но и по доносу, и по инициативепрокурора или судебных органов. Во время общего расследования производился сбордоказательств, уличающих преступника. Этим занимался специальный следственныйсудья, облекавший все свои следственные действия в форму письменных протоколов.
Приспециальном расследовании производилась проверка всех собранных доказательств.Все свои показания обвиняемый должен был давать под присягой. При новой формепроцесса появился такой вид доказательств, как очная ставка. Для полученияпризнания обвиняемого к нему применяли пытку. Все следственные действия и наэтой стадии оформлялись в письменном виде.
Послеокончании предварительного следствия дело поступало в суд, который рассматривалматериалы предварительного расследования в закрытом, негласном заседании.Докладчиком на судебном заседании был следственный судья. По докладуследственного судьи должен был дать свое заключение прокурор. После допросаобвиняемого суд выносил приговор.
Помалозначительным преступлениям после проведения предварительного расследованиямогло быть проведено судебное разбирательство дела на началах обвинительного(ординарного) процесса.
В периодабсолютизма гражданский процесс отделается от уголовного. Основные началагражданского процесса были закреплены Ордонансом 1667 года. Гражданский процесссочетал письменное производство до начала судебного разбирательства с публичными устным характером судебного разбирательства, основанного на началахсостязательности. Рассмотрение дел должно было происходить с участием прокуроракак представителя государства и представителей сторон – адвокатов.
Возникновениегосударства у франков связано с именем одного из военных вождей – Хлодвига изрода Меровингов. Под его предводительством на рубеже V–VI вв. франками былазавоевана часть Галлии. Образование нового государства сопровождалось развитиемв недрах франкского общества феодализма, становлением новых отношенийсобственности и формированием новых классов.
Развитиефеодального государства у франков можно разделить на два этапа: 1) V–VII вв. – периодмонархии Меровингов и 2) VIII в. – первая половина IX в. – периодмонархии Каролингов.
Вполитическом отношении Франкское королевство при Меровингах не было единымгосударством. Сыновья Хлодвига после его смерти начали междуусобную войну,которая продолжалась с небольшими перерывами более ста лет. Но именно в этотпериод произошло формирование новых социально-классовых отношений. С цельюпривлечения франкской знати короли практиковали широкую раздачу земли. Подаренныеземли становились наследственной и свободно отчуждаемой собственностью(аллодом). Постепенно происходило превращение дружинников вфеодалов-землевладельцев.
Важныеизменения происходили и в среде крестьянства. В марке (крестьянской общине уфранков) утверждалась частная собственность на землю (аллод). Активизировалсяпроцесс имущественного расслоения и обезземеливания крестьян, котороесопровождалось наступлением феодалов на их личную свободу. Существовало двеформы закабаления: с помощью прекария и коммендации. Прекарием называлсядоговор, по которому феодал предоставлял крестьянину участок земли на условияхвыполнения определенных повинностей. Формально этот договор не устанавливалличной зависимости, но создавал благоприятные условия.
Коммендацияозначала передачу себя под покровительство феодала. Она предусматривалапередачу господину права собственности на землю с последующим ее возвращением ввиде держания, установление личной зависимости «слабого» от своего патрона ивыполнение в его пользу ряда повинностей.
Все этопостепенно привело к закабалению франкского крестьянства.
Раздачафранкскими королями земли привела к росту могущества знатных фамилий и кослаблению позиций королевской власти. Со временем позиции знатных укрепилисьнастолько, что они по существу управляли государством, занимая пост майордома.На рубеже VII–VIII вв. эта должность делается наследственным достояниемзнатного и богатого рода Каролингов, положившего начало новой династии.
В первойполовине VIII в. майордом из этого рода Карл Мартелл провел ряд реформ,имевших важнейшие последствия для структуры франкского общества.
Суть реформсводилась к следующему. Земли и жившие на них крестьяне стали передаваться не вполную собственность, а в условное пожизненное держание – бенефиций. Держательбенефиция должен был нести службу, главным образом в пользу лица, вручившегоземлю. Объем службы определялся размерами бенефиция. Отказ от службы лишалправа на бенефиции. Таким образом было создано хорошо вооруженное конноевойско, укрепившее позиции центральной власти. Постепенно помимо главыгосударства бенефиции стали раздавать и крупные феодалы. Так стали складыватьсяотношения соподчиненности феодалов, позже получившие название вассалитета.
Ростфеодального землевладения сопровождался усилением военной, финансовой исудебной власти над крестьянами, жившими на их землях. Это выражалось вувеличении так называемых иммунитетных прав феодалов. Феодал, получившийиммунитетную грамоту от короля, осуществлял на подвластной ему территории всюполноту финансовой, административной и судебной власти без вмешательствакоролевских чиновников.
Усилениецентральной власти привело к провозглашению в 751 году сына Карла Мартелла,Пипина, королем франков. При его сыне Карле, прозванном Великим, франкскоекоролевство достигает своего расцвета. А в 809 году Карл Великий принимаеттитул императора.
Эволюциягосударственного строя в этот период шла двумя направлениями: укреплениесобственно королевской власти и ликвидация местного самоуправления.
Уже первыефранкские короли обладали значительной властью. Они созывают народное собрание,ополчение и командуют им во время войны, издают общеобязательные распоряжения,чинят высший суд в государстве, собирают налоги. Неисполнение королевскогоповеления кралось крупным штрафом или членовредительством вплоть до смертнойказни.
Постепеннобыли ликвидированы местные формы самоуправления – традиционные собраниядеревень и их объединений (сотен). Страна была разбита на округа во главе скоролевским чиновником (графом). он осуществлял административную, судебную ивоенную власть во вверенном округе.
Центральноеуправление было в это время сравнительно простым:
Королевскиечиновники награждались имениями, располагали частью собираемых судебных пошлин.Со временем имения перешли в феодальную собственность их владельцев, а названиедолжности – в почетный наследственный титул.
право феодальный франция государство
2. Феодальноегосударство Франции
Французскоекоролевство возникло после распада империи Каролингов.
Король.Королевская власть была выборной. После смерти главы государства новый корольвыбирался его вассалами и высшими иерархами французской церкви.
Королевскаякурия (Великий совет) была по существу единственным, общегосударственныморганом, имевшим возможность оказывать влияние на положение дел в большей частистраны. Великий совет королевских вассалов и высших иерархов церкви по своемухарактеру представлял собой съезд крупнейших феодалов страны.
Ведениюцеркви подлежали также преступления связанные с «грехом» (внебрачное сожительство,лжесвидетельство, нарушение обязательств, скрепленных клятвой на кресте, и т.д.
Вооруженныесилы. В условиях напряженной классовой борьбы, непрерывных военных столкновениймежду феодалами вооруженные силы приобретали исключительное значение. В сущностивесь класс феодалов был организован как военная сила. У короля, как впрочем и удругих сеньоров, для содержания большой наемной армии не хватало средств.
В концепериода феодальной раздробленности (особенно в XIII в.) наметиласьтенденция к усилению королевской власти, которая получила поддержку горожан.
Домен королябыл сравнительно невелик ив ряде случаев почти совпадал территориально с еголичными хозяйственными владениями. Поэтому дворцовые управляющие, ведавшиекоролевскими имениями, были одновременно и должностными лицами(министериалами), заведовавшими делами домена вообще. Весь домен был разделенна округа (превотажи). Во главе их находились прево-управляющие главного в томокруге королевского имения. Министериалы (в центре) и прево (на местах)назначались королем и выполняли все его распоряжения.
Суд. СудуФранции были присущи все характерные черты средневековой юстиции.
Каждыйсвободный должен был судиться «судом равных». Подсудность определенного лицазависела от той ступени иерархии, на которой оно находилось. Естественно, чтосеньоры высших рангов имели большую судебную власть («высшую» юстицию), чемнижестоящие (последние были наделены «низшей» юстицией). К первой относилисьпреступления, наказываемые, смертной казнью убийства, поджоги и т.д.), ковторой-все остальные. Исключение составлял разбой, который относился к «низшей»юстиции, но наказывался смертной казнью. В отдельных районах страны местныефеодальные обычаи (кутюмы) вручали «высшую» и «низшую» юстиции всем сеньорамвне зависимости от их ранга. В средневековой Франции военная сила, которойрасполагал сеньор, определяла в конечном итоге объем его реальных возможностейв области управления и суда. Границы между судом и произволом здесьокончательно стирались. Классовый, террористический характер феодальной юстициипроявлялся с наибольшей полнотой.
Большимиправомочиямив области суда была наделена церковь. Помимо обычной сеньориальной юстиции всвоих феодальных владениях церковь рассматривала дела определенной персональнойи предметной подсудности. Исключительно церковной юрисдикции подлежалиуголовные и гражданские дела духовенства, а также лиц недуховного звания, но послужбе связанных с церковью. Кроме этого, церковные суды рассматривали делавсех, посягнувших на незыблемость догматов религии и авторитет церкви (ереси,магия, колдовство, осквернение религиозных зданий и церковной символики).
Основныечерты. Важные сдвиги в социально-экономических отношениях обусловилисущественные изменения, в структуре феодального государства. Постепенноликвидируется политическая раздробленность. Государство принимает формусословно-представительной монархии (относительно сильная королевская властьсочеталась с представительством от сословий – Генеральными штатами – высшимсовещательным органом, наделенным правом разрешать введение новых налогов.
Создавалисьболее благоприятные условия для складывания единого общенационального рынка идальнейшего экономического и социального развития страны.
Королевскаявласть. Процесс оформления сословно-представительной монархии был сложным ивесьма противоречивым. Он начался с усиления королевской власти, что былонеразрывно связано с преодолением феодальной раздробленности.
Процессликвидации феодальной раздробленности и усиления королевской власти хотя и имелзначительные успехи, но был еще далек от своего завершения. Сохранилисьбольшие, фактически независимые сеньории, такие, например, как герцогствоБургундское (его правители неоднократно воевали со своими сюзеренами – французскимикоролями). Значительное число могущественных вассалов хотя я покорилось королю,но при удобном, случае пыталось восстановить утраченную независимость.
Объединениестраны могло быть успешно завершено лишь в новой государственно-правовой форме,с помощью новых, более эффективных средств: регулярной наемной армии,централизованного бюрократического аппарата, административного управления исуда. Некоторые мероприятия вэтом направлении уже были проведены. Ноэто были по существу лишь первые шаги. Королевскому правительству не хваталоглавного больших регулярных денежных поступлений, необходимых для содержаниябольшой армии солдат и чиновников
Первыесобрания сословного представительства – штаты (от франц. слова-сословия) – возниклиеще в XIII в. в отдельных провинциях. Это были периодически созывавшиесясобрания высшего духовенства соответствующей провинции (епископов, аббатов,деканов церковных капитулов), всех сеньоров и мэров – представителей городов.Штаты рассматривали различные вопросы, главным из которых было утверждениеединовременных денежных сборов – «помощей». Дворянство и духовенство налогов неплатили. Они давали, лишь согласие на обложение ими своих податных людей и самивзыскивали эти средства.
На первыхпорах провинциальные штаты созывались местными правителями и содействовали политическойконсолидации отдельных областей. Но очень скоро они оказались под контролемкороля. В его казну стали стекаться собранные средства.
В 1302 годувпервые было созвано общефранцузское собрание сословий. Его стали называтьГенеральными штатами в отличие от штатов в отдельных провинциях.
Событияпоследующих десятилетий (Столетняя война, крестьянские и городские восстания)превратили Генеральные штаты в важнейший орган феодального государства. Тогда исложилась их структура.
Каждоесословие (духовенство, дворянство и «третье сословие») было представленоотдельной палатой. Первая палата состояла из высшего духовенства(архиепископов, епископов, аббатов крупнейших монастырей). Во вторую палатупосылались выборные от дворянства. Причем феодальная знать (герцоги, графы) всостав палаты не входили. Они, как непосредственные вассалы короля, принималиучастие в выработке решений в составе Королевской курии. Третье сословиевыбирало своих депутатов. Считалось, что они представляют все свободноенепривилегированное население страны. Но в действительности выдвижениедепутатов проводилось главным образом в городах: больших и малых (местечках).Как правило, в выборах участвовал только городской патрициат, а депутатами былимэры и члены городских советов.
Все вопросырассматривались Генеральными штатами раздельно по палатам. Решение выносилосьпростым большинством голосов. Окончательное утверждение решения проводилось насовместном собрании всех палат, причем каждая палата имела только один голос.
Духовенство идворянство от налогов было освобождено. Им был предоставлен так называемыйналоговый иммунитет.
Королевскаявласть почти всегда добивалась от Генеральных штатов нужного ей решения.
Это неозначало, однако, постоянного, бесконфликтного сотрудничества монархии и Генеральныхштатов. Были моменты, когда «третье сословие» пыталось видеть в Генеральныхштатах нечто большее, чем только орган, вводящий новые налога.
В 1357 году,когда Франция переживала глубокий политический кризис, был издан ордонанс(указ), ставший впоследствии известным как «Великий мартовский ордонанс» 1357года.
Всоответствии с этим документом сессии Генеральных штатов должны были проводитьсядва раза в год. Для их созыва не требовалось предварительной санкции короля.Без согласия Генеральных, штатов не могли быть введены новые налога. Генеральныештаты получили право контролировать расходы правительства. Только с их согласияможно было заключить мир и объявить войну. Они назначали специальныхкоролевских советников.
Великиймартовский ордонанс был вершиной временного роста правомочий Генеральныхштатов. Добившись от них согласия на введение постоянных налогов, правительствосделало все, чтобы ордонанс 1337 года не был претворен в жизнь. И это емуудалось.
Последовавшеевскоре победоносное окончание Столетней войны содействовало дальнейшемуукреплению королевской власти. В ее распоряжении была большая наемнаярегулярная армия, разветвленный бюрократический аппарат, которые содержались засчет постоянных налогов, взимаемых без предварительного одобрения Генеральныхштатов.
Власть короляраспространялась на территорию, почти равную современной Франции. С точкизрения правящих кругов. Генеральные штаты выполнили предназначенную им роль.Начиная с XV века Генеральные штаты практически перестают созываться. Взамен ихправительство начинает изредка по своему усмотрению созывало, собрания нотаблей(именитых подданных). Но это учреждение, имевшее часто совещательные функции,никакого влияния на формирование политики оказать не могло.
К центральныморганам государственного управления в этот период относились:
Государственныйсовет (осуществлявший общее руководство и контроль за отдельными отраслямиуправления). Счетная палата (высший орган финансового управления), парламент(верховный суд). Эти органы сложились на базе Королевской курии.
Концентрациявсей полноты государственной власти в руках монарха привела к прекращениюдеятельности Генеральных штатов.
Резкоограничены были права парламентов, и прежде всего Парижского парламента. Эдикт1641 года обязал его регистрировать все ордонансы короля. Прячем для этого ужене требовалось личного присутствия главы государства. Парламентам былозапрещено брать в свое ведение какие-либо дела, которые касались государства,администрации, и правительства.
Средидолжностных, лиц наибольшее значение имели:
канцлер,осуществлявший текущее управление и контроль за деятельностью должностных лиц.Во время отсутствия короля он председательствовал в Государственном совете. Подего руководством составлялись проекты королевских указов (ордонансов);
коннетабль – командирконного рыцарского ополчения, начиная с ХIII века – командующийкоролевской армией;
камерарий, введении которого находилась королевская казна;
галатины – королевскиесоветники, выполнявшие отдельные особо важные поручения короля.
С этимисановниками король советовался (совместно или порознь) по всем вопросамгосударственного управления и суда.
Должностныелица, составившие костяк нового государственного аппарата управления, были, какправило, люди незнатные, обязанные своим возвышением королю.
Королевскаявласть подчинила своему контролю церковь. Болонский конкордат 1316 годапредоставил королю исключительное право назначать кандидатов на высшие посты вофранцузской церкви. Очень скоро последующее подтверждение этих кандидатур папойпревратилось в формальность. В результате выдвижение на высшие церковныедолжности стало одним из видов королевского пожалования.
Государственномуаппарату французского абсолютизма были присущи некоторые особенности. К ихчислу нужно отнести продажу государственных должностей. Принося немалый доходправительству, она в конечном итоге имела для него отрицательные последствия.Держатели государственных должностей чувствовали себя относительно независимопо отношению к монархии, которая не могла уволить их с государственной службы(отзыв был возможен только в том случае, если чиновник совершил должностноепреступление, установленное в судебном порядке).
В периодполитических кризисов XVI века, особенно во времена религиозных войн,правительство с целью привлечения на свою сторону знати вынуждено было передатьее представителям некоторые важные посты в государственном аппарате (постыгубернаторов, бальи).
В странеодновременно функционировали государственные органы, которые условно могли бытьразделены на две категории.
К первойотносились учреждения, унаследованные от прошлого, с системой продаваемыхдолжностей и частично контролируемые знатью. В их ведении находиласьотносительно второстепенная сфера государственного управления. Вторую категориюпредставляли органы, созданные абсолютизмом. Они состояли из чиновников,назначенных правительством. Должности здесь не продавались. Эти органысоставляли основу управления.
В целом жебюрократический механизм абсолютизма был чрезвычайно сложным, громоздким, разбухшимот огромного числа подчас ненужных учреждений. Многое органы не имели четкоочерченной компетенции и нередко дублировали друг друга. Все его содействовалоеще большему росту волокиты, коррупции и иных злоупотреблений, которые впоследнее столетие абсолютизма приняли невиданные ранее размеры.Государственный аппарат стоил стране огромных средств.
Центральныеорганы государственного управления представляли собой сочетание различныхучреждений, созданных в разные периоды.
В их числебыл Государственный совет. Ныне в его состав входили представители высшейпридворной аристократии и «дворянства мантии». Государственный совет фактическипревратился в высший совещательный орган при короле. Его дополняли специальныесоветы: Совет финансов. Совет депеш (сообщения с мест) и т.д. Функционировалряд других органов: Тайный совет, ведению которого подлежал, в частности,кассационный пересмотр некоторых категорий дел; аппарат канцлера – почетногопредставителя короля, председательствовавшего в его отсутствие в советах.
Часть этихорганов действовала более или менее постоянно (Совет депеш. Совет финансов),другие функционировали от случая к случаю или не созывались вообще. Тем неменее должностные лица этих учреждении продолжали числиться на государственнойслужбе и получали огромное жалованье. Таким путем короли «подкармливали» ипривлекали на свою. сторону алчную и своевольную знать.
Органы,созданные во времена абсолютизма, возглавлялись Генеральным контролем финансови четырьмя государственными секретарями (по военным, иностранным, морским делами делам двора).
КомпетенцияГенерального контролера финансов была наиболее обширной. Он осуществлялруководство сбором и распределением денежных и иных материальных ресурсовкоролевства, проверял деятельность должностных лиц на местах. В его ведениинаходилась промышленность, торговля, финансы, государственные работы(строительство портов, крепостей, дорог и т.д.), пути сообщения. Генеральныйконтролер считался первым министром.
ФормальноГенеральный контролер и государственные секретари были подведомственныопределенным королевским советам. Но в действительности они подчинялись толькокоролю.
Король решалважнейшие вопросы внутренней и внешней политики в узком кругу лиц, пользующихсяего особым доверием. Среди них Генеральный контролер и Государственныесекретари занимали одно из первых мест. Эти совещания стали называться Малымкоролевским советом.
АппаратГенерального контролера и секретарей напоминал министерскую (ведомственную)систему управления. Но полного, четкого разграничения по отраслям еще не было.В ведении каждого секретаря находилось определенное число губернаторств, хотяглавные задачи стоявшие перед ними, были весьма далеки от проблем местногоуправления.
Местныеорганы государственного управления. В рассматриваемый период территориякоролевства была разделена на женералите, губернаторства, диоцезы, бальяжи,интендантства, соответствовавшие территориальным подразделениям финансового,военного, церковного, судебного и административного ведомств. Границы этих территориальныхединиц часто не совпадали.
В местномуправлении также сосуществовали две группы государственных органов. Первыеуходили своими корнями в прошлое, ко временам сословно-представительноймонархии. Ныне они утратили в значительной мере свои реальные правомочия ипревратились в известной степени в почетные синекуры (от лат «Sinecurа» – беззабот). Так произошло с бальи и прево. Аналогичная участь постигла учрежденнуюнесколько позже должность губернатора, командовавшего войсками вгубернаторстве.
Все они былиоттеснены на второй план интендантами – особыми
уполномоченнымикоролевского правительства на местах. Интенданты юстиции, полиции и финансов(таков был их полный титул) фактически руководили местным административнымуправлением и судом.
На этот постназначались обычно лица незнатного происхождения. В любой момент правительствомогло их сместить.
В округах, накоторые делились интендантства, реальная власть была вручена субделегатам,назначенными интендантом и подчиненным ему.
Провинциальныештаты там, где они сохранились, созывались только с разрешения короля ипроводили свои заседания под контролем интенданта или лица, им уполномоченного.Правомочия провинциальных штатов сводились главным образом к раскладке налогови сбору единовременных «добровольных» пожертвований короне.
Важное местов механизме абсолютизма заняла полиция. Наделенная широкими полномочиями, онастада вездесущей. Произвол и коррупция были обычной нормой поведения ее чинов.
Устанавливаетсяцензура книг, просматривается частная корреспонденция.
Финансы.Основным источником государственных доходов являлись налоги. Их росту в немалойстепени способствовало право королей самостоятельно вводить новые налоги иединовременные сборы. В пользу короны шли судебные пошлины и штрафы,гильдийские и ремесленные сборы, выручка от продажи королевских регалий, т.е.исключительных прав короля на производство и продажу определенного видапродукции (пороха, соли и т.д.).
Одновременнофункционировало несколько судебных систем. Были суды королевские, сеньориальные,городские, церковные. Четкое разграничение их компетенции отсутствовало. Судынередко дублировали друг друга, еще более усиливая этим волокиту. Бесконечнотянулись споры о подсудности.
Врассматриваемое время продолжалось усиление воли королевских судов. Всоответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинским ордонансом (1566 г.)им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Эдикт 1788 годаоставил сеньориальным судам в области уголовного судопроизводства лишь функцииорганов предварительного дознания. Им продолжали оставаться подсудныгражданские дела с небольшой суммой иска, но и они могли по усмотрению сторонсразу же передаваться в королевские суды. Королевская юстиция получила правпринятия к своему рассмотрению любого дела из некоролевского суда, на какой быстадии судебного разбирательства оно ни находилось. Исключение составлялинекоторые церковные дела.
Однако этимерыне вызвали улучшения деятельности судов, так как сама структура королевскойюстиции была крайне сложной и противоречивой. Общие королевские суды состоялииз трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов. Особымипреимуществами пользовался Парижский парламент, в состав которого наряду ссоветниками (судьями по профессии) входили 160 пэров Франции. При рассмотрениинаиболее важных дел его заседания возглавлял король.
Не меньшеезначение имел Государственный совет, считавшийся высшим, органом управления. Онодновременно рассматривался как высший суд и был наделен правом изъятия любогодела из ведения парламентов для проверки правильности применения ими нормправа. Им разрешались споры о подсудности.
Помимо общих,судов функционировали суды специальные. Фактически каждое ведомство имело свойсуд где рассматривались дела, затрагивающие ведомственные интересы.
Неопределенностькомпетенции, наделение судебными функциями административных органов,многозвенность юстиции создавали благоприятную почву для царившего в судахпроизвола и волокиты. Тон в этом задавали и правительство и сам король.
Начиная с правленияРишелье в постоянную практику вошло бессрочное тюремное заточение по приказукороля. Вскоре короли начали выдавать своим приближенным бланки приказов где небыли названы имена. Обладатель такого документа мог вписать фамилию неугодногоему лица и упрятать его в тюрьму.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.